Доклад на тему католицизм

.

Слово католический

Слово католический английскими буквами(транслитом) — katolicheskii

Слово католический состоит из 12 букв: а е и и й к к л о с т ч


Значения слова католический. Что такое католический?

Католический социализм

Католический социализм — общее название течений в католицизме, озабоченных участью рабочего класса и, выдвигающих, опираясь на религиозные соображения, предложения более или менее значительных социальных реформ.

ru.wikipedia.org

Католический социализм Выражением «К. социализм» обозначают обыкновенно широко и неточно все те новейшие течения в католицизме, которые характеризуются особенной заботою об участи рабочих классов и, опираясь на религиозные соображения…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ — совокупность представлений и учений о человеке, возникших в рамках католической теологии и философии.

Философская энциклопедия

АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ -совокупность представлений и учений о человеке, возникших в рамках католической теологии и философии. В своем классическом варианте католическая антропология восходит к Августину…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Восточнокатолические церкви

ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ — общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды (см. Униатство)…

Православная энциклопедия

Восточнокатолические церкви — поместные католические церкви, использующие в церковной жизни один из восточных литургических обрядов.

ru.wikipedia.org

Католическая лига (1609)

Католическая лига 1609, объединение католических духовных и светских феодалов Германии, созданное 10 июля 1609 для борьбы с Протестантской унией 1608.

БСЭ. — 1969—1978

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1609 — союз католических духовных и светских князей Германии во главе с Максимилианом Баварским. Создана в ходе борьбы протестантов (образовали Протестантскую унию 1608) и католиков.

Большой энциклопедический словарь

Католическая Лига (нем. Katholische Liga) — объединение католических княжеств Германии накануне Тридцатилетней войны. Союз был организован в 1609 году по инициативе герцога Максимилиана Баварского.

ru.wikipedia.org

Католическая церковь

Католическая церковь Римская католическая церковь (РКЦ) или просто Католическая церковь, Catholica Ecclesia (лат.) — христианская церковь, согласно преданию основанная в Риме апостолом Петром.

Энциклопедия «Вокруг Света»

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos — вселенский) — разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына…К. простирает свое влияние на католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации, учебные заведения, прессу, издательства и т. д. Совр.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1989

КАТОЛИЦИЗМ, одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 — 1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм.

Современная энциклопедия. — 2000

Католическое действие

«Католическое действие», общее название католического апостолата — организации мирян, функционирующих под непосредственным управлением церковной иерархии.

БСЭ.

Католицизм

— 1969—1978

Католическое действие общее название светских католических организаций (благотворительных, женских, профессиональных и др.), функционирующих под непосредственным управлением церковной иерархии почти на всех континентах…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Католическое действие — общее название светских католических организаций (благотворительных, женских, профессиональных и др.), функционирующих под непосредственным управлением церковной иерархии почти на всех континентах…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский.

Энциклопедия Кругосвет

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский.

Энциклопедия Кольера

Римско-католическая церковь

Ри́мско-католи́ческая це́рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — самая крупная церковь в католичестве, отличающаяся организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев.

ru.wikipedia.org

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древнейших, наиболее многочисленная, организованная и активная из существующих христианских Церквей. В ее основании — труды апп. Петра и Павла. Охватывает все христианские общины…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Русский язык

Католи́ческий.

Орфографический словарь. — 2004


Примеры употребления слова католический

Целый день католический храм фактически принадлежал православным.

Среди достопримечательностей стоит отметить католический собор, зоопарк и крупный олений питомник.

Благословение от понтифика для Франческо привез католический монах брат Анно, с которым Пьянета познакомился еще в юношеские годы в социальном центре для молодежи Гельзенкирхена.


скачать

Реферат на тему:

Католицизм

План:

    Введение

  • 1Богослужебные обряды
  • 2История
  • 3Распространение
  • 4Доктрина
    • 4.1Особенности вероучения
    • 4.2Особенности латинского обряда
    • 4.3Отлучение от Церкви
  • 5Структура
  • 6Клир
  • 7Богослужение
    • 7.1Характерные черты богослужения в латинском обряде
  • 8Раскольнические группы на основе католических традиций
  • 9Восточнокатолические церкви
  • Примечания
    Литература

Введение

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства· Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.[1]) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является папа римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

1. Богослужебные обряды

В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.

2. История

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков».

[2] Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте [3].

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).

3. Распространение

Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков[4].

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римокатоликов составляло 11 миллионов 468 тысяч человек[5]. В современной России (2005) существует 426 приходов[6], четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч[5].

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

4. Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

4.1. Особенности вероучения

В Католической церкви существует семь таинств:

  • крещение,
  • брак
  • миропомазание (конфирмация)
  • евхаристия
  • исповедь
  • елеосвящение
  • священство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище;
  • учение об индульгенциях;
  • широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
  • безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см.

    Догмат о папской безошибочности);

  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

4.2. Особенности латинского обряда

  • добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников.
  • обязательный целибат священства;
  • крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
  • совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
  • употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
  • причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа — и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью;
  • подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
  • крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых.

4.3. Отлучение от Церкви

В католицизме действует «автоматическое» (ipso facto) отлучение от Церкви за следующее:

  1. публичное отречение от веры;
  2. пропаганда взглядов несовместимых с учением Католической церкви;
  3. профанация Святого Причастия;

5. Структура

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский.[7] Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом.

Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

  • апостольский викариат
  • апостольская префектура
  • апостольская администратура
  • военный ординариат
  • территориальная прелатура
  • территориальное аббатство

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

6. Клир

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей.

Реферат: Католицизм

Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

7. Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

7.1. Характерные черты богослужения в латинском обряде

Подробнее смотри статьи: Месса, Литургия часов

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — гостия.

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

8. Раскольнические группы на основе католических традиций

Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Неримский католицизм Маргинальный католицизм
Старокатолицизм: Старокатолическая церковь Германии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Нидерландов, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Католическая апостольская церковь Европы, Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки Апостольский католицизм: Католическая апостольская церковь (Германии и Англии), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)
Консервативный католицизм: Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старороманская католическая церковь Франции, Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения), Национальная католическая апостольская церковь Либеральный католицизм: Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 — во Франции), Либеральная католическая церковь США
Реформированный католицизм: Филиппинская независимая церковь, Чехословацкая гуситская церковь
Англороманский католицизм (англокатолицизм): Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии, Африканская православная церковь Зимбабве, Африканская православная церковь ЮАР
Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episcopi vagantes»): Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Писсак, Жирика, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

9.

Восточнокатолические церкви

Примечания

  1. Annuario Pontificio 2009 — www.americancatholic.org/news/report.aspx?id=759
  2. Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1-2 — www.krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt063.html
  3. http://www.catholic.ru/ccc/0748.html — www.catholic.ru/ccc/0748.html Катехизис Католической Церкви, ст. 766
  4. Данные сайта adherents.com — www.adherents.com/adhloc/Wh_2.html
  5. 12 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам — www.archipelag.ru/ru_mir/religio/statistics/said/statistics-imp/
  6. Статистика сайта catholic-hierarchy — www.catholic-hierarchy.org/country/sc1.html
  7. Кодекс канонического права, 331—335

Литература

  • Волконский А.

    М. «Католичество и Священное Предание Востока» — www.apologia.ru/eccl-08.htm. Париж, 1933

  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.:2005
  • Й. Лортц. История Церкви. «Христианская Россия». М.:1999
  • Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.
  • Юрий Табак. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Е. Н. Цимбаева. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
  • Collinge, William J. Historical Dictionary of Catholicism. 1997
  • McBrien, Richard P., ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • Coleman, Lisa M., et al. Basics of the Catholic Faith. 2000
  • Froehle, Bryan T., Mary L. Catholicism USA: A Portrait of the Catholic Church in the United States. 2000
  • Burns, Robert A. Roman Catholicism after Vatican II. 2001

Распространение католицизма в мире

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве

Герб папского престола

Страница 1 из 2

Католицизм 19 столетия

Католицизм — западная ветвь христианства, возглавляемая папой Римским.

К началу 19 века католицизм продолжал оставаться господствующей религией во многих государствах Европы и в большинстве стран Латинской Америки. Вместе с тем 19 век стал переломным в истории католицизма.

Его позиции были сильно поколеблены Французской революцией и наполеоновскими завоеваниями в Европе и Северной Африке, которые не только перекроили карту мира, но и произвели юридические и экономические преобразования в большинстве государств Европы.

Во Франции следствием Французской революции стали секуляризация, конфискация большинства церковных владений, роспуск религиозных орденов и гражданское устройство духовенства. Несмотря на то что в 1801 г. Наполеон заключил конкордат со Святым престолом, опубликованные годом позже «Органические статьи», представленные как дополнение к конкордату, но не согласованные с Папой, фактически ставили католическое духовенство под сильный контроль государства. Часть духовенства и верующих, отказавшиеся признать конкордат, образовали т. н. малую церковь.

Последствия Французской революции и наполеоновских завоеваний сказались и во многих других странах Европы. Наиболее тяжелый урон церковь понесла в Германии, где после присоединения в 1803 г. к Франции прирейнских территорий были (в качестве компенсации) ликвидированы духовные княжества (всего 118 с населением более 3 млн человек), а имущество монастырей и соборов было передано в руки светской власти, что привело к сильному экономическому ослаблению церкви. Такого рода секуляризация перемешала католическое население с протестантским, поскольку католики часто становились подданными протестантских князей, зачастую составляя меньшинство населения. Была умалена и политическая роль духовенства, что повлекло за собой изменения в социальном составе южного и западного германского духовенства. Уменьшилось духовное влияние церкви: были закрыты 18 католических университетов, монастыри, гимназии и школы, а из рук духовенства были изъяты цензура, книгопечатание и книжная торговля. Все это привело к увеличению значения протестантизма в жизни Германии.

Апогеем завоевательной политики Наполеона стало для Католической церкви уничтожение Папского государства (а также пленение папы Пия VII) и присоединение его к Франции (1809 г.). Секуляризация церковного имущества, уничтожение монашеских орденов, сокращение духовенства — эти меры были осуществлены практически на всей территории Италии.

Католическая церковь

В 1-й четв. 19 века ухудшилось положение церкви и во многих странах Латинской Америки. Национально-освободительные движения и провозглашение независимости осложнили отношения местных епископатов со Святым престолом. Несмотря на то что многие представители духовенства этих стран приняли участие в национальных движениях, некоторые страны прервали отношения со Святым престолом, результатом чего стала в том числе нехватка католических священников.

В годы Реставрации Католическая церковь частично вернула утерянные позиции. В 1813 г. был восстановлен орден иезуитов. Во Франции среднее образование было передано в руки духовенства.

Католицизм усилил свои позиции в Швейцарии. Благодаря присоединению Женевы к Франции здесь было восстановлено католическое богослужение и появилось значительное католическое население, права которого были расширены по решению Венского конгресса. Папское государство было восстановлено, хотя и без Авиньона и Венессена, переданных Франции. В самом Папском государстве были отменены почти все реформы, проведенные французами. Однако полностью вернуть секуляризованные земли было невозможно ни в самом Папском государстве, ни в других государствах Италии (как, например, Неаполитанское королевство), ни тем более в Германии, где они были сохранены за светскими князьями. В Австрии и в районах, управляемых (Ломбардия, Венеция) или оккупированных ею (Парма, Тоскана), продолжало действовать австрийское законодательство, регламентировавшее деятельность церкви в духе просвещенного абсолютизма (т. н. иосифизм). Монастыри также были восстановлены лишь частично.

Папа оглашает догмат

о папской непогрешимости

Костел Св. Александра

в Варшаве, Польша

 Стремясь к укреплению позиций церкви в Европе, Пий VII добился заключения конкордатов с правительствами как католических, так и некатолических государств (Бавария, Тоскана, Сардиния, Неаполь, Нидерланды, Пруссия и др.). Заключение конкордатов являлось одной из важных составляющих политики Святого престола в 19 в., считающимся веком конкордатов.

Во 2-й четв. 19 века церкви удалось удержать или улучшить позиции во многих странах. Так, в Англии после уничтожения независимости Ирландии и ее присоединения к Англии (1800 г.) укрепился католицизм. В 1823 г. была создана Католическая лига, которая вела борьбу за католическую Ирландию. В 1829 г. был принят закон об отмене исключительных законов против католиков. Десятинный билль 1838 г. освобождал католиков от уплаты десятины в пользу протестантского духовенства. Католичество приняли многие ученые (профессор Д. Г. Ньюман, кардинал Г. Э. Маннинг и др.). В 1850 г. в Англии была воссоздана католическая иерархия и в парламент был внесен билль о возобновлении дипломатических отношений со Святым престолом. В Бельгии требование о «независимой» церкви переплеталось с борьбой за выход католической Бельгии из смешанного в религиозном отношении Нидерландского королевства, где католики находились в подчиненном положении. После отделения Бельгии конституция 1831 г. провозгласила свободу культа и образования и предоставила церкви ряд привилегий. В Голландии религиозную свободу для католиков предоставила конституция 1848 г.

Реферат: Католицизм

В 1853 г. здесь была восстановлена церковная иерархия.

В Австрии законодательство, ограничивавшее права церкви, было отменено в ходе революции 1848 г. В 1850 г. император Франц Иосиф признал права епископов на сосредоточение в их руках дисциплины и на регулирование богослужения. В 1855 г. им был заключен конкордат со Святым престолом.

Но во многих других странах церковь продолжала переживать большие трудности. В Испании после революции 1820 г. были закрыты монастыри и секуляризовано церковное имущество. Многие духовные лица подверглись заключению, ссылке и смертной казни. Хотя в 1823 г. все акты против церкви были отменены, борьба за трон 1834-1839 гг. негативно сказалась на положении церкви: в 1837 г. были закрыты все мужские монастыри, был изгнан папский нунций. К 1846 г. число епископов в стране уменьшилось до 6 человек. Гонения на церковь имели место в Португалии в 1833-1840 гг. Серьезный урон был нанесен Католической церкви в Швейцарии. Противостояние католических и либеральных кантонов переросло здесь в военные действия, которые закончились в 1847 г. поражением Союза семи католических кантонов. Хотя конституция 1848 г. ввела в стране равенство вероисповеданий, она же изгнала из страны иезуитов. В США создание католической иерархии не помешало возникновению в 1840-х гг. сильного антикатолического движения. Весьма трудным было положение Католической церкви в России. После польского восстания 1831 г. духовенство и верующие подверглись преследованиям и высылке. Послание папы Григория XVI от 9 июня 1832 г., в котором он призвал католиков к уважению законной власти, не улучшило положение вещей, но вызвало отрицательный резонанс в общественном мнении Европы.

Политические неудачи не препятствовали духовному развитию католицизма. В Германии и Франции католическая мысль развивалась главным образом в кружках (Мюнстерский, Майнцский и др.), к которым принадлежали такие католические деятели, как И. М. Зайлер, Ф. Шато-бриан, Ж. де Местр, У. Ф. Ламенне. Многим из них (например, Ламенне, де Местру) была свойственна преувеличенная апологетика папской власти, а потому их концепции обрели многочисленных противников. Но их работы часто грешили различными ошибками и с точки зрения богословия. Некоторые из них (как работы Ламенне) были осуждены церковью.

С именем Ламенне связано формирование первой группы либеральных католиков (сотрудники французского журнала «Л’Авенир», основанного в 1830 г.). Представители либерального католицизма рассматривали свободу как необходимое условие христианства. К либеральному католицизму относился известный французский деятель епископ Ф. Дюпанлу.

Монахи-капуцины Монахи-францисканцы Монах-пустынник

 В сер. 19 в. утрата церковью позиций в обществе была связана с зарождением и укреплением социализма и коммунизма, в основе своей атеистических. Несмотря на сильное ухудшение условий жизни и труда рабочих, решение социальной проблемы официальной церковью в это время не ставилось, хотя уже в 1830-1850-е гг. епископы повсюду были озабочены социальной ситуацией и падением нравственности. Но недостаток церквей, связанный с быстрым ростом городов, неадекватное реагирование церкви на научный прогресс и ряд других причин привели к тому, что произошло отдаление рабочего класса от христианства. Среди историков распространено мнение, что в сер. 19 в. церковь «потеряла» рабочий класс. Социальную проблему церковь пыталась решить методом благотворительности. Особую известность в этой области получила деятельность французского профессора Ф. Озанама, учредившего мощную благотворительную организацию «Конференция св. Винсента де Поля».

Однако уже в то время ряд церковных деятелей были озабочены положением рабочего класса. Создание предпосылок социальной доктрины церкви связано с именем немецкого епископа В. Э. Кеттелера, призвавшего католиков «откликнуться» на социальный вопрос. К этому периоду относится зарождение христианского социализма. Создаются и первые католические рабочие организации (например, Союз подмастерьев A. Кольпинга), а также студенческие союзы. Социальная поддержка входит и в задачи первых организаций мирян — в 1835 г. в Италии B. Палотти основал «Общество католического апостольского служения».

Главная страница -> К -> Католичество

Католичество

Католичество, течение христианства. Оформилось в итоге великой схизмы (раскола) 1054 г.
Примерно со 2 в. христианская Церковь называлась католической (по-гречески — кафолической) — всеобъемлющей, т. е. приверженной единой истине, выраженной в Библии и сохранённой епископами как преемниками апостолов. Она разделилась на западную (Римско-католическую) и восточную (Греко-кафолическую) по вопросу о равенстве епископов или о высшей степени благодати у римского епископа. С 5 в. сущность Католической церкви выражают 3 признака: целостность, приверженность старине, единство.

Католичество. Ватикан. Собор Святого Петра.

Символ веры Католической церкви заключён в общехристианской формуле «во имя Отца и Сына и Святого Духа», доработанной учением о нисхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына. Особое внимание католичество уделяет проблеме греха (первобытная праведность может быть восполнена верою в Иисуса Христа и добрыми делами) и учениям: о непорочном зачатии Девы Марии, о развитии догматов (Предание святое и Предание церковное равны), о «сверхдолжных делах и о сокровищнице святых» (заповеди предписаны всем, а советы евангельские — средства достижения высшего совершенства; Бог может излишек добрых дел праведников зачислить грешникам; сокровищница сверхдолжных добрых дел Церкви используется всеми её членами), об индульгенциях (отпущении грехов) и о чистилище.
Католичество признаёт 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия (причащение), брак, священство и елеосвящение. При совершении крещения применяется обливание водой, а не погружение в неё. Миропомазание совершается с 8 лет. В евхаристии используется пресный бездрожжевой хлеб — опресноки (облатки), пропитанные вином, а вино даётся лишь священнослужителям; младенцев не причащают. Исповедь обычно совершается в присутствии священника. В священстве установлено безусловное безбрачие (целибат) для всех степеней и недопустимость выхода из духовного звания.

Католичество. Тиара Папы Римского.

Главное богослужение — литургия (совершается на латыни и на национальных языках). Алтарь в католических церквях обращён на запад, престол может находиться в разных сторонах храма, он доступен и для мирян (мужчин и женщин). Крестное знамение католики совершают 5 перстами, их крест почти исключительно 4-конечный. У них нет жертвенников для приготовления Святых Даров. Икон мало, они имеют вид светских картин. Много скульптур, статуй и витражей.
Догматы, обряды, церковная организация католичества складывались постепенно. В Средние века Католическая церковь обеспечивала в феодально-раздробленной Европе духовное единство. Недостатки соборного управления Церковью в католичестве восполнены догматом о Папе Римском как примасе Римско-католической церкви: он получил власть от апостола Петра — основателя христианской церкви в Риме. В 445 г. римский император Валентиан III издал декрет, придавший решениям пап по церковным делам силу закона. Тогда же титул Папы стал принадлежать только римскому епископу.
В 754 г.

Реферат: Католицизм: история и современность

король франков Пипин Короткий подарил Папе в обмен на королевский титул Папскую область (существовала до 1870 г.). В 869 г. Константинопольский собор объявил Папу «орудием Св. Духа», неподсудным Вселенским соборам. В 1073-83 гг. Папа Григорий VII своими реформами утвердил первенство духовной власти Папы перед светской. Тридентский собор 1544—1563 гг. установил приоритет его власти перед авторитетом Вселенских соборов. Ватиканский собор 1869—1870 гг. принял непогрешимости Папы догмат.

Съезд католической молодёжи. Кёльн.

Под Папу Римского (наместника Бога на земле) выстроена церковная иерархия. Её верхушка — папская курия: церковные служители и светские сановники, образующие коллегию кардиналов, трибуналы, канцелярии. Полное собрание кардиналов во главе с Папой образует консисторию (высшее вспомогательное церковно-правительственное учреждение). В случае смерти Папы Римского она (в виде конклава) назначает его временного заместителя, а с 1274 г. выбирает нового Папу.
Кардиналы (титул возник в 11 в.) — приближенные к Папе епископы, пресвитеры и дьяконы. Они подразделяются на конгрегации (секции), руководящие отраслями церковного управления. К высшим католическим сановникам относятся также викарии, легаты и нунции (кардиналы с особыми папскими полномочиями). В Средние века Папа имел вооружённые силы.
Церковной жизнью в регионах управляют епископы при содействии капитулов (коллегий духовных лиц), консисторий (ведают административными и судебными вопросами) и дьяконов. Исключительное право епископа во всех епархиях принадлежит Папе Римскому. Епархии подразделяются на приходы. Их клир состоит из священников (ксендзы, патеры, кюре), капелланов (священников домашних церквей) и деканов (старших священников). Несколько епархий возглавляет архиепископ. Епископы получили по эдикту Хлотара (614), помимо церковных, светские права: судили население, защищали вдов и сирот, создавали убежища и др. Десятина, доходы от судебной привилегии, церковных земель и имущества, продажи синекур (должностей) и индульгенций обеспечили экономическую мощь Католической церкви.

Важная составная часть католичества — монашество, его духовно-рыцарские ордены. В 13 в. возникли т.

н. нищенствующие ордены, инквизиция стала постоянно действовавшим репрессивным органом. Глобальный кризис католичества в 16 в. вылился в Реформацию и возникновение протестантизма. Контрреформация позволила Католической церкви усилить свои позиции.
Главная сокровищница католичества — Ватикан (с 1377 г. резиденция пап; ранее ею был Латеранский дворец). Культура европейского Средневековья была пронизана христианством (см. ст. Архитектура и искусство в Средние века). Основным языком западной образованности была латынь. В 12 в. школы в Болонье и Париже, выпускавшие учёных-канонистов, дали начало университетам. В 16 в. Католическая церковь провела реформу календаря, переход к григорианскому календарю обозначил переход европейской цивилизации на новый стиль — Новое время.
В 20 в. возникла теология культуры (рассматривает как равноценные все мировые культуры), ставшая основанием политики экуменизма — сближения разных религий (гл. обр. христианских) под эгидой римского престола (оформлена на 2-м Ватиканском соборе 1962—1965 гг.). Активные культурные контакты Ватикана при Папе Иоанне Павле II способствовали ренессансу католичества. На нач. 21 в. в мире было ок. 1 млрд. католиков.

Католичество

Католическая Церковь признает те же семь таинств, что и Православная Церковь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение, священство и брак.

В основном эти таинства понимаются Католической и Православной Церквями одинаково, однако существуют небольшие отличия в понимании отдельных сторон таинств. Имеются различия и во внешних формах, а также церковно-правовых предписаниях порядка совершения отдельных таинств. Остановимся на них подробнее.

1. Крещение.

Католическая Церковь так же, как и Православная, рекомендует родителям крестить своих детей в течение первого года жизни. Крещение осуществляется по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в христианской вере. Поэтому католический священник может отложить крещение здорового ребенка, если сочтет, что родители не готовы в полной мере воспитать ребенка в христианских традициях.

Взрослых, желающих добровольно принять крещение, в Православной Церкви окрестят сразу, а в Католической Церкви им необходимо пройти подготовку к крещению, во время которой они должны изучить основы католической веры и убедиться в серьезности своего намерения принять католичество. Сроки подготовки различны в разных поместных церквях. В России установлен одногодичный срок подготовки. Во время подготовки существуют определенные ритуалы испытаний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать католиком.

У католиков таинство крещения, в отличие от Православной Церкви, осуществляется не троекратным погружением крещаемого в воду, а троекратным возлиянием воды на его голову.

2. Миропомазание (конфирмация).

Через это таинство так же, как и в Православной Церкви, христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные Дары через помазание елеем. Но если в Православной Церкви это таинство совершается сразу после завершения таинства крещения, как бы усиливая его силу, то Католическая Церковь откладывает время совершения этого таинства на время, когда христианин сознательно принимает католичество (в России — не рань­ше 15 лет).

3. Причащение (евхаристия).

Таинство причащения было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение считается в Католической Церкви сосредоточием всей церковной жизни. В отличие от Православной Церкви, использующей для таинства причащения хлеб из заквашенного теста. Католическая Церковь использует только пресный хлеб. Это обстоятельство приводило в средние века Церкви к взаимным обвинениям в ереси, хотя и тот, и другой хлеб использовался в евхаристии раннехристианской единой Церкви.

Если в Православной Церкви разрешается причащать детей с младенческого возраста, сразу после крещения, то в католичестве ребенок может принимать участие в таинстве причастия только в том возрасте, когда он имеет представление о смысле происходящего священнодействия и понимает отличие между обычным хлебом и Телом Христовым. Обычно это возраст не младше семи лет. Первое причастие ребенка в католических семьях считается важным семейным праздником, а в приходах устраивают специальные торжественные богослужения первого причастия.

4. Покаяние.

В Католической Церкви таинство покаяния считается действенным лишь в случае искреннего раскаяния кающегося в своих проступках, твердого намерения впредь избегать всякого намеренного греха, а также в случае удовлетворения за грехи Богу (исполнение наложенного священником условного наказания) и ближнему (посильное возмещение причиненного ущерба).

Как уже отмечалось выше, для совершения таинства покаяния в католических храмах оборудованы специальные исповедальни.

С таинством покаяния в католичестве тесно связана практика предоставления кающемуся индульгенции (снятие Церковью с помощью накопленных в ней заслуг святых и Самого Христа с кающегося временной кары за грехи во время жизни или после смерти, которая не гарантируется только совершением таинства покаяния). В настоящее время индульгенции объявляются Папой в определенные дни и приурочиваются к церковным праздникам, получить их может любой желающий. А в ХУ-ХУ1 веках индульгенции давались на усмотрение Церкви, по сути дела, ими торговали, что стало основным толчком к реформации Западной Католической Церкви и зарождению протестантизма.

5.

Христианство: католицизм — реферат

Елеосвящение.

Внешним знаком елеосвящения является, как и в православии, помазание больного освященным елеем (оливковым маслом).

Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется принимать его не больше одного раза за время болезни.

6. Священство.

Совершителем таинства священства может быть только епископ. Рукоположение в епископа обычно совершают несколько епископов.

Вопреки распространенному мнению католики не рассматривают Папство как особую благодать священства, а избрание Папы — как таинство, ибо по благодати Папа равен всем другим епископам Церкви.

7. Брак.

В Католической Церкви особенностью, отличающей таинство брака от всех остальных таинств, является то, что его совершают сами жених и невеста, которые перед лицом свидетелей заключают супружеское соглашение, давая друг другу обеты. Священник лишь присутствует при заключении брака как главный свидетель, благословляя брачный союз. Следуя заповеди Христа «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», католичество не допускает возможности расторжения браков, кроме случаев, когда брак признается недействительным (если в брак вступил уже женатый человек или человек, принявший монашество, если брак был совершен по принуждению и т. д.). Вопрос о действительности брака в этих случаях рассматривается специальными церковными трибуналами.

Нерасторжимость брака исключает возможность повторного вступления в брак, но допускается возможность развода в тех случаях, когда совместная жизнь признается невозможной.

Добавить комментарий