Главные признаки социальных фактов по дюркгейму

Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.

Дюркгейм – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. .

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».

Формулы, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

Социальные факты всеобщи, т. к. носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.

Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».

В этом понятии следует различать 2 аспекта:

1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).

Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.

1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.

Из леции:

Принятие обязательств, как себя вести в этом мире:

Понятие социального факта

Социальная позиция

Нормы

Ожидание

Социальные роли и их присвоение.

Понятие «общество» возникло в начале 20 века. Особое значение имеет французкая социологическая школа. Основатель – Эмиль Дюркгейм.

Дюркгейм предложил иное понимание общества, иную единицу его анализа. Показал, что единицей анализа общества является не отдельный индивид, а, по крайней мере, взаимодействие хотя бы двух индивидов.

Общество (по Дюркгейму) есть совокупность разнообразных взаимодействий между его членами.

Коллективные представления о способах поведения: до Дюркгейма считалось, что есть договоренность между людьми, оттуда и коллективные представления.

Общественные (коллективные) представления не сводятся к сумме индивидуальных представлений. Эти коллективные представления обслуживают жизнь общества в целом. Они обеспечивают нормальную жизнь каждому из его членов (по Дюркгейму).

Система письменности – коллективное представление. Неграмотность письма – нарушение норм.

Дюркгейм назвал эти коллективные представления социальными фактами.

Социальные факты – коллективное сознательное представление, которое обеспечивает нормальное функционирование общества.

Характеристики социальных фактов:

  1. Тотальность – социальные факты существуют как целое, не зависимо от отдельных индивидов. Социальный фак находится «сверху».
  2. Императивность. Факты навязываются обществу. Это необходимо для полноценного функционирования общества. «Ты не выбираешь факт, он выбирает тебя». Человек должен подчинять им свое поведение.

Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.



Содержание

Введение 3

1. Социология Э. Дюркгейма 5

1.1. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма 6

1.2. Специальная монография Э. Дюркгейма 9

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каж­дая наука возникает как ответ на потребности общественного раз­вития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И нау­ка не об обществе вообще (общество изучают и социальная фило­софия, и история, и политология, и юридические науки, и культу­рология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе — вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действитель­ность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.

Для такого подхода социология использует все богатство фи­лософского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влия­нии объективных и субъективных условий на это сознание и пове­дение. Для социального анализа важны и выводы психологичес­кой науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в об­щественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микро­уровнях человеческой деятельности.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся обще­ственная жизнь.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представ­ления. Все больше слышалось критических замечаний, что социо­логия претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой пос­тановке вопроса, был Э.

13. Главные признаки социальных фактов, по Дюркгейму принадлежность их к общественной

Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и об­разуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал ре­альность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные веро­вания, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благода­ря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживаю­щих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин само­убийств (есть специальная работа об этом) вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.

1. Социология Э. Дюркгейма

Э. Дюркгейм (1858-1917) — один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма — социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании.

Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», — писал социолог.

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов — морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, — в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество — это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

1.1. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств — все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность — определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ — слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности — растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы».

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.


Классическая социология (Э. Дюркгейм, М. Вебер)

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

К началу ХХ в. возникли предпосылки для превращения социологии в общепризнанную социальную науку. Выдающуюся роль в реализации этой возможности сыграли такие европейские мыслители, как Э. Дюркгейм (1857-1917) и М. Вебер (1864 –1920).

Социология Э.Дюркгейма. Вслед за Контом Дюркгейм считается одним из общепризнанных создателей социологии. Все более или менее значительные социологические теории ХХ в. так или иначе ориентировались на идеи основателя французской социологической школы. Являясь преемником Конта, Дюркгейм значительно развил учение основателя позитивизма.

Выделим основные идеи социологии Дюркгейма.

1. Если Конт исследовал лишь процесс возникновения социальных явлений, то Дюркгейм искал причину этих явлений.

2.

Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.

Дюркгейм считал, что в основе общества находится некая особая «реальность», которая соединяет людей в нечто единое. Эта «реальность устанавливает между ними солидарность (согласие) особого рода и поэтому подчиняется общим и частным законам. Эти законы — предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех общественных явлений. Он доказывал, что солидарность в обществе носит «нормальный» характер. Ее отсутствие, считал он, является ненормальным явлением.

3. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальностью. Поэтому он выступал против политических революций, считая, что они мало что изменяют в социальных системах.

4.

Quot;социального факта». «Социологизм» Дюркгейма

Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факторы под углом зрения в конкретных социальных системах.

5. Большое внимание Дюркгейм уделял статистике, методике и технике конкретных социологических исследований. Им было проведено ряд прикладных исследований с использованием целого набора методов. Показательна в этом плане его работа «Самоубийство» (1897), в которой он объяснил, каким образом даже на такое явное индивидуальное решение — совершить самоубийство — оказывают воздействие различные формы социальной солидарности в различных социальных ситуациях.

6. Дюркгейм был не только крупным ученым, но и хорошим организатором. В университетах Бордо и Парижа он создал первые во Франции социологические кафедры, одним из первых в мире стал читать лекционные курсы по социологии, явился основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913).

Социология М. Вебера. Теоретическое наследие этого выдающегося ученого чрезвычайно многогранно. Он работал над историческими, философскими, правовыми, политологическими, социологическими и другими научными направлениями. В последние годы много сил отдал политической социологии и публицистике.

Влияние его идей испытали на себе многие современные социологи. Наибольшим успехом пользуются его работы « Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и «Хозяйство и общество» (1921).

Кратко выделим их наиболее значимые теоретические социологические положения.

1. М. Вебер доказал, что социология не может быть сведена к наукам естественным.

2. Он постоянно подчеркивал, что деятельность общественных институтов, их структуры и формы поведения зависят от людей. Их действия соответствуют неким образцам. Образец в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи или идеального типа. Отсюда Вебер делает вывод, что социология является наукой об идеальных типах (идеальных моделях, образцах). Последние регулируют социальные действия людей

3. Социология, в отличие от философии, никогда не отрывается от частного и индивидуального. Они как бы пребывают в глубине социологии. Вебер создал и развил концепцию «понимающей социологии». Ее основная задача заключается в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам это им удается; во-вторых, какие последствия имеют их стремления для «осмысленно — соотнесенного поведения других людей».

В веберовской «понимающей социологии» понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, то есть постигнутым с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В последнем случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Вебер называл этот процесс сопереживанием.

4. В своей социологии понимания Вебер центральное место отводил проблеме ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных.

5. Вебер сыграл большую роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знаний. В то же время его идеи были подвергнуты критике за преувеличение «хозяйственной роли» религии вообще и протестантской «хозяйственной этики» в становлении западноевропейского капитализма в частности.

6. Большой теоретической вклад внес Вебер в разработку концепции рациональной бюрократии. Она, по его мнению, представляет собой высшее воплощение капиталистической рациональности.

7. Вебер постоянно подчеркивал, что социология должна основываться на научных суждениях, свободных от личных пристрастий ученых. Однако полностью избавиться от них невозможно. Тем не менее, Вебер считал, что надо стремиться к максимальной свободе от политических, экономических, идеологических ценностей, которые влияют на результаты исследования.

8. Вебер исследовал не только теоретические вопросы, но и вел эмпирические исследования. Так, в 1907 г. он провел цикл обследований промышленных рабочих. В 1914 г. участвовал в опросе восьми тысяч шахтеров и текстильщиков. Он проанализировал социальное поведение людей в трудовой деятельности, выявил причины, искусственно сдерживающие производительность работников.

Социология Вебера оказала исключительное влияние на западную социологию ХХ в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу у исследователей различных научных школ вновь усилился. Опираясь на его теоретические идеи, пытаются вывести социологию из кризисного состояния.


⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:



Социология как объективный анализ «социальных фактов». Э. Дюркгейм

Стр. 271

В хрестоматию включены отрывки из труда Дюркгейма «Элемепарпые формы религиозной жизни», которые в виде статьи «Социология и теория .познания» вошли в книгу «Новые идеи в социологии» (Вып. 2. Пг., 1914).

Э. ДЮРКГЕЙМ. СОЦИОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЛИ КАТЕГОРИЙ УМА

В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия времени, пространства 2, рода, числа, причины, субстанции, личности и т. д. Они соответствуют наиболее всеобщим свойствам вещей. Они являются как бы основными рамками, заключающими в себе мысль; последняя может освободиться от них, только разрушивши самое себя. Другие понятия случайны и изменчивы; нам кажется, что они могут отсутствовать у человека, у общества в ту или иную эпоху, первые же, напротив, представляются нам почти неотделимыми от нормальных отравлений разума. Они составляют как бы «костяк» последнего. Анализируя методически религиозные верования, непременно встречаешься с наиболее основными из этих категорий. Они родились в религии и из религии, они — продукт мысли религиозной.

Это наблюдение уже само по себе интересно, но вот то, что придает ему подлинную важность.

Религия есть явление существенно социальное. Религиозные представления суть коллективные представления, выражающие реальности коллективного характера. Обряды суть способы действия, возникающие среди тех или других общественных групп и предназначенные для возбуждения, поддержания или нового создания известных психических состояний этих групп. Но если категории имеют религиозное происхождение, то они должны быть одарены и общими свойствами всех религиозных фактов, они должны быть также явлениями социальными, продуктами коллективной мысли. По крайней мере (так как при современном состоянии наших знаний в данной области следует остерегаться всяких исключительных и радикальных тезисов) вполне законно предположить, что они изобилуют социальным содержанием.

1. Классификациятиповобществ Э. Дюркгеймавключает общество с ______ и _______ солидарностью

Перейти к вопросу

2. Классификациятиповобществ Э. Дюркгеймавключает общество с ______ и _______ солидарностью.

Перейти к вопросу

3. В западной социологии утвердилась трехчленная схема типов общественных систем, допускающая и последовательную смену менее совершенных типов более совершенными, и одновременное сосуществование различных типов. В качестве дополнительных критериев классификации обществ используются такие, как принцип взаимодействия с внешней средой, особенности и роль в общественной организации религии, уровень развития производства.
Для характеристики западных демократических обществ К. Поппер ввел понятие ________ общество.

Перейти к вопросу

4.

Глава 5. Э. Дюркгейм: «Социальные факты» – основа социологии.

В западной социологии утвердилась трехчленная схема типов общественных систем, допускающая и последовательную смену менее совершенных типов более совершенными, и одновременное сосуществование различных типов. В качестве дополнительных критериев классификации обществ используются такие, как принцип взаимодействия с внешней средой, особенности и роль в общественной организации религии, уровень развития производства.
Для характеристики западных демократических обществ К. Поппер ввел понятие ________ общество.

Перейти к вопросу

Говоря в целом о значении социологического творчества французского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э.Дюркгейма и переводчик ряда ᴇᴦο работ А.Б.Гофман, идеи социолога “могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов”1.

13. Теория социального факта Э. Дюркгейма

Как известно, к числу таких стран в конце ХХ – начале ХХI вв. в полной мере относится Россия. Поэтому для нашей страны анализ концепций и идей Э.Дюркгейма представляет особый интерес, в т.ч. и когда речь заходит о различных проявлениях аномии, аморальных явлениях, разрушениях социальных связей, дефиците социальной солидарности, социальных болезнях (например, самоубийстве) и др.

Но актуальность и значение творчества Э.Дюркгейма определяются не только и даже не столько этим обстоятельством. Главное – в том, что ни одно из направлений социологической науки, ни одна из её школ, ни один из социологов не могли не испытать на себе влияния целостной концепции общества французского мыслителя, принципов ᴇᴦο “социологизма”, теорий разделения общественного труда и социальной солидарности, правил социологического метода, идей морали и религии, образования и воспитания.

Э.Дюркгейм оставил социологии разработанную целостную систему. Главными её характеристиками, и это особенно важно, были˸ а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и выполняющего определенные функции, организма (что означало провозглашение и конституирование структурного функционализма как одной из первых социологических парадигм); б) анализ в качестве основы этого саморегулирующегося организма разделения общественного труда и базирующейся на нем социальной солидарности; в) трактовка социального порядка как нормального состояния общества; г) рассмотрение в качестве главного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в ᴇᴦο функционировании социальных институтов воспитания.

Значение творчества Э.Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только ᴇᴦο работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников – и по сей день в активе социологической науки.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем видел предмет социологии Э.Дюркгейм? Как он характеризовал социальный факт?

2. Расскажите о правилах социологического метода Э.Дюркгейма.

3. Как Вы трактуете смысл понятия “социологизм”?

4. Почему проблема социальной солидарности оказалась центральной в социологическом творчестве Э.Дюркгейма?

5. В чем Вы видите взаимосвязь между общественной солидарностью и разделением труда в концепции Э.Дюркгейма?

6. Раскройте существо социологической трактовки морали у Э.Дюркгейма и её взаимосвязь с ᴇᴦο концепцией общества.


Добавить комментарий