Глава православной церкви в мире

[ назад ]

Содержание

Православные церкви

В этом разделе представлены не только 15 официальных церквей православия, но и все те церкви, которые продолжают в той или иной мере следовать православным канонам. Тут также играет значение происхождение церкви — некоторые группы, которые очень сильно отдалились от православия, но исторически являются его осколком, и при этом их сложно причислить к какой-нибудь другой категории (например обновленческие группы, или даже пост-христианские), все равно будут представлены именно в этом разделе.

Мировое (Каноническое) православие

Автокефальные церкви

Константинопольская Православная Церковь
Александрийская Православная Церковь
Антиохийская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь
Русская Православная Церковь
Румынская Православная Церковь
Сербская Православная Церковь
Болгарская Православная Церковь
Грузинская Православная Церковь
Элладская Православная Церковь
Кипрская Православная Церковь
Польская Православная Церковь
Православная Церковь Чешских Земель и Словакии
Албанская Православная Церковь
Православная Церковь Америки

Православная Автокефальная Церковь Охрида
Черногорская Митрополия

Автономные церкви

Финляндская Православная Церковь (Константинопольский Патриархат)
Японская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Синайская Православная Церковь (Иерусалимский Патриархат)
Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Латвийская Православная Церковь (Московский Патриархат) (1992-)
Антиохийская Православная Архиепископия в Америке (Антиохийский Патриархат)
Русская Православная Церковь Заграницей (Московский Патриархат)

Боснийская автономная православная церковь
Буковино-Далматская автономная митрополия

Церкви в Юрисдикции Константинопольского Патриархата

Эстонская Православная Апостольская Церковь
Украинская Православная Церковь Канады
Украинская Православная Церковь США и рассеяния
Американская Карпаторусская Православная Епархия
Русский Православный экзархат в Западной Европе
Албанская православная епархия в Америке

Белорусский совет православных церквей в Северной Америке
Латвийская Православная Церковь
Украинская Православная Церковь Америки

Церкви, вне общения с Мировым православием

Церкви русской традиции

Русская Православная Церковь Зарубежная (Виталия)
Российская Православная Автономная Церковь
Русская Истинно-Православная Церковь
Русская Православная Церковь Заграницей (Агафангела)
Российская Православная Церковь ( РПЦЗ(Антония) )
Российская Православная Церковь (Дамаскина)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Молдавия)
Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви
Российская Православная Церковь (Андриана)
Российская Православная Церковь (Виктора)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Совещание Архиереев)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Филарета)
Дальневосточная епархия Русской Православной Церкви Заграницей
Русская Православная Церковь Заграницей (Стефана)
Акефальные общины, ранее входившие в состав РПЦЗ или ее осколков
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (геннадиевская)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (исакиевская)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (алфеевская)
Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия
Православная церковь России (Истинно Православная Церковь)
Российская православная кафолическая церковь
Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви
Русская Православная церковь в Америке
Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод
Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви
Святая Соборная Апостольская Церквь в России
Молдовская Православная Церковь (Неофициальная Зарубежная Епархия, Российской Истинно-Православной Церкви)
Единая Православная Царская Российская Церковь
Российская Православная Церковь (Александра)
Царская Православная Церковь Святой Руси
Красноярское подворье Истинно-Православной Церкви
Российская Автокефальная Православная Церковь (Варсофония)
Казачья Поместная Церковь
Истинно-православная катакомбная церковь (ершовцы)

Малые эсхатологические православные группы

Истинно Православная Церковь (Дидима)
Луганская и Донецкая епархия РПЦЗ
Истинно-Православная Церковь (Ермогена)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Лавра)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (иосифлиане)
Российская Православная Кафолическая Церковь («даниловцы»)
Российская Православная Кафолическая Церковь («мечевцы»)
«Ярославская автокефалия»
Временный высший церковный совет (григориане)
Чувашская автокефальная национальная православная церковь
Истинно православные христиане Беспаспортные
Российская Истинно-православная церковь
Русская Истинно-Православная церковь, Нижегородская епархия
Российская Истинно-православная церковь (Амвросия)
Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (Дамиана)

Греческие старостильники

Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-николаиты)
Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-григориане)
Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-кирикиты)
Церковь Истинно-Православных Христиан Греции (флориниты-киуситы)
Церковь Истинно Православных Христиан Греции и Заграницей (флориниты-каллиникиты)
Старостильная Православная Церковь Греции (авксентьевцы)
Церковь Истинно-Православных Христиан Греции (флориниты-акакиане)
Святая Православная Церковь Северной Америки
Синод митрополита Христофора Месогейского
Истинно Православная Церковь Греции (авксентьевцы-иаковиты)
Автономная Православная Митрополия Аквилеи, Западной Европы и Канады (Миланский Синод)
Митрополия Авлона и Беотии
Греческая Миссионерская Православная Архиепископия Америки
Традиционная Православная Церковь Греции и Диаспоры
Священный Синод Старого Календаря Греции и всея Эллады
Истинно-православная церковь Греции
Малые группы греческих старостильников

Церковь Истинно Православных христиан Греции (единая — до 1937)
Церковь Истинно Православных христиан (флориниты)
Старостильная Православная Церковь Греции (Геронтия)
Греческая Церковь Истинно-Православных Христиан (флориниты-каллистовцы)
Истинно Православная Церковь Греции (Синод Афанасия)
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Канады
Греческая Православная Церковь — Священный Синод Противостоящих

Прочие старостильные церкви

Румынская Православная Церковь Старого календаря
Румынская Истинная (Старостильная) Православная церковь
Ассоциация Христианская Православная Церковь Румынии
Истинно-Православная Церковь Румынии
Болгарская Старостильная Православная Церковь
Старостильная Православная Церковь Кипра
Сербская Истинно-Православная Церковь
Католическая Православная Церковь Португалии
Православная Церковь Латинской Америки

Украинские церкви

Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
Украинская Автокефальная Православная Церковь
Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная — Северной и Южной Америк
Украинская Православная Церковь Киевская Митрополия
Украинская Православная Церковь в Америке
Украинская Апостольская Православная Церковь
Украинская Автономная Православная Церковь Львова
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Василия)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная (арх.Александра)
Святая Украинская Православная Церковь в Изгнании
Украинская Автокефальная Православная Церковь — Митрополия Объявления — Новопечерский Монастырь
Украинская Автокефальная Православная Церковь Северной и Южной Америки
Истинно Православная Церковь — Слобожанская Архиепископия
Истинно-Православная церковь (Исаакия)
Святая Соборная Апостольская Церквь – Киевская Митрополия
Апостольская Греко-Православная Церковь Украины
Украинская Автономная Истинно-Православная Церковь
Украинская Автокефальная Православная Церковь — За границей

Украинская Автокефальная Православная Церковь (Первая генерация)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Вторая генерация)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Третья генерация)
Братское объединение украинских автокефальных православных церквей (Лубенский раскол)
Украинская Автокефальная Православная Церковь в Европе
Украинская Автокефальная Православная Церковь в эммиграции
Украинская православная церковь (приход Шиприкевича)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Соборноправная)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная (Бачинского)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная — Святой Синод Запада
Автономная Истинно Православная церковь Украины
Украинская Истино-Православная Церковь (Святой Софии Премудрости Божьей)

Украинская Византийская Пометсная Церковь

Белорусские церкви

Белорусская Автокефальная Православная Церковь (две ветви)
Белорусская Автокефальная Православная Церковь в Америке
Греко-православные приходы на Беларуси
Белорусская Православная церковь в изгнании
Американский Всемирный Патриархат

Непризнанные национальные автокефалии

Хорватская Православная Церковь
Турецкая Православная Церковь
Македонская Православная Церковь
Черногорская Православная Церковь
Альтернативный Синод Болгарской Православной Церкви
Альтернативный Синод Болгарской Православной Церкви (Гервасия)
Истинно Православная церковь Болгарии
Абхазская православная церковь
Апостольская Католическая Православная Церковь (Португалия)
Православная церковь Италии
Православная церковь Италии (Иринея)
Свободная Сербская Православная церковь в Австралии
Православная церковь Европы
Епархия Рашко-Призренская и Косово-Метохийская
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Австралии
Автономная Митрополия Православных Христиан Старого Календаря в Италии
Православная Митрополия Классиса и Западной ЕвропыИвановская автокефалия
Греческая Восточная Венгерская Православная Церковь
Апостольская Церковь Израиля
Испанская восточная церковь

Американские независимые православные церкви

Бывший экзархат Александрийской патриархии в США
Российская Православная Автономная Церковь в Америке
Автокефальная Святая Восточная Православная Архиепархия Америки
Объединенная Американская Православная Католическая Церковь
Итало-Греческая Православная церковь в Америке и Канаде
Сиро Русская Православная Католическая Церковь
Православная церковь Канады
Автокефальная Греческая православная церковь Америки
Русская Православная Катакомбная Церковь в Латинской Америке
Православный Синод Старого Календаря в Диаспоре
Православная Американская церковь
Автономная Православная Митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
Католическая Апостольская Константинопольская Церковь
Греческий Православный Патриархат Эфеса и Всей Америки
Старославный патриархат

Сербская свободная Православная Церковь
Независимая Болгарская епархия в Америке
Американская православная католическая церковь
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Канады
Объединенная Православная Церковь Америки (Украинская)
Русская Христова Народная Церковь
Святая Восточная Православная Католическая и Апостольская епархия Америки
Архиепархия Бруклина и Нью-Джерси
Епархия Небраски

Православные епископы, не входящие в какую-либо юрисдикцию

[ назад ]

Православная церковь

Православие (греч. orthodoxia — неуклонное следование установленным принципам) — одно из трёх основных направлений христианства наряду с католичеством и протестантизмом. Сложилось на территории Византийской империи примерно в одиннадцатом столетии и служило опорой императорской власти

Православие в отличие от католичества не имеет единого церковного центра и главы (папы). Православные церкви во всех странах независимы

Словарь церковных терминов

Автокефалия (автокефальная, поместная, церковь) — самостоятельность, самостоятельная

  1. Константинопольская
  2. Александрийская
  3. Антиохийская
  4. Иерусалимская
  5. Русская
  6. Грузинская
  7. Сербская
  8. Румынская
  9. Болгарская
  10. Кипрская
  11. Элладская
  12. Албанская
  13. Польская
  14. Чехословацкая

Автономная церковь — зависимая от автокефельной в некоторых юридических вопрсах

  1. Синайская
  2. Финляндская
  3. Критская
  4. Японская

Литургия — главное богослужение, обедня
Таинство — священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога

  1. Крещение
  2. Миропомазание
  3. Покаяние
  4. Евхаристия
  5. Брак
  6. Священство
  7. Елеосвящение

Игумен — настоятель мужского или женского монастыря
Патриарх — высший духовный сан

В Русской православной церкви было 17 патриархов, последние Алексий II (1929-2008), Кирилл (1946)

Евхаристия — освящении хлеба и вина и последующее их употребление, то есть как бы приобщение верующего к Телу и Крови Иисуса Христа
Белое духовенство — женатые приходские священники
Черное духовенство — монахи, давшие обет безбрачия
Митрополит — высшая степени церковной иерархии в черном духовенстве

В Русской православной церкви было 46 митрополитов от первого Леонтия (992—1008), до последнего Иова (1525-1607).

С момента принятия Русью православия и до ХIV века Русь представляла собой единую метрополию, и митрополиты назначались в Констнтинополе.

В 1448 году после объявления Русской церкви автокефальной (независимой) митрополиты избирались без участия Византии

Интронизация — возведение в сан патриарха
Протоирей — настоятель храма
Догматы церкви — основное положение вероучения, слепо принимаемое на веру, не подлежащее критике

  1. Триединство бога
  2. Греховность мира
  3. Боговоплощение
  4. Искупление
  5. Воскресение Иисуса Христа
  6. Вознесение Иисуса Христа
  7. Второе Пришествие и Страшный Суд
  8. Возрождение Церкви
  9. Воскрешение смертных
  10. Божественная и человеческая стороны Божьего сына;
  11. Возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон

Архиепископ — глава епархии (административно-территориального церковного округа)
Непереходящие праздники — определенные дни календаря

  • Рождество — 7 января
  • Крещение — 19 января
  • Сретение — 15 февраля
  • Благая весть — 7 апреля
  • Преображение господне — 19 августа
  • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
  • Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
  • Воздвижение Креста Господня — 27 сентября
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря

Переходящие праздники — ежегодно меняющие дату

  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица

Пасха 2018 года — 8 апреля, 2019 года — 28 апреля, 2020 — 19 апреля, 2021 — 2 мая, 2022 — 24 апреля, 2023 — 16 апреля, 2024 — 5 мая, 2025 — 20 апреля, 2026 — 12 апреля, 2027 — 2 мая

Сплошная седмица (сплошная неделя, всеядная неделя) — дни, когда церковь разрешает употребление скоромной пищи
Скоромная пища — мясо, жиры, молочные продукты, масло, яйца
Посты — воздержание от отдельных видов пищи на некоторое время

  • весенний (великий)
  • летний (Петров)
  • осенний (успенский)
  • зимний (рождественский, или Филиппов)

Канонизация — причисление к лику святых
Схизма — разделение христианской церкви на западную и восточную

История русской православной церкви. Кратко

  • 988 — Крещение в православие киевского князя Владимира и его дружины
  • 1036 — возведение Спасо-Преображенского собора в Чернигове
  • 1037 — В Киеве заложен собор Св. Софии
  • 1051 — первым русским по национальности митрополитом стал священник Иларион
  • 1051 — Основан Киево-Печёрский монастырь
  • 1273 — митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II на соборе Русской церкви во Владимире озвучил правила церковного облачиния с определением порядка набора священников
  • 1335 — Сергием Радонежским основан Троицкий монастырь, будущая Троицко-Сергиевская лавра
  • 1214-1218 — Рождение унии между католичеством и православием: идея принадлежала королю Андрею Венгерскому, пытавшемуся подчинить своему влиянию Галицию
  • 1404 — по взаимному согласию князя Московского Василия Первого и митрополита Киприана «все лица, принадлежащие к церкви, подчиняются суду митрополичьему»
  • 1439 — Митрополит Московский Исидор присоединил Русскую церковь у Флорентийской унии, объединяющей православие и католичество

6 июля 1439 года во Флоренции подписано соглашение об объединении католических и православных церквей на условиях принятия православием догм католического вероучения. Византийское духовенство и император Византии Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности

  • 1441 — Князь Московский Василий Второй арестовал митрополита Исидора «за измену православию»
  • 1443, 6 апреля — Собор православной церкви, открывшийся в Иерусалиме, отверг Флорентийскую унию
  • 1456 — митрополитом Киевским, Литовским и всея Руси назначен Григорий, ученик Исидора
  • 1459 — Собор Русской православной церкви назначил Иону митрополитом Московским, который отказался от титула митрополита Киевского. Церковный раздел между Юго-Западной и Северной Русью
  • 1524 — Объявление Москвы «Третьим Римом»
  • 1541 — Митрополитом Московским Макарием закончен 12-летний труд по систематизации русской церковной литературы, так называемых Великих Миней Четьих
  • 1551 — Распространение монахом Кирилло-Белоозерского монастыря Феодосием Косым «нового учения», отвергающего официальную церковь, основные догматы христианства, обряды и таинства, проповедующего идеи социального и политического равенство людей 1555 — Начало строительства на Красной площади Покровского собора (храма Василия Блаженного). Освящён 29 июня 1561 года
  • 1566, 20 июля — Митрополитом избран Филипп (в миру боярин Ф.

    Поместные Православные Церкви

    С. Колычев), который в 1568 году выступил с обличением внутренней политики Ивана Грозного, отказался благословить его и в 1569 году был задушен по приказу Ивана

  • 1581, 12 августа — В Остроге (Ровненская область) увидела свет первая печатаная библия на старославянском языке (Острожская библия)
  • 1589, 17 января — утверждено патриаршество в Руси. Первым патриархом стал Иов (поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II), автокефалия Русской православной церкви получила юридический статус
  • 1596, 11 октября — Брестская уния: соглашение некоторых епископов Киевской митрополии о принятии католического вероучения, но с сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.

    Возникновение униатской церкви

  • 1619, 24 июня — Интронизация Филарета (Романова), отца первого русского царя из династии Романовых, который до конца жизни был его соправителем и фактически руководил московской политикой. Отличался мудростью, терпимостью, справедливостью, неприятием корыстолюбия
  • 1639 — В период патриаршества иосифа празднование Иконы Казанской Богоматери стало всероссийской традицией (до этого почиталась только в Москве)
  • 1649, 8 февраля — закончено составление и редактирование Соборного Уложения, свода законов Московской Руси, в котором 13 глава заявляла учреждение Монастырского приказа, ведавшего финансовыми, административными и полицейскими вопросами по церковным делам.

    упразднён в 1677 году

  • 1652, 25 июля — Избрание патриархом Никона, предпринявшего реформу церковной обрядности и некоторых законов, которая не была принята частью верующих. Начало раскола Русской православной церкви, образование старообрядничества
  • 1666, февраль-ноябрь — Торжественное проклятье староверов
  • 1668, январь-1676, 22 января — восстание монахов Соловецкокого монастыря, не принявших реформы Никона, расправа с ними
  • 1681, ноябрь-1682, апрель — очередной собор учредил новые епархии для усиления влияния официальной церкви
  • 1682, 31 марта — сожжение на костре лидера старообрядцев священника Аввакума и его последователей
  • 1701, январь — Петром Первым восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого переходило управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами
  • 1721, 14 января — Петром Первым упразднено патриаршество, учреждена Духовная коллегия (будущий Святейший Синод). Главой Русской православной церкви стал император

Патриаршество упразднено Петром Первым. Главой русской православной церкви стал император. Восстановлено в 1917 году

  • 1722, май — Синод обязал священников открывать властям тайну исповеди, если в ней обнаружится угроза государству
  • 1730-1740 — В царствование Анны Иоанновны открытие в разных городах 16-ти славяно-латинских школ, названных семинариями
  • 1762, 21 марта — Указ Екатерины Второй об обращении монастырских и церковных имений в государственную собственность
  • 1764, 26 февраля — очередной этап секуляризации церковных и монастырских земель, церковные крепостные стали государственными
  • 1798, 1 марта — Император Павел Первый разрешил старообрядцам строить церкви во всех епархиях
  • 1850, 28 мая — По инициативе Франции начат «спор о святых местах» Иерусалима: т.е. о том, какой из церквей принадлежит право владеть ключами от Вифлеемского храма, обладать иными христианскими святынями в Иерусалиме и его окрестностях, ремонтировать храмы — приведший в Крымской войне
  • 1858, 11 июня — В Петербурге освящён Исаакиевский собор
  • 1883, 26 мая — В Москве освящен храм Христа Спасителя, разрушен 5 декабря 1931 года, заново построен в конце ХХ века
  • 1917, 15 августа- открылся Собор Русской православной церкви, на котором 11 октября было восстановлено патриаршество
  • 1817, 5 ноября — Патриархом избран митрополит Московский и Коломенский Тихон
  • 1918, январь Декретом СНК церковь отделена от государства
  • 1918, 15 февраля — Тихон обратился к верующим с призывом бороться против Советской власти
  • 1922, 26 февраля — Декретом изъяты церковные ценности в пользу голодающих Поволжья
  • 1922, 7 мая — Арест Тихона. Освобожден и помещён под домашний арест 16 июня 1923 года после «признания» своих ошибок, 7 апреля 1923 года умер
  • 1929, июнь — начало массового наступления на религию, закрытие церквей, монастырей, аресты священослужителей
  • 1932, 15 апреля — Объявление «безбожной пятилетки», к маю 1937 года слово «Бог» должно быть забыто
  • 1943, 4 сентября — Приём в Кремле Сталиным высших иерархов церкви, в результате образован Совет по делам Русской православной церкви
  • 1958-1964 — Очередная мощная антирелигиозная компания, усиление контроля государства над религиозными общинами
  • 1980, 20 августа — по обвинению в антисоветской пропаганде осужден защитник прав верующих священник Глеб Якунин
  • 1986, 24 ноября — М. С. Горбачев призвал к беспощадной борьбе с религиозностью
  • 1988, 6-11 июня — широко отмечается 1000-летие крещения Руси
  • 1990 — Принят закон о свободе вероисповедания и свободе совести

Ещё статьи

  • Февральская революция 1917 года
  • Апрельские тезисы В. И. Ленина
  • Октябрьская революция 1917 года
  • Возникновение православия. Основные этапы становления русской православной церкви

    ⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

    Разделение христианских церквей. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

    Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

    Но дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства.

    Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлении — православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

    Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая и сферу политики.

    Принятие христианства Киевской Русью. Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. — Грузия, в IX в. — Моравия и Болгария.

    I. Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. (принята Киевским князем Владимиром I Святославичем (ум. 1015)). Православие было такой религией, которая могла служить интересам утверждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые и культурные связи с Византией, где господствовало православие, великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

    В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Для упрочения новой общественной системы, нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

    Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались «варварами». Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса.

    II. После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978 — 1054), в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Русская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами — в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать «десятину» и скоро превратилась в крупного феодала. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и другие функции.

    III. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.

    В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 — 1598) был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.

    IV. Внутрицерковная борьба в XVII -ХУШ вв. Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 -1681). Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстноекрестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) поддержал реформы патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления вызвала протест со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

    Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего отвергли положение об их соответствии древнему христианству.

    Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет духовной власти над светской потерпела неудачу.

    В результате раскола образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий.

    В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели к образованию различных новых течений, среди которых наиболее мощными были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Молокане единственным источником божественной истины считали Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими отвергались. Человек спасается только личной верой.

    Другое направление духовных христиан, возникшее также в середине XVIII в. в среде государственных крестьян, — духоборы. Они, как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с православием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить в армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповедным документом духоборы считали не Библию, а «Книгу жизни» («Книга жизни» — это собрание псалмов, сочиненных самими духоборами). Бог в «Книге жизни» толкуется как «вечное добро», Иисус Христос — как человек с божественным разумом. Как и молокане, духоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

    Несколько раньше — во второй половине XVII в. — среди оброчных крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может вселиться в каждого верующего. Они отрицали институт церкви, отказались от православной церковной обрядности. Главной формой богослужений христоверов стали так называемые «радения», имевшие целью достижение единства со святым духом.

    От христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных верующих, которые в качестве главного средства нравственного совершенствования считали оскопление мужчин и женщин.

    V. Церковная реформа начала ХVШв. Петр I (1672 — 1725) ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер-прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной деятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить о замеченных им действиях, «клонящихся ко вреду государства».

    VI. Православная церковь в новых общественно-исторических условиях. После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран московский митрополит Тихон (Белавин) (1865-1925).

    В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после опубликования Советским правительством декретов и постановлений о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и особенно «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные акты.

    Часть православного духовенства, потребовала изменения курса церкви, лояльного отношения к власти.

    Современные Православные Церкви (справка)

    Это внутрицерковное движение, возглавляемое митрополитом А.Введенским (1888 -1946), получило название «обновленчество». В апреле — мае 1923 г. они созвали «собор» отколовшихся от остальной церкви групп «Живая церковь», «Союз общин древлеапостольской церкви» и других, «лишили» патриарха Тихона сана и высказались в поддержку советской власти.

     


    ⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒


    Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 459 | Нарушение авторских прав


    Похожая информация:



    Поиск на сайте:





    Возникновение ПравославияИсторически так сложилось, что на территории России, в основном, нашли свое место и испокон веков мирно сосуществовали несколько Великих мировых религий. Отдавая дань уважения другим Религиям, я хочу обратить Ваше внимание на Православие, как основную религию России.
    Христианство (возникло в Палестине в I веке н.э. из Иудаизма и получило новое развитие после разрыва с иудаизмом в II веке) — одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом ).

    В ходе формирования христианство распалось на три основные ветви :
    католицизм ,
    православие ,
    протестантизм ,
    в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.

    ПРАВОСЛАВИЕ (что означает — правильно славить Бога) — одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в XI веке в результате разделения церквей. Раскол произошёл в период времени с 60-х гг. IX в . до 50-х гг. XI в. В результате раскола в восточной части бывшей Римской империи возникла конфессия, которую по-гречески стали называть ортодоксией (от слов “ортос” — “прямой”, “правильный” и “доксос” — “мнение”, “суждение”, “учение”), а в русскоязычном богословии — православием, а в западной части — конфессия, которую её последователи назвали католицизмом (от греческого “католикос” — “всеобщий”, “вселенский”). Православие возникло на территории Византийской империи. Изначально оно не имело церковного центра, так как церковная власть Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. По мере распада Византийской империи каждый из правящих патриархов возглавил самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные церкви возникли и в других странах, в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

    Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

    Кто глава Православной Церкви

    Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.
    Вероисповедную основу православия составляютСвященное писание (Библия) и Священное предание .

    Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Епископом может стать только монах. В настоящее время в православии выделены

    • Поместные Церкви
      • Константинопольская
      • Александрийская
      • Антиохийская
      • Иерусалимская
      • Грузинская
      • Сербская
      • Румынская
      • Болгарская
      • Кипрская
      • Элладская
      • Албанская
      • Польская
      • Чехо-Словацкая
      • Американская
      • Японская
      • Китайская

    Русская Православная Церковь входит в состав Церквей Вселенского православия.

    Православие на Руси

    История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии.

    История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

    Введение христианства на Руси было закономерным явлением по той причине, что в VIII — IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй.

    Основные события в историирусского православия. В истории русского православия можно выделить девять основных событий, девять основных исторических вех. Вот как они выглядят в хронологическом порядке.

    Первая веха — 988 год . Событие этого года получило название: “Крещение Руси”. Но это образное выражение. А фактически имели место следующие процессы: провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси и образование Русской христианской церкви (в следующем веке её будут называть Русской православной церковью). Символическим действием, показавшим, что христианство стало государственной религией, было массовое крещение киевлян в Днепре.

    Вторая веха — 1448 год . В этом году Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной. До этого года РПЦ была составной частью Константинопольской патриархии. Автокефалия (от греческих слов “авто” — “сам” и “кефаль” — “голова”) означала полную самостоятельность. В этом году великий князь Василий Васильевич, прозванный Тёмным (в 1446 году он был ослеплён своими соперниками в межфеодальной борьбе), повелел митрополита из греков не принимать, а выбрать на поместном соборе своего митрополита. На церковном соборе в Москве в 1448 году первым митрополитом автокефальной церкви был избран рязанский епископ Иона. Константинопольский патриарх признал автокефалию Русской православной церкви. После падения Византийской империи (1553 г.), после захвата турками Константинополя Русская Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Православных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия. И до сих пор Русская Православная Церковь претендует на звание «третьего Рима».

    Третья веха — 1589 год . До 1589 года Русскую православную церковь возглавлял митрополит, и поэтому она называлась митрополией. В 1589 году её стал возглавлять патриарх, и Русская православная церковь стала патриархией. Патриарх — высший сан в православии. Учреждение патриаршества подняло роль Русской православной церкви как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях. Вместе с тем одновременно повысилось и значение царской власти, которая опиралась уже не на митрополию, а на патриархию. Учредить патриархию удалось при царе Федоре Иоанновиче, а главная заслуга в повышении уровня церковной организации на Руси принадлежит первому министру царя Борису Годунову. Именно он пригласил в Россию константинопольского патриарха Иеремию и добился от него согласия на учреждение патриаршества на Руси.

    Четвертая веха — 1656 год . В этом году Московский поместный собор предал анафеме старообрядцев. Это решение собора выявило наличие раскола в церкви. От церкви отделилась конфессия, которую стали называть старообрядчеством. В своём дальнейшем развитии старообрядчество превратилось в совокупность конфессий. Главной причиной раскола, по мнению историков, были социальные противоречия в России того времени. Старообрядцами стали представители тех социальных слоёв населения, которые были недовольны своим положением. Во-первых, старообрядцами стали многие крестьяне, которых в конце XVI века окончательно закрепостили, отменив право перехода к другом феодалу в так называемый “Юрьев день”. Во-вторых, в старообрядческое движение включилась часть купечества, ибо царь и феодалы экономической политикой поддержки иностранных купцов мешали развивать торговлю своему, российскому купечеству. И наконец, к старообрядчеству примкнули и некоторые родовитые бояре, недовольные потерей ряда своих привилегий.Поводом же для раскола послужила церковная реформа, которую осуществило высшее духовенство под руководством патриарха Никона. В частности, реформа предусматривала замену некоторых старых обрядов новыми: вместо двоеперстия троеперстие, вместо земных поклонов в процессе богослужения поясные, вместо крестного хода вокруг храма по солнцу крестный ход против солнца и др. Отколовшееся религиозное течение выступило за сохранение старых обрядов, этим и объясняется его название.

    Пятая веха — 1667 год . Московский поместный собор 1667 года признал патриарха Никона виновным в произнесении хулы на царя Алексея Михайловича, лишил его сана (объявил простым монахом) и приговорил к ссылке в монастырь. Одновременно собор вторично предал анафеме старообрядцев.

    Собор проходил при участии патриархов Александрийского и Антиохийского.

    Шестая веха — 1721 год . Пётр I учредил высший церковный орган, который был назван Святейшим Синодом. Этим правительственным актом были завершены церковные реформы, осуществлённые Петром I. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, царь “временно” запретил выборы нового патриарха. Этот “временный” срок отмены выборов патриарха продлился 217 лет (до 1917 года)! На первых порах руководила церковью учреждённая царём Духовная коллегия. В 1721 году Духовную коллегию заменил Святейший Синод. Все члены Синода (а их было 11) назначались и смещались царём. Во главе Синода на правах министра был поставлен назначаемый и смещаемый царём правительственный чиновник, должность которого называлась “обер-прокурор Святейшего Синода”. Если все члены Синода обязаны были быть священниками, то для обер-прокурора это было необязательным. Так, в XVIII веке более половины всех обер-прокуроров были людьми военными. Церковные реформы Петра I сделали Русскую православную церковь частью государственного аппарата.

    Седьмая веха — 1917 год . В этом году было восстановлено патриаршество в России. 15 августа 1917 года впервые после более чем двухсотлетнего перерыва в Москве был созван собор для выборов патриарха. 31 октября (13 ноября по новому стилю) собор избрал трёх кандидатов в патриархи. 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя монах-старец Алексий вытянул из ларца жребий. Жребий пал на митрополита московского Тихона. В то же время Церковь испытала сильное гонение от советской власти и претерпела ряд расколов. 20 января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который “ отделял церковь от государства” Каждый человек получал право “ исповедовать любую религию или не исповедовать никакой “. Запрещалось любое ущемление прав по признаку веры. Декрет также “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего. После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями Советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны. Большевики расстреливали священников, служивших благодарственные молебны после падения местной Советской власти. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение «обновленчества». Часть же, не принявшая это движение и не успевшая или не пожелавшая эмигрировать, ушла в подполье и образовала так называемую «катакомбную церковь». В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин были рассмотрены программы радикального обновления Русской Православной Церкви.

    На соборе был низложен патриарх Тихон и провозглашена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме. В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «Русскую православную церковь за границей». До 1928 года Русская православная церковь за границей поддерживала тесные контакты с Русской Православной Церковью, однако впоследствии эти контакты были прекращены. В 1930-е годы церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 года началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата. Всего в годы войны церковь собрала на военные нужды свыше 300 млн. рублей. Многие священники воевали в партизанских отрядах и армии, были награждены боевыми орденами. В течение длительной блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов. После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущёв.


    Константинопольский патриарх — самый главный над Православными Церквями всего мира?

    Я с детства искал ответ на вопрос «А чему, собственно, Православие учит людей»? Не воровать, людей любить, дружбу ценить, жить по чести, любимой не изменять? Ну а разве обычная светская этика, кодекс строителя коммунизма, наконец, разве он — учит не тому же самому? В этом и заключается шок для человека со стороны — он думал, что «понимал Православие», а оказывается «он его и не знал». Потому что Православие ВООБЩЕ не учит людей морали в том смысле, в котором мы привыкли ее понимать. И этот крах шаблона вводит людей в ступор.

    «Постойте, постойте, не спешите, молодой человек» — говорит голосом старого профессора некто, желающий узнать больше о Православии. Как это Православие — и не о морали? Нас же Церковь вроде как учит жить? Учит вести себя неким «правильным образом»?

    О, конечно!

    Но ровно в той же мере, в которой «экипаж самолета просит соблюдать спокойствие на борту воздушного судна». Потому что, как ни странно, цель Православия — вовсе не превратить планету в государство идеальных людей, живущих по совести и чести. Задача Православия — подготовить человека к вечной жизни.

    «Стоп, стоп, что еще за вечная жизнь? Это после смерти, что ли?»

    Интересный вопрос. И ДА, и НЕТ.

    Давайте себе представим, что наш мир — не единственно обитаемый. Более того, наш мир неким образом заражен смертельным вирусом, но этот вирус не биологический, а мысленный. Мы неким образом привыкли мыслить «нечисто». В наших мыслях и сердце нет-нет да и шевельнется зависть, или злость, или жажда обладания чем-то, чего у нас пока нет. Мы хоть раз в жизни, да ругались, хоть по мелочи, да крали (хотя бы даже чужое внимание).

    А Православие говорит — наша планета, строго говоря, не единственно обитаемая. Есть удивительные миры в другом измерении, миры, основанные на святости. И под святостью там подразумевается не кол-во поклонов и молитв, вовсе нет. Под святостью там подразумевается естественное поведение личности, которая любит пламенно, как в Ромео и Джульетте, любит всех, и все любят ее. Там разумные существа вечно юны, вечно прекрасны, беспредельно свободны, испытывают постоянную радость друг от друга и красоты вокруг них. Если вы когда-либо мечтали о жизни в Швейцарии, то жизнь в Царстве небесном круче в степени «зиллион».

    В нашем текущем состоянии нас туда не пустят. Потому что мы мыслим не правильно. Православие — это о том, как подготовиться к тому миру.

    Если мы цинично настроены и мыслим только «объективными категориями», сейчас впору скептически хмыкнуть. «Что за нелепые фантазии», что за эскапизм, наконец? От того, что я поверю в розового единорога, он реально не начнет существовать!

    В том и соль!

    Тезисы Православия неким образом можно проверить. Строго говоря, Православие говорит «мы вообще частенько грустны, мрачны, потому что у нас нет радости от жизни, а ее нет, потому что нас отравляет этот неверный образ мысли». В самом деле, кто ревновал или завидовал, тот готов подтвердить, что это чувство и в самом деле способно отравить жизнь. Даже банальное уныние и депрессия отравляют жизнь. Православие говорит — «есть методы изменить образ мысли». Люди пробуют методы, и убеждаются — с жизни как будто стерли пыль. Вновь вернулась радость, счастье, вновь ожила детская мечта «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я». И ты задаешься вопросом — «а как я вообще жил раньше, без веры»?

    В православии есть люди, у которых получилось выполнить все рекомендации до конца. Мы называем их святыми. Многие из них уже при жизни могли «попадать» в тот, другой мир, общаться с жителями того мира, и даже получать некие вещи из другого мира (например, свежие фрукты или цветы в разгар зимы).

    В некотором смысле, чтобы ощутить Рай, умирать не нужно. Многие из нас начинают ощущать Рай уже здесь, на земле. Испытывать невероятную чистоту души, радость, легкость в теле и душе. В принципе, у верующего до конца православного христианина стирается ощущение смерти в принципе. Смерть он воспринимает как «государственный выпускной экзамен», а всю жизнь — подготовкой к нему. Чем большего успеха в борьбе со своим образом мысли достигнет экзаменуемый, тем более высоким, ясным, светлым будет его статус в том, ином мире.

    Центральной фигурой христианства является Иисус Христос, историческая личность, которую мы считаем Богом. Во всем нашей мечте Иисус Христос — центральная фигура, главная точка всех наших ожиданий. Чтобы объяснить, что мы испытываем по отношению к Иисусу Христу, проще всего предложить посмотреть на те чувства, что испытывают люди по отношению к хорошему Царю, или мудрому и щедрому правителю, который позаботится о каждом.

    Мы жаждем иметь своим лидером и Отцом невероятную, мудрую, светоносную Личность с большой буквы. Это неким образом наполняет нас чувством уверенности и радости, что мы — под защитой разума столь мощного, что был способен сотворить вселенную. И неким образом эта Личность является гарантом всех наших ожиданий. Ведь у Иисуса Христа нет ограничений по возможностям.

    Осознавать, что тебя любит тот, кто не просто некая математическая абстракция, а вполне реальная личность, имеющая облик, с которой можно поговорить, насладиться общением, радостью встречи — очень радостно. Ликующе радостно. Поэтому христиане и называются христианами, что для них быть со Христом есть высшая точка жизни.

    Но как в это можно верить???

    А почему нет? Мы готовы верить в Бозон Хиггса, от которого нам никакой практической пользы и готовы верить в 40% годовых в паевых фондах, теряя впоследствии деньги. Мы готовы верить кому угодно, даже телевизору, но как только речь заходит о глобальной мечте, мы стыдливо опускаем глаза, не давая себе и права на мечту? Но почему? Почему мы готовы голосовать даже за политиков, идя на выборы (и зная заранее, что «наверняка обманут»), но не готовы даже дать себе права на мечту о небе? Неужели эта мечта менее правдоподобна, чем надежда на правительство, которому лично до тебя и дела то нет?

    Как бы то не было, Православие — это не учебник морали. И не тому учит Православие, что «надо жить правильно». Православие — это не нудный учитель. Это очень богатая красками, насыщенная мечта сотен тысяч людей. Мечта о дружбе с Богом, мечта о дружбе с небом, мечта о жизни на небе. И эта мечта начинает давать свои плоды уже на земле. Берешь, проверяешь и понимаешь — «да, это работает». В это нет нужды верить, эту мечту можно проверить.

    Почитайте и о том, ЧТО Я ЧУВСТВОВАЛ, КОГДА БЫЛ АТЕИСТОМ

    Соборная молитва по соглашению «Доброуст». Кол-во имен не ограничено!

    Эти книги помогут лучше понять веру

    Поиск Лекций


    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     

    1. Общая характеристика православия.

    2. Становление и современное состояние Русской православной церкви.

    3. Православие в Беларуси в современный период.

    4. Старообрядчество.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

    Православие – одно из трех основных направлений христианства. Оно исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено православие главным образом в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Незначительное количество верующих живет в странах Америки, Азии, Африки.

    Термин «православие» переводится с греческого слова «ортодоксия», что означает учение, суждение, отдание хвалы Богу. Как самостоятельное вероучение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Основы православия сформировались в Византии, где оно в IV – XI веках было господствующей религией. Окончательное отделение восточной церкви от западной произошло в 1054 году.

    Основой вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов). Православная церковь считает, что Священное Предание невозможно развивать. Святые отцы и первые семь Вселенских соборов сформировали христианское вероучение и его следует сохранять. На первом Вселенском соборе, который проходил в Никее в 325 году, христианская церковь в борьбе с ересью выработала первую часть Символа веры. После Никейского собора православными стали называть тех христиан, кто придерживался решений Никейского собора. Православную церковь называют еще и греко-католической.

    На втором Вселенском соборе, проходившем в 381 году в Константинополе, была вновь осуждена деятельность раскольников и в Символ веры, выработанном на Никейском соборе, были внесены дополнения. В результате сформировались основы христианского вероучения.

    Символ веры состоит из 12 частей или членов. В первом члене говорится о Боге как творце мира, первой ипостаси Святой Троицы. Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа. В третьем члене – сказано, что Иисус Христос для спасения людей сошел с неба, принял тело от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком. В четвертом, пятом и шестом членах говорится о страданиях и смерти Иисуса Христа, о его воскресении и вознесении на небо. В седьмом члене Символа Веры сказано о втором пришествии Иисуса Христа, что он будет судить живых и мертвых и его владычеству не будет конца. В остальных членах говорится о вере в «Духа Святого, Животворящего, Иже от Отца исходящего….», об отношении к церкви, о таинстве Крещения, о будущем всеобщем воскресении мертвых, о жизни вечной.

    Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит невидимая благодать Божия. Всего 7 таинств.

    Крещение. Это таинство, во время которого верующий троекратно погружается в воду или обмывается водой с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек обретает духовное рождение, с него снимается первородный грех, он становится членом церкви.

    Миропомазание. В этом обряде верующему крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром). Это означает, что на человека спускается Дух Святой, чтобы помочь ему содержать свою жизнь в чистоте и укреплять ее силой духовной.

    Причащение, или евхаристия. Под видом хлеба и вина верующие принимают тело и кровь Иисуса Христа. Это таинство дает возможность верующему соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего воскресения.

    Исповедь, или покаяние. Это признание своих грехов перед священником, который от имени Бога отпускает их.

    Таинство брака. Совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз между мужчиной и женщиной.

    Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители. Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, православного вероисповедования, состоящем в первом браке, освещенном церковью. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

    Елеосвящение (соборонование). Это таинство совершается над больными с целью поддержать их в вере, облегчить страдания. Считается, что при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

    В настоящее время в мире насчитывается более 220 миллионов приверженцев православия. Оно никогда не имело единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных религиозных центра. Сейчас в мире имеется 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. Кроме этого имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

     

    2.СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

     

    Самой многочисленной из православных церквей является Русская православная церковь. Официальной датой принятия христианства на Руси является 988 год, когда по приказу князя Владимира крещение приняли жители Киева. После этого христианство вводилось и в других городах Древнерусского государство. Не везде этот процесс проходил мирно. Введение христианства заняло длительный период времени.

    Православная церковь Древнерусского государства зависела от Константинопольского патриарха. Он назначал сюда митрополита, который носил титул «Киевского и всея Руси». После разорения Киева татаро-монголами митрополит переехал вначале во Владимир-на-Клязьме (1300 год), потом в Москву (1326 год). Такое положение не устраивало князей Великого княжества Литовского и они настаивали на перенесении кафедры митрополита из Москвы в Киев или учреждения в Великом княжестве Литовском отдельной православной митрополии. Константинопольский патриарх, учитывая просьбы князей, учредил в Великом княжестве Литовском отдельную митрополию, которая некоторое время существовала независимо от Московского митрополита.

    В середине XV века на Флорентийском соборе (1439 год) Константинопольская иерархия заключила унию с римско-католической церковью. С этим были не согласны иерархи Московской митрополии. В связи с этим в 1448 году собор русских епископов, не согласовывая с константинопольским патриархом, избрал митрополитом Московским и всея Руси Иону. Этим было положено начало автокефалии Русской православной церкви.

    Патриаршество в Русской православной церкви (РПЦ) было установлено в 1589 году. Первым патриархом стал митрополит Иов.

    Православная Церковь

    В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Духовную коллегию, которая вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод. Большое влияние на деятельность Синода оказывал светский человек-обер-прокурор Синода, назначаемый императором.

    Восстановлено было патриаршество в РПЦ в ноябре 1917 года. Патриархом был избран Тихон Белавин. После его смерти в 1925 году патриарх не избирался. РПЦ возглавлял патриарший местоблюститель. В 1943 году вновь был избран патриарх. В настоящее время патриархом является Алексей II. Он носит титул «Патриарх Московский и всея Руси».

    Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует совещательный орган – Священный Синод. Православная церковь состоит из экзархатов, епархий, благочиний и приходов (общин). Епархии возглавляют архиереи, которые подчинены патриарху. Русская православная церковь имеет свои монастыри. Наиболее известные из них: Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Александро-Невский, Почаевско-Успенский.

    Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост предшествует большим церковным праздникам. Больших многодневных постов в РПЦ четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

    Самым почитаемым праздником в православной церкви является Пасха. Затем следуют 12 наиболее значимых праздников, называемых двунадесятыми. Некоторые из них называются неподвижными или непереходящими. Они празднуются каждый год в одно и тоже время. Другие же праздники называются подвижными или переходящими. Они отмечаются в разное время в зависимости от дня празднования Пасхи.

     

    3.ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

     

    В 1989 году православная церковь в Беларуси получила статус экзархата. Это решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. В настоящее время она имеет два официальных названия: Белорусский экзархат Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Экзархат канонически составляют все епархии с их благочиниями, с приходами и монастырями, находящимися на территории Республики Беларусь. Возглавляется экзархат экзархом. Сейчас им является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

    Высшим органом Белорусской православной церкви является Синод. Он состоит из всех правящих архиереев, включая экзарха. Синоду принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

    В состав Белорусской православной церкви входит десять епархий: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Минская, Могилевская, Пинская, Полоцкая, Туровская. Управляет епархией архиерей. Он избирается и назначается Священным Синодом. Епархия разделяется на благочиннические округа, а они – на приходы.

    На 1 января 2003 года на территории Беларуси имеются 1265 приходов, в том числе в Брестской области 320, Витебской – 205 Гомельской – 157, Гродненской – 178, Могилевской – 83, Минской – 292, городе Минске – 30. Зарегистрировано 19 монастырей, 16 братств, 8 сестричеств.

    Подготовкой кадров занимаются духовные учебные заведения. В 1989 году возобновила деятельность Минская духовная семинария, которая была закрыта в 1962 году. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей и богословов. При Европейском гуманитарном университете в Минске в 1998 году открыт богословский факультет. Обучающиеся получают специальность теолог и преподаватель теологии. С 1996 года начала работать Минская духовная академия. Руководителей церковных хоров готовит Минское духовное училище. Открыто двухгодичное духовное училище в Витебске.

    Белорусская православная церковь занимается издательской деятельностью. Издается богословская и богослужебная литература, газеты и журналы. С 1990 года начал выходить «Вестник Белорусского Экзархата».

    Белорусская православная церковь принимает участие в актах благотворительности и милосердия. При Минском Епархиальном управлении действует медицинский центр «Самарянин». В Минске открыт Дом милосердия, который работает как реабилитационный центр.

    Деятельность Белорусской православной церкви разнообразная и многоплановая. Она выступает инициатором проведения различных мероприятий, направленных на укрепление единства между народами, на гармонизацию межконфессиональных отношений, участвует в экменическом движении, в деятельности различных фондов и фестивалей.

     

    4. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

     

    Старообрядцы или староверы в России появились в XVII веке в результате раскола в Русской православной церкви. Поводом к этому явилась богослужебная реформа, которая проводилась по инициативе патриарха Никона. Среди священнослужителей и верующих были сторонники и противники реформы. Сторонники реформы выступали за то, чтобы установить единообразие в богослужебной практике, привести богослужебные книги в соответствие с византийскими образцами, изменить некоторые обряды. Они выступали за ограничение числа земных поклонов при чтении молитв, за замену двухперстного крестного знамения на трехперстное и др.

    Противники нововведений выступали в защиту «старой веры», «старых» обрядов. Часть верующих считала, что вводится новая вера, не признавала новые книги, продолжала молиться по старым.

    Внутри православной церкви началась ожесточенная борьба. Это привело к расколу. С одной стороны — «обновленная» никоновская церковь, с другой – церковь «старого обряда», которая получила название старообрядческой.

    Против противников реформы начались преследования и гонения, все противники реформы в 1685 году были объявлены вне закона, к ним стали применять различные меры наказания. Многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать от преследований. Они поселялись в непроходимых лесах, бежали за границу.

    На белорусских землях староверы появились во второй половине XVII века. Прибыли они сюда из разных мест России: на севере – из Поморья и Новгорода, на юго-востоке – из Стародубья (Черниговщина) и Дона, Центром старообрядчества на Беларуси стала Ветка на Гомельщине. Царское правительство неоднократно пыталось вернуть беглецов на прежние места проживания, применяя при этом и вооруженную силу. Однако деятельность староверов продолжалась.

    Староверы делятся на два направления: поповцев и беспоповцев. В Беларуси большинство староверов составляют беспоповцы. На 1 января 2003 года в республике действовало 33 старообрядческие общины.

    В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви снял проклен со староверов. Это дало канонические условия для преодоления раскола. Но староверы по-прежнему ведут себя обособленно и не настроены на воссоединение с Русской православной церковью.

    ЛИТЕРАТУРА

     

    1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

    2. Гордиенко И. С. – Современное русское православие. Л., 1989.

    3. Грыгаровіч У. У. – Беларуская іерархія. Мн., 1992.

    4. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XXст.). Мн., 1998.

    5. Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. — Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.

    6. Начаткі праваслаў’я. Мн., 1998 г.

    7. Основы христианской православной веры. М., 1994 г.

    8. Филист Г. М. – Введение христианства на Руси. Мн., 1998 г.

    9. Христианство в Беларуси: история и современность. (Короткая Т. П., Осипов А. И., Теплова В. А.). Мн., 2000 г.

     

    ТЕСТ

     

    1. Где состоялся первый Вселенский собор?

    А) Константинополе;

    Б) Никее;

    В) Риме.

     

    2. Когда образовалась Полоцкая епархия?

    А) 990 год;

    Б) 1015 год;

    В) 992 год.

     

    3. Как в православной церкви называется управляющий епархией?

    А) архиерей;

    Б) епископ;

    В) митрополит.

     

    4. Какое другое официальное название имеет Белорусская православная церковь?

    А) митрополия;

    Б) Экзархат;

    В) поместная церковь.

     

    5.

    Как называется настоятель православного монастыря?

    А) благочинный;

    Б) пастор;

    В) игумен.

     

    ГЛОССАРИЙ

     

    Наименование понятия, термина, определения   Его содержание
    Автокефалия Архиерей Благочинный Всенощная Игумен (игуменья) Иконостас Патриарх Скит Экзархат Административная независимость поместной православной церкви     Общее название для священнослужителей высшей степени православной и католической церковной иерархии. В Русской православной церкви- духовное лицо, возглавляющее епархию.     В Русской православной церкви старший священник, назначаемый для канонического надзора за другими служителями культа.     Вечернее богослужение в Русской православной церкви накануне воскресенья и некоторых религиозных праздников. Всенощная иногда продолжается до восхода солнца.     Духовный титул в православии, который обычно дается настоятелю мужского или женского монастыря.   В православном храме стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь.     Высшее духовное лицо в некоторых христианских церквах.   Старообрядческий монастырь, расположенный в глухих, отдаленных местах     В православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий. Возглавляется экзархом, подчиненным патриарху.  

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

     

    1. Когда введено христианство на Руси?

    2. Что означает понятие автокефалия?

    3. Какое было положение православной церкви после Люблинской унии?

    4. Как можно охарактеризовать деятельность старообрядческих общин Беларуси?

    5. Какая организационная структура Русской православной церкви?

    6. Когда был создан Белорусский экзархат? Кто его возглавил?

     

     

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    Добавить комментарий