Как подразделяются внебюджетные фонды по целевому назначению

2.6.2. Виды внебюджетных фондов по целевому назначению

  Внебюджетные фонды — особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.
  Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.п., а в итоге все их объединяют одним понятием — специальные.
  Специальные внебюджетные фонды нашли значительное распространение в финансовой системе промышленно-развитых стран. Понятие «специальных фондов» включает в себя совокупность помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и счетов, а также присоединенных бюджетов. Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико. Специальные фонды в ряде стран сопоставимы по своему объёму с объемом государственного бюджета.
  Специальные фонды в зависимости от правового статуса подразделяются на государственные и местные. По направлениям использования специальные фонды подразделяются на следующие группы:
  • социальные фонды;
  • экономические фонды;
  • научно-исследовательские фонды;
  • кредитные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военно-политические фонды;
  • межгосударственные фонды.
  Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных видов внебюджетных фондов.
  1) Социальные фонды — это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения.
  Существует три основных источника образования социальных фондов: страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц; страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями; субсидии государства.
  2) Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.
  3) Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.
  4) Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны.

Внебюджетные фонды

Социально-экономическая сущность и классификация внебюджетных фондов

С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственные федеральные внебюджетные фонды имеют социальную, экономическую, благотворительную направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей.

Основное их назначение — обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков.

Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

Как правовая категория внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

  • социальная защита населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • социальная ориентация безработного населения;
  • оказание социальных услуг населению.

В основу классификации внебюджетных фондов, действующих в настоящее время в России, могут быть положены самые различные критерии и их сочетание:

  • по принадлежности: государственные, негосударственные, частные;
  • по территориальному принципу: федеральные, региональные, межрегиональные, местные;
  • по отраслевому принципу: отраслевые, межотраслевые;
  • по признаку места в финансовой системе: бюджетные, внебюджетные;
  • по конкретному назначению: под целевую программу (экологические, дорожные), для конкретной категории граждан (помощь малоимущим гражданам, инвалидам, спортсменам).

С точки зрения финансовых отношений основным критерием выступает деление на бюджетные и внебюджетные фонды, которые, в свою очередь, подразделяются на социальные и экономические.

К социальным фондам относят государственные социально-страховые фонды — Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), негосударственные пенсионные, благотворительные, социальные инвестиционные и другие фонды.

К экономическим фондам принадлежат отраслевые, межотраслевые, специальные; фонды поддержки предпринимательства и развития конкуренции, фонды поддержки науки, а также инвестиционные (паевые, акционерные и другие). Кроме того, существуют фонды федерального уровня (Пенсионный фонд России), региональные (внебюджетные фонды субъектов РФ) и местные (органов местного самоуправления).

Внебюджетные фонды довольно многообразны. Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
  • целевые федеральные бюджетные фонды;
  • Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд воспроизводства минеральносырьевой базы;
  • Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.

Каждый из внебюджетных фондов имеет свои особенности.

Внебюджетные фонды: понятие, причины существования, классификация, внебюджетные средства

Однако всем этим фондам присущи следующие общие черты:

  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственные социальные внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
  • для всех фондов характерен единый механизм их формирования, который предусматривает получение доходов от относительно надежной облагаемой базы — фонда оплаты труда;
  • отчисления осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их;
  • все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные суммы страховых взносов являются возвратными.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней.

Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

К социальным страховым рискам относятся:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеря кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам).

Анализ внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них.

Задача анализа внебюджетных фондов — определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Основными показателями различных бюджетных фондов являются:

  • общий объем доходов, в том числе по источникам;
  • прочие доходы;
  • общий объем расходов, в том числе по направлениям;
  • прочие расходы;
  • остаток средств на начало периода;
  • остаток средств на конец периода.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: единый социальный налог; дотации и другие средства федерального бюджета и бюджетов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Это значит, что правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ.

Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта федерации).

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами.

Современная пенсионная система основывалась на следующих страховых идеях:

  • каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;
  • все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не могут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;
  • реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;
  • средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели.

Как и любой другой денежный фонд, пенсионный фонд выполняет аккумулирующую, распределительную и контрольную функции – это:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;
  • капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением фонда;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами.

Доходы бюджета Пенсионного фонда:

  • страховые взносы (единый социальный налог);
  • средства федерального бюджета;
  • суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Расходы бюджета Пенсионного фонда:

  • выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
  • доставка пенсий;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;
  • выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств Федерального бюджета);
  • выплата пенсий по государственному социальному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) — за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
  • дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Изменение средств пенсионного фонда можно представить в виде баланса

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС , (5)
где ДСк — остаток денежных средств на конец года; ДСн — остаток денежных средств на начало периода; ПДС — сумма поступивших денежных средств в течение года; ИДС — сумма израсходованных денежных средств в течение года.

Основой формирования Пенсионного фонда является единый социальный налог. Единый социальный налог в части, поступающей в Пенсионный фонд, делится на две части:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет Пенсионного фонда.

Средства, поступающие в федеральный бюджет, предназначены для выплаты базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения.

Средства, поступающие в пенсионный фонд, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Если образуется профицит бюджета пенсионного фонда, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Контроль за использованием средств бюджета пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, предназначенный для выплаты пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся и распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.

В соответствии с Положением о фонде социального страхования основными его задачами являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости фонда, в том числе создание резерва;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в две группы:

  • I группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период — на цели санитарно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей, а также санитарно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей;
  • II группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Основными источниками средств фонда являются:

  • единый социальный налог;
  • страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • средства федерального бюджета;
  • остаток средств на начало конкретного финансового года;
  • прочие поступления.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
  • финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • организация и ведение единой информационной системы социального страхования;
  • возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оздоровление граждан;
  • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
  • оздоровление детей;
  • расходы на содержание самих учреждений фонда;
  • остаток средств на конец конкретного финансового года;
  • капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда;

Схематично процесс формирования и использовании средств фонда можно представить следующим образом (рис.

9.1)

Размер страховых взносов предприятий и организаций в фонд социального страхования исчисляется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих.

Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав работников.

Специальные тарифы устанавливаются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, а также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования функционирует в соответствии с Законом РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Система медицинского страхования ОМС основана на стабильном источнике финансирования здравоохранения посредством целевого взноса. В этой системе оплата медицинской помощи должна осуществляться в зависимости от объема и качества проделанной работы с одновременным контролем за целевым использованием средств.

В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах:

  • обязательном (ОМС);
  • добровольном (ДМС).

ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

Участниками медицинского страхования выступают:

  • застрахованные — все граждане РФ как потребители медицинских услуг;
  • страхователи — юридические и физические лица: для работающих — предприятия, учреждения, организации, для неработающих — органы исполнительной власти;
  • страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;
  • медицинское учреждение, лечит застрахованное лицо и получает денежные средства из фонда медицинского страхования;
  • федеральный и территориальный фонды ОМС.

Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС.

Федеральный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС;
  • проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС;
  • организует разработки нормативно-методических документов;
  • вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на ОМС;
  • осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС;
  • участвует в создании территориальных фондов ОМС;
  • осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы ОМС;
  • аккумулирует финансовые средства ФФОМС.

Территориальные фонды ОМС:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС;
  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.

Доходы фонда формируются за счет следующих источников:

  • единый социальный налог;
  • возврат ранее размещенных временно свободных денежных средств и доходы от их использования;
  • остаток средств на начало конкретного финансового года;
  • иные источники.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

  • финансирование целевых программ по здравоохранению;
  • создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);
  • международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • финансирование научных исследований в области медицины;
  • выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;
  • оплата медикаментов;
  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах.

Важнейшим результатом развития системы ОМС явилось создание Программы государственных гарантий. Программа государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи является удобным инструментом управления системой здравоохранения.

Государственные внебюджетные фонды в РФ

 

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Фонд обязательного медицинского страхования;

• Российский фонд технологического развития;

• Фонд инвестирования жилищного строительства.

Первые три фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся: • их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете;

• независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.

Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством.

Рассмотрим социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца С 1 января 2002 года пенсионные отношения в РФ регулируются Федеральным законом «О государственном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.). В задачи фонда входят:

— обеспечение сбора страховых взносов;

— необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

— организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации;

— проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов;

— международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:

1) страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан;

3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий;

4) средства, взыскиваемые в результате предъявлении регрессивных требований;

5) добровольные взносы;

6) доходы от капитализации средств фонда;

7) прочие поступления.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим;

выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются:

• создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

• обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсий при ее назначении;

• развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования РФ.

Социальное страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.). материальную основу социального страхования составляет Фонд социального страхования.

Фонд социального страхования РФ в настоящее время действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Внебюджетные фонды, их сущность и назначение. Классификация внебюджетных фондов

№ 101.

Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд государственного социального страхования РФ – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средствпредприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования Фонда являются:

• взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;

• средства государственного бюджета (в форме дотаций);

• частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

• прочие поступления.

• Средства Фонда направляются на следующие цели:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет, на погребение;

• санаторно-культурное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

• проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 г.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

• обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

• финансирования целевых программ.

• Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

• Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуется за счет:

• части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;

• страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

• иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

Рассмотрим экономические внебюджетные фонды:

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. Российский фонд технологического развития образует Министерство науки и технической политики РФ; внебюджетные фонды НИОКР министерств, ведомств, объединений создаются указанными субъектами по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Эти внебюджетные фонды не наделены правами юридических лиц и действуют от имени субъектов, их образовавших. Источниками их образования являются отчисления предприятий всех форм собственности в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).

Основными направлениями расходования фондов являются:

• финансирование НИОКР по созданию наукоемкой продукции, сырья, материалов;

• финансирование разработок новых и совершенствованию технологий;

• финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции;

• финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.

Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления, порядок их создания и функционирования утвержден Правительством РФ.

Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц; целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня; а также доходы от операций с ценными бумагами. Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.

 

Предыдущая40414243444546474849505152535455Следующая


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 566;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

2 Виды внебюджетных фондов по целевому назначению

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Согласно ст. 143 Бюджетного кодекса РФгосударственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных правграждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетного кодекса РФ.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса РФ):

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Фонд социального страхования РФ;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  4. Государственный фонд занятости населения РФ.

    Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующим федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 Бюджетного кодекса РФ). Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Ообранию в форме проекта федерального закона. В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.


5. Как подразделяются внебюджетные фонды по целевому назначению?

Внебюджетными называются такие фонды, как ПФР, ФСС и ФОМС. Для ИП регистрация в ПРФ – обязательный шаг. ФСС — Фонда Социального Страхования, ПФР – аббревиатура Пенсионного Фонда России, ФОМС — Фонда Обязательного Медицинского Страхования. Когда регистрация ИП осуществляется по принципу «одного окна», то итоговые свидетельства о получении регистрации в ПФР и ФОМС уже должны быть в наличии. Если регистрация в ФОМС не пройдена — координаты нужного отдела в Москве можно узнать в нашей компании.

Также такие данные дают в главном отделении, по телефонному звонку.

Также уведомление о присвоении кодов выдают в Росстате. Сначала там нужно зарегистрироваться. Нужно уточнить, что во многих банках требуют именно такой документ, если поставлена задача открыть расчетный счет.

Регистрация в ПФР проводится при обращении Управление ПФР района по прописке. Она обязательна для всех. Если штата сотрудников нет – нужно зарегистрироваться только предпринимателю. Ему нужно будет платить только за себя. Если же есть работники – придется платить и за них. Имеются в виду тарифы социального и пенсионного страхования. Они возлагаются на работодателя, и он обязан реализовывать их в законном порядке.

Как долго регистрируется ИП

При регистрации только владельца нужно сдать ряд документов:

  • Копию свидетельства о гос. регистрации заявителя в качестве ИП.
  • Копию ИНН.
  • Копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
  • Копию паспорта.

Обычно оформлению ИП срок регистрации требуется небольшой. Теперь они редко сопровождаются длинными очередями. Она завершается по выдаче соответствующего уведомления.

После регистрации можно потребовать заполнение и распечатку квитанции на оплату взносов. Их оплачивают в любом порядке – и за год, и каждый месяц. Если не позаботиться об этом заранее, их придется заполнять самостоятельно. Впрочем, этого не случится, если заказать услугу по оформлению ИП.

Как мы видим, вся процедура законна. В итоге, предприниматель не только расширяет свои возможности в настоящем, но и – копит свою пенсию в будущем. Пенсионные накопления идут по определенной формуле. Регистрация ИП самостоятельно проводится по определенным шагам. У нас можно взять консультацию по любому из ее этапов. Мы осуществляем полный спектр бухгалтерских и юридических услуг в актуальной сфере. Мы знаем о своей деятельности все, чтобы проводить ее профессионально и в кратчайшие сроки.

Виды внебюджетных фондов по целевому назначению

.

Добавить комментарий