Главный идеолог бунтарского течения в народничестве

идеологом которого был

Лавров Петр Лаврович(1823-1900 гг.)

Основные произведения: «Исторические письма», «Очерки вопросов практической философии».

На формирование философских взглядов П. Лаврова оказали влияние идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.

Основная идея.Главным движущим фактором развития цивилизации Лавров считал силу научных знаний, а носителями этих знаний, по его мнению, являлись «критически мыслящие личности» (интеллигенция) – главная преобразующая сила в обществе. Он доказывал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенция) было обязано народу своим «освобождением от физического труда» во имя умственного совершенствования, то оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции.

Заговорщическое направление революционного народничества– крайне радикальное течение, идеологом которого был П. Н. Ткачев

Ткачев Петр Никитич(1844-1885 гг.).

Основные произведения: «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» и ряд статей в журнале «Набат».

Основная идея. П. Ткачев считал, что при «диком невежестве» и «рабских консервативных инстинктах» народа ни пропаганда, ни агитация не вызовут крестьянского восстания. Народ может быть использован только как разрушительная сила в руках «революционного меньшинства» (строго законспирированная организация революционеров), которое должно захватить власть, создать «революционное государство» и положить начало «новому разумному порядку».

54. Бунтарское направление революционного народничества, идеологом которого был М. А. Бакунин – один из видных теоретиков анархизма

Бакунин Михаил Александрович(1814-1876 гг.). Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Учился в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге (1828-1834). Служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях. С 1836 в отставке, поселился в Москве. В 1840 выехал в Германию, слушал лекции в Берлинском университете. С 1843 — в Швейцарии, затем в Париже (где познакомился с П.Прудоном), установил контакты с польскими эмигрантами, с помощью которых надеялся устроить революционные выступления в России. В 1847 по требованию российского правительства выслан из Франции. В 1848 – один из руководителей Пражского восстания и восстания в Дрездене 1849. Арестован, находился в тюрьмах Саксонии, Австрии, везде был приговорен к смертной казни, помилован и наконец, в 1851 передан российским властям. Содержался в Петропавловской, Шлиссельбургской крепости. В 1857 сослан в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в газете «Колокол», поддержал Польское восстание 1863-1864, вступил в 1 Интернационал, откуда был в 1872 г. исключен как основатель анархической организации «Альянс» и за личный проступок (не осуществил перевод «Капитала» К. Маркса, истратил полученный за него аванс). Жил в Италии, затем в Швейцарии. Умер в Берне.

Основные произведения: «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Основная идея.М. Бакунин считал, что русский крестьянин является бунтарем и прирожденным социалистом, а потому учить его бунту не следует, нужно лишь призвать к бунту. Революционер должен сыграть роль искры, объединяющей разрозненные восстания (бунты) «во всеобщий бунт», с целью ликвидации существующего государства и недопущения создания нового. Конечно задача подобного бунта – социальная революция и разрушение государства, основная цель революции – уничтожение неравенства между людьми. В результате социальной революции создается новый строй — «свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных», прообразом которых являлась крестьянская община. Бакунин сформулировал принципы безгосударственного (анархического) общества: анархический федерализм, суд осуществляется народным собранием, действует обычное право, отсутствует армия (ее заменяет милиция – вооруженный народ) и чиновники, а также присутствуют коллективная собственность, обязательность труда, свобода мысли, слова, совести, собраний.


⇐ Предыдущая53545556575859606162Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7776 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

4.3.1. Первые подпольные организации народниковвозникли в конце 1850- начале 1860-х гᴦ. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гᴦ.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 ᴦ.)

4.3.2. «Земля и воля» (1861-1864 гᴦ.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелœегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией Колокола.

Своеобразными центрами полулегальной деятельности «Земли и воли» стали книжный магазин Н.А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.

В 1864 ᴦ. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.

4.3.3. Ишутинцы. В 1863-1866 ᴦ. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 ᴦ. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

4.3.4. «Народная расправа» была создана в конце 60-х гᴦ. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

4.3.5. «Большое общество пропаганды» («чайковцы«) существовало в 1869-1874 гᴦ. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

В 1874 ᴦ. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции — т.н. «хождения в народ«, когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян.

Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

4.3.6. «Земля и воля» (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

агитацию словом и делом;

акции по дезорганизации государства (ᴛ.ᴇ. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителœей власти);

Землевольцы перешли от летучей агитации к осœедлой пропаганде, стали создавать посœелœения народников в деревне. Но новое хождение в народ также не дало результатов и в 1879 ᴦ. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г.В. Плехановымв партию Черный передел, и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как крайне важно го условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших Народную волю.

4.3.7.Партию«Народная воля» (1879-1882 гᴦ.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А.

Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью:

— революционный захват власти;

— созыв Учредительного собрания;

— утверждение политических свобод;

— построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя всœе силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 ᴦ. 1 марта 1881 ᴦ. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.

4.3.8. «Черный передел» (1879-1882 гᴦ.).Его руководители — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засуличцелью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции — бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 ᴦ., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.


Читайте также

  • — Народнические организации и их деятельность.

    4.3.1.

    II. Идеология революционного народничества.

    Первые подпольные организации народниковвозникли в конце 1850- начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г.) 4.3.2. «Земля и воля» (1861-1864 гг.)… [читать подробнее].

  • Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения. Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала «Современник» и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка «К молодому поколению», написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы «Великорусс». Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

    В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация «Земля и воля» с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе «Свобода». Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла — после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление.

    Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. «Земля и воля» прекратила свое существование.

    Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны.

    Ретрогород: сообщения, сочинения, доклады, эссе, литература

    В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа «Ад». Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация «Народная расправа». Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены «Народной расправы» были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

    В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники.

    Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины — возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

    Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции — революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть — как программу постепенного движения по пути реформ.

    Революционное народничество разделялось на три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое.

    Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих «Исторических письмах» и издании «Вперед» он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

    Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое «хождение в народ», предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. «Хождение» закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

    В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля» — централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель — передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году «Земля и воля» распадается на две организации «Черный передел» и «Народную волю». Первая остается на позициях пропаганды. «Народная воля» переходит к массовому террору против сановников и царя.

    Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя — подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) — заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.


    ⇐ Предыдущая33343536373839404142Следующая ⇒


    Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1330 | Нарушение авторского права страницы



    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Народничество — революционная идеология

    Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

    Основные даты:

    • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
    • 1876 – создание «Земля и воля».
    • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
    • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

    Видные исторические деятели народничества:

    1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
    2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
    3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
    4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
    5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
    6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

    Идеология революционного народничества

    Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

    У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

    Герцен А.И.

    Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

    Идейные течения народничества 70-х годов

    В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

    Идейные течения народничества:

    • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
    • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
    • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

    Все направления развивались параллельно.

    Хождение в народ

    Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

    — «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

    — «Божья она там, где не живет никто.

    Народничество — революционная идеология

    А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

    Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной.

    Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

    «Земля и воля»

    В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

    • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
    • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

    К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

    Черный передел

    «Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

    Народная воля

    «Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

    Окончание деятельности народничества и краткие итоги

    В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

    К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

    У истоков идеологии народничества стояли Н. Г. Чернышевский и А. И. Герцен (см. Революционеры-демократы 50—60-х гг. XIX в.) Свое законченное выражение она обрела в работах М. А.

    Народничество

    Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, теоретики народничества возлагали особые надежды на Россию. Они рассматривали крестьянскую общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому строю. Народников особенно привлекала возможность достичь социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования класса буржуазии. Для того чтобы решить поставленную задачу, достаточно передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов.

    Сходясь в основных теоретических положениях, ведущие идеологи народничества предлагали различные пути для их претворения в жизнь. Бакунин видел такой путь в крестьянской революции, которую нужно было начать как можно скорее, тем более что крестьяне, считал он, к ней готовы. Сторонники взглядов Бакунина составляли бунтарское направление в революционном народничестве.

    Лавров также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную привлечь к ней народные массы. Но в отличие от Бакунина он считал, что нужна напряженная пропагандистская работа, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством. Сторонники Лаврова составили пропагандистское направление.

    И наконец, Ткачев, главный теоретик заговорщического направления, исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией, по существу, непреодолим. В условиях самодержавно-бюрократического строя поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, полагаясь на собственные силы: организовать заговор, захватить путем вооруженного переворота государственную власть и сверху провести необходимые преобразования.

    В конце 1860 — начале 1870-х гг. в России в молодежной студенческой среде возник целый ряд кружков, находившихся под влиянием идеологии революционного народничества. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ» молодежи под бакунинскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не задалось; все их призывы встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. К тому же это движение было стихийным, плохо организованным. Местные власти и политическая полиция легко разгромили его.

    С 1875 г. революционеры повели более планомерную и продуманную пропаганду в деревне. Они организовали сельскохозяйственные колонии, устраивались на работу в земства, волостные правления, попытались установить личный контакт с крестьянами, завоевать их уважение и доверие. В 1876 г. возникла «Земля и воля» — организация, игравшая в этой пропагандистской деятельности роль координационного центра. Отказавшись от идеи стихийного бунта, народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли.

    Постоянные неудачи заставляли революционную интеллигенцию искать новые пути. В 1879 г. происходит идейный, а затем и организационный раскол «Земли и воли». Она распалась на две новые организации — «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел» с Г. В. Плехановым остался на старых, «землевольческих» позициях, пытаясь путем пропаганды подготовить крестьянскую революцию; его деятельность оказалась бесплодной. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу за преобразование государства. С точки зрения народовольцев, предшествующие неудачи обусловливались деспотическим характером государственного строя, тем, что отсутствие свободы слова, печати, собраний, беззаконные репрессии со стороны власти делали невозможной организацию планомерной социалистической пропаганды. Следовательно, прежде всего необходимо было добиться свержения самодержавия. При этом народовольцы не отказывались от поиска опоры в массах и по-прежнему придавали большое значение пропаганде своих идей среди крестьянства, рабочих, в армии. Однако очень скоро главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный террор: с его помощью они надеялись дестабилизировать, развалить существующий строй (см. Террор).

    «Народная воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей — А. И. Желябова, А. Д. Михайлова, Н. А. Морозова, С. Л. Перовскую, В. Н. Фигнер и др. Они создали немногочисленную, но очень сильную, дисциплинированную, великолепно законспирированную организацию. Предприняв ряд террористических актов против различных представителей власти, народовольцы постепенно все свои силы сконцентрировали на убийстве царя. В 1879—1880 гг они совершили ряд неудачных покушений на Александра II, в том числе и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.

    На протяжении 1870-х гг. правительство постоянно усиливало репрессивные меры. В ходе судебных процессов выносились самые суровые приговоры. Власть начала прибегать к смертной казни. С 1871 г. в России была введена административная высылка: подозреваемых в революционной деятельности высылали без судебного разбирательства. Однако против «Народной воли» все эти меры не срабатывали. К тому же репрессивная политика правительства, ломавшая судьбы сотен людей, нередко имевших лишь косвенное отношение к революционной деятельности, озлобляла общество и создавала благоприятную атмосферу для деятельности подполья.

    В этих условиях власть прибегла к экстраординарным мерам. 12 февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М. Т. Лорис-Меликовым, попытавшимся вести более гибкую политику. Так, он продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем, причем благодаря реформе политического сыска добился в этом деле серьезных успехов: во второй половине 1880 — начале 1881-х гг. были арестованы лидеры «Народной воли». В то же время Лорис-Меликов счел нужным пойти на некоторые уступки обществу, с тем чтобы привлечь на сторону правительства его «благомыслящую часть». Он провел ряд мер, смягчавших цензуру печати и произвол местной администрации в отношении земских органов, представил царю проект, названный впоследствии «Конституция» Лорис-Меликова (см. Александр II и реформы 60—70-х гг. XIX в.). Народовольцев деятельность Лорис-Меликова не удовлетворяла ни в малейшей степени. Они организовали очередное покушение на Александра II. 1 марта 1881 г. царь был убит. Ультиматум, предъявленный народовольцами Александру III, содержал целый ряд требований, главным из которых был созыв «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». В противном случае «Народная воля» угрожала продолжением террора. В ответ новый царь в апреле 1881 г. опубликовал манифест «О незыблемости самодержавия», свидетельствовавший о его стремлении отказаться от реформаторского курса (см. Александр III и контрреформы 80—90-х гг. XIX в.). «Конституция» Лорис-Меликова была отклонена, сам он ушел в отставку. В то же время политической полиции удалось с помощью провокатора С. П. Дегаева разложить «Народную волю» изнутри, а затем в 1882 г. окончательно разгромить ее. Пятеро народовольцев — А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Рысаков, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчич были повешены.

    Народовольческие традиции находили немало последователей среди русской интеллигенции и в последние десятилетия XIX в. Однако при хорошо организованной и профессионально действовавшей политической полиции террористические группы были обречены: охранка, как правило, ликвидировала их в стадии становления, не дав приступить к серьезным действиям. И все же, несмотря на неудачи, революционные народники пытались создать крупную единую организацию, осмыслить причины своих поражений, разработать более действенную программу борьбы за свои идеалы. К концу XIX в. их деятельность заметно активизировалась, возникли региональные организации с центрами в Москве, Минске, Киеве, послужившие впоследствии основой для создания общероссийской «Партии социалистов-революционеров».

    В отличие от более раннего этапа народнического движения в 1880 — начале 1890-х гг. главным направлением стало либеральное, а не революционное. Его представители В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, И. И. Каблиц, разделяя основные положения народнической идеологии, рассчитывали на возможность мирного движения в этом направлении — через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию крестьянского малоземелья, улучшение условий аренды и т.

    п. Именно в среде либерального народничества возникла популярная в те времена «теория малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную будничную работу, направленную на улучшение положения крестьянства: в земских школах, больницах, волостных правлениях и т. п. Представители либерального народничества составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. От либералов, с которыми им приходилось работать в земстве, либеральные народники отличались прежде всего тем, что для них первостепенное значение имели социально-экономические преобразования, а политические (введение конституции, политических свобод) — второстепенное.

    .

    Добавить комментарий