Демократическим федеративным государством с республиканской формой правления

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет.

В ст.1 Конституции зафиксировано, что Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Основными характеристиками демократического государства являются:

1. Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Эти нормы статьи 3 определяют содержание понятий «демократическое государство» и «государство с республиканской формой правления». Народ, свободно выражая свою волю, наделяет государственную власть необходимыми правомочиями: правом властвовать, правом принимать властные решения. Многонациональный народ РФ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы.

Референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является непосредственным выражением власти народа.

2. Рыночная экономика, которая служит экономической основой государства, устанавливает равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

3. Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина, в отношениях личности и государства приоритет должен отдаваться интересам личности. Конституция РФ провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2) . Это положение развивает и конкретизирует характеристику России как правового государства. Впервые в Основном Законе России закреплено положение, полностью соответствующее современным международным стандартам в области прав человека. При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17) . необходимо обратить внимание на различие между используемыми в Конституции понятиями «права человека» и «права гражданина». Прав человека принадлежат как гражданам РФ, так и иностранцам, и апатридам. Законодатель употребляет в этом случае не вызывающие разночтений слов: «все», «каждый», «лицо». Политические же права и свободы принадлежат российским гражданам (ст.31-33, 59-62).

4. Осуществление государственной власти на основе принципов легитимности и разделения властей. В РФ принцип разделения властей впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правого государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в ст.1 Конституции РСФСР 1978 г. в качестве одной из основ конституционного строя России. Принцип разделения властей провозглашен и в действующей Конституции РФ. В ст.10 закреплено, что государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную, органы, которых самостоятельны. Данный принцип является механизмом сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивает их самостоятельное функционирование и взаимодействие, препятствует развитию авторитарных и тоталитарных тенденций.

5. Децентрализация государственной власти, строгое разграничение полномочий между федеральными органам и органами субъектов РФ, поощрение местной инициативы.

Особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

6. Демократический порядок формирования и осуществления государственной власти, создание политико-правовых механизмов обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов и в контроле за ними.

7. При принятии государственно-значимых решений по воле большинства должно учитываться мнение и интересы меньшинства.

8. Утверждение и соблюдение принципа верховенства закона, высокая правовая культура и политическое, нравственное сознание общества, должностных лиц и граждан.

9. Политический плюрализм: многопартийность, свобода мнений, отсутствие общеобязательной официальной идеологии. Согласно Конституция никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.14).

10. Наличие легальной оппозиции

По форме государственного устройства Россия является федерацией.

Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой официальной государственной символикой, едиными вооруженными силами, единой кредитно-денежной политикой.

Правовое государство представляет собой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, главной целью его деятельности является обеспечение прав, свобод человека и гражданина. Правовой характер государства проявляется:

— в признании верховенства права и закона; основным законом России является Конституция Российской Федерации, в ст.15 которой предусмотрено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;

— реальности прав личности, их правовой защищенности (судебная и внесудебная форма защиты);

— взаимной ответственности государства и граждан;

— признании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В России создаются правовые механизмы, основанные на демократических идеях, призванные обеспечить охрану конституционного строя, защиту прав и свобод личности, повышается авторитет и независимость судебных и правоохранительных органов, однако уровень преступности, правового нигилизма в обществе еще высок.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки:

— верховная власть осуществляется выборными органами;

— источником власти является народ;

— сроки полномочий высших представительных органов ограничены;

— использование демократических институтов;

— юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

Россия является президентско-парламентской (полупрезидентской) республикой, так как Президент РФ избирается всенародным голосованием, государственная власть осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судами РФ. Президент располагает собственными полномочиями, позволяющими действовать независимо от Правительства, одновременно действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, которое в части ответственно перед парламентом. При выражении вотума недоверия Правительству Президент может отправить его в отставку или распустить парламент.

 

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Главная » Полезные статьи » Государственное устройство страны


Государственное устройство страны



Вернуться назад на Государственное устройство

Государственное устройство страны характеризуют государственный строй, идеологическая ориентация, политическая структура, форма управления территориями. По государственному строю большинство современных стран — республики. В них высшие органы власти — парламент и президент — избираются народом. Такая демократическая форма правления сложилась в Европе и Америке в 19 веке., а в 20 веке перенесена, нередко искусственно, на другие .континенты.

Республики бывают президентскими (правительство формирует президент), президентско-парламентскими (правительство формируется совместно) и парламентскими (правительство формирует парламент).

Конституционные монархии, где власть короля ограничена конституцией, сохранены в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Японии, Таиланде, Малайзии, Непале, Бутане, Иордании, Бахрейне, Марокко, Лесото.

В развитых странах король является лишь символом государства и единства нации, а в остальном (выборы парламента, премьер-министра и т.д.) действуют те же правила, что и в республиках. Абсолютные монархии, где власть монарха практически неограниченна, сохраняются в Аравии (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и в Брунее.

2.1. РФ как федеративное государство с республиканской формой правления

Во время Французской революции был казнен король, уничтожалось дворянство (убито 10% населения, включая 0,5 млн. детей). Глядя на соседей, англичане решили, что обучение и воспитание мальчика или девочки для последующего выполнения королевских обязанностей обойдется народу гораздо дешевле, чем издержки от злоупотреблений прорывающихся к власти «варягов», обычно нищих и жаждущих «обстроиться». И что люди с большим удовольствием будут подражать манерам, вкусам и речи короля, чем какому-нибудь неуравновешенному Вольтеру или Робеспьеру. И что в Библии говорится о Царстве Божьем, но никак не о республике.

Разумен ли вывод англичан, а также голландцев и скандинавов, если за 200 лет с той поры у них не случилось никаких бунтов и революций?

По идеологической ориентации государства различаются на плюралистические (большинство), клерикальные и коммунистические. В плюралистических странах не дается преимуществ какой-либо конфессии (церкви), религия считается частным делом граждан, государственные посты могут занимать люди любых вероисповеданий, религиозные праздники государством не отмечаются. В клерикальных странах религия объявлена государственной, обязательно изучается в школах, высшие посты в госаппарате занимают люди данной конфессии, государственные органы участвуют в религиозных церемониях. Условия и безопасность проживания иноверцев в этих странах зависят от общей культуры конкретного народа и правящего режима.

Клерикальными являются все скандинавские страны (лютеранство), Великобритания (англиканство и пресвитерианство), Ватикан, Ирландия, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Эквадор, Коста-Рика, Гаити, Экваториальная Гвинея (католицизм), Греция (православие), почти все мусульманские страны (ислам), Таиланд, Камбоджа, Бутан (буддизм), Непал (индуизм). В Индонезии государственным объявлен монотеизм (единобожие). В Великобритании и скандинавских странах монарх является главой национальной религии. Ватикан и Саудовская Аравия — теократические монархии; в них главой государства является руководитель конфессии (римский папа и шейх ваххабитов). Разновидностью клерикализма и теократии можно считать коммунистические режимы, где государственная вера — марксизм.

По политической структуре государства различаются на однопартийные (диктатура одной партии), двухпартийные (соперничество двух крупнейших партий) и многопартийные (отсутствие преобладания какой-либо партии).

Древнегреческий философ Платон создал законченную теорию закономерной смены государственного управления: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия (политические права зависят от размеров имущества), ее сменяет олигархия (власть немногих), уступающая место демократии, которая в итоге вырождается в тиранию (единоличное правление). Его ученик Аристотель различает конституции на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочные» (тирания, олигархия, демократия). Максимальное приближение к идеальному строю дает полития — смешение демократических и олигархических элементов.

В наше время наиболее близким к идеальной модели Аристотеля оказывается государственный строй развитых стран с двухпартийной системой. Здесь две крупные политические партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии обычно представляют христиан и социалистов; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию.

В США две основные партии — республиканская и демократическая, но первая представлена преимущественно протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая — католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения); здесь конкурируют две христианские партии.

В странах с тоталитарной традицией — стремлением к государственному контролю над всеми сферами жизни, характерным для китайского, мусульманского и православного миров, — у власти успешно закрепляются однопартийные режимы. Это режимы коммунистические (Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, еще недавно СССР и «народные демократии» Вост. Европы), исламские (Иран) или «исламского социализма» (Ирак, Сирия, Ливия, Алжир и др.). И однопартийность, и многопартийность в таких странах почти всегда вырождается в пожизненную диктатуру одного лидера (СССР, Китай, Сев. Корея, Туркмения).

Многопартийная система характерна для развивающихся стран и недавно освободившихся от метрополии или диктатуры. Мелкие политические партии представляют не народ в целом, а отдельные группы или слои населения со специфическими корыстными интересами. Потому типичны проволочки при принятии законов в парламенте, неустойчивость и частая сменяемость правительства, отсутствие твердого политического курса, ажиотаж на выборах, коррупция и злоупотребления властью, что сильно напоминает анархию.

Следствием являются стенания населения о «сильной руке» и скорое появление таковой из числа генералов или революционеров. Типичный пример — страны Латинской Америки. В многонациональных странах Африки и Азии партии представляют соперничающие этнические группы; их лидерами являются традиционные вожди, и правление любой из них сопровождается «перетягиванием каната» в пользу одного этноса.

По форме управления территориями государства делятся на унитарные (большинство) и федеративные (всего 20). Унитарное государство в своем составе не имеет самоуправляющихся территорий. В нем действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладают только исполнительной властью, но не законодательной. Унитаризация (прямое управление) выгодна в целях централизации власти, концентрации ресурсов, консолидации народа, но приводит к гипертрофическому росту столицы, делению страны на центр и периферию, игнорированию местных особенностей и интересов. По странам степень унитаризации различна. Например, равные по численности населения страны имеют: Франция — 96, Филиппины — 74, Турция — 67, Украина — 25, Иран — 24, Италия — 20 основных административных единиц. Чем больше провинций, тем сильнее зависимость населения от столицы: известный принцип «разделяй и властвуй».

Федеративное государство имеет самоуправляющиеся территории — республики, штаты, земли, провинции и т.п., которые обычно обладают собственной конституцией, флагом и гербом, самостоятельно формируют органы власти, но в главных вопросах (оборона, денежная система, налоги) подчиняющихся федеральному правительству. Федерализация — это система косвенного управления, учитывающая местные культурные, исторические и другие особенности. Она характерна для многонациональных или когда-то объединившихся стран. Современные федеративные государства — Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Югославия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия, ЮАР, Нигерия, Индия, Пакистан, Мьянма, Малайзия, ОАЭ. После референдума 1997 г. в разряд федеративных перешла Великобритания.

Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх





©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Формы государственного устройства

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Простое государство.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

1. централизованным;

2. децентрализованным и

3. смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:

— федерации – постоянные государственные образования;

— конфедерации – временные союзы суверенных государств;

— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций.

Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4. двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

— собственно федерация;

— национально-государственные образования;

— автономно-государственные образования;

— территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;

— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7. нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

 

Политический режим

Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1. организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение террор);

2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима. Политический режим имеет широкий и узкий подходы.

1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2. узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:

1. демократические и

2. недемократические (антидемократические) режимы.

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию Он выделяет

1. демократический режим и

2. террористический, который в свою очередь имеет три разновидности:

— фашистский – он характеризуется как национально-догматический;

— тоталитарный – как казарменный;

— авторитарный – как репрессивный метод.

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

— деспотический режим — он предполагает полный произвол монарха;

— тиранический режим — он основан на узурпации власти тираном;

— тоталитарный — основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

— фашистский режим — его идеологией является крайний шовинизм;

— авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествление;

— либерально-демократический — предполагает осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

— собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, неспособной запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 года.


Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 5170;


Похожие статьи:

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства и государственной власти.

Существуют две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство– это простое по строению государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы и имеющее одноуровневую систему органов государственной власти и одноуровневую систему законодательства.

Признаки унитарного государства:

– оно подразделяется на административно-территориальные единицы;

– у него одноуровневая система органов государственной власти;

– одноуровневая система законодательства.

Это признаки классической формы унитарного государства. В современных условиях принцип унитаризма в построении государства претерпевает существенную модификацию: в составе унитарных государств создаются административно-территориальные единицы, обладающие некоторой автономией.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов государственной власти все унитарные государства можно подразделить на два вида:

– централизованные (в них отсутствуют автономные образования, все административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус);

– децентрализованные (в них имеются автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальных единиц).

Обычно автономные образования в унитарных государствах отражают специфику национального состава населения. Автономия представляет собой форму децентрализации организации и осуществлении государственной власти.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство– это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации и имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.

Федерация как форма территориального устройства государства появилась в индустриальную эпоху. Однако она менее распространена, чем унитарное государство. В современном мире чуть более 20 государств являются федеративными: США, Канада, Мексика, Бразилия, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Российская Федерация, Австралия, Индия, Пакистан, Танзания, Малайзия, Нигерия и некоторые другие.

После Второй мировой войны число федеративных государств значительно возросло. В последние десятилетия происходили процессы как ликвидации (стали унитарными Индонезия, Ливия, Уганда, распались СССР, Чехословакия, Югославия), так и возникновения новых федеративных государств (Бельгия, Эфиопия).

Признаки федерации:

– федерация состоит из субъектов федерации (некоторые федеративные государства, кроме субъектов федерации, включают в свой состав административно-территориальные единицы, которые субъектами федерации не являются, например, в США – федеральный округ Колумбия, заморские территории);

– субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации);

– субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова (даже если нормативно установлено, что они являются государствами), так как они не обладают таким важнейшим признаком государства, как государственный суверенитет;

– существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации;

– существует двухуровневая система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

– предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются федеральной конституцией.

Виды федераций:

1.

По правовым основаниям образования:

– договорные (правовым основанием их образования является заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании нового государства в форме федерации; например, СССР с 30 декабря 1922 г. по принятия Конституция СССР 1924 г.);

– конституционные (правовым основанием их образования является закрепление в конституции федеративного устройства государства: США, Мексика, Бразилия, ФРГ и др.);

– конституционно-договорные (правовыми основаниями их образования являются заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании федеративного государства и последующее принятие конституции, закрепляющей федеративное устройство государства; например, СССР после принятия Конституции 1924 г. по декабрь 1991 г.);

2. По принципу образования субъектов федерации:

– территориальные (субъекты федерации созданы по территориальному принципу: США, Мексика, Бразилия, ФРГ);

– национальные (субъекты федерации созданы по национальному признаку: СССР, Чехословакия, Югославия);

– национально-территориальные (субъекты федерации созданы на основе сочетания национального и территориального принципов: Российская Федерация, Канада, Индия).

3. По правовому положению субъектов федерации:

– симметричные (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус: США, Мексика, ФРГ);

– асимметричные (субъекты федерации имеют неодинаковый правовой статус: Российская Федерация – особенно в 1990-е годы и до 2002 г.)

От федерации необходимо отличать конфедерацию.

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов.

Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической науке. Существуют три основных подхода к определению политико-правовой природы конфедерации:

1.

Россия – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

Конфедерация – форма государственного устройства.

2. Конфедерация – промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

3. Конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой межгосударственное объединение.

Наиболее убедительным представляется третий подход. Конфедерацию нельзя считать формой государственного устройства, так как последняя характеризует внутреннее территориальное устройство государства, а конфедерация не является государством, поскольку не обладает ни одним из его признаков. Конфедерация представляет собой межгосударственное объединение.

Конфедерация – достаточно редкое и недолговременное образование (США с 1781 г. по 1787 г.; Швейцария до 1848 г.; Сенегамбия с 1982 г. по 1987 г.). Конфедерация, как и государство, создается для управления обществом, для осуществления тех функций, реализация которых отдельными государствами недостаточно эффективна. Однако ограниченные полномочия органов конфедерации делают это управление затруднительным и не всегда эффективным, а порой и невозможным.

Конфедерация может эволюционировать в двух направлениях:

1. Если возникает необходимость в более эффективной организации управления и в более тесной интеграции, то конфедерация может перерасти в федеративное государство (например, США в 1787 г., Швейцария в 1848 г.).

2. Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между государствами – членами конфедерации, либо под воздействием внешних факторов (например, войн): распад Австро-Венгрии в 1918 г., Объединенной Арабской Республики в 1961 г., Сенегамбии в 1988 г.)


⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

НАЗОВИТЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. КАКОВА ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В РФ

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторойсамостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: Простая форма (унитарное государство);Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

· Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд,Индонезия).

· Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

1. Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

2. Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

3. Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

4. По способу образования самой федерации выделяют:

5. Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия).

6. Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

7. Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

1. Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

2. Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

3. Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

4. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

5. Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

6. Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

1. Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

2. Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1.

Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. Правовой основой её образования послужили: Конституция 1978 с её многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства– «РСФСР» на «Российская Федерация» (РФ), Декларация огосударственном суверенитете РСФСР от 12.6.1990, Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992, Конституция Российской Федерации 1993, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1). Россия — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1автономная область, 4 автономных округа. Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

123456


Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1013;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Форма государства — это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

1. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии. Вспомним хотя бы, что правление династии Романовых в России начиналось с избрания на престол царя Михаила.

Монархия как форма правления возникает вместе с появлением государства и отражает специфику разных исторических эпох. Поэтому классификация монархий представляет известную сложность. С точки зрения объема полномочий монарха, монархии можно разделить на неограниченные и ограниченные. При этом ограниченные монархии — это явление европейское и неизвестное Востоку, где органы при монархе, например исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

Неограниченная монархия. В условиях неограниченной монархии власть монарха абсолютна. Есть две разновидности таких монархий:

Древневосточная деспотия, возникающая при значительном сохранении общинных институтов и соответствующих форм собственности, сочетающихся с обожествлением монарха.

Абсолютная монархия, существовавшая в Европе в XVII — XVIII в.в. Здесь такая форма правления складывается в период временного равновесия сил между феодальной аристократией и молодой буржуазией. Королевская власть как бы возвышалась над борьбой этих классов.

Ограниченные монархии. Ограниченные монархии в Европе можно разделить на добуржуазные и буржуазные.

Добуржуазной ограниченной монархией является, например, сословно-представительная монархия, возникшая в период создания крупных централизованных государств. Монархия, опиравшаяся в борьбе с феодальной раздробленностью на поддержку городов, вынуждена была платить «по векселям», допуская представителей горожан в сословно-представительные органы (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России и т.д.). Такие органы ограничивали власть монарха в некоторых существенных вопросах, например связанных с введением новых налогов.

В период капитализма полномочия монарха ограничиваются посредством конституции. Поэтому применительно к буржуазным монархиям вполне применим термин «конституционная монархия». Существуют две их разновидности: дуалистическая монархия и парламентская (или парламентарная) монархия. Первая из них отражает начальный этап развития капитализма и относительно слабые позиции буржуазии в политической области. Поэтому дуализм власти, исходящий из деления ее на законодательную и исполнительную, отражает известный перевес полномочий монарха над полномочиями выборной (нижней) палаты парламента, представленного буржуазией. Верхняя палата обычно была назначаемой. Правительство здесь формировалось монархом и перед ним же было ответственно. Монарх обладал правом абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом, и правом неограниченного роспуска парламента. Из полномочий последнего следует отметить право вотировать бюджет. Такая форма правления существовала в Пруссии, Австрии, Италии в конце ХIХ-ХХ в.

Парламентская, или парламентарная, монархия отражает более высокий уровень развития капитализма и, соответственно, более прочные позиции буржуазии. Полномочия монарха здесь во многом номинальны. Правительство формируется лидером партии, победившей на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Акты короля приобретают юридическую силу лишь при условии их контрассигнации соответствующим министром. В ряде стран монарх обладает правом отлагательного вето, а также правом роспуска парламента. Такая форма правления существует сегодня в Англии, Бельгии, Норвегии, Швеции и т.д.

2. Республика — это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика — столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их классификации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуазные.

Республики добуржуазной эпохи можно, в свою очередь, разделить на демократические и аристократические. В демократической республике власть принадлежала народу в его конкретно-историческом понимании (Древние Афины). В аристократических республиках ее осуществляли представители аристократии (Спарта, Рим в период республики, аристократические города — республики средневековья — Венеция, Генуя, Псков, Новгород).

Буржуазные республики могут быть президентскими (или дуалистическими), парламентскими и смешанными. В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков (США), либо прямым голосованием избирателей (Мексика, Колумбия и т.д.). Он является главой государства и главой правительства (поэтому здесь нет поста премьер-министра), с участием парламента формирует ответственное перед ним правительство, обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Однако вето президента может быть преодолено повторным одобрением отвергнутого законопроекта квалифицированным большинством голосов. В президентской республике президент является ключевой фигурой политического механизма. В парламентской республике такой фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом, играет скромную роль в системе органов государства, хотя формально полномочия его могут быть довольно широкими. Ответственное перед парламентом правительство обычно формируется лидером партии (либо блока партий), победившей на выборах. Вотум недоверия правительству, как и в условиях парламентской монархии, влечет либо уход его в отставку, либо роспуск парламента и назначение новых выборов. Смешанная республиканская форма правления предполагает сочетание элементов парламентской и президентской республик. Так, в Российской Федерации институт президента, непосредственно избираемого народом и наделенного широкими полномочиями, сочетается с институтом премьер-министра и парламентской ответственности правительства. «Смешанная» форма правления имеет место также во Франции, Финляндии и т.д.

Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

1. Унитарные. Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т.д. После распада Советского Союза все образовавшиеся на его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства. Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками:

— единая конституция и единая правовая система;

— единая система органов государственной власти и управления;

— единое гражданство;

— единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм;

— деление государства на административно-территориальные единицы (провинции, департаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления.

Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, районы, графства и т.д.), не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. При этом в рамках такого государства возможно существование районов, обладающих административной автономией (например Синцзянь-уйгурский автономный район в Китае). Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах значительная часть вопросов местной жизни решается центральной властью. В децентрализованных государствах их решение передается на места. Исторически унитаризм явился прогрессивной формой территориально-государственного устройства, поскольку он активно способствовал созданию единого капиталистического рынка, сильной и независимой центральной власти взамен феодальной раздробленности с ее слабой территориальной системой управления.

2. Федеративные. В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации.

Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно функционируют две власти — федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию. Федерации могут строиться:

— по национальному признаку (как в свое время СССР, Чехословакия, Югославия и т.д.);

— по национально-территориальному признаку (Российская Федерация);

— по территориальному признаку (США, Мексика, Бразилия и подавляющее большинство современных федераций).

Обычно наряду с общефедеральной конституцией и федеральными законами действуют законы субъектов федерации, а в ряде федераций их субъекты имеют собственные конституции.

При этом, предполагается довольно четкое обеспечение верховенства федеральной конституции и других федеральных законов, которым должно соответствовать законодательство членов федерации. Как правило, в верхней палате парламента — сенате — обеспечивается особое представительство субъектов федерации. Причем в одних федерациях в верхней палате устанавливается равное представительство субъектов федерации. Например, в США избираются по два сенатора от каждого штата, вне зависимости от численности проживающего в штате населения, а в других федерациях (Канада, ФРГ, Индия и т.д.) представительство субъектов федерации в верхней палате общефедерального парламента находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего субъекта.

В настоящее время федерации встречаются более чем в 20 государствах, в которых проживает 1/3 населения земного шара.

Обычно она преобладает в крупных государствах (США, Россия, Индия, Бразилия), хотя возможна и в небольших по размеру государствах (Австрия, Объединенные Арабские Эмираты).

3. Конфедерация. В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация — это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется прежде всего недостаточной ее изученностью. Поэтому в учебниках в качестве примера конфедерации обычно приводятся союз североамериканских штатов (1781-1787 гг.), Швейцарский союз в ХIХ в. и т.д. Между тем остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств. В центральные органы конфедерации обычно входят представители всех государств-членов. Решения этих органов принимаются единогласно или квалифицированным большинством и вступают в обязательную силу лишь после ратификации соответствующими государствами — членами конфедерации.

Традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции США и в 1848 г.

В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.

Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория «политический режим» более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.
1. Демократический режим. Демократия — понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.
2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д. Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом. При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, «беспартийными», т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия).

Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические.

Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.

В демократических государствах существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на:

— высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;

— местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.

В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации.

2. Исполнительная власть.

Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти. Они подразделяются на:

— высшие (правительство, министерства и ведомства);

— местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).

3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.


Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.006 с)…

Добавить комментарий