Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства

Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

· а) возникновение денег, городов и ремесел;

· б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;

· в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;

· г) изменение климатических условий и развитие средств производства;

· д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

· а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;

· б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;

· в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;

· г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;

· д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

· а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;

· б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;

· в) государство возникает по воле бога, высшего разума;

· г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;

· д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

· а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;

· б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;

· в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;

· г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;

· д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

· а) Макиавелли, Гамильтон;

· б) Маркс, Энгельс, Ленин;

· в) Михайловский, Бакунин;

· г) Аристотель, Фильмер;

· д) Фома Аквинский, Маритэн.

· а) национальная валюта, армия, полиция;

· б) власть, народ, обычай;

· в) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления, сбор налогов;

· г) столица, флаг, герб, гимн;

· д) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?;




Договорная концепция происхождения государства в Новое Время( от Гуго Гроция, Гоббс, Спиноза, Локк, Руссо до Канта)

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Гроций(1583-1645).

Его основной труд “О праве войны и мира”.

По Г. происхождение государства является логическим, неизбежным следствием бытия естественного права. Люди не могут жить порознь и поэтому заключили договор.

Из проблем возникновения государства, перехода от естественного состояния к гражданскому, следует что в сфере политики к правовому принципу присоединяется политический принцип пользы и целесообразности. При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия государства выступает естественное право, а польза и целесообразность – лишь как повод. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Государство является чисто человеческим установлением , хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества. По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против могущественных, а не как “заговор богачей” против бедных и слабых.

 

Гоббс (1588-1679)

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех.

Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (суверену) верховную власть над собой. После заключения этого договора люди не могут изменить форму правления, выйти из-под действия власти, протестовать против суверена. Суверен же напротив договором не связан и не несёт перед народом ответственности (политическое государство).

Возможен второй путь установления государства – верховная власть приобретается силой (они хуже).

Государство по концепции Г. ценно, если выполняет не только полицейский функции, если не нарушает права человека, но не если нарушает права людей.

Активная роль государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть учений в том, что каждый человек сам определяет добро и зло. По Г., же этим мерилом явл. Гр. закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.

Обязанности суверена, выражаются в положении: благо народа – высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.

Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению власть, чтобы оказать защиту своим подданным одинакова во всех формах. Согласно Гоббсу может быть лишь три формы государства: монархия, демократия иаристократия. Лучше монархия, т.к. она лучше выражает и реализует абсолютный характер власти государства, т.к. в личности короля олицетворено государство.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Г. все же оставляет ему возможность сопротивляться воле суверена. Эта возможность – право на восстание, но оно возможно лишь тогда когда есть угроза своей собственной жизни(закон самосохранения). Если суверен нарушит этот закон то, он потеряет власть.

Г. проводил аналогии государства с человеком: суверен – душа государственности, тайные агенты – глаза государства и тд. Гражданский мир – здоровье, а мятежи и войны – болезнь государства, влекущей за собой распад и гибель. Но главную роль, по Гоббсу, играет не эта аналогия. Главным является подход к государству как к искусственному человеку (механизму). Начиная с Гоббса, в западноевропейской пол. теории утверждается понимание государства в качестве машины.

 

Спиноза(1632-1677).

Люди находятся в естественном состоянии, примерно в таком же как у Гоббса, потом срабатывает инстинкт самосохранения и люди заключают договор. Важная особенность спинозовской договорной теории состоит в том, что “естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается”, поскольку как в естественном так и в гражданском состояниях человек действует по законам природы, сообразуясь со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главные различия между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все бояться одного и того же – верховной, суверенной власти, которая является духом государства.

 

Локк(1632-1704)

До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. Люди сами распоряжаются собой и своей собственность. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы разрешать споры между людьми. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое, под уже установленным законом и создавших судебную инстанцию, которая будет разрешать споры. Люди добровольно, предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Власти переданной государству должно быть столько, чтобы люди могли обеспечить право на жизнь, здоровье, свободу и собственность.

Руссо (1712-1778)

По Р. должна была быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством – когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.

Условия перехода к государству по Р.: Происходит как бы эквивалентный обмен естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни. То, что отчуждается у каждого индивида в пользу образуемого по общественному договору целого возвращается ему в виде естественного равенства в виде договорно установленных прав и свобод. Не отрицая самой частной собственности, Руссо выступает за относительное имущественное выравнивание и с этой позиции он критикует излишки богатства и крайнюю бедность.

В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные.

Главная идея патриархальной теории возникновения государства

Руссо критикует частные ассоциации, партии, которые могут вступать в противоречие с сувереном. Наличие партий причиняет вред государству. Различие воль отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом и тем же самым индивидом в качестве гражданина- носителя общих интересов.

В целом общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. В зависимости кому вручена эта власть Руссо различает такие формы правления как: демократия, аристократия, монархия, но эти различия имеют условную роль, так как власть всегда принадлежит народу. При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. Для поддержания власти в государстве, периодически должны созываться народные собрания, на которых народ может изменить форму правления и расторгнуть общественное соглашение, возвратив себе свободу.

 

Кант(1724-1804)

Вопрос о происхождении государства, трактуется Кантом как – заключение договора между людьми на основе естественных прав. Этот договор должен соответствовать условию: любая организация внешнего принуждения должна признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг и способно данный долг исполнять. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с законом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Индивиды же жертвуют частью своей свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики.


⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Теологическая теория происхождения государства

Рассмотрим основные положения теологической теории происхождения государства, а также определим её представителей и направления развития.

Теологическая теория происхождения государства получила широкое распространение во времена средневековья. Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (1225-1274), работы которого стали своеобразной энциклопедией церковной идеологии средневековья. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено как наиболее точно отражающее дух и задачи католицизма. Энциклика – это послание Папы Римского, которое обращено ко всем католикам и католическому духовенству.

В дальнейшем теологическую теорию происхождения государства развили представители исламской религии, католической церкви (Маритен) и неотомизма (Дабен, Месснер и др.).

По мнению сторонников теологической теории, государство – это продукт божественной воли. Следовательно, государственная власть является незыблемой и зависит преимущественно от религиозных институтов и деятелей.

Каковы основные признаки государства?

По этой причине каждый человек обязан подчиняться государю во всем. Сложившееся социально-экономическое и правовое неравенство людей также предопределено божественной волей. С этим рекомендуется смириться и не препятствовать продолжателю на земле божественной власти, поскольку непослушание государственной власти может быть расценено как непослушание Богу.

Придавая государству и государям, представителям и выразителям божественных велений ореол святости, сторонники теологической теории поднимали их статус, способствовали становлению в обществе порядка, согласия и духовности. В теологической теории происхождения государства важная роль отводится церкви и религиозным организациям как посредникам между Богом и государством.

Теологическая теория происхождения государства недооценивает влияние социально-экономических и духовных отношений на государство, что не позволяет понять, как совершенствовать форму государства и совершенствовать государственное устройство. Теологическая теория основывается в большинстве своем на вере.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1)Теологическая теория (Фома Аквинский). Она все объясняет божьей волей и результатом божьего промысла. Государство вечно как и бог, а правитель его наместник.
Люди должны подчиняться воли правителя. Оценивая теологическую теорию, следует иметь ввиду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей. Эта теория отражает факт, что государство появилось вместе с мононормами.

2)Патриархальная теория (Аристотель, Роберт Филмер, Николай Константинович Михайловский). Аристотель считал, что люди стремятся к общению, а их развитие ведет к государству. Но наиболее полно эту теорию развил Роберт Филмер, в 17 веке. Он доказывал, что власть монарха неограниченна, т.к она исходит от Адама. Монархи считались приемниками Адама. Филмер трактовал государство как процесс разрастания семей. Конфуций считал государство большой семьей. Власть императора была равна власти отца. Подданные должны быть преданы правителю и старшим. Старшие должны были заботиться о подданных. Позитивным являлось что, что ее сторонники хотели устранить из жизни все безнравственное. Эта теория правильно подчеркивает связь семьи и государства. Она позволяет установить в обществе порядок. Недостаток: она не может объяснить – если государство единая семья, то почему происходят революции и войны.

3)Договорная теория (Дж. Лок, Ж.Ж. Руссо, Г.Гроций, А.Н. Радищев). Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояниечеловека. (Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе). Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Александр Радищев(1749 — 1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан». Джон Локк(1632 — 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Вопрос о том, что собой представляет Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.

4)Марксистская теория (Маркс, Энгельс). Ее создатели изложили свои взгляды в своих работах. В последующем эта теория получила развитие в работах Ленина.

4. Основные теории происхождения государства

Главное положение марксистское теории – учение о социально-экономической формации. Согласно этой теории, государство возникло по экономическим причинам: разделение труда, частная собственность, классы. Эти факторы вызывали уничтожение первобытного строя и появление государства
Энгельс писал, что государство это продукт общества на известной ступени развития. Государство есть признание того, что общество запуталось в противоречиях самим с собой и распалось на противоположностях. И чтобы классы с разными интересами не поели друг друга, оно стало необходимой силой, которая усмирило бы столкновение классов. Энгельс говорил, что т.к государство возникло из потребности сдержать противоречия, оно служит экономически-господствующему классу и приобретает новые средства для угнетения и эксплуатируемых классов. Ленин писал, что государство это продукт непримиримости классового противоречия. Сторонники марксизма считали, что выполнив свое предназначение, государство исчезнет, как и классы. Ленин говорил, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не являлось государством – это полугосударство. Несмотря на устарелость, марксистская теория основана на диалектических и материалистических подходах.

5)Теория насилия (Евгений Дюринг, Карл Каутский). Объясняет возникновения государства действием военно-политического фактора – завоеванием одних народов другими. Победители стремились с помощью государства заставить покоренных подчиняться себе. Леон Гумплович считал, что история не знает ни одного государства, которое бы возникло из насилия одного племени над другим.
Каутский полагал, что государство возникает из рабства. Одно племя захватывает другое и создает аппарат для управления побежденными. Эта теория опиралась на факты, однако восточнославянские государства образовались без насилия.

6)Расовая теория (Ницше, Жан Гобино). Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве.

Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими. Расовая теория не демократична, негуманна, пропагандирует вражду.

7)Органическая теория (Герберт Спенсер). Относится к 19 веку. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Спенсер в своей работе «Основания социологии» использовал аналогии из биологических наук о жизни существ. Сопоставив организации и функционирование общества и биологических организмов, он изучал их сходства и различия. Спенсер заметил, что общество как живой организм подвержено стадийности развития. Общество функционирует подобно человеческому телу. Но имеются пределы биологизации общества. Спенсер рассматривал государство как порабощение сильными слабых. По его мнению, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере развития, как и организм человека. Государственная власть есть средство для достижения людских целей.

8)Психологическая теория (Л. Петражицкий). Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействийлюдей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Люди объединялись в государство по причине психологической тяге жить вместе. Родоночальником этой теории считается Лев Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики: поиску авторитета и т.д. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей. Без переживаний людей невозможно существование государства. Оценивая теорию следует сказать, что свойства психики людей безусловно имеет важное значении, но не является решающим в вопросе возникновения государства.

9)Ирригационная теория (Карл Фогель). Суть теории: в древнем Египте люди стали переходить к оседлой жизни. Было необходимо строить ирригацию для земледелия. Ее создавали люди, которые умели это делать, эти же люди стали служащими государства. Она была разработана на факте (строительство ирригации требовало не только физической силы, но и наличия интеллекта и организации). Но данная теория объясняет лишь возникновение государства в теплых странах.

10)Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

11)Патримониальная теория происхождения государства (Гоммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

12)Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегельутверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности — быть достойным членом государства». Таким образом, в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, Гегель создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

13)Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории — взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер. Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

14)Спортивная теория.Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство. В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность.

У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

15)Диффузная теорияАвтор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни. Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда и почему государство появилось впервые.


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5872 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Теории происхождения государства и права

необходимости орошения земель;

глобального потепления;

развития экономики;

разложением общины.

Основа марксистской теории происхождения права заключается в том, что…

право возникло как организатор общественных дел

право появилось прежде всего для защиты интересов всего общества

происхождение права не связано с происхождением государства

право возникло вследствие необходимости защиты интересов экономически господствующих классов

Государство азиатского способа производства — это государство, основанное на…

частной собственности на землю и натуральной ренте

присваивающей экономике

рабовладельческом способе производства

государственной собственности на землю и взимании натуральной ренты

Основа ирригационной теории происхождения государства состоит в том, что государство возникло…

для обеспечения работы и охраны ирригационных систем

с целью получения ренты за пользование ирригационными системами

вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем

с целью захвата ирригационных систем в собственность

Особенность теории насилия о происхождении государства заключается в том, что якобы государство …

возникло в результате насилия армии над своими военачальниками

возникло в результате насилия жрецов над верующими

явилось результатом насильственного объединения семей

возникло в результате победы одних племен над другими племенами

Основные положения теории естественного права выражаются в том, что…

человеку права даются природой, самим фактом его рождения

право — это внешнее регулирование социальной жизни человека

право развивается объективно, независимо от воли людей

право — это защищаемый государством интерес

Договорная теория происхождения государства заключается в том, что государство …

создано на основе договора между военными дружинами

возникло в результате заключения договора между победителями и побежденными в войне

явилось следствием договора между светской и религиозной знатью

возникло в результате добровольного соглашения людей

Суть теологической (религиозной) теории происхождения государства состоит в том, что государство…

возникло в результате насилия жрецов над народом

создано по воле Всевышнего

появилось в результате победы одной религии над другой религией

явилось следствием захвата власти религиозной знатью


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю (почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат.

Патриархальная теория происхождения государства

patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.

Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом.

Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом «пророк прошлого».

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.


⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий