Коллизии в праве

Коллизии в праве и способы их разрешения. Коллизионные нормы

Коллизии в праве – противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. В большинстве случаев они являются негативным явлением и требуют искоренения. Исключения составляют объективно неизбежные коллизии в международном частном праве.

Способы разрешения или устранения коллизий:

  1. правотворчество

(отменяются устаревшие, неконституционные и незаконные акты, производится систематизация законодательства, в сфере международного частного права возможна международная унификация частного права);

  • толкование закона (в особенности судебное толкование, как по конкретным делам, так и нормативное, как КС РФ, так и арбитражных судов и судов общей юрисдикции);
  • применение коллизионных норм.

    Коллизионная норма отсылает к тому или иному нормативно-правовому акту, а в международном частном праве – к праву того или иного государства. Такие нормы могут быть закреплены в Конституции (например указы Президента не должны противоречить ФЗ). Коллизионные нормы международного частного права закреплены в части третьей ГК Существуют коллизионные нормы, которые нигде не закреплены (например, при противоречии старого и нового закона применяется более новый закон). Это правило вытекает из общих принципов права, в частности из того, что законодатель вправе изменить ранее изданный им закон.

    В российском праве применяются следующие коллизионные нормы:

    1. в случае противоречия любого нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней;
    2. в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции) международному договору применяются правила международного договора;
    3. дальнейшая иерархия актов по их юридической силе на федеральном уровне следующая: ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств;
    4. юридическая сила актов субъектов РФ зависит от предметов ведения. Если акт принят по предметам исключительного ведения РФ, он не действует вообще. Если он принят по предметам совместного ведения, он действует, если не противоречит федеральным актам. Если он принят по предметам ведения субъекта РФ, преимущество имеет акт субъекта РФ (в Конституции они не перечислены, сюда относятся все вопросы, которые не отнесены к ведению РФ и к совместному ведению);
    5. юридическая сила актов местного самоуправления также определяется в зависимости от предметов ведения;
    6. при противоречии общего и специального акта, принятых одним органом, применяется специальный акт;
    7. коллизии в международном частном праве разрешаются в соответствии с частью третьей ГК.

    Общий принцип – диспозитивность: стороны в правоотношении с иностранным элементом вправе сами свободно избрать любое право если они этого не сделали, то право договора определяет закон, наиболее тесным образом связанный с правоотношением (в большинстве случаев это закон продавца). Есть и императивные нормы.


  • КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ

    противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу К.з.

    разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же нормотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Такое расхождение возможно в силу того, что принятие нового акта не всегда сопровождается одновременной отменой устаревших актов по тому же вопросу При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному, если он не отменен изданным позднее общим актом. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом. В федеративных государствах при коллизии федеральных и региональных актов обычно применяется принцип федерального приоритета. В РФ К.з. разрешается на основе федерального коллизионного права.

    Оцените определение:

    Источник: Экономика и право: словарь-справочник

    КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНОВ

    лат. collisio — столкновение) — расхождение двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. К.з. связана в первую очередь с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при введении новых нормативных актов.

    Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Закон имеет преимущество перед постановлением. При расхождении конституционного и обыкновенного законов приоритет принадлежит конституционному. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

    Столкновение старого и нового закона возможно и тогда, когда применяется обратная сила закона. При расхождении между общим и специальным актом одной и той же юридической силы преимущество отдается последнему, если он не отменен изданным позднее общим актом. Когда в пределах какого-то общего правила установлено особое регулирование для специального круга отношений, входящих в сферу действия общего правила (например. в рамках общего порядка купли-продажи определены особые правила купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел. Если исключение из общего правила устанавливается в акте нижестоящей юридической силы, то должна действовать общая норма (см. Юридическая сила закона). Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными правотворческими органами, то применяется та, которая принята вышестоящим органом.

    Коллизии в праве

    Конституция РФ устанавливает, что Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4). В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ. Правило приоритета акта вышестоящей юридической силы устанавливается также в ряде иных законодательных актов. Так. ГК РФ определяет, что в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства ГК или иному закону применяется ГК или соответствующий закон (ч. 5 ст.3 ГК РФ).

    Возможны также коллизии между нормами международного и внутригосударственного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. К.з. возможна также между правовыми актами разных государств. В частности, она возникает применительно к иностранцам, чье правовое положение может определяться как законами страны, гражданами которой они являются, так и законами места их пребывания. Возникает К.з. также, если гражданин определенного государства совершает правонарушение на территории другого.

    К.з. разных государств разрешается на основе коллизионных норм, определяющих, законы какого государства должны быть применены в случае конкуренции двух или нескольких норм, действующих в разных государствах. Имеется несколько принципов разрешения К.з. Применяются законы того государства, гражданином которого является участник правоотношения либо где он постоянно проживает: местонахождения вещи: места совершения сделки, заключения брака, совершения правонарушения и т.д. В области гражданского права обычно действует правило, в соответствии с которым права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат ответственности по УК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

    Коллизионные нормы известны как международному, так и внутригосударственному праву, в первую очередь в тех государствах, в которых установлено федеративное государственное устройство и где возможны коллизии между нормами, принятыми в разных субъектах федерации. Подпунктом «п» ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ отнесено федеральное коллизионное право.

    Оцените определение:

    Источник: Энциклопедия юриста

    Исторически правовая коллизия в области налогообложения восходит истоками к Древнему Египту, где в гробницах фараонов можно было найти статуэтки писцов-налоговиков, которые по приданию должны были на том свете помогать наполнению казны правителя налогами. Коллизии можно найти и в фактах собираемости налогов. Так, в Древнем Риме была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км не для улучшения перевозок, торговли, повышения товарооборота, а преимущественно для улучшения собираемости налогов на большой территории Римской империи. И таких примеров можно найти бесконечно много в истории. Но и в современной России вопрос коллизий в сфере налогообложения не менее актуален. Попробуем классифицировать возникающие коллизии.

    Коллизии в рекомендациях для налогоплательщиков

    Применительно к налоговому праву в Российской Федерации необходимо обратить внимание на рассогласованность не только самих правовых норм, но и рекомендательных норм, таких как письма Минфина России и ФНС России. В разные годы по одному и тому же вопросу ведомства высказывались различным образом, что делает непонятной и непрозрачной правовую норму, не позволяет налогоплательщику следовать данной правовой норме как букве закона.
    Приведем простой пример. В Письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793 разъясняется, что остаточная стоимость не полностью самортизированного ликвидируемого основного средства учитывается в составе внереализационных расходов согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.
    Но есть и другая точка зрения — Письмо УФНС России по г. Москве от 07.04.2009 N 16-15/033038, в котором разъясняется, что ликвидация объектов основных средств предполагает демонтаж и разборку оборудования (разборку или снос здания, сооружения), утилизацию или реализацию полученных при демонтаже и разборке материалов. Если демонтаж не проводился, т.е. ликвидации основного средства не было, организация не вправе учитывать затраты в виде сумм недоначисленной амортизации по такому объекту.
    Что же делать налогоплательщику? Обращаться к судебной практике. В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и Письмами судов (Письмо ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097).

    Коллизии в судебных решениях

    Аналогичная ситуация складывается в отношении разновекторной судебной практики как в отношении возможности признания налогоплательщиком расходов, применения льгот, получения возмещения НДС из бюджета, а также возможности воспользоваться инвестиционными льготами. Такая практика не позволяет говорить о повышении популярности российской налоговой системы в стране и за рубежом. В настоящее время многие нормы Налогового кодекса РФ являются коллизионными, поскольку многие из них имеют двойное прочтение, постоянно меняются и имеют разнонаправленную судебную практику. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ). Однако на практике одни суды принимают решения в пользу налогоплательщика, другие же — в пользу налогового органа.
    Чтобы не быть голословными, также приведем пример различных судебных решений по одному и тому же вопросу, например в отношении стоимости строительства.
    В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 по делу N А56-60650/2010 (Определением ВАС РФ от 10.01.2012 N ВАС-16900/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации в расходах не учитывается. Суд определил, что согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ принимаются лишь расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства. Сама стоимость такого объекта не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Оснований для включения в состав внереализационных расходов стоимости незавершенного строительства согласно пп.

    Коллизия в праве на недвижимость

    20 п. 1 ст. 265 или п. 2 ст. 265 НК РФ также нет.
    Но есть и принципиально иная точка зрения. Стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации в расходах учитывается — Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 по делу N А38-7141/2009 (Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Суд указал, что у налогового органа не было оснований исключить из расходов стоимость объекта незавершенного строительства. Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности.

    Письма ФНС России могут иметь ненормативный характер

    Мало того, что одни рекомендации ФНС России и Минфина России могут противоречить другим, но и сами они могут не соответствовать нормам законодательства. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что налогоплательщики вправе оспаривать письма ФНС России, не дожидаясь наступления негативных последствий (Постановление от 31.03.2015 N 6-П). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П Верховному Суду РФ следует рассматривать подобные письма ФНС России (а также Минфина России и других ведомств) как нормативные до того момента, пока не будет устранен правовой пробел в этом вопросе.
    Спор возник из-за Письма ФНС России, в котором ведомство, ссылаясь на НК РФ, обязало компании перерассчитывать налоговую базу задним числом, если нормативы не облагаемых налогом потерь при добыче полезных ископаемых Минэнерго России утверждало с опозданием. По данным ФНС России, казна в таких случаях теряла миллиарды рублей, хотя представители «Газпромнефти» утверждали в КС РФ, что цена вопроса в 100 раз меньше. ВС РФ тогда отказался проверять законность требования, ссылаясь на его ненормативность. Спорное Письмо, как доказал «Газпромнефть», в КС РФ имеет «нормативное воздействие», поскольку оно касается широкого круга лиц, его применение общеобязательно, а неисполнение угрожает санкциями. КС РФ согласился с пересмотром дела.

    Изменения НК РФ и правовые коллизии

    В России приняли также законодательство, призванное сократить утечку капиталов за рубеж и нераспределение прибыли. Прибыль контролируемых иностранных компаний, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», будет облагаться по ставке 20%, а физических лиц — 13%. Данные нормы о дополнительном налогообложении и репатриации прибыли идут вразрез с соглашениями об избежании двойного налогообложения, не предусматривающими дополнительного налогообложения иностранных компаний. То есть новые нормы порождают новые коллизии.

    Временные коллизии в НК РФ

    В налоговом законодательстве встречаются и такие случаи, когда были приняты нормы, которые потом были отменены, но это не означает невозможность предъявления к налогоплательщику претензий.
    Например, редакция нормы пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ, которая применялась в период с 24.08.2013 по 03.12.2013, породила неопределенность относительно порядка уплаты транспортного налога по транспорту, являющемуся предметом лизинга. Из формулировки пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ, применяемой в указанный период, следует, что по зарегистрированному в установленном порядке предмету лизинга транспортный налог должен уплачивать лизингодатель как собственник по месту своего нахождения.
    А до принятия данной нормы лизингополучатели самостоятельно как уплачивали, так и будут уплачивать транспортный налог по месту государственной регистрации предметов лизинга в налоговой инспекции по месту своего нахождения. При этом места нахождения лизингодателя и лизингополучателя, как правило, не совпадают.
    Но что скажут проверяющие, рассматривая данный период, пока не ясно.

    Коллизии между разными нормативными актами

    «Коллизии нормативных правовых актов по горизонтали представляют собой коллизии, возникающие между нормативно-правовыми актами и актами правоприменения, обладающими одинаковой юридической силой» (Сухов Э.В. Правовые коллизии и способы их разрешения: дис. …к. ю. н. 12.00.01. Нижний Новгород, 2004. С. 92). В частности, в России часто возникают коллизии нормативных актов по горизонтали. Так, по Гражданскому кодексу РФ посреднические операции являются обычными операциями, продиктованными обычаями делового оборота. Например, согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Деловая цель никак не фигурирует в ГК РФ в качестве существенного условия совершения сделки. Вместе с тем в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» под контроль налоговых органов подпадают посреднические сделки, совершенные без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). То есть налицо коллизия гражданского оборота и налогообложения.
    Показательна практика об обложении налогом на прибыль доходов образовательных учреждений, полученных от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества. В результате коллизии между налоговым и бюджетным законодательством образовался пробел по вопросу порядка уплаты налога с данного вида дохода.
    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.06.2009 N 10-П признал наличие указанного пробела. Однако суд, сославшись на принцип равенства налогообложения, посчитал, что оснований для освобождения государственных учреждений от уплаты налога с дохода от аренды имущества не имеется. Возникший пробел, по мнению КС РФ, восполнен, хотя и в противоречии с законодательством, разъяснениями Минфина России. По сути, в рассматриваемом случае судебным органом была применена аналогия права (на основе принципа равенства) и преодолен имеющийся пробел. Следует признать, что Конституционным Судом РФ были нарушены пределы аналогии.

    Коллизии в обжаловании норм

    В настоящее время возникла даже коллизия в части обжалования неправомерных действий налогового органа. В соответствии с поправками налогоплательщик вынужден обжаловать неправомерные действия фактически в том же органе, в котором была допущена ошибка или вынесено несправедливое решение. Таким образом, не достигается беспристрастности в рассмотрении неправомерных решений.
    В целом можно сказать, что наше налоговое законодательство далеко от совершенства, но важно идти до конца, защищать свою позицию, в том числе в судебном порядке. Именно решимость налогоплательщика позволит решить коллизии в области налогообложения. И положительные тенденции в этом направлении уже можно увидеть. Например, Федеральным законом от 08.03.2015 N 21-ФЗ был принят Кодекс административного судопроизводства. Особенностью данного Кодекса является возможность обжалования нормативно-правовых актов и признание их недействующими.

    В соответствии со ст. 208 указанного Кодекса субъекты отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд для его оспаривания и защиты свобод и законных интересов. Подобное право было и ранее, однако оно не было предметом специального правового регулирования.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    При коллизиях в праве

    5.1. Понятие, причины и виды коллизий в праве. Отыскивая правовую норму, под которую подпадают фактические обстоятельства юридического дела, правоприменительный орган может столкнуться с ситуацией, когда эти обстоятельства сразу подпадают под две или более действующих правовых норм, содержащих разные предписания. В этом случае правоприменительный орган сталкивается с явлением, которое в юриспруденции именуется коллизиями в праве.

    В юридической литературе даются разные определения коллизий в праве, которые, как правило, отождествляют коллизии в праве с юридическими коллизиями. Между тем эти понятия, как представляется, все же надо различать. Коллизии в праве – это, коллизии, существующие между нормами, а также источниками самого позитивного права. Кроме того, к коллизиям в праве относятся также коллизии, существующие между нормами или источниками позитивного права разных государств, а также между нормами или источниками внутригосударственного и международного права.

    Что же касается юридических коллизий, то это более широкое понятие, которым охватываются как коллизии в праве, так и другие юридические коллизии, которые могут возникать между субъектами права, между различными правовыми актами (например, между нормативно-правовыми актами и актами толкования права) и т. д. Вот как определяет юридические коллизии, например, проф. Н. И. Матузов. «Под юридическими коллизиями, – пишет он, – понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий»[87].

    Исходя из того, что коллизии в праве и юридические коллизии – это не равнозначные понятия, коллизии в праве можно определить как расхождения или противоречия между нормами права, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения. Это могут быть расхождения или противоречия между нормами, содержащимися в одном и том же источнике права (например, в каком-либо нормативно-правовом акте), между нормами, содержащимися в однотипных источниках права (например, в разных нормативно-правовых актах), между нормами, содержащимися в разнотипных источниках права (например, в нормативно-правовых актах и нормативных договорах), между нормами внутригосударственного и международного права, между нормами, содержащимися в источниках права разных государств.

    В юридической литературе наряду с понятием «коллизии в праве» встречается понятие «конкуренция в праве». Вопрос о соотношении этих понятий различными авторами решается по-разному. В частности, одни считают эти понятия идентичными, полагая, что и при коллизиях и при конкуренции имеются в наличии нормы права, которые регулируют одну и ту же ситуацию, но различны по содержанию. Другие же эти понятия не отождествляют исходя из того, что коллизия всегда предполагает противоречие между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, в то время как при конкуренции противоречие отсутствует, а имеется лишь некоторое несоответствие между нормами, выраженное в разной степени конкретизации, объеме и иных малозначительных аспектах регулирования родственных отношений.

    Думается, что понятия «конкуренция в праве» и «коллизия в праве» нет смысла различать, поскольку при применении права это не имеет принципиального значения. Тем более что коллизия – это не обязательно противоречие. Коллизия (от лат. «collisio» – столкновение, потрясение) хотя и определяется обычно как конфликт, столкновение противоположных сил, интересов, взглядов, стремлений, чувств или обстоятельств[88], тем не менее, с точки зрения этимологии – это, прежде всего, столкновение. Две или более норм права содержат разные правовые предписания по поводу одной и той же жизненной ситуации, и уже в этом проявляется их столкновение, коллизия, независимо от того, противоречат эти нормы друг другу или нет.

    Коллизии в праве возникают в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективные причины возникновения коллизий в праве обусловлены в первую очередь противоречивостью, динамизмом и изменчивостью самих общественных отношений. Как известно, регулируемые правом общественные отношения находятся в постоянном развитии и зачастую требуют либо внесения изменений в действующие нормы права, либо принятия новых правовых норм. В этой связи нередко возникают ситуации, когда новые нормы приняты, а старые не отменены, когда одни нормы изменены, а другие с ними связанные остались в устаревшей редакции. Кроме того, объективные причины возникновения коллизий могут быть обусловлены множественностью правотворческих органов, осуществляющих правовое регулирование одних и тех же общественных отношений, социально-экономическими и политическими кризисами, возникающими в отдельных государствах и могущими привести к многочисленным юридическим коллизиям, и некоторые другие обстоятельства.

    Субъективные причины возникновения коллизий в праве чаще всего порождаются деятельностью правотворческих органов. Это может быть, например, нечеткое разграничение правотворческих полномочий между государственными органами, способное привести к принятию по одним и тем же вопросам коллидирущих правовых норм, ошибки в юридической технике, неточное формулирование правовых предписаний, использование многозначных терминов и конструкций и т.

    Тема 25. Коллизии норм права

    д.

    Существуют различные виды коллизий в праве. Чаще всего различают темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные коллизии.

    Темпоральные коллизии – это коллизии, которые возникают между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, но изданными в разное время. Появление такого рода коллизий чаще всего связано с тем, что при издании новой нормы права, ранее действовавшая норма по каким-то причинам не была отменена.

    Пространственные коллизии, которые называют также территориальными, – это коллизии, возникающие между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, но действующими в разных пространственных пределах. Например, в случаях признания сделки недействительной перед судьей может возникнуть вопрос, какое законодательство применить: России или другого государства.

    Иерархические коллизии – это коллизии, которые возникают между нормами разной юридической силы, регулирующими одни и те же общественные отношения. Такие коллизии называют также субординационными.

    Содержательные коллизии – это коллизии, которые возникают между общими и специальными нормами права. Данные коллизии возникают между нормами одинаковой юридической силы, но различающиеся по объему регулирования. Общая норма регулирует общественное отношение в целом, а специальная – часть этого отношения, делая как бы исключение из правила, содержащегося в общей норме.

    Применительно к Российской Федерации выделяют и такие виды коллизий в праве, как:

    1) коллизии между Конституцией РФ и другими источниками права;

    2) коллизии между конституционными и обыкновенными законами;

    3) коллизии между законами и подзаконными нормативными актами;

    4) коллизии между федеральными актами и актами субъектов федерации;

    5) коллизии между актами одного и того же органа, но изданными в разное время;

    6) коллизии между актами, принятыми разными органами.

    В литературе встречаются и некоторые другие классификации коллизий в праве.

    5.2. Преодоление коллизий в праве при применении правовых норм. Коллизии в праве в большинстве случаев представляют собой негативное явление. Они создают несогласованность в правовом регулировании общественных отношений, проблемы в правоприменительной деятельности, дезориентируют поведение субъектов права, вносят элементы дезорганизации в существующий правопорядок. Исключение составляют, пожалуй, коллизии в международном частном праве, которые объективно неизбежны, поскольку связаны с праворегулирующей деятельностью различных государств.

    Существует несколько способов разрешения коллизий в праве. Наиболее эффективным из них является устранение коллизий путем правотворческой деятельности. Правотворческие органы могут либо отменить коллидирующие нормы права и взамен принять новую норму, либо внести в эти нормы изменения или уточнения. Вместе с тем на практике это происходит не всегда быстро и существующие в праве коллизии могут сохраняться неопределенно длительное время. В этой связи немаловажную роль играет и такой способ разрешения коллизионной ситуации, как преодоление коллизий правоприменительными органами с помощью коллизионных норм. Правоприменительные органы, как известно, не вправе устранять коллизии, возникающие между правовыми нормами, поскольку это является прерогативой правотворческих органов. Вместе с тем применяя нормы права, они способны преодолевать коллизии в праве, благодаря действию коллизионных норм.

    Основные коллизионные нормы были разработаны еще римскими юристами. В частности: при противоречии актов разной юридической силы применяется акт более высокой юридической силы; при противоречии актов одинаковой юридической силы, принятых в разное время, применяется новый акт; при противоречии общего и специального актов применяется специальный акт, если у них одинаковая юридическая сила, и общий, если у них разная юридическая сила. Эти и другие коллизионные правила нашли закрепление в различных правовых системах, в том числе и в правовой системе Российской Федерации.

    В настоящее время в законодательстве Российской Федерации закреплен целый ряд коллизионных норм, к наиболее важным из которых относятся следующие:

    1) в случае противоречия любого правового акта Конституции РФ применяются нормы Конституции. Это правило вытекает из части 1 ст. 15 Конституции РФ, которая провозглашает: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;

    2) в случае противоречия федерального закона федеральному конституционному закону применяется федеральный конституционный закон (часть 3 ст. 76 Конституции РФ);

    3) в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции РФ) международному договору РФ применяются правила международного договора (часть 4 ст. 15 Конституции РФ);

    4) в случае противоречия подзаконного правового акта закону или вышестоящему подзаконному акту применяется закон или вышестоящий подзаконный акт, если он не противоречит закону. Так, согласно части 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом»;

    5) в случае если закон или иной нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, применяется федеральный закон (часть 5 ст. 76 Конституции РФ). В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по предметам ведения субъекта РФ применяется нормативно-правовой акт субъекта РФ (часть 6 ст. 76 Конституции РФ);

    6) при противоречии общего и специального нормативно-правовых актов, принятых одним и тем же органом, применяется специальный акт;

    7) коллизии в международном частном праве решаются в соответствии с правилами раздела VI части 3 ГК РФ.

    Кроме коллизионных норм в правоприменительной практике немаловажную роль играет и такой способ преодоления коллизий в праве, как толкование права. Особенно это касается деятельности судов и судебного толкования права. Осуществляя толкование действующего права, высшие судебные инстанции разъясняют нижестоящим судам, какими нормами им следует руководствоваться в случаях обнаружения коллизий в праве.

    Предыдущая53545556575859606162636465666768Следующая


    Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 368;


    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Способы устранения коллизий.

    Матузов, Малько:

    Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика.

    Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

    1) толкование;

    2) принятие нового акта;

    3) отмена старого;

    4) внесение изменений или уточнений в действующие;

    5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

    6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

    7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

    8) конституционное правосудие;

    9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

    10) международные процедуры.

    На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

    а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

    б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е.

    за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

    в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то — общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» <*> установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

    Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

    На основании этой же статьи (ч. 1) Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между органами власти самих субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Это обычный и надежный способ улаживания конфликтов.

    В свою очередь, такой же легальной в процедурном отношении формой снятия коллизии является преодоление вето Президента на тот или иной закон квалифицированным большинством голосов обеих палат Федерального Собрания. А подобное противоборство между указанными ветвями власти происходит практически постоянно.

    Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ в разрешении довольно частых и серьезных коллизий, возникающих в сфере федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий, споров о компетенции, соответствия издаваемых нормативных актов Конституции страны. Это наиболее авторитетный и высокопрофессиональный уровень рассмотрения конфликтных ситуаций.

    К тому же все решения Конституционного Суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Конституционным Судом, как и акты толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяются на неопределенно большой круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.

    Конфликты, разрешаемые Конституционным Судом, как правило, имеют повышенное не только юридическое, но и политическое значение, получают большой общественный резонанс. Например, лишение судов общей юрисдикции права возвращать дела на доследование по собственной инициативе, а только по ходатайству обвинения и защиты; приостановление вынесения смертных приговоров впредь до повсеместного введения суда присяжных и др.

    В настоящее время примерно половина нормативных правовых актов субъектов Федерации не соответствует общероссийскому законодательству; имеются случаи прямого неисполнения предписаний центра, нарушения Конституции РФ, игнорирования судебных решений, проявлений сепаратизма. Дело доходит до того, что на местах самостийно вводятся чрезвычайное положение, смертная казнь, помилование, гражданство, переподчиняются федеральные структуры, отказываются направлять в армию призывников и т.д. 19 республик из 21 объявили себя суверенными. Этого нет ни в США, ни в Канаде, ни в ФРГ, ни в Австрии, ни в других федеративных государствах.

    Однако процесс корректировки законодательства должен быть двусторонним — сверху и снизу. Ибо многие российские законы тоже несовершенны, содержат разного рода щели, лазейки. Более того, рыхлые законы кое-кому выгодны. На это указывают губернаторы, не без оснований заявляя, что по этим законам ловкачи могут разграбить полстраны, а вторую половину вывезти за рубеж и им все сойдет с рук. Особенно это касается актов по приватизации, банкротству, внешней торговле и другим вопросам. Поэтому местные лидеры вынуждены принимать свои законы, диктуемые необходимостью, а не злым умыслом. Кроме того, региональное законодательство нередко опережает федеральное и оказывается более прогрессивным.

    Коллизии в праве и способы их разрешения. Коллизионные нормы

    На этом основании Президент Татарстана, например, считает, что в чем-то должен уступить центр, в чем-то — регионы. Необходим разумный баланс интересов.

    Это принципиально важный и эффективный способ разрешения политико-юридических коллизий в сфере федеративных отношений. Если в том или ином регионе предпринимаются шаги, направленные на распад государства, то центр должен иметь возможность легально пресекать их.

    Предлагается даже в экстренных случаях распускать местные парламенты и отстранять от должности губернаторов в субъектах Федерации. Весь вопрос заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание принципов федерализма и сильного, авторитетного центра. Именно эти цели преследуют последующие шаги, предпринимаемые новым руководством страны по укреплению российской государственности, устранению в ней коллизионных явлений, формированию единого правового пространства.

    Что касается толкования как способа устранения коллизий, то надо иметь в виду, что оно, будучи объективно необходимым и полезным, нередко порождает новые, еще более острые коллизии, так как зачастую одни и те же акты, факты, события интерпретируются различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами и гражданами по-разному, что, в свою очередь, является выражением их противостояния, а в конечном счете раскола общества.

    В связи с этим толкование может быть и предвзятым, зависеть от социально-политических ориентаций и пристрастий толкующих лиц, уровня их правосознания, культуры, места в идеологическом спектре. По-разному, например, трактуется современное законодательство о приватизации, выборах, налогах, собственности, предпринимательстве. Сама Конституция вызывает далеко не одинаковые оценки с точки зрения ее общей концепции и степени легитимности. Причем противоречивость трактовок происходящего в правовой сфере наблюдается не только среди населения, рядовых граждан, но и в высших эшелонах власти.

    Примером международных процедур разрешения юридических коллизий может служить рассмотрение Европейским судом по правам человека жалоб и обращений граждан тех государств, которые входят в Совет Европы. От россиян туда поступило уже свыше 20 тыс. заявлений с просьбой защитить их права, так как у себя в стране они исчерпали все возможности такой защиты (обязательное условие обращения в указанную инстанцию). Принято к производству — 3 тыс.

    Юридические коллизии, политические неурядицы подрывают основы порядка и стабильности в обществе, деформируют правосознание людей, создают критические ситуации, социальную напряженность. Подобные катаклизмы — признак невысокой правовой культуры, процветающего на всех уровнях юридического нигилизма. Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если они все же возникают — своевременно снимать с помощью выработанных для этого механизмов и процедур.

    Современная российская действительность раздирается противоречиями, в ней разыгрывается великая драма между законом и обществом, личностью и властью, правом и моралью. Широкомасштабные преобразования, будучи объективно необходимыми, не у всех находят понимание и поддержку. Отсюда — глубокий нравственный, духовный кризис, политико-правовой нигилизм, отрицание многих гуманитарных ценностей, утвердившихся в мире. Права человека девальвируются, потому что идеалы и реальность расходятся, провозглашенные цели не достигаются.

    Юридические коллизии являются частью более широкой проблемы — конфликтологии, представляющей собой новую дисциплину и новое научное направление в отечественном правоведении и в политологии. Данная проблема ранее в нашей стране практически не исследовалась. Причины понятны. Но в постсоветский период она стала все более и более привлекать к себе внимание ученых, и сегодня можно говорить уже об определенных достижениях в разработке теории конфликтов и других противоречий, существующих в обществе.

     

    Предыдущая123456789101112131415Следующая


    Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 410;


    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    .

    Добавить комментарий