Групповое поведение

Понятие группы и группового поведения.

Понятие группы трактуется по-разному.

Одни исследователи выделяют условные группы, т.е. считают группу условным объединением, необходимым для анализа и статистического учёта.

Другие считают группу реальным образованием, где имеет место единица деятельности, определённость условий, обстоятельность признаков.

Классификация групп может быть различна.

Малая группа – это 2 или более лиц (не более 30), взаимодействующие между собой так, что каждое лицо оказывает влияние на других и находится под влиянием других лиц.

Основные характеристики группы:

1. состав, т.е. набор характеристик по полу, возрасту, проф. Принадлежности.

2. структура, которая определяется целями исследования, условиями.

3. групповые процессы, т.е. роли, статус, процессы коммуникации, интеракции, процессы сплочения, группообразования, формирование, давление, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений группой.

4. групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного поведения.

Состав группы, нормы и процессы определяют потенциал группы, который проявляется в совместной деятельности.

Деятельность считается совместной если:

1. у работников единая цель, общая мотивация, общие конечные результаты.

2. если деятельность разделена на функционально связанные составляющие, которые распределены между участниками.

3. имеет место объединение индивидуальных видов деятельности и согласованное их выполнение т. е. наличие управления и самоуправления.

4. пространственно – временное единство выполнения разными участками распределённых между ними составляющих деятельности.

Формы совместной деятельности:

1. совместно — индивидуальная деятельность (бригада станочников);

2. совместно – последовательная деятельность (конвейер);

3. совместно – взаимодействующая (строительная бригада);

4. совместно – творческая.

В функциональных подразделениях организации отечественные исследователи выделяют три уровня взаимосвязанности работ:

1. параллельно – индивидуальная;

2. кооперативно – индивидуальная;

3. кооперативно сетевая – деятельность одних невозможна без одновременной или предшествующей деятельности других.

Задача менеджера формировать деловые связи. Совместная деятельность более успешной становится в условиях интеграции, которая достигается когда усилия и действия каждого участника подчиняются нормам и задачам группы как целого. Именно в ходе интеграции происходит объединение разрозненных действий в коллективную деятельность – сотрудничество.

Внутренним механизмом сотрудничества является кооперация, которая предполагает объединение усилий членов группы и специализацию, координацию действий.

Специализация меняется по мере того, как участники начинают пробовать себя в разных ролях.

Координация действий возможна только в условиях согласования и упорядочивания действий сотрудников. В группе так же могут отслеживаться коллективистские или индивидуальные отношения. Лидерство может быть официальным и неофициальным.

При индивидуальном труде часто проявляется замкнутость и отчуждённость.

Именно в групповой работе руководителю проще стать лидером, если его поведение соответствует принятым в группе нормам, и он «погружается» в работу группы.

При индивидуальной работе руководитель становится лишь связующим звеном, осуществляя распределение, планирование и контроль работ.

Руководитель обязательно должен быть авторитетным специалистом при индивидуальной работе.

В малой группе важно чтобы лидер своими качествами компенсировал качества своих сотрудников.

В этом случае ему доверяют подчиненные, а он оправдывает их ожидания. Это состояние называется эффектов взаимного – компенсаторного сотрудничества.

В исследованиях выявлена следующая закономерность:

— чем ниже группа по уровню своего развития, тем меньше требований предъявляет к лидеру, самоуверенность, жёсткость, агрессивность со стороны лидера, что является справедливым.

— чем выше группа по уровню своего развития тем набор качеств у лидера должен быть оптимальнее.

Факторы группового поведения:

2 открытия:

-соревнования

— хатторнские эксперименты

В ходе исследований выявлены тенденции к увеличению производительности труда в условиях совместной деятельности на 35-40% по сравнению с индивидуальным трудом, и на 10% в условиях соревнования.

В хатторнских экспериментах так же показано, что производительность труда зависит от групповых норм в условиях межличностных отношений.

В последующих исследованиях выявлена закономерность: групповая норма может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

Развитие групповых моделей поведения определяют следующие факторы:

1. профессиональной сработанности, которая формируется совместной работой и проявляется том, что тем группам где она имеется присуща взаимозаменяемость, взаимодополняемость, взаимоответственность.

Этот фактор дополняется удовлетворённостью работников своим трудом, который в свою очередь может компенсировать некоторые ограничения, издержки, связанные с личностными особенностями человека, и с недостатками в условиях труда и в организации.

2. межличностная совместимость, которая предполагает увязку профессиональных интересов в групповом поле деятельности. Она предполагает психологическую готовность к сотрудничеству.

3. морально – психологическая сплочённость, при которой формируются нормы взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о себе.

Факторы профессиональной сработанности и морально – психологической сплочённости составляют ядро группы.

 

Рисунок 19 — Модели группового поведения (методология Ю.Д. Красовского)

 

Проф. срабатываемость

 

межличностная совместимость морально – психологическая

сплочённость

 

Проф. согласованность

 

Характерно сегодня

Что может быть

 

 

Сильная группа имеет оба эти фактора, которые смещены пропорционально, а это и есть показатель высшего профессионального развития группы во главе с лидером.

Если один из факторов под влиянием лидера будет актуализирован, то это уже менее развитая группа, деловые отношения уже не будут главными, т.е. неизбежны конфликты и люди не будут заняты делом.

В менее развитых группах руководитель не всегда лидер, что сказывается на результативности труда группы.

Успешность или неуспешность труда группы характеризуют целеустремлённость идемократичность, продуктивность и удовлетворённость результатами труда.

Так же есть и ситуативные переменные: груповой уровегь притязаний, взаимодействия с другими профессиональными группами, лидерские позиции, групповые нормы, и т.д.

 

2. Формирование сплочённой группы.

Картрайт выдвинул модель сплочённости как результат мотивации группового членства, то есть это результат мотивов побуждающих членов группы к сохранению членства в данной конкретной группе, т.е. совместимость потребностей и ценностей.

Этот результат ни что иное как побудительное свойство группы отражённое в её целях, программых, способах действий, пристиже.

Сплочённость, по его мнению – это ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь положительные последствия.

Четвёртая составляющая сплочённости, по его мнению, — это некая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах.

Свойства группы:

— привлекательнрость членов группы;

— сходство между членами группы;

— особенности групповых целей;

— своеобразие взаимосвязей членов группы;

— удовлетаорённость груповой деятельностью;

— характер руководства;

— принятие решений;

— величина группы;

-групповая атмосфера.

Дополняя модель Картрайта, другие исследователи вводят понятие межгруппового конфликта. Именно в таком конфликте члены группы воспринимают свою группу как единое целое.

С точки зрения Картрайта групповая сплочённость имеет не только причины, но и последствия:

1. сохранение групового членства

2. усиление влияния на своихчленов

3. возрастание участия членов группы

4. рост индивидуальной адаптации в группе

5. снижение тревожности

6. продуктивность.

А. В. Петровский: высший уровень развития группы – это коллектив который характеризуется сплочённостью.

Трудовой коллектив – одно из центральных понятий – социальная организация для которой характерна совместная значимая деятельность. Единство целей группы, единство ценностных ориентаций, руководство дисциплина – при этом создаются условия нормальной работы.

Классификация коллективов:

— формальные;

— неформальные;

— первичные – это коллективы в масштабе отдела, службы, участка, которые объединяются на основе отделного технологического процесса;

— вторичные – в масштабе цеха, которые объединяются на основе большого объёма технологических функций.

Процесс формирования коллектива проходит несколько стадий, на что должен обратить внимание руководитель.

Сплочённость характеризуется следующими факторами:

— время проведённое вмести;

— преодоление трудностей вступая в группу;

— размер группы и её состав;

— внешние условия;

— прежние успехи или неудачи.

«Выращивание», мотивирование и сплочение группы:

— группообразование;

— организация позиционной динамики;

— сотрудничество;

— продуктивный конфликт.

В реальной жизни все эти формы могут смешиваться, заменяться другими видами деятельности. Например, выращивание группы связано со знакомством, которое может произойти не сразу, а только через несколько часов совместной работы. Группообразование имеет решающее значение, т.к. в этом процессе закладываются основы специализации действий. Именно здесь намечается координация и интеграция усилий, т.е. это процесс ходе которого определяется, станут ли отдельные участники коллективным субъектом, возникает ли синергетический эффект.

Группообразование – это процедура, которая предполагает поддержку естественно протекающих знакомств и сближение участников.

Если группа превратится в коллектив, то быстро наверстает упущенное.

Организация позиционной динамики означает представленные в группе роли, функции, позиции.

По содержанию позиционная динамика предполагает:

1. изменение поведения людей в сторону большей креативности и веры в свои силы.

2. освоение разнообразных ролей.

3. приобретение большей психологической гибкости.

4. способность последовательно осуществлять действия требуемые данной позицией.

Понятие позиция отличается от понятия роль, хотя они близки.

Позиция – это место в структуре деятельности которая определяет особый способ видения восприятия происходящих событий особая направленность действий.

Роль – это ожидаемый образец поведения, принятый в обществе.

Нужно разграничить позицию и личность, особенно в конфликте.

В групповой работе различают три вида позиций: функциональные, ролевые, личностные.

Функциональная позиция соответствует профессиональной должностной принадлежности человека.

Ролевая позиция выделяется в зависимости от места, которая занимает участник группы в содержательной работе.

Известные характеристики ролей:

— эрудит

— аналитик

— диагност: обладает развитым образным мышлением

— генератор идей

— разработчик: незаменим при доработке идей других людей

— имитатор: создаёт видимость в работе

— критик

— интегратор

Сплочение группы имеет спорый характер, не редко сопровождается ролевыми контактами, причинами которых могут быть:

1. противоречия, изначально заложенные в содержание роли;

2. противоречие между человеком и определённой ему ролью в организации;

3. противоречие между ролью и её восприятием, организационным окружением;

4. противоречие между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Эти противоречия можно устранить:

1. изменяя содержание и способы осуществления роли (т.е. изменяя свою работу).

2. изменение самого индивида (в сторону самосовершенствования).

3. перестановка людей

Содержание ролей задаётся статусом, который может быть формальным и неформальным.

Формальный – это положение человека в формальной иерархии распределение влияния на деятельность, т.е. это властные права исполнителей. Он может определяться и средой организации.

Неформальный – передаётся человеку окружающими людьми ( зависит от персональных характеристик исполнителя роли). Неформальный может возвысить значение роли и наоборот.

Говоря о личных аспектах, следует обратить внимание на индивидуальность человека.

Индивидуальность складывается из:

1. отличие от других;

2. сходства с другими;

3. непохожести на других.

Каждый имеет общее с другими и непохож на других.

Индивидуальность больше проявляется в длительном промежутке времени, т.к. индивидуальность обладает устойчивостью, хотя может и изменяться (незначительно) под влияние опыта.

Индивидуальность формируется под влиянием 3-х групп факторов:

1. Наследственность и физиологические особенности;

2. факторы окружения (семья, ближайшее окружение, общая культура, общество).

3. черты и особенности характера человека (т.е. индивидуальность оказывает влияние на своё формирование).

Индивидуальность можно описать следующим образом:

— как человек держится по отношению к другим;

— как проявляется авторитетность характера;

— наблюдая чувствительность к другим людям;

— восприятие риска;

— догматизм (черта характера людей с ограниченными взглядами);

— сфера контроля.

Если человек считает, что его поведение зависит от него, то ему присуща внутренняя сфера контроля.

Если человек считает, что его поведение зависит от обстоятельств, то ему присуща внешняя сфера контроля.

В связи с этим различают:

— интерналов (верят в свои силы);

— экстерналов (отрицают личную ответственность).

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая


Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1046;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Типы поведения в группе

⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип.Хорошо выражена индивидуаль­ная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип.Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Опти­мальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип.Индивидуум постоянно стре­мится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологиче­ской несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

Групповой процесс

Понятие групповой процесс (групповая дина­мика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Цент­ральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психоло­гических сил».

В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-

цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центри­рованная на клиенте»).

Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую пси­хотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податли­вость; идентификацию; присвоение.

По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и дру­гих участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достиже­ния терапевтического эффекта мало одной «податливо­сти» нормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), от­реагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвое­ние).

Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько ста­дий (фаз) своего развития.

Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).

Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание устано­вить адекватные отношения со всеми ее участниками.

Во второй стадии на первый план выступают потреб­ность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привя­занности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план

 

выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происхо­дит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Од­ни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указа­ний от психотерапевта.

Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределе­ние ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угне­тенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возни­кает недовольство как друг другом, так и психотера­певтом, а в конечном результате — разочарование в самом методе лечения.

Если на первом этапе формирования группы пси­хотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство пси­хотерапевтом еще более усиливается, если он отказы­вается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоцио­нально-стрессовый накал достигает своего апогея:

обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом — в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижает­ся эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлеж­ности к группе, актуальным становится чувство ответст­венности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интим­ность. Диалоги становятся более откровенными и довери­тельными. У индивидуума появляется чувство безопасно­сти, уверенность в том, что группа его защитит. По­является желание открываться, нормализуются отноше­ния с психотерапевтом.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой соци­альной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная об­ратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрица­тельные эмоции и конфликты.

В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструк­тивную и реализационную ф а з ы групповой дина­мики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.

Каковы желечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.

Сплоченность. Это характеристика степени связан­ности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаи­модействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворен­ность каждого.

Внушение надежды. Вера в успешность группово­го процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.

Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтиче­ское воздействие.

Альтруизм. Поведение, ориентированное на удов­летворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.

Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.

Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-

 

тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональ­ная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистиче­ской оценке.

Межличностное обучение. Группа служит ис­пытательным полигоном для исследования положитель­ных и отрицательных эмоциональных реакций и апроби­рования новых видов поведения. Члены группы убеж­даются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.

Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.

Имитирующее поведение. Обучение адекватно­му поведению посредством наблюдения и имитации пове­дения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники груп­пы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддер­жания.

Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подав­ленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, само­раскрытию и в конечном итоге к облегчению.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:

· участие в работе группы;

· эмоциональная поддержка;

· помощь другим;

· самопроявление;

· отреагирование;

· обратная связь;

· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвя­зей);

· коллективный эмоциональный опыт;

· проверка и тренинг новых способов поведения;

· получение новой информации и социальных навыков.

 

В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воз­действие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.

Групповая этика

Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, пси­хотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.

Обоснованное требование, которое должно предъяв­ляться психотерапевту, — это уровень его профессиональ­ной подготовки. Многие полагают, что групповую психо­терапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздейст­вия групповой психотерапии.

Подготовка компетентных специалистов для группо­вой психотерапии — дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.

Первая стадия — обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вто­рая — стажировка в группе, которой руководит опыт­ный специалист, третья — личное участие в груп­повом процессе.

Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специали­зации.

Но опыт показывает, что этого бывает недо­статочно.

Оптимальным вариантом второго этапа обучения яв­ляется работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иног­да полезно в процессе занятий передавать эту роль стаже­ру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руко­водство, а главное — «почувствовать» группу. В после­дующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.

Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-

 

ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, меж­личностных отношений, самораскрытия.

На Западе, например в Институте психиатрии и невро­логии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психоте­рапии (Косевска, Чабала, 1990).

Внутригрупповая этика включает в себя круг вопро­сов, наиболее важными из которых являются:

• согласие или несогласие участвовать в групповом про­цессе;

• свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;

• профилактика психических травм.

Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих ком­петенции и возможностей.

В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть на­иболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.

Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы.

Группа и групповое поведение

При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.

Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при форми­ровании группы.

И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциально­сти. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.

ГРУППЫ ТРЕНИНГА

Общие положения

История создания групп тренинга тесно связа­на с именем социолога и психолога Курта Левина. Рабо­тая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выя­вить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.

Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) воз­никла случайно. Несколько специалистов в области есте­ственных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связан­ных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с примене­нием законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лабора­тория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и прини­мать правильные решения в трудных ситуациях. Естест­венно, такие группы на первых порах не были ориенти­рованы на терапию.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (груп­пы, ориентированные на рост и самосовершенствование

 

 

личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оп­тимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).

Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитив­ные начала:

• применение общественных наук (психология, социоло­гия) в практической жизни;

• ориентация на демократические (в противовес автори­тарным) методы обучения;

• способность в процессе обучения устанавливать отно­шения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.

⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персо­налом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на груп­повые виды деятельности. Эффективность работы любого руково­дителя тесным образом связана с пониманием особенностей груп­повой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей груп­пой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.

Большая часть материалов данного раздела взята из разработок М.А.Робера и Ф.Тильмана, а также работ Хэнди, где дается краткий обзор научных изысканий по работе в группах. Причем Хэнди дает систематизированный обзор не по группам вообще, а применитель­но к менеджерским группам, создаваемым в организациях для ре­шения текущих вопросов деятельности.

Большинство курсов по управлению персоналом излагают руко­водства относительно повышения эффективности групп. Сюда от­носятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наибо­лее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.

Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффктивность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на ка­кое расстояние он переместился.

Понятие группы и группового поведения.

Хотя в действительности свет во­обще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос бы­ло много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно на­правления и величины перемещения света, и было достигнуто груп­повое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конк­ретных мнений, которые люди высказывали до этого.

Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но по­ведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:

• Люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависи­
мости.

• Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.

• Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или ме­
нее специализированы. В действительности их специализация зави­
сит от потребностей людей.

12—224 353

• Индивиды участвуют по многих группах. Группа является есте­
ственной и неизбежной частью жизни человека. Существуют посто­
янные, временные и случайные группы.

• Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).

• Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носятбезличный характер и осущест­
вляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяе­
мыми внешней средой, культурой. В неформальной группе сущест­
вуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ро­
лях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей —
результат взаимодействия внутри группы.

• Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче де­
лать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.

• Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заста­
вить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх­
урочной работе и т.п.).

• Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные чле­
ны группы, однако группадаетлучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.

• Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, раз­
вивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.

• Конфликт между группами и внутри группы — вполне естест­
венное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлеж­
ности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов — об­
разование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «коз­
ла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.

Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.

7.3.1. Общие цели группы

Известно, что поведение личности — это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не до­стигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состоя­ние, которое приводит к ноным действиям. Теперь возьмем случай, когда два человека ведут себя в присутствии друг друга таким обра­зом, что их цели взаимно достигаются. Например, у изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у не­го нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотива­ции и цели могут быть совершенно различными. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает на­пряжение. Это удачный день для обоих!

Или — группа друзей: удовлетворение от взаимодействия, удов­летворение от общения, в то время как мотивации и личные цели могут быть разными.

Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. Этот процесс объясняет:

принадлежность личности к группе, привлекательность группы и членство в группе;

образование неформальных групп;

появление ролей в группе (некоторые личности больше, чем дру­гие, отвечают потребностям группы и способствуют улучшению си­туации в группе. Так происходит, например, когда в группе есть ве­сельчак, душа команды, носитель идей и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что группа— это совокупность людей, возникающая в результате их взаимодействия. Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достигнуть его собственных целей. Но этого недостаточно, чтобы добиваться эф­фективности работы формальных групп, создаваемых на предприя­тии для решения определенных задач.

Возможно, более полезным окажется следующее определение: группа — это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой общей целью.

Что же такое «общая цель»?

Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого инди­вида, не обязательно ясны и осознаны.

Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснитьтотфакт, что

12*355

члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье — сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.

Например, три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке. Их цели сходны, даже одинаковы. Но это не общая цель. Это не цель группы.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒



Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер. Человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, нормирования личности, устранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействии и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии, либо же в вольных группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью.

Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы:

· под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих;

· в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный вес в группе, и это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы, для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция;

· группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

· находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решении, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы не осмысливал проблему в одиночку;

Эффект воздействия на человека мозговой атаки существенно повышает творческий потенциал человека.

· в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один, в ряде случаев эта особенность изменения поведения человека, является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку, неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью.

Ничего непонятно?

Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными.

Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов. Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем. чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиции того, что он считает, при этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.


⇐ Предыдущая57585960616263646566Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1244 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Добавить комментарий