Общий план проведения аудита составляется для

Общий план аудита

8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

(в ред. Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

(см. текст в предыдущей

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.


• требования законодательства.

После достижения полного понимания сути аудита между аудитором и проверяемой организацией заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с требованиями гл. 39 ГК РФ.

Специальные условия договора возмездного оказания услуг (применительно к услугам по проведению аудита) предусмотрены в ПСАД «Согласование условий проведения аудита».

Договор на проведение аудиторской проверки — официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. При его составлении нужно четко уяснить желание клиента и помочь ему правильно сформулировать заказ. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки.

Как показывает опыт, клиент часто приглашает аудитора, когда его работа по учету не завершена, в результате не все документы предоставляются аудитору в нужные сроки, что осложняет и тормозит проверку. В результате аудитор не укладывается в отведенный ему для проверки срок. Поэтому в договоре следует определить сроки предоставления документов, оговорить возможность отказа от выдачи заключения в случае непредставления необходимых для проверки документов или изменение времени проведения проверки с соответствующим изменением оплаты.

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны: цель оказания услуг; объект аудита; этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год); сроки проведения проверки (начало, окончание); ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (письменная информация — отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику.

При отражении в договоре прав и обязанностей сторон следует учитывать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Договором могут быть предоставлены аудитору и клиенту другие права, если они не противоречат российскому законодательству. То же самое можно сказать и об обязанностях аудиторов и клиентов.

2. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита

Планирование аудита — один из обязательных этапов аудита; на этом этапе определяются стратегия и тактика аудита, объем аудиторской проверки, составляется общий план аудита, разрабатываются программы и конкретные аудиторские процедуры.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были идентифицированы потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:

1) предварительное планирование; производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторская проверка может вообще не состояться, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска;

2) разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;

3) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит.

Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ. При планировании аудита аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, цель которых:

• понять, как руководство оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• получить представление о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и нахождения ошибок;

• определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате служебного расследования, проведенного до начала аудита;

• определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

Содержание

3. Составление общего плана и программы аудита

Наряду с этим аудитор должен решить, существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника, например:

• характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ненадлежащее реагирование руководства аудируемого лица на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита;

• оценка аудитором надежности контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы компетентности и порядочности руководства аудируемого лица;

• влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.

В ходе аудита общий его план и программа должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с изменением обстоятельств или появлением неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий план аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

1) деятельность аудируемого лица, в том числе

• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

• общий уровень компетентности руководства;

2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

3) риск и существенность, в том числе

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;

4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия и специфических особенностей компьютерной системы ведения учета;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• число территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• численность и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

6) прочие аспекты, в том числе

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под сомнением;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора, их участие в оказании аудируемому лицу сопутствующих услуг;

• форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Примерное содержание общего плана аудита содержится в ПСАД «Планирование аудита». На практике общий план аудита, как правило, включает в себя следующие разделы:

1) вводную часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и аудиторским рискам;

2) организационный план проверки, в котором отражается календарный план — график мероприятий по организации и проведению проверки;

3) план аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения.


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Модуль «Планирование аудита» предоставляет пользователю программы IT Audit: Аудитор возможность формировать:

  • График проведения аудиторских проверок;

  • План аудита;

  • Задание на проведение аудита;

  • Программу аудита.

При формировании «Графика проведения аудиторских проверок» приводится информация о проверяемом периоде, количестве этапов, периоде проведения проверки по каждому этапу, сотрудниках, планируемых для проведения аудита.

По результатам заполнения графика проведения аудита формируется информация о планируемой занятости сотрудников. По каждому специалисту имеется возможность установить начало и окончание проведения проверки в офисе клиента, время на написание отчета.

Формирование «Плана аудиторской проверки» осуществляется, как правило, в разрезе годового периода проведения аудита. Создание «Плана аудита» производится путем выбора из справочника необходимых разделов аудита. Данные о планируемых и фактических трудозатратах в «Плане аудита» можно заполнить вручную или автоматически на основании «Программы аудита».

Перед выходом на проверку формируется «Задание на проведение аудита», основная цель которого — документальное закрепление состава аудиторской группы на соответствующем этапе аудита и периоде участия каждого специалиста. В «Задание на проведение» аудита могут вноситься изменения, касающиеся привлекаемых сотрудников и периода их участия.

тест по аудиту

Формирование «Программы аудита» осуществляется в разрезе этапов проведения аудита на основании справочника «Аудиторские процедуры» путем отбора соответствующих аудиторских процедур.

В «Программе аудита» приводится информация:

  • об аудиторских процедурах, подлежащих выполнению;

  • об установлении очередности выполнения аудиторских процедур;

  • о плановой и фактической трудоемкости проведения аудиторских процедур;

  • о периоде проведения аудиторских процедур;

  • о рабочих документах, подлежащих заполнению при выполнении аудиторских процедур;

  • о предпосылках отчетности;

  • о внутреннем контроле за ходом выполнения аудиторами процедур;

  • о стадиях выполнения «Программы аудита» в разрезе процедур.

Специалисты по внутреннему контролю имеют возможность проанализировать проведенные аудиторские процедуры и сформулировать к ним замечания и вопросы.

К каждой аудиторской процедуре с целью проведения внутреннего контроля качества может вводиться  информация о внутреннем контроле, которую вносит сотрудник отдела внутреннего контроля или руководитель аудиторской проверки.

| НАВЕРХ |

Главная » Бухгалтеру » План внутреннего аудита


План внутреннего аудита



Вернуться назад на Внутренний аудит

Получение эффективной деятельности производства от системы менеджмента качества не возможно без проведения плана внутренних аудитов СМК и систематического обучения рабочего персонала предприятия. Сотрудники обязаны детально ознакомиться со стандартом внутреннего аудита ISO 19001, должны уметь планировать аудиты, разрабатывать программы, планы и отчеты об аудитах.

Тест по аудиту с ответами

СМК (система менеджмента качества) – это продукция, к которой предъявляются определенные требования и от которой ожидают результатов деятельности предприятия. То есть это степень удовлетворения этих ожиданий и требований.

Определить качество системы менеджмента можно точно так же, как определяется качество любой другой продукции — с помощью измерения характеристик и сравнения их с заданными значениями.

План внутренних аудитов СМК обеспечивает данной системе возможность постоянного улучшения и имеет отличительный характер. Его целью является оценка работы СМК. Аудиты проводятся не чаще одного раза в год.

По итогам составляется специальный отчет, в котором учитываются все несоответствия, разрабатывается план корректирующих мероприятий и организовывается его реализация.

Следуя установленным положениям стандарта ИСО 9001 итоги аудита формулируются в виде «соответствует/не соответствует», а заключения – на основании выводов и целей аудита.

В рамках плана внутренних аудитов СМК зачастую создают специальную группу, которая проверяет её эффективность – группа внутреннего аудита.

Аудиторы – это высококвалифицированные специалисты, которые рассматривают такие вопросы, как проверка качества. Компетентность и независимость – это их два основных качества.

Их задача заключается в том, чтобы по установленному плану проверять работоспособность данной системы и составлять отчеты о результатах проверки с предложениями по корректирующим и предупреждающим действиям. Затем руководитель должен на основании данных отчетов исправлять ошибки и принимать решение о мерах по предупреждению отклонений системы.

Результатом разработки и внедрения системы управления продукцией является документированная система, то есть наличие документов, в содержании которых зафиксированы правила и методы распределения ответственности, полномочий, система выполнения обязанностей, показатели, критерии и так далее.

Объектом проверки системы менеджмента является определенная документация, которая выступает в качестве критериев, ими могут быть требования к системе, а также выполнение требований стандартов ИСО 9001.

Показателем эксплуатации системы является достижение установленных целей. Именно это является объектом проверки, а критерии должны выполнять требования, которые устанавливаются в документации системы.

Итак, план внутреннего аудита СМК включает в себя:

• основание, на котором будет проводиться аудит;

• подразделение (руководитель предприятия);

• дата (сроки) проведения аудита (как правило, один раз в год);

• объекты, подлежащие аудиту (выполнение различных видов работ, услуг на предприятии);

• цель и объем аудита (соответствие всем требованиям стандарта, руководства по качеству, правильность составления документации системы менеджмента качества, выявление несоответствий установленным требованиями системы менеджмента качества);

• составление группы аудита (записывается в виде таблицы, которая включает в себя три столбца: ФИО, Должность, Примечание);

• отчет по результатам проведения аудита, который составляется в двух экземплярах и отправляется на рассмотрение руководителю предприятия и администратору.

Финансовый аудит
Аудиторское заключение
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Аудит денежных средств
Аудиторская проверка расчетных операций

Назад | | Вверх





©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Похожие главы из других работ:

Аудит начисления и уплаты водного налога

2.1 Планирование аудита начисления и уплаты водного налога: составление общего плана и программы аудита

Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничено определенным сроком (в среднем-2 недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается…

Аудит основных средств на примере ОАО «Алмаз»

2.3 Составление общего плана и программы проведения аудита учета основных средств

После предварительного планирования аудиторской проверки аудитору ЗАО «АУДИТГАРАНТ» необходимо составить и документально оформить общий план аудита, который должен содержать предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки…

Аудиторская проверка учета основных средств в ООО «Зест-Экспресс»

2.3 Составление общего плана и программы проведения аудита учета основных средств в ООО «Зест-Экспресс»

№п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания 1 Проверка наличия и сохранности основных средств 03.03.2014-07.03.2014 К.С. Титова, М.В…

Бухгалтерский аудит товарных операций на примере ООО «Перминов&К»

1.4 Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур…

Особенности подготовки аудиторской проверки в ООО «МитСан»

1.5 Содержание общего плана и программы проведения аудита

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). Положения стандарта применяются в первую очередь к проверкам…

Особенности проведения аудита затрат организации

2. Составление общего плана и программы аудиторской проверки аудита затрат на капитальный ремонт ОАО «Жилищник»

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на капитальный ремонт представляется целесообразным применение метода тестирования и установления уровня эффективности указанных систем…

План и программа аудиторской проверки ООО «Альянс-М»

1.4.Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур…

Планирование и документирование аудита

2.2 Содержание общего плана и программы проведения аудита

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица…

Планирование и подготовка к аудиторской проверке

2.2. Подготовка общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области…

Принципы планирования аудиторской проверки

2.4 Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур…

Принципы планирования аудиторской проверки

2.5 Подготовка и составление общего плана аудита

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

Общий план проведения аудита составляется для:

Вносимые в план изменения…

Проверка учета операций с денежными средствами

1.2 Разработка общего плана и программы аудита

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации…

Программа аудита

4.3 Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур…

Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки ООО «Союз»

1.3 Особенности подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур…

Пути совершенствования плана и программы аудиторской проверки ООО «Союз»

1.4 Составление общего плана и программы аудиторской проверки

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения…

Все темы:Аудит

Планирование аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачами планирования аудита являются:

  • установление этапов и сроков работы с клиентом;
  • определение затрат;
  • рациональное использование рабочего времени специалиста;
  • подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
  • определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
  • распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
  • создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
  • обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности планирования; непрерывности планирования; оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает, что и аудиторская организация, и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ. При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

К этапу предварительного планирования аудита арендных отношений можно отнести:

• сбор информации о специфике и условиях бизнеса экономического субъекта (в том числе о его аффилированных лицах);

• анализ финансового состояния экономического субъекта и предварительное определение применимости допущения о непрерывности его деятельности;

• знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• предварительную оценку аудиторского риска;

• предварительную оценку трудозатрат на проведение аудита и формирование аудиторской группы;

• определение задач и общей стратегии проверки.

Цель предварительного планирования — оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита, если определенный на стадии предварительного планирования объем проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового состояния экономического субъекта, направленные на определение объема предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышенного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость допущения о непрерывности деятельности.

В процессе предварительного планирования наибольшее распространение получили следующие процедуры финансового анализа:

• проверка показателей бухгалтерской отчетности на наличие арифметических ошибок;

• вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состоит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте баланса) и в итоге соответствующего раздела баланса;

• горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, который заключается в расчете абсолютных и относительных отклонений значений статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и определения существенности этих отклонений;

• расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в динамике;

• сравнение показателей отчетности экономического субъекта с данными по соответствующей отрасли;

• сопоставление данных отчетности с прогнозными (плановыми) показателями.

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние считается одним из главных факторов, влияющих на возможность проведения аудита и объем трудозатрат.

Далее, аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы удита.

При разработке общего плана аудита предприятия аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены в установленном порядке.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н.А. Богданова, М.А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.

Планирование аудиторской проверки. Составление общего плана и программы пророки

– 229 с.
Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Добавить комментарий