2 предложения с информацией о понятиях

ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – категория марксизма, обозначающая ступени исторического развития общества, устанавливающая определенную логику исторического процесса. Основные характеристики общественной формации: способ производства, система общественных отношений, социальная структура и т.д. Развитие стран и отдельных регионов богаче определения их принадлежности какой-либо формации, формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются особенностями общественных укладов – социально-политических институтов, культуры, права, религии, морали, обычаев, нравов и т.п., что находит свое выражение в категории цивилизации и цивилизационном измерении исторического процесса.

Базовыми ступенями исторического процесса выступают три большие общественные формации: первичная (общая собственность), вторичная (частная собственность) и третичная (общественная собственность). Вторичная формация является экономической общественной формацией. Ее прогрессивные эпохи – азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Азиатский способ производства специфичен, требует специального анализа. Другие же представляют собой общественные формации в узком смысле. Античная и феодальная формации определены на основе западноевропейской истории.

Первичная формация характеризуется архаическим синкретизмом общественных отношений. Экономический и родовой строй совпадают друг с другом. Грань между ними возникает с появлением частной собственности. Дифференциация базиса и надстройки возникает в условиях вторичной общественной формации. Особенности вторичной формации не распространяются на третичную. Существует несколько типологий общественных формаций. В догматическом марксизме выделено 5 типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. У самого К.Маркса можно найти схему из трех цивилизаций – докапиталистической, капиталистической и коммунистической. В современной социологии типологизация обществ (напр., традиционное, индустриальное, постиндустриальное) продолжает традиции макросоциологической теории (напр., структурный функционализм Т.Парсонса, Н.Лумана и др.).

Ю.К.Плетников

 

Поиск Лекций


ГЛАВА 2. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

§ 1. Раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческо­го курса, составьте два предложения: одно предложение, ее держащее информацию о признаках общества как системе и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле.
  2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ный институт»? Привлекая знания обществоведческого кур­са, составьте два предложения: одно предложение, содержа­щее информацию о любой функции социального института, и одно предложение, раскрывающее основные социальные институты.
  3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общест­венные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содер­жащее информацию о сферах общественной жизни, и одно предложение, определяющее основные виды общественных отношений.
  4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «обще­ственный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содер­жащее информацию о любом критерии общественного про­гресса, и одно предложение, раскрывающее какое-либо свой­ство прогресса.
  5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рефор­ма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о любой специфической черте реформаторских процес­сов, и одно предложение, определяющее основные виды ре­форм.
  6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «револю­ция»?

    Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о любой специфической черте революционных процес­сов, и одно предложение, определяющее основные виды рево­люции.

  7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общест­венная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содер­жащее информацию об авторе (разработчике) формационного подхода для понимания исторического развития общества, и, одно предложение, определяющее основные формации об­щества.
  8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилиза­ция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию об основных типах общества (в стадиальном подходе), и одно предложение, раскрывающее значение модернизации.
  9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глоба­лизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, со­ставьте два предложения: одно предложение, содержащее ин­формацию о любом позитивном последствии глобализации, и одно предложение, раскрывающее любое негативное по­следствие глобализации.
  10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобаль­ные проблемы человечества»? Привлекая знания общество­ведческого курса, составьте два предложения: одно предложе­ние, содержащее информацию о любой глобальной проблеме, и одно предложение, раскрывающее условие решения гло­бальных проблем человечества.

§ 2. Конкретизация теоретических положений на примерах

1. Назовите любые три характеристики общества как динамич­ной системы.

2. Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества.

3. Приведите три примера, иллюстрирующих положительное влияние общества на природу.

4. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

5. Назовите любые два социальных последствия научно-техни­ческого прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

6. Информационная революция последней трети XX века приве­ла к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каж­дое из которых проиллюстрировав примером.

7. Подтвердите с помощью трёх примеров следующее суждение: «В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус».

8. Приведите три признака постиндустриального (информаци­онного) общества, проиллюстрировав каждый из них кон­кретным примером.

9. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положитель­ных последствия процесса глобализации.

10. Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологиче­ских проблем современного мира.

11. С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

12. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимодействие про­блем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвра­щения новой мировой войны.

§ 3. Решение познавательных задач

1.В философии до сих пор не угасает спор о том, что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии прогресса вам известны? Укажите не менее трёх критериев.

2.Российский публицист и мыслитель XIX в. В. Г. Белинский писал: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоя­тельств». Опираясь на авторское суждение, знание курса обществознания и истории, личный социальный опыт, приве­дите три пояснения (аргумента) в обоснование неразрывной связи человека с обществом.

3.Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль­на; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наибо­лее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческо­го общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об­щества? Укажите две любые ценности.

4.Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав гра­ждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстриру­ется данным примером? Приведите два своих примера, иллю­стрирующих это свойство.

5.По данным исследователей, в 80-х г. XX в. совокупностью таких благ цивилизации, как дом или квартира, транспорт, связь, образование, регулярный отдых и социальное обеспе­чение, пользовалось порядка 40% землян, тогда как в начале XX в.— всего 1 %. Сделайте три вывода из приведённых дан­ных.

6.Современный мир называют сетевым. Многие учёные отме­чают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современ­ного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

7. Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизи­ровать». Каково понимание модернизации в обществоведче­ской науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы;

8. Традиционные общества отличаются патриархальностью со­циальных отношений. Укажите любые три проявления патри­архальных социальных отношений в традиционном обществе.

9. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.

10. Глобализация влечёт за собой не только позитивные, но и нега­тивные последствия. Так, в частности, экс-госсекретарь США Г. Киссинджер подчёркивает, что глобализация успела серьёзно сказаться на безопасности мирового сообщества. Ка­кими тремя аргументами можно подтвердить справедливость слов Киссинджера?

11. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является ин­новация. Основатель компании «Apple» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

12. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой по­ставил продовольственную проблему. Для её решения исполь­зуется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использо­ванием современной техники, часто недоступен этим государ­ствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь ка­ких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

13. В решении глобальных проблем современности выделились два направления учёных: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и огра­ничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресур­сы, необходимые для жизни людей, безграничными. Учёные опросили разные категории учёных и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме.

Общественные формации

Респон­дентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества

Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический про­цесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозна­чения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу на­шел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употреб­ляется термин «форма собственности», а появление различных форм соб­ственности связывается с разделением труда.

Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.

Вторая форма — античная общинная и государственная собствен­ность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собствен­ность, появляется рабство, уже встречается противоположность между го­родом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противополож­ность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.

Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-

Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106

гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена ред­костью и рассеянностью по обширной площади первоначального населе­ния, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значи­тельно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное раз­витие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.

Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впер­вые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та». В классическом виде эта категория была представлена в Предисло­вии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества… В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи эко­номической общественной формации»2.

Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Фор­мация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, аб­страгируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское пони­мание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке.

ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы

Такая пута­ница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действитель­ности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неиз­меримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как от­ражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосред­ственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.

Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, со­циальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и про­изводственных отношений. А основой производственных отношений яв­ляется форма собственности на средства производства. Общественно-эко­номическая формация — это исторически конкретное общество на дан­ном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный ор­ганизм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная сту­пень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: перво­бытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммуни­стическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой исто­рии: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является бо­лее прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по вос­ходящей линии.

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая


Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 272;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

 

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

 

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМАЦИЯ

воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

 

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Общественная формация

Cтраница 1

Общественная формация, по Марксу, — это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Маркс иногда использует также термины экономическая формация и экономическая общественная формация. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  [1]

Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей ( социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей ( полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Переход от капитализма к коммунизму возможен только через пролетарскую революцию и длительную эпоху диктатуры пролетариата.  [2]

Общественная формация, по Марксу, — это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  [3]

Общественная формация — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества.  [4]

Понятие общественная формация используется для обозначения качественно различных типов общества. Однако в реальной действительности наряду с ними существуют элементы старых способов производства и нарождающихся новых в форме общественно-экономических укладов, что особенно характерно для переходных периодов от одной формации к другой.

В современных условиях изучение экономических укладов и особенностей их взаимодействия становится все более актуальной проблемой.  [5]

Каждой общественной формации присуща свия К.  [6]

Изменение общественной формации в России требует пересмотра методического и нормативного аппарата обеспечения надежности больших систем энергетики. Переход к рыночным отношениям в отраслях ТЭК, являющихся естественными монополиями ( электроэнергетика и газовая промышленность), связан с новыми постановками задач надежности. В то же время целесообразно сохранить все ценное в методологии исследования надежности систем энергетики из того, что было создано в предшествующем периоде.  [7]

Всякой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы учитывают отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.  [8]

Для любой общественной формации характерно несовпадение производства и потребления ( использования) продукта труда во времени и в пространстве. По мере развития общественного разделения труда это несовпадение возрастает. Но принципиальное значение имеет тот факт, что продукт лишь тогда готов к потреблению, когда он доставлен к месту потребления с теми потребительскими свойствами, которые отвечают условиям его использования.  [9]

Для любой общественной формации закономерно создание определенного количества запасов материальных ресурсов для обеспечения непрерывного процесса производства и обращения. Создание запасов материальных ценностей на предприятиях носит объективный характер и является следствием общественного разделения труда, когда предприятие в процессе производственной деятельности получает необходимые ему средства производства от других предприятий, территориально расположенных на значительном удалении от потребителей.  [10]

Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества ( К.  [11]

Коммунизм ( общественная формация), Переходный период от капитализма к коммунизму, Революция пролетарская, социалистическая.

7. Общественно-экономическая формация и ее виды

 [12]

Коммунизм ( общественная формация), Парижская Коммуна 1871 г., Революция социальная.  [13]

Ни одна общественная формация, согласно К.  [14]

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества ( Маркс К.  [15]

Страницы:      1    2    3

Теория общественно-экономической формации

 

К.Маркс представил всемирную историю как естественно-исторический, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Используя в качестве основного критерия прогресса — экономический — тип производственных отношений (прежде всего, форму собственности на средства производства), Маркс в истории выделяет пять основных экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

Первобытнообщинный строй — первая неантагонистическая общественно-экономи-ческая формация, через которую прошли все без исключения народы.

Общественная формация

В результате ее разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим формациям. Среди ранних ступеней классового общества некоторые ученые, кроме рабовладельческого и феодального способов производства выделяют особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Этот вопрос остается дискуссионным, открытым в обществознании и сейчас.

«Буржуазные производственные отношения, — писал К.Маркс, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»[37]. На смену ей закономерно приходит, как предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, целостная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе характерного для нее способа материальных благ. Из двух основных элементов способа производства (производительные силы и производственные отношения) в марксизме ведущим считается — производственные отношения, по ним определяется тип способа производства и, соответственно, тип формации. Совокупность господствующих экономических производственных отношений составляет Базис общества. Над базисом возвышается политическая, юридическая надстройка. Эти два элемента дают представление о системном характере общественных отношений; служат методологической основой в изучении структуры формации (см.: схему 37).

 

СХЕМА 37

  Духовная жизнь общества Политика и Право Социальные отношения и институты НАДСТРОЙКА  
Надстройка обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на базис Базис определяет надстройку (в материализме эта связь считается основной)
БАЗИС совокупность экономических производственных отношений в структуре формации  

 

Последовательная смена общественно-экономических формаций движется противоречием между новыми, развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности смены формаций.

1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая разрешает противоречие в способе производства (между производительными силами и производственными отношениями) и в результате этого меняется вся система общественных отношений.

Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии.

Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется:

· — в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени (например, славянские народы минули стадию рабовладения);

· — в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей;

· — в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономиче-ские уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.

Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени (так называемая трехчленка):

1. Первичная формация (первобытное общество) раннеклассовые общества личная зависимость (человек — раб, поглощен тотальностью рода)
2. Вторичная формация (частично феодализм и капитализм) внешняя зависимость (человек юридически свободен, но вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу)
3. Третичная формация (будущее общество) свободная индивидуальность (реальный гуманизм, реальная свобода, условия для всестороннего развития сущностных сил человека — реализация цели и смысла общественного прогресса)

 

Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса) и обществознания в целом.

 


Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 5139;


Похожие статьи:

Добавить комментарий