Кривая лаффера

.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА

 

Последователи Кейнсаориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способ­ность общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инф­ляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту со­вокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения»убеждены в противополож­ном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпри­нимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они – за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто прав, экономическая на­ука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая актив­ность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгод­ной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбере­жениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется на­логовая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила на­звание «кривая Лаффера».

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит.

Вопрос 91 Кривая Лаффера

Если налоговая ставка r1 = 100%, то никто не будет заинте­ресован работать и государство тоже ничего не получит.

При какой-то ставке (скажем, r0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подо­ходного налога, достигнет максимума R1 (точка М). Попытки повы­сить налоговые ставки приведут к снижению R0 (точка N). Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступ­ления налогов максимальны.

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьше­ние налоговых ставок вызовет сокращение доходов государст­ва, но это сокращение будет иметь кратковременный харак­тер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая


Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 176;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

Кривая Лаффера

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая «запретная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов.

Кривая Лаффера

Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж tmax, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): «удлинить» деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С.

Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Поделиться

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Неэргодическая экономика

.

Системы налогообложения. Кривая Лаффера

Налоги являются главной статьей бюджетных доходов. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный или местные бюджеты. Налоги выполняют в экономике ряд функций:

— фискальная функция (от древне-римского слова «фиск» – государственная казна) состоит в сборе денежных средств в бюджет, благодаря чему обеспечивается финансирование государственных расходов;

— регулирующая функция состоит в том, что налоги заинтересовывают или сдерживают хозяйствующих субъектов в развитии той или иной формы деятельности;

— социальная функция состоит в том, что налоги выступают средством перераспределения доходов и тем самым сглаживают неравенство в доходах различных социальных групп населения.

Совокупность налоговых платежей, форм и методов их взимания образует налоговую систему. Исходные положения, на которых базируется налоговая система, называются принципами налогообложения. Впервые в наиболее полном виде принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом. По мнению Смита, налоговая система должна быть справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику) и недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основе современной системы налогообложения лежат два принципа:

1. Принцип полученных благ. Он означает, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Принцип выгод отражает принцип вертикальной справедливости– плательщики, находящиеся в неравном положении должны находиться в неравной налоговой позиции.

2. Принцип платежеспособности. Он означает зависимость налогов от размера полученного дохода.

Принцип платежеспособности отражает принцип горизонтальной справедливости – плательщики, находящиеся в равном экономическом положении должны выплачивать одинаковый налог, то есть иметь равную налоговую позицию.

Использование того или иного принципа налогообложения предопределяется социально-экономической сущностью конкретного государства, требованиями данного момента времени.

В большинстве стран сегодня действуют прогрессивные шкалы налогообложения, построенные по принципу платежеспособности. Это связано, с одной стороны, с недостатком принципа полученных благ в определении получателя благ и невозможности решения на основе этого принципа проблем бедности и безработицы; с другой стороны, развитым странам присуща политика, ориентированная на сглаживание различий в доходах населения.

Основными элементами налоговой системы являются:

1. Субъект налога – это физические или юридические лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налог.

2. Объект налогообложения – это то, с чего начисляется налог. Например, прибыль, заработная плата, имущество, земля и т.д.

В зависимости от объекта налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на доходы налогоплательщика и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. Например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

3. Налоговая база – доход субъекта, из которого начисляется налог.

4. Налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, то есть единицу измерения объекта налогообложения. Например, для налога с прибыли единицей налогообложения является денежная единица страны, для земельного налога — гектар, акр или другая единица площади.

Различают следующие налоговые ставки:

· твердая ставка – устанавливается в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения;

· пропорциональная ставка – устанавливается в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения;

· прогрессивная ставка – растет по мере увеличения дохода.

· регрессивная ставка – снижается по мере увеличения дохода;

· дерегрессивная ставка – растет, но относительно медленнее, чем облагаемая сумма.

5. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъектов налогообложения.

6. Налоговое бремя – величина налоговой суммы. Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

7. Порядок уплаты налога может быть:

· кадастровым, то есть взимаемым по реестру, содержащему сведения об оценке и средней доходности объектов налогообложения, таких как дома, земля, гаражи и т.д.;

· до получения дохода;

· после получения дохода, то есть по декларации о доходах.

8. Уровень налогополучателя характеризует форму поступления налогов по принципу юрисдикции. В России все налоги по этому принципу делятся на 3 уровня:

· федеральные налоги;

· налоги субъектов федерации;

· местные налоги.

Для любой системы налогообложения особую важность имеет вопрос установления оптимального уровня налогообложения. Для графической иллюстрации решения этой проблемы может быть использована кривая Лаффера (рис. 14.1). Кривая Лаффера отражает зависимость между доходами государственного бюджетаTx и динамикой налоговых ставок t.

Рис. 14.1. Кривая Лаффера

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость, но теоретически установить величину tопт не представляется возможным. Она определяется эмпирическим, то есть опытным путем.

Сторонники теории экономики предложения рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту сбережений и доходов фирм, что ведет, соответственно, к увеличению инвестиций. То есть, сокращение налогов, вызывая рост национального производства, не только не уменьшит поступления в налоговый бюджет, но и может обеспечить рост налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы. Эта зависимость получила название эффекта «Лаффера».


Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 99;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Кривая Лаффера (Laffers courve) — графическое изображение зависимости между уровнем ставок налогообложения и суммой налоговых поступлений в бюджет.

В соответствии с «Кривой Лаффера» при повышении уровня ставок налоговых платежей сумма поступлений налоговых платежей в бюджет увеличивается лишь до определенного предела, после которого возрастание налоговых ставок приводит к снижению суммы налоговых поступлений. «Кривая Лаффера» используется при установлении эффективных ставок налогообложения. Эффект «Кривой Лаффера» проявляется с определенным «лагом запаздывания», т.е. по истечении определенного периода после изменения ставок налогообложения.

Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t=100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая «запретная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль.

Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж tmax, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): «удлинить» деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов).

Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.

Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35-40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Добавить комментарий