Культура майя кратко

.

Майя – группа индейских народов, родственных по языку, живущих на полуострове Юкотан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Исследователи делят древнюю историю Майя на несколько периодов: доклассический, классический и послеклассический. Это охватывает период с 2000 г до н.э. до сер. XVI века нашей эры, когда цивилизация была завоевана испанцами. Названия многих городов и отдельных сооружений Майя были присвоены испанцами. Испанцами были сожжены более 500 древних рукописей. Важнейшими художественными центрами являлись Копан (Гондурас), Тикаль (Гватемала), Паленке и Бонампак (Мексика), Чичен-ица (столица Майя в Мексике), Ушмаль (Мексика). За 15 веком до покорения Майя уже изобрели точный солнечный календарь, раньше европейцев стали использовать понятие «нуля», безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, разработали иероглифическую письменность. Одним из ярких прявлений высокого уровня культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы, белокаменные города, астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стеллы.

Паленки – первый город, о котором стало известно в Европе. Лучше всего сохранился храм Надписей, а рядом с ним – храм Солнца, храм Креста, храм Льва, сложенные из белого камня. В 1960 дворец Надписей объявлен национальным памятником.

Древний город Ушмаль самый крупный и величественный. Он состоит из 6 больших комплексов. В центре города – Дворец Губернатора, Квадрат Голубей, Дом Черепах. На ступенях монументальных лестниц оставлены длинные тексты. В настоящее время насчитывается около 2000 стелл (плит) с надписями.

Бонампак (в пер. «энциклопедия в картинках») – росписи 3хкомнатного храма рассказывают о жизни города и войнах. Из этих росписей стало известно о быте, одежде, вооружении индейцев. Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор не известен. Они чрезвычайно устойчивы к воде и кислотам.

Одна из вершин зодчества Майя – 9ти ступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (в пер . «сященная столица» Мексика).

Культура майя

К Каждой из 4х сторон пирамиды идет лестница из 91 ступени. В сумме это 364 + платформа, что соответствует дням года.

Скульптура представлена монументальными культовыми сооружениями – рельефами и стеллами, а также мелкой пластикой для совершения магических обрядов.

Любопытным памятником культуры Майя был священный колодец, или колодец жертв в честь бога Дождя.

Из сохранившихся рукописей известны 2: пророчества Ягуара и книга народов, в которых описаны традиции, обычаи и культура Майя. ,


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Содержание

  1. Введение……………………………………………. стр.3

  1. Основная часть………………………………………стр.4

  1. Заключение………………………………………….стр.9

  1. Список использованной литературы………………стр.10

Введение

Великая цивилизация Майя хранит в себе множество загадок. Но, несмотря на это, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней, и ученые сегодня имеют обширное представление о довольно любопытных обычаях и традициях древних Майя. Произошло это благодаря племенам Юкатана, родственным Майя и сумевшим сохранить некоторые наиболее значимые обычаи своих предков.

Вообще, все обычаи этого народа носят религиозный характер. Однако наблюдается поразительная схожесть некоторых обычаев Майя с современными. Например, известно, что у Майя существовала церемония «крещения». Как и в церквях Старого Света, ребенка окропляли водой, давали имя. Кроме того, у Майя так же существовал обряд отпущения грехов и причастия, когда хлеб делился между всеми участниками церемонии. Так же не менее поразительно и то, что храмы Майя были украшены крестами, которыми благословлялись бракосочетания! Кстати, жить вместе без благословения имели право только вдовцы – для молодых пар это считалось непристойным.

О том, что древние майя унаследовали большую часть своей культуры из Старого Света, говорят так же и их праздники. Потомки Майя (испанцы) описывали несколько наиболее почитаемых индейцами праздников. И опять же наблюдается поразительное сходство с Европейскими нациями. 16 мая Майя отмечали день, когда была благословлена вода. В Европе этот же день считается праздником св. Иоанна, покровителя водной стихии. 8 сентября майя отмечали день рождения матери Белого Бога – день рождения Девы Марии в Европе. Рождество самого Белого Бога выпадало на 25 декабря! Первые исследователи культуры майя описывают необычайное пристрастие этого народа к чистоте и приятным запахам. Так что практически каждый праздник сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку.

Однако не все праздники и традиции Майя имели сходство с европейскими. Как было сказано выше, все обычаи этой цивилизации носили глубоко религиозный характер, а посему имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения. О них мы и поговорим.

Основная часть

Жертвоприношения

Одним из важнейших ритуалов, совершаемых Майя, несомненно, были жертвоприношения. Согласно мировоззрениям Майя, боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь. Отсюда исключительная важность любой формы жертвоприношений.

Очень серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.

«Жертвой» могло быть многое: цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – всё, что только дорого сердцу, в том числе и человеческая жизнь.

Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому и, как и все подобные ритуалы, отличался крайней жестокостью. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком – церемониймейстер – и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо – в том случае, когда умерший был мужественным воином, – разрезалось

на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами, видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного (ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего). Кровь у Майя почиталась «любимейшей пищей богов».

И всё же более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, эпидемии).

Пост

К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни, а так же всевозможные посты.

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились: не ели мяса, соли, перца и острую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Иногда пост мог продолжаться до 3-х лет.

Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и, прежде всего, просили облегчить тяготы жизни, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путем «отправления посланников богам», т.е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Обряд уплощения головы

 Можно предположить, что древние Майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует с линией носа почти прямой угол. Однако природа редко шла навстречу их вкусам, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя к эталону красоты.

Для достижения необходимой деформации черепа они изобрели специальный «пресс». Он состоял из двух положенных друг на друга прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного младенца. Постепенно разведенные концы стягивались (тоже веревками), доводя приплюснутость черепа до нужной формы, которая диктовалась канонами красоты.

Это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка. Судя по достижениям Майя в науках, искусстве, архитектуре и других сферах, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывалась в дальнейшем на их умственных способностях, если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки!

Культура древней цивилизации майя вкратце

В основе древней религии Майя лежало почитание гремучих змей. Можно предположить, что для них «Царственная змея» и все с нею связанное были такими же символами, как для христиан – крест. Верность этому символу Майя демонстрировали часто и практически во всех своих произведениях искусства: в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, как полагают некоторые учёные, обряд уплощения головы совершался для того, чтобы придать голове ребенка сходство со змеиной головой.

Ещё одним «каноном красоты» у Майя считалось косоглазие. Для этого к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусинка, свисавшая между глаз. Также модными у Майя считались подпиленные зубы – и мужчины, и женщины придавали им остроконечную форму. Аристократы и жрецы часто инкрустировали свои зубы нефритом, бирюзой, перламутром.

Ритуал души-крови

По этому ритуалу выбранную жертву – невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови») – привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану – приносимый в жертву должен был умирать долго от потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Танец огненного очищения

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Разжигали огромный костёр, почти в два человеческих роста. Когда от костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Затем индейцы босые ходили по этим углям. Возглавлял эту процессию главный жрец.

Считалось, что этот танец отгонял несчастия и приносил племени удачу в охоте урожае.

Иногда жрецы нарочно заставляли молодых юношей участвовать в этой церемонии, дабы закалить волю и выдержку будущих мужчин.

Игра в мяч

Это на самом деле даже не игра, а некий религиозный ритуал. Две команды играли каучуковым мячом, который символизировал солнце, и поэтому к нему нельзя было прикасаться кистями рук и ступнями. Разрешено было использовать плечи, корпус, голову, бедра и специальные биты. Цель игры-ритуала – забросить мяч в кольцо, которое находилось на разных полях и на разной высоте (2 кольца, по одному на каждую команду). Чем выше расположено кольцо, тем, соответственно, сложнее игра. Самое большое поле для игры в мяч имело размеры 180 на 120 метров, кольца находятся на высоте около 4 метров. Это поле существует и по сей день. Находится оно В Чечен-Ице. Оно обладает уникальными акустическими эффектами, неразгаданными современной наукой. Наверху в середине короткой и смежной с ней длинной стены, располагаются 2 трибуны — одна для верховного жреца, выступавшего в роли судьи, другая – для знати. Расстояние между трибунами около 100 метров. Феномен этого места заключается в том, что люди, находящиеся на этих трибунах, могут переговариваться между собой вполголоса и прекрасно друг друга слышать, а внизу, на поле, их совсем не слышно. Другой уникальный эффект состоит в том, что стоя лицом к стене на противоположных концах этого поля, т.е. на расстоянии 180 метров друг от друга, можно прекрасно переговариваться, не повышая голоса!

Но вернёмся к игре. Итак, играли командами 7 на 7 человек. В такие кольца, да еще находящиеся на такой высоте, забить мяч было крайне сложно. Поэтому игра продолжалась до 3-4 суток. Как только один мяч был забит в кольцо, игра прекращалась. У Майя после этого совершались нечеловеческие жертвоприношения. Но у кровожадных и воинственных тольтеков, которые пришли в Чечен-Ицу после Майя и унаследовали их культуру и ритуалы, по завершении игры в мяч происходили человеческие жертвоприношения, а именно: капитан проигравшей команды отрубал голову игроку, забившему мяч.

Взятие кавиля

 «Взятие кавиля» – важнейшая часть церемонии восшествия на престол во всех царствах Майя. В Сияхчане этот ритуал приобрел вид особого танца, буквально «танца взятия».

Кавиль – имя одного из майяских божеств (Бог K), а также обозначение основной царской инсигнии – скипетра в виде фигурки этого бога. Передача или принятие этой реликвии символизировала переход верховной власти к царю-преемнику.

Ритуал царских похорон

Прижизненный и заупокойный культ правителей, их обожествление – характерная черта политической жизни майя. Под основанием почти всех каменных монументов (алтари, стелы), а также под полами храмов и дворцов Майя устраивали ритуальные тайники. Это было важнейшим обрядом, призванным обновить магическую силу обожествленного царя на следующие 20 лет правления. Царю как бы обеспечивалась поддержка основных богов майяского пантеона, от которых зависел урожай, а значит – и благополучие страны.

У Майя существовал пышный ритуал царских похорон и заупокойный культ умершего правителя. В ходе раскопок в Паленке была обнаружена уникальная для Мезоамерики пирамида, выполнявшая функцию мавзолея, где покоился правитель (некоторые ученые считают, что это был правитель Пацал, живший в ХII в.), как это было принято в Древнем Египте.

У Майя имелось и множество интересных повседневных и вполне мирных обычаев и ритуалов. Например, приготовление какао для Майя не было обычной кулинарной процедурой, а целым ритуалом. Майя видели в этом бодрящем напитке божественное содержание и готовили его по-особому. Его готовили только избранные люди из прожаренных зерен какао, смешанных с водой, маисовой мукой и различными пряностями, и разливали в богато украшенные золотые чаши.

Заключение

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале до 40 % населения относятся к Майя, в Белизе – порядка 10 %. Сегодняшняя религия Майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии (хлопковая одежда, украшенная традиционными майяскими сюжетами), по которым они отличаются от других Майя.

Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы.

Всё больше и больше Майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые Майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.

Разумеется, в условиях такого прогресса трудно представить, что современные Майя уплощают с младенчества головы или активно практикуют жертвоприношения! Почти все древнемайяские обычаи и ритуалы канули в лету. Учёные склонны полагать, что это к лучшему, ведь целой цивилизации, живущей «по канонам, противоречащим прогрессу и эволюции», сложно выжить в современном мире. На сегодняшний момент таких племён почти не осталось, да и вряд ли прибавится.

Список использованной литературы

В.И. Гуляев. «Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации»


Похожие страницы:

  1. Обычаи и традиции Перу

    Реферат >> География

    … Губкина Курсовая работа на тему: «Обычаи и традиции Перу» Выполнила: Проверила: Калашникова М.Ф … на континенте, май), празднества Корпус-Кристи в Куско (май), фестиваль Девы … мирного сосуществования две великие индейские цивилизации Южной Америки – кечуа и …

  2. Традиции, обычаи и обряды киргизов

    Реферат >> Культура и искусство

    традициях своего народа, так и успешно впитавшую достижения современной цивилизации. Основные комплексы обычаев … «каймак»; масло — «май» топлёное масло — «сары май» и др. Из кобыльего … лепёшки с разрезами центре — «май токоч»; её разновидность — «челпек» …

  3. Традиции Испании в развитии современного туризма

    Реферат >> Физкультура и спорт

    … сосуществует огромное количество различных обычаев и традиций, а само население страны … воспитания и образования. Европейская цивилизация является сокровищницей мирового культурного наследия … de Sevilla) Май 1 мая День труда 2 мая Праздник в автономном …

  4. Традиции гостеприимства в азербайджанской культуре

    Реферат >> Физкультура и спорт

    … Азербайджан — один древнейших очагов человеческой цивилизации, — это этническая территория и … формирований из оккупированных территорий.12 мая 1994 года между Азербайджаном … id=722 6. Мир туризма – Обычаи и традиции Азербайджана — http://mir-turizma.net …

  5. Цивилизация Востока

    Реферат >> История

    … , где в центральной ее части сложились цивилизациимайя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие … действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой …

Хочу больше похожих работ…

Содержание

1. Введение……………………………………………. стр.3

2. Основная часть………………………………………стр.4

3. Заключение………………………………………….стр.9

4. Список использованной литературы………………стр.10

Введение

Великая цивилизация Майя хранит в себе множество загадок. Но, несмотря на это, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней, и ученые сегодня имеют обширное представление о довольно любопытных обычаях и традициях древних Майя. Произошло это благодаря племенам Юкатана, родственным Майя и сумевшим сохранить некоторые наиболее значимые обычаи своих предков.

Вообще, все обычаи этого народа носят религиозный характер. Однако наблюдается поразительная схожесть некоторых обычаев Майя с современными. Например, известно, что у Майя существовала церемония «крещения». Как и в церквях Старого Света, ребенка окропляли водой, давали имя. Кроме того, у Майя так же существовал обряд отпущения грехов и причастия, когда хлеб делился между всеми участниками церемонии. Так же не менее поразительно и то, что храмы Майя были украшены крестами, которыми благословлялись бракосочетания!

Цивилизация Майя — интересные факты о существовании племени и его достижениях

Кстати, жить вместе без благословения имели право только вдовцы – для молодых пар это считалось непристойным.

О том, что древние майя унаследовали большую часть своей культуры из Старого Света, говорят так же и их праздники. Потомки Майя (испанцы) описывали несколько наиболее почитаемых индейцами праздников. И опять же наблюдается поразительное сходство с Европейскими нациями. 16 мая Майя отмечали день, когда была благословлена вода. В Европе этот же день считается праздником св. Иоанна, покровителя водной стихии. 8 сентября майя отмечали день рождения матери Белого Бога – день рождения Девы Марии в Европе. Рождество самого Белого Бога выпадало на 25 декабря! Первые исследователи культуры майя описывают необычайное пристрастие этого народа к чистоте и приятным запахам. Так что практически каждый праздник сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку.

Однако не все праздники и традиции Майя имели сходство с европейскими. Как было сказано выше, все обычаи этой цивилизации носили глубоко религиозный характер, а посему имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения. О них мы и поговорим.

Основная часть

Жертвоприношения

Одним из важнейших ритуалов, совершаемых Майя, несомненно, были жертвоприношения. Согласно мировоззрениям Майя, боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь. Отсюда исключительная важность любой формы жертвоприношений.

Очень серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.

«Жертвой» могло быть многое: цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – всё, что только дорого сердцу, в том числе и человеческая жизнь.

Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому и, как и все подобные ритуалы, отличался крайней жестокостью. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком – церемониймейстер – и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо – в том случае, когда умерший был мужественным воином, – разрезалось

на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами, видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного (ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего). Кровь у Майя почиталась «любимейшей пищей богов».

И всё же более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, эпидемии).

Пост

К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни, а так же всевозможные посты.

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились: не ели мяса, соли, перца и острую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Иногда пост мог продолжаться до 3-х лет.

Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и, прежде всего, просили облегчить тяготы жизни, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путем «отправления посланников богам», т.е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Обряд уплощения головы

Можно предположить, что древние Майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует с линией носа почти прямой угол. Однако природа редко шла навстречу их вкусам, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя к эталону красоты.

Для достижения необходимой деформации черепа они изобрели специальный «пресс». Он состоял из двух положенных друг на друга прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного младенца. Постепенно разведенные концы стягивались (тоже веревками), доводя приплюснутость черепа до нужной формы, которая диктовалась канонами красоты.

Это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка. Судя по достижениям Майя в науках, искусстве, архитектуре и других сферах, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывалась в дальнейшем на их умственных способностях, если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки!

В основе древней религии Майя лежало почитание гремучих змей. Можно предположить, что для них «Царственная змея» и все с нею связанное были такими же символами, как для христиан – крест. Верность этому символу Майя демонстрировали часто и практически во всех своих произведениях искусства: в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, как полагают некоторые учёные, обряд уплощения головы совершался для того, чтобы придать голове ребенка сходство со змеиной головой.

Ещё одним «каноном красоты» у Майя считалось косоглазие. Для этого к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусинка, свисавшая между глаз. Также модными у Майя считались подпиленные зубы – и мужчины, и женщины придавали им остроконечную форму. Аристократы и жрецы часто инкрустировали свои зубы нефритом, бирюзой, перламутром.

Ритуал души-крови

По этому ритуалу выбранную жертву – невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови») – привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану – приносимый в жертву должен был умирать долго от потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Танец огненного очищения

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными.

Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Разжигали огромный костёр, почти в два человеческих роста. Когда от костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Затем индейцы босые ходили по этим углям. Возглавлял эту процессию главный жрец.

Считалось, что этот танец отгонял несчастия и приносил племени удачу в охоте урожае.

Иногда жрецы нарочно заставляли молодых юношей участвовать в этой церемонии, дабы закалить волю и выдержку будущих мужчин.

Игра в мяч

Это на самом деле даже не игра, а некий религиозный ритуал. Две команды играли каучуковым мячом, который символизировал солнце, и поэтому к нему нельзя было прикасаться кистями рук и ступнями. Разрешено было использовать плечи, корпус, голову, бедра и специальные биты. Цель игры-ритуала – забросить мяч в кольцо, которое находилось на разных полях и на разной высоте (2 кольца, по одному на каждую команду). Чем выше расположено кольцо, тем, соответственно, сложнее игра. Самое большое поле для игры в мяч имело размеры 180 на 120 метров, кольца находятся на высоте около 4 метров. Это поле существует и по сей день. Находится оно В Чечен-Ице. Оно обладает уникальными акустическими эффектами, неразгаданными современной наукой. Наверху в середине короткой и смежной с ней длинной стены, располагаются 2 трибуны — одна для верховного жреца, выступавшего в роли судьи, другая – для знати. Расстояние между трибунами около 100 метров. Феномен этого места заключается в том, что люди, находящиеся на этих трибунах, могут переговариваться между собой вполголоса и прекрасно друг друга слышать, а внизу, на поле, их совсем не слышно. Другой уникальный эффект состоит в том, что стоя лицом к стене на противоположных концах этого поля, т.е. на расстоянии 180 метров друг от друга, можно прекрасно переговариваться, не повышая голоса!


Остров Пасхи (Рапануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана 165,5 квадратных километров. Высота до 539 метров. Принадлежит Чили. Население около 2 тысяч человек.

Рыболовство. Овцеводство. Остатки исчезнувшей культуры полинезийцев (каменная скульптура, дощечки, покрытые письменами). Административный центр — Ханга-Роа. Открыт нидерландским мореплавателем я. Роггевеном в 1772 в день Пасхи.

Говорят, что остров Пасхи один из самых уединенных уголков мира. Этот крохотный островок вулканического происхождения размером не более 24 километров, затерянный в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Он находится в 3600 км западнее чилийского города Вальпараисо.

Все, что связано с островом, окутано тайной. Откуда прибыли его первые обитатели? Как они вообще обнаружили этот островок? Как и зачем изваяли более 600 гигантских каменных статуй?

Первыми европейцами, ступившими на остров в пасхальное воскресенье 1772 года, были нидерланские моряки, которые и дали острову имя. Они обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. Вели они себя очень приветливо и дружелюбно.

Самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах УшапкиФ из красного камня (полагают, что это вожди, обожествленные после их смерти).

Местные жители поклонялись божеству, которое они называли Мак-Маком. Были обнаружены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне.

Исторических записей об острове Пасхи не велось, и со сменой поколений устные рассказы о традициях и культуре островитян становились все более и более расплывчатыми. Аборигены рассказали капитану Куку, что сменилось 22 поколения с тех пор, как вождь Хоту Матуа привел их предков на этот остров, но они не могли сказать откуда.

Откуда же произошли жители Полинезии? Какие народы заселили бесчисленные острова, раскинувшиеся на бескрайних просторах Тихого океана вдали от населенных материков? Загадка происхождения полинезийцев породила множество различных гипотез. Предполагали, что население Полинезии происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и даже из Атлантиды.

Некоторые ученые отстаивали американское происхождение полинезийцев. Ступенчатые пирамиды и монолиты, громадные статуи острова Пасхи и Маркизских островов поразительно напоминали такие же пирамиды и изваяния, оставленные в горах Тихоокеанского побережья древними жителями Перу.

Эта гипотеза увлекла молодого норвежского этнографа Тура Хейердала. Изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики — сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из гористой страны на Востоке.

Хейердал занялся изучением древней культуры ёжной Америки. Перуанские легенды говорили о народе белых богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики (что означает «Солнце-Тики») бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан. Так говорили легенды…

Хейердал занимался раскопками в Британской Колумбии, изучал рисунки на камнях в полинезийском стиле, когда немецкие фашисты вторглись в Норвегию. С солнечных берегов Тихого океана ученый-патриот отправился в Заполярье. Он стал бойцом-парашютистом, учавствовал в боях на морских магистралях, ведущих в Мурманск, и только после того, как Норвегия была освобождена, Тур Хейердал снова вернулся к своим исследованиям.

Хейердал написал большой научный труд, доказывающий американское происхождение полинезийцев, но в ученом мире никто не обратил внимания на его работу. Можно ли серьезно говорить о переселении индейцев на острова Поленезии, если они не располагали никакими судами, кроме примитивных плотов! Это было главное возражение. И Хейердал принял неожиданное решение: он сам докажет, что на перуанском плоту можно пересечь Тихий океан.

Так возникла мысль об одной из интереснейших экспедиций. Хейердал тщательно изучил морские течения и ветры. Он пришел к выводу, что Перуанское, а затем ёжное экваториальное течения обязательно отнесут плот от берегов ёжной Америки к Маркизским островам или островам Туамоту. Молодой этнограф разыскал записи первых европейцев, попавших на Тихоокеанское побережье. Там было немало рисунков и описаний древних индейских плотов из бальзового дерева, которое обладало очень высокой прочностью и в то же время вдвое легче пробки. Хейердал решил строить плот, точно придерживаясь древних образцов: девять толстых бревен, связанных веревками из растителельных волокон, четырехугольный парус, небольшая бамбуковая хижина-каюта и рулевое весло на корме — вот и все.

Экипаж необычайного судна подобрался быстро. Первым вызвался инженер Герман Ватцингер. На призыв Хейердала откликнулись друг его детства художник Эрик Хессельберг и его товарищи по оружию Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю. Пятеро молодых норвежцев твердо верили в успех экспедиции. Опасность не пугала их. Во время войны Турстейн и Кнут не раз спускались на парашютах с радиоприемником в тыл врага, а Эрик в прошлом моряк — умел обращаться с секстантом не хуже чем с палитрой и кистью. Шестым участником экспедиции стал шведский этнограф Бенгт Даниельссон.

Уже сама подготовка экспедиции потребовала немало смелости, решительности и выносливости от ее участинков.

Самолет доставил их в Кито — столицу Эквадора, откуда они отправились в джунгли на поиски бальзовых деревьев. Ни ядовитые змеи и скорпионы, ни опасность нападения диких индейцев — охотников за черепами, ни разливы тропических рек не остановили путешественников.

В чаще девственного леса Хейердал и его друзья нашли то, что искали.

И вот драгоценные бревна доставлены по течению рек Паленкуэ и Рио Гуаянс в порт Гуаякиль, а оттуда в отправной пункт экспедиции — Лиму. Здесь в бухте Кальяо, был построен плот — точная копия древних перуанских судов. В отличае от индейских мореплавателей участники экспедиции захватили с собой радиостанцию, но чем могла бы она помочь путешественникам, затерянным в безбрежных просторах Тихого океана, на десятиметровом плату, вдали от морских путей?

28 апреля 1947 года множество людей собралось в порту Кальяо, чтобы проводить отважных исследователей. Надо сказать, что в успех экспедиции почти никто не верил. Ей предрекали неминуемую гибель.

Но молодые путешественники невозмутимо делали свое дело. Ветер наполнил квадратный парус с изображением бородатого лица Кон-Тики — легендарного мореплавателя, который, по предположению Хейердала, открыл Полинезию около 500 года н.э. Его имя присвоили необычному судну. И вот «Кон-Тики» выведен на буксире в открытое море. Попутный ветер подхватил плот, и вскоре зубчатые горы Перу скрылись за грядой облаков. Теперь уже невозможно было повернуть обратно.

Майя (цивилизация)

Пассат погнал плот на северо-запад. К вечеру океан покрылся ревущеми волнами. «Кон-Тики» легко взбирался на водяные горы, и, даже если гребень волны обрушивался на плот, вода немедленно уходила в щели между бревнами, как сквозь зубцы вилки.

Первые несколько суток экипаж яростно боролся со стихией. Управление парусом и рулевым веслом требовало величайшего напряжения сил, но зато путешественники убедились в прекрасных мореходных качествах плота. Прошла неделя. Волны утихли, а океан щедро раскрывал свои тайны перед смелыми исследователями. Не проходило дня, чтобы их не навестили обитатели глубин океана. Сардины и золотые макрели, резвые дельфины и жирные тунцы появлялись у самого плота. Стаи летучих рыб пролетали над головой, и многие из них падали на плот. А как-то ночью волна забросила прямо в каюту редчайшую змеиную рыбу, которую ранее никому не приходилось видеть живой. Только скелеты подобных рыб изредка обнаруживали на американском побережье.

Ночью вода вокруг плота вскипела фосфорецирующими блестками. Иногда чьи-то круглые светящиеся глаза поднимались из морской пучины, привлеченные тусклым светом фонаря. Возможно, это были крупные кальмары, которые в большом количестве водятся в этих водах. Они вызывали немало опасений, но ни один из них не попытался взобраться на плот. Тур Хейердал и его друзья установили, что детеныши кальмаров, спасаясь от преследования, выпрыгивают из воды и пролетают десятки метров, планируя в воздухе. Об этом не подозревал на тот момент ни один зоолог.

24 мая к плоту подплыло чудовище тропических вод — двадцатиметровая китовая акула — самая большая рыба в мире, известная в наши дни. Обыкновенные акулы попадались ежедневно. Иногда они просто кишели вокруг плота. Постепенно мореплаватели привыкли к ним и даже научились вытаскивать этих страшных хищников на палубу. Однажды плот наткнулся на целое стадо китов. Морские исполины несколько часов миролюбиво резвились вокруг плота, а потом скрылись в пучинах океана.

Страницы судового журнала «Кон-Тики» испещрялись записями о встречах с загадочными морскими существами, не известными до сих пор. Гигантских скат, лежавший, как подводная скала, у самой поверхности океана, светящиеся, извивающиеся рыбы и многие другие обитатели океана, замеченные с плота, никогда до этого не наблюдались учеными на таком близком расстоянии. Подобные встречи не всегда бывали безопасны. Для того чтобы наблюдать за жизнью обитателей глубин, Эрик Хессельберг смастерил из бамбука «водолазную корзину». В ней можно было в спокойную погоду оставаться под водой, пока хватало дыхания. Этот нехитрый снаряд позволил сделать много интересных наблюдений.

Шли недели. Они были заполнены неустанным трудом. Каждый из путешественников выполнял свои обязанности. Бывшие военные радисты Кнут и Турстейн использовали весь свой богатый опыт, чтобы заставить работать радиоаппаратуру, нередко заливаемую водой. Они целыми днями возились со своими батареями и паяльниками, а ночью посылали в эфир сводки погоды, которые были весьма ценны для для метеостанций Европы и Америки. Эрик нес обязанности штурмана и, кроме того делал зарисовки. Тур заносил наблюдения в судовой журнал, ловил рыбу и планктон, производил киносъемки. Бенгт выполнял обязанности эконома и притом успевал читать научные книги. Герман вел метеорологические и гидрологические наблюдения. И каждый по четыре часа в сутки стоял на вахте у руля.

На сорок пятый день плавания путешественники находились ровно на полпути к своей цели — на 108 градусе западной долготы. Свыше двух тысяч миль отделяло их от берегов ёжной Америки, но впереди было еще не мало испытаний. Уже в полинезийских водах на плот одна за другой обрушились три гигантские волны, очевидно, вызванные подводными землятрясениями. «Кон-Тики» выдержал и эти удары. А два дня спустя разыгрался жестокий шторм, продолжавшийся несколько суток. Но путешественники уже научились бороться с волнами. Дружеская спайка помогала им в самых трудных, подчас трагических обстоятельствах. Когда Герман оказался за бортом и течение уносило от него плот все дальше и дальше, Кнут, рискуя жизнью, бросился в волны и спас товарища. Шестеро молодых ученых никогда не теряли уверенности в успехе своего отважного предприятия. Веселье было их неизменным спутником. Гитара, забавная шутка, неиссякаемое чувство юмора помогали им в непрестанной жестокой борьбе со стихией.

И люди оказались сельнее океана. 30 июля на горизонте показалась земля. Это был остров Пукапука — крайняя точка архипелага Туамоту. Течение не позволило плоту приблизиться к острову. Затем показался остров Ангатау, но и к нему не удалось пристать.

Шел девяносто седьмой день путешествия. Задача была выполнена. Люди на плоту пересекли Тихий океан и достигли островов Полинезии. Оставалось еще одно испытание — прорваться через барьер коралловых рифов, о которые, вероятно разбирось немало кораблей. Досаднее всего было бы погибнуть в самом конце пути. Но и здесь шестеро путешественников проявили ту же силу духа, организованность и бесстрашие, которые помогали им в течении всего беспримерного плавания.

7 августа «Кон-Тики» был выброшен прибоем на коралловый риф, у самого берега крохотного, необитаемого, заросшего пальмами островка Рароиа. Это была первая твердая земля, на которую ступили шестеро мореплавателей. Спустя несколько дней сюда приплыли на своих пирогах островитяне-поленизийцы. Они оказали путешественникам самый восторженный прием. А еще через несколько дней за экипажем «Кон-Тики» пришла с острова Таити французская шхуна «Тамара».

Так закончилась эта замечательная экспедиция. Теперь Тур Хейердал мог рассчитывать на внимание научного мира. Его работу напечатали. В ней проводится много интересных доказательств исторической связи Полинезии с ёжной Америкой. И все-таки, как признает сам автор, своим путешествием он доказал только высокие мореходные качества бальзовых плотов.

Защитники гипотезы азиатского происхождения полинезийцев продолжают придерживаться своей точки зрения. Таким образом, вопрос о происхождении полинезийцев попрежнему остается открытым. Однако путешествие Тура Хейердала и его друзей убедительно доказало, что древние перуанцы могли попасть на острова Полинезии.

4300 морских миль (около 8000 км.) проплыли на плоту из девяти бревен Тур Хейердал и его друзья. Это расстояние вдвое превышает тот путь, который прошел Колумб на своих каравеллах во время первого путешествия в Вест-Индию. И независимо от того, как решат будущие исследователи вопрос о происхождении полинезийцев, путешествие на «Кон-Тики» останется в истории XX-го века примером самоотверженного научного подвига.

Культура и традиции майя

Автор: редактор, 10.01.2011


Чудо Нового Света — культура майя.

Существуют мнения, что мы живем в эпоху перемен. Некоторые ученые считают, что Солнечную систему ожидает новый цикл развития. Начаться он должен в декабре 2012 года. Об этом Глобальном Сдвиге нас предупреждает календарь индейцев племени майя,созданный тысячи лет назад. С помощью новейшего оборудования ученые проверили предположения древних и подтвердили их правильность. Индейцы не случайно выбрали дату 21 декабря.

Дело в том, что на другой день будет наблюдаться редчайшее астрономическое явление – наше Солнце встанет на одну линию с энергетическим центром Галактики, а такое встречается раз в 25 800 лет. Так что, возможно, древние окажутся правы, и мир будет развиваться другим путем. Майя предсказывают, что наступит эпоха Пятого Солнца.

Кто они? Откуда взялись в джунглях Америки? Куда потом исчезли, и кем были унаследованы их культура и знания? Ученые до сих пор не нашли ответов на эти вопросы.

Майя – это одно из самых популярных и загадочных индейских племен, занимавших огромную территорию от Центральной Америки до Мексики. Но майя – это не просто «племя», это целая цивилизация, отличавшаяся невероятно высоким уровнем развития культуры и знаний, существовавшая со II по X век нашей эры. Некоторые считают, что свои знания они получили от инопланетян.

Культурамайя представлена храмовой живописью, скульптурой, архитектурой, мозаикой и наукой. Майя поклонялись богу-солнцу и поэтому почти везде присутствует солярная символика. Некоторые исследователи считают, что культ солнца был привнесен извне, да и сами майя говорили о «Белом Проповеднике» или «белом боге». Для росписи храмов майя пользовались очень устойчивыми, не поддающимися никаким кислотам красками, состав которых остается загадкой. Самым главным и ценным у майя считались деревянные статуи умерших родственников и богов, которые по традиции передавались по наследству. В некоторых скульптурах были спрятаны останки предков.

Майя создавали удивительные произведения искусства, и это не только скульптуры и храмовые росписи. Это целые города-государства, которые они высекали из камня.

Двести лет назад археологи нашли руины великолепного города Паленке, что значит крепость. Этот город, с пирамидами, храмами и дворцами, построенными из белоснежного известняка –  настоящее чудо Нового Света, которое можно сравнить разве что с искусством Ренессанса. Известно, что некоторые города были покинуты майя. Какие причины этому послужили – остается загадкой. Были в этих городах и обсерватории.

Майя были хорошими астрономами.

О звездах они знали чертовски много. Больше всего они наблюдали за Венерой, считая, что она, Луна и падающие звезды, сильно влияют на человека. С удивительной точностью они просчитали продолжительность года, предсказывали лунные и солнечные затмения.

Индейцы майя изобрели календарь, которым до сих пор пользуется все человечество. Ученые высчитали, что для составления такого календаря нужны данные, собранные на протяжении 10 000 лет.

У индейцев майя было своеобразное представление о красоте. Говорят, что красота требует жертв. И майя шли на эти жертвы. Они искусственно деформировали череп, привязывая голову младенца между двумя дощечками.

Прокалывали себе нос и вставляли в отверстие янтарь. Подпиливали зубы в виде треугольника, а иногда даже инкрустировали их камнями. Камни прикрепляли раствором, напоминающим современный цемент. Признаком красоты у майя считалось косоглазие.

Цивилизация майя. Краткое описание

Чтобы искусственно вызвать косоглазие, ребенку с рождения приклеивали на переносицу смоляной или восковой шарик, привязанный к волосам.

Из раковин устриц делались браслеты и различные украшения. Знатные женщины украшали одежду зубами крокодила и лапами ягуара, а бусы делали из нефрита и жемчуга. Украшения из золота и меди появились позже.

Жрецы украшали праздничный головной убор – майут перьями. Птица кетсаль с сине-красными перьями считалась священной. Ее перья выступали в роли «денег». За убийство священной птицы полагалась смерть. Тела индейцы раскрашивали татуировкой.

Были в культуре майя и жестокие традиции. В период эпидемий, катаклизмов или политических событий совершались жертвоприношения. Во время ритуала у жертвы вырывали сердце.

Культура майя в XVI веке была уничтожена испанскими конкистадорами, которые сожгли все рукописи, каждую книгу, попавшую им в руки.

Мало что сохранилось от культуры майя, но даже оставшиеся крупицы поражают воображение. Все сохранившиеся до наших дней памятники культуры находятся под охраной ЮНЕСКО.

Культура майя – это культура-парадокс, культура-загадка, которую ученым еще надо разгадать.

Рубрика: Традиции Америки —

Метки: Культура, майя, Традиции

   наверх  

Добавить комментарий