Какие типы политических лидеров выделяет макиавелли

Контрольная работа

по предмету «Политология»

«Политическое лидерство. Типы и функции политических лидеров»

подготовила: Тихонькова Н.А.

2 курс, заочное отделение

ф-т психологии

План

Введение

1. Определение лидерства.

2. Природа политического лидерства

2.1. Теория лидерства Н. Макиавелли.

2.2. Теория черт лидера.

2.3. Ситуационная теория лидерства.

2.4. Теория конституентов.

2.5. Синтетическая теория.

2.6. Мотивационная теория.

2.7. Психологические концепции и интерактивный анализ.

3. Типы политических лидеров.

4. Функции политических лидеров.

Заключение.

Литература

Введение.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли

Цель данной работы: изучить сущность политического лидерства, роль и значение в политической жизни. Описать типы политических лидеров и их функции.

Задачи: 1. выделить суть политического лидерства и определение лидера как личности, объединяющей и руководящей, выразителя интересов различных социальных групп;

2. выделить основные теории политического лидерства;

3. рассмотреть типы политического лидерства с разных позиций;

4. перечислить основные функции политического лидера.

5. сделать выводы.

1. Определения лидерства

В современной литературе термин «лидер» (англ. leader — ведущий) обозначает лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Политическое лидерство — это персонифицированная форма взаимодействия публично-политической власти и общества, особая форма субъектно-объектных отношений доминирования и подчинения по поводу завоевания, удержания и использования власти, опирающихся на властные структуры и авторитет. Для того чтобы политическое лидерство могло проявиться, необходимы четыре условия: а) наличие политической программы; б) активной политической деятельности; в) способности воздействовать на политическое сознание масс; г) материальных ресурсов и средств для реализации программных установок.

Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.

В современной политической науке существует несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим следующие основные подходы к его трактовке:

1. Определение лидерства как постоянного приоритетного влияния со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Это определение вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

3. Лидерство — это влияние на других людей (В.Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. Во-вторых, руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. В-четвертых, влияние лидерства опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы правомерности руководства.

4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. Такого рода интерпретация лидерства применима, главным образом, в демократических организациях.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

1. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы и несет ответственность за принимаемые им решения. Лидерство этого уровня присуще всем обществам.

2. Лидерство на уровне политических движений конкретных социальных слоев (групп), связанных общностью политических интересов, одинаковым социальным статусом. В этом случае на первый план выдвигаются не личные качества лидера, а способность адекватно выражать интересы поддерживающей его части населения. Этот уровень также характеризует власть в любом обществе.

3. Третий уровень — политическое лидерство как способ организации власти в условиях существования гражданского общества, разделения властей. Этому уровню свойственна ориентация на социальное партнерство, в ходе которого реализуется взаимное удовлетворение интересов (лидера и «ведомых»).

2. Природа политического лидерства

Природа политического лидерства достаточно сложна и в науке пока нет однозначного ответа на вопросы об основах, механизмах функционирования этого социального феномена.

Несомненно, в обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, но реализуется она по-разному. Стимулы к лидерству могут быть самыми разнообразными. Это и благородные порывы — через лидерство реализовать насущные потребности и интересы народа. К лидерству люди стремятся и ради удовлетворения личных амбиций, своекорыстных интересов, получения материальных благ, привилегий. С точки зрения ряда психологов для отдельных личностей политическое лидерство — средство компенсации комплекса неполноценности, путь к самоутверждению (Гитлер, Сталин, Мао Цзе-дун, Хусейн).

В современной политической науке существует несколько теорий, объясняющих природу политического лидерства.

2.1. Теория лидерства Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано, прежде всего, с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива — страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.

Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря, использование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.


Знания о политическое лидерство существенно расширяет и углубляет его типология, которая может осуществляться по разным признакам. Классической является типология политического лидерства М. Вебера, которая основывается на трех типах легитимности политического господства. По этому признаку выделяются в соответствии три типа политического лидерства — традиционное, харизматичное и рационально-легальное. Учитывая важность этой типологии обратимся к соответствующим соображениям М. Вебера. «В принципе, — отмечает ученый, — есть три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности… Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет обычаев, освященных изначальным значимости и привычной ориентацией на их соблюдение — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримоніальний князь старого типа».

Традиционное лидерство, итак, основывается на авторитете обычаев. Лидер этого типа получает и осуществляет власть не благодаря собственным достоинствам и заслугам, а согласно традиций и обычаев. Традиционное лидерство характерно для доіндустріаль-ного, то есть рабовладельческого и феодального общества. Власть традиционных лидеров — это прежде всего власть аристократической знати. В современных обществах традиционное лидерство проявляется, например, в наследовании престола в странах с монархической формой государственного правления. Ярким примером лидерства этого типа является членство в верхней палате парламента Великобритании пожизненных и наследственных лордов. Членство последних, правда, недавно было прекращено в законодательном порядке.

Следующий тип легитимности политического господства, за М. Вебером, это «авторитет незаурядной личной дара… (харизма), полная личная преданность и личное доверие, которые вызываются наличием качеств вождя у некоего человека: откровений, героизма и других, — харизматичное лидерство, как его осуществляют пророк, или — в сфере политического — избран князь-военачальник, или плебисцитарный повелитель, великий демагог и политический партийный вождь»6.

Харизматичное лидерство вызывает особый интерес исследователей. Основывается оно на вере в необычные качества и способности лидера, его исключительность. Греческое слово «харизма» (charisma) означает «милость», «благодать», «божий дар». В период утверждения христианства ним характеризовали проповедников, которым приписывали дар непосредственного общения с Богом вне официальными религиозными учреждениями. В политической практике под харизмой понимают такие черты индивида, которые окружение воспринимает как необычные, недоступные другим, а потому признает его за правителя.

За М. Вебером, харизмой обладают великие полководцы, пророки, выдающиеся политики; харизматическими лидерами были основатели мировых религий — Будда, Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. В XX в. стали известными такие харизматические лидеры, как В. И Ленин, И. В. Сталин, А.

Политическое лидерство

Гитлер, Б. Муссолини, Ш. де Голль, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ф. Кастро и др.

Харизматичное лидерство возникает в обществе, как правило, в кризисные периоды. Побудительным мотивом к передаче власти харизматичному лидеру является осознание широкими массами, а также значительной частью правящей элиты неспособности имеющихся в стране представительных институтов вывести страну из кризиса, консолидировать общество вокруг той или иной цели общественного развития. Это вызывает потребность в резком усилении влияния исполнительной власти и поиска политического лидера как мессии, способного вывести страну из глубокого и затяжного кризиса.

Со своей стороны, чтобы стать харизматическим лидером, политический деятель должен быть наделен особыми психологическими и социальными качествами: ярко выраженным волевым характером, целеустремленностью, способностью оказывать значительное влияние на большие группы людей, умением внушать людям надежду на лучшее будущее, чутко улавливать настроения масс и выражать общую волю. Однако создают харизматического лидера все-таки не его черты, а массы, которые хотят видеть лидера именно таким.

В наше время харизматичный тип политического лидерства наиболее характерно для отсталых стран или тех, что становятся на путь радикальных общественных преобразований. Как правило, харизматичное лидерство отличается авторитарным стилем политического руководства, жестким политическим курсом. Некоторое время такой курс дает положительные результаты и пользуется активной поддержкой широких масс населения. В одних случаях харизматичное лидерство растягивается на десятилетия, в других — оно не является долговременным. В относительно благоприятные периоды общественного развития харизматичное лидерство трансформируется в более демократический тип лидерства — рационально-легальное.

Концепция харизматического типа политического лидерства М. Вебера лежит в основе его теории плебисцитарной демократии. По мнению ученого, с помощью этой теории можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках плебисцитарной демократии народа и отдельным индивидам отводится роль пассивных участников политического процесса. Единственной формой политического участия для масс является участие в выборах и реализация права на голосование.

Главной фигурой в системе плебисцитарной демократии выступает харизматичный лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Такой лидер стоит над бюрократической администрацией. За М. Вебером, харизматичный лидер, который стоит вне классами, статусами и демагогической политикой, имея независимое от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным бюрократической иерархической структуры, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида от наступления бюрократии. Главное назначение плебисцита, то есть всеобщих прямых выборов, Г. Вебер видел в том, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматичный авторитет7.

С веберівської теории плебисцитарной демократии следует важный вывод о наличии рис харизмы у общенационального политического лидера, избранного на руководящую должность путем всеобщих выборов. Таким лидером является глава государства — президент в странах с президентской и смешанной республиканской формой правления. Всенародно избранный президент никогда не имеет всех тех положительных качеств, которые ему приписывают. Черты харизмы — имидж «отца нации», «спасителя», «защитника народа», «демократа», «реформатора», «независимого руководителя» и т.д . — это создает победа на всеобщих выборах с использованием избирательных технологий и средств массовой информации.

Всенародно избранный общенациональный лидер с чертами харизмы может сыграть как позитивную роль в жизни страны, как это сделали, например, Ф. Рузвельт или Ш. де Голль, так и крайне негативную, установив террористическую диктатуру со всеми ее пагубными последствиями, примером чего могут служить А. Гитлер и Б. Муссолини. В політологічній литературе, посвященной веберівській теории плебисцитарной демократии, не без оснований высказывается мнение о причастности Г. Вебера к краху Веймарской республики и установления гитлеровской диктатуры. А Именно. Гитлер стал тем плебісцитарно-харизматичным лидером, который, согласно теории М. Вебера, призван был «защитить» массы от бюрократии.

Всенародное избрание общенационального политического лидера и наделение его таким образом чертами харизмы потенциально содержит в себе угрозу установления авторитарного правления.

Рационально-легальный тип политического лидерства, по М. Вебером, — это «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установка… и деловой «компетентности», рационально обоснованной созданными правилами, то есть ориентации на подчинения при выполнении установленных правил — господство в том виде, в котором его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении».

Рационально-легальное лидерство, следовательно, базируется на убеждении в законности и рациональности установленных порядков и в праве на господство органов, которые осуществляют власть.

Эти органы и их руководители — политические лидеры — избираются через демократические процедуры. им предоставляются полномочия, за злоупотребление которыми они несут ответственность перед избирателями.

Рационально-легальное лидерство, которое основывается на законе и называется иногда еще бюрократическим, является основным типом лидерства в современных демократических государствах. Лидеры этого типа приобретают политическую власть, как правило, на основе выборов.

Распространенной в политологии есть типология политического лидерства в зависимости от содержательного смысла стиля политической деятельности лидеров. Рядом с харизматичным эта типология предусматривает выделение еще цезаристського, плутократичного, популистского и профессионального типов политического лидерства.

Цезаристський тип политического лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера (как это было во время правления Юлия Цезаря). Лидер этого типа имеет неограниченную свободу принятия решений, широкие возможности для осуществления огромного влияния на окружение. Такой тип лидерства может быть оправдан в экстремальных условиях, но неприемлем в демократическом обществе.

Плутократичний тип политического лидерства основывается на богатстве и представляет интересы богатейших общественных слоев (отсюда и его название: греч. plutos означает «богатство»). Он также предусматривает пользование лидером всей полнотой власти. Присущ всем этапам общественно-исторического развития, но наиболее характерен для индустриального общества.

Популистский тип политического лидерства основывается на популизме. В своем первоначальном значении термин «популизм» (от лат. populus — народ) означал борьбу за права и интересы народа. Впоследствии противники популизма предоставили этом срочные отрицательного значения: им стали обозначать деятельность, направленную на достижение популярности в массах цене необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. В современной политике лидер-популист — это деятель, который заигрывает с массами.

В контексте теории политического лидерства лидер-популист выступает как харизматический лидер демагогического толку. Для популистского типа характерны: ставка на простые политические решения, которые основываются на низкой общей культуре участников политического процесса; акцент на значимости малых, но конкретных политических дел, которое сводит всю политику к множеству конкретных мелочей; навешивания ярлыков политическим противникам; заигрывание с массами, раздача необоснованных обещаний; эксплуатация политических чувств простых людей в собственных интересах.

Еще один тип политического лидерства из приведенного ряда — профессиональный. Это лидер-профессионал постиндустриального общества, уважение и доверие к которому базируются на его компетентности и личном поведении. Он органично сочетает в себе высокий интеллект, волевое устремление, развитую способность генерировать оригинальные свои и воспринимать чужие идеи, высокую нравственность. Такой лидер умеет определять приоритетные цели, проводить научный анализ тех или иных проблем и определять способы их решения. Иногда он использует харизматические качества для того, чтобы привлекательно изложить свои идеи и планы, убедить окружающих в их преимуществах и привлечь его к реализации этих идей и планов. Лидер-профессионал не только использует свои способности, но и охотно советуется с подчиненными, создавая атмосферу сотрудничества.

В более общем виде по стилю различаются авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство предусматривает единоличный направляющий влияние, которое опирается на угрозу применения принуждения. Для авторитарного стиля характерны жесткость мышления лидера, игнорирование информации или аргументов, которые не совпадают с его собственной позицией, единоличный выбор направлений и целей деятельности. Связи между членами ближайшего окружения лидера сведены к минимуму и проходят через лидера и под его контролем. Авторитарный лидер пытается достичь активности подчиненных административными методами. Чаще всего использует местоимение «я».

Лица с авторитарным стилем руководства могут стать лидерами в основном при условии, что они сначала займут ту или иную руководящую должность, а уже затем, используя свою административную власть, добиваться общественного признания. Авторитарный стиль лидерства является доминирующим по авторитарных и тоталитарных политических режимов. Лидеры авторитарного типа не стремятся к углублению демократии и придерживаются аппаратного способа выдвижения на руководящие посты в иерархии власти. Непосредственной социальной базой авторитарных лидеров является бюрократия.

Демократический стиль политического лидерства характеризуется гибкостью мышления лидера, его склонностью к получения наиболее полной информации, вниманием до тех аргументов, противоречащих его собственной позиции. Цели и направления деятельности лидер определяет не единолично, а совместно с окружением. Социально-пространственное положение демократического лидера — внутри группы, а местоимение, который он чаще всего использует, — «мы». Уважение к окружению, объективность в общении активизируют участие каждого в совместной деятельности, делегируют ответственность, распределяют ее между всеми и создают атмосферу сотрудничества.

Демократический стиль лидерства присущ тем политическим деятелям, которые сначала завоевывают общественное признание, а потом уже занимают руководящие должности. Они приходят к власти благодаря избирателям и испытывают зависимость от их реакции на свою деятельность. Лидеры такого рода считаются народными. Они проявляют заинтересованность в развитии политической активности масс, их деятельность открыта для общественности.

Отдавая безусловное предпочтение демократическому стилю политического лидерства (руководства) перед авторитарным, его, однако, нельзя абсолютизировать, ибо в своих крайних проявлениях он связан с мітингуванням, демагогией, анархией и безответственностью. В то же время авторитарный стиль лидерства всех его недостатков необходим в экстремальных условиях, когда нужны жесткая дисциплина, беспрекословное выполнение распоряжений, максимальная концентрация усилий и ресурсов и др.

Современный американский политический психолог М. Дж. Хер-манн в зависимости от характера лидера, свойств его конституентів, связи между лидером и его констатуєнтами и ситуации, в которой осуществляется лидерство, выделяет четыре сборных образы лидерства: «знаменосца» (или большого человека), «служителя», «торговца» и «пожарника».

Лидеров-«знаменосцев» отличает собственное видение действительности. У них есть идея, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему. Для понимания этой формы лидерства необходимо знать личные качества человека, который возглавляет своих сторонников в движении к некоторой цели. Такой лидер определяет характер того, что происходит, его темп, формирует политическую проблематику.

Образ «служителя» усваивает тот политик, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников. Именно их желание выражает лидер и действует от их имени. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и чего требуют их избиратели. Избиратели формулируют те задачи, которые становятся центральными для лидера.

Для лидера-«торговца» важной является способность убедить. Благодаря ей конституенти «покупают» его планы или идеи, привлекаются к их осуществлению. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые лидер устанавливает со своими избирателями. Особое значение при этом приобретают способности самого лидера и та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки своей политики и ее осуществления.

Лидеры-«пожарники» «тушат пожар», то есть реагируют на те проблемы, которые окружающая среда предъявляет их кон-ституентам. Подобные лидеры отзываются на порожденные ситуацией события и проблемы их действия определяют насущные требования момента.

На практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в разном порядке и поєднанні9.

В зависимости от отношения к существующим общественных порядков лидеров можно разделить на консерваторов, реформаторов и революционеров. Лидеры-консерваторы выступают за сохранение существующих общественных порядков, допуская лишь минимальные изменения. Лидеры-реформаторы ориентируются на существенные изменения лишь некоторых из общественных порядков с сохранением основ общественного строя. Лидеры-революционеры настроены на радикальные и всеобъемлющие изменения в обществе вплоть до изменения основ общественного строя. Согласно ориентации лидеры используют те или иные методы и средства политического руководства.

По видам различают формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство — это руководство как реализация институционализированных властных полномочий. Оно связано с установленными правилами назначения руководителя и предусматривает функциональные отношения. Неформальное лидерство базируется не на формальных полномочиях, а на авторитете лидера, его признании окружением.

В политике формальный, институциональный аспект является главным. Поэтому очень важно, чтобы формальный руководитель был также авторитетным лицом. Но так бывает не всегда. Возможны три варианта сочетания лидерства и руководства. Первый: руководитель не является лидером, то есть не пользуется авторитетом у подчиненных. Такая ситуация может сложиться не только в масштабе группы или организации, но и страны в целом, причем не только когда неавторитетна лицо заняла руководящую должность, но и в результате потери руководителем бывшего авторитета.

Второй вариант: совпадение руководства и лидерства, за которого формальный руководитель выступает одновременно и авторитетным лицом. Это лучший случай.

Третий вариант: чисто неформальное лидерство, за которого лидер не является руководителем. В политике неформальное лидерство, как правило, недолго и вскоре дополняется занятием какой руководящей должности в общественных политических объединениях или органах государственной власти. В конце концов, именно занятие такой должности, особенно в высших органах государственной власти, является одной из основных целей деятельности политического лидера. Занята должность, в свою очередь, становится средством достижения других целей, далеко не всегда официально провозглашаемых.

По масштабам лидерство может проявляться на уровне группы, организации, социальной общности, населенного пункта, административно-территориальной единицы, региона, страны в целом. Оно может быть индивидуальным и коллективным (когда лидером выступает группа или организация, например партия). На уровне малой группы лидерство имеет индивидуальный характер и выступает как механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы. Здесь важную роль играют личные черты лидера, особенно его способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальные пути и средства удовлетворения групповых интересов.

В лидерстве на уровне социальной общности принципиальное значение имеют не столько личные черты лидера, сколько его способность адекватно выражать интересы той или иной общности. Лидер должен уметь сформулировать такие интересы в виде конкретных политических требований, определить тактику и эффективные средства борьбы за их удовлетворения.

Лидерство на этом уровне может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер, когда выразителем интересов социальной общности выступает политическая партия или общественная организация. Лидер на уровне социальной общности зачастую является руководителем партии или общественной организации.

Индивидуальное политическое лидерство на общенациональном уровне характеризуется рядом особенностей. Это, во-первых, лидерство дистанционное, когда отсутствуют непосредственные контакты лидера с его конституентами. Общение лидера с массами опосредуется средствами массовой коммуникации, организациями и должностными лицами государственного аппарата. Главную роль в формировании имиджа такого лидера играют именно средства массовой информации, причем этот имидж может существенно отличаться от того, что есть на самом деле. Разрыв между имиджем общенационального политического лидера и реальностью зависит от уровня развития демократии, особенно политической культуры общества.

Общенациональное политическое лидерство, во-вторых, есть багаторолевим. Стремясь иметь всестороннюю поддержку, лидер ориентируется на различные социальные интересы: ближайшего окружения, социальных общностей, избирателей, политических партий, общественных организаций и др.

Третьей особенностью общенационального политического лидерства является его корпоративный характер. Лидер такого масштаба никогда не выполняет свои многочисленные роли сам. На него работает целая корпорация, которая состоит из ближайшего окружения, чиновников, аппарата и активистов политических партий, работников подконтрольных средств массовой информации и т.п. Общенациональный политический лидер в той или иной степени символической фигурой.

Еще одной особенностью общенационального политического лидерства является его нормативно-правовая ограниченность. Лидер такого масштаба, как государственный деятель, действует в четко определенном нормативно-правовом пространстве, который определяет реальные масштабы его власти и пути ее осуществления. Действия лидера подробно регламентируются нормативными актами, протоколами, правовыми традициями, обычаями и т.д.

Приведенная типология не исчерпывает всего многообразия проявлений политического лидерства. Кроме того, даже самый тщательный теоретический анализ не может охватить всей сложности и многообразии политической жизни. Политическая практика всегда богаче теории и порождает зачастую комбинированные типы лидерства и их различные модификации.


Назад  

Функции:

интегративная – объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом;

ориентационная – выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

социального арбитража и патронажа;

легитимации политического строя;

коммуникативная – поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом определяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная. Цель – программа действий и воплощение ее в жизнь.

Каждый политический лидер обладает специфическими чертами характера, методами взаимодействия с последователями и избирателями, способами достижения целей и т. д. Исходя из различных критериев можно выделить разные типы политических лидеров.

М. Херманн по типу политического имиджа выделяет следующие типы политического лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».

Лидеры «знаменосцы» – это великие люди, имеющие собственное видение действительности, собственный взгляд на происходящие события и пути их развития.

Лидер «служитель»выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, избирателей, действует от их имени. На практике эти лидеры склонны к популизму; нередко они предпочитают говорить то, что от них ожидают и надеются услышать избиратели.

Лидер «торговец» уподобляется продавцу товара, стремящемуся убедить покупателя его купить. Этот тип лидера должен обладать способностью убедить людей, которые «покупают» его идеи или планы, вовлекаются в их осуществление.

Лидер «пожарный» – «тушит пожар», то есть реагирует на те проблемы, которые возникают перед обществом, откликается на порожденные ситуации, события и проблемы и действует соответственно им.

На практике большинство политических лидеров сочетают в себе все четыре образа лидерства в различном порядке и последовательности, то есть стараются не злоупотреблять каким-то одним из них.

По стилю политического лидерства различают авторитарно-единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое – вовлекающее членов группы в управление деятельностью.

Наиболее распространенную на Западе типологию политического лидерства разработал Макс Вебер(1864–1920 гг.). Он выделил три основных типа лидерства, подчеркнув при этом, что в действительности чистые типы редко встречаются. Критериями выделения является форма политического господства.

Традиционное лидерство определяется принадлежностью к правящей элите, вере в святость и неизменность традиций (лидером становятся в силу традиций, например, когда сын вождя племени, монарха наследует пост отца после его смерти).

Рационально-легальное лидерство предполагает власть лидера, которая ограничивается законом; закону подчиняются и лидеры, и массы. Установленные законы изменяются только установленными законом процедурами.

Харизматическое лидерство основывается на вере в исключительные способности вождя, который обладает харизмой (от греч. – божественный дар, благодать). Харизматический лидер полагает, что он выполняет историческую «миссию» и поэтому требует безусловного послушания и поддержки. Он должен постоянно доказывать массам свою исключительность, совершая необыкновенные подвиги.

Наиболее интересным М. Вебер считал феномен харизматического лидера. «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога» в народном собрании, или в парламенте как раз означает, – писал М. Вебер, – что Человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него» (М. Вебер Избранные произведения М., 1990 – С. 646).

Харизматическая личность осуществляла власть в разных политических системах: Ю. Цезарь – в Римской империи, Наполеон – во Франции, Гитлер – в Германии, Муссолини – в Италии, Ленин – в России. Мао – в Китае и т.д.

Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что даже выдающиеся политические лидеры не могли «творить» историю по своему произволу. Черчилль и Гитлер, Ленин и Сталин и многие другие – все они по-своему были талантливыми политическими лидерами, обладали индивидуальными качествами, но их замыслы вступали в противоречие с общественным развитием.

Однако нельзя недооценивать роль политического лидера: он может оказать значительное воздействие на ход общественного развития. В каждой конкретной ситуации проявляется личная активность и даже субъективность решений, то есть поведение лидера может быть относительно самостоятельным. Особенно велика роль политического лидера в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно определять конкретные задачи.

Бытует мнение, что лидер может решить все проблемы.

В действительности жестокий, требовательный лидер может значительно активизировать деятельность масс. Но основная задача лидера – вызвать активность, устранить пассивность, вовлечь всех членов общества в управление им.

На современном этапе выделяют следующие тенденции современного лидерства:

· дистанцированность отношений между миром и массами (связь осуществляется через команду);

· во многом политический лидер является символической фигурой, его имидж делает команда;

· действия лидера становятся предсказуемыми, он действует в определенных рамках предписаний;

· имидж лидера делают средства массовой информации.

Политический лидер формируется в политической борьбе. Долгие десятилетия в нашем отечестве ее не было и поэтому не было спроса на политических лидеров. Вследствие этого в роли политического лидера нередко оказываются политические «кустари» с невысоким уровнем политической культуры. А это тем более требует внимательного анализа реальной действительности и изучения уже имеющегося опыта.

Итак, проблемы политического лидерства в политологии имеют важное как теоретическое, так и прикладное значение. Деятельность политического лидера в значительной степени может способствовать или, наоборот, тормозить общественное развитие.

Список литературы

1.Блондсль Ж. Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу – М., 1992. – 321 с.

2.Макиавелли Н. Избранные произведения. – Х.: Фолио. – 1998. – 653 с.

3.Политология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 365–417.

4.Политология: Наука о политике / Под общ. ред. В. Андрущенко. – К – Х. – 1997. – С. 325–332.

5.Политология: Учебное пособие / Под ред. С.А. Матвеева. – Х.: Одиссей. – 2001. 336 с. – Тема 5.

6.Политическая социология. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1997.

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

– 640 с. – Раздел 3.

7. Почепцов Г. Имиджеология. – Реал-бук-Ваклер. – 2001. – 698 с.


⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Типологии лидеров Маргарет Дж. Херманн

⇐ Предыдущая12

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система американского политолога Маргарет Дж. Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от имиджа. М. Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов; способов взаимосвязи с его сторонниками; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ – лидер — знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание способов его достижения. Для понимания этой формы лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К таким лидерам можно отнести лидера российских большевиков В. И. Ленина.

Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их последователи. Наиболее подходит к лидеру подобного типа в советской России Л. И. Брежнев, выражающий интересы партийной бюрократии.

Третий образ – лидер — торговец,для которого важна способность убеждать. Благодаря ей сторонники покупают его планы, идеи, вовлекаются в их реализацию. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые политик устанавливает со своими избирателями. Особую значимость приобретает стратегия лидера, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки общества. Образом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р. Рейгана.

Четвертый образ — лидер — пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных условиях могут быть отнесены к этой категории.

 

Выделение четырех собирательных образов в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на разных этапах ее политической деятельности.

Кроме подхода М. Хермана, существует обширная типология лидерства, к примеру, по следующим основаниям: лидер физический – интеллектуальный, временный – постоянный, профессионал – любитель, аристократичный – демократический, реформатор – революционер и т.д.

Современные исследователи Т.

Т. Сидельникова и М. Э. Барциц предполагают типологию лидерства, где акцент делается на личностно- поведенческие качества и власть как главный способ реализации политического лидерства. Они считают, что концентрация власти в руках одной из сторон участников социально- политического процесса есть основание для обособления трех типов лидерств.

 

 

Функции лидеров.

Функции лидера в конкретном обществе обусловлены рядом факторов: состоянием экономики, политического режима, зрелостью культуры населения, историческими традициями, индивидуальными качествами самого лидера.

Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа на лидирующие позиции непрофессионалов политиков и наоборот.

Среди общезначимых функций лидеровв политологии выделяются следующие:

конструктивная – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества;

интегративная – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

организационная – создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы;

координационная – согласование действий институтов власти, направлений их деятельности;

инструментальная – определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;

мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

коммуникативная – обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами или слоями.

 

 

Заключение

 

Политическое лидерство является специфическим субъектом власти, которое выполняет программную, управленческую, мобилизационную, интегративную и легитимную функции.

Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство – это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

Роль политического лидера возрастает в переломные, переходные периоды развития страны, когда политические события, темпы, формы, сроки радикальных преобразований приобретают отчетливо выраженную личностную окраску. В такие периоды власть перестает быть анонимной, резко повышается личная ответственность политика перед обществом за результаты его деятельности.

 

Список литературы

1. Новейший политологический словарь. Погорелый Д.Е. и др. (2010, 318с.)

2. Политология. Под ред. Батурина В.К. (2012, 567с.)

3. Политология. (Учебник) Под ред. Буренко В.И.

Политическое лидерство. Типы и функции политических лидеров (стр. 1 из 4)

(2013, 392с.)

4. Политология. Василенко И.А. (2011, 421с.)

5. Политика для начинающих, Сборник, Макиавелли Н., 2015

6. Политологии, учебное пособие, Бербекова Т.Х., Галаганова С.Г., Гришнова Е.Е., под ред. Пусько В.С., 2014

7. Государство, Право и политика, Шмитт К., 2013

8. Современная российская политика, Исаев Б., Баранов Н., 2012

9. Россия в мировом политическом процессе, Курс лекций, Смирнов Г.Н., Бурсов А.В., 2011

10. Политология, Мухаев Р.Т., 2010

11. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

 

 

 

Словарик понятий.

Политика -(греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Лидер- (от англ. leader — ведущий, руководитель), 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. 2) Участник спортивного состязания, идущий впереди.

Власть , в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

Подчиненный — подчинённый 1. м. разг. Должностное лицо, подчиняющееся по службе старшему по должности. 2. прил. 1) Находящийся в подчинении у кого-л., в зависимости от кого-л., чего-л.; несамостоятельный. 2) перен. Не основной, второстепенный.

Авторитет- (от лат.

auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Харизма- Наделенность авторитетом, основанным на исключительных — интеллектуальных, духовных или каких-л. иных — качествах личности.

Интеллект- (латин. intellectus — понимание, понятие) (книжн.). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (в противоп. воле и чувствам)

Профессионал- 1) Тот, кто сделал какое-л. занятие своей профессией (противоп.: любитель). 2) Хороший специалист, знаток своего дела.


⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:



СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………..4

2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства………………………………..11

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?……………………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли лидерство уделом избранных или присуще каждой личности и может быть развито при благоприятных условиях? Каков механизм складывания лидерских качеств, факторы и пути их развития, типологические характеристики лидеров? Эти и другие вопросы предстоит рассмотреть в данной работе.

Специфика политического лидерства, его типы и функции.

Политическое лидерство в современном обществе представляется достаточно широко исследованной темой. Она исследуется с разных сторон разными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией.

Лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере четыре особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного объединения существуют несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его распространенность на все объединение.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.

Н. Макиавелли о принципах эффективного лидерства.

Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.

Политическое лидерство – это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий.

В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с наборов особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.

Лидер политический – глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

Рассматривая политическое лидерство с разных сторон, разные исследователи сходятся в одном: политическое лидерство представляет собой отношения доминирования-подчинения в системе властных отношений.

По мнению Ж. Блонделя, лидерство представляет собой феномен власти, способ ее организовать, сплотить граждан для совместной деятельности и осуществлять эту задачу в течение длительного времени. Лидерство — это власть, потому что она состоит в способности одного лица, находящегося «на вершине» заставить других делать то, что они не делали бы или могли бы не делать. Политическое лидерство может быть истолковано как «постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу».Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.Факторно-аналитическая концепция является разновидностью теории черт. Ей представители различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию. Теория конституентов (последователей лидера) (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству. Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства. Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм. В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.Функции политического лидерства представляют собой главные направления деятельности лидера. Выделяют следующие основные функции политического лидера:1) Интегративная — заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. 2) Ориентационная функция — связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.3) Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.4) Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.5) Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка. 6) Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером: политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).


Что такое политическое лидерство?

В обобщенном виде понятие « лидер» означает ведущий, управ­ляющий другими людьми.

2. Теория лидерства н. Макиавелли.

Им может быть глава, руководитель по­литической партии, общественной организации и лицо, пользую­щееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе.

С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Лидерство существует везде, где есть групповая, кол­лективная деятельность. Лидерство – ведущий признак всех органи­заций. Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах группы. Члены группы добровольно делегируют власть своему лидеру, право принимать решения в интересах всей группы. Это – конкретный институт реализации власти в самом широком смысле слова, а не только политической.

Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Полити­ческий лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и на­правленность политических процессов. Политических лидеров ха­рактеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать и контролировать правительство.

С понятием «политический лидер» связано понятие «политиче­ское лидерство». Это механизм и конкретные способы реализации власти.

Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, так как оно отражает политические процессы и отно­шения в высших структурах власти. Политическое лидерство – это понятие многомерное, но три аспекта являются определяющими. Это:

— личностные черты лидеров;

— инструменты осуществления ими власти (на что может опираться политический лидер в достижении по­ставленных целей);

— ситуация, с которой сталкивается лидер.

На уровне обыденного сознания понятия «лидер» и «руководитель» употребляются как синонимы. С научной точки зрения принято различать роли руко­водителя и лидера.

Во-первых, лидер благодаря авторитету и лич­ному влиянию, позволяющему ему осуществлять власть над груп­пой или организацией, членом которой он является, выдвигается стихийно.

Во-вторых, лидер – это непременно личность, продукт «естественного отбора», он может и не обладать статусом руководи­теля.

В-третьих, лидерство нестабильно, его надо всегда подтвер­ждать. Руководство, как правило, стабильно.

В-четвертых, лидер не имеет более или менее строго оговоренных законом прав и обя­занностей, в то время как руководитель наделен ими, включая возможность наложения на членов группы официальных санкций.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая


Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 206;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий