Место отдельного человека в жизни общества

Роль общества в жизни человека

Часто приходится слышать фразу «Человек – животное социальное». С этим сложно поспорить, если принять во внимание, что с первого и до последнего своего вздоха человек находится в окружении других людей. Наш социум – это наша среда обитания. Конечно, и природные условия накладывают свой отпечаток на жизнь человека, но в современном мире скорее играют второстепенную роль, так как с помощью знаний и технологий человек приспособился ко всем возможным местам обитания на Земле.

Сложно быть объективным в оценке роли общества в жизни человека, ведь каждый из нас является его частью и смотрит на эту проблему изнутри. А для изучения чего-либо очень полезно кроме этого посмотреть на это что-то со стороны и непредвзято.

Большинство людей вообще никогда не задаются этим вопросом, потому что как говорят восточные мистики «негоже капле рассуждать об океане, а тем более критиковать его». Поэтому задумываются об этом либо ученые – социологи, философы, политологи, экономисты, этологи, либо студенты-гуманитарии накануне экзаменов, либо обыватель, однажды лично пострадавший от того, что интересы его и общественные «сходили» вразрез.

Вряд ли кто-то поспорит, что общество играет огромную роль в жизни каждого из нас. Итак, попробуем разобраться, какую именно.

1.Общество определяет мировоззрение человека. Как мы учимся относиться к внешнему миру и своему месту в нем? С самого детства мы впитываем представления и понятия об этом из своего окружения – от родителей, учителей, других людей, взращенных обществом, из книг, газет и журналов, обслуживающих интересы общества, из собственного опыта тех или иных общественных отношений, в которых мы постоянно находимся.

Различные типы общества формируют у людей различные мировоззрения, основываясь на специфике культуры, экономических отношениях, государственного устройства, религии, традиций и обычаев, закрепленных в них.

2. Общество организует взаимодействие людей посредством предоставляемых им социальных статусов и ролей.

Социальный статус – это «позиция индивида в социальной группе, определяемая его правами и обязанностями по отношению к другим, сопряженным социальным позициям». Чаше всего они связаны с экономической, политической и профессиональной деятельностью. Часть социальных статусов мы получаем от рождения – раса, пол, национальность, статусы, другая связана с системой родства – отец, мать, сын, сестра. Эти статусы достаются нам без активности с нашей стороны. Другая группа – достигаемые статусы, для получения которых человек должен приложить усилия, напр., студент, специалист.

Социальная роль – это ожидаемое поведение человека, обладающего определенным статусом. Каждый человек является носителем целого ряда статусов и вступает в разные ролевые отношения с большим количеством людей. Он – сын своих родителей, отец для своих детей, начальник для своих подчиненных, муж и т.д. Социальные роли позволяют человеку взаимодействовать с другими по определенному шаблону, поэтому считается, что они способствуют упорядоченности социальных отношений.

С одной стороны это хорошо, но с другой излишнее шаблонизирование отношений ведет к подавлению инициативы человека, формализации, в итоге – неудовлетворенности качеством этих отношений. Например, когда-то в обществе было принято, что женщине не положено получать серьезное образование, несмотря на то, что у нее могли быть хорошие интеллектуальные способности.

Хотим мы того или нет, но в любом случае каждый из нас – винтик в сложном общественном механизме, имеем свое место и выполняем свою функцию. Наша «современная» привилегия в том, что большинство статусов и ролей в социальной иерархии «невечные», подвижные и мы имеем определенную свободу действий для того, чтобы изменять их.

То есть с одной стороны, социальные статусы и роли позволяют нам предсказать поведение их обладателя, а с другой – может играть негативную роль, ограничивая свободу выбора человека.

3. Общество формирует ценности человека и дает возможность для удовлетворения его потребностей. Общество ориентирует человека на то, что он должен хотеть и к чему стремиться в рамках общественного строя. Потребности человека широко варьируются – от физиологических (еда, сон) до личностных (самовыражение, престиж, творчество, признание).

Под влиянием культуры, общественного мнения, воспитания и личных психологических особенностей  человек расставляет приоритеты в жизни. Он ставит перед собой цели и с помощью определенных действий перемещается по иерархии социальных статусов. Это можно считать развитием человека – или восхождением, или деградацией – в зависимости от того, насколько он удовлетворен результатами этого развития и насколько они полезны для общества в целом.

То есть, если человек стремится к материальному достатку, общество предлагает ему несколько вариантов для этого – усердный честный труд или крупный грабеж, а также промежуточные варианты. Если человек хочет признания своих талантов, он стремится к активной общественной жизни, занимается наукой, творчеством либо устраивает себе скандальную рекламу.

Одни цели и пути их достижения общество одобряет, другие порицает, но само их существование имеет причину в нем самом.

4. Общество контролирует поведение человека с помощью общественных норм и морали, а также с помощью государственных органов контроля. Общество всегда консервативно и стремится сохранить свою стабильность. Поэтому оно защищает тех, чье поведение соответствует установленным нормам и наказывает их нарушающих. Таким образом, каждый член общества имеет права и обязанности перед другими.

Например, мы можем рассчитывать на то, что наш дом будет неприкосновенен, но и сами мы будем наказаны, если вторгнемся на чью-то территорию. Таким образом, общество организует взаимную ответственность своих членов за любые их действия.

Общество ограничивает любые «неугодные» проявления, угрожающие его стабильности. Естественно, это не позволяет человеку в полной мере выявить свою волю и свободу, лишает его полной индивидуальности.

 Общество заставляет нас идти в школу, поступать в институт, заводить семью, идти работать для получения тех благ, которые дает взамен. Это определенные гарантии и защищенность – деньги, возможность продолжить род, получить медицинскую помощь, пенсию, признание.

В условиях, когда человек сам не может обеспечить себе эти блага самостоятельно, поскольку обладает ограниченными ресурсами и знаниями, взаимодействие с другими членами общества просто необходимы. У каждого из нас узкая специализация, поэтому экономист идет лечить зубы к дантисту, а дантист нанимает адвоката, чтобы тот защищал его в суде по делу о предоставлении некачественных услуг… Все мы повязаны!

Общественная жизнь присуща не только человеку. Биологам известны многочисленные виды общественных животных, живущих по строгому укладу — муравьи, пчелы, стадные животные. То, что человек – социальное животное, означает, по мнению этологов, что организуемое нами общество – реализация инстинктивной программы, аналоги которой мы находим и у других животных.

В качестве вывода можно сказать, что социум – наш дом родной, который одновременно и дает, и требует. Это сложная система прав и обязательств, возможностей и ограничений, поощрений и наказаний.

Сложно представить, как бы жил человек вне общества. Мы знаем много разных общественных укладов в истории человечества – от первобытно-общинного до постиндустриального. Основная разница между ними – набор предлагаемых социальных статусов и возможности каждого человека сменять эти статусы по своему выбору. Мы также можем утверждать, что человек способен адаптироваться к условиям жизни в обществе и способен менять их коренным образом.

Литература

1. Социология. — А.И. Кравченко, В.Ф.Анурин
2. Непослушное дитя биосферы. — В.Р. Дольник

Личность как субъект и объект общественных отношений.

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид — отдельно взятый человек.

Индивидуальность — особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.

Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

представления о том, как его воспринимают другие люди;

представления о том, как они его оценивают;

как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркальногоЯ”личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.

Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.

Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств.

К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статус и роль.

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы.

Человек и общество

Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены заданным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Роли человека в обществе

В ряде общественных наук, говоря о статусе человека, употребляется еще один характерный термин «роль человека». Это понятие определяет основные направления в поведении человека, обладающего определенным статусом.

Наиболее полно роли человека в обществе рассмотрены у американского социолога Т. Парсонса. Т. Парсонс разделил все роли человека на четыре группы:

  • по масштабу (имеющая или не имеющая конкретные границы)

Например, роли ребенка (подчиняющая) и роли родителей (отвечающие за ребенка) имеют четкие границы. Роли родителей по отношению к друг другу и по отношению к государству более разнообразны. Они включают взаимные права и взаимные обязанности: заботится о близких, о государстве, работать т.д. 

  • по степени формализации (имеющая или не имеющая конкретные социальные границы)

Деятельность многих людей в обществе имеет четкие формальные социальные границы. Например, врач лечит, учитель учит, чиновник осуществляет административную работу. Зная эти границы человек никогда не будет их нарушать.

Роли человека в обществе

Например, к чиновнику мы не пойдем лечиться.

  • по видам мотивации (личная или частная)

Например, личная мотивация – это собственное желание хорошо учиться, быть примерным учеником. Желание родителей, что бы ребенок хорошо учился, был примерным учеником, является примером частной мотивации.

  • по способу получения (те же, что и статус – «предписанные» и «достигаемые»)

Наши роли могут нам достаться от родителей, тогда они носят название «предписанных». Например, репутация родителей, которая автоматически переходит на их детей. Но мы их может достигнуть за счет личных усилий, тогда они носят название «достигаемых». Например, родители могут не иметь высшего образования, но их ребенок может приобрести высшее образование. Это будет его личной («достигаемой») заслугой.  

Иногда роли человека в обществе подразделяют на:

• общественные (человек как часть общества: руководитель, рабочий, товарищ)
• гражданские (человек как житель своей страны: военнослужащий, избиратель)
• семейные (человек как ответственное лицо за  свою семью: муж, жена)

Поделиться ссылкой

Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр.

этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:

· личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;

· общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;

· личность отражает достигнутый уровень развития общества;

· с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.

Исходным при определœении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.

Понятие лич-ть прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, кот. одевал актер.

Далее личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане.Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта͵ причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед крайне важно стью выбора различных моделœей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Личность — это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.

Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у чел-ка на базе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.

Лич-ть явл-ся субъектом общественных отношений. Она — своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются всœе явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное выражение соц. качеств индивида.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними принято понимать более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.

Типы личности. Под типом принято понимать обобщенный образ, характерные черты определœенной группы людей или образцы моделœей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определœенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

В 1914 ᴦ. Э.Шпрангер описал шесть ʼʼидеальных типовʼʼ личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический — стремление к познанию; 2)экономический — поиск полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический — стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный — стремление к общению, в т.ч. к любви; 5)политический — воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный — поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления

Социальная роль личности — это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной.

В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всœего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как ʼʼединицу в системе социальных отношенийʼʼ (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности — общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц.

ролей, прав и обязанностей. Социальный статус — это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), ᴛ.ᴇ.

Место Отдельного Человека В Жизни Общества Сочинения и курсовые работы

полученный независимо от субъекта͵ чаще всœего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), ᴛ.ᴇ. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (к примеру, должность по основному месту работы).


 

Марксистская теория.

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности де­терминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности.

Место и роль человека в политике

В целом в марксизме личность рассматри­вается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общест­венных отношений, с другой — сама является продуктом историческо­го развития этих отношений.

Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремле­ние практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через дикта­туру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Деятельный подход.

Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рам­ках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассмат­ривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с пози­ций рациональности. В личности отражаются особенности связи чело­века с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитив­ной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определе­ние: «Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений посредством активной деятельности и общения».

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социаль­ных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющих­ся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общест­венно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения куль­турными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нор­мы и принципы, убеждения.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, дея­тельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельно­сти. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структу­рирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружаю­щему миру социологи подразделяют деятельность на материаль­ную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отно­шения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, револю­ционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается вы­бор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реак­ционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на пер­вый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего тер­рористическая.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптималь­но организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогран­ны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

· качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;

· объективные и субъективные оценки деятельности, выражаю­щиеся в общественном одобрении или порицании;

· мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;

· способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;

· результаты деятельности, социально и индивидуально значи­мые.

Деятельностный подход к личности сводится к:

· определению системообразующего звена, доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

· выяснению принципа осуществления деятельности — вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

· изучению характера связи между различными видами деятельно­сти (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

· исследованию уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.

Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в об­ществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отме­тим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.

 


Читайте также:

I. Весть Святых взаимоотношений
VI. Свет святых взаимоотношений
Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
Анализ социально — психологических отношений в трудовом коллективе
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕНОЗНОЙ СИСТЕМЕ
Артикли как лексико-грамматические единицы в системе английского языка
АРТТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Бухгaлтерский бaлaнс — oснoвнaя фoрмa в системе oтчетнoсти
В двоичной системе счисления (как и в других системах счисления, кроме десятичной) знаки читаются по одному. Например, число 1012 произносится «один ноль один».
В логистической системе

Читайте также:


.

Добавить комментарий