Манипулятивное общение это в психологии

Шпаргалка: Особенности манипулятивного общения — манипулятивный стиль общения

Особенности манипулятивного общения — манипулятивный стиль общения

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

•к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

•к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;

•к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

•к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

•к здравому смыслу: вместо реального обоснования — апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

•к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;

•к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

•к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;

•к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

• к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);

•к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения — стереотипы, приметы);

•к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что…») или вытекающиеиз принимаемых ею положений.

Способы (приемы) манипулятивного воздействия.

выделено четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции.

1.Тайный характер манипулятивного воздействия обеспечивается многовекторностью воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата от других людей и т. д.

2.Для оказания психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

3.Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души», т. е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство.

4.Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг — создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг — изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору.

Р. Чалдини пишет о манипулятивных приемах, эксплуатирующих нормы долга и ответственности. Одним из них является использование эффекта «нога в двери». Опытные торговые агенты утверждают, что если удалось просунуть ногу в дверь дома, то проблем со сбытом товара уже не будет. Расчет при этом строится на том, что дверь без длительных расспросов «кто?» и «зачем?» открывают, как правило, люди простоватые, сердобольные и совестливые. А затем срабатывает

психологическая закономерность: если человек уступил однажды, согласившись выполнить небольшую просьбу (открыл дверь), то очень велика вероятность, что он уступит и в дальнейшем, выполнив более существенную просьбу. В данном случае манипулятор действует в соответствии с поговоркой: «Дай палец — руку откусит». Эффект приема «нога в двери» объясняют тем, что, оказав необременительную помощь при первой просьбе, индивид начинает осознавать себя отзывчивым человеком, готовым помочь другим в хорошем деле. Восприятие себя нужным людям повышает самооценку индивида, и человек бессознательно или осознанно налагает на себя моральные обязательства — быть таким же (нужным, отзывчивым) и впредь. Это становится необходимым для сохранения своей высокой самооценки, так как человеку важно воспринимать себя хорошим не от случая к случаю, а постоянно. В советское время руководящие органы использовали этот прием, заставляя трудящихся брать на себя «социалистические обязательства».

Этот прием срабатывает при соблюдении двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы первая просьба была достаточно значимой для того, чтобы у адресата

просьбы после ее выполнения появились основания воспринимать себя как примерного, отзывчивого человека, готового прийти на помощь. Во-вторых, человек

должен полагать, что он самостоятельно согласился выполнить вторую просьбу, без принуждения со стороны.

Другой манипулятивный прием — «пробный шар». Например, студентов спрашивают, не хотят ли они посетить какое-то мероприятие («пробный шар»), и после получения их согласия объявляют, что занятия начнутся в 7 часов утра. Несмотря на ранний час, большинство студентов придут на объявленное мероприятие, так как своим согласием они уже приняли на себя обязательство, им становится неловко отказываться, так как они хотят и перед собой, и перед другими сохранить образ «человека слова».

Если же им сразу вместе с приглашением сказали бы, что мероприятие начнется в 7 часов утра, то большинство студентов не захотели бы на нем присутствовать.

Разновидностью «пробного шара» является прием «приманка», используемый в торговле. Его суть состоит в следующем. В магазине выставляется какая-то вещь (предположим, рубашка) по низкой цене. Покупатель, вдохновленный низкой ценой, хочет купить эту вещь. Но тут выясняется, что нужного размера нет. Видя огорчение покупателя, продавец предлагает ему точно такую же рубашку, подходящую по размеру, но уже за обычную цену, объяснив, что она из другой партии товара, поэтому ее еще не уценили. Что делают покупатели в данной ситуации?

Большинство, безусловно, откажутся от покупки. Однако некоторая часть покупателей будет себя чувствовать неловко. Ведь продавец был таким вежливым и обходительным, потратил столько времени, и человеку становится неудобно отказываться от покупки: «Еще подумает, что я скряга и соблазнился дешевизной».

Собственно приманка используется в тех случаях, когда для заманивания людей обещают «золотые горы», а потом все оказывается совсем не так, как в рекламе.

Следующий манипулятивный прием основан на действии норм социальной взаимности. Называется он «не в дверь, так в окно» и осуществляется следующим образом. Сначала человека просят выполнить какую-то явно завышенную и обременительную для него просьбу, и после того, как он откажется ее удовлетворить, его просят о более скромном одолжении. Как правило, вторую, сниженную просьбу человек соглашается выполнить. Чалдини полагает, что уступчивость, проявляемая при уменьшении просьбы, объясняется тем, что человек принимает ее как уступку и поэтому идет навстречу просителю, чтобы не выглядеть в его и своих глазах черствым и неблагодарным. На уступку он отвечает взаимностью.

Кроме того, срабатывает механизм контраста: по сравнению с первой просьбой вторая кажется пустяковой.

Этот прием требует соблюдения двух условий: обе просьбы должны исходить от одного и того же человека и касаться одного и того же.

Для манипуляции иногда используются такие приемы, как поддразнивание («Тебя что, так легко заставить подчиниться?»), подзадоривание («Вряд ли ты можешь на это решиться»). Но наиболее часто в качестве средств манипулирования используются демонстрация своей слабости, беспомощности, а также заискивание, лесть и ложь, обман.

Рассматривая манипулятивное общение, необходимо иметь в виду, что практически все его характеристики и составляющие впрямую зависят или следуют из основною определения — манипулятивное общение. Это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Важно выделить способ восприятия партнера при манипулятивном общении. Так как другой – только средство достижения некой цели, то его рассматривают, скорее, как совокупность функциональных качеств, которые могут пригодиться при достижении этой цели, нежели как целостного человека.

В манипулятивном общении наиболее точно и хорошо воспринимаются некотрые свойства и качества человека, которые могут быть представлены как материал для достижения цели. Все остальные качества, вероятно, должны как-то «достраиваться» Такое «достраивание» действительно происходит и может иметь, как уже отмечалось, в своем основании либо социальные стереотипы, либо индивидуальные стереотипы.

Если в какой-то ситуации для человека наиболее важна групповая принадлежность партнера (профессиональная, этническая, возрастная и т.д. ) и связанные с ней функции (например, профессиональные), то вступает в действие механизм социальной стереотипизации. Интересно, что именно в сфере манинулятивного общения делается большинство ошибок превосходства, привлекательности, отношения к нам. Располагая одной характеристикой партнера, человек в манипулятивном общении, помимо нужных ему свойств, достраивает остальные по стереотипу (образцу) и, далее, общается с этим воплощенным стереотипом.

Однако может быть ситуация, когда «включается» индивидуальная стереотипизация и, зная или предполагая одно из качеств партера (например доброту), человек достраивает все его остальные качества в соответствии со своими представлениями о том, какие качества с какими должны сочетаться. Если же человек добрый, то он, скорее всего, одновременно и сговорчивый, и терпеливый.

На основе такого рода понимания другою и происходит общение. Этот тип социального восприятия, как уже отмечалось, имеет и свои достоинства, и свои недостатки. С одной стороны, он очень «экономичен», так как позволяет иметь дело только с «нужными» качествами, а именно это и есть «идеал» манипулятивного общения. С другой стороны, такое восприятие чревато ошибками, которые и обнаруживают себя в процессе манинулятивного общения.

Существенной особенностью интерактивной стороны в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении. Так как главное – цель, а другой

человек – средство ее достижения, необходимо найти к нему подход. Поэтому с одним человеком разговор будет с позиции Родителя, с другим с позиции Ребенка, поскольку следует избрать именно ту позицию, которая удобна, выгодна в данной ситуации. Пожалуй, именно в манипулятивном общении интерактивная сторона наиболее разнообразна и сложна.

В заключение необходимо еще раз сказать, что мапипулятивное общение -чрезвычайно распространенный вид общения, он в основном встречается там, где есть совместная деятельность людей. Именно поэтому его нельзя не учитывать, и успех совместной деятельности, где бы она ни происходила, во многом зависит от умелости человека в манипулятивном общении. Поэтому осознание его законов, желание обязательно управлять собой в общении важно для каждого.

Скачать реферат

Дисциплина «Психология общения»

Тест для самопроверки

1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.) трансакция ролевые ожидания социальная роль психологический контакт

2. Основные качества манипулятора недоверие к себе и другим лживость примитивность чувств все ответы верны

3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения. прагматической управленческой терапевтической

4. Особенность невербального общения: его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания отсутствие возможности подделать эти импульсы все ответы верны его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения

5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение. светское ролевое деловое примитивное

6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение. деловое манипулятивное светское формально-ролевое

7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это … аттракция аффилиация гипноз

8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект … края первичности ореола бумеранга

9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это … самоактуализация стереотипизация идентификация обобщение

10.

Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры. Психология общения

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект … незавершенного действия бумеранга новизны ореола

11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это … стереотипизация абстракция проецирование

12. Манипулирующее воздействие проявляется в … использовании человека в корыстных целях демонстрации своей позиции в покровительственном отношении к человеку

13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это … эмпатия рефлексия экспрессивность

14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние: совместная деятельность все ответы верны «помогающее поведение» сходство характеристик общающихся сходство ситуации, в которой находятся партнеры

15. Перцептивная сторона общения включает в себя … проявление тревожности демонстрацию креативного поведения процесс формирования образа другого человека

16. Человеческая речь характеризуется: наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции определенной логикой построения фраз возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях все ответы верны

17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры. смысловые эмоциональные физические

18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс … идентификации эмпатии рефлексии

19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением. личностным деловым ролевым

20. Существенный признак внушения: некритическое восприятие информации недоверие критичность

21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это … психическое заражение конформность убеждение подражание

22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это … убеждение психическое заражение эмпатия

23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий: понимание целей партнера все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения знание индивидуальных особенностей партнера

24. Формы реализации делового общения оперативка переговоры брифинг совещаниябеседа видеоконференция

25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это … комплимент лесть критика

26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение. примитивное закрытое ролевое открытое

27. Последовательность этапов делового общения: установление контактавыявление мотивов общениявзаимодействиезавершение общения

28. Основные механизмы познания другого человека: эмпатия все ответы верны рефлексия идентификация

Типы манипуляций и способы защиты от них

⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 44Следующая ⇒

(Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализации. М.: Изд – во Ин — та психотерапии. 2000.)

 

Типы Примеры Способы отпора (модели конструктивного поведения)
Провокация защитных реакций или оправданий Жесткое, категоричное высказывание своей негативной оценки, принижение компетентности или личности собеседника Не оправдываться, не защищать­ся. «Вербализация» своего состоя­ния — реакции и нахождение общего отношения к ситуации. Предложить совместный поиск решения
Провоцирование замешательства     Дезориентация. Стремление опро­кинуть, расстроить, нарушить планы. Приемы: неожиданные провокационные вопросы, оскорбления, принижение достоинства, «выпячивание» своего превосходства. Усиление агрессивных реакций Уточняющие вопросы, просьба повторить или дать комментарии
Игра на чувствах люб­ви и дружбы с целью маскировки нежелания пойти навстречу, спро­воцировать чувство вины, эмоциональной зависимости Демонстрация готовности к сотрудни­честву: формирование впечатления «своего парня». Увещевание в любви и дружбе. Заверения в понимании одно­временно с сожалением по поводу не­возможности помочь. Говорится о слу­жебных обязанностях. Отсутствие го­товности взять ответственность на себя Освободиться от чувства вины и обязательств. «Бумеранг» заверений. Отказ от делового взаимодействия
Игра на нетерпеливости — «Висящая морковка» Говорится, что цель почти достигнута, осталось совсем немного… Демонст­рация готовности и активности. Но! «Если вы сможете сделать некоторую малость, то все будет в порядке. И так много раз. «Морковка» поднимается все выше… Не впадать в обман и четко помнить о своих интересах и приоритетах
Игра на чувствах безысходности Цель: подвести собеседника к убежде­нию, что есть только один выход. При этом сознание входит в состояние тре­воги, сужается пространство поиска, снижается творческая активность Сохранять хладнокровие, взять паузу на размышление, анализировать ситуацию, доводы, аргументы
Игра на чувствах жадности Цель: воспользоваться потребностью в риске, психологией «игрока». Предла­гается воспользоваться счастливой си­туацией, что откроет блестящие воз­можности в будущем. «Счастливый шанс при определенном риске. Прио­ритет инакомыслия, игры, удачи и т. д. Оставаться на почве реальности, не давать волю жадности, оценить перспективы проигрыша и рисков. Предложить контрмеры защиты от потери
Игра на уступках Использование запланированных усту­пок. Техника уступок: оппонент возра­жает, но с трудом соглашается на не­значительные уступки, взамен требует больше «жертвы» — подмена неболь­ших уступок большими «жертвами» — выгодами Сохранять ясную перспективу, четко знать приоритеты, совершать эквивалентный обмен
Намеренное затягивание времени. Аналог «Висящей морковки» Долгое и подробное обсуждение. Создание иллюзии, что соглашение может быть достигнуто в любой мо­мент. Просьбы о временных или других уступках. Создание впечатления готов­ности сотрудничать. Но соглашение оттягивается Одно из самых сложных противостояний. Проявлять настойчивость, «да­вить» сверху, играть на чувствах долга и личной обязанности. Ука­зывать, что затягивание времени не в интересах собеседника
Самореклама. Манипуляция авторитетом. Провоцирование личного интереса и уважения к «манипулятору» Цель: произвести впечатление на собе­седника, так заинтересовать, чтобы он сам захотел развивать отношения с «манипулятором», убедить в выгоде будущих отношений. Такое поведение приводит к потере собственных приоритетов, ориентиров, снижению контроля над ситуацией, к желанию переложить свои дела (ответствен­ность) на другого Проверка реальными действиями/делами
«Убаюкивание» с целью позже обмануть, зама­нить в сети, попросить об уступках Небольшие услуги, подарки, любез­ности с уверениями бескорыстия. Позже — просьбы об одолжениях. Быть начеку. Не позволять себе чувства обязанности и вины

 

Функции и исследовательские задачи каждой «шляпы»

(Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Команда на рынке: стратегия и методы. СПб.: Речь,2003.)

 

Роль «Белой шляпы»требует беспристрастности. Задача — реги­стрировать факты, не оценивая их. Делая сообщение для команды, «Белая шляпа» четко перечисляет факты, цифры, события, опреде­ляя каждому свой номер и последовательность. Благодаря его до­кладу команда должна найти ответ на вопрос: «Что мы имеем на дан­ный момент?»

В жаркие моменты дискуссии «Белая шляпа» может охладить пыл спорящих, сказав: «Итак, мы имеем следующие факты…»

В групповом обсуждении выполняет функции:

• обозначает проблему для команды;

• организует ее обсуждение;

• координирует обсуждение, проясняя позицию каждого («Если я тебя правильно понял…»);

• при необходимости «переводит» эмоциональные суждения на язык фактов;

• четко подводит итоги обсуждения и проговаривает общее ре­шение.

Обычно роль «Белой шляпы» берет на себя лидер команды.

Роль «Черной шляпы»требует критического настроя.

«Черная шляпа» работает над оценкой рисков и выявлением «слабых мест» в деятельности команды.

6.1. Характеристика манипулятивного общения

«Черная шляпа» докладывает команде об отрицательных фактах, цифрах, событиях, рисках, негативных пер­спективах, «брешах» в работе команды. Благодаря этому докладу команда понимает, «что у нас плохо». «Черная шляпа» активно уча­ствует в оценке «поля» новых идей, собранных с помощью «мозго­вого штурма». Задача: не просто критиковать или «приземлять» чле­нов команды, а грамотно и аргументированно указывать соратникам на общие слабые места.

Роль «Желтой шляпы»требует активизации положительного мышления и оптимизма.

Задача: напоминать соратникам об общих «сильных сторонах», находить «плюсы» в любой ситуации и про­блеме. Если «Желтая шляпа» делает доклад, то отражает положи­тельные стороны ситуаций, фактов, позволяет команде по-новому взглянуть на имеющиеся у нее ресурсы. Помогает выявить дополнительные возможности. Благодаря этому команда отвечает на во­прос: «Что у нас хорошо?»

В ходе групповой дискуссии «Желтая шляпа» занимает миро­творческую позицию, призывая коллег «посмотреть на проблему с другой стороны». Каждое заявление о выгоде или плюсе должно подкрепляться серьезными аргументами. Речевые обороты, исполь­зуемые «Желтой шляпой»: «Посмотрите, в этом решении (событии, ситуации) есть множество плюсов…», «От этого нам будет такая польза, выгода…» и т. д. Главная задача «Желтой шляпы»: видеть положительную перспективу любого сценария решения проблемы.

Роль «Красной шляпы»требует проявления эмоциональности, непосредственности и раскрепощенности. Можно не опираться на факты, быть «голословным» и «субъективным». Можно рассуждать «по-житейски», говорить о своих чувствах: опасениях, ожиданиях, отношении к происходящему. Тот, кто в «Красной шляпе», всегда непосредственен и эмоционально честен. Главная задача: в процес­се групповой дискуссии слушать свой внутренний голос, интуицию и докладывать команде о своих ощущениях. Речевые обороты могут быть такими: «Я вас слушаю, и мне что-то неспокойно, а не слиш­ком ли мы…», «Мне кажется, что это нам принесет головную боль…», «Боюсь, что это…», «Вот это мне нравится…»

Роль «Красной шляпы» дает возможность команде увидеть со­бытие в ярких эмоциональных красках, создать условия для эмоцио­нального отреагирования, освобождения от мешающих эмоций.

Роль «Зеленой шляпы»требует проявления нестандартного твор­ческого мышления, ориентированного на успех. Данная роль ответ­ственная, и ее должен взять человек, обладающий потенциалом «ге­нератора новых идей». Главная задача: искать решения проблемы, как традиционные, так и инновационные. В контексте групповой дискуссии «Зеленая шляпа» предлагает новые, нестандартные под­ходы к решению проблемы. Задача: не ограничиваться одним вари­антом, а предложить команде множество решений.

Роль «Синей шляпы»требует от члена команды проявления «фи­лософского отношения» к ситуации. Он размышляет над такими вопросами: «А зачем нам эта проблема дана?», «Благодаря решению этой проблемы выйдет ли команда (фирма, клиент) на новый уро­вень своего личностного, духовного, социального развития?»

В контексте групповой дискуссии «Синяя шляпа» часто напоми­нает соратникам, что решаемая проблема — проявление общих ме­ханизмов и проблем. В конце обсуждения «Синяя шляпа» задает команде вопрос: «А чему нас эта ситуация научила?» «Синяя шля­па» внимательно следит за соблюдением ценностей команды и мо­жет выступать инициатором внесения изменений и дополнений в ее «хартию».

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

К моменту поступления в вуз юноши и девушки имеют за плечами богатый опыт манипулирования родителями и учителями. Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов.

Как правило, долгосрочной манипулятивной целью студентов является получить положительную оценку на экзамене илизачет. Краткосрочные, промежуточные цели: удачно пройти текущий этап обучения, не утруждая себя при этом должной подготовкой. Манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения».

Эти выводы подтверждают мысль Е.В. Сидоренко о существовании двух видов манипуляции: гедонистической и прагматической [3].

Прагматическая манипуляция направлена на достижение определенной цели, чтобы добиться выигрыша (заставить адресата получить что-либо, принять, от чего-либо отказаться и т.п.).

Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата. В некоторых случаях манипуляция выступает как ответ на неадекватные, с точки зрения студента действия преподавателя.

Манипулирование -это частный случай скрытого управления, осуществляемого инициатором в его личных целях, противоречащих интересам адресата воздействия [4, 5]. Поэтому модель скрытого управления является, в частности, и моделью манипуляции. Модель манипулятивного влияния: сбор информации об адресате + вовлечение в контакт (приманки) + использование фоновых факторов (доверие к инициатору, его высокий статус, симпатия кнемуит. п.) + мишени воздействия + побуждение адресата к активности [2].

Приведем некоторые приемы манипуляций студентов, наиболее часто встречающихся в практике обучения, по В.П.

Шпаргалка: Особенности манипулятивного общения — манипулятивный стиль общения

Шейнову:

Первый тип манипулирования: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими носителями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п. Студенты «давят на жалость» -вызывают у преподавателя чувство сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, характера и т.п. Рассказывают «легенды» -отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом. Списываютназанятиях, используяшпаргалки и другие средства (телефон, интернет, плеер, фотоаппаратит.п.). Поройстуденты приводят ложные причины плохой подготовки(полнойнеподготовленности) к занятию: «рассказывают небылицы, почему не готовы» («поломка транспорта», «отключили электричество», «не нашла нужный материал», ит.п.).

Второй тип манипулирования: мишень воздействия на преподавателей – их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях. Для этого некоторые студенты стараются произвести впечатление на преподавателя не своими знаниями, а используют внешность, одежду, порой даже флирт. Поддерживают интерес на интересующую педагога тему (пытаются пошутить, запутать его, перевести тему разговора, задавая вопросы про семью, о положении в стране и мире и др.). Пытаются «пустить пыль в глаза», восхищаясь педагогом: «Как вы хорошо выглядите», «Нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др. Создают чувство общности с преподавателем: говорят так, как он (употребляя его выражения и терминологию), копируют манеру поведения и т.п.

Третий тип: мишень воздействия – неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению. Оказывают коллективное давление на преподавателя: «вся группа просит не проводить занятие», «начинают балаган», «договариваются всей группой не отвечать». Некоторые студенты уговаривают назойливо повторяя свою просьбу. Используют угрозы преподавателю, шантажируют родителями, самоубийством и т.д. Порой студенты стараются вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: мешают преподавателю проводить занятия, создают шум в группе, пытаются скомпрометировать, провоцируя, даже унижая его в глазах окружающих.

Четвертый тип: мишень воздействия– конформизм некоторых преподавателей. Прибегают к посреднической помощи родственников, знакомых, преподавателей. Сравнивают с самыми слабыми студентами, которые получили зачет. Напоминают преподавателю об обещаниях, которых он на самом деле не давал, апеллируя к его чести: «Вы же обещали, так не честно», давят на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете…» и др.

Пятый тип: мишень воздействия -некоторые установки преподавателей. Изображает «заинтересованность» предметом, создавая имидж «хорошего студента». Вынуждают преподавателя самого выполнить задание или ответить на вопрос, и педагог сам того не замечая, отвечает на вопрос. Демонстрируют преподавателю глубокие познания по изучаемому предмету с целью обнаружить пробелы в знаниях самого педагога [4].

Студенты пытаются манипулировать на таких качествах преподавателя, как доброта (доброжелательность), хорошее (доброжелательное, демократическое) отношение к студентам, мягкость характера, чувство сопереживания, отзывчивость, сочувствие, сострадание, вера в искренность студента, лояльность, жалость и др. Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: они эксплуатируют в основном такие качества и свойства личности педагога, которые являются для последнего профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций заключается в том, что, будучи многократно обманутым, преподаватель может утратить эти качества.

Инициатор манипулирования, безусловно, обладает немалыми преимуществами хотя бы в силу того, что у него есть возможность подготовиться и ему принадлежит первый ход. Однако потенциальной «жертве» манипуляции, обладающей способностью вовремя распознать угрозу, эти преимущества – внезапность, высокий темп, спланированное выгодное распределениепозиций – достаточно легко нейтрализовать. В силу этого изучение манипуляций дает больше преимуществ защищающимся от них, а не манипулирующей стороне.


Библиографическая ссылка

Гусейнова Ж.А. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 99-101;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4722 (дата обращения: 15.06.2018).


Добавить комментарий