Первичная группа

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к-рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, «лицом к лицу», общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером. Первый признак является основным. В П. г. (семья, группа соседей, компания подростков, группа близких друзей и т.п.) отношение к человеку определяется уникальными особенностями его личности. Отсюда – большая роль личных симпатий, отсутствие шаблона и формализма, неформальный контроль. В отношениях с др. группами члены П. г. обычно выступают как единое целое – «Мы», идентифицируя себя друг с другом. В других социальных группах и образованиях (гос-во, армия, большой город, политич. партия и т.д.) к человеку подходят как к представителю определ. социального стереотипа. Отношение к нему носит односторонний характер, определяясь к.-л. объективным признаком: занимаемой должностью, или расой, или полом, или размером дохода и т.п. Здесь связей между людьми больше, но они безличны, поверхностны, неустойчивы во времени и пространстве и часто не требуют личного контакта. Пытаясь конкретизировать понятие П. г., нек-рые последователи Кули предлагают различать традиционные (примордиальные) П. г., дружеские или личностные (сформированные по взаимной симпатии) П. г. и идеологич. П. г. (возникшие на основе сильно переживаемых общих ценностей). Критикуя Кули, многие бурж. социологи отмечают, что на практике П. г.» в чистом виде» встречаются крайне редко. Поэтому предлагается различать интимные (аффективные, основанные на симпатиях) группы и группы утилитарные; группы прямого контакта (группы присутствия) и группы, не связанные непосредств. общением; оригинальные группы и производные и т.д. Мн. совр. социологи говорят о первичных и вторичных отношениях, представляя их как полюса нек-рого абстрактного континуума, по к-рому раскладываются реальные отношения людей в зависимости от того, воспринимаются ли партнеры как уникальные человеч. личности или же только как носители определ. социальных функций. В социологии и социальной психологии П. г. рассматривается как важнейшее орудие социализации и социального контроля. П. г. потому прежде всего и названа первичной, что именно здесь индивид впервые знакомится с обществом, усваивает осн. ценности, нормы поведения и т.п. Здесь же формируется и подкрепляется его представление о собств. «я». Эмпирически установлено, что ослабление «первичных» связей коррелируется с ростом психич. расстройств, преступности, самоубийств, алкоголизма, дезертирства (из армии, а также из семьи, с произ-ва и т.д.) и т.п. Распад связей «первичного» типа – одна из центр. проблем бурж. социологии. Кули считал, что П. г. первична не только для индивида, но и для общества, поскольку социальные институты вырастают на базе идей, заложенных в П. г. Вытеснение «первичных» отношений «вторичными» одни бурж. социологи объясняют психологич. причинами, другие – ростом индустриализации и разделения труда. Объединяет их непонимание того факта, что решающее воздействие на отношения между людьми оказывает экономич. базис общества. Именно в условиях капитализма в отношениях людей друг к другу не остается ничего, «…кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Любовь и дружба, семья и соседство не могут избежать этого влияния. Вот почему П. г., если ее понимать как некий внеисторич. идеал, оказывается безжизненной абстракцией. В сов. лит-ре отмечается, что «…непосредственного перехода от целого коллектива и личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива…» (Макаренко А. С., Соч., т. 5, 1958, с. 164). «На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество» (там же, с. 355). Первичный коллектив является «ячейкой», «клеточкой» общества, подверженной действию общих законов социального организма. Однако большую роль здесь играют и межличностные связи. Видимо, дальнейшее изучение первичного коллектива потребует вычленения в нем различных типов связей и форм контроля и соответственно введения нек-рых дополнит. категорий. Лит.: Залужный А. С., Учение о коллективе. Методология, М.–Л., 1930; Шнирман А. Л., Черты первичного коллектива учащихся в средней школе, Л., 1955 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 12. Кафедра психологии); Макаренко А. С., Семья и воспитание детей, Соч., т. 4, ?., 1957; его же, Методика организации воспитат. процесса, там же, т. 5, М., 1958; его же, Мои педагогич. воззрения, там же; его же, Проблемы воспитания в сов. школе, там же; его же, Цель воспитания, там же; Морено Дж., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961: Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 232); Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, М., 1964; Кон И. С., Позитививм в социологии, Л., 1964; Социология в СССР, т. 1, М., 1965, разд. 4; Сооlеу Сh. H., Human nature and the social order, N. Y.–Chi.–Boston, [1902]; его же, Social organization, N. Y., 1909; его же, Social process, N. Y., 1918; Freud S., Massenpsychologie und Ich-Analyse, Lpz.–W., 1921; Mayo ?., The human problems of an industrial civilization, N. Y., 1933; Mead G., Mind, self and society, Chi., 1934; ?omans G. С., The human group, N. Y., [1950]; Shils ?. ?., Primary groups in the American army, в кн.: Continuities in social research. Studies in the scope and method of «The American soldier», ed. by R. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe (Ill.), 1950; его же, Primary groups, в кн.: The policy sciences recent developments in scope and method, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Rоhrer J. H. and Sherif M., Social psychology at the crossroads, ?. ?., 1951; Parsons T., The social system, Glencoe, 1952; Research methods in the behavioral sciences, ed. by L. Festinger and D. Katz, N. Y., 1953; Gross E., Some functional consequences of primary controls in formal work organization, «American Sociological Review», 1953, No 18; Small groups, ed. by P. A. Hare, E. F. Borgatta, R. F. Bales, N. Y., 1955; Parsons Т., Вales R. F., Family, socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., ?. ?., 1958; Ogburn W. and Nimkоff M., Sociology, 3 ed, Boston, 1958; Shibutany T., Society and personality, N. Y., 1961; Group dynamics, research and theory, ed. by D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.), 1962. В. Ольшанский. Москва.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Page 8 of 23

Понятие «социальная группа» и классификация групповой принадлежности по­требителя.

Важным фактором поведения человека в качестве потребителя является его принадлежность к той или иной или нескольким социальным группам. Группы вырабатывают свою субкультуру, которая навязывается входящим в нее индивидам. Жить в обществе — это значит принадлежать к какой-то социальной группе.

Группа — это два или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценно­сти и верования, и чье поведение взаимозависимо в силу формальных илинеформальных связей между индивидуумами.

Группы могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее полезными критериями групповой принадлеж­ности потребителя для маркетеров являются:

— членство (membership);

— тип контакта (tipe of contact);

— привлекательность, притяжение

Критерий членства дихотомичен: человек либо принадлежит к группе, либо нет. Членство в группе может быть более или менее ус­тойчивым, некоторые люди абсолютно уверены в своей принадлеж­ности к группе (например, ведущие специалисты в отрасли), другим такой уверенности может не доставать.

Типы контактов в группе характеризуются интенсивностью меж­личностных коммуникаций. Рост размера группы (например, про­фессиональной ассоциации или отдела в компании) сопровождается, как правило, снижением интенсивности персональных контактов.

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

По характеру контактов группы делят на первичные (primary) группы и вторичные (secondary) группы. Первичные группы — те, что харак­теризуются частыми межличностными контактами. Вторичные — группы с ограниченными межличностными контактами. Ясно, что влияние первичной группы — интенсивнее.

Привлекательность, или притяжение, группы — это желатель­ность для индивидуума принадлежности к данной группе. Привлека­тельность меняется от негативной до позитивной. Группы негатив­ной привлекательности могут влиять на поведение с той же силой, что и группы позитивной привлекательности.

 

Понятие «референтная группа». Виды референтных групп.

Референтная группа (reference group) — это группа, чья предпола­гаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и рефе­рентная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разно­направленное воздействие на индивидуума. Референтная группа — это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Референтные группы форми­руют стандарты (нормы) и ценности, детерминирующие перспективу мышления и поведения человека.

Первичные группы обычно оказывают наибольшее влияние. Это со­циальные объединения, которые достаточно малы и поэтому позволя­ют неограниченное взаимодействие «лицом к лицу». Они существуют потому, что «подобное привлекает подобное». Согласие и мотивиро­ванное участие — характеристики таких групп. В результате члены де­монстрируют рыночное сходство в верованиях и поведении. Семья — наиболее очевидный пример сильно влияющей первичной группы.

Вторичные группы также предполагают контакт «лицом к лицу», однако менее всеобъемлющий и влиятельный в формировании мышления и поведения. Примерами являются профессиональные ассоциации, профсоюзы, местные ор­ганизации.

Группы устремления (aspiration groups) — это группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Группы устремления имеют собственные нормы, ценности, поведение. Человек стремится усвоить нормы, ценности и поведение людей групп устремления. Иногда имеет место ожидание включения в группу и мотивация вес­ти себя соответственно.

Диссоциативные группы (dissociative groups) — группы, членства в которых индивидуум мотивированно избегает. Например, группы асоциального поведения, неприемлемого образа или стиля жизни. Например, диссоциативной группой для профессионалов являются безработные, алкоголики, наркоманы, бомжи и даже просто неудач­ники.

Формальные группы характеризуются определенным, известным списком членов; организация и структура зафиксированы в письмен­ной форме. Примеры — партии с формальным членством, профессио­нальные ассоциации, компании и госструктуры.

Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответст­вовать им. Степень ожидаемого и требуемого соответствия, согласо­ванности групповым стандартам также может существенно разли­чаться.

Неформальные группы гораздо менее структурированы и преиму­щественно основываются на дружеской или коллегиальной ассоциа­ции. Нормы могут быть строгими, но редко зафиксированы в пись­менной форме. Воздействие на поведение может быть сильным, если индивидуумы мотивированы социальным принятием. Здесь также высокая степень межличностного, «лицом к лицу» взаимодействия, которое еще более увеличивает силу, с которой выражаются и закре­пляются ожидания и санкции.

 

Первичныминазываются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опираясь на индивидуальные особенности каждого. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью. Ярким примером первичной группы служит семья.

Вторичная социальная группа — это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей. Каждый знает, что в любом трудовом коллективе, на студенческом курсе складываются группы на основе личной симпатии, общности жизненных интересов, занятий спортом и т.д. Эти последние выступают как первичные группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное заключается в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба) и достижении определенных целей (получение заработка, высшего образования).

Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формальных группах правила их организации, действия и поведения их членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом. Примерами могут служить производственная бригада, коллектив учителей школы и т.п.

Неформальные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих индивидов, общностей их интересов, взаимных симпатий и т.д. Иногда их называют эмоциональными группами или “группами по интересам”. Примерами неформальных групп являются группы друзей, общество любителей джазовой музыки и т.п.

Особо следует сказать о понятии “референтная группа». Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той или иной личности.

Понятие первичной группы

Индивид может входить, а может и не входить в такую группу, но он сверяет свое поведение с этим образцом, выражая удовлетворенность или неудовлетворенность им. Примером важной роли такой группы в объяснении поведения молодежи может служить ситуация, когда ребенок или юноша начинает вести себя совсем не так, как его учат родители и школа, а так, как ведут себя, например, герои кинобоевиков, ставшие для него примером для подражания.

В заключение следует остановиться на квазигруппах, хотя многие социологи считают, что они не могут быть признаны социальными группами.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.п.);

4) кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Примерами квазигрупп являются: публика, которая представляет собой духовную общность; толпа — любое кратковременное скопление людей, которое собрал в одном месте интерес.

Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Признаки

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие группы .

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшимимолекуламималой группы.Диадасостоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, втриаде активно взаимодействуюттри человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

§ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

§ пространственная близость членов группы;

§ устойчивость и длительность существования:

§ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

§ интенсивность межличностных отношений;

§ развитое чувство принадлежности к группе;

§ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

 

Малые группы классифицируют по следующим критериям. По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные. По характеру совместной деятельности бывают практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы. По критериюличностной значимости выделяют референтные и элитарные группы. По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы

Функции социальных групп

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них

ситуациях.

 

27. Особенности первичных, вторичных, формальных и неформальных социальных групп. Групповые нормы.

К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности.

Первичные и вторичные группы

Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

§ немногочисленный состав;

§ пространственная близость членов группы;

§ относительная устойчивость и длительность существования;

§ общность ценностей, норм и форм поведения;

§ добровольный характер связей людей;

§ моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Первичные группы — это, как правило, малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п

В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п.

Следует добавить, что понятием «формальные группы» в ряде случаев пользуются для обозначения учреждений и организаций, существующих лишь на бумаге, и, естественно, не играющих заявленной роли в общественной жизни. К этому типу групп можно отнести «трудовые коллективы», о создании которых было объявлено в законе СССР 1984 года

 

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении. Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.

 

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер.

Групповые нормы имеют особую важность при определении отношения работников к переменам, поскольку нормы могут затруднить или облегчить сопротивление внедрению новых идей и методов.

Когда возникают групповые нормы, индивидуумы начинают вести себя в соответствии с тем, чего ожидают от них другие участники группы. Изначально новичок в группе будет ощущать себя изолированным и незащищенным и поэтому будет стремиться усвоить установленные в этой группе нормы, которые послужат ему руководством в поведении в пределах группы. Таким образом, нормы создают основу для интеграции новичка в группу и по этой причине с готовностью принимаются им.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒



Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значит для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

Малые группы.

Малыми группами являются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.

Малая группа – небольшое количество людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

Пример: спортивная команда, школьный класс, молодежная тусовка, производственная бригада.

Иногда в литературе термин «малая группа» приравнивается к термину «первичная группа».

Основные признаки малой группы:

· Ограниченное число членов группы. Верхний предел – 20, нижний – 2 человека. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы.

· Стабильность состава.

· Внутренняя структура. Включает в себя систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

· Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие.

· Размеры группы зависят от характера деятельности группы.

· Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей.

Функции и роли групп.

Инструментальная роль группы

Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.

Экспрессивный аспект в формировании групп

Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами.

Поддерживающая роль групп

Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств.

Структура и динамика групп.

Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия. Социологи изучают эти образцы, и им удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых важных является размер группы.

РАЗМЕР ГРУППЫ

Диады

Диада, или группа, состоящая из двух человек(например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы.

Триады

Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.«Два человека составляют компанию, трое образуют толпу»: именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй».

Более крупные группы

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях.

Более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами. Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы.

Первичные и вторичные социальные группы

Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

ДИНАМИКА ГРУППЫ

В группах имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму, исключение из группы и формирование ролей.

 

 

Семья.

1. Понятие семьи.

2. Размеры семейной структуры

3. Альтернативы семьи

4. Социальные функции семьи

5. Семейная политика

Понятие семьи.

В любом обществе семья носит двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья – это малая группа, члены которой связаны отношениями брака и родства, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.


Читайте также:


Семья как первичная малая социальная группа. Типология форм семьи и брака

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Для современных социологических подходов к семье ключевыми являются: 1) связь между типами семейной структуры и индустриализацией; 2) положение женщины в семье и в обществе в целом. Социология семьи изучает следующие проблемы: структура семьи и влияние социальных условий на рождаемость, смертность и миграцию, практика брака, рождение внебрачных детей.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей и живущих в одном доме.

Родство — социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на сродстве, то есть образованными в результате брака.

Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности.

Брак (marriage) – культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Постоянство брачного союза изменчиво. В большинстве стран законодательно расширены основания для развода и бракоразводные процессы менее дорогостоящи. Брачные отношения основаны на свойстве (с ударением на последний слог (по англ.

Группа первичная

affinity)) и свойственных (affinal) связях. Этот термин относится к отношениям посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению.

Формы брака варьируются в зависимости от числа брачных партнеров. Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами).

Моногамия (monogamy) – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Рост числа разводов имеет своим результатом «серийную моногамию», при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[225] обосновывал мысль о том, что моногамия (как практически пожизненное прикрепление женщины к мужчине) пришло на замену парному браку как более или менее постоянному союзу, основанному на взаимной привязанности, вследствие появления частной собственности и необходимости ее унаследования. (Дети, рожденные вне законного брака, лишаются права на наследство и родословную, фамилию): поэтому незаконнорожденные дети в закрытых обществах дискриминировались.)

Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния) или для женщины несколько мужей (полиандрия). Итак, полигамия включает в себя: 1) полигинию (один мужчина и две или более жены); 2) полиандрию (одна женщина и два или более мужа); 3) групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).

Все человеческие общества обладают социальными правилами, устанавливающими определенные категории людей, которые считаются подходящими для брака партнерами.

Правила брака внутри и вне определенных родственных групп имеют фундаментальное значение для всякого исследования родства. Правило эндогамии (endogamy) разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родоплеменной, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своего племени, касты, сословия, расы, конфессии, класса, «круга». В закрытом и полузакрытом обществах правила эндогамии жестче, чем в открытом: от полного запрета на любое межкастовое общение до осуждения мезальянса (неравного брака) господствующей моралью в системах стратификации с жесткими классами или аристократическими традициями. Правило экзогамии (exogamy) вынуждает к браку вне непосредственной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, села.

Социальное положение партнеров характеризуется как степенью гетерогенности супругов, так и уровнем гетерогамности членов семьи. Первый критерий подразделяет браки на гомогенные (молодожены принадлежат к одному социальному слою, классу, касте, сословию) и гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (супруги имеют единую этническую принадлежность, общую профессию или место работы, образование и близки по возрасту) и гетерогамные (супруги различаются по показателям социального статуса). В закрытом обществе мезальянсы запрещены или затруднены, в открытом обществе растет доля социально неравных браков, что не всегда служит упрочению союза мужчины и женщины.

Разнообразны браки и по своей продолжительности и способам институциализации. Сюда относятся такие характеристики, как социально-возрастные рамки брака (требования к возрастному соотношению партнеров; мера обязательности брака; способы заключения и расторжения брака; регулирование добрачных, брачных, внебрачных и постбрачных отношений; проблема пробных браков; проблема внебрачных детей и полусирот.

Форма семьи определяется размером семейной сети и числом людей, живущих под одной крышей.

Сеть – система личных связей, в которую включен каждый индивид. Э.Ботт в работе «Семейная и социальная сеть»[226] (1957), например, показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени «связанности» родственных сетей, в которые включен каждый из них.

Соответственно размерам семейной сети выделяются расширенные и нуклеарные, а также повторные и неполные семьи.

Расширенная семья: состоит из родителей и детей и более дальних родственников (бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих вместе); сейчас это более свободная совокупность связей, когда нуклеарная семья поддерживает контакты с более дальними родственниками и получает от них практическую помощь (в воспитании детей, покупке жилья и др.) Типичной семейной формой в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная, а видоизмененная расширенная семья.

Нуклеарная семья: состоит из мужа и жены, живущих вместе со своими детьми.

Многие социологи находят «функциональное соответствие» между такой семьей и индустриализацией, поскольку первая, освобожденная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, дает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора брачного партнера и делает возможным достижение необходимых профессиональных ролей.

Согласно исследованиям: 1) не все семейные структуры доиндустриальных обществ имели классическую форму расширенной семьи; 2) в индустриальных обществах расширены родственные контакты посредством обмена услугами и финансовой помощи; 3) для семейных структур постиндустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домашние хозяйства. Современные семьи с большей точностью могут описываться как модифицированные расширенные, в которых поддерживаются широкие контакты между родственниками, не обязательно живущими вместе, контакты, принимающие форму визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки неродственники также могут иметь важное значение, создавая модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи.

Кроме двух основных форм семьи, выделяются и некоторые специфические: повторная семья, основанная на повторном браке, в котором живут дети от предыдущего брака; неполная семья – детная семья с одним родителем; «нестандартная» семья (однополые пары).

Характер взаимоотношений членов семьи описывается двумя типологиями по субъекту власти и по пространственно-территориальной локализации семьи (выбору местожительства молодоженов).

Тип власти, или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат – семья, где более старший мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. Матриархат – семья, где правят женщины, или главой семьи является мать, через которую и определяется происхождение. (Ф. Энгельс отмечал, что досовременные общества были матриархальными до появления частной собственности, а с переходом от кочевых (или занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам сменялись патриархальными системами)[227].

В цивилизованных обществах функционируют эгалитарные семьи (супруги равны), куда входят и асимметричные семьи (супруги разделяют обязанности) и симметричные семьи (муж и жена сосредоточиваются на доме, пока имеются маленькие дети), семьи с меньшим разделением труда (мужчины несут все большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома).

Асимметричные семьи упорядочивают разделение труда в семье и потому менее конфликтогенны.

Выбор местожительства молодых супругов подчиняется определенным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей.

Таким образом, основными понятиями, характеризующими семью, являются: условия жизни семьи, структура семьи; отношения родства, свойства, духовно-нравственные отношения, отношения власти и авторитета; ролевые отношения; функции семьи; семейно-брачные нормы и установки; степень стабильности брака, ощущения счастья, влияния семьи на социализацию личности; этапы жизненного цикла семьи.

 

Функции семьи

Функции семьименялись вследствие изменения общества, его структуры и требований к семье как социальному институту. В первобытном обществе расширенная (семейная община состояла из 15-100 человек) семья выполняла функции основной производственной и потребительскойячейки; феодализм мало изменил функции семьи; при капитализме производство отделилось от семьи, ставшей в основном потребительской ячейкой, ведущей лишь домашнее хозяйство, что привело к нуклеаризации семьи, сохранившей репродуктивную, социализационную функции и функцию ведения домашнего хозяйства.

Одной из функций семьи (или «домашнего хозяйства») продолжает оставаться домашний труд – те задачи в домашнем хозяйстве, выполнение которых необходимо для его поддержания изо дня в день (приготовление пищи, уборка, забота о детях и присмотр за больными и пожилыми).

Домашнее разделение труда, то есть распределение домашних задач между мужчинами и женщинами, отличается особым неравенством, женщины несут на себе гораздо большее бремя. В индустриально развитых обществах произошли существенные изменения такой функции семьи, как ведение домашнего хозяйства: 1) механизация домашнего хозяйства (широко используются стиральные, швейные и посудомоечные машины, газовые и электрические плиты, личные автомобили, компьютеры и т.п); 2) обобществление некоторых процессов (стирка, приготовление пищи, ремонт квартиры, одежды, домашних приборов, проезд, уход за детьми: услуги кафе, баров, ресторанов, изготовления полуфабрикатов, прачечных, химчисток, ремонтных фирм, обществего транспорта, дошкольных учреждений); 3) переход ряда функций от женщины к мужчине; 4) сокращение времени пребывания женщины в доме из-за роста занятости женщин в общественном производстве (учатся или работают вне дома свыше половины женщин в США, до 90% женщин в России).

Супружеская роль – задачи мужа и жены в домашнем хозяйстве. Э.Ботт в вышеуказанной работе «Семейная и социальная сеть» (1957) проводит различие между обособленными супружескими ролями, в которых у мужа и жены совершенно разные задачи дома, и совместными, когда их задачи являются более или менее сходными. Обособленные супружеские роли связаны с плотной сетью друзей и родственников, которые поддерживают мужа и жену в их отдельной деятельности дома, на работе и в свободное время. Совместные роли связаны обычно с отсутствием какой-либо подобной сети из-за роста мобильности[228].

Значительные перемены произошли в репродуктивной функции семьи. В расширенной семье на брак приходилось в среднем девять рождений. Сейчас этот показатель равен примерно двум. Уменьшилась продуктивность браков, господствует малодетная модель семьи (удельный вес таких семей в России — 80% семей).

Для воспроизводства населения важен средний возраст вступления в первый брак. В традиционном обществе браки были практически обязательными. Вступали в брак в 14-15 лет, браки заключались по сватовству и сводились к переходу женщины из одной семьи в другую. В настоящее время вступление в брак предполагает создание собственной семьи. Средний возраст первого вступления в брак в развитых странах постоянно снижался на протяжении большей части этого столетия, но начиная с 1970-х гг. он снова возрос[229]. Расширились размеры совместной жизни до брака, что привело к росту внебрачных рождений: в настоящее время в Республике Татарстан вне брака рождается каждый четвертый ребенок, а в городах Казани, Набережные Челны удельный вес внебрачных детей в общем числе рождений составляет около 30%[230].

Одной из функций семьи является социализация детей, которая несет правовую и моральную ответственность не только за здоровье детей, но и за их воспитание. Семья – главный агент социализации, именно здесь дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых (общение, познание, труд и личный пример, оценка реального поведения, поощрение и наказание). Эффективность семейного воспитания зависит от таких характеристик семьи, как ее состав (полная-неполная), психологический климат, ценностные ориентации и личный пример родителей, уровень их педагогических знаний и навыков, время и характер общения с детьми. Дети в семье являются не столько потенциально-материальным ресурсом, потенциальным источником благ и привилегий, сколько эмоциональной ценностью. Часть этой функции взяли на себя школа, СМИ, подростковая среда, улица, но семья продолжает играть решающую роль в формировании интеллектуальных способностей детей, навыков содержательного общения и культурной речи, логики мышления и правил повседневного этикета. (Есть и негативная информация: по данным социологических исследований, до 20% современных семей не способны полноценно выполнять свои общественные функции).

Семья также выполняет специфическую функцию комплексного воздействия на формирование личности не только детей и молодежи, но и взрослых, обеспечивая им эмоциональный комфорт и психологическое здоровье.

В противном случае она служит средой, воспроизводящей проявления девиантного поведения.

 

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая



Добавить комментарий