Объясните термины вербальное архетип символ тень эго

Собственно Архетипы – это единицы Бессознательного, и, как это логически вытекает, нами не осознаваемы. Они объективны и не воспринимаемы нами. По мнению Юнга, мифологические фигуры наиболее точно и полно описывают переживаемое нами. А тревога, страх, сексуальность — это уже отвлеченные понятия — результат выделения некоторого психологического компонента из целостных психических образов демонов и нимф.

В случаях психической регрессии в человеке проступают не только детские, но и животные черты. Высшие духовные ценности устойчивы и универсальны, потому что укоренены в архаических слоях души. Они обладают способностью притягивать к себе энергию и информацию, и служат точками кристаллизации художественных, мифологических и сновидческих образов. Архетипов, согласно Юнгу, бесконечное множество. Особенно смыслоемкие, мощные архетипы, определяют формирование харизматических личностей и целых народов.

Некоторые из архетипов символизируются в геометрических фигурах — мандалы, священного круга, креста. Другие — в образах социальности. Это — власть, церковь, община. Третьи относятся к природным событиям — Буря, Утро, Море, Рождение, Смерть. Особенно значительны архетипы, выражающиеся в парциальных личностях, составляющих в своем сложном сцеплении целостного человека. Это — Тень, Самость, Персона, Маска, Эго (Герой), Анима, Анимус, Пуэр (вечный юноша), Сенекс (мудрый старик), Вечное дитя, Великий отец, Великая мать, Животное, Целитель, Мистическая сестра или брат, Другой, Трикстер (шут), Бог, Дьявол и т. д. Все это — имена типичных персонажей мирового искусства, мифов и религий, а также типичные фигуры сновидений, социальных ролей, патологических маниакальных состояний, но по сути дела — лишь части единой человеческой души. Архетипы представляют собой точки зрения или позиции, управляющие нашим поведением и течением психического процесса, как индивидуального, так и коллективно-исторического. Вопрос о «первичности» индивида или социума, личности и коллектива, снимается Юнгом, как мнимый, поскольку личность — множественна, а коллектив — архетипически мощнее, устойчивей и выразительней личности. Драма жизни человека и человечества понимается Юнгом, в первую очередь, архетипически, то есть, мифологически. И вполне будет прав тот, кто заметит, что всякое понимание, по Юнгу, в основе своей поэтично, а не научно. Архетипические герои не все одновременно выходят на сцену. И дело не в том, чтобы запомнить «состав исполнителей», а в том, чтобы понять судьбу личности и смысл истории. В истории и индивидуальной жизни архетипические персонажи постоянно разыгрывают свои роли, вступают в любовные связи, в борьбу, жертвуют собой и предают друг друга. Личность -диалектическая сцена, как и история.

Система архетипов — своего рода «генетический код», программа деятельности и развития.Она актуализируется благодаря тому, что архетипы — вместе или попеременно — насыщаются энергией, называемой как и в классическом фрейдовском психоанализе — либидо. Но либидо Юнга отличается от фрейдовского тем, что оно не связано ни с каким инстинктом. Юнг считает, что в процессе эволюции психика освободилась от инстинктов, в частности, десексуализировалась. Инстинкты прорываются в сознание в критических ситуациях или в случае патологии. Либидо, в принципе, может заряжать любой архетип, любую фантазию, идею или дискурс. Оно не локализовано в какой-то области души, свободно «втекает» и «вытекает» из нее.

Символ, согласно Юнгу, выражает то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем. Символ – основное понятие духовной культуры. Символы имеют широкий «бессознательный аспект, который всякий раз точно не определен или объяснить его нельзя. И надеяться определить или объяснить его нельзя, когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка». Претерпев некоторую рациональную обработку, войдя в состав мифа (сказки, тайного учения, религии), естественные символы превращаются в культурные, которые в своей значительной части являются, религиозными. Символы видоизменяются в сторону общезначимости, освобождения от индивидуальных наслоений. В результате появляются религиозные формулы, более прекрасные и всеохватывающие, чем непосредственный опыт. Культурные символы, прежде всего религиозные, выполняют двойную функцию в опосредовании взаимодействия между сознанием и бессознательным—
коммуникации и защиты.
Они самым непосредственным образом сопряжены с объективностью содержаний коллективного бессознательного, открывают сознанию доступ к ним—в этом смысле символы не продукт произвола и обмана, но отражение объективной реальности. «Религия — это отношение к высшим и сильнейшим по воздействию ценностям, будь они позитивными или негативными. Отношение к ним может быть как произвольным, так и непроизвольным, т. е. вы можете сознательно принять ту ценность, которой вы уже одержимы бессознательно.

 

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒



Карл-Густав Юнг и его определение самости

Карл-Густав Юнг

(26 июля 1875 — 6 июня 1961) — швейцарский психиатр

„Самость есть образ Бога;
по крайней мере,
она неотличима от него“.
Карл-Густав Юнг

Прежде чем дать определение самости, Юнг обращается к описанию ЭГО («Я»), поскольку самость, по словам Юнга, «мыслится не вытесняющей ЭГО, а скорее на правах понятия высшего порядка включающей ЭГО в себя».

ЭГО опирается на поле сознания и является его центром. Поле сонания человека, хотя и способно расширяться неограниченно, однако имеет свой предел, когда сталкивается с неизвестным, которое распадается на две группы объектов. Одна часть неизвестного находится во внешнем (по отношению к Я) мире и может быть восприняты посредством чувств. Другая часть неизвестного, которая находится во внутреннем мире сознающего и может быть им воспринята непосредственно, являются бессознательным.

ЭГО представляет собой сознательный фактор, базирующийся на соматическом и психическом фундаментах. Соматическая основа ЭГО складывается из сознательных и бессознательных факторов – из совокупности внутренних ощущений тела, лишь некоторые из которых, в свою очередь, осознаны и потому уже обладают психической природой и ассоциированы с ЭГО, и тех раздражений которые лежат ниже порога сознания.

Психическое основание формируется совокупным полем сознания и общей суммой бессознательных содержаний, к числу которых относятся как содержания, временно остающиеся подсознательными и могущие быть воспроизведенными в произвольном порядке (память), так и содержания, либо не поддающиеся произвольному воспроизведению, либо вообще не могущие быть осознанными.

ЭГО формируется с ходом жизни человека, возникая из столкновения его соматического (физического) фактора с окружающей средой и, однажды установившись в качестве субъекта, развивается на основе дальнейших столкновений с внешним и внутренним миром.

ЭГО индивидуально и уникально. Хотя оно и способно в определенной мере поддерживать свою идентичность, но его стабильность весьма относительна, так как с ним нередко происходят значительные изменения, которые, подчеркивает Юнг, могут быть как патологичными, так и отражающими развитие и рост.

ЭГО обладает свободой воли, под которой Юнг подразумевает «свободу выбора», точнее, субъективное ощущение свободы. ЭГО способно усилием воли обеспечить адаптацию человека. Но свобода воли наталкивается как на различные препятствия вовне, так и на бессознательно протекающие процессы во внутреннем мире человека, являющиеся для ЭГО такими же объективными препятствиями, как и препятствия внешние.

Являясь центром поля сознания, ЭГО не является центром личности. Оно — часть личности, но не вся личность. По словам Юнга, «психические явления в их целостности невозможно постичь с помощью интеллекта, ибо в их состав входят не только значения, но и ценности, а последние зависят от интенсивности сопутствующего эмоционального, чувственного тона… Однако интеллект и чувство трудно запрячь в одну упряжку — они вступают в конфликт по определению».

Юнг подчеркивает, что свойства личности, обладающие решающим значением, зачастую бессознательны. Поэтому-то личность в целом отличается от ЭГО. Именно целостную личность, не могущую быть до конца познанной, Юнг называет САМОСТЬЮ. Она включает в себя как бессознательное в человеке так и его ЭГО (его «Я»).

К.Г.Юнг и аналитическая психология. Основные архетипы

ЭГО, считает Юнг, подчинено самости и не может ничего поделать против неё. Более того, иногда ЭГО ассимилируется бессознательными компонентами личности, пребывающими в процессе развития, что приводит к искажениям осознавания и нарушению адаптации, когда открывается путь для всевозможных случайностей.

Юнг подчеркивает, что если содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, то содержаниями коллективного бессознательного неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально.

Тень представляет собой моральную проблему, предполагает признание реального присутствия темных аспектов личности. В ней присутствуют черты, демонстрирующие крайне упорное противодействие моральному контролю. Ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив серьезных усилий морального характера. Осознание личного бессознательного позволяет в той или иной степени интегрировать тень, что обеспечивает большую целостность личности.

К архетипам, которые производят самое частое и разрушающее воздействие на ЭГО, Юнг относит анимус и аниму (присутствующие в каждой женшине и в каждом мужчине архетипы противоположного пола). Создаваемое в человеческих душах напряжение противоположностей являет собой отражение целостности личности и представляет собой по Юнгу объективный фактор, с которым субъект сталкивается независимо от своего желания. Осознание и интеграция архетипов служит укреплению целостности личности.

Юнг отмечает, что тень может быть осознана только через взаимоотношения с партнером, а анима и анимус – только через отношения с партнером противоположного пола, ибо лишь внутри таких взаимоотношений начинают действовать их проекции.

Если ЭГО на какое-либо время попадает под контроль бессознательного фактора, то его адаптация нарушается, и открывается путь для всевозможных случайностей. Юнг подчеркивает поэтому крайнюю важность укорененности ЭГО в мире сознания: „для этих целей в моральном плане очень полезны такие добродетели, как внимательность, совестливость, терпение, а в интеллектуальном плане – старательное наблюдение за бессознательным и объективная самокритичность“.

Итак, самость является, согласно Юнгу, целостностью и единством как сознательного и бессозтнательного, так и двойственности бессознательных сил, действующих в человеке.

Единство и целостность, пишет Юнг, стоят на высшей ступени шкалы объективных ценностей, поскольку их символы уже практически неотличимы от Образa Бога.

Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира

  1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа
  2. Символика архетипов
  3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
  4. Взаимопроникновение символов
  5. Архетип «матери»
  6. Архетип «младенца»

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа

Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».

Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности».  Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» — это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая  существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души». Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.

Близкие аналоги архетипов — инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения.

Архетипы Юнга. Тайны души

«При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу». В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипичных мотивов»  проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.

Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание.  Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».

2.Символика архетипов

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество. Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени.  Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.

По мнению Юнга, судьба человека зависит от переживаемых им образов, т.к. «в каждой душе присутствуют формы, которые, не смотря на свою не осознанность, являются активно действующими установками, предустанавливающие человеческие мысли, чувства и действия».  Существует опасность, что человек попадет под влияние архетипов. Это происходит, «когда архетипческие образы воздействуют помимо сознания», когда сознание не способно удерживать бессознательное. По этим причинам при создании предметов дизайна необходимо рассчитать силу воздействия архетипов и их уместность.

Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества.  

Рассматривая мифы, придания, религии Юнг подчеркивает, что их воздействие при помощи архетипов направлено на отделение сознательного и ограничения влияния бессознательного. «Символический процесс является переживанием образа и через образы». Главная цель этого процесса «просветление или высшая сознательность». Но в результате увеличения уровня сознания человек постепенно вытесняет свое бессознательное, которое, как утверждал Юнг, «овладевает личностью и искажает намерения индивида в своих целях». «Процесс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве» сознательного и бессознательного. 

3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома

Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».

Главный и единственный фасад — две симметричные оштукатуренные белые стены, расположенные друг к другу под углом 90°. Главный вход — резной портал из темного дерева находится на стыке стен. Так же, но выше, примерно на уровне третьего этажа, устроен балкон, выходящий на внешнюю сторону стен. К балкону, по внутренней стороне, ведут две симметричные консольные лестницы. Они образуют треугольник, вершиной которого является балкон. Вдоль перил струится вода. Она стекает в небольшой полукруглый бассейн у основания лестницы ведущей  в жилое пространство, которое находится под землей. Свет проникает через отверстие (патио), по конфигурации напоминающее волну. Оно обеспечивает сквозную вентиляцию всех помещений и ведет за пределы дома.

Архитектура этого сооружения наполнена символами. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, говоря об идеи человеческого развития.

По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем существует большая опасность разрушения состояния его устойчивости.

Для того чтобы избежать этого и подняться в своем развитии человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной «Тенью». Тень — это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходят в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. В работах Юнга вода чаще всего встречается, как символ бессознательного. «Покоящееся в низинах море — это лежащее ниже уровня сознание», обозначается как «подсознательное». Человек, смотрящий в «зеркало вод» видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной».

 «Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости,…поэтому за узкой дверью он неожиданной обнаруживает безграничную ширь».

Эта идея отражается в архитектуре здания.

Проходя через вход, устроенный в стыке стен, человек, как бы, оказывается в глубинах своего подсознательного. Он видит перед собой «безграничное» пространство, открывается вид на ландшафт. От входа ведет лестница, широко расширяющуюся к низу у основания которой, находится полукруглый бассейн. Патио в форме волны подчеркивает символ воды. Лестница ведет в глубь к жилой части дома, к «Пещере».

Пещера символизирует возрождение. Место куда спускается человек для того, чтобы «произошла инкубация и обновление». Пещера как потайное место, которое находится внутри человека, «лежащая за сознанием темнота». «Проникая в бессознательное он устанавливает связь со своей бессознательной сутью». Это, по мнению Юнга, приводит к значительным изменениям в личности в положительную или отрицательную сторону.         

Можно прочесть еще один символ, который говорит о возрождении и росте — Треугольник. Он образуется двумя симметричными лестницами, ведущими по внутренней стороне стен на балкон.

Треугольник является символом стабильного роста. Ему соответствует число три. «Троица выражает необходимость духовного развития, требующего самостоятельности мышления. Троица также и архетип, чья доминирующая сила не только поощряет духовное развитие, но при случае и навязывает его». В Алхимии троичность обозначает полярность — «одна триада всегда предполагает наличие второй: высокое — низкое, свет — тьма, добро — зло». Наличие противоположностей означает возможность дальнейшего развития и стремление к сбалансированности.

Дом испанского архитектора  Эмилио Амбаз, является ярким, но не единственным примером сознательного использования символики. К ней часто прибегают при проектировании архитектурных сооружений, интерьеров общественных помещений: больниц, реабилитационных центров и т.д. 

4. Взаимопроникновение символов

Юнг считал, что «главные символические фигуры любой религии всегда выражают определенную моральную и интеллектуальную установку». Крест, по Юнгу, воплощает в себе идею устроения. Он является древним символом строя и порядка. Часто в сновидениях крест может появляться в виде «четырехчастной мандалы». «Мандала обозначает исключительную концентрацию личности на самом себе», являясь символом самоконтроля. Внешняя часть мандалы — квадрат, символ целостности, ему соответствует число четыре символ самососредоточенности. Юнг писал, что фактически четверица является символом Бога, «проявляющего себя в творениях», то есть «Бога внутри». Для современного сознания четверица «прямо предполагает, тождество Бога с человеком». Так, по Юнгу,  центральное место мандалы сегодня может занимать человек.

Круг, внутренняя часть мандалы. Символизирует «Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий». Круг символ неба, квадрат символ земли. Таким образом, мандала является примеряющим символом.

Юнг писал, что «взаимное проникновение качеств и содержаний типично для символов». Еще один символ, пресекающийся с символом креста — троица, «имеет исключительно мужской характер». В природе троица символизирует три стихии: вода, воздух, пламя. Но, бессознательное «превращает этот символ в четверицы», дополняя неким темным началом, которое присутствует в кресте. Также Юнг говорил, что четвертая часть, это земля или тело. Землю символизировала Дева.

«Средневековые философы полагали женщину или женское начало четвертым элементом». Таким образом, «символ четверицы исходит от Анимы — женской фигуры олицетворяющей бессознательное.

Анима и Анимус — это представление о себе как о мужчине или женщине. По Юнгу, каждый мужчина несет в себе образ женщины как таковой. «Анима выражает жизнь в ее чистом проявлении, без смысла и без правил», противостоит упорядоченности. «Женское существо появляется в различных проявлениях, вызывая блаженство, депрессии, экстазы, неуправляемые эффекты». Образ обладает некой самостоятельностью, направление эмоций не зависит от сознания.

5. Архетип «матери»

Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова — богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом». 

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие». Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба». Юнг писал, что архетипу матери приписывают «три основных атрибута: божество, страсть и темнота».       

6. Архетип «младенца»

Мотив «младенца» имеет различные формы: драгоценный камень, жемчужина, цветок, чаша, золотое яйцо, золотой мяч и другое.

Юнг писал, что «одна из существенных черт мотива «младенца» — это его будущность. «Младенец» — это возможное будущее». В мифологии герой часто являются сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главный подвиг героя заключается в преодолении «мрака», то есть бессознательного. По это причине «младенца» часто отождествляют с вещами, «содействующими культуре, например с огнем, металлом, зерном, кукурузой». «Таким образом, для «младенца» характерны деяния, смысл которых заключается в покорении темноты».

Юнг утверждал, что «младенец» происходит на свет вследствие столкновения противоположностей. В результате этого на свет выходит нечто третье — «целое», объединяющее в себе сознательное и бессознательное. По этой причине мотив «младенца» связывают со спасением, как и все объединяющие символы. 

Другим свойством мотива «младенца» является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Объединив в себе два противоположных начала, он был отвергнут обоими. Вследствие этого «младенец» символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отдалив себя от своих начал: поэтому покинутость — необходимое условие».

Но, несмотря на свое одиночество в мифологии «младенец» часто «обладает возможностями, намного превосходящими обычные человеческие». Юн отмечал, что «так как символ «младенца» очаровывает и захватывает сознательное мышление, его спасительная сила проникает в сознание человека и способствует выходу из конфликтного состояния».

 

Список литературы.

  • 1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
  • 2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991

12.12.2016

Не откроем Америки, если скажем, что психология бессознательного по Юнгу – это тема неисчерпаемая и глубокая. Поэтому, чтобы не утонуть, опишем только содержание личного и коллективного бессознательного, причем в последнем возьмем исключительно главные архетипы, которые наиболее интересны и касаются каждого. 

Личность человека состоит из трех элементов: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго содержатся все те структуры, которые позволяют человеку считать себя самим собой (ценности, убеждения, насущные проблемы).

Личное бессознательное по Юнгу

В личное бессознательное попало все то, что потеряло актуальность (детские травмы, обиды и воспоминания). Есть в личном бессознательном и комплексы – мысли и чувства, которые хотя и забылись, но не потеряли эмоциональной силы. У каждого эти «пунктики» свои, но все равно интрига закручивается вокруг вечных тем: любви, секса, денег, власти.

Если у человека комплекс, основанный на власти, он тратит много времени на то, чтобы захватить лидерство, быть главным. Хотя, возможно, не во всех ситуациях это нужно. Юнг утверждает, что все содержание личного бессознательного может быть осознанно.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Под личным бессознательным скрывается более глубокий пласт психики – коллективное бессознательное. Здесь главным понятием выступает архетип – это наиболее древнее и общее представление человечества.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы – это такие структуры бессознательного, которые предопределяют ответный отклик на события внешнего мира. Все архетипы осветить задача непосильная, поэтому сосредоточимся на основных.

Персона

Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе – социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности.

Архетипы Карла Густава Юнга – Тень

Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись.

Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям.

Тень

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат».

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу.

Самость

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство.  Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.

Но отчаиваться не стоит. Как говорил М.К. Мамардашвили, да, идеал сверхчеловека недостижим, но в стремлении к нему мы можем стать хотя бы людьми.                

Рейтинг статьи: 1626 просмотров

Автор: Психолог Валентин Мануковский

Архетипы Юнга как логическая система.

В аналитической психологии К. Г. Юнга архетипами называются изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики и выявляются в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Архетипы представляют собой не сами образы, а их схемы, их психологические предпосылки, их возможность. К. Г. Юнг считал, что архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Его форму К. Г. Юнг сравнивал с системой осей кристалла, которая в известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным бытием. Процесс мифотворчества поэтому есть трансформация архетипов в образы, невольные высказывания о бессознательных душевных событиях на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, крайней обобщенности, архетипы имеют свойство сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами, впечатлять, внушать, увлекать по мере того, как они становятся более отчетливыми, поскольку восходят к универсально постоянным началам в человеческой природе.

К. Г. Юнг предполагал, что архетипы присущи человеческой общности или всему человечеству в целом, т. е. , по-видимому, наследуются.

Тень (архетип)

В качестве “вместилища”, духовного пространства для архетипов он постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности — коллективное бессознательное. Концепция архетипов ориентирует на отыскание набора инвариантных архетипических структур, характеризующих в совокупности целостные свойства мира. В позднейшей литературе термин “архетип” применяется для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих изначальных схем представлений, лежащих в основе любых структур, как в гуманитарных, так и в естественнонаучных областях.

Не существует исчерпывающего систематизированного перечня архетипов Юнга. Сам он не предложил их формализованной схемы, добавляя их по мере необходимости и считая, что они могут перетекать друг в друга.

Мы попытаемся выделить главные архетипы Юнга и потом сгруппировать их так, чтобы стали ясны взаимосвязи между ними.

Сначала рассмотрим появление базовой четверки архетипов из Целого. После первой дихотомии нейтральное Целое делится на Ян (Мужское и Инь (Женское):

Рис. 1

Вторая дихотомия приводит к появлению тетрады:

Рис. 2

Вторая дихотомия дает полное рефлексивное завершение двоичному делению, т.к. позволяет отобразить исходную оппозицию в каждом из ее членов. В результате внутри каждого из членов (мужского и женского) образуется видение самого себя и противоположного члена.

Так Мужское видит себя как активность , а Женское воспринимает как пассивность. В совокупности эта пара дает чисто функциональный взгляд на развитие — активное ДВИЖЕТ пассивное.

Напротив, Женское видит себя как потенциальность , а Мужское воспринимает как актуальность. Эта пара в совокупности дает чисто структурный взгляд на развитие — потенциальное РОЖДАЕТ актуальное. (Подробнее про тетраду можно прочитать здесь. )

Отобразив зеркально полученную тетраду (Рис.2), мы получим каркас схемы, описывающий отношение индивидуальности и коллективного бессознательного.

Существование двух самых известных юнгианских архетипа Анима и Анимус ясно указывают на отличие мужской и женской психологии. В контексте первичной дихотомии Анима представляет собой бессознательную (женскую) часть мужской души, в то время как Анимус, наоборот бессознательную (мужскую) часть женской души. Это наблюдение приводит нас к необходимости разработки двух схем (мужской и женской), группирующей юнгианские архетипы.

Рассмотрим первую (мужскую) схему:

Рис. 3

Архетип самости Self — божественный проект человека, запечатленный в его душе . Self существует вне времени и пространства, находится над уровнем сознания.

В процессе самоидентификации, вызванной наличием у человека пола, единая Self разделяется на две части: Ego и Anima для мужчин и Ego и Animus для женщин.

С Ego отождествляется сознание: мужское сознание — с янской частью (+), а Anima – с женской частью души, в основном остающейся неосознанной в явном виде (латентной) (-).

В мифологическом виде этот процесс разделения Self на мужскую и женскую часть можно найти в «Пире» Платона, когда изначальные андрогины были поделены на две части.

Ego, как янское начало, разделяется на активное (Hero) и пассивное (Wise Man). В свою очередь Anima делится на потенциальную (Great Mother) и актуальную (Сhild) часть. На этом уровне происходит контакт индивидуальности с социумом, в процессе которого человек, как правило, акцентирует для себя одну из ролей как предпочтительную, хотя в различных ситуациях роль может меняться. Отметим, что для мужчины, выбор происходит именно из четырех ролей, хотя мужские роли (Hero) и (Wise Man) в случае мужчин являются социально и психологически более предпочтительными.

Совокупность этих четырех ролей мы трактуем как уровень, обозначающий границу между коллективным и индивидуальным. Удаление от центра сознания Ego и погружение в коллективное бессознателное приводит нас к архетипам Wizard и Fairy.

Wizard возникает как архетипическая фигура, которая сочетает в себе черты Hero и Wise Man, однако это происходит за счет частичной утраты индивидуальности и растворения в коллективном бессознательном. В то же время, Wizard является отражением индивидуального Ego в пространстве коллективного бессознательного, и, поэтому, приобретает отчасти магический характер.

Архетип Fairy представляет собой для мужчин загадочный и притягательный женский образ, соединяющей в себе черты Child и Great Mother. Fairy — отражение индивидуальной Anima в коллективном бессознательном.

Уровень Shadow обозначает переход к растворению индивидуальности в коллективном бессознательном. Shadow является отражением архетипа Self в коллективном бессознательном и обозначает собой уровень, на котором исчезает индивидуальность и манифестирует индивидуальный вклад в разрешение коллективной кармы.

Вторая (женская) схема:

Рис. 4

Женщина, в отличие от мужчины, отождествляет себя с иньской частью первичной дихотомии, в то время как Анимус представляет собой янскую часть, вытесненную в индивидуальное бессознательное женщины. Уровень социализации представлен теми же четырьмя архетипическими фигурами, однако для женщины предпочтительными социальными ролями будут Child и Great Mother.

Фигура Witch представляет собой отражение женского Ego в бессознательное. Объединяя в себе черты Child и Great Mother, Witch как отражение женского Ego, обладает магической силой, источником которой является женская эротическая энергия как сплав этических и эстетических элементов.

Фигура Mefisto объединяет в женском восприятии совокупность мужских способностей: силы и ума.

Архетипический образ Shadow аналогичен соответствующему образу в мужской схеме.

Рассмотрим более подробно свойства архетипов, представленных в обеих схемах.

Пара Self – Shadow.

Пара Self – Shadow является альфой и омегой представленных схем. В некотором смысле Self и Shadow содержат в себе все промежуточные архетипы, но при этом они не тождественны друг другу.

Self означает индивидуальность в чистом виде, а Shadow отмечает погружение индивидуальности в коллективное бессознательное и постепенное ее размывание. Цепочка, проходящая от Self к Shadow, реализует переход от Единого к Целому. (Единое не имеет частей и недифференцировано, а Целое – результат собирания отдельных частей. С точки зрения бинарных дихотомий Единое – нейтральное (n), не содержащее ни плюса, ни минуса, а Целое – медиатор (m), содержащий и то, и другое).

Рис. 4

В художественной литературе соотношение архетипов Self и Shadow присутствует в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Здесь неизменная внешность Грея отражает вечную природу Self, в то время как его портрет, подобно Shadow, собирает в себе кармические следствия совершенных им поступков. Заметим, что в то время как Дориан Грей является отдельным индивидуумов, портрет является культурным феноменом, и тем самым аппелирует к коллективному восприятию. Портрет хранится в отдельной комнате и за занавесом, что обозначает нежелательность непосредственного контакта между Self к Shadow. Финальная сцена романа показывает, к каким трагическим последствиям приводит попытка непосредственного влияния Self на Shadow: их взаимодействие должно осуществляться только через промежуточные уровни.

Другой литературный пример — повесть английского писателя Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Асоциальные действия мистера Хайда – следствие того, что на уровне Shadow этика отсутствует. Окончательное перетекание Джекила в Хайда означает растворение сознания в Shadow, что оказывается фатальным.

В сказке Е. Шварца взаимодействие между Self и Shadow доведено до открытого конфликта – они прямо противостоят друг другу. Проблема возникла после того, как Тень приобрела автономность и получила собственную силу.

В повести Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья» подчеркивается потусторонний аспект Shadow: тень, преследующая главного героя, возникает после того, как он обращается к миру мертвых.

Четверка социальных ролей.

Как видно из схемы рис. 2 четверка социальных ролей оказывается полной на представленном уровне по построению. И действительно, рассматривая основные 4 модуса человеческого поведения: восприятие, мышление, чувства и действие, не трудно установить взаимно однозначное соответствие между ними и предложенными социальными ролями. Так поведение Child сфокусировано на восприятии, Wise Man – на мышлении, Great Mother – на чувстве и Hero – на действии. Этим модусам отвечают четыре культурные ценности: красота, истина, добро и сила.

роли модусы поведения ценности темпераменты
Child восприятие красота cангвиник
Wise Man мышление истина флегматик
Great Mother чувства добро меланхолик
Hero действие сила холерик

Видно отличие мужских и женских социальных ролей: мужские (Hero, Wise Man) нацелены на экспансию, а женские (Child, Great Mother) – на гармонизацию.

Отметим, что архетипы этого уровня часто реализуются не только на уровне отдельных индивидуумов, но и на уровне институтов, организаций или целых стран.

Рассматривая предложенные схемы можно увидеть, что в них присутствуют практически все архетипы, предложенные Юнгом, причем два из них Persona и Triсkster оказываются композитными, т.е.

состоящими из нескольких архетипов. Эти схемы задают определенную структуру и характер взаимоотношений между архетипами.

Вернуться на главную страницу

Представление об архетипах. Основные архетипы человека.

Предыдущая123456789Следующая

Архетипы по Юнгу — первичные схемы разных образов, которые воспроизводятся бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы, искусства.

Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру (к примеру, повсеместно распространенный древний миф, повествующий о Всемирном потопе) и обнаруживаются в нигде не соприкасающихся между собой мифологиях, сферах искусства, ввиду чего можно исключить объяснение их появления заимствованием.

Но все же архетипы – это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой.

 

Первую характеристику схематический образ получает только после проникновения в область сознания, наполняясь при этом материалом опыта. Форму архетипа Юнг отождествляет с некой системой осей определенного кристалла, преобразовывающей его до известной степени в маточном растворе, несмотря на отсутствие у нее вещественного бытия. В связи с этим процесс мифотворчества – это трансформация рассматриваемого понятия в образ. По словам исследователя, это невольные высказывания относительно душевных событий, носящих бессознательный характер.

Несмотря на свою формальность, крайнюю обобщенность, бессодержательность, схематичный образ (архетип) обладает свойством. Психологи считают, что в зависимости от степени их отчетливости, эмоциональной насыщенности они могут впечатлять, увлекать, внушать ввиду того, что стремятся к привычным началам в рамках человеческой природы. Как следствие, возникает значимость первообразов для творчества (художественного).

Тень

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат». Негативные черты, особенности, которые он в себе отрицает.

Основные составляющие психики анма — персона эго — тень

Формируется оценками социума. («Тень» — до человеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений).

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно мнению Юнга, это уродует душу. («Анима» человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и прочее). Черты, противоположные полу, интегрируются с теми, что присуще полу.

Стадия Мудреца.

Обнаруживаются в проекции силы жизненной энергии на определенные объекты. Отождествление с родителями, принятие своей позиции, своего мнения. Установление партнерских отношений с родителями. «Мудрый старик» (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, Ницшевского Заратуштра).

Самость

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться мечте не выйдет. Это центр психики, выражен в синтазе всех противоположностей. (Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости» (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне»)). Обычно человек не принимает эти черты. Сначала он проецирует на другого свои негативные черты, а увидев их на другом, интегрирует их на себя.

 

Индивидуация и её этапы.

Индивидуализация – процесс бессознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов психики. Стремление быть собой, степень верности личности самой себе.

Индивидуализация — в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента:

  1. целью этого процесса является развитие целостной личности;

2. индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения;

3. индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.

 

Юнг тщательно разводит понятия индивидуализации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Процесс индивидуализации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуализация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуализации. Нередко символизм индивидуализации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуализация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути.

 

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости.

Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты:

 

1. дифференциация – раличение отдельных частей личности,

2. самоосознавание — обнаружение новых частей личности,

3. Интеграция — слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.

 

Схема процесса индивидуализации

Вся область внешних (социальных) и внутренних (психических) действий представляет собой в такой картине лишь детали общего процесса индивидуализации. Эти процессы ориентированы по вертикальной оси нашей «дробной» топики и, стартуя из глубин коллективного бессознательного, они провоцируют в дальнейшем «горизонтальное» развертывание логических структур во внешнем (социальном) пространстве.

 

Предыдущая123456789Следующая



Добавить комментарий