Консолидация (право) — Википедия

Консолидация нормативных актов.

Консолидация нормативных актовэто деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат — сводный нормативный акт)

С течением времени образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» нормативных актов.

Один из путей преодоления такой множественности — это консолидация нормативных актов. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупнённый акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация — это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования.

В процессе консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определённой логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определённая редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчётом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Консолидация — применяется тогда, когда возникает потребность устранить множественность нормативных актов, поскольку такая множественность затрудняет понимание, применение и реализацию принципов и норм, которые содержатся в таких нормативных актах.

Консолидация — это соединение разрозненных нормативных актов по одному вопросу в один крупный акт, т.е. новый укрупнённый акт. Этот акт заменяет полностью все предшествующие акты. Консолидированный акт принимается правотворческим органом, имеет собственный реквизиты, т.е. наименование, подпись и т.д.

Консолидация происходит либо путём объединения отрывков из старых нормативных актов, либо путём вкрапления вновь созданных по данной теме норм, и всё же консолидация не меняет содержания правового регулирования. При консолидации возможно лишь придание необходимой логической последовательности, а также устранение повторов и противоречий.

 

Отличие консолидации от инкорпорации.

1.Консолидация вплотную примыкает к правотворческой деятельности.

2.Консолидация проводится только органами, которые принимали нормативные акты.

3.При инкорпорации создаются сборники нормативных актов, а при консолидации создаётся новый нормативный акт, а старые утрачивают силу.

 

Предыдущая83848586878889909192939495969798Следующая


Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 817;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Консолидация и правила ее проведения

Понятие консолидации и ее признаки

Консолидация — это второй по сложности вид систематизации после кодификации. Как уже отмечалось выше, предметом научного исследования консолидация стала недавно. И тому есть веские причины.

Ускорение изменений в социальной жизни делает кодификацию не вполне пригодной для эффективного регулирования постоянно меняющихся общественных отношений. Получается, для того чтобы кодекс, созданный с такими большими временными, материальными и человеческими затратами, просуществовал достаточно долго, в нем следует закреплять лишь самые общие положения. Но в таком случае его неизбежно придется сопровождать более детализированными законами. Вот почему практика вышла на усредненный вариант: консолидацию юридических документов.

На сегодняшний день существует большой разброс мнений по вопросу о природе консолидации. Одни ученые (А. С. Шебанов, Д. А. Керимов и др.) полагают, что консолидация является разновидностью инкорпорации. Другие исследователи (А. А. Ушаков, Н. Н. Захарова, А. С. Пиголкин и др.) считают, что она представляет самостоятельный вид систематизации. С точки зрения третьих (В. Н. Карташов), это разновидность правотворческой деятельности.

Несколько иное понимание консолидации существует за рубежом. Так, в Европейском Союзе консолидацией считают включение множества законов со всеми изменениями и последующими доработками в единый закон, который не имеет формальной ценности, поскольку каждый консолидированный акт содержит перечень всех юридических актов со всеми их реквизитами. Получается нечто близкое к официальной инкорпорации.

Все же следует согласиться с В. Н. Карташовым в том, что консолидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет прежде всего правотворческий характер, хотя в результате ее проведения достигается большой эффект и по систематизации юридических документов.

Консолидация — это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.

Примером консолидированного нормативного акта является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан.

Авторы Закона выстроили материал по очень простой схеме: определили категории ветеранов и перечислили меры социальной поддержки для каждой категории. Закон был создан достаточно быстро и существенно облегчил ветеранам пользование нормами права.

В последнее время в России граница между кодификацией и консолидацией еще более стала размываться. Порой законодатель называет закон кодексом, но на поверку это чисто консолидированный акт. В качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объектов и разрешение споров. Тот факт, что в нем выделена глава, содержащая общие положения, дела не меняет. Конечно, нельзя делать из этого трагедию. Просто это лишний раз заставляет пересмотреть возможности кодификации.

Технико-юридические правила консолидации

Правила довольно специфичны и отражают прежде всего ее юридическую природу как преимущественно разновидности правотворческой деятельности:

  1. консолидации могут подлежать не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики);
  2. в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права.

    Консолидация и учет нормативно-правовых актов

    Так, в Федеральном законе «О ветеранах» были объединены льготы, установленные различными видами нормативных актов, но имеющие федеральный источник финансирования. Правда, возникает множество вопросов в связи с утратой юридической силы актов, вошедших в укрупненный акт. Они вполне разрешимы, но уже по правилам юридической техники, касающейся опубликования и вступления в силу нормативных актов;

  3. консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни: там, где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения, отмены (сфера образования, информационных технологий и т.п.);
  4. юридические документы, ставшие объектом консолидации, как минимум должны регулировать вопросы, имеющие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается;
  5. консолидированный акт в отличие от кодифицированного новых правовых предписаний не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним;
  6. правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размещаются в определенной последовательности. Схема их расположения — ноу-хау создателей консолидированного акта;
  7. придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил: логических (устранение устаревших положений, противоречий, дублирования, неоправданных длиннот; объединение близких по содержанию норм в одну статью, пункт и т.п.); языковых (проверка текста в целях целью унификации терминологии, стиля и др.);
  8. консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, но и юридическую силу;
  9. консолидация в основном имеет официальный характер. Конечно, никому нельзя отказать в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования. Что касается обзоров судебной практики, то эти документы могут быть составлены любым лицом и будут относиться к неофициальной консолидации;
  10. акты консолидации в основном обязательны для адресатов. О частных обзорах судебной практики этого сказать нельзя;
  11. процесс консолидации должен состоять из двух частей: совершение всех инкорпорационных операций. Именно они обеспечивают добротную основу для создания консолидированного акта; выполнение правотворческих операций, направленных на внешнюю обработку объединяемых правовых предписаний.

Проведенный анализ консолидации как вида систематизации позволяет сделать следующие выводы.

Консолидация занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией, но тяготеет к первому виду систематизации права. Т. Н. Радько предлагает ее называть частичной кодификацией, поскольку она по своему результату «не дотягивает» до объема и уровня кодекса.

Сравнение двух рядом стоящих видов систематизации, каковыми являются кодификация и консолидация, с учетом нарастающих темпов социальной жизни заставляет признать, что будущее принадлежит консолидации. Кодификация не всегда позволяет своевременно отражать социальные изменения.

 

 

Проблемы теории права и государства

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

 

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

 

 

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации.

 

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

 

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.

 

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Миха­ил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не толь­ко России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд».

 

Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведе­ние… не может основаться, если законы не будут прежде приведены в пра­вильный состав».

 

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация

 

Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

 

Для инкорпорации характерны следующие черты:

 

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

 

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

 

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

 

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

 

5) внешняя обработка заключается в том, что:

 

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

 

Особой разновидностью собрания законодательства являетсясвод зако­нов, который представляет собой:

 

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России дей­ствовал Свод законов Российской империи.

 

Консолидация

 

Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

 

Для консолидации характерны следующие черты:

 

1) она представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

 

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

 

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

 

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

 

Кодификация

 

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

 

Для кодификации характерны следующие черты:

 

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

 

2) по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

 

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

 

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

 

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

 

6) результатом кодификации являетсякодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

 

Кодификационные акты это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

 

Смотрите также:

 

Теория государства и права   Теория государства и права    Теория государства и права

 

 Предмет истории государства и права России

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права. …
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/1.htm

 

 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

История государства и права тесно связана с уже изученными студентами дисциплинами — Историей государства и права стран и Теорией
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/

 

 Понятие финансового права. Система финансового права. Аспекты …

Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности, …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/4.htm

 

 Философия права принадлежит к числу основополагающих дисциплин …

Традиционно она служит теоретическим введением к ряду других юридических курсов — общей теории государства и права, истории, …
www.bibliotekar.ru/filosofiya/126.htm

 

 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации …

М.В.Ломоносова. Соискатель кандидатской степени в Институте государства и права РАН. Тема диссертации: «Теория разделения…
bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/index.htm

 

 Историография истории государства и права России

Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в …

Консолидация нормативных актов.

наиболее влиятельным из которых был…
bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/2.htm

 

 Бухарин. Маркс. Энгельс. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Необходима, следовательно, социологическая теория государства. … было заявлено, что «целью правителя являются в стране права, …
www.bibliotekar.ru/buharin/1.htm

 

Консолидация и учет нормативно-правовых актов

Консолидация усилий

Сегодня произошло достаточно значимое для всего реабилитационного сообщества событие, объединившее на своей площадке абсолютно разные и, казалось бы, порой несовместимые друг с другом реабилитационные программы!

То, что мы смогли собраться вместе, несмотря на трудности, проблемы, искусственно созданное противостояние и конкуренцию, говорит о том, что это не только возможно, но и достаточно результативно для повышения уровня профессионализма и качества реабилитационных программ в нашей стране.

Нас, на самом деле, должна объединять порядочность и взаимоуважение, в первую очередь, ведь мы все занимаемся очень важным, благородным и полезным для всей страны делом!
И дай нам Бог сил и помощи в развитии и взаимной поддержке друг для друга в будущем!

Отдельную благодарность от организаторов семинара и от всех участников мы хотели бы выразить главному ректору Московского института телевидения и радиовещания “Останкино” Александру Филиппову за предоставленную площадку и гостеприимство.

Низкий вам поклон, Александр Владимирович, от каждого из НАС!

Консолидация нормативных актов.

Консолидация нормативных актовэто деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат — сводный нормативный акт)

С течением времени образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» нормативных актов.

Один из путей преодоления такой множественности — это консолидация нормативных актов. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупнённый акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация — это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования.

В процессе консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определённой логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.

КОНСОЛИДАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Осуществляется определённая редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчётом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Консолидация — применяется тогда, когда возникает потребность устранить множественность нормативных актов, поскольку такая множественность затрудняет понимание, применение и реализацию принципов и норм, которые содержатся в таких нормативных актах.

Консолидация — это соединение разрозненных нормативных актов по одному вопросу в один крупный акт, т.е. новый укрупнённый акт. Этот акт заменяет полностью все предшествующие акты. Консолидированный акт принимается правотворческим органом, имеет собственный реквизиты, т.е. наименование, подпись и т.д.

Консолидация происходит либо путём объединения отрывков из старых нормативных актов, либо путём вкрапления вновь созданных по данной теме норм, и всё же консолидация не меняет содержания правового регулирования. При консолидации возможно лишь придание необходимой логической последовательности, а также устранение повторов и противоречий.

 

Отличие консолидации от инкорпорации.

1.Консолидация вплотную примыкает к правотворческой деятельности.

2.Консолидация проводится только органами, которые принимали нормативные акты.

3.При инкорпорации создаются сборники нормативных актов, а при консолидации создаётся новый нормативный акт, а старые утрачивают силу.

 

Предыдущая83848586878889909192939495969798Следующая


Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 815;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью этих методов нельзя устранить множественности нормативных актов, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.

Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией.Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Консолидация (право)

Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Это своеобразный правотворческий приём. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений.

Цель — устранение множественности НПА, их унификация.

Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.

Недостаток, консолидации — её неспособность менять содержания правового регулирования — в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации

Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания. Консолидация получила большое распространение во многих зарубежных странах. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования – о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

И тем не менее это своеобразный правотворческий прием. Его главная особенность состоит в том, что при консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений. В лучшем случае проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания и др.

Именно эта особенность консолидации позволила некоторым ученым-юристам рассматривать ее в качестве наиболее совершенной разновидности инкорпорации. Однако, по нашему мнению, инкорпорация и консолидация представляют собой качественно различные приемы систематизации нормативных актов.

Во-первых, они относятся к различным сторонам правовой деятельности государства. Инкорпорация – это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.

Во-вторых, инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов.

В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.

Таким образом, консолидация представляет собой самостоятельный вид систематизации нормативных правовых актов.

 

⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Добавить комментарий