Как взаимосвязаны цель и средства деятельности

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности, т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий.Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельностипредставляют и сово­купности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цельэто мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его ук­расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос­тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме тою, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут, и вы займете высокую должность, в пазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и I. д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен­ном цели — выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по­ра тому. Внешние проявления деятельности называются поведе­нием. В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относятся к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведенияслу­жат правила, установленные в обществе. Если повеление не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция,т. е. то, что побуждает человека действовать. Мотивомназыва­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают потребности — осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появлениеощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностейпредложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) — социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические(витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности(экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

Социальные потребностиреализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребностисвязаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли па смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб­ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю­чить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум­ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому, что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо-1им пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных Потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис­ке пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди матсриально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельностьнаправлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную, изменяющую природу, и социальную,влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий. В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений че­ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно­гие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч­но-технического развития это, несомненно, проявление созида­тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея­тельности,

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо­давательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо­вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо­лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче­ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего про­изведения и его практическую значимость. Причем результат твор­ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи­ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни,

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб­ностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво­ренные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют и современном обществе? И чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие вилы деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности?Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек лишь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Л.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И.Гете: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно­стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю­чок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».

И.Гёте: «Поведение — это зеркало, н котором каждый показывает свой лик».

М. Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже­ние «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень­шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» эти­чески опасные средства и побочные следствия».


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 9086 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Действие человека.

 

Для достижения цели человек может затрачивать различные усилия, и потому по сложности волевые действия могут быть простые и сложные.

В ситуации, когда человек ясно видит цель, сразу переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы наличной ситуации, говорят о простом волевом акте. Таким образом, прос­тое волевое действие включает следующие этапы:

1. Возникновение мотива и постановка цели действия.

2. Принятие решения.

3. Выполнение действий.

Когда вы каждое утро встаете, вы можете прилагать определенные волевые уси­лия, чтобы пойти на занятия. Но в данной ситуации, как правило, нет особой, напря­женной внутренней борьбы: у вас есть устойчивая мотивация (получение образова­ния, профессиональное развитие, саморазвитие или др.), которая определяет поста­новку цели (необходимо усвоить учебную программу, для чего нужно идти на занятие), и вы осуществляете соответствующие действия (добираетесь до учебного заведе­ния). Поэтому данное действие называется простым волевым действием. Хотя, мо­жет быть, некоторые учащиеся не согласятся и будут утверждать, что каждое утро они осуществляют очень сложное волевое действие. В качестве успокаивающего на поминания: чем сложнее достижима цель, тем приятней и ценней ее достижение.

Сложное волевое действие характеризуется тем, что между возникновением побужде­ния и исполнением действий наблюдается ряд процессов, вызывающих определенное внутреннее напряжение. Основными этапами сложного волевого действия выступают:

1. Возникновение побуждения.

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива.

3. Борьба мотивов.

4. Принятие решения (постановка цели).

5. Выполнение действий. Рассмотрим подробнее особенности каждого этапа сложного волевого действия

1. Возникновение побуждения. Волевое поведение начинается с возникновения
побуждения, сила и направленность которого определяются конкретными потребностями, ценностями, обязательствами человека. Особо надо подчеркнуть, что волевое поведение — не простое удовлетворение наиболее сильных побуждений, а осознанное принятие решений с учетом всех составляющих мотивационной сферы человека. Неслучайно, что мотивационная сфера как система побудительных сил признается важнейшей характеристикой человека и влияет на формирование целостности личности. Особая роль в процессе возникновения побуждений отводится ценностным образованиям личности, так как в них проявляется нравственная суть человека

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива. Данный этап связан
с работой мышления и предполагает анализ различных вариантов реализации побуждений. В ходе этой деятельности человек может осознать, что существуют различные альтернативы поведения, за каждой из которых стоят свои мотивы.

1-10_Основы менеджмента_2

Это порождает так называемую «борьбу мотивов».

3. Борьба мотивов. Данный этап — один из ключевых процессов сложного волевого действия. Борьба мотивов наблюдается в ситуации, когда у человека актуализи­руются одинаковые по силе мотивы, но связанные с различными направлениями дея­тельности.

БОРЬБА МОТИВОВ — этап сложного волевого действия, характеризующийся возникновением равнозначных по силе мотивов и связанный с необходимостью выбора одного из них для принятия решения и осуществления деятельности.

 

Борьба мотивов может наблюдаться как до начала, так и в ходе осуществления деятельности. Во втором случае внутренние колебания «провоцируются в точках за­труднений осуществляющейся деятельности. Если выбор ее был субъективно сомни­телен, и только требования ситуации заставили субъекта, несмотря на колебания, из­брать одну альтернативу, то в момент затруднения и неудачи возобновляется старая борьба мотивов, и перед субъектом на фоне его нынешних неудач рельефно проступа­ют преимущества отвергнутой альтернативы» (Ф. Е. Василюк). Трудности возникают и в ситуациях, когда появляются «отвлекающие» желания, соблазны, искушения, «от­тягивая» на себя часть энергии, занятой в осуществляемой деятельности. Поэтому «нужна особая работа воли, чтобы довести в этих условиях деятельность до конца», и «в этом смысле воля — это борьба с борьбой мотивов» (Ф. Е. Василюк). По результа­там анализа всех мотивов и особенностей ситуации человек должен принять решение и действовать. Затянувшееся «самокопание» неоправданно. Как заметил популярный современный писатель П. Коэльо, «если решение должно быть принято, лучше сде­лать это и иметь дело с последствиями».

Борьба мотивов показывает способность человека осознанно принимать реше­ние, прилагать внутренние усилия для достижения значимых целей. Поэтому не­случайно признается, что именно в борьбе мотивов в наибольшей мере проявляет­ся воля человека. Но важно, чтобы борьба мотивов закончилась принятием конк­ретного решения.

4.

Принятие решения (постановка цели). Условно можно сказать, что в ходе предыдущих этапов человек создавал основу для принятия решения. Принять реше­ние — значит сделать выбор в пользу одной альтернативы, отказавшись от других, и таким образом создать идеальный, желаемый образ результата. Принятие реше­ния во многом предполагает мобилизацию всех своих внутренних ресурсов на выпол­нение задуманного.

5. Выполнение действий. По мнению немецкого философа В. Гумбольдта, «серьезное стремление к какой-либо цели — поистине половина успеха в ее дости­жении». Другая половина успеха определяется осуществлением конкретных дел, на­правленных на реализацию задуманного (О. Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»). Неуспешно разрешенная борьба мотивов, необоснованно при­нятое решение не имеют никакой самостоятельной ценности, если нет практического исполнения задуманного. Поэтому согласимся со словами, что «сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей» (А. И. Рогов).

Результаты любого волевого действия есть смысл рассматривать в двух аспектах. Один связан с конкретными практическими достижениями, с реализацией поставленной цели. Другой является не менее важным и касается оценки человеком своих действий и извлечения уроков на будущее.

В любом случае, следует помнить слова известного педагога Я. А. Коменского: «Добродетель развивается посредством дел, а не болтовни».

 

Задача. Ниже приводятся примеры волевых действий. Проа­нализируйте их, назовите мотивы, побуждающие ребят к этим действиям, и укажите, какие этапы волевого дей­ствия проявились в этих случаях.

1. Учащийся Л. — член редколлегии стенной газеты. Его предупредили, что сегодня в 5 часов вечера он должен вместе с другими ребятами готовить очередной номер газеты. Его товарищ Б. предложил ему уча­ствовать в групповой лыжной вылазке, которая состоится тоже в 5 часов. Л. долго колебался: идти ему на заседа­ние редколлегии или покататься на лыжах. Верх взяло первое соображение.

2. В компании подростков самый старший закурил и стал предлагать папиросы другим. Некоторые, хотя и колебались, взяли папиросу. Тем, кто отказывался, старший говорил: «Боишься! Какой же ты мужчина!» Под влиянием насмешек и оказываемого на них давления эти ребята тоже засомневались. Но вот один из них возразил: «Причем тут боязнь?» Наступление прекратилось, а с ним исчезли и сомнения: брать или не брать папиросу.

 

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая


Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 380;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Предмет, задачи и методологические основы психологии. Психика, ее природа, функции, уровни и проявления.

1. Психология – наука о …
а) сознании;
б) поведении человека;
в) психике;
г) взаимоотношениях и взаимодействии людей.

2. Согласно принципу …, все психические явления имеют свою причину. а) отражения;
б) управления;
в) системности;
г) детерминизма.

3. Принцип … утверждает, что все психические явления постоянно изменяются. а) развития;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) детерминизма;
г) отражения.

4. Принцип единства сознания и деятельности не включает положения о …
а) единстве психики и деятельности;
б) влиянии деятельности и общения на психическое развитие человека;
в) воспроизведении в онтогенезе психики основных этапов культурно-
исторического развития человека;
г) психической регуляции деятельности человека;
д) психической регуляции общения человека. е) Нет правильного ответа.

5. Методология современной психологии делится на …
а) общую и частную;
б) общую и специальную;
в) общую, специальную и частную;
г) общую, специальную, специализированную и частную.

6. Общей методологией современной научной психологии выступает …
а) системный подход;
б) диалектико-материалистический подход;
в) личностный подход;
г) личностно-деятельный подход.

7. К содержанию диалектико-материалистического подхода не относятся
следующие научные представления …
а) о первичности материи и вторичности сознания;
б) о движущих силах развития объективной реальности и психики;
в) о сознании как высшем этапе развития психики;
г) об относительном характере психики.

8. Основным методологическим принципом современной психологии не является: …
а) принцип относительности;
б) принцип детерминизма;
в) принцип развития;
г) принцип личностного подхода.

9. Какие группы методов включает в себя частная методология современной
психологии? а) Методы сбора информации и эмпирические методы. б) Методы сбора информации и методы обработки данных. в) Методы сбора информации, методы обработки данных и интерпретационные методы. г) Методы сбора информации, эмпирические методы, методы обработки
данных и интерпретационные методы.

10. Психика – это …
а) свойство души;
б) свойство мозга;
в) отдел мозга;
г) проявление сознания.

11. К числу основных функций психики не относится …
а) регулятивная;
б) защитная;
в) коммуникативная;
г) познавательная.

12. Предметному восприятию как этапу развития психического отражения
соответствует …
а) поведение на основе навыков;
б) предметное действие;
в) инстинктивная форма поведения;
г) интеллектуальное поведение.

13. Для осуществления интеллектуального поведения необходимо и достаточно …
а) элементарной чувствительности;
б) раздражимости;
в) предметного восприятия;
г) отражения межпредметных связей.

14. Неверно, что поведение животных …
а) инстинктивно-биологическое;
б) осуществляется в рамках наглядной ситуации;
в) предполагает возможность изготовления и хранения орудий труда;
г) выполняет функцию приспособления к окружающей среде.

15. Неверно, что деятельность человека …
а) предполагает возможность преобразования внешнего мира;
б) имеет инстинктивно-биологическую природу;
в) осуществляется на основе установления связей, причинно-следственных
отношений;
г) развивается, совершенствуется, в том числе на основе передачи и сохранения опыта через средства общения.

Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают … процессы. а) познавательные;
б) мотивационные;
в) эмоциональные;
г) волевые.

17. Психическое отражение …
а) является точной копией, «фотографией» действительности;
б) носит избирательный характер;
в) не зависит от особенностей субъекта отражения;
г) не имеет физиологической основы.

18. Согласно материалистическим представлениям, психика – это …
а) неотъемлемое свойство материи;
б) свойство мозга, форма отражения объективной реальности;
в) образ души человека;
г) свойство сознания.

19. Психическим явлением является …
а) нервный импульс;
б) возраст;
в) темперамент;
г) учащенное сердцебиение.

20. Критерием появления у живых организмов зачатков психического отражения является …
а) способность к сознательной деятельности;
б) наличие чувствительности;
в) наличие раздражимости;
г) умение проигрывать действия «в уме».

21. Биологическая форма отражения – это …
а) поведение;
б) условный рефлекс;
в) раздражимость;
г) чувствительность.

22. Способность избирательно и специфическим образом реагировать на
биологически незначимые раздражители, которые являются сигналами биологически значимых раздражителей – это …
а) сознание;
б) раздражимость;
в) отражение;
г) чувствительность.

23. Психический образ …
а) субъективен по содержанию и механизму формирования;
б) объективен по содержанию и механизму формирования;
в) объективен по содержанию и субъективен по механизму формирования;
г) субъективен по содержанию и объективен по механизму формирования.

24. Между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром … зависимость. а) отсутствует;
б) существует обратная;
в) существует прямая. г) Нет правильного ответа.

25. Инстинкты не являются …
а) внешне обусловленными;
б) наследственно закрепленными;
в) неизменными, ригидными;
г) биологически целесообразными.

26. У обезьян отсутствует …
а) психика;
б) самосознание;
в) инстинкты. г) Нет правильного ответа.

27. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все психические явления, называется …
а) волей;
б) сознанием;
в) самосознанием;
г) бессознательным.

28. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении,
как «психика» и …
а) физиологическое;
б) реальное;
в) идеальное;
г) сознательное.

29. Самосознание – это …
а) повышенное внимание к себе;
б) перевод информации из бессознательного в сознание;
в) направленность личности;
г) отношение к своим потребностям, способностям и т.п.

30. Самосознание …
а) предшествует развитию сознания;
б) является этапом в развитии сознания;
в) возникает одновременно с сознанием;
г) возникает на определенном этапе развития сознания и затем развивается с
сознанием;
д) возникает до появления сознания.
Неверно, что психическое отражение …
а) активно;
б) зеркально;
в) совершенствуется;
г) может носить опережающий характер.

32. Психика у животных …
а) отсутствует;
б) такая же, как психика человека;
в) существует только у обезьян, собак и кошек. г) Есть у всех животных, имеющих нервную систему.

33. Соотношение понятий психика и сознание выглядит следующим образом:
…
а) психика включает сознание;
б) психика и сознание тождественны;
в) психика и сознание не связаны;
г) сознание включает психику.

34. Сознание человека не обеспечивает …
а) проявление определенных отношений;
б) различение субъекта и объекта деятельности;
в) знание об окружающем мире;
г) реакции на неосознаваемые стимулы.

35. Самыми устойчивыми являются психические …
а) процессы;
б) состояния;
в) свойства;
г) образования.

36. Из всех психических явлений самыми кратковременными являются психические …
а) процессы;
б) состояния;
в) свойства;
г) образования.

37. Темперамент относится к психическим …
а) процессам;
б) состояниям;
в) свойствам;
г) образованиям.

38. Ощущение, восприятие, память, внимание, воображение – это …
а) психические состояния;
б) проявления бессознательного;
в) волевые процессы;
г) познавательные процессы.

39. Психическое отражение не обладает следующим свойством: …
а) идеальной формой;
б) субъективным содержанием;
в) процессуальным характером;
г) направленностью только в настоящее.

40. Среди понятий «активность», «деятельность», «действие», «операция»,
«труд», наиболее широким по объему является понятие …
а) активность;
б) деятельность;
в) действие;
г) операция;
д) труд.

41. Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в
котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей в результате появления у него определенных мотивов, — это …
а) активность;
б) операция;
в) деятельность;
г) навык;
д) действие.

42. Элементом структуры деятельности является …
а) активность;
б) движение, жест;
в) поведение;
г) навык;
д) действие.

43. Отражение совокупности условий осуществления действия обеспечивает
его … часть. а) ориентировочная;
б) поведенческая;
в) контрольная;
г) оценочная;
д) исполнительная.

44. Образ желаемого будущего, осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, — это …
а) потребность;
б) мотив;
в) цель;
г) задача;
д) операция. е) Нет правильного ответа.

45. Относительно законченный элемент структуры деятельности, направленный на достижение цели – это …
а) операция;
б) действие;
в) активность;
г) навык;
д) мотив.

Средства и цели, их взаимосвязь

46. Регулирование процесса выполнения деятельности осуществляют ее …
компоненты. а) моторные;
б) мнемические;
в) сенсорные;
г) перцептивные;
д) центральные (мыслительные);
е) имажитивные.

47. То, что побуждает человека к деятельности — это …
а) активность;
б) поведение;
в) цель;
г) мотив;
д) желание.

Каталог:SITE
SITE -> Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
SITE -> Пояснительная записка Настоящая программа является программой вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
SITE -> 1. Предмет философии и структура философского знани
SITE -> Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год
SITE -> Методичні рекомендації щодо загальних підходів до написання психолого-педагогічної характеристики на учня, а також
SITE -> Зміст 1 адаптація п’ятикласників
SITE -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
SITE -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
SITE -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах

Поделитесь с Вашими друзьями:

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12345678910111213141516Следующая ⇒

Содержание

1. Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

2. Классификация основных форм деятельности

3. Энергетические затраты человека при различных формах деятельности

4. Методы оценки тяжести труда

5. Показатели комфортности и деятельность человека

6. Способы повышения эффективности трудовой деятельности

7. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

8. Эргономика

9. Средства медицинской защиты. Индивидуальная аптечка

10. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой

11. Причины техногенных аварий и катастроф

12. Вредные вещества, их классификация

13. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания

14. Механические колебания

15. Акустические колебания

16. Ударная волна

17. Электромагнитные поля и их воздействие на человека

18. Воздействие инфракрасного излучения на организм человека

19. Действие ультрафиолетового излучения

20. Ионизирующие излучения и их воздействие на организм

21. Урбанизация

22. Источники загрязнения атмосферы

23. Источники загрязнения гидросферы

24. Принципы рационального природопользования

25. Охрана окружающей среды

26. Аксиома о потенциальной опасности

27. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций

28. Зоныдействия негативных факторов

29. Травмирующие и вредные факторы

30. Классификация факторов риска

31. Гигиенические нормы содержания химических веществ в атмосфере

32. Гигиенические нормы содержания химических веществ в воде

33. Гигиенические нормы содержания химических веществ в почве

34. Гигиенические нормы содержания химических веществ в продуктах питания

35. Отдаленные последствия вредных, травмирующихи поражающих факторов

36. Нормы радиационной безопасности

37. Демографическая проблема и окружающая среда

38. Защита от токсичных выбросов

39. Защита от энергетических воздействий

40. Обеспечение безопасности технических средств и технологических процессов

41. Экологические факторы технологических процессов

42. Безотходное производство

43. Экобиозащитная техника

44. Аппараты и системы очистки выбросов

45. Защитные экраны

46. Средства индивидуальной защиты на производстве

47. Вычисление вероятности чрезвычайного происшествия

48. Чрезвычайные ситуации, их виды

49. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций природного характера

50. Радиационно-опасные объекты

51. Химически опасные объекты

52.

как взаимосвязаны цель и средства деятельности

Пожаро- и взрывоопасные объекты

53. Радиационная разведка

54. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС

55. Аварийно-спасательные работы на химических объектах

56. Гражданская оборона

57. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

58. Подготовка и повышение квалификации инженерно-технических работников для соблюдения нормативных требований по безопасности труда

59. Охрана окружающей среды

60. Нормативно-техническиеи организационные основы БЖД
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает такие задачи, как идентификация негативных воздействий среды обитания; защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; создание комфортного состояния среды обитания человека.

Основным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально‑экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал.

Воздействие человека на среду согласно законам физики вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания, в связи с чем в курсе рассматриваются:

1) безопасность в бытовой среде;

2) безопасность в производственной среде;

3) безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

4) безопасность в окружающей природной среде;

5) чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда – это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков.

Производственная среда – это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность в природной среде – это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский – подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно‑эмоциональным напряжением;

2) управленческий – характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд – требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно‑эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников – это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно‑эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов – подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

 


12345678910111213141516Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1241 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Деятельность человека значение роль польза вред за

Анатолий Лень

                                   Анатолий  Лень

Деятельность человека значение роль польза вред заниматься должна приводит оценка полем необходимость положительная лучшая определить рождается вызвать результат стимул найти умственная физическая творческая интеллектуальная

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

а — начало нового ничем непримечательного афоризма
в – важное
д – банальное, для детей
з — познавательное
и – интересное
к – крылатое
л — лучшее
н – не важное
п – поучительное
с —  сложное для понимания
ю – юмор

Деятельность значение роль польза заниматься должна приводит
оценка полем необходимость положительная лучшая определить
рождается вызвать интерес результат стимул найти умственная
физическая творческая интеллектуальная

зпв Лучшая деятельность рождается на почве духовности, нравственности, человеколюбия…
лпзв Если человек не научен любви – его деятельность разрушительна.
зпв Деятельность должна вызываться в первую очередь пламенной душой, а не холодным расчетливым разумом.
п Человек должен стремится не в ту сферу деятельности, которая повышает его значимость, положение в обществе, материальное положение – а ту, в которой он принесет больше пользы.
п Деятельность не должна вынуждаться желанием заработать – она должна вызываться потребностью, интересом, патриотизмом, человеколюбием…
пв Если человек не занимается положительной деятельностью безделье и современный развлекательный бизнес подталкивают его на порочное и пагубное.
п Стремление человека к наслаждениям не должно преобладать
над стремлением к деятельности.
пв Наслаждения, не уравновешенные деятельностью – губительны.
пзв Наслаждение от деятельности – самое живучее и полезное. Его не надо уравновешивать трудом, оно человека не расслабляет, не приводит к дурным последствиям, не рождает печаль…
а Далеко не вся деятельность человека, продиктованная
современной цивилизацией, есть необходимость, а часто даже приносит вред.
а Главная оценка деятельности человека – дети.
п В измерении человеческой деятельности должны учитываться
способы ее достижения.
з Деятельность может быть лишь у человека.
з Деятельность – осознанная активность.
з Если человек что-то делает неосознанно – это нельзя назвать деятельностью.
зд Человек деятелен по натуре своей.
а Деятельность – основа жизни.
а Результатами деятельности стимулируется интерес к жизни.
п Деятельность – отвлекают человека от плохого.
п Не обеспеченный полем деятельности человек – закисает.
вд Деятельность – человека облагораживает.
п Деятельность – прямая дорога к счастью.
пзд Без деятельности жизнь – не мыслима.
з Деятельность придает жизни смысл.
зпд Деятельность – гарант благополучия.
п Деятельность без желания – пустая трата времени.
а Деятельность – плод жизни.
а Деятельность отвлекает от невзгод.
а Любая деятельность – есть самообразование.
п Без деятельности – нет личности.
п Деятельность усыпляет старые пороки и мешает подступиться новым.
пв Только деятельность – способна отвлечь человека от горя.
а Деятельность увеличивает способности.
а Деятельность делает человека опытным.
Деятельность – почва для мудрости.
Деятельность – расширяет познания.
Деятельность – существенно влияет на формирование мировоззрения.
д К деятельности приводит цель.
з Деятельность порождается желанием.
а Командой к деятельности становится необходимость.
зд Деятельность во многом зависит от способностей и возможностей человека.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

п Деятельность пасет характер.
а Впереди деятельности идет цель.
а Деятельность укрепляется интересом.
а Окрыляет деятельность – идея.
з Деятельность активизирует соперничество.
п Зависть – не лучший стимул для активизации деятельности.
а Деятельность гасит страх перед ошибкой.
а В творческой деятельности человек не повторяется.
а Деятельность – не подпускает к человеку старость.
а Интеллектуальная деятельность продолжает поддерживать жизненный смысл в ослабленной физически старости.
п Мало прока от деятельности – не приносящей удовольствие.
п У деятельного человека на все находится время – не хватает
его только у лентяев.
к Деятельность без творчества – что каша без масла.
а Враг деятельности – сексуальная озабоченность.
п Родители часто направляют детей на ту трудовую деятельность, – которую не удалось реализовать самим, не взирая на их наклонности.
а Человек не может оценить свою деятельность – он может лишь почувствовать ее важность.
п Человеку, достигшему достатка и не желающему становится богатым, неплохим вариантом является переход на деятельность менее доходную, но более нужную для общества.
п Эффект человеческой деятельности зависит от потребности в ней  обществом.
а Одинаково важны все составляющие деятельности – будь то подготовка, исполнение или оценка.
а В молодости человек больше занимается познавательной деятельностью, в зрелом возрасте – практической.
а У каждого человека своя индивидуальная деятельность.
а В деятельности человек забывается.
а Любая деятельность – единственная и неповторимая.
п Добытое без деятельности не столь ценно, радостно и хранимо.
п Деятельность – лучшее лекарство.
пвзл Человек не должен быть заложником у нелюбимой, а то и вовсе вредной для здоровья деятельности, лишь, для того чтобы прокормится – это ниже человеческого достоинства. Поднявшись духовно, умерив потребности, развив способности, расширив познания, рассчитав силы и возможности и найдя интерес – каждый способен иметь любимую деятельность.
п Любимая деятельность – приятнее отдыха.
пз Желанная деятельность венчается творчеством.
п Любимая деятельность легка, нелюбимая – трудна.
а Любимая деятельность – наслаждение.
з Люди, занимающиеся любимой деятельностью, как правило, более искренны, честны и доброжелательны.
а Любимая деятельность удлиняет жизнь вдвое.
пв Занимаясь нелюбимой деятельность, человек не живет.
а У того, кто стремится к деятельности в праздник – нет будней.
з Любовь к деятельности в первую очередь опирается на ее значимость.
пзв Любимая деятельность –  лучшее лекарство от болезней и душевных ран.
а Плоха деятельность, если он радостна лишь в завершении.
и Многие люди физической деятельности воспринимают людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью – как бездельников.
а Одни деятельность воспринимают как зарабатывание денег – другие как служение человечеству.
пд Деятельность не должна разрушать здоровье человека – а по возможности улучшать его.
а Перемены в деятельности освежают интерес к ней.
п Любую деятельность человек должен стремиться превратить в творчество.
а Результаты деятельности человека – это его лицо.
п Деятельность способна превращаться в главное жизненное наслаждение.
а Одна из наград за деятельность – удовольствие от ощущения  сделанного.
п Физическая и умственная деятельность, чередуясь – превращаются в отдых.
а Деятельность – дисциплинирует.
а Деятельность – прогоняет скуку.
а Деятельность – увеличивает значимость человека.
а Деятельность – определяет положение в обществе.
а Любимая деятельность – превращается в увлечение.
а Безделье – скуку наводит, деятельность – прогоняет.
а Хорошо, когда деятельность не имеет возрастного предела.
з Самое хорошая деятельность для человека та – которой он призван.
п Выбор деятельности в первую очередь целесообразней строить не на желаниях, а на способностях.
ю Деятельность глупца – хуже безделья.
ю Руки не должны обгонять голову.
ю Труднее всего найти деятельность по душе – бездельнику.
ю У деятельных людей друзья по работе, у лентяев – по безделью, у неудачников – по несчастью…

Более полную информацию на эту и другие 1200 тем
Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц) и черновиках для «Поводырь-2».
Книгу и черновики можно прочесть на сайте автора
http://lanik-3.narod.ru/index.html

© Copyright: Анатолий Лень, 2011
Свидетельство о публикации №211051600252

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Анатолий Лень

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Анатолий Лень

Структура деятельностичеловека состоит из трех основных элементов:

  1. Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
  2. Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
  3. Действие – то, как осуществляется деятельность.

Пример: человек собирает хворост (действие), чтобы разжечь костер (цель), потому что надо согреться и приготовить еду (мотив), так как он замерз и проголодался (еще один мотив). Как вы видите, очень часто в структуре деятельности содержится не одна цель и один мотив, а целый комплекс целей и мотивов.

Основные этапы деятельности:

  • постановка задачи (цели);
  • составление плана действий;
  • выполнение;
  • проверка результата и исправление ошибок;
  • подведение итога.

Американский психолог Абрахам Маслоу обусловил мотивацию деятельности человеческими потребностями и выделил из них пять основных видов, их, в свою очередь, он разделил на два типа:

1) первичные:

  • физиологические потребности;
  • безопасность и защищенность;

2) вторичные:

  • социальные потребности (в общении, привязанности, дружбы);
  • потребность в уважении (т.е.

    Как взаимосвязаны цель и средства деятельности

    признании личных достижений, самоутверждении, лидерстве);

  • самовыражение (творчество, стремление к совершенству).

Эта классификация много раз дополнялась различными психологами, которые добавляли новые потребности, либо разделяли существующие на подвиды. С точки зрения обществознания, я в этом смысла не вижу, так как для нас главное – разделение на первичные (материальные) и вторичные (духовные). Именно наличие вторичных потребностей отличает человека от животного, у которого деятельность продиктована. только материальными потребностями.

Дополнительные материалы по теме: Структура деятельности человека.

  

Процесс деятельности человека

Мышление, общение, предпринимательство как вид деятельности человека, структура деятельности человека
Процесс деятельности человека
  

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
  

Структура общества.

Понятие социальной структуры общества — это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них
Структура общества.
  

Социальные признаки человека.

Социальные признаки человека для обществознания – это, в первую очередь социальные признаки.
Социальные признаки человека.

    

Добавить комментарий