Конфигурация транспортной сети европейской части россии

В хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.

На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%. Все данные по транспорту за 2007 год.

Основные виды транспорта РФ — ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.

Формирование транспортной сети определяется:

— развитием и размещением хозяйства;

— размещением городских поселений;

— направлением и мощностью основных транспортно-экономи-ческих связей;

— расположением крупных курортных и туристических объектов.

Густота основных транспортных линей на 1000 км2: железнодорожных — 8,9 км, внутренних судоходных — 49 км, автомобильных с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.

Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.

Железнодорожный транспорт: по общей протяженности железных дорог — 85,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% железных дорог мира. 50,6% из них электрифицировано. Наибольший уровень развития и густота линий этого вида транспорта характерны для европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве. В азиатской части железнодорожная сеть менее развита и ее конфигурация имеет широт­ное направление:

Транссибирская магистраль — от Челябинска до Владивостока; Южно-Сибирская; Средне-Сибирская; Байкало-Амурская (от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, общая длина почти 3145 км); единственная меридиональная магистраль — Уренгой-Нижневартовск-Сургут-Тобольск-Тюмень, соединяет нефтяные промыслы Западной Сибири с Транссибирской магистралью.

Железнодорожный — самый важный вид транспорта в России, его доля в грузообороте около 42,4% (2 место) и в пассажирообороте — 41,8% (1 место).

Морской транспорт: доля в грузообороте — 2,2% (3 место), но в пассажирообороте — 0,06%. На его долю приходится 50% грузооборота в международном сообщении России.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний, 37 портов, общей мощностью более 210 млн т, при потребности не менее 270 млн т/год. Существующие порты могут пропускать лишь 62% российских грузов (95% каботажных и 60% международных), поэтому Россия использует порты сопредельных морских государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Это ведет к ежегодным потерям примерно в $900,0 млн.

Средний возраст судов — 17 лет, 60% из них не имеют права по экологическим причинам заходить в крупные международные порты, 60% российских портов мелководны и не могут принимать крупные морские суда.

Основные морские бассейны страны и их важнейшие порты:

Балтийский: С-П, Выборг, Калининград, Балтийск;

Дальневосточный: Ванино, Находка, Владивосток;

Азово-Черноморский: Новороссийск (единственный нефтеналивной порт), Туапсе, Сочи;

Каспийский: Астрахань, Махачкала;

Северный: Мурманск (за полярным кругом, но не замерзает весь год).

Речной транспорт: внутренние судоходные пути имеют длину около 102,0 тыс. км. Удельный вес в грузообороте — 1,0%, в пассажирообороте — 0,04%.

40% грузооборота речного флота приходится на Волжско-Камский бассейн. В европейской части существует единая водная система, благодаря каналам: Волго-Донскому, Волго-Балтскому, Беломоро-Балтийскому, поэтому, находясь в центре материковой части, Москва является портом 5 морей. Важными транспортными реками европейской части являются: Сухона, Северная Двина, ее притоки — Нева и Онега.

Исключительное значение имеют реки азиатской части, т.к. часто являются вообще единственным транспортным путем, но они замерзают на 6-7 месяцев в году. Важнейшие транспортные артерии здесь — Амур, Обь, Лена, Енисей. Порты на Енисее — Дудинка и Игарка доступны даже для морских судов.

Автомобильный транспорт: длина автомобильных дорог —
746 тыс. км (с твердым покрытием — 623 тыс. км). Для ми­нимального удовлетворения социально-экономических потребностей страны необходимо не менее 1,5 млн км дорог. Доля в грузообороте — 0,9%, в пассажирообороте — 35,0%. По уровню обеспеченности автодорогами территорию страны можно разделить на 3 зоны:

Европейская зона — с относительно развитой сетью, плотность дорог — 100 км на 1000 км или 1 м на 1 га;

Южная зона — с неразвитой и локальной сетью, плотность около 40 км на каждую 1000 км2;

Северная зона — Сибирь и Дальний Восток, зона сплошного бездорожья, автомобильный транспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуждаются. Имеющиеся дороги используются сезонно, это так называемые «зимники».

Трубопроводный транспорт: лидер в грузоперевозках, на него приходится 54,3% грузооборота. Первый нефтепровод появился в 1947 году. Теперь общая длинна магистральных трубопроводов около 226 тыс. км. Быстрому развитию этого вида транспорта способствует целый ряд преимуществ, которыми он обладает по сравнению с другими видами транспорта:

— возможности проложения трасс без учета особенностей рельефа, следовательно, по кратчайшим расстояниям;

— независимость работы от климатических условий;

— минимальная себестоимость перевозок;

— минимальные потери при транспортировке;

— повышенная экологичность.

Но в работе трубопроводов есть и некоторые минусы:

— невозможность переориентации на перевозку другой продукции в случае иссекания потоков нефти или природного газа;

— сложность в обнаружении аварий, они становятся очевидны, как правило, при значительных масштабах выбросов, когда на ликвидацию экологических последствий необходимы огромные денежные средства.

В России находится самый длинный в мире нефтепровод «Дружба», самый длинный газопровод — «Союз», уникальный, проложенный по дну Черного моря, нефтепровод «Голубой поток», новейший газопровод — «Ямал-Европа».

Трубопроводным транспортом — пульпопроводами, перевозятся дробленый уголь, зерно.

Авиационный транспорт: доля в грузообороте 0,4%, в пассажирообороте — 22,2%. Самый быстрый, но и наиболее дорогой вид транспорта. Первая линия Москва-Новгород была открыта в 1923 году. Сегодня в стране функционирует около 845 аэропортов, 49 из них имеют статус международных. Главный узел — Москва: Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др. Прямое воздушное сообщение налажено с 87 зарубежными странами. Исключительно важную роль этот вид транспорта играет на крайнем севере европейской части, Сибири и Дальнего Востока, удаленных от центра страны и недоступных для других видов транспорта.

Среди важнейших проблем транспортного комплекса следует выделить:

— увеличение тарифных ставок на перевозки;

— снижение технологических и экономических показателей: в аварийном состоянии находятся  26% главных ж/д; 10% ж/д стрелок; 1/3 автодорог с твердым покрытием. Это приводит к увеличению себестоимости перевозок почти на 25%, ухудшает экологическую обстановку близ транспортных линий. Ежегодные потери РФ от плохого состояния дорог оцениваются примерно в 120 млрд. рублей;

— сокращение выпуска транспортных средств, что сильно замедляет обновление транспортного парка, более 60% подвижного состава работает свыше 25 лет.

Содержание

Транспорт России

Мобильные комплексы связи призваны для проведения различных мероприятий силовых министерств и используются как наземный командный пункт или для наблюдения и охраны, обеспечивают качественную связь с большой степенью защиты.

Вездеходное полноприводное шасси автомобиля обеспечивает повышенную грузоподъемность, уверенность на бездорожье, отличную управляемость. Фургон типа кунг таких автомобилей может иметь от 1 до 3 отсеков, окна, и комплектоваться рундуками, стеллажами, столами компьютерными, для совещаний, откидными полками, местами для отдыха. Дополнительно к автомобилям МЧС может присоединяться прицеп-фургон полностью оборудованный всем для полноценного отдыха.

Мобильный комплекс связи (Модель 2)

Мобильный комплекс МЧС для совещаний

Мобильный комплекс наблюдения и охраны

Мобильный узел связи для МЧС Казахстана

Мобильный узел связи для МЧС России

Передвижной пункт управления для МЧС России

Мобильный узел связи (МУС) на шасси КАМАЗ 43118

Мобильный автомобильный комплекс связи для МЧС России, Роснефть, Газпром, Транснефть на шасси а/м КамАЗ-43118 полноценный оперативный штаб по оценке ситуации в зоне бедствия и принятию решений по ликвидации последствий и спасению пострадавших людей.

Передвижной узел связи (ПУС) на шасси КАМАЗ 43502

Передвижной узел связи для МЧС России, Роснефть, Газпром, Транснефть на шасси а/м КамАЗ-43502 полноценный оперативный штаб по оценке ситуации в зоне бедствия и принятию решений по ликвидации последствий и спасению пострадавших людей.

Подвижной оперативный штаб (Подвижной пункт управления) на шасси КАМАЗ – 43118

Подвижной оперативный штаб (Подвижной пункт управления) на шасси КАМАЗ – 43118 предназначен для обеспечения работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, оперативная работа штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в целях организации управления аварийно-спасательными работами в районе ЧС.

Аварийно – спасательная машина (АСМ) на шасси КАМАЗ — 43118

Специализированный кран-манипулятор Palfinger РК 15500 смонтирован на базе полноприводного шасси грузопассажирского автомобиля KAMAЗ — 43118 (колесная формула 6×6) предназначен для выполнения планового ремонта и профилактического обслуживания нефтяного и газового оборудования.

Аппаратная связи на шасси прицепа СЗАП (Нефаз)

Комплексная аппаратная связи предназначена для обеспечения информационного обмена между абонентами и информационными ресурсами автоматизированных систем управления в мобильных системах специальной связи.

Мобильные комплексы управления и связи — специальные автомобили для Министерства Чрезвычайных Ситуаций, Министрества Внутренних Дел позволяют оперативно и в срок решать задачи любой сложности и окружения.

При рассмотрении транспортного комплекса необходимо уточнить терминологию таких ключевых понятий (она подчас различна в разных источниках) как

— транспортный комплекс;

— транспортная сеть;

— транспортная система;

— постоянные устройства;

— подвижной состав.

Под транспортным комплексом понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров; транспортного строительства, транспортного машиностроения и др.

Транспортная система — это целостная отрасль экономики страны.

В ее состав входят:

— транспортная сеть всех видов транспорта;

— подвижной состав;

— трудовые ресурсы;

— система управлений.

Транспортная сеть (один из элементов транспортного комплекса) — это совокупность всех путей сообщения и связанных с ними постоянных устройств различных видов транспорта.

Постоянные устройства (инфрастуктура транспорта) — совокупность всех искусственных стационарных транспортных сооружений вместе с относящимся к ним оборудованием и системой обслуживания.

Подвижной состав — совокупность всех транспортных средств, непосредственно осуществляющих перевозки (локомотивы, суда, самолеты и т.д.) и прочих движущихся средств (дрезины, снегоочистители, и др.) выполняющих вспомогательные, ремонтные и другие функции.

Все виды транспорта общего пользования являются самостоятельными подотраслями экономики страны и вместе взятые (включая погрузо-разгрузочные работы) составляют межотраслевой комплекс в региональном и межотраслевом балансах народного хозяйства.

Транспортный комплекс — это сложное производственно-экономическая и социальная система со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Он вступает и как самостоятельная отрасль народного хозяйства и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения.

Транспортный комплекс России включает следующие виды сообщений и ресурсы:

4,375 трлн. руб. стоимости основных фондов » 20% общей стоимости
5 млн человек »8% общей численности работников

165 тыс. транспортных предприятий

 

 

Транспортный комплекс объединяет около 165 тысяч различных транспортных предприятий всех видов собственности на которых работает около 5 млн. человек, что составляет » 8% общей численности работников производственной сферы.

Стоимость основных производственных фондов транспорта равна 4, 375 трл. рублей и составляет »20% стоимости основных фондов страны.

Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленного и сельского хозяйства составляет 18-20%, а по некоторым грузам достигает 50% и более. Расходы на транспорт занимают значительную часть в личном бюджете граждан нашей страны. Транспортный комплекс является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, ежегодно расходуя свыше 150 млн.

Транспортный комплекс России

тонн условного топлива.

Такую характеристику транспортного комплекса можно дать с учетом:

— доли в ВВП;

— доли стоимости основных фондов и оборотных средств;

— численности работников;

— объема выполняемой перегрузочной работы;

— капиталоемкости продукции;

— себестоимости перевозки;

— производительности труда;

— качества обслуживания;

— экологичности.

В настоящее время, после перестройки традиционной системы хозяйственных связей, широкий выход России на новые внешнеторговые рынки, изменение характера внешней торговли, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости скорости доставки грузов и транспортно-логистических услуг, состояние современного транспортного комплекса, как важнейшей составной части производственной инфрастуктуры страны приобретает существенное значение. Повторим еще раз, что комплекс обеспечивает внешнеторговое и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворяет потребности населения в перемещении. Он активно влияет на развитие всех отраслей экономики обороноспособность страны и объемы мировой торговли. Устойчивое и эффективное развитие транспорта является обязательным условием подъема и роста экономики обеспечения национальной безопасности, повышения жизненного уровня населения.

Такое развитие происходит в координатах преобразования экономических отношений где транспорт с одной стороны, выступает как важнейшее условие успеха указанных преобразований, а с другой стороны — подвергается их воздействию в процессе перестройки экономики. Именно поэтому состояние и проблемы транспорта, рассматриваются как приоритетные среди других проблем развития страны.

Демонополизированный и приватизированный транспорт перешел от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, создана система государственного регулирования транспортной деятельности, изменились производственные и организационно-управленческие структуры, технология и организация транспортного процесса, география грузопотоков.

Сегодня транспорт работает с предприятиями и организациями различных форм собственности, в условиях либерализации тарифов и цен на транспортные услуги. Все это оказывает серьезное влияние на структуру комплекса и организацию работы транспортных предприятий, тем более что в транспортной системе сохраняется ряд нерешенных проблем:

1) Отсутствие необходимой комплектности в управлении функционированием и развитием транспортной системы.

2) Усиление неравномерности в использовании производственных мощностей действующих инфраструктурных объектов.

3) Наличие устойчивых тенденций старения основных фондов и их неэффективного использования.

4) Наличие значительных региональных различий в уровне развития транспортной сети.

5) Отставание технологического уровня транспортных систем от мировых стандартов.

Общий краткий вывод о состоянии транспортного комплекса таков:

1. Наметившаяся тенденция к росту грузовых перевозок на всех видах транспорта приобретает обратную направленность.

2. Оздоровление материально-технической базы идет медленно. Модернизация транспортной инфрастуктуры отстает от потребности экономики. Значительный объем транспортной работы выполняется подразделениями крупных сырьевых компаний.

3. Финансирование инвестиционных проектов и программ по транспортной инфраструктуре осуществляется в основном за счет бюджетных денег. Инвестиционная активность бизнеса крайне низка.

4. Дробление транспортного комплекса на сотни тысяч предприятий не привело к созданию здоровой конкуренции, поэтому важной задачей является кооперация субъектов транспортного рынка с образованием экономически взаимодействующих друг с другом предприятий на основе современных технологий.

5. Несмотря на то, что спрос на срочную доставку грузов значительно возрос, еще не создана единая транспортная информационная сеть и логистического центры, способные представить клиентам комплексную логистическую услугу: например, отсутствует логистическая цепочка. железные дороги — морская перевозчики — портовые и сухопутные терминалы.

В настоящее время на основе федеральных программ поддерживается соответствующее состояние и дальнейшее развитие транспортного комплекса в целом и по отдельным видам транспорта.

Предусматривается развитие комплекса ориентированное на лучшее использование имеющихся производственных мощностей транспорта и устранение «узких мест»; повышение эффективности и качества транспортного обслуживания, увеличение финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Рассматриваются возможности строительства 1100 км новых железнодорожных линий, электрофикация и организация скоростного движения — 7000 км.

На автомобильном транспорте предусматривается строительство 72 тысяч км дорог; реконструкция 300 тысяч км действующих магистралей в том числе дороги Амур — Иркутск — Чита — Хабаровск; начать строительство альтернативных платных автомобильных магистралей.

Рассматривается комплекс работ по развитию морского и речного транспорта, реконструкция портового хозяйства, строительство новых морских и речных портов. Намечено значительно поднять общий дедвейт морского торгового флота.

Предусмотрены меры по развитию отечественной авиационной промышленности, переход на новые летательные аппараты, соответствующие нормам ИКАО.

Дальнейшее развитие получит нефтепроводный транспорт в западном направлении по дну Балтийского и Черного морей, а также на восток страны и далее в Китай и Японию.

 

 


Читайте также:


Морской транспорт России. Крупные порты и их специализация.

Принципы экономического районирования. Крупные экономические районы.

Экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производства и связей.

Экономическое районирование — разделение территории страны на экономические районы.

Основные принципы районирования :

— Экономический. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими.

— Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его

исторически сложившейся особенности труда и быта.

— Административный, определяющий единство экономического районирования и

территориального политико-административного устройства страны.

Крупные экономические районы — это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда.

В России образовались следующие 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Морской транспорт России. Крупные порты и их специализация.

Доля в общей транспортной работе – 9%

Морской флот России располагает судами всех типов и назначений, но большая часть судов стара (более 10 лет) и требует ремонта, не хватает специализированных судов.

Морские перевозки бывают: внешнеторговыми и каботажными( внутри страны)

Каботажные перевозки бывают 2-х видов:

малый каботаж – грузы перевозятся в пределах одной страны и одного бассейна, вдоль своих берегов (Новороссийск – Туапсе; Владивосток – Ванино)

большой каботаж – в одной стране, но по разным бассейнам, вдоль чужих берегов (Мурманск – Новороссийск)

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа морских портов и их пропускаемой способности. 2\3 границ России – морские.

В Российской Федерации около 40 портов, из них только 11 относительно крупных. Не хватает портов на Балтийском море, на Черном море всего 1 крупный порт — Новороссийск.

Крупнейшие российские порты – Санкт-Петербург (11 млн. тонн), Выборг (5 млн. тонн), Калининград (3.7 млн. тонн).

Автодорожная сеть

Мощность собственных портов удовлетворяет только на 50 %. Порты – мелководные, нет удобных бухт.

1-ое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, где осуществляются каботажные перевозки. Также осуществляются внешнеторговые связи со странами АТР и Австралией (экспорт – соль, уголь, лес, нефть и т. п.). Используется паромная переправа ж/д вагонов. Порты:Находка, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Углегорск, Восточный, Хомск, Нагаево (Магаданская обл.), Корсаков.

2-ое место принадлежит Балтийскому бассейну, который обеспечивает внешнеторговые связи со странами Европы и Америкой. Вывозятся лес, металл, уголь, нефть.

Порты:Санкт-Петербург, Калининград, Ломоносовский, Выборг, Приморск.

Через порты Черноморского бассейна вывозится в основном нефть.
Порты:Новороссийск, Туапсе

Северный Бассейн. Наибольшее значение имеет Баренцево море, которое не замерзает и обеспечивает круглогодичное судоходство. 70% перевозок – внутренние перевозки, осуществляющиеся, в основном, внутри Баренцего и Карского морей.

Большое значение имеет Северный морской путь (Мурманск – Владивосток).Он соединяет Дальний Восток с европейскими портами, а также с устьями судоходных рек. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на север Сибири для использования богатых природных ресурсов северных районов и их развития роль северного морского пути возрастает и будет возрастать.

Порты (осуществляются внутренние перевозки):

Мурманск (руды, апатиты), Архангельск (лес), Тикси, Амбарщик, Игарка (лес), Диксон

Перевозят промышленные и продовольственные товары, стройматериалы, горючее, для снабжения северных районов. На экспорт идут полезные ископаемые.



Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 444 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Транспорт как самостоятельная отрасль экономики, его классификация, показатели работы. Преимущества железнодорожного транспорта. Существенные достоинства, недостатки трубопроводов. Значение морского транспорта. Транспортная стратегия Российской Федерации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Транспортный комплекс

Транспорт является самостоятельной отраслью экономики, он относится одновременно и к сфере материального производства, и к отраслям, оказывающим услуги. Удельный вес транспорта в основных производственных фондах России составляет около 19%, доля транспортных услуг в ВРП — около 8%, в отрасли занято около 6% работников страны. Транспорт является самым емким потребителем сырья, топлива и некоторых видов обрабатывающей продукции. Он ежегодно потребляет 8-10% производимой электроэнергии, 17-20% топлива, 20-25% проката, произведенных в стране. При этом транспортная отрасль существенно влияет на экологическую обстановку в России — его доля выбросов в атмосферу составляет 40% — в среднем по стране, 80% — в крупных городах.

Существует несколько классификаций транспорта:

1) По техническим видам;

2) По видам пользования.

Транспортный комплекс — это совокупность всех видов транспорта.

Транспортная система России

Он состоит из транспортных средств и транспортной сети, которая включает в себя магистрали (главные транспортные пути), второстепенные пути и транспортные узлы (пункты, в которых сходятся несколько транспортных путей и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой, происходит перераспределение грузовых и транспортных потоков).

Главными показателями работы транспорта являются:

1) объем перевозок (отправлений) грузов (в тоннах),

грузооборот, 3) объем перевозок пассажиров (в количестве пассажиров), 4) пассажирооборот. Грузооборот — это произведение количества перевезенных грузов (в тоннах) на расстояние (в километрах), измеряется в тонно-километрах (т-км). Пассажирооборот — это произведение количества перевезенных пассажиров (человек) н расстояния, на которое они перемещаются (в километрах), измеряется в пассажиро-километрах (пасс.-км). В рыночной экономике один из важнейших показателей — себестоимость перевозок грузов и пассажиров. Ранги роста себестоимости видов транспорта — от минимальной к максимальной: трубопроводный, морской, речной, железнодорожный, городской электрический, автомобильный, авиационный.

По протяженности железных дорог общего пользования Россия занимает второе место в мире после США. Восточная часть страны значительно меньше обеспечена железными дорогами, чем ее западная часть. Отсутствие или очень малая протяженность железных дорог серьезно сдерживает социально-экономическое развитие многих азиатских регионов России — республик Алтай, Тыва, Саха (Якутия) и др.

Железнодорожный транспорт имеет следующие достоинства:

• бесперебойная работа круглый год, в любых природных условиях;

• потенциально высокая скорость движения (но средняя скорость движения по железным дорогам — всего около 30 км/ч);

• сравнительно высокая провозная способность, которая может обеспечивать массовые перевозки грузов и пассажиров;

• относительно невысокая себестоимость перевозок.

Поэтому железнодорожный транспорт является главным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния. Он занимает среди всех видов транспорта второе место по грузо- и пассажирообороту.

Автомобильный транспорт удобен для перевозки грузов и пассажиров на относительно короткие расстояния. Автотранспорт занимает первое место среди всех видов по пассажирообороту — в основном за счет массовых внутригородских перевозок (в том числе личными автомобилями).

Треть автодорог имеют гравийное, щебеночное, шлаковое, булыжное покрытие, отличающееся низким качеством и требующее частых ремонтных работ. Почти 1/3 всех сельских населенных пунктов России до сих пор не имеет дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования. Практически отсутствуют постоянные автодороги в некоторых северных и восточных регионах страны, из-за чего плотность автодорог во многих федеральных округах очень низка (см. прил. 9). Почти нет в России автострад — магистралей самого высокого качества, по которым в основном перевозятся грузы и пассажиры в развитых странах.

Трубопроводный транспорт. Протяженность магистральных трубопроводов в России составляет 250 тыс. км, в том числе нефте- и нефтепродуктопроводов — 55 тыс. км, газопроводов — 175 тыс. км, и продолжает расти. Основные трубопроводы связывают месторождения нефти и газа Тюменской области с потребителями топлива в Европейской части России (а также в европейских государствах) и экспортными портами на Балтике и Черном море. Несколько изолированных газопроводов действует на Дальнем Востоке.

Существенные достоинства трубопроводов:

1) себестоимость транспортировки грузов низкая (транспортировка нефти по ним обходится в три раза дешевле, чем но железной дороге, а транспортировка газа на дальние расстояния возможна практически только при использовании газопроводов);

2) затраты на строительство трубопроводов сравнительно низкие (затраты на строительство трубопровода в два с лишним раза меньше, чем постройка автомобильной или железной дороги с той же провозной способностью);

3) трубопроводы при должном отношении к их эксплуатации и своевременной модернизации надежны, не зависят от сезонных и климатических условий, функционируют круглый год;

4) допускают минимальные потери нефти (в 1,5 раза меньше по сравнению с железнодорожным и в 2,5 раза меньше по сравнению с водным транспортом);

5) обладают высокой пропускной способностью.

Основными недостатками данного вида транспорта являются относительно невысокая скорость перемещения грузов и опасность аварий, грозящих экологической катастрофой, особенно в районах Крайнего Севера с его хрупкой природой.

Морской транспорт России имеет большое значение для обеспечения перевозок грузов приморских территорий страны. Главная роль морского транспорта заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов. Именно поэтому он имеет самое большое среднее расстояние перевозки и занимает третье место по грузообороту. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

Морской транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта:

1. морские перевозки почти в два раза дешевле железнодорожных и в 20 раз — автомобильных перевозок (но по нефтяным грузам он уступает трубопроводам);

2. морские суда имеют самую большую единичную грузоподъемность (один поезд перевозит грузы весом в среднем 2—3 тыс. т, а океанские суда — десятки тысяч тонн, нефтяные танкеры — свыше 300 тыс. т.);

3. затраты на строительство судов в расчете на единицу перевозимого груза значительно меньше, чем в других видах транспорта. По той же причине расходы на сооружение портов, отнесенные к объему их грузооборота (удельные капительные вложения), также невелики;

4. морской транспорт расходует сравнительно небольшое количество топлива на перевозку единицы груза;

5. для данного вида транспорта характерна практически неограниченная пропускная способность путей сообщения.

Однако существуют и недостатки. Имеющиеся в России суда могут перевозить около 100 млн т грузов, а потребность страны в морских перевозках превышает 200 млн т в год. Также в России не хватает современных судов: средний возраст использования судов — 17 лет, что значительно больше соответствующей характеристики мирового торгового флота. Не хватает в России крупных портов с большим грузооборотом — таких у страны только 15. Больше 60% российских портов мелководны и не могут принимать крупнотоннажные суда.

Значительная часть российских грузов вынуждена направляться через порты соседних государств.

Речной транспорт, как и морской, имеет низкую себестоимость перевозки грузов. Он использует естественные пути, на обустройство которых требуется значительно меньше затрат, чем на строительство сухопутных дорог. Однако речной транспорт имеет целый ряд недостатков. Большая часть рек России на длительное время замерзает. Не совпадают конфигурация речной сети и основные направления перевозок грузов — крупнейшие реки России текут с юга на север, а массовые грузопотоки имеют широтное направление.

Учитывая огромные размеры нашей страны, большое значение имеет авиационный транспорт. Его основная задача — перевозка пассажиров на дальние расстояния. Данный вид транспорта — самый дорогой. Престиж отечественного воздушного транспорта невысок из-за высоких тарифов, недостаточного качества и культуры обслуживания пассажиров, а также неудовлетворительного технического состояния самолетов и вертолетов (около 50% парка гражданской авиации эксплуатируется более 20 лет).

Министерством транспорта РФ разработана «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», в которой сказано: «Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы». Определены основные задачи развития транспортной системы России:

• формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

• обеспечение доступности объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны;

• интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

• повышение уровня безопасности транспортной системы;

• снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

транспорт экономика железнодорожный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Технология работы морского транспорта

    Сущность, понятие и назначение морского транспорта. Карта морских сообщений Республики Казахстан. Значение для отрасли и инфраструктура порта Актау. Статистика перевозки товаров и грузов в регионе. Транспортная стратегия развития в страны до 2020 года.

    презентация [849,3 K], добавлен 13.10.2014

  • Тенденции и современное состояние транспорта в России

    История развития автомобильного, морского, речного и железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Основные транспортные узлы Южного Федерального округа. Изучение современного состояния речного и морского судоходства, трубопроводного транспорта.

    курсовая работа [750,4 K], добавлен 14.01.2015

  • Экономическая деятельность железнодорожного транспорта России

    Транспортный комплекс России. Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике. Этапы развития железнодорожного транспорта в России. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте.

    дипломная работа [97,4 K], добавлен 30.01.2011

  • Морской транспорт

    Значение морского транспорта для внутренних и внешних перевозок массовых грузов на большие расстояния. Преимущества, недостатки использования морского транспорта. Крупнейшие порты России. Северный морской путь. Состав морского флота. Основные виды грузов.

    презентация [528,9 K], добавлен 11.05.2015

  • Реформирование железнодорожного транспортам России

    Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта (этап 1997 – 1998 гг.). Оценка вариантов реформирования железнодорожного транспорта. Реформирование нефтяной отрасли. Реформирование морского транспорта. Актуализация схемы развития.

    реферат [92,0 K], добавлен 24.04.2007

  • Состояние и развитие морского транспорта Российской Федерации

    Понятие и значение современного морского транспорта России. Объем перевозок и грузооборот как основные показатели работы флота. Конфигурация путей сообщения судоходства. Классификация и основные характеристики морских судов и плавучих сооружений.

    реферат [729,0 K], добавлен 10.06.2014

  • Транспорт и экономика

    Транспортная отрасль как важнейшая из составляющих инфраструктуры любого государства, ее влияние на экономику страны. Перспективы развития новых видов транспорта в Республике Казахстан. Преимущества и недостатки электромобилей, виды гелиотранспорта.

    презентация [662,6 K], добавлен 24.01.2016

  • Роль железнодорожного транспорта в экономике России

    Принципы организации работы железнодорожного транспорта, его значение в экономике государства и основные направления развития. Проблемы железнодорожного транспорта в России на современном этапе, необходимость в инвестициях и сферы их применения.

    курсовая работа [28,8 K], добавлен 04.10.2009

  • Транспортная инфраструктура Доминиканской республики

    Туризм как отрасль доминиканской экономики. Характеристика воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Детальное изучение всех направлений и сфер развития транспорта в Доминиканской республике. Доставка туристов в Пунта-Кана и Санто-Доминго.

    контрольная работа [1,7 M], добавлен 15.12.2011

  • Морской транспорт

    Виды морского транспорта и их характеристики. Международный характер производственной деятельности в судоходстве. История развития морского транспорта. Характеристика судов в зависимости от задач и рода груза. Современное состояние морского транспорта.

    реферат [24,5 K], добавлен 05.12.2012

Министерство образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

Кафедра экономической и социальной географии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
«Развитие и размещение транспортного комплекса РФ»

Cтудента I-го курса, дневного отделения 2-ой группы специальности ЭППД

Шатохина Сергея Александровича

Научный руководитель к.э.н., Илюхин С. А.

Дата защиты______________________

Оценка при защите_________________

Члены комиссии___________________

Самара 2000

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по теме: «Развитие и размещение транспортного комплекса РФ»

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 4

1. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса………………………………………….. 5

1.1. Значение транспортного комплекса в ЕНХК…………………………………………. 5

1.2. Структура транспортного комплекса……………………………………………………. 8

2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ 19

2.1. Развитие и размещение различных видов транспорта………………………… 21

2.2. Размещение транспорта по экономическим районам………………………….. 33

3. Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса………………………………………………………………………… 48

4. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки…………………………………………………………………………… 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 54

Используемая литература…………………………………………. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………… 56

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.

Транспорт является важным связующим звеном в эконо­мике Российской Федерации, без которого невозможно нор­мальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транс­портного комплекса.

Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

Это позволит эффективно использовать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта, что обеспечит удовлетворение интересов государства, которые заключаются в сокращении импортных транспортных услуг, а значит, и в дополнительном поступлении налогов в казну, и негосударственных компаний-участников — получение дополнительного рынка сбыта и прибыли от перевозок.

В последние годы актуальность развития комбинированных перевозок в России возросла. За последние 6 лет объёмы международных автомобильных перевозок в стране увеличились более чем в 6 раз. При этом доля перевозок, осуществляемая российскими перевозчиками, уменьшилась за тот же период в 3 раза.

Переход на рыночную экономику создал новые и усугубил уже имеющиеся проблемы в сфере данных перевозок, основными из которых являются стандартизация технических средств, модернизация и развитие терминалов, внедрение нового оборудования и т.д. В частности, в международных автоперевозках остро стоит проблема незаконного, в нарушение международных договоров, внедрения перевозчиков ряда иностранных государств на рынке внутрироссийских автомобильных перевозок.

Перспективы же развития комбинированных перевозок очевидны. Это позволит сохранить автомобильные дороги России, значительно улучшить экологию окружающей среды и криминогенную обстановку в пути следования, ликвидировать “пробки” на пунктах таможенного контроля, привлечь дополнительные объёмы перевозок главным образом на железную дорогу, снизить издержки на транспортировку грузов различными видами транспорта, а значит, повысить доходы всех задействованных субъектов — грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков, то есть всего транспортного комплекса.

Изучению состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития и посвящена данная работа.

1. Значение транспорта для хозяйства страны.

География транспорта России

Структура транспортного комплекса.

1.1. Значение транспортного комплекса в ЕНХК.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.[1]

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.[2]

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны.

Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Правда традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Однако данное положение действует только при определённых условиях. К важнейшему из них относится наличие достаточных транспортных резервов.[3]

Значение транспорта, как важной составной части экономики Россий­ской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного тру­да: специализация районов, их комплексное развитие невоз­можны без системы транспорта. Транспортный фактор оказы­вает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения произво­дительных сил. При размещении производства учитываются по­требность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транс­портными путями, их пропускная способность и т.

д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются вариан­ты размещения предприятий. Рационализация перевозок влия­ет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным пре­имуществом для размещения производительных сил и дает ин­теграционный эффект.[4]

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размеще­нием ресурсов, населения и основных производственных фон­дов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыноч­ным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффектив­ность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной ча­стью рыночной инфраструктуры.[5]

Стоит отметить, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

В результате в 80-е структурная диспропорция, возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена – железнодорож­ного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привёл к адекватному снижению объёмов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло её с повестки дня.[6]


Добавить комментарий