Искусство в широком смысле слова это

ИСКУССТВО (греческое techne, латинское ars). Согласно античным воззрениям, получившим наиболее ясное выражение у Аристотеля, Искусство (в широком смысле) «появляется… тогда, когда на основе приобретённых на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы…»; осмысленный и обобщённый опыт, который, по Аристотелю, является искусством в широком смысле и может быть использован в тех или иных целях. Одни Искусства (в этом смысле слова) служат удовлетворению материальных потребностей (все виды ремёсел, медицина, агрикультура, гимнастика), а другие — для досуга (это мусические художественные Искусства — музыка, танцы, поэзия).

Все Искусства в узком смысле основаны на подражании. Подражательными являются не только мусические, но и изобразительные Искусства (скульптура, живопись, графика); с некоторыми оговорками — и архитектура, тогда как сами мастера — представители изобразительных Искусств причислялись к ремесленникам. Искусство, как и природа, создает из противоположностей гармоническое единство. Разница состоит в том, что природа содержит творческое начало в себе самой, а в создании произведений Искусства непосредственным источником содержания и формообразования является художник. Чтобы быть таковым, он должен знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приёмами, а также (в меньшей степени) фантазией. Художественное творчество — это по преимуществу творческая деятельность в соответствии с традиционными правилами. Поскольку Искусство является не самоцелью, но средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет в обществе просветительскую и воспитательную функцию.

ВИДЫ ИСКУССТВА

определенные способы художественного воплощения жизненного содержания в произведениях искусства, характеризующиеся специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами. Многообразие мира не может быть раскрыто средствами одного вида искусства. Оно воплощается в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в словах (художественная литература), через сочетание художественных задач с утилитарными — архитектура, декоративно-прикладное искусство). Каждый вид искусства имеет свою систему изобразительно-выразительных средств. Традиционная (хотя и достаточно условная) классификация искусства разделяет его виды на три группы: пространственные (изобразительные искусства, архитектура), временные (литература, музыка), пространственно-временные (балет, театр, кино). Существуют и другие классификации. Для 20 в. характерно активное взаимодействие разных видов искусства, а также появление новых его видов, например, дизайна как синтеза искусства и техники.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ВИДЫ ИСКУССТВА

реальные формы худож.-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения худож. содержания (словесным для лит-ры, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т. д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом В. и. средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере худож. информации, заключенной в каждом из В. и., свидетельствует тот факт, что содержание произв. одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др.

Виды и функции искусства. Роль искусства в жизни общества

В. и. Будучи наукой о наиболее общих законах худож. освоения человеком мира, эстетика в плане изучения В. и. призвана исследовать законы, действующие во всех В. и., одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них. Начиная с XVIII в. эстетическая мысль бьется над постижением тех принципов, к-рые обусловливают видовое членение худож.-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть иск-во как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор еще не может считаться решенной. Не определены до конца даже морфологические критерии, к-рые позволили бы, с одной стороны, отличать В. и. от разновидностей того или иного вида, от родов и жанров иск-ва (напр., живописи от монументальной росписи), а с др.— обосновать правомерность таких эстетических понятий, как семейства, классы иск-в, фиксирующих объединение В. и. в более или менее широкие группы. В ходе развития мировой худож. культуры система В. и. претерпевала постоянные изменения, выражавшиеся в дифференциации древн. синкретических иск-в и в образовании синтетических искусств, в рождении новых В. и. под влиянием научно-технического прогресса, в неравномерном развитии различных В. и. Абсолютизация того или иного исторически конкретного типа взаимоотношений В. и. приводила в домарксистской эстетике к тому, что то один, то др. В. и. объявлялся более «высоким» и более «совершенным», чем остальные. Рассмотреть проблему историке-диалектически впервые попытался Гегель. Однако и он не сумел преодолеть метафизико-иерархическую концепцию соотношения В. и. Влияние этой концепции сказывается и поныне (напр., в представлении, будто лит-ра обладает более широким, емким и богатым содержанием, нежели др. В. и.). По мере выявления качественного своеобразия содержания каждого В. и. совр. марксистская эстетическая теория приходит к признанию их принципиальной равноценности и равной необходимости в социалистической худож- культуре, призванной преодолеть неизбежное в прошлом неравномерное, развитие В. и.

Оцените определение:

Источник: Эстетика: Словарь

Функции искусства

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

§ эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

§ социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

§ компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

§ гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

§ познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

§ прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

§ воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

 

2 Структура современного искусства: виды и жанры.

Виды:

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

Графика— вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

В самостоятельную область графики выделяется плакат. Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.

Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Скульптура — один из самых древних видов искусства. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной.

Духовная жизнь общества

Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое.

Архитектура — зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно поэтому говорят, что архитектура — это застывшая музыка.

Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство — создание новых городов и реконструкция старых.

Полихромия — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве.

Кинетическое искусство — направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Жанры:

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Date: 2015-07-23; view: 102; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Приведите примеры искусство в широком смысле слова

     — сфера человеческой деятельности, охватывающая творческую работу по созданию эстетически значимых объектов — художественных произведений, способы их хранения и доведения до публики путем включения в процесс общественной коммуникации.

     В настоящее время существует множество определений понятия «искусство». Вот некоторые из них:

«Искусство — особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Отображая мир, художник воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.»/Советский энциклопедический словарь/

«Искусством (лат. ) именовалась всякая способность производить искуссную, требующую одаренности, знаний и опыта работу».

«Искусство — совокупность всех возможных видов художественного творчества, включая литературу»

     Искусство осознается и определяется как совокупность видов искусства, попытки классификации которых можно считать лишь относительно успешными.

     С точки зрения используемых материальных условий принято делить искусство на три группы:

1) (пластическое)

     Скульптура, живопись, графика и художественная фотография составляют особую группу изобразительных искусств.

2)

  • музыка (композиторское искусство)

  • литература

3)

  • танец

  • актерское искусство (а так же основанное на нем так называемое синтетическое искусство: хореография, театр, кино, теле- и видеоискусство, искусство эстрады, цирк)

  • компьютерное искусство

     В каждой из этих трех групп искусства художественно — творческая деятельность может пользоваться

  1. знаками изобразительного типа, т.е.

    предполагающими сходство образов с чувственно — воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика — так называемые изобразительные искусства; литература; актерское искусство)

  2. знаками неизобразительного типа, т.е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий (архитектура, музыка, танец)

  3. знаками смешанного изобразительно — неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтез архитектуры или декоративно — прикладного искусства с искусством изобразительным и др.)

     Следует учитывать при этом, что список видов искусства не является неизменным во времени и пространстве — в разных культурах и обществах мы имеем дело с разными конфигурациями, к тому же в ряде случаев бывает трудно провести жесткую границу, отделяющую художественную деятельность от нехудожественной (различные виды прикладного искусства, а так же дизайн).

     Искусство отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Круг явлений реальной действительности, изображаемый художником, принято называть темой произведения,

внутренний мир изображенного называется идеей, эмоционально выраженное отношение художника к изображаемому — оценкой. Тема, идея и оценка, будучи неразрывны, составляют содержание художественного произведения.

Современными художественными произведениями мы называем такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника, произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.

Объект и предмет психологии искусства

 

Опираясь на теорию философии искусства, ответим на вопрос о значении искусства для науки психологии. Искусство как объект изучения психологии рассматривается К. Г. Юнгом в работе «Об отношении аналитической психологии к произведениям литературы». С точки зрения К. Г. Юнга, занятие искусством можно рассматривать как психологическую деятельность, именно поэтому искусство является объектом психологии (Юнг, Нойманн, 1996). В качестве предмета изучения выступает процесс художественного созидания, формы отражения которого представлены в отношении:

• «человека творящего» художественный образ, вкладывающего в его содержание свой замысел, который определяет и форму выражения;

• «человека воспринимающего», наделяющего содержание уже созданного образа аллегориями и ассоциациями.

Иначе говоря, характер формирования и содержание художественного образа зависит от личностных установок, предыдущего опыта творящего (апперцепция) и тем, что К. Г. Юнг обозначал как «надличностное». Именно надличностный аспект творчества обуславливает свободу фантазии творящего субъекта. В этой связи, источником креативного действия К. Г. Юнг называет «автономный комплекс»– независимого от влияния сознания психического образования. В теории глубинной психологии «автономный комплекс» определяется как структурное образование, наполненное инфантильным и архаичным содержанием. Энергия данного комплекса выступает в качестве первоисточника проявления и развертывания творческого потенциала. С точки зрения теории глубинной психологии, художественный образ является символическим отражением сферы бессознательной мифологии, под которой Юнг понимал «коллективное бессознательное» .

Иной позиции придерживался Зигмунд Фрейд, полагая, что образ является зеркалом личного бессознательного, не символическим образованием, а симптоматическим проявлением . Согласно психоанализу, нереализованные чувства и потребности вытесняются из сознания в сферу бессознательного. Вытесненное содержание имеет травматический характер и требует своего разрешения. Художественное действие выступает как акт проявления вытесненного намерения, придание ему законченной смысловой формы. Отсюда, скрытая в художественном образе информация позволяет выявить актуальные для субъекта стороны его «внутреннего» бытия.

Исследование проявленных значений и символов художественного творчества может осуществляться по следующим направлениям:

• системный анализ условий и процесса создания художественной работы;

• исследование особенностей культурно-исторического времени, обусловливающих характер отражения в произведении тех или иных психологических сторон жизни общества;

• анализ и интерпретация личностных особенностей творящего субъекта, определяющих художественные формы и стили его самовыражения;

• исследование сознательных и бессознательных аспектов творчества;

• интерпретация знакового и символического значения образа;

• изучение форм отражения структурных и композиционных характеристик произведения в контексте анализа генезиса восприятия;

• исследование влияния художественного образа на психическое и соматическое состояние творящего и воспринимающего субъекта.

 

Следует отметить, что психология искусства – область гуманитарного знания, в поле зрения которого представлены теоретические и эмпирические исследования двух центральных аспектов творчества:

• его результата – структуры и содержания художественного произведения;

• психических и социальных аспектов личности созидающего или воспринимающего субъекта.

 

С точки зрения Л.

С. Выготского, в области психологии искусства могут быть выделены три основных сферы познания: восприятие, чувство, воображение. Исходя из данного положения, рассмотрим те основные вопросы теории восприятия, интерпретация содержания которых имеет непосредственное отношение к разработке диагностических критериев и коррекционно-развивающих моделей арт-терапевтической деятельности. Дальнейший анализ природы чувственного переживания и воображения будет проходить в контексте рассмотрения генезиса формирования художественного образа, его воздействия на психическую сферу человека.

Основные положения теории визуального восприятия представлены в работах отечественных и зарубежных ученых Н. Н. Волкова, A. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, В. С. Кузина, Р. Арнхейма, Г. Баумгартнера, Р. С. Вудвортс, Р. Л. Грегори, Дж. Гибсона, B. Келер, К. Коффка, Ч. Осгуда, И. Ренчлера и др. Известный советский психолог В. П. Зинченко наделяет зрительную систему «важными продуктивными функциями». По его мнению, в порождении образа участвуют различные структуры мозга, отвечающие за восприятие. При этом решающее значение отводится зрительной системе. Такие понятия, как «визуальное мышление», «живописное соображение» (Зинченко, с. 41), являются результатом совместного действия различных функциональных систем.

С точки зрения Р. Арнхейма, зрительное восприятие по своей структуре является чувственным аналогом интеллектуального познания, т. е. восприятие представляет собой акт визуального суждения.

Понятие «искусство»

Образ имеет значение, содержание которого направляет воображение. «Мир представляется нам упорядоченным благодаря связи между восприятием и значением», – отмечает Чарльз Осгуд (Психология ощущения и восприятия, 2002, с. 115).

Согласно теории экологического восприятия, не только элементарные ощущения, получаемые в ходе перцепции, но и впечатление о целостном образе наблюдаемого объекта детерминированы характером влияния среды. Джеймс Джером Гибсон – автор теории экологического восприятия – исследует значение света как носителя информации о состоянии окружающего мира (Гибсон, 1988). По его мнению, картина является местом передачи впечатлений о характере освещения предметов окружающего пространства. Иначе говоря, объект «навязывает» себя субъекту, «настраивая» его на выбор тех или иных аспектов (инвариантов) восприятия.

В то же время характер восприятия зависит от условий культурной среды и типа деятельности самого субъекта. Восприятие соотносится со сложившимися представлениями субъекта об объекте, которые являются результатом его воспитания, чувственного опыта отражения действительности, значение которого обусловлено поиском наилучших способов интерпретации поступающей информации.

По мнению Иммануила Канта, «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» (Кант, 1994); физический мир для человека представляет собой лишь материал для ощущений, а сознание активно организует этот материал в пространстве и времени, образуя понятия для интерпретации опыта.

 

Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 295;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Свойства художественного образа. Теории подражания и теории символизации. Основные эстетические теории. Концепция художественного творчества как игры и компенсации жизненных неудач и утрат автора. Усиление позиций так называемой массовой культуры.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра печати и рекламы

Контрольная работа

по предмету теория литературы

на тему:

«Искусство в системе культуры. Различные концепции искусства»

Работу выполнила

студентка 1 курса ОЗО

факультета журналистики

Боровикова А.В.

Работу проверил КФН

Лынова Е. П. ______________

художественный творчество эстетический теория

Краснодар, 2008 год

Искусство в системе культуры занимает не последнее место. Это очень широкое и многоканальное понятие. Под искусством понимают самые разные стороны и области культурной деятельности. Это художественно искусство, искусство танца, пения, кино и так можно перечислять до бесконечности. Искусство присуще всем сферам культурной деятельности, а самое главное — это одно из составляющих системы культуры. Мы привыкли называть искусством картины художников, произведения великих композиторов, грандиозные кинокартины, но ведь и произведения художественной литературы или любые произведения литературного процесса — это тоже искусство. Искусство стихосложения, прозаической песни или басенного отрывка дано отнюдь не каждому человеку. Эти литературные ценности принято называть литературным искусством. И самое главное — необходимо беречь их, чтобы все поколения, живущие на земле, могли познать эти исторические и современные литературные памятники, оценить и сохранить для остальных поколений.

Понимание искусства представляется, как художественное познание жизни, приобретение и сохранение чего- то нового и интересного. Искусство имеет своей целью создание эстетических ценностей. Черпая свой материал из самых разных сфер жизни, оно соприкасается с религией, философией, историей, психологией, политикой, журналистикой. Г.Гегель по этому поводу высказал очень интересную мысль: «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, <…> даже самые возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме». Под этой чувственной формой имеется в виду художественный образ. Художественный образ — результат осмысления автором какого-нибудь явления, процесса жизни способом, свойственным тому или иному виду искусства, объективированный в форме как целого произведения, так и его отдельных частей. Литературное произведение, как художественное целое является образом. Оно включает в себя систему образов персонажей, они, в свою очередь, создают образы предметного мира произведения. Все это происходит с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности.

Основные свойства художественного образа — предметно-чувственный характер, целостность отражения, индивидуализированность, эмоциональность, жизненность, особая роль творческого вымысла — отличаются от таких свойств понятия, как абстрактность, обобщённость, логизированность. Ведь художественный образ многозначен и он до конца не переводим на язык логики.

Искусство, как познавательная деятельность, представляет собой художественное познание жизни. В литературе, познавая её, поэт или прозаик схватывает явления в живом единстве их общих свойств. Принцип познания поставлен во главу угла основных эстетических теорий — теории подражания и теории символизации.

а) Теория подражания родилась в античных трудах эстетики Платона и Аристотеля. По Платону, чувственный мир есть подражание первообразу; язык есть подражание в словах тому, что он хочет обозначить. Искусство тоже есть подражание своему предмету. Искусство творит в образах подобно тому, как природа творит в разных формах. Аристотель, создавая теорию подражания, продолжил платоновскую традицию, но сделал некоторые понятия поэтики более определёнными и ясными. Он считал, что сочинения эпоса, трагедии, а так же комедии и дифирамбов, — все это в целом не что иное, как подражания. Различаются они разными средствами подражания или разными его предметами, а так же разными нетождественными способами. Из этих слов понятно, что всякое искусство основано на подражании. Теория подражания сохранила свою авторитетность вплоть до 18 века. В 19-20-тых веках теорию подражания неоднократно критиковали. Тем не менее сильные стороны теории подражания повлекли за собой творческие удачи многих авторов. А в современной эстетике предпринимались попытки по дальнейшему развитию основных положений теории подражания. Критерием удачного подражания творчеству жизни в художественном произведении является способность создаваемой художником «жизни» к саморазвитию.

Происходит это, когда он начинает выявлять заложенные в ней тенденции. Жизнь словно обретает в художественном образе своё «инобытие». Причём создание образа имеет сувою диалектику. С одной стороны автор развивает, творит образ. С другой — художник творит предметность образа в соответствии с его «требованиями». Этот процесс творчества называется процессом художественного познания.

б) Наряду с теорией подражания существует иная концепция познавательных начал в искусстве — теория символизации. В ее основе лежит представление о художественном творчестве, как воссоздание неких универсальных сущностей. Центром этой теории выступает учение о символе. Символ — иносказательный, многозначный художественный образ, взятый в аспекте своей знаковости. Всякий символ есть образ, но не всякий образ можно назвать символом. Содержимое символа всегда значительно и обобщено, но для символа необходима идея, не имеющая ничего общего с его непосредственным содержанием. Предметный образ и глубинный смысл в структуре символа немыслимы друг без друга, но и разведены между собой. Смысл символа не дан, а задан. Символ в прямом виде не говорит о действительности, а лишь намекает на неё, он есть «функция действительности, подлежащая разложению в бесконечный ряд. Символу близки аллегория и эмблема. В аллегории есть идейная образность вещи, а в эмблеме — точно фиксированный условный общепринятый знак. Концепция искусства как символизирования, возникает в античной эстетике. Усвоив суждения Платона, Плотин утверждал, что произведения искусства подражают не только видимому, но восходят к смысловым сущностям, из которых состоит сама природа. Дионисий Ареопагит описывал все зримое, как символ «незримой, сокровенной и неопределимой» сущности Бога. А Гёте связывал их с жизненной органичностью выражающихся через символ начал. В немецком же и русском романтизме символ выражает, прежде всего, мистическую потусторонность. В. А. Жуковский сформировал представление о символе, как об области выражения невыразимого. Особо важно предполагаемо в символе не только форма и содержание, но и «единство некоего высшего, Божественного проекта, лежащего в основании бытия, в истоке всего сущего, — это прозреваемое Символом единство Красоты, Блага и Истины».

в) Так же нельзя не отметить концепцию художественного творчества, как игры и компенсации жизненных неудач и утрат автора и читателя (искусство как утешение).

Игровое начало присуще искусству на разных этапах его существования. Оно ощутимо в фольклорных загадках, танцах, сопровождающихся куплетами и состязаниями, сочинении лирических произведений на заданную тему или в заданной форме. Игровое начало наиболее ярко выражено в поэзии трубадуров и арзамасцев (ролевой лирике). Игра начинает приближать к драматическому действию лишь тогда, когда появляется зритель, который любуется игрой с точки зрения изображаемого ею целого события жизни, эстетически активно её, созерцая, и, отчасти, создавая.

Понимание искусства, как компенсаторной деятельности возникло на пересечении библиографического метода, фрейдизма и функционального изучения произведений искусства. Суть этой концепции во взгляде на художественное творчества, как на компенсацию жизненных утрат и неудач художника, сферу проявления его комплексов неполноценности. Такой подход использовался в написании дневников, во многих своих произведениях писатели с помощью своих героев получают то, чего были лишены в жизни.

Подробное понимание искусства привлекательно вниманием к личности и обстоятельствам жизни автора-творца, особенно существенным для выяснения творческой истории произведений, авторской системы ценностей, анализа образов героев.

Существенно то, что понимание искусства, как игры и взгляд на него, как на утешение соприкасаются друг с другом. В культурологи 20 века получили распространение и концепции кризиса искусства, его «заката». Критик В.В. Вейдле писал в своём произведении «Умирание искусства» о пессимистических прогнозах относительно будущего искусства. Убыль популярности такого литературного жанра, как роман. Угроза культурного разложения, натиска на художественную литературу со стороны других форм общественного сознания видится Вейдле и в изменении самого типа писателя. И теперь место, которое занимал роман, теперь оспаривается у него книгами нехудожественными или полухудожественными — историческими, биографическими, мемуарами, описаниями путешествий.

С одной стороны, не может радовать усиление позиций так называемой массовой культуры и вытеснение ею высокой, серьёзной литературы. С другой стороны, на данном этапе культурного развития возрастает удельный вес идеологичности и документальности. Это обусловлено кризисом былых идеологических (прежде всего религиозных и философских — позитивистских) ценностей и напряжённым поиском новых мировоззренческих опор. Однако, художественный вымысел при этом не исчез, так как без него невозможно существование литературы.

Библиографический список

Теория литературы Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин М, 2003.

Размещено на Allbest.ru

  • Игровой аспект культуры и искусства

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство — это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат [18,9 K], добавлен 15.01.2004

  • Своеобразие художественной культуры

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат [15,8 K], добавлен 03.09.2011

  • Место и роль искусства в жизни общества

    Искусство в пространстве культуры. Законы его функционирования и общественной роли, происхождение и виды. Автономность искусства и природа художественного образа. Эстетические ценности и их роль в обществе. Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века.

    реферат [25,1 K], добавлен 20.05.2009

  • Историческая динамика культуры

    Проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Концепции развития культуры Данилевского, Шпенглера.

    реферат [28,3 K], добавлен 01.05.2008

  • Искусство как феномен культуры

    Специфика культурологического анализа искусства. Различные определения понятия «искусство». Происхождение и ранние формы искусства.

    Искусство. Функции и виды искусства.

    Критерии и сущность художественного произведения. Специфика двух способов отражения действительности в искусстве.

    контрольная работа [572,8 K], добавлен 20.06.2012

  • Искусство в системе культуры

    Культурологический анализ искусства, выяснение его социокультурных смыслов и взаимодействие с другими феноменами культуры. Определение искусства, критерии художественности. Понятие массовой культуры. Способы отражения действительности в искусстве.

    контрольная работа [48,8 K], добавлен 08.02.2010

  • Проблема культурогенеза в теории культуры

    Культурогенез, как концепт теории культуры. Трудовая и символическая концепции культурогенеза. Психоаналитическая версия культурогенеза. Концепция игрового генезиса культуры. Творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

    реферат [52,4 K], добавлен 12.12.2013

  • Искусство как форма культуры

    Определение сущности культуры на разных исторических этапах, ее формы (материальная, духовная, информационная и физическая). Основные подходы к пониманию эстетического удовольствия. Понятие искусства как проявления художественного восприятия человека.

    реферат [17,2 K], добавлен 05.11.2013

  • Музыка как вид искусства

    Понятие искусства как художественного творчества в целом. Музыка как одно из направлений искусства. Характеристика различных видов музыкальной культуры: народная (фольклорная), вокал, хоровое пение, камерная и симфоническая музыка, опера и балет.

    реферат [46,1 K], добавлен 19.03.2012

  • Теория искусства в византийском периоде

    Рассмотрение особенностей культуры Византии IV-XV вв. Исследование памятников христианского искусства данного периода. Развитие рационализма И возрождениЕ античной культуры. Изучение деятельности выдающихся мыслителей Византии по теории искусства.

    курсовая работа [34,0 K], добавлен 04.01.2016

  • Добавить комментарий