Классификация государственных займов

Классификация государственных займов

Государственные займы классифицируются:

1. По месту размещения:

— внутренние займы – обязательства государства перед резидентами;

— внешние – обязательства государства перед нерезидентами.

2. По способу размещения:

— рыночные – займы, оформленные в виде ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения;

— нерыночные – займы, не имеющие вторичного рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.

3. По сроку заимствования:

— краткосрочные (со сроком обращения до 1 года);

— долгосрочные (свыше 1 года).

4. По способу обеспечения возвратности:

— залоговые – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;

— беззалоговые займы – не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

5. По уровню эмитента:

— республиканские;

— местные.

6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:

— процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала.

— дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, нам который средства были предоставлены заемщику.

— выигрышные займы – доход осуществляется на основе тиражей выигрыша. Не предоставляют гарантированного дохода.

— индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

20.3. Государственные ценные бумаги: виды и порядок размещения

В Республике Беларусь эмитируются следующие виды государственных ценных бумаг:

Ø государственные облигации, номинированные в иностранной валюте;

Ø государственные облигации, номинированные в национальной валюте;

Ø облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь;

Ø облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.

Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица — резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не обращаются на вторичном рынке. Выпускаются в виде записей на счетах. Размещение облигаций осуществляется путем их продажи юридическим лицам на договорной основе. Каждый выпуск данных облигаций оформляется решением Министерства финансов, в котором указывается номер выпуска, номинальная стоимость, валюта номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия. Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в иностранной валюте, в которой выражен номинал облигации.

Министерство финансов имеет право:

— досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска или его части;

— обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков.

Государственные облигации, номинированные в национальной валюте.

Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует:

— государственные краткосрочные облигации (ГКО), со сроком обращения до одного года;

— государственные долгосрочные облигации (ГДО), со сроком обращения один год и более).

Облигации выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) и являются именными ценными бумагами. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. ГКО и ГДО могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

Министерство финансов имеет право произвести досрочное погашение всего объема выпуска облигаций или его части, а также обмен облигаций одного выпуска на облигации другого выпуска по согласованию с владельцем.

Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь и облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь являются государственными ценными бумагами для физических лиц.

Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь. Информация об условиях выпуска облигаций и перечень банков, через которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”. Предъявителям облигаций предоставляется право на получение в банках — агентах номинальной стоимости облигаций и процентного дохода по ним в соответствии с условиями выпуска в течение шести месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости .

Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.

В настоящее время осуществлено девять выпусков данных облигаций на общую сумму 6 миллионов долларов США. Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости облигации. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость облигации выплачивается при ее погашении. Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей не менее двух раз в течение срока обращения облигаций. Вся информация по проведенным тиражам выигрышей публикуется в газете «Рэспублiка».

Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены в банки — агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение шести месяцев со дня наступления даты погашения облигаций. После погашения владельцу выдается верхняя часть облигации, отрезанная по линии верхнего края слова «ОБЛИГАЦИЯ». Корешок облигации необходимо сохранить, так как по окончании займа среди владельцев всех реализованных облигаций будет проведен розыгрыш двух квартир в областных центрах Республики Беларусь.

20.4. Государственный долг: содержание, виды, методы управления

В процессе государственного заимствования возникает государственный долг. Государственный долг выражает отношения между государством, выступающим в качестве заемщика, и физическими юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, как в виде привлеченных в качестве займа и кредита, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.

Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь

Государственный долг подразделяется на:

— внутренний (кредиторы – резиденты);

— внешний (кредиторы – нерезиденты).

Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний государственный долг – внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени

Валовой внешний долг включает в себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.

Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга

Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга

Источники погашения государственного долга:

— доходы бюджета;

— золотовалютные резервы страны;

— денежные средства, полученные от продажи государственной собственности;

— новые заимствования.

Управление государственным долгом в широком смысле включает:

— формирование политики в отношении государственного долга;

— определение основных показателей и предельных значений долга;

— выделение приоритетных направлений использования.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг; регулирование состава и структуры совокупного государственного долга (debt management).

Министерство финансов Беларуси контролирует государственный долг, внешние займы банков — Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси, как элемент макроэкономической стабильности, отслеживает и контролирует Министерство экономики. Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации при непосредственном участии Минфина и Национального банка.

Методы управления государственным долгом.

— Рефинансирование – процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых.

— Реструктуризация – означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество (пролонгация сроков выплаты, отсрочка процентов и т.д.)

— Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга (обмен долга на собственность или на ценные бумаги государства должника)

— Консолидация как разновидность реструктуризации долга. Предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.

— Замещение внешних заимствований внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и стоимость обслуживания долга. Внутренним долгом легче управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в настоящее время дешевле

— Аннулирование (дефолт) означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Объявляется в случае банкротства государства либо прихода к власти новых политических сил.

В настоящее время применяются нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга:

— использование СВОП операций;

— долг в обмен на интеллектуальную собственность;

— зачет взаимных долговых требований и обязательств;

— использование государственных внешних финансовых активов;

— уступка прав требования — вторая по масштабам и первая по бюджетной эффективности нестандартная схема урегулирования долга. При применении данной схемы впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные;

— досрочное погашение с дисконтом;

— схема «долг в обмен на инвестиции»;

— схема «долг в обмен на экологические проекты».

Основные параметры государственного долга,
предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий определяются Законом о республиканском бюджете на очередной год. Так, в соответствии со статьей 13 на 2012 год утверждены:

— лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. руб.;

— лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. руб.;

— лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США;

— лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США;

Показатели, характеризующие внешний государственный долг страны:

— общая сумма внешнего долга;

— динамика внешнего долга;

— величина внешнего долга на душу населения;

— отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (при рекомендуемом Всемирным банком критическом уровне 50 %). Это — наиболее всеобъемлющий показатель, определяющий возможность обслуживания внешнего долга;

— отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (при критическом уровне 250 %);

— расходы по обслуживанию внешнего долга;

— отношение внешнего долга и официальных международных резервов.

Контрольные вопросы к теме №20

1. Перечислите основные признаки государственных кредитных отношений.

2. Дайте краткую характеристику основных форм государственного кредита.

3. Определите понятия «бюджетный заем» и «бюджетный кредит».

4. Какие функции выполняет государственный кредит?

5. Как классифицируются государственные займы по форме выплаты дохода?

6. Какие виды государственных ценных бумаг эмитируются в Республике Беларусь?

7. Перечислите государственные ценные бумаги для физических лиц.

8. Дайте определение валового внешнего долга.

9. За счет каких источников происходит погашение государственного долга?

10. Укажите основные методы управления государственным долгом.

11. Перечислите показатели, характеризующие внешний государственный долг страны.

 

Предыдущая70717273747576777879808182838485Следующая


Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 713;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Государственных займов. Виды государственных займов

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 34Следующая ⇒

 

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распространены облига­ции внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обяза­тельство государства и дающие право ее владельцу по истечении определен­ного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федераль­ные законы: «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и «Об особеннос­тях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. *

* Российская газета. 1996. 25 апреля; Российская газета. 1998. 6 августа.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с Поста­новлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. * первоначально на 3, затем на 6 и 12 месяцев выпускались Государственные краткосрочные беску­понные облигации (ГКО).

 
 

* САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 567.

 

Сроком до 1 года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.

По субъекту эмиссии займы подразделяются на выпускаемые Правитель­ством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и ор­ганами местного самоуправления.

В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг различают госу­дарственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешен­ные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем обли­гациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы бес­проигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период разви­тия государственного кредита вплоть до 50-х годов, в настоящее время приме­няется только добровольный принцип размещения государственных и муни­ципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Обли­гационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государст­венных займов возложена на Министерство финансов РФ.

Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Цен­тральный банк РФ производит первичную реализацию государственных цен­ных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом происходит ста­новление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

К безоблигационным займам относятся помимо государственных кратко­срочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигации федерального займас переменным купоном (ОФЗ). Первоначально ОФЗ выпускались на один год, по­зднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они содержали два или четыре купона. ОФЗ являются купонными среднесрочными государст­венными бумагами. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах «Депо».

Для активизации привлечения средств населения в соответствии с Поста­новлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ» началось размещение облигаций. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее — на два. Они являются ценными бумагами на предъявите­ля и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.

Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутрен­нем рынке к 1998 году привело к росту расходов на обслуживание государствен­ного внутреннего долга, увеличению нестабильности рынка государственных ценных бумаг. Сложность ситуации усугублялась тем, .что на фондовом рынке значительно преобладали государственные краткосрочные ценные бумаги, а также высокая доля иностранных инвесторов. Экономический кризис 1997 го­да привел к резкому ухудшению положения на рынке ГКО-ОФЗ. В июле 1998 года было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их вла­дельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком действия 7 и 20 лет. В августе 1998 го­да Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательст­вам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден По­рядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным дохо­дом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. «О но­вации по государственным ценным бумагам» определены условия осуществле­ния новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и вы­пущенным в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других госу­дарственных ценных бумаг.

В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов го­сударственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. *был выпущен Государственный внутренний заем РФ 1991 года сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тысяч рублей. Облигации раз­мещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в террито­риальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимо­сти облигации — выплачивается только в безналичном порядке.

* ВВС РФ. 1991. № 42. Ст. 1344.

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г.

был выпущен государственный заем в виде государственных бескупонных облигаций номинальной стоимостью в 1 млн рублей. Размещается он только среди юридических лиц сроком на три месяца. Доход определяется как разница в цене покупки и погашения. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимос­ти государственных бескупонных облигаций на момент погашения.

Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно Постановлению Правительства РФ Российским выигрышным займом 1992 года и все облигации Государствен­ного займа 1982 года подлежали обмену на облигации Российского займа 1992 года по номиналу. Владельцам облигаций 1982 года было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации Российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачис­лялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).

В целях урегулирования внутреннего валютного долга и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» был вы­пущен внутренний государственный валютный облигационный заем путем вы­пуска облигаций на общую сумму 7 885 000 000 долл. США. Облигации выпуще­ны номиналом в 1 тысячу, 10 тысяч и 100 тысяч долл. США на предъявителя, доход установлен в размере 3% годовых. Держателями облигаций являются юри­дические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов выда­ются облигации займов, которые погашаются в течение 15 лет до 2008 года.

К государственным займам относятся и казначейские обязательства (КО), которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяю­щих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими цен­ными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпуска­ются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процент­ная и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Каждый выпуск КО обслуживается в одном банке-депозитарии, в котором открыт счет «Депо» всем владельцам КО данного выпуска. Открытие счетов «Депо» и депозитарного обслуживания, а также разъяснения по порядку рас­четов казначейскими обязательствами производятся банками для владельцев бесплатно. Оплату банкам-агентам за депозитарные и платежные услуги про­изводит Министерство финансов.

КО используется как форма расчетов по текущей задолженности феде­рального бюджета перед основными отраслями и предприятиями. Предпри­ятия, которые получили КО как первичные держатели, могут рассчитывать­ся со своими кредиторами по тем отраслям народного хозяйства, которые обозначены в договорах с банками-депозитариями.

Можно осуществлять также погашение кредиторской задолженности пу­тем перевода КО на счет кредитора.

По КО предоставляются налоговые освобождения на все виды налогов при уплате их в федеральный бюджет. При этом погашение КО налоговым осво­бождением может быть осуществлено обязательством с любым сроком погаше­ния.

4. Государственные займы: их классификация

Налоговые освобождения выдаются Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии КО, и регулярно участники рынка информируются о количестве налоговых освобождений, находящихся в обра­щении.

На вторичном рынке после ряда депозитарных операций КО могут высту­пать предметом купли-продажи, использоваться как средство залога с регис­трацией факта залога в банке-депозитарии, обмениваться на налоговые осво­бождения и как безусловные обязательства государства могут вноситься в уставный капитал в качестве вклада участника. Государство выступает гаран­том того, что выпуски КО будут погашаться в установленном порядке и в указанные сроки. В свою очередь, эмитент в любой момент вправе потребо­вать от депозитария полной информации о владельцах счетов «Депо»..

Министерство финансов осуществляет погашение КО путем перевода на счета последних держателей КО суммы задолженности по номинальной цене с добавлением процентов, оговоренных при выпуске КО.

При погашении КО денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия Главным управлением Федераль­ного казначейства или платежным агентом.

Полученные таким образом доходы не облагаются налогом на прибыль, к ним относятся: доходы от депозитарных услуг по продаже первым владель­цам КО и доходы по операциям, связанным с выполнением функций платеж­ного агента; сумма разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, включая доходы, полученные на вторичном рынке.

Доходы банка-депозитария от операций (ведение счета «Депо», погаше­ние), связанных с казначейскими обязательствами, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Однако, если под гарантию КО выпускаются банков­ские или другие ценные бумаги, то доходы по ним подлежат налогообложению в общем порядке.

Помимо названного существуют государственные краткосрочные обяза­тельства, оформляемые путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они по номинальной стоимости. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) разрешено продавать и раньше указанного срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Законодательством предусмотрено использование ГКО в качестве залога при кредитовании.

В 1993 г. были выпущены золотые сертификаты в качестве долговых обяза­тельств, гарантированных Правительством Российской Федерации. В соответ­ствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года, утвержден­ными Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 года, золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Минис­терством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателей сертификатов представляет разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физиче­ские лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертифика­тов банки должны получить специальную лицензию Центрального банка Рос­сии. Срок действия сертификата — один год.

Для покрытия бюджетных расходов были также выпущены казначейские векселя, краткосрочные обязательства государства, сроком на 3, б и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются они в основном среди кредитных организации по цене ниже номинальной со скидкой, а выкупаются по полной нарицательной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой по­гашения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является покрытие бюд­жетного дефицита. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правитель­ством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти. Боль­шую часть внешнего долга России составляют кредиты Парижского, Лондон­ского и Токийского клубов кредиторов.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнею долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие заме­щение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком На особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика об­мена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в цен­тральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой для финансирования инвестиций в стране-должнике*.

 
 

*Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозинои. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1999. С. 204.

 

В 1996 г. Россия вышла на мировой кредитный рынок со своими ценны­ми бумагами. Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 г.» от 4 ноября 1996 г. Мини­стерство финансов РФ от имени РФ осуществило выпуск внешнего облига­ционного займа в ноябре-декабре 1996 г.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Читайте также:

  1. I. Виды информационного обеспечения.
  2. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  3. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  5. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  6. Административные запреты и ограничения в структуре правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации: понятие и содержательная характеристика.
  7. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  8. Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
  9. АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ, БОРЬБА И ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА
  10. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
  11. Антропогенное воздействие. Загрязнение и его виды
  12. Аритмии. Виды аритмий. Основные симптомы аритмий.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Реклама

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных — в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные.

Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов — центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала.

К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации — наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы — основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём — в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие — немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 — «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году.

Классификация государственных займов

Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре — ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы — 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов — всего 12% (в 1926 — более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше — с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО — ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Б. А. Хейфец.

 

2. Классификация государственных займов

.

Выделяют различныеклассификации и виды государственных займов:

• по способу размещения;

• по срокам погашения;

• по видам доходности;

• по месту размещения;

• по эмитентам;

• по обращению на фондовом рынке;

• по методу определения обеспеченности имуществом.

По способу размещениягосударственные займы можно подразделить на группы:

— свободного обращения;

— размещаемые по подписке;

— принудительные.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при участии банков и небанковских финансовых структур.

Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, размещаются, как правило, через банки, а для мобилизации сбережений населения — непосредственно через систему сберегательных касс банков.

Основными подписчиками по государственным займам являются правительственные учреждения, специальные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и другие структуры.

По срокам погашениягосударственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные займы — не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение.

Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном».

По видам доходностигосударственные займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

При приобретении процентных государственных займов займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по ставке, утвержденной Правительством РФ. При приобретении выигрышных государственных займов займодержателям выплачивается доход при выходе облигаций в тираж погашения или в процессе выигрышей.

По месту размещениягосударственных займов их подразделяют на внутренние и внешние, которые реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны- кредитора, государства-заемщика и третьей стороны. Облигации внутренних займов покупаются не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

По элементам или уровнямгосударственные займы подразделяются на займы, размещаемые федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

По обращению на рынкегосударственные займы подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные и беззакладные облигации. Закладные облигации обеспечиваются залогом, конкретным имуществом, а беззакладные облигации, хотя ничем и не обеспечены, обеспечением для них служит все имущество государства или территориального образования.

По методу определения доходагосударственные займы подразделяют на долговременные обязательства с твердым или плавающим доходом. Фиксированная ставка по ценным бумагам является иногда причиной роста расходов государства на выплату процентов, поэтому государство зачастую использует на практике плавающую ставку процента от займа к займу.

По способу погашениягосударственные займы подразделяют на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Государственные займы, их классификация

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

1. Посубъектамзаемных отношений •— займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2.

Поместу размещения— внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке рыночные и нерыночные:

• рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они широко используются при финансировании бюджетного дефицита;

• нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Например, ими могут выступать коммерческие банки, крупные страховые компании.

4. Посрокам привлечения средств:

• краткосрочные (до I года) (векселя);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет) (облигации);

• долгосрочные (более 5 лет, но не более 30).

5. Пообеспеченности долговых обязательств:

• закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

• беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6. Похарактеру выплачиваемого доходадолговые обязательства делятся на:

• выигрышные облигации;

• процентные;

• с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Основным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Облигации получили название облигаций с нулевым купоном — весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают:

• с твердым доходом;

• с плавающим доходом.

В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства:

• с правом досрочного погашения;

• без права досрочного погашения.

9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

а) погашение единовременным платежом;

б) частями, в том числе:

• равными долями;

• возрастающими долями;

• снижающимися долями.

Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:

• наличие временно свободных денежных средств;

• спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;

• объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах.

Займы призваны решать следующие задачи:

1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.

2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.

3. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

• бюджетные учреждения;

• государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредитэто форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда— это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года.

Другим способом привлечения временно свободных денежных средств выступает эмиссия государственных ценных бумаг. Основные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних 70 лет, — облигации. Облигация — это ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем.

В зависимости от эмитента различают следующие виды облигаций:

1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п.

объектов муниципальной собственности.

2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.

3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.

4. Купонономинальные долговые обязательства российского государства — предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя в приобретении части из них может участвовать и население.

5. Казначейские обязательства — это ценные бумаги, целью которых являлось секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Предыдущая38394041424344454647484950515253Следующая


Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 655;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий