(В.И.Андреев).
Многочисленные педагогические теории воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется и социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.
В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, конкурентоспособная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цепь — идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий к воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно-ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селесте на Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире. Рассмотрим одну из этих воспитательных систем. Подчеркиваю, воспитательных, так как обучающие функции и возможности этих школ в рамках данного параграфа мы специально рассматривать не будем.
Итак, что характерно для воспитания в условиях Вальдорфской-школы? Первое, что поражает в воспитательной системе Вальдорфских школ, это тo, что в каждом ребенке изначально признается уникальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка, как часть Вселенной, часть человеческого бытия. Все это направляет педагога-воспитателя на бережное, трепетно-бережное отношение к каждому ребенку, каким бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками. Изначально задача воспитателя — создать все условия для роста, личностного саморазвития «Я» и, прежде всего, роста духовно-нравственного.
Главное в Вальдорфской педагогике — ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.
Если бросить ретроспективный взгляд на прошлое, то часто будущее ребенка предопределялось тем, в какой семье человек
рождался и развивался (в крестьянской, в семье рабочего или интеллигента).
Семейные традиции и возможности во многом предрешали траекторию как уровня и качества образования и воспитания, так и последующего жизненного пути человека. В Вальдорфской педагог
социальная сфера не играет столь существенной роли, которую
выполняет во многих воспитательных системах. Более того, Вальдорфская педагогика не ставит перед собой утопических целей воспитать человека определенного типа, а сориентирована на здание предпосылок роста и саморазвития личности. И это, как
показал опыт Вальдорфских школ, вполне возможно.
В отличие от Вальдорфской школы, главная идея М.Монтессори
это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития, индивидуально-личностного роста ребенка.
Особенность системы С.Френе заключается в том, что вся она построена на педагогической импровизации, поэтому дает простор свободы и творчества и учителей, и учащихся. Система С.Френе, технологична, она не терпит заорганизованное, регламентации осуществляя практически личностно—ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям воспитанника, но и его эмоциональному состоянию. Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики. Вместе с тем диапазон эмоциональных coстояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подлинное, угнетенное и т.д.) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении.
Что в связи с этим должен знать и иметь в виду учитель-воспитатель?
Во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо знать, какие психические состояния наиболее характерны для конкретно взятого ученика, воспитанника, таким образом, учет психологических состояний в воспитании самые надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, задаёт условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.
Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные.
В последние годы в рамках личностно-ориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности. «Личность, — как подчеркивает Н.М.Таланчук, — это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности — ее социальная дееспособность»
Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жизнедеятельности: сын — ролевые функции сына, а затем отца; дочь -функции дочери, а затем матери. В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена трудового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодействия личности и общества, человек овладевает ролевыми функциями Гражданина своей Родины и даже Гражданина Мира. При этом происходит активное становление «Я-концепции» человека. Его «Я-концепция» обогащается новыми ценностями, смыслами; формируется миропонимание личности, развиваются многообразные ролевые функции человека.
Следует заметить, что в современной педагогической литературе и передовой педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Это, однако, не означает, что снимаются как неактуальные проблемы воспитания в коллективе и через коллектив. Нет. Многие традиционные проблемы, особенно социализации личности, нельзя решить иначе, как опираясь на силу и воспитательные возможности не столько учителя/сколько коллектива учащихся. Но доминанта личностно-ориентированного воспитания имеет явную тенденцию и в этой ситуации. Но если в советское время воспитание в коллективе и через коллектив часто приводило к тому, что личность нивелировалась, так как воспитывалась для коллектива, то в современных условиях личность воспитанника даже в условиях коллективного воспитания должна получить простор и реальную возможность для проявления своих сущностных сил и способностей.
Обобщая изложенное, сформулируем для учителя несколько конкретных педагогических рекомендаций.
Как осуществлять пичностно-ориентированное воспитание?
(Эвристическое предписание)
1. Полюбить своих учеников — значит не гладить их по голове, а
постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное
взаимодействие с ними.
2. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его
цели, мотивы, поступки.
3. Помните, что каждый ваш ученик — это уникальная личность со
своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться.
4. Помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.
5. Если ученик совершил даже самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться. Не будьте к нему злопамятны.
6. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста».
7. Помните, что взаимная любовь с учениками идёт от взаимопонимания, от сотрудничества к сотрудничеству.
8. Ищите и дайте возможность каждому ученику самоутвердиться и самореализоваться.
9. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика.
Читайте также:
Содержание
Принцип гуманизации воспитания. Личностный подход
⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒
принцип — гумманизации. Он требует:
1. Гуманного отношения к личности воспитанника;
2. Уважения его прав и свобод;
3.
Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных
требований;
4. Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он
отказывается выполнять предъявляемые требования;
5. Уважения права человека быть самим собой;
6. Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его
воспитания;
7. Ненасильственного формирования требуемых качеств;
8. Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство
личности наказаний;
9. Признания права личности на полный отказ от формирования тех
качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям
(гуманитарным, религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в
воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не
должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но
бороться за их лучшее будущее вместе с ними
Личностный подход.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:
учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на
основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько
знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет
личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход
понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные
для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные
ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы
деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни
индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.),
рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают
достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного
воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность
личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.
Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный
учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2.
Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности
таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,
установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и другие;
3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей
прогрессивное развитие личности;
4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать
достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить —
оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся
условий и обстоятельств;
5. Максимально опирался на собственную активность личности;
6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность
воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял
ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и
индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а
глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных
отношений.
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей
приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности,
ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные
возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем
школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем
больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его
авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте
воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,
дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,
открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны
и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны
быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее
стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают
высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие
результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных
возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с
возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической
сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,
чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,
характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно
изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает
добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,
средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не
может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные
интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в
области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей
культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером
нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом
возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,
организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем
развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их
душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.
Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к
разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному
выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка
обходиться полудостигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных
качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности
и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на
удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется
лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.
Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя
забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и
неблаговидные мысли, мотивы, поступки.
Статья «Личностный подход к воспитанию»
Подозревать в этом никого и никогда
не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно
и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте
его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь
диагностики глубинных качеств.
⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Личностный подход
– научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии.
Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, др. всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.
Личностно-ориентированный подход в воспитании
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
Особенности личностного воспитания
Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания.
Личностно-ориентированный подход в воспитании
При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.
Цели личностного воспитания
Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.
- Первый из них — приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
- Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
- Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.
Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.
Дошкольное воспитание Говорят, что личность ребенка формируется до 3-х лет, поэтому именно это время – главное в воспитании человека. Потому дошкольному воспитанию детей отводят столь важную роль и в семье, и в детских учреждениях. |
Авторитарный стиль воспитания Многие родители предпочитают растить своих детей в строгости, но при этом боятся «перегнуть палку» и дойти до полного авторитаризма в семье. Какие последствия может иметь авторитарный стиль воспитания для детей и для самих родителей? |
Функции воспитания Воспитательному воздействию человек поддается с начала жизни и до ее конца. Воспитание – важнейшая функция не только отдельной личности, семьи, но и общества в целом, ведь оно направлено на сохранение и развитие социальных ценностей. |
Формы воспитания От выбора формы и методов воспитания зависит, как ребенок будет воспринимать педагогическое воздействие, и будет ли оно иметь нужный эффект. Как найти правильный подход к детям – сложная задача не только для родителей, но и опытных воспитателей. |
Личностный подход — это опора на личностные качества.
Личностный подход в воспитании
(направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы)
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности; 7) развивал самостоятельность, инициативу воспитанников.
⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 490; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также: