Информационные ресурсы в менеджменте

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Вопрос 5. Коммуникации в системе менеджмента

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Информационно-коммуникационное обеспечение системы управления оценивается по 7 разделам с помощью вопросов, которые предусматривают конкретные ответы. После чего составляется сводная таблица, по которой делается вывод о соответствии существующего информационного обеспечения эталонному.

Данная методика позволяет дать ответы на такие вопросы как:

– насколько полно используемое информационное обеспечение удовлетворяет требованиям решаемых задач, т.е. можно ли считать количественный и качественный состав существующего ИО необходимым и достаточным условием для эффективной реализации задач управления и принятия на основе полученных результатов оптимальных, своевременных и качественных решений

– целесообразен ли комплекс решаемых задач или требуется его корректировка

– рационально ли организованны информационные потоки, связывающие деятельность анализируемого управленческого подразделения с другими смежными подразделениями организации и со сторонними предприятиями

– каким образом влияет на эффективность решения управленческих задач электронная интерпретация информационного обеспечения

– каковы направления изменения технологий работы с информацией.

 

По результатам собранным в процессе применения данной методики материалов и последующего их анализа можно обнаружить различные аспекты в процессах обработки информации, на которые в повседневной деятельности, как правило, не обращается внимание, так как они выполняются постоянно в течении длительного времени и кажутся вполне естественными и рациональными. анализ результатов позволяет увидеть проблемы управленческой деятельности свежим взглядом и выявить негативные и позитивные моменты.

Кроме предложенной методики так же можно использовать методику экспресс — оценки системы управления [4], разработанной Скопиной И.В., Баклановой Ю.О. позволяющей при минимальных временных и трудовых затратах получить достоверный наглядный результат (рисунок 1)

Рис. 1. Информационное обеспечение менеджмента

В соответствии с данной методикой оценка информационного обеспечения проводится по 10 критериям с помощью двухбалльной шкалы.

Несомненными достоинствами данной методики являются:

  • минимизация времени проведения исследования ;
  • достоверность полученной информации;
  • возможность наглядного воспроизводства полученной информации ;
  • оперирование терминологией понятной современному менеджеру.

В тоже время данная методика экспресс — оценки информационного обеспечения менеджмента имеет ряд недостатков:

  • субъективность полученного результата;
  • невозможность однозначного ответа по некоторым пунктам опросного листа.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

 

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации. Согласно статистике, перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу привело к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения.

Вот два основных показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о наступлении века информации:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3-4 года;

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

 

Индустрия обработки информации играет для промышленно развитых стран ту же роль, которую на этапе индустриализации играла тяжелая промышленность. Информационные ресурсы становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

 

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение.

Информацию передают:

Устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн;

Информацию получают:

С помощью органов чувств, электрических датчиков фото и видеокамер.

В широком смысле информация — общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация— это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющиеся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

С XX века взгляд на информацию распространился как на общественный ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

Информация— это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо учитывать источник информации и ее потребителей, так как информация — это новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечными потребителями как полезные. Информация, представленная на недоступном для понимания языке является бесполезной. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем мире. Часто информацию сравнивают со словом «данные», но это не одно и то же. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Когда появляется возможность использовать данные, они превращаются в информацию.

Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах.

К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.

В течение всей истории развития цивилизации предметом труда оставались материальные объекты, деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.

 

Информационная технология

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

В последние десятилетия менеджменты в наиболее развитых странах, в частности, в США и Японии, на творческие (созидающие) информационные технологии так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл — выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых более высших целей.

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.

Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач. Основные направления автоматизации информационно-управленческой деятельности компаний следующие: автоматизация процесса обмена информацией, включая учрежденческую АТС, » электронную почту”. К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой деятельности относятся:

1. персональные компьютеры, объединенные в сети;

2. электронные пишущие машинки;

3. текстообрабатывающие системы ( проблемноориентированные компьютерные системы, имеющие большие функциональные возможности);

4. копировальные машины;

5. коммуникационные средства, телефонную технику;

6. средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (к ним относятся нетрадиционные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями);

7. средства для обмена информацией — «электронная почта”;

8. видеоинформационные системы;

9. локальные компьютерные сети;

10. интегрированные сети учреждений.

УТОЧНИМ ТЕРМИНОЛОГИЮ

Информация — совокупность сведений, воспринимаемых из окружающей среды, выдаваемых в окружающую среду, либо сохраняемых внутри информационной системы.

Данные — информация, представленная в виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средствам.

Файл — последовательность записей, размещаемых на внешних запоминающих устройствах и рассматриваемых в процессе обработки, как единое целое.

База данных — совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая позволяет ее использовать оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области человеческой деятельности.

Предметная область — это отражение в БД совокупности объектов реального мира с их связями, относящихся к некоторой области знаний и имеющих практическую ценность для пользователей.

Прежде всего, существует база данных — совокупность данных, хранящихся во вторичной памяти — на дисках, барабанах или каком-либо другом носителе.

Во-вторых, имеется набор прикладных программ пакетной обработки, которые работают с этими данными (выборка, обновление, включение, удаление). Дополнительно может присутствовать группа оперативных пользователей, взаимодействующих с базой данных от удаленных терминалов.

В-третьих, база данных является «интегрированной”, т.е. содержит данные для многих пользователей. Базы данных создаются с целью централизованного управления определенными данными.

Совместное использование данных предполагает не только то, что все файлы существующих приложений интегрированы, а также и то, что новые приложения могут быть построены на существующей базе данных. Использование БД обеспечивает в основном: — независимость данных и программ; — реализацию отношений между данными; — совместимость компонентов БД; — простоту изменения логической и физической структур БД; — целостность; — восстановление и защиту БД и др. К другим целям использования БД относятся: сокращение избыточности в хранимых данных; устранение несовместимости в хранимых данных с помощью автоматической корректировки и поддержки всех дублирующих записей; — уменьшение стоимости разработки пакета программы; — программирование запросов к БД.

БД является динамической информационной моделью некоторой предметной области, отображением внешнего мира. Каждому объекту присущ ряд характерных для него свойств, признаков, параметров. Работа с БД осуществляется по атрибутам объектов.

Какие виды информации можно получить в internet.

Internet предоставляет следующие информационные услуги:

· электронная почта;

· Web;

· Gopher (управление доступом к информации);

· группы новостей Usenet (обмен мнением с одним человеком или с группой людей);

· списки почтовой рассылки;

· анонимный FTP (протокол передачи файлов);

· системы передачи файлов по почте;

· доступ к библиотечным каталогам с помощью Telnet;

· игpы;

· IRC или Место для любителей поболтать;

· pрадиовещание в Internet;

· Finger (механизм для распространения информации);

· базы данных Wais;

· погода;

· файлы свободного доступа;

· диалоговые журналы;

· FAQ — часто задаваемые вопросы;

· спорт и хобби;

· новости и обзоры;

· библиотеки колледжей;

· правительственная информация;

· путешествия;

· работа и карьера;

· коммерческие услуги Internet;

· юмор


Основные понятия информационного менеджмента

Информационная сфера — это, во-первых, сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний, во-вторых, совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Информационный менеджмент — это специальная область менеджмента, охватывающая все аспекты проблемы управления в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Поскольку информационные потоки пронизывают сегодня все сферы деятельности человека, для более точного определения необходимо ограничить понимание информационного менеджмента двумя значениями:

  • управление информацией (информационными потоками и информационными ресурсами), то есть ИТ-менеджмент, — это автоматизированная технология обработки информации в определенной предметной области;
  • управление с помощью информации, то есть ИТ-менеджмент, — это управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова.

Общественные отношения, возникающие в информационной сфере при осуществлении информационных процессов, называются информационными, в свою очередь, деятельность по осуществлению информационных процессов называется информационной.

Рассматривая информационные отношения, необходимо отметить, что, несмотря на все их разнообразие, они происходят между составными частями информационной сферы. Схематично информационную сферу можно представить в виде пяти областей (рис. 1).

Рис. 1. Структура информационной сферы

Хотя на схеме между областями проведены четкие границы, в жизни такое разграничение невозможно, поскольку функции областей информационной сферы часто пересекаются, а связи между областями носят характер сложный и взаимозависимый. Одни и те же действующие лица могут выступать в разных ролях и включаться в разные области.

  • Поиск, получение и потребление информации. Это основная область, поэтому она расположена в центре информационной сферы. Она инициирует процессы во всех остальных областях информационной сферы и является причиной их возникновения. Кратко эту область можно обозначить словом «потребление».
  • Создание и распространение исходной и производной информации. К этой области можно отнести все организации и всех частных лиц, тем или иным способом создающих как исходную информацию (научные факты, персональные данные и т.

    п., то есть по сути фактические данные), так и производную информацию (получившуюся в результате переработки исходной).

  • Формирование и подготовка информационных ресурсов, продуктов и услуг. В этой области происходят упорядочивание, анализ и дополнительная обработка информации. В результате первичная и производная информация превращаются в информационный ресурс (например, тематический сайт в Интернете), продукт (примером может служить правовая система «Гарант») или услугу (например, систематизированный и периодический обзор состояния рынка в выбранной отрасли).
  • Создание и применение информационных систем и средств, их обеспечение. Это сфера технологического обеспечения информационных процессов. С одной стороны, эта область может рассматриваться как вспомогательная (производство и потребление информации, оказание информационных услуг существовали и до появления информационных технологий в их современном виде), с другой стороны, эта область сама является мощным источником первичной и производной информации.
  • Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности. В этой области происходит разработка технических и технологических решений, стандартов и методологий, позволяющих обеспечить целостность, непротиворечивость и защиту приватной информации или информации, подпадающей под тот или иной тип ограничения доступности. Эта же область связана с вопросами защиты человека от опасной и вредоносной информации.

Что же собой представляет сфера информационного менеджмента?

  • В узком смысле — это круг задач управления производственного и технологического характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере использующих информационную систему и реализованные в ней информационные технологии.
  • В широком смысле — это совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающая в себя действия и операции как с информацией в различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе информации.

Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов. Цель информационного менеджмента — повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем и технологий.

Предмет информационного менеджмента — процессы создания, эксплуатации и развития информационной системы предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сфер, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.

Тема 7. Информационные ресурсы в менеджменте

д. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

  • экономический — вопросы привлечения новой документированной информации рассматриваются исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
  • аналитический — основывается на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
  • организационный — информационные технологии рассматриваются в их влиянии на организационные аспекты;
  • системный — обработка информации рассматривается на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации, при этом особое внимание уделяется оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Основные направления информационного менеджмента:

  • управление информационной системой на всех этапах ее жизненного цикла;
  • стратегическое развитие ИС;
  • ИС-маркетинг.

Задачи информационного менеджмента:

  • формирование технологической среды информационной системы;
  • развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;
  • планирование в среде информационной системы;
  • формирование организационной структуры в области информатизации;
  • использование и эксплуатация информационных систем;
  • формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;
  • управление персоналом в сфере информатизации;
  • управление капиталовложениями в сфере информатизации;
  • формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

Информационный менеджмент в организации решает стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий характер, ориентированный на выполнение работ по конкретным направлениям.

15. Информационные ресурсы в менеджменте

.

Информационные системы как базовая компонента.

Информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента.

Информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента.

Понятие информационного менеджмента, его структура и виды.

ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Информационный менеджмент – совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия (организации).

Цель информационного менеджмента ­– обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.Задачи информационного менеджмента:1. качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;2. осуществление управления информационными ресурсами;3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;4. обеспечение управления коммуникациями.

Объектом управления в информационном менеджменте являются:

· информация в разных формах ее существования;

· информационные системы и информационные технологии;

· информационная индустрия и информационный рынок;

· кадры, реализующие функции производства, использования и хранения информации.

Субъектами управления выступают специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.

Место и структура информационного менеджмента представлены на рис.

Информационные ресурсы в менеджменте

1.

 

 

Технологии информационного менеджмента

 
 

 

Рисунок 1 — Место и структура информационного менеджмента

 

Выделяют три вида информационного менеджмента (рис. 2.):

· управление предприятием (организацией);

· управление внутренней документацией;

· управление публикациями.

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

       
   
 
 

 

 

Рисунок 2 — Виды информационного менеджмента

 

В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ).

Понятие«стратегический»в отношенииинформационного менеджментапредполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям (на срок 3-5 лет), с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели.

Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.

Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года).

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

Итак, информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.

123Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Деятельность информационного менеджера

Информационная культура менеджера – это новый, интеллектуально-информационный способ организации и развития профессиональной деятельности и его социальных и профессиональных качеств.

Информационная культура менеджера складывается из нескольких составляющих:

Информационного мировоззрения менеджера и его роли в работе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Информационное мировоззрение – это система взглядов на природу и общество через призму своих знаний и навыков полученных из потока информации. Приоритет отводится знанию, так как оно позволяет получать и перерабатывать информацию, вычленяя самое необходимое. Знание законов распространения информации в материальном мире. Знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личностей.

Информационного стиля мышления. Информационный стиль мышления, информационный менталитет менеджера, в основе которого заложен приоритет Информации, Знаний и Интеллекта, а значит – приоритет не техники (технократический стиль мышления), а человеческой личности.

Информационный стиль мышления – это: умение видеть явление во всей важности, включая породившие его причины и их последствия; умение связывать факты; умение ориентироваться в быстроменяющейся информационной ситуации и правильно оценивать сложившуюся обстановку с точки зрения рациональных, эстетических и морально-этических критериев; умение адекватно реагировать на поступающую информацию.

Владения информационными технологиями и их применение на практике. Информационные технологии – это последовательность процедур информационной деятельности, протекающих в информационной сфере: в области создания и распространения информации:

• процедуры аналитико-синтетической обработки информации,

• самостоятельной работы с различными источниками информации,

• разной техники чтения текста, в т.ч. – определения содержания документа при беглом его просмотре,

• извлечения информации из текста,

• систематизации и документального оформления полученных сведений и др.

В области формирования информационных ресурсов и подготовки информационных продуктов и услуг (ИПУ):

В области потребления информации:

В области создания и применения информационных систем и средств их обеспечения.

В области создания и применения средств и механизмов \ информационной безопасности.

Менеджер в современном обществе должен владеть технологиями информационной деятельности.

Появилась необходимость говорить уже не о профессиональной грамотности менеджера, а о культуре менеджера, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые для полноценной работы, восприятия и понимания, воспроизведения полученных в процессе образования и на собственном опыте знаний. Это предполагало:

• знание правил пользования информацией, знаниями, умениями на практике,

• осознанный выбор тематики и направления действий,

• ориентацию в источниках, в т.ч. и в устных, и литературных, и т.д.,

• систематичность и последовательность обработки информации, умение выбрать конкретную среди большого объема данных,

• владение приемами рационального восприятия информации, обеспечивающими ориентацию в информационном потоке, усвоение и глубокое понимание полученного знания,

• умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников,

• владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.

Был разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать менеджер. Вот некоторые из них:

1 Познавательные умения

а) выделять главное в потоке информации, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.),

б) выявлять связи между явлениями;

в) привлекать в процессе работы дополнительные источники информации и знаний;

г) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;

д) производить анализ, синтез, обобщение полученных знаний.

2. Проектировочные умения:

а) формулировать цель получения информации и отдавать себе отчет в требованиях к деятельности менеджера в современных условиях;

б) формулировать цели работы над различными источниками информации;

в) прогнозировать, к каким результатам и с помощью каких приемов можно прийти;

г) определять задачи, темп и ритм работы.

3. Конструктивные умения:

а) вычленять самое главное из потока информации кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;

б) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;

в) делать выводы и обобщения;

г) составлять план или тезисы своих действий.

4. Коммуникативные умения:

а) формулировать вопросы по изучаемому явлению, информации;

б) внимательно воспринимать устные сообщения и анализировать их;

в) самому активно участвовать в обсуждении проблемы;

г) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе работы с информацией;

д) строить логически законченное мнение по изучаемому вопросу, заключением и выводами;

е) высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи.

5. Организаторские умения:

а) организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их;

б) организовывать деятельность: рабочее место, гигиенические условия, контролировать мотивировать;

в) организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле деятельности;

г) развивать в процессе работы свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной деятельности;

д) организовывать накопленную в процессе работы информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться.

Информационная культура включает и информационную грамотность, и культуру, но предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, в том числе:

1.

Знание того, что собой представляет процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества и как они влияют на жизнь каждого человека.

2. Ориентацию в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т.д.

3. Ориентацию в совокупных информационных ресурсах, как электронных, так и традиционных (фондах и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т.д.).

4. Умение формировать собственные поисковые системы.

5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации. Готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания.

Исследования показывают, что у значительного числа менеджеров уровень информационной культуры невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск информации и фактических данных, фиксировать найденное.

Менеджеры владеют методами определения уровня информационной культуры – от различных видов научного наблюдения до эксперимента. Достаточно надежным средством определения информационной культуры является тест Г. Г. Воробьева.

Информационная культура как интегративное, «навигаторское» качество личности может быть высокой, средней и низкой Уровень информационной культуры личности определяется по ряду согласованных показателей (индикаторов). Их «набор» в каждом исследовании в зависимости от цели и контингента пользователей может быть различным.

Значимыми являются следующие показатели:

• знание возможностей информационных центров различных уровней;

• умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет);

• компьютерная грамотность;

• особенности отбора источников для получения информации;

• рациональность в работе с информацией;

• характер профессионального и общеобразовательного знания (соотношение, регулярность, направленность и т.д.).

Информация об информации решает несколько задач.

Во-первых, она помогает менеджерам ориентироваться как в целом потоке информации, так и в ее отдельных направлениях.

Во-вторых, она помогает получить сведения о том, что имеется в информационной базе, в какой отдел можно обратиться за необходимой информацией, какие базы данных доступны и др.

В-третьих, она помогает пользователю ориентироваться в документах. Современные компьютерные технологии тоже используют много ориентирующих средств, построенных на приемах мнемотехники: разные окна, в том числе и цветовые, меню; подсказки; кнопки с изображением предметов-символов действий, например, ножницы, которые означают «вырезать», раскрытая папка – «открыть» и т.д.

Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие – содействуют ориентации пользователя в расположении документов и их содержании.

Ориентирующая информация позволяет описать мир информации и помочь ориентации в ней.

Затем, учитывая, что информационная культура каждого пользователя развивается на основе знаний и совершенствования навыков использования возможностей всей информационной системы страны и мира, менеджер в меру своих возможностей налаживает связи с другими учреждениями.

И это важно, ибо у каждого учреждения свои информационные особенности и обусловленные ими возможности.

В целях формирования информационной культуры менеджера устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. При этом следует отметить, что в формировании информационной культуры менеджеров главная роль принадлежит им самим и их способности к самообразованию.

Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры менеджеров, следует назвать:

• индивидуальные консультации по работе с информацией;

• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;

• проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов

Основные виды информационных систем управления документационным

обеспечением предприятия:

1. Информационные системы управления документами. Обеспечивают процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерных сетях, а также контроль над потоками документов в организации и их защиту. Эти документы хранятся в специализированных хранилищах или иерархической файловой системе. Типы файлов включают в себя текстовые документы, образы, электронные таблицы, аудио- и видеоданные, Web-документы. Пользователями являются – все сотрудники организации.

2. Информационные системы управления делопроизводством обеспечивают работу с электронными версиями документов и реквизитами регистрационно-контрольных форм в соответствии с принятыми в стране правилами и стандартами делопроизводства. Основным назначением этих систем является документальная регистрация тех или иных свершившихся действий и событий в соответствии с принятыми правилами (напр. «документ принят к исполнению», «на документ дан соответствующий ответ» и т.д.). Пользователями являются – сотрудники ограниченного числа структурных подразделений (напр. управление делами, секретариаты, канцелярии и т.д.);

3. Системы управления документооборотом обеспечивают строго регламентированное и формально контролируемое движение документов внутри и вне организации на основе информационных и коммуникационных технологий.

Будь умным!

Эти системы не только регистрируют действия и события, но и поддерживают сами процессы работы над документами. Пользователями являются – отдельные сотрудники подразделений, вовлеченных в какой-то общий бизнес-процесс.

Основные функции ИСУД

1. Обработка и хранение документов, регистрация;

2. Работа с взаимосвязанными документами;

3. Поиск документов по атрибутам и полнотекстовый поиск;

4. Передача документов между исполнителями;

5. Регламентация прав доступа;

6. Интеграция с внешними системами электронной почты;

7. Контроль исполнительской дисциплины;

8. Списание документов

Характеристика систем управления электронными

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1111; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:



Добавить комментарий