Содержание
Войска гражданской обороны российской федерации
Войска гражданской обороны являются важной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. Организационно они входят в состав МЧС России.
Основные задачи войск гражданской обороны в мирное время:
• накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально–технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
• участие в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
• подготовка сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
• проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у России имеются соответствующие договоры;
• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
• участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими средствами и услугами, оказание ему доврачебной медицинской помощи;
• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
Основные задачи войск гражданской обороны в военное время:
• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
• проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участие в работах по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнении задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Войска гражданской обороны организационно состоят из соединений, воинских частей и организаций, в которые входят аварийно–спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, пиротехнические и другие подразделения. В соответствии с Женевскими конвенциями они не участвуют в боевых действиях, поэтому имеют на вооружении спасательную технику и легкое стрелковое оружие.
Соединения и части гражданской обороны располагаются в тех регионах, где высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в их структуре и составе. Если регион сейсмоопасный – в нем больше механизированных подразделений, если подвержен наводнениям – в нем преобладают понтонно–переправочные силы и средства, если много радиационно или химически опасных производственных объектов – рядом с ними размещают части, имеющие в своем составе больше подразделений радиационной и химической защиты.
В ближайшие годы планируется провести следующие мероприятия по дальнейшему развитию сил гражданской обороны:
• сокращение штатной численности войск гражданской обороны до оптимальных пределов;
• переформирование отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и отдельных механизированных батальонов в спасательные центры с высокой степенью мобильности;
• создание Государственной спасательной службы на базе входящих в систему МЧС России Государственной противопожарной службы, войск гражданской обороны и спасательных организаций.
ТЫЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ– это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время. В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения. Они выполняют следующие основные задачи:
• содержание запаса материальных средств и обеспечение ими войск;
• подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
• обеспечение воинских перевозок всех видов;
• восстановление военной техники и имущества.
КОРГАНИЗАЦИЯМ относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.
РАСКВАРТИРОВАНИЕ И ОБУСТРОЙСТВО ВОЙСК — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.
Вопросы и задания
1. Для какой цели предназначены Вооруженные Силы Российской Федерации?
2. Перечислите основные задачи Вооруженных Сил РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности России.
3. Какова структура Вооруженных Сил Российской Федерации?
4. Расскажите о военно–административном делении Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Составьте принципиальную схему состава Вооруженных Сил.
Предыдущая12345678Следующая
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1005;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
.
Гражданская оборона
Гражданская оборона (ГО)- это система мероприятий по подготовке к защите и непосредственно защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также система обучения населения и должностных лиц способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
Организация и ведение гражданской обороны являются составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, они относятся к одним из главнейших функций государства.
Решение задач гражданской обороны — важная обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их руководителей.
Правовые основы гражданской обороны определены Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ«О гражданской обороне» в редакции от 9 октября 2002 г.
Основные задачи в области гражданской обороны
№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.
В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
· оповещение населения об опасности;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
· проведение аварийно-спасательных работ;
· борьба с пожарами;
· санитарная помощь населению;
· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.
Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.
На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.
Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.
К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.
№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.
Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.
Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.
2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.
3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?
4. Что входит в состав сил гражданской обороны?
5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.
При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности обусловливают появление соответствующих средств и способов защиты, а на современном этапе развития — создание целых государственных систем защиты.
Так, бурное развитие авиации в первой половине XX в., усиление опасности бомбардировок с воздуха обусловило создание в 1932 г. системы местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и объекты народного хозяйства. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан.
Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения, потребовали новых средств и способов защиты от него, что привело к преобразованию МПВО в Гражданскую оборону (ГО) СССР.
Крупные катастрофы XX в. (авария на Чернобыльской АЭС, спитакское землетрясение и др.) также подвели к пониманию необходимости решения вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне.
25 ноября 1992 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).
Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
1993 год можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1 500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно остается практически неизменным.
Формирования, войска МЧС России устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, оказывали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, аварий и катастроф, восстанавливали разрушенные коммуникации в различных районах России.
Как отмечалось выше, гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В настоящее время цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны, с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и других мероприятий ГО.
Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.
Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.
Указанные руководители являются по должности начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Непосредственное руководство Гражданской обороной РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и обеспечивает ее развитие и совершенствование.
РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории страны.
Гражданская оборона
Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.
Новым для гражданской обороны стала целевая установка на решение задач в интересах Вооруженных Сил, а именно: обеспечение боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, отражение совместно с другими войсками, воинскими формированиями, органами и т. д. агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также обеспечение стратегического развертывания Вооруженных Сил для решения задач в крупномасштабной войне.
В XXI в. гражданская оборона должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства, то есть по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в зависимости времени и объема мероприятий гражданской обороны от уровня военной угрозы, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории. Кроме того, он предусматривает наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.
В последние годы значительную угрозу для России представляют международный и внутренний терроризм. Начиная с сентября 1999 г. страну потрясли взрывы в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Беслане, оборвавшие сотни человеческих жизней, вторжение боевиков (незаконных военных формирований) из Грузии, подрывы военной техники на фугасах в Чечне. Однако гарантировать, что взрывы не прозвучат еще, никто не может.
Для России наибольшую опасность представляет деятельность целого ряда исламистских организаций, прежде всего ваххабитского толка, которые не только оказывают чеченским сепаратистам финансовую помощь, но и непосредственно участвуют в вооруженных конфликтах, осуществляют подготовку диверсантов и террористов в специальных лагерях. Последние события в Ингушетии и Нальчике — тому доказательство. В этих условиях сохраняются роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.
Совершенно ясно, что решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества.
Однако надо помнить, что в сложившихся экономических условиях ГО определенное время будет вынуждена довольствоваться ограниченным финансированием.
Поэтому в создавшихся условиях представляется важным:
- обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО;
- максимально учитывать при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств их возможное комплексное использование в мирное и военное время как в интересах ГО, так и для социально-экономических целей и нужд предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.
.
Назначение и задачи гражданской обороны
Предыдущая234567891011121314151617Следующая
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий1. Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Ее деятельность направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Основные задачи, стоящие перед системой ГО, можно сформулировать следующим образом. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Оповещение населения об опасностях, возникающих при проведении действий или вследствие этих действий.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки. Организация аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное возобновление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. Срочное захоронение погибших в военное время. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки система ГО функционирует в различных режимах. Это может быть режим повседневной деятельности. Он протекает в мирное время при нормальной обстановке, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны. Наконец, чрезвычайный режим начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных округах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Они по должности являются начальниками ГО указанных органов и организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.
Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях. В пределах своих полномочий и в установленном порядке они имеют право вводить в действие соответствующие планы ГО, принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, издавать приказы по вопросам ГО.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы обороны организаций. В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО и гражданские организации ГО.
Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет. В это число не входят военнообязанные, имеющие мобилизационное предписание, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, а также женщины, получившие среднее или высшее медицинское образование, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта). Делается это на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района). В конечном счете процесс закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. Гражданская оборона объекта включает в себя в качестве штатного подразделения штаб ГО объекта. Имеются и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта).
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта. Они довольно многочисленные. Перечислим основные.
1.Организация защиты рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также от средств поражения противника.
2.Участие в разработке и проведении комплекса мероприятий, повышающих устойчивость работы объекта в условиях мирного и военного времени.
3.Своевременная разработка и уточнение планирующих документов по ГО.
4.Создание, подготовка и поддержание в готовности формирований ГО.
5.Организация и осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение спасательных и аварийно-восстановительных работ.
6.Контроль за поддержанием в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи.
7.Организация постоянного взаимодействия со штабом ГО района (города) с соответствующими службами ГО по вопросам рассредоточения и эвакуации, оповещения и связи, проведения спасательных работ, осуществления контроля радиоактивной и химической обстановок.
8.Обеспечение рабочих и служащих, формирований ГО индивидуальными средствами защиты, другими материальными средствами.
9.Определение требований, разработка заданий на проектирование убежищ и контроль за их сооружением и правильной эксплуатацией.
10. Разработка предложений и направлений совершенствования действующей системы ГО, повышению надежности защитных мероприятий.
Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих, служащих и руководителей структурных подразделений, доводится до персонала и является составной частью должностных инструкций сотрудников подразделений.
План работы ГО объекта на мирное время является основным рабочим документом штаба ГО. Он должен содержать подробную характеристику объекта; прогнозную оценку ситуации на объекте при различных видах ЧС; перечень выполняемых мероприятий и последовательность действий всех служб и подразделений ГО объекта в условиях ЧС.
К плану прилагаются следующие документы и дополнения: схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и количества работников в каждом);
инструкции безаварийной остановки отдельных видов производств;
схема расположения пожарных гидрантов, пожарных кранов, средств пожаротушения;
список руководящего состава объекта (домашний адрес, телефон), которые должны быть немедленно оповещены в случае аварии;
перечень формирований (добровольная пожарная дружина, добровольная газоспасательная служба и т.д.);
ведомость обеспеченности индивидуальными средствами защиты работников объекта с указанием мест их складирования и хранения, ответственных лиц;
ведомость обеспеченности формирований приборами, комплектами и другим имуществом ГО;
список аварийно-технических служб района;
перечень организаций района по оказанию экстренной медицинской помощи;
принятая в районе, ведомстве система информации и докладов по ЧС;
формализованный бланк расчета ущерба при ЧС;
режимы радиационной защиты.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС.
Основные задачи в области Гражданской обороны
Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т.д.
По приеме на работу проводится вводный инструктаж. В этих целях штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучение инструкции рабочими и служащими может проводиться непосредственно в подразделении в течение первой недели после трудоустройства. Руководители отдельных служб и подразделений проходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, установленные для инструктажей по технике безопасности.
Таким образом, ГО является одним из элементов обороноспособности страны. Гражданская оборона Российской Федерации должна быть готовой в составе сил и средств мирного времени обеспечить защиту населения от воздушного нападения, решение возложенных на нее задач в районах локальных войн (вооруженных конфликтов), а также развертывание необходимых сил и средств для выполнения задач в условиях крупномасштабной войны.
Совокупность официальных взглядов на систему безопасности России в современной геополитической обстановке в мире представлена в двух основополагающих документах — в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрине Российской Федерации. Они определяют важнейшие направления государственной политики в сфере национальной безопасности, военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы ее обеспечения.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в частности, сказано: «Важнейшими составляющими национальных интересов являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Поэтому проблемы ГО не теряют своей актуальности. В ближайшем будущем общество должно быть готово иметь хорошо подготовленную систему защиты населения, материальных и культурных ценностей в случае военного времени.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.
2.Что такое очаг ядерного взрыва?
3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, чтобы ослабить радиоактивное излучение в два раза?
4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения?
5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения.
6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения.
7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ.
8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия.
9.Расскажите о способах защиты от БТХВ.
10.Каковы действия населения в очаге химического поражения?
11.Что входит в состав биологического оружия?
12.Как определяют границы очага биологического поражения?
13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия?
14.Назовите признаки применения противником биологического оружия.
15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация?
16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах.
17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности?
18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи?
19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны.
20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?
Предыдущая234567891011121314151617Следующая