Содержание
- Медико-социальная работа
- Лекция 17. Медико – социальные аспекты социальной работы
- Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению
- Основы медико-социальной работы
- Вы точно человек?
- Роль соц. работника в организации социально-медицинских мероприятий.
- Медико-социальная работа
- Возрастная градация клиентов
Медико-социальная работа
Медико-социальная работа — новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Медико-социальная работа как профессиональная деятельность формируется на стыке и здравоохранения, и социальной защиты населения, имеет много общего с деятельностью медицинских работников. При этом медико-социальная работа не должна подменять собой лечебную работу, что делает необходимым четкое разграничение действий социальных и медицинских работников. Поэтому эффективнее всего эту работу может выполнить специалист по социальной работе, получивший соответствующую медицинскую специализацию (высшее образование), но в практике социального работника среднего звена медико-социальная работа занимает также значительное место.
Цель и объекты медико-социальной работы. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных.
Объектами медико-социальной работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т.д.
Содержание медико-социальной работы. Медико-социальная работа состоит из многих функций[3]:
К медико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.
Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания.
Смешанные функции — формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии,
гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.
Медико-социальная работа выполняется в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и в других учреждениях федерального и муниципального подчинений, а также в учреждениях частной системы здравоохранения.
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 771;
Похожие статьи:
Патронаж — это процесс проведения медико-социальной профилактической работы на дому. Это совокупность медицинских, социальных и общественных мероприятий, направленных на улучшение жизнедеятельности и условий проживания отдельных граждан, семей, или групп населения.
Лекция 17. Медико – социальные аспекты социальной работы
Эти мероприятия проводятся над лицами, которые по какой-либо причине не в состоянии самостоятельно осуществлять надлежащий уход за собой.
Задачи
— Оценка состояния жилищных условий объекта патронажа;
— Обнаружение медицинских, социальных, или общественных проблем лица, или группы лиц;
— Тщательный контроль за соблюдением программ реабилитации;
— Консультации объектов с целью улучшения их уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков;
— Осуществление контроля за состоянием здоровья объектов;
— Профилактика объектов;
— Стремление создания оптимальных условий для улучшения жизнедеятельности объектов.
Цели патронажа
Действия сотрудников службы патронажа направлены на социальную защиту населения, включая решение проблем объектов медико-социального характера, оказание медицинской помощи населению, контроль за состоянием здоровья лиц, помощь в медико-социальной адаптации.
План проведения медико-социального патронажа
1. Общий осмотр состояния объекта.
2. Оценка и анализ существующих медико-социальных проблем.
3. Принятие мер, направленных на решение и устранение данных проблем.
4. Осуществление поставленных задач и целей.
5. Выводы и анализ проделанной работы. При необходимости проводятся дополнительные действия, направленные на улучшение качества работы.
Объект может отказаться от проведения патронажа сам, или же он прекратится в случае его смерти.
Виды предоставляемых медико-социальных услуг
1. Услуги, которые предоставляются квалифицированным медицинским работником, в частности медсестрой. Здесь задействованы медицинские навыки, включая перевязки, уколы, капельницы, обработка пролежней и другие действия.
2. Услуги, которые может оказывать немедицинский работник.
Здесь речь идет об измерении температуры и давления, а также несложные бытовые процедуры.
3. Услуги, которые не требуют специальной подготовки и определенных навыков. Имеется в виду смена белья, помощь в принятии ванны и подобные услуги.
4. Услуги при приеме пищи и обслуживании объекта.
Так как почти все вышеперечисленные услуги, кроме первого пункта может осуществлять и социальный работник, то при необходимости сотрудники медицинской и социальной служб могут взаимозаменять и помогать друг другу в организации ухода за людьми.
Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению
Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т. д.).
В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.), инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других категорий лиц.
Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.
Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении — основы организации медико-социальной службы.
Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.
В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием — социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных — социальной карты региона.
Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; сани-тарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.
Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т.
д.).
Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).
Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи,создаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.
- Технологии социальной работы с семьёй
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящихся к культурно несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными. В этих условиях социальная работа в семье выдвигается в число приоритетных направлений.
Намечая концепцию социальной работы с семьей, необходимо знать, что разрешение одной проблемы семьи невозможно без исцеления всего общества. В тоже время задачи следует разделять на необходимые, неотложные, с одной стороны, и перспективные, возможные, долгосрочные, с другой. Конкретная программа действий должна исходить из наличия финансовых и организационных возможностей. Необходима продуманная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, с учетом всех его социально-экономических и демографических характеристик.
Социальную работу с семьей можно разделить на два основных направления: работа в домашних условиях и работа вне дома.
Раскрывая первое направление, отметим, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, заниматься семейно терапией, разрешать конфликты.
Второе направление предполагает создание приютов домашнего типа, организацию усыновления, развитие социальных инициатив, взаимодействие с общественными формированиями, которые занимаются проблемами семьи и детей.
Предоставление социальных услуг различным категориям семей является одним из динамично растущих секторов социальной работы в постиндустриальных обществах. В России становление этого вида деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждой семьи.
Для современного этапа развития работы с семьей характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с семьей заключается в том, что они ориентируются не на абстрактную семью, а на различные конкретные типы семей, прежде всего маргинальные, кризисные; в гораздо большей степени, чем это имеет место с пожилыми, учитывает особенности социального окружения конкретной семьи, ее социальные характеристики.
Социальные аномалии, поразившие семью, достигли того порога, за которым начинается деградация общества, крушение его основ. Именно с этим можно связать преобладание реабилитационной и адаптационной функций в системе социальных технологий работы с семьей, несмотря на необходимость и важность профилактики.
Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, ознакомления с личностями супругов и их семейными и брачными установками.
Негативные черты личности, такие как истеричность, психоастеничность могут быть причиной разрушительных взаимоотношений. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться не выявленным достаточно долго, но в переломные моменты выясняется, что супруги придерживаются различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно в таких ситуациях семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стериотипов, обучение навыкам неконфликтного поведения.
Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К числу активно применяемых методик относится так называемая «да-терапия» – аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое негативное эмоционально-психическое отношение друг с другом. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон отношения супругов друг к другу. В результате баланса положительных или отрицательных ответов отвечающий супруг может как уйти от «презумпции виновности» другого супруга, так и определить свои реальные пожелания относительно него – хочет ли он действительно улучшить отношения, или ситуация идет к разрыву.
В целях реализации семейной политики в России начинает формироваться система учреждений, ориентированных на укрепление и развитие семьи как социального института. Особое место в этой системе занимают центры социальной помощи семье, находящейся в социально опасном положении. Данные центры являются муниципальными учреждениями, которые предназначены для комплексного обслуживания семьи, нуждающейся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.
Основы медико-социальной работы
Основными направлениями деятельности таких центров являются:
— раннее выявление неблагополучия в семьях и осуществление коррекционной работы в интересах несовершеннолетних детей;
— профилактика наркомании и алкоголизма среди подростков и пропаганда здорового образа жизни;
— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Необходимым условием успешного функционирования механизма выявления семей, находящихся в социально-опасном положении является тесное взаимодействие центра с представителями микросоциума: работниками медицинских и образовательных учреждений, советов территориального общественного самоуправления, управляющими микрорайонов, которые в силу особенностей своей профессиональной деятельности имеют возможность наблюдать факты, свидетельствующие о неблагополучии в семьях, проживающих на обслуживаемой территории.
Одной из традиционных форм социальной помощи семье, которую можно отнести к групповым, являются клубы. Многие специалисты расценивают клубы как своеобразное творческое пространство, объединение заинтересованных людей разных категорий, у которых существуют общность проблем или деятельности. Дети приходят в данные учреждения для самоутверждения, здесь формируется уважение к самим себе на основе уважения окружающих, здесь они приобретают социальные знания и умения
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Вследствие этого в 90-е гг., в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности.
Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.
Вы точно человек?
Практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию. Проблема здоровья, будучи глобальной, неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма.
Имея много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом, медико-социальная работа не выходит за рамки своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие социальных работников с медицинским персоналом и четкое разграничение ответственности.
В организации медико-социальной работы целесообразно придерживаться принципов, предложенных Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным [20, с.35]. Таковыми являются экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.
Экосистемность. Учёт всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных действий.
Полимодальность. Сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, социально уязвимую или дезадаптированную группу населения; исходно заданных, типовых в методологическом плане — использующих отдельные конкретные методы, типовые способы действий.
Солидарность. Сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.
Конструктивная стимуляция. Отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов.
Континуальность. Непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике — с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определения «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающихся значимых изменений статуса субъектов помощи.
Страницы: 1 23456
Роль соц. работника в организации социально-медицинских мероприятий.
Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения.
Медико-социальная работа
Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.
Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием — социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных — социальной карты региона.
К банку данных предъявляются определенные требования. В нем должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.
Для успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности очень важно определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), дифтерия, туберкулез и др.). Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы.
Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.
Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.).Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).
Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, создаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено, прежде всего, тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.
При комплексном подходе к изучению здоровья не вызывает сомнения, что медико-социальная защита населения может быть достигнута совместными усилиями медицинских и социальных работников, организационно объединенных в единую межведомственную систему по охране здоровья.
Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, специалист, магистр), владея знаниями не только медицины, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная защита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.
Залог успеха медико-социального работника учреждения здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.
Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.).Медико-социальный работник находит применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического стационара, как отделения для долечивания, реабилитационные центры, медицинские учреждения медико-социального обеспече-ния и др.Структуризация медицинских кадров требует строгой дифференциации труда медицинских работников по степени занятости при оказании специализированной лечебной помощи. Этому способствует и перераспределение больничных коек в зависимости от характера проводимых лечебно-диагностических манипуляций и объема лечебного вмешательства. В этих условиях меняются взаимоотношения медицинских работников и открываются большие перспективы для деятельности медицинского социального работника.
Акцент в работе отделения медико-социальной помощи делается на изучении особенностей жизнедеятельности населения территориального участка, и на основе анализа полученных данных проводятся соответствующие мероприятия.
Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, обеспечивают не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медико-социальных услуг. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, поадресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья св-их пациентов.
К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само- и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным.
В своей работе социальный работник руководствуется как запросами самого населения, так и целесообразностью и полезностью их осуществления в конкретных условиях.Медико-социальные услуги должны быть несложными в организации, доступными для всех слоев населения и социально гарантированными по объему и качеству. Немаловажно заинтересовать и вовлечь само население в проведение социальных программ, а также обеспечить участие в их реализации представителей добровольных и благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, служителей церкви.
Нормативная нагрузка медико-социального работника первого уровня рассчитывается исходя из общей численности обслуживаемого населения. Следует, однако, иметь в виду, что критериями оценки работы может служить не столько общая численность населения, проживающего на участке, сколько количество конкретных семей, более того, неполных семей, семей, имеющих инвалидов, наркологических больных, т.е. семей высокого социального риска. Работа с таким контингентом населения очень сложна, требует настойчивости, усердия, психологического напряжения. Эти факторы, несомненно, усложняют работу социального работника и должны учитываться при определении ежедневной нагрузки.
В то же время расчет нагрузки по количеству проживающих семей в чистом виде применяться не должен, так как это чревато негативными последствиями. Необходимость констатации неизменного числа неблагополучных семей на участке (с целью сохранения прежней нагрузки) не будет способствовать их уменьшению или изменению социальной напряженности другим путем.Медико-социальный работник второго уровня выполняет непосредственную патронажную работу в семьях, оказывая практические медико-социальные услуги, поэтому его нагрузка зависит от конкретной деятельности с отдельными пациентами, семьей или коллективом.
Нагрузку в этом случае рассчитывают исходя из количества обслуживаемых пациентов (престарелые, одинокие, инвалиды, дети-сироты и т.д.), их жилищных условий, количества семей высокого социального риска, криминогенности обстановки района обслуживания.Нагрузка социально-медицинского работника третьего уровня определяется гражданской ответственностью лиц, добровольно изъявивших желание в свободное от работы время помогать нуждающимся. Работа добровольных организаций по предоставлению социальных услуг рассматривается как пример милосердия, крайне важный для общества.В оказании социальной помощи населению значительная роль отводится медицинскому социальному работнику. Дальнейший поиск приемлемых вариантов сотрудничества медицинских и социальных работников будет способствовать комплексной реализации программы оказания медико-социальных услуг населению.Работа в учреждениях здравоохранения не всегда ведется эффективно в полной мере, так как здоровье это не только физическая составляющая, но и психологическая, и социальная.
Социально-медицинский работник охватывает весь круг проблем клиента (медицинские, социальные, правовые, психолого-педагогические, материальные и бытовые), в котором все проблемы очень связаны между собой. Решение одних проблем способствует решению других, это, в свою очередь, улучшает ситуацию, в общем. К тому же в задачу социального работника входит работа с ближайшим окружением клиента, родственниками, близкими, через которых он может воздействовать на больного. Таким образом, расширяются возможности работы социального работника над решением проблем клиента.Поэтому так важно существование в учреждениях здравоохранения социально-медицинской работы, которая берет на себя часть функций медицинского персонала, тем самым, освобождая их для более высокоэффективной работы. Использование банка данных (создаваемого социальным работником) позволяет более эффективно проводить профилактическую работу.
Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая
Медико-социальная работа рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.
Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Объекты медико-социальной работы — различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых в последние годы неуклонно возрастает, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов учреждений социальной защиты населения, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.
Особенность медико-социальной работы состоит в то: она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественные организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении свидетельствую несмотря на предпринимаемые усилия, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной со, ной работы в смежном секторе, после соответствующей поддержки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют сформировать профессионала нового типа – специалиста в области социальной работы, имеющего соответствующую медицинскую специализацию и выполняющего соответствующие функции.
Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных специализированных специалистов по социальной работе еще недостаточна. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.
Необходимо четкое разграничение функций в медицине социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные.
Медико-ориентированные функции:
• организация медицинской помощи и ухода за больным
• оказание медико-социальной помощи семье;
• медико-социальный патронаж различных групп;
• оказание медико-социальной помощи хроническим больным
• организация паллиативной помощи умирающим;
• предупреждение рецидивов основного заболевания, в на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
• санитарно-гигиеническое просвещение;
• информирование клиента о его правах на медико-социальная помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.;
Социально-ориентированные функции:
• обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах здоровья и оказания медико-социальной помощи;
• представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;
• содействие в предупреждении общественно опасных действий;
• оформление опеки и попечительства;
• участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
• участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения;
• обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;
• информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
• содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;
• семейное консультирование и семейная психокоррекция;
• психотерапия, психическая саморегуляция;
• коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.; Интегративные функции:
• комплексная оценка социального статуса клиента;
• содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
• формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
• планирование семьи;
• проведение медико-социальной экспертизы;
• осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
• проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;
• содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;
• социально-правовое консультирование;
• организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;
• участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
• обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.
По своей сути медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы свое компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.
Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.
Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, — это предупреждение социально зависимых отношений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи личных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья
Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной peaбилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной со но-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственно взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Стремясь создать оптимальные и наиболее эффективные технологии медико-социальной работы, специалисты разрабатывают базовые модели, которые позволяют обеспечить единые технологические подходы в данном виде деятельности и учесть соответствующую специфику.
Чтобы построить такие модели, нужно, во-первых, выделить наиболее однородные группы клиентов (например, группа повышенного риска, члены семьи клиента и ближайшее окружение, длительно и часто болеющие, инвалиды и др.), и с каждой выделенной группой проводить медико-социальную работу в двух уже названных направлениях – профилактическом и патогенетическом. Это позволит учесть специфику профессиональной медико-социальной работы с различными контингентами в отдельных областях медицины или системе социальной защиты населения при сохранении единых методических принципов. С целью поиска оптимальных и наиболее эффективных форм и методов социально-медицинской работы разработана Базовая модель, позволяющая обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности. Построение такой модели основывается на 2-х положениях:
- выделяется пять групп клиентов:
— группа повышенного риска;
— члены семьи клиента и его ближайшее окружение;
— больные с выраженными социальными проблемами;
— длительно и часто болеющие;
— инвалиды.
- в работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока мероприятий:
— СМР профилактической направленности;
— СМР патогенетической направленности.
Под технологиями социальной работы принято рассматривать совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации социальной помощи населению. Технологии СМР базируются на теоретико-методологических основах социальной гигиены. Технологии СМР в России в последнее время активно развивается в области психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, планировании семьи.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
||
35801. | Виготовлення сумки. Творчий проект | 1.94 MB |
Виходячи з призначення проектованого виробу та його особливостей сумка повинна мати естетичний вигляд матеріали повинні бути екологічно чисті та нешкідливі як для дорослих та і для дітей.3 Вимоги до конструкції виробу Речі з яких виготовляється сумка повинні забезпечувати безпечність при користуванні.3 Підбір та аналіз матеріалів для виготовлення виробу. | ||
35802. | Виготовлення підсвічника. Творчий проект | 269.5 KB |
Види будова і властивості деревини Деревина це матеріал одержуваний зі зрубаного і очищеного від кори й галузей стовбура дерева. Навесні клітки дерева менш щільні й міцні рання деревина чим улітку й восени пізня деревина; крім того перші більше світлого кольору. Спелодревесние: ялина ялиця червоний бук липа; у цих дерев деревина не ділиться на ядро і заболонь але внутрішні шари більш міцні і стиглі як і у ядерна порода. Чим більше щільність тим деревина міцніше важче і твердіше але тим складніше її обробка. | ||
35803. | Творчий проект на виготовлення декоративної шкатулки | 324.5 KB |
Під час вивчення народних традицій та народних промислів виникла думка про виготовлення шкатулки. Естетичний вигляд шкатулки підкреслить будьякий інтер’єр. Запропоновано три варіанта декоративної шкатулки різних конфігурацій та різними способами їх оздоблення. | ||
35807. | Виготовлення візитниці. Творчий проект | 23.86 MB |
На мою думку підготовка проекту з трудового навчання дає нам можливість опанувати технології обробки сучасних конструкційних матеріалів щоб надати виробу естетичної привабливості. 2 Зробити розрахунки розмірів виробу. 4 Розробити технологічну карту виготовлення виробу.
Возрастная градация клиентовВимоги до виробу Канцелярський набір візитниця повинен відповідати таким вимогам: Ергономіки зручність у використанні; Естетики задоволення смаку будьякого споживача; Технології конструкція не повинна бути занадто складною … |
||
35809. | Оздоблення одягу. Творчий проект | 26.29 KB |
Бойченка Творчий проект на тему Оздоблення одягу Виконала учениця 9А класу Ткаченко Катерина Керівник: Горонескуль Таїсія Миколаївна Творчий задум Я вирішила прикрасити кофту ґудзиками тому що. Адже тканина є основою форми одягу. У моделюванні одягу особливе значення має фактура тканини її властивості. Так мякі еластичні тканини підходять для моделі з плавними мякими лініями з драпуванням мякими складками зборками а щільні формостійкі матеріали потребують більш простих і лаконічних форм одягу. |