Личностный подход в воспитании

(В.И.Андреев).

Многочисленные педагогические теории воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется и социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внима­ние привлекает личность творческая, конкурентоспособная, интел­лигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цепь — идеальная модель личности, и все осталь­ные компоненты воспитательной системы, условия ее функциони­рования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом на­перед заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий к воспитательных систем личность, ее идеальная мо­дель не учитываются, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личност­но-ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селесте на Френе, школа Марии Монтессори и их многочис­ленных последователей как в России, так и во всем мире. Рассмот­рим одну из этих воспитательных систем. Подчеркиваю, воспитатель­ных, так как обучающие функции и возможности этих школ в рамках данного параграфа мы специально рассматривать не будем.

Итак, что характерно для воспитания в условиях Вальдорфской-школы? Первое, что поражает в воспитательной системе Вальдорфских школ, это тo, что в каждом ребенке изначально признается уни­кальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка, как часть Вселенной, часть человеческого бытия. Все это направляет педагога-воспитателя на бережное, трепетно-бережное отношение к каждому ребенку, ка­ким бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками. Из­начально задача воспитателя — создать все условия для роста, лич­ностного саморазвития «Я» и, прежде всего, роста духовно-нравственного.

Главное в Вальдорфской педагогике — ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.

Если бросить ретроспективный взгляд на прошлое, то часто будущее ребенка предопределялось тем, в какой семье человек
рож
дался и развивался (в крестьянской, в семье рабочего или интеллигента).

Семейные традиции и возможности во многом предрешали траекторию как уровня и качества образования и воспитания, так и последующего жизненного пути человека. В Вальдорфской педагог
социальная сфера не играет столь существенной роли, которую
выполняет во многих воспитательных системах. Более того, Вальдорфская педагогика не ставит перед собой утопических целей воспитать человека определенного типа, а сориентирована на здание предпосылок роста и саморазвития личности. И это, как
показал опыт Вальдорфских школ, вполне возможно.

В отличие от Вальдорфской школы, главная идея М.Монтессори
это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития, индивидуально-личностного роста ребенка.

Особенность системы С.Френе заключается в том, что вся она построена на педагогической импровизации, поэтому дает простор свободы и творчества и учителей, и учащихся. Система С.Френе, технологична, она не терпит заорганизованное, регламентации осуществляя практически личностно—ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям воспитанника, но и его эмоциональному состоянию. Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики. Вместе с тем диапазон эмоциональных coстояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подлинное, угнетенное и т.д.) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении.

Что в связи с этим должен знать и иметь в виду учитель-воспитатель?

Во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо знать, какие психические состояния наиболее характерны для конкретно взятого ученика, воспитанника, таким образом, учет психологических состояний в воспитании самые надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, задаёт условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.

Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные.

В последние годы в рамках личностно-ориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н.М.Таланчука, который разви­вает системно-ролевую модель формирования личности. «Личность, — как подчеркивает Н.М.Таланчук, — это социальная сущность конк­ретного человека, которая выражается в качестве освоения им сис­темы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности — ее социальная дееспособность»

Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жиз­недеятельности: сын — ролевые функции сына, а затем отца; дочь -функции дочери, а затем матери. В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена тру­дового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодей­ствия личности и общества, человек овладевает ролевыми функция­ми Гражданина своей Родины и даже Гражданина Мира. При этом происходит активное становление «Я-концепции» человека. Его «Я-концепция» обогащается новыми ценностями, смыслами; формиру­ется миропонимание личности, развиваются многообразные роле­вые функции человека.

Следует заметить, что в современной педагогической литерату­ре и передовой педагогической практике прослеживается устойчи­вая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Это, однако, не означает, что снимаются как неактуальные проблемы воспитания в коллективе и через коллектив. Нет. Многие традицион­ные проблемы, особенно социализации личности, нельзя решить иначе, как опираясь на силу и воспитательные возможности не столько учителя/сколько коллектива учащихся. Но доминанта лич­ностно-ориентированного воспитания имеет явную тенденцию и в этой ситуации. Но если в советское время воспитание в коллективе и через коллектив часто приводило к тому, что личность нивелирова­лась, так как воспитывалась для коллектива, то в современных усло­виях личность воспитанника даже в условиях коллективного воспи­тания должна получить простор и реальную возможность для про­явления своих сущностных сил и способностей.

Обобщая изложенное, сформулируем для учителя несколько кон­кретных педагогических рекомендаций.

Как осуществлять пичностно-ориентированное воспитание?

(Эвристическое предписание)

1. Полюбить своих учеников — значит не гладить их по голове, а
постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное
взаимодействие с ними.

2. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его
цели, мотивы, поступки.

3. Помните, что каждый ваш ученик — это уникальная личность со
своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться.

4. Помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.

5. Если ученик совершил даже самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться. Не будьте к нему злопамятны.

6. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста».

7. Помните, что взаимная любовь с учениками идёт от взаимопонимания, от сотрудничества к сотрудничеству.

8. Ищите и дайте возможность каждому ученику самоутвердиться и самореализоваться.

9. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика.

 


Читайте также:


Принцип гуманизации воспитания. Личностный подход

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

принцип — гумманизации. Он требует:

1. Гуманного отношения к личности воспитанника;

2. Уважения его прав и свобод;

3.

Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных

требований;

4. Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он

отказывается выполнять предъявляемые требования;

5. Уважения права человека быть самим собой;

6. Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его

воспитания;

7. Ненасильственного формирования требуемых качеств;

8. Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство

личности наказаний;

9. Признания права личности на полный отказ от формирования тех

качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям

(гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются

свободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в

воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не

должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но

бороться за их лучшее будущее вместе с ними

Личностный подход.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:

учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на

основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования

последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько

знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет

личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход

понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные

для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные

ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы

деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни

индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.),

рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают

достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного

воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность

личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.

Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный

учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности

темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2.

Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности

таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,

установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные

ориентации, жизненные планы и другие;

3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и

все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей

прогрессивное развитие личности;

4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать

достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить —

оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся

условий и обстоятельств;

5. Максимально опирался на собственную активность личности;

6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе

целей, методов, форм самовоспитания;

7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельность

воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял

ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и

индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а

глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных

отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей

приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности,

ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные

возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем

школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем

больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его

авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте

воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,

дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,

открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны

и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны

быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее

стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают

высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие

результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных

возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с

возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической

сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,

чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,

характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно

изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает

добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,

средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не

может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные

интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в

области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей

культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером

нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом

возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,

организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем

развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их

душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.

Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к

разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному

выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка

обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных

качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности

и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на

удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется

лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.

Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя

забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и

неблаговидные мысли, мотивы, поступки.

Статья «Личностный подход к воспитанию»

Подозревать в этом никого и никогда

не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно

и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте

его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь

диагностики глубинных качеств.

 


⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Личностный подход

– научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии.

Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, др. всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Особенности личностного воспитания

Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.

Цели личностного воспитания

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.

  1. Первый из них — приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
  2. Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
  3. Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

 

Статьи по теме:

Дошкольное воспитание

Говорят, что личность ребенка формируется до 3-х лет, поэтому именно это время – главное в воспитании человека. Потому дошкольному воспитанию детей отводят столь важную роль и в семье, и в детских учреждениях.

Авторитарный стиль воспитания

Многие родители предпочитают растить своих детей в строгости, но при этом боятся «перегнуть палку» и дойти до полного авторитаризма в семье. Какие последствия может иметь авторитарный стиль воспитания для детей и для самих родителей?

Функции воспитания

Воспитательному воздействию человек поддается с начала жизни и до ее конца. Воспитание – важнейшая функция не только отдельной личности, семьи, но и общества в целом, ведь оно направлено на сохранение и развитие социальных ценностей.

Формы воспитания

От выбора формы и методов воспитания зависит, как ребенок будет воспринимать педагогическое воздействие, и будет ли оно иметь нужный эффект. Как найти правильный подход к детям – сложная задача не только для родителей, но и опытных воспитателей.

Личностный подход — это опора на личностные качества.

Личностный подход в воспитании

(направленность личности, ее ценностные ориента­ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы)

Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индиви­дуальные особенности темперамента, черты характера, взгля­ды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагнос­тировать и знал реальный уровень таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к по­сильной для него и все усложняющейся по трудности воспита­тельной деятельности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на соб­ственную активность личности; 6) сочетал воспитание с само­воспитанием личности; 7) развивал самостоятельность, инициативу воспитанников.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 490; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:



Добавить комментарий