Инквизиция в средние века

Инквизиция

Инквизиция — трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков — тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой «правовой» основы. Она стала складываться в конце XII — первой трети XIII вв.

В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их розыск. Согласно папской булле, кости ранее умерших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, — конфискации. Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнанной датой его создания является 1229 г., когда церковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объявили о создании трибунала инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Григория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.

Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского королевства), Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света — в Мексике, Бразилии и Перу.

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инквизиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них — книги французских и английских просветителей, «Энциклопедия» Дени Дидро и др.

Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под влиянием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает интерес.

Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его детство и отрочество не оставили свидетельств серьёзных душевных потрясений и отклонений в психике. В школьные годы он служил примером добропорядочности не только для однокашников, но даже и для учителей. Став затем монахом ордена доминиканцев, он отличался безупречным отношением к традициям ордена и монашескому образу жизни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя Доминик) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ересью.

Глубокая набожность Торкемады не осталась незамеченной. Молва о ней дошла до королевы Изабеллы, и та не раз предлагала ему возглавить крупные приходы. Он неизменно отвечал вежливым отказом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за великую честь. По всей вероятности, ему удалось заразить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было значительным. В 1483 г., получив титул Великого инквизитора, он практически возглавил испанский католический трибунал.

Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре — церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе — торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

В Испании Торкемада намного чаще, чем инквизиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу сожжено 10 200 человек. Жертвами Торкемады можно считать и 6800 человек, приговорённых к смерти заочно. Кроме того, подверглись различным наказаниям 97 321 человек. Преследовались в первую очередь крещёные евреи — марраны, обвиняемые в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, принявшие христианство, — мориски, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. В 1492 г. Торкемада склонил испанских королей Изабеллу и Фердинанда к высылке из страны всех евреев.

Этот «гений зла» умер естественной смертью, хотя, будучи Великим инквизитором, постоянно трясся за свою жизнь. На его столе всегда находился рог носорога, с помощью которого, согласно поверью той эпохи, можно было обнаружить и нейтрализовать яд. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 пехотинцев.

К сожалению, Торкемада не унёс с собой в могилу варварские методы борьбы с инакомыслящими.

XVI столетие стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления человека.

Критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, в корне меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге «Об обращениях небесных сфер» учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543 г., за несколько дней до смерти автора. Великий астроном посягал на один из главных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. Книга оказалась под запретом инквизиции до 1828 г.

Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548-1600 гг.) оказалась трагической. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своих убеждений и вызвал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными телами, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным установкам католической церкви.

Читая лекции по космологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.

По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и… выдал инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В течение 8 лет католический трибунал безуспешно добивался публичного отречения Джордано Бруно от его научных трудов. Наконец последовал вердикт: наказать «насколько возможно милосердно, без пролития крови». Эта лицемерная формулировка означала сожжение на костре. Запылал костёр. Выслушав судей, Джордано Бруно сказал: «Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю». 16 февраля 1600 г. в Риме на Площади Цветов он стоически принял смерть.

Такая же участь едва не постигла и другого итальянского учёного — астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564 -1642). Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церкви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд, невидимых до тех пор. Какими наивными выглядели теперь сочинения богословов, объяснявших появление звёзд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям!.. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инквизицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, непохожесть Сатурна на другие планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничестве, представив выводы учёного как следствие оптического обмана.

Расправа над Джордано Бруно стала серьёзным предостережением. Когда в 1616 г. конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Коперника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился требованию инквизиции.

В 1623 г. папский престол занял друг Галилея кардинал Барберини, прослывший покровителем наук и искусств. Он принял имя Урбана VIII. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал «Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой» — своего рода энциклопедию астрономических воззрений. Но даже близость к Папе не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом «Диалог» был запрещён, его автор объявлен «узником инквизиции» и оставался им в течение 9 лет вплоть до смерти. Кстати сказать, только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.

Общество с трудом очищалось от заразы инквизиции. В зависимости от исторических, экономических, национальных и многих других причин страны Европы в разные сроки освобождались от трибуналов церкви. Уже в XVI в. под воздействием Реформации они прекратили своё существование в Германии и во Франции. В Португалии инквизиция действовала до 1826 г., в Испании — до 1834 г. В Италии её деятельность была запрещена лишь в 1870 г.

Формально инквизиция под названием Конгрегации святой канцелярии просуществовала до 1965 г., когда её службы были преобразованы в Конгрегацию вероучения, продолжающую бороться за чистоту веры, но уже другими, отнюдь не средневековыми средствами.

ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

В середине XVII в. германский поэт Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: «Человеческое — впасть в грех, дьявольское — упорствовать в нём, христианское — ненавидеть его, божественное — простить». Если исходить из здравого смысла, Томасу де Торкемаде (около 1420-1498) было присуще только «дьявольское». Ведь всё, что он делал во имя защиты религии, было огромным, нескончаемым грехом перед человеком эпохи Возрождения, перед его стремлением к познанию.

Страшен арсенал пыток, придуманных инквизицией за несколько веков её существования: сожжение на костре, пытка колесом, пытка водой, замуровывание в стены. Торкемада прибегал к ним намного чаще других инквизиторов.

Воспалённое воображение Торкемады сначала изобретало противников, дрожавших при одном упоминании его имени, а затем в течение всей жизни инквизитор сам испытывал страх перед неминуемой местью своих жертв.

Куда бы он ни выходил из своей монастырской кельи, его сопровождал преданный телохранитель. Постоянная неуверенность в собственной безопасности иногда заставляла Торкемаду покидать не столь уж надёжное убежище и укрываться во дворце. На какое-то время он находил приют в покоях самого охраняемого в Испании здания, однако страх не оставлял инквизитора ни на мгновение. Тогда он пускался в многодневные поездки по стране.

Но разве можно скрыться от вездесущих призраков? Они поджидали его и в маслиновой рощице, и за каждым апельсиновым деревом, и даже пробирались в храмы. И днём, и ночью они караулили его, всегда готовые свести с ним счёты.

Кажется, психиатры называют такое состояние меланхолической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может внезапно толкнуть его на убийство, самоубийство, воровство, поджог жилища. Его жертвами могут стать ближайшие родственники, друзья, первый встречный. Вот таким был Торкемада.

Внешне всегда сумрачный, чрезмерно экзальтированный, подолгу воздерживавшийся от пищи и усердствовавший в покаянии в бессонные ночи, Великий инквизитор был беспощаден не только к еретикам, но и к самому себе. Современников поражали его импульсивность, непредсказуемость его поступков.

Однажды в разгар борьбы за освобождение Гранады от арабов (80-е гг. XV в.) группа состоятельных евреев решила вручить на эти цели 300 тыс. дукатов Изабелле и Фердинанду. В зал, где проходила аудиенция, неожиданно ворвался Торкемада. Не обращая внимания на монархов, не извиняясь, не соблюдая никаких норм дворцового этикета, он вытащил из-под сутаны распятие и закричал: «Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!» С этими словами Торкемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал… Короли были потрясены.

История церкви знала немало случаев крайнего фанатизма. Сколько садизма исходило, например, от инквизиции при сожжении Мигеля Сервета (латинизированное имя Серветус), испанского медика и автора нескольких работ, ставивших под сомнение рассуждения богословов о Святой Троице. В 1553 г. он был арестован по приказу верховного инквизитора Лиона. Ему удалось бежать, но в Женеве еретика вновь схватили агенты инквизиции и приговорили по приказу Жана Кальвина к сожжению на костре. В течение двух часов его поджаривали на медленном огне, и, несмотря на отчаянные просьбы несчастного подбросить ради Христа побольше дров, палачи продолжали растягивать собственное удовольствие, наслаждаясь конвульсиями жертвы. Однако даже этот варварский акт не идёт ни в какое сравнение с жестокостью Торкемады.

Феномен Торкемады одномерен: жестокость, жестокость и ещё раз жестокость. Инквизитор не оставил после себя ни трактатов, ни проповедей, ни каких-либо заметок, позволяющих оценить его литературные способности и теологические воззрения. Имеется несколько свидетельств современников, отмечавших несомненный литературный дар Торкемады, как-то проявлявшийся в молодости. Но, видимо, ему не суждено было развиться, т. к. мозг инквизитора, попав во власть одной идеи, работал только в одном направлении. Инквизитору были просто чужды интеллектуальные запросы.

Более того, Торкемада стал непримиримым противником печатного слова, видя в книгах прежде всего ересь. Вслед за людьми он часто посылал на костёр книги, превзойдя и в этом отношении всех инквизиторов.

Воистину прав был Диоген: «Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам».

Е.Ларин

В начало страницы

Дополнительная информация

Введение

Термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

История создания

Ранее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он.

Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

Начиная со II века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. — выбор; подразумевается, что ошибочный).

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году.

Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.

В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры». Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Цели и средства

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.

В то же время, подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство.

К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Судебная процедура

Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания, верно, записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью.

Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам».

Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.

Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа:

1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.)

2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.)

3) испанская инквизиция.

В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в.

Инквизиция в средневековье вкратце

против протестантизма.

Преследования еретиков до XII в.

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения.


Деятельность инквизиции в разных странах Европы

Несмотря на кажущуюся вездесущесть инквизиционных трибуналов в Средневековой Европе, ее действие имело неодинаковую силу в различных европейских странах. Прежде всего нужно отметить, что наиболее бурная деятельность инквизиции наблюдалась в южных странах: Италии, Франции и на Пиренейском полуострове. Вместе с тем по мере продвижения на север ее активность и значимость заметно ослабевает. Хотя римскими папами были предприняты попытки послать братьев-инквизиторов в страны Скандинавии, но история не сохранила никаких следов их реальной деятельности в этих землях. По мере движения на Восток к славянским землям влияние инквизиции также спадает.

Причины такого неравномерного распространения инквизиции по территории Европы составляют предмет отдельного исторического исследования. Здесь же укажем только основные из них. Во-первых, инквизиция наиболее активно действовала там, где в ней была наибольшая необходимость: на юге Франции, на христианских землях Пиренеев и в Италии. В указанных землях (главным образом на юге Франции и в Пиренеях) проживало чрезвычайно смешанное население — от белых европейцев-католиков до чернокожих мусульман-арабов. Первым следствием такого смешения культур и религий была исключительная веротерпимость светских властей и благодатная почва для возникновения всяческих еретических сект и движений. В то же время в этих землях по той же причине было самое развратное, испорченное и равнодушное к делам веры духовенство. В Италии шла перманентная борьба за инвеституру, а города очень рано получили большую автономию и стали рассадниками свободной мысли и просвещения. Вторая причина более широкого распространения инквизиции в южных землях была чисто материальная. Доходы от штрафов и конфискаций делились между духовными и светскими властями, немалая доля перепадала и для инквизиции. А южные земли были богаты всегда, не в пример северным.

В северных станах инквизиция чувствовала себя менее уверенно. С одной стороны, суровый климат меньше располагал к еретическим размышлениям, а больше к труду о хлебе насущном. После того, как под ударами пап Гогенштауфены сошли с политической и исторической арены, на землях Германии забыли о единовластии императора. Множество удельных властителей в борьбе за личное влияние далеко не всегда уделяли большое внимание вопросам сохранения чистоты веры, а без их поддержки инквизиторы могли не так уж много. В Англии знать, возмущенная позорным подчинением Иоанна Безземельного воле Римского первосвященника в 1215 г, потребовала «Хартию Вольностей» и безраздельное единовластие в Англии также закончилось.

Что касается восточных земель Европы, то эти земли лишь теоретически находились под духовной властью Рима. Здесь сильно ощущалось влияние Православия, а позднее возникла реальная угроза со стороны Османской империи. Кроме этого, в славянских землях было много самовластных правителей, на соперничестве которых, конечно Рим мог играть, но ни на кого из них в итоге не мог опереться в деле защиты чистоты католической веры. В силу указанных политических причин все пытки папства (включая крестовые походы) установить на славянских землях католицизм и привить для его защиты институт инквизиции в конечном счете не увенчались заметным успехом.

Инквизиция в Германии

К 1235 г ереси быстро распространялись в Германии, и туда был назначен папским инквизитором фанатик Конрад Марбургский. Он энергично взялся за дело так, что теперь просто необдуманного высказывания или общения с тем, кого подозревали в ереси, было достаточно, чтобы предстать перед папским инквизитором. Жестокие преследования вызвали волну народных возмущений и Конрад с помощниками был убит.

Папа Григорий IX пришел в ярость и приложил все усилия, чтобы убийцы его верных слуг были сурово наказаны. Однако по позициям инквизиции был нанесен удар, и, хотя она продолжала формально существовать, в Германии она не стала реальной силой. Папа Урбан V, недовольный положением в Германии, направил туда доминиканцев. Боясь отлучения от церкви, император принял новых инквизиторов с почетом и ввел цензуру печати. В XV—XVI вв. влияние инквизиции было подорвано еще больше. Наступило время таких выдающихся мыслителей, как Иоганн Вессель и, главное, Мартин Лютер. Он продолжал свои проповеди, а после его смерти в 1546 г. его последователи составили сильную оппозицию католической церкви. Инквизиция в Германии потеряла всякую силу.

Инквизиция во Франции

Во Франции благодаря победе в альбигойских войнах инквизиция имела более твердые позиции. И все же, когда там появился папский инквизитор — Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между папами и французскими королями за верховенство в этой стране.

Она достигла высшей точки при короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства. После смерти Папы Бонифация VIII, Филипп стал самым могущественным человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60 лет) прозвали “авиньонским пленением пап”. Так король Филипп установил власть французских королей над папами и сделал инквизицию послушным орудием для достижения своих целей. Самой яркой иллюстрацией к этому служит известное дело тамплиеров, когда «карманный папа» французского короля подтвердил все нужные ему решения инквизиционного трибунала для уничтожения ордена тамплиеров и присвоения французской короной всех орденских богатств.

В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волю французской короны. Жестокие преследования еретиков и заподозренных в ереси продолжались. При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В 1534—1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека, а многих других ожидала не лучшая участь. Сам Франциск I при всем том не был моралистом. Его жестокости диктовались политическими соображениями, в остальных случаях преследования инакомыслящих были не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили особенно неприятную известность1.

Все эти гонения и убийства во Франции отвратительны и преступны, но совершены они были не инквизицией.

Инквизиция в средние века

“Огненная палата” (особый суд при Генрихе II) была учреждена государством. Со времен борьбы Филиппа Красивого с папством Священная палата инквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.

Инквизиция в Италии

В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее оплотами стали Рим, а также Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но в Италии суть конфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим противоборством между двумя партиями — гибеллинами и гвельфами.

Венеция отказалась учредить у себя инквизицию, и туда стали стекаться беглецы из других государств. Вскоре папа потребовал покончить с этим, и власти Венеции сочли за благо не идти на конфликт. Правда, там инквизиция подчинялась городским законам, и имущество, конфискованное у еретиков, поступало в городскую казну, а это ослабляло рвение инквизиторов. Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал там инквизицию, но дал понять, что там она будет под контролем государства, что также ограничило влияние папства.

Однако в Италии инквизиция имела более прочные корни и действовала более продолжительный срок, чем во Франции. Даже в 1448 г. был организован крестовый поход против еретиков. Но он не имел успеха, и вальденсы продолжали процветать в горных районах. Инквизиция в Италии была, все же ослаблена из-за противодействия населения, из-за побегов из районов, ею контролируемых, а также из-за позиции светских правителей, как, например, в Неаполе или Венеции.

Инквизиция на Пиренеях

В ходе Реконкисты на Пиренейском полуострове образовалось несколько христианских королевств. Но инквизиция действовала и развивалась в каждом из них по разному.

Королевства Кастилия и Леон, занимавшие большую часть Пиренейского полуострова, почти не испытали на себе тяжести средневековой инквизиции. Эти государства пользовались большей независимостью от Рима, чем прочие страны Европы в ту эпоху. Кодексы Альфонса Мудрого от 1255 и 1265 гг считаются с инквизицией и упорядочивают с помощью светского закона отношения между Церковью и светской властью. Ересь была подсудна духовным судам, но Альфонс считал, что забота о чистоте веры это обязанность государства, а дело Церкви — только определить виновность обвиняемого. Каноническое право в Кастилии не применялось и провинциал доминиканского ордена не мог назначать здесь инквизитора.

В Португалии до 1418 г также нет сведений о сколь либо значимой деятельности инквизиции. Когда в 1418 г в Португалии была образована независимая доминиканская провинция, то все провинциалы, согласно буллы Бонифация XI становились генерал-инквизиторами. Ряд этих инквизиторов продолжался до 1531 г, когда была основана новая государственная инквизиция.

Наиболее активно инквизиция проявила себя в Арагоне, где к середине XIII в наиболее активными еретиками были вальденсы. В 1226 Иаков II запретил еретикам въезд в государство. Духовник короля Раймунд де Пенафорте в 1228 г убедил его просить папу Григория IX прислать в страну инквизиторов, чтобы очистить ее от ереси. Но здесь еще не шло речи о папской инквизиции. Инквизиторы-доминиканцы появляются в Арагоне по настоянию Григория IX в 1237 г: виконт Кастельбо, ленник Урхельского епископа предоставил инквизиции полную свободу действий в своих землях. В 1238 г инквизиция в Арагоне была основана официально. Нищенствующим монахам было приказано энергично расследовать ересь, применяя папские статуты и обращаясь при необходимости за помощью к светской власти.

В 1242 г собор в Таррагоне опубликовал кодекс, определяющий отношение Церкви к еретикам, который долгое время применялся не только в Испании, но и во Франции. К 1262 г Урбан VI окончательно передал инквизицию в Арагоне в ведение провинциала доминиканского ордена. Однако арагонской инквизиции удалось отстоять свою независимость. В 1351 г провинциал Арагона получил от Климента VI право назначать и увольнять инквизиторов.

Завершающий этап становления инквизиции на Пиренеях связан с объединением земель под властью Фердинанда-Католика и его жены Изабеллы. С началом их царствования с середины XV в здесь начинает действовать не папская, а испанская инквизиция, которая обслуживала исключительно религиозно-политические интересы испанской короны. При Изабелле и Фердинанде порядок в стране был восстановлен. Им удалось положить конец анархии. Говорят, что Изабелла, как женщина большого благочестия, дала обет своему духовнику Торквемаде, что если придет к власти, то посвятит себя искоренению ересей в стране. Вскоре ей напомнили об этом обете. Католические государи считали, что невозможно объединить страну, если все подданные не будут придерживаться одной веры. Этого они хотели добиться мирным путем, а если не получится, то путем насилия



.

ИНКВИЗИЦИЯ

лат. inquisitio — розыск) В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ИНКВИЗИЦИЯ

от лат. inquisitio — розыск) — в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился инквизиционный процесс, широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные нередко приговаривались к сожжению на костре.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ИНКВИЗИЦИЯ

лат. inquisitio расследование, розыск), судебно—полицейское учреждение католической церкви, созданное в XIII в. для борьбы с ересями. Организационно оформилась во время правления папы римского Григория IX, поручившего в 1232 преследование ереси монашескому ордену доминиканцев. С XIII в. изуверская деятельность И. получила широкое распространение в ряде стран Западной Европы. Судопроизводство велось специальными инквизиционными трибуналами тайно и полностью произвольно. Члены инквизиционных трибуналов, обладавшие личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, получили неограниченные полномочия, карая не только за «еретические» проступки, но и за «еретические» мысли и настроения, за покровительство еретикам и общение с ними и т.д. Основным средством получения «признания» в ереси были жестокие и изощренные пытки. Полученного «признания» — «царицы доказательств» — было достаточно для вынесения обвинительного приговора. Единственным способом избежать смертной казни для обвиняемого было признание всех предъявленных обвинений и покаяние: раскаявшийся обычно в этом случае приговаривался к пожизненному тюремному заключению и конфискации имущества. Отказавшиеся сознаться в ереси или отречься от нее после произнесения приговора передавались в руки светской власти для публичного сожжения, которое предпочиталось др. видам казни вследствие лицемерного заявления церкви о нежелании проливать кровь. В случае бегства заподозренного сожжению подвергалось изображение беглеца, в случае посмертного процесса — останки умершего, причем имущество наследников подвергалось конфискации. Конфискация имущества, являвшаяся неизбежным следствием заключения или казни подсудимого, была одним из стимулов усиленной деятельности И., так как давала огромные средства в руки папства, самой И. и претендовавшей на свою долю светской власти. Особенно свирепствовала И. в Испании, где она была уничтожена лишь в 1834, тогда как в др. католических странах она была ликвидирована буржуазными революциями еще в XVIII в.

Оцените определение:

Источник: Криминалистическая энциклопедия

Инквизиция

судебно-полицейская система в католической церкви по борьбе с ересями в XIII – XIX вв. Учрежденная папой Иннокентием III (1198 – 1216), И. в 1204 г. была поручена первоначально в южных регионах Франции монашествующему цистерцианскому ордену. В соответствии с постановлением соборов 1215 и 1229 гг. церковь должна была выявлять еретиков, осуждать их и передавать светской власти для наказания. Население каждого прихода должно было 2 раза в год приносить присягу на верность католической церкви и давать клятву в преследовании еретиков. При папе Гонории III папская И. распространяется на территории Италии.

Инквизиция в Европе

Папа Григорий IX (1227 — 1241) передал И. нищенствующим орденам доминиканцев и францисканцев, учредил инквизиционные трибуналы в Германии, Испании, Португалии и других странах Европы. Члены трибуналов обладали личной неприкосновенностью, были неподсудны местным властям: и светским, и церковным – полностью были в зависимости от папы. Трибуналы повсюду имели полную поддержку светских властей. Судопроизводство было в них тайным. Имущество обвиняемых подлежало конфискации, переходило в распоряжение судей и исполнявших приговоры светских властей, из него вознаграждались доносители. Раскаявшиеся еретики обычно оплачивали судебные расходы и заключались в тюрьму, упорствующие в ереси приговаривались к бескровному наказанию – публичному сожжению на костре. Наказаниям по приговору инквизиционных судов были подвергнуты сотни тысяч людей, не только живых, но и мертвых, родственники последних. С упадком папской власти И. переходит в зависимость от светской власти. Распространение протестантизма сужало деятельность И. Однако в XVI – XVII вв. И. оставалась бичом католических стран Европы. Особенной активностью И. отличалась в Испании, где в XV в. она становится по сути государственным учреждением и преследует не только еретиков, но и противников королевского абсолютизма, а также мавров и евреев. И. была перенесена в испанские и португальские колонии в Америке. В 1542 г. папа учредил верховный инквизиционный трибунал в Риме. В XVIII в. инквизиционные суды были упразднены в большинстве стран Европы, В 1820 г. – в Португалии, в 1834 г. – в Испании, в 1859 г. – в папской области, а с ликвидацией колониального режима – в американских колониях Португалии и Испании. Последнее сожжение на костре по приговору инквизиционного суда произошло в Испании в 1826 г. Конгрегация И. (Конгрегация священной канцелярии) в Ватикане является высшим дисциплинарным учреждением, отрешает от сана и церкви, осуществляет цензуру книг для католиков.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

ИНКВИЗИЦИЯ

в древнеримском обвинительном уголовном процессе так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель в предварительной стадии процесса получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (Ипегае), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, используя даже принуждение. Во времена империи обвинительный процесс уступил розыскному (следственному) и под И. стали подразумевать должностной розыск. Позднее этим именем стали называть судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков. Это судебно-карательное учреждение использовалось в католической церкви в 13—19 вв. Судопроизводство велось тайно, обособленно от местных властей и по уполномочию самого Папы Римского. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16—17 вв. — одно из орудий борьбы против идей Реформации. Всего выделяются три периода использования этого учреждения в борьбе с ересями: преследование еретиков до 13 в., затем доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 и, наконец, испанская И. (в 1480—1808). В первый период суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование имело временный и случайный характер. Во втором периоде создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находившиеся в ведении доминиканских монахов. В Испании инквизиционная система была тесно связана с политикой монархической централизации и преследованием еретиков и представителей других вероисповеданий. Деятельность инквизиционных трибуналов происходила в строгой тайне и опиралась на широкую сеть шпионов и доносов. Обвиняемый или заподозренный вначале подвергались предварительному допросу, материалы которого поставлялись в трибунал. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, то доносчики и свидетели снова допрашивались, и их показания, вместе с уликами, передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой И. Если они высказывались против обвиняемого, то его отводили в секретную тюрьму и полностью изолировали от внешнего мира. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объясняя подозреваемому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью заполучить у него согласие с возводимым на него обвинением. В случае признания он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда. В случае упорного отрицания вины обвиняемого по требованию прокурора вводили в камеру пыток, где обычно добивались необходимого признания. После пытки его снова вводили в аудиенцию и только теперь знакомили с пунктами обвинения, на которое требовали ответа. Затем ему предлагали выбрать себе защитника из списка, который составлялся инквизиторами, после чего снова приглашались квалификаторы, которые давали окончательное заключение по делу.

Следовал приговор, к о торый можно было обжаловать в верховный инквизиционный трибунал или самому Папе Римскому. Но здесь требовалась поддержка влиятельных лиц, которую измученному и обнищавшему за время следствия (оно длилось месяцами) обвиняемому было весьма сложно найти. Намеченной жертве было практически невозможно избегнуть инквизиционного преследования — не спасала н и слава, ни должность, ни социальное положение. Жертвами И.

стали Галилей, Дж. Бруно, Пико де Мирандола. И. была отменена вначале в Германии, Франции, Испании и позднее всего в Италии. В.Г. Графский

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

Главная / Детям / Из глубины веков / Портреты средневековья / Великий инквизитор

Великий инквизитор

Общепризнанной датой зарождения инквизиции является 1229 год, когда церковные иерархи объявили о создании трибунала — высшего органа инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. Теперь инквизиция вполне законно раскинула свои сети по всей Европе. Но наибольшей жестокостью прославилась испанская инквизиция.

В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий инквизитор над страной… Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада…

Если Иннокентий III был идейным вдохновителем борьбы с еретиками, то подлинным творцом системы уничтожения еретиков и инакомыслящих стал Томмазо Торквемада (1420-1498 гг.).

В школьные годы это был послушный и тихий мальчик. Затем, став монахом ордена доминиканцев, Томмазо отличался безупречным поведением, уважением к традициям ордена и монашескому уставу.

Орден доминиканцев был учрежден в 1216 году неким Домеником де Гусманом, безжалостным религиозным фанатиком. Спустя тринадцать лет после смерти за кровавые подвиги на поприще борьбы с еретиками До-меник был возведен в ранг святых, а его имя присвоили созданному им ордену. В переводе с латыни имя Доменик созвучно выражению “господня собака”. Поэтому эмблемой ордена стал пес с пылающим факелом в зубах. А сами братья-доминиканцы стали называть себя “псами господними”. Было среди тех “псов” много вкусивших человеческой крови, но самым “кусачим” из всех оказался Томмазо Торквемада. Впрочем, начинал он исподтишка. Будучи настоятелем монастыря, отличался такой строгой набожностью, что слух о нем дошел до испанской королевы, пожелавшей стать его духовной дочерью.

Средневековая инквизиция

Так он появился при испанском дворе, где вскоре стал не только духовным наставником, но и главным советником королевы Изабеллы (1451-1504 гг.).

Благодаря Изабелле Томмазо Торквемада был назначен на должность генерального инквизитора Испании. И вот здесь “гений зла” проявил себя в полную меру! Разумеется, и до него трибуналы инквизиции не сидели сложа руки, и до него полыхали костры, а в застенках монастырей допрашивали еретиков, изуверскими пытками выбивая признания. Но лишь с приходом Торквемады испанская инквизиция достигла “высшей” степени развития, став общеевропейским “эталоном жестокости”.

В то время главными жертвами испанской инквизиции были так называемые “новые христиане” — марраны и мориски. Марраны — это евреи, отказавшиеся от иудейства, а мориски — мавры, согласившиеся с тем, что Мухаммед “лжепророк”. Вот на них-то в первую очередь и устроили охоту “псы-инквизиторы”. Предательство стало главной добродетелью в Испании. Фискалы-доносчики выискивали, на кого бы донести. Один испанец попал на костер по доносу проигравшего ему в карты партнера. Тот сообщил, что во время игры он сказал: “Все, голубчик, даже если Бог будет тебе помогать, ты все равно проиграешь…” Оказывается, при помощи инквизиции можно было выиграть самую безнадежную партию.

Но особенно поощряла инквизиция доносы на самых ближайших родственников!

А морискам и марранам было и того хуже — любого из них и без доноса можно было обвинить, что он, мол, “неискренний христианин”! А как доказать искренность или неискренность веры?

Вот Торквемада и задался целью создать такую систему, которая выворачивала бы наизнанку душу! Система была проста: пытать до тех пор, пока человек не сознается, что собирался убить папу римского! Под пытками люди признавались в совершении чудовищных преступлений…

Можно долго перечислять зверские пытки, придуманные изобретателями-садистами. Но достаточно напомнить про “испанский сапожок”, пытку на колесе и каленым железом…

Сам Торквемада, видевший основную цель своей жизни в истреблении вероотступников, отличался дьявольской жестокостью и коварством. Перед ним трепетали не только жертвы, но и его сторонники. Он мог заподозрить в ереси любого! А уж выбить признание в каком-нибудь тайном умысле было, что называется, “делом техники”.

Необузданное честолюбие, жажда славы, стремление к неограниченной власти, — вот что вело по жизни “тихого мальчика” Томмазо Торквемаду. И конечно, необъяснимая, патологическая жестокость! И неизменный страх. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 отборных пехотинцев, а на его рабочем столе всегда под рукой был носорожий рог — тогда верили, что с его помощью можно обнаружить яд. Так он и жил, убивая других и трясясь за собственную жизнь…

“Безупречный во всех отношениях” “великий инквизитор” Томмазо Торквемада имел одну “слабость”: более всего ему нравилось смотреть, как в огненном пламени сгорают заживо люди.

«Бейте их всех, Господь узнает своих!», или папа Иннокентий не оставляет усердий

Что такое ересь и еретики? Если говорить коротко, ересь — это любое отклонение от истинной веры, как ее понимает сама церковь. А еретики — прежде всего изменники истинной веры, то есть люди, совершившие непростительный грех перед Богом. Но только папская церковь могла решать, какие верования и какие высказывания о Боге правильные, а какие ложные, следовательно,…

Как папа недооценил одного монаха и что из этого получилось

В 1513 году папой римским был избран Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции и знаменитого покровителя искусств. Церемония его посвящения своей пышностью напоминала коронацию императора. Заняв престол Святого Петра под именем папы Льва X, он так написал своему брату: “Будем наслаждаться папством, дарованным нам Господом “. И действительно, трудно представить другого служителя Господа, который…

Аутодафе

О том, как совершалась казнь еретика, сохранилось немало свидетельств современников. Ритуал аутодафе был строг и одновременно пышен и театрален. Аутодафе — одновременно религиозная церемония, и казнь, и зрелище. Обычно аутодафе приурочивалось к церковным праздникам или восхождению на престол нового монарха… Так, в 1680 году состоялось аутодафе в честь женитьбы Карла II на французской принцессе Марии-Луизе…

Как поссорились Йорки с Ланкастерами

Понять причины того или иного события, да хоть той же войны, в общем-то, не так уж и сложно. Куда сложнее понять поступки людей, проникнуть в суть их замыслов и постичь всю глубину и сложность характеров. Только после этого можно позволить расставить некие символические оценки их деятельности. Впрочем, оценок мы с вами ставить, конечно, не будем….

«Говорящая азбука»

Знаменитые братья Кирилл и Мефодий, которых иногда называют “солунскими братьями”, родились в византийском городе Фессалоники (на территории современной Греции) в первой половине IX века. Кирилл до пострижения в монахи в 865 году носил имя Константина. “Солунские братья” происходили из семьи знатного военного, помощника наместника провинции. С раннего детства они одинаково хорошо владели как греческим языком,…

Бедный Уорик, или «делатель королей»

После сокрушительного поражения в Сент-Облансе борьбу с Ричардом Йорком возглавила королева Маргарита. Спустя пять лет, в 1460 году в яростной битве ей удалось взять реванш. Ричард Йорк погиб перед воротами своего собственного замка. Вместе с ним был убит его младший сын, многие из знатных баронов… Королева расправлялась со смутьянами с неженской жестокостью, а отрубленную голову…

Сколько стоил учебник?

В период средневековья подавляющее большинство людей не умели ни читать, ни писать, а книги, которых насчитывались единицы, были рукописными. Но по мере развития общества, христианской и светской культуры грамотность приобретала все большее значение, следовательно, росла потребность в размножении текстов. В средние века рукописи создавались в монастырях и хранились в монастырских библиотеках. Нам трудно вообразить, сколько…

Как примирились розы

Следом за Уориком в 1471 году умер и несчастный Генрих VI. Есть предположение, что его убили. Практически все Ланкастеры были уничтожены. У некогда могущественного королевского рода не осталось ни одного возможного претендента на английский престол. Правда, уцелел дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор, граф Ричмонд, но он давно уж укрылся во Франции. Казалось бы, можно было…

Скромный гений

Многие столетия разные люди думали о том, как сохранить слово, как донести его до других… Размышлял об этом и Иоганн Гутенберг (1400-1468 гг.). Поскольку именно ему пришла в голову гениальная идея сделать шрифт из отдельных отлитых металлических литер (букв). Это изобретение (наборный шрифт из литер, с которого можно было делать сколь угодно оттисков) на века…

Королева «с сердцем короля»

В истории любой страны были властители, чье правление отмечено великими преобразованиями, способствовавшими укреплению государства. Для Англии такой правительницей стала Елизавета I Тюдор (1533-1603 гг.) Елизавета была дочерью вздорного и сластолюбивого короля Генриха VIII. Прославился он тем, что, когда разлюбил свою первую жену Екатерину Арагонскую, в ответ на то, что папа римский наотрез отказался утвердить им…

Добавить комментарий