Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является

Онлайн-тестыТестыКультура и искусствоКультурологиявопросы91-105

1-15   …   61-75   76-90   91-105   106-120   121-135   …   316-329  



91. Одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства — его отражение — это:
экспрессионизм

92. Олимпийские игры являлись неотъемлемой чертой культуры
Древней Греции

93. Определение «титаны» в эпоху Возрождения использовалось:
исключительно применительно к Леонардо да Винчи, Рафаэлю и Микеланджело

94. Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского носят название:
культурно-исторические типы

95. Особенность древнегреческой культуры, заключающаяся в стремлении к состязательности в различных сферах культуры, отражена в понятии
агонистика

96. Первоосновой психической деятельности человека по З. Фрейду является:
Бессознательное Оно

97. Первый материал, который освоил человек, или прачеловек:
камень

98. Первый общероссийский художественный стиль эпохи Средневековья:
Романский

99. Первым направлением авангарда принято считать:
фовизм

100. Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является:
классический период

101. Под культурой эллинизма принято подразумевать культуру
государств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского

102. Под понятием «культурные ареалы» подразумевается:
зоны распространения культурных типов и черт

103. Понятие «архетип» введено в культурологический обиход:
Карлом Юнгом

104. Понятие «духовная культура» обозначает:
интеллектуальную и эстетическую деятельность людей

105. Понятие «культурные сверхсистемы» введено:
Питиримом Сорокиным


1-15   …   61-75   76-90   91-105   106-120   121-135   …   316-329  

История Древней Греции — периоды

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III — II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других.

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:

I. Крито(минойско)-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.)
В этот период существует две цивилизации: Минойская цивилизация на Крите и Микенская на материковой части Балкан. Минойская цивилизация, созданная догреческим населением, появилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Поэтому для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития.

a) Минойская цивилизация (Крит):

  • 1. Раннеминойский (XXX—XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.
  • 2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII—XVIII вв. до н. э.), —образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
  • 3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII—XII вв. до н. э.), —объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

b) Элладская цивилизация (Балканская Греция):

  • 1. Раннеэлладский период (XXX— XXI вв. до н. э.) — господство первобытных отношений, догреческое население.
  • 2. Среднеэлладский период (XX— XVII вв. до н. э.) —расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений.
  • 3. Позднеэлладский, или микенский (XVI—XII вв. до н. э.), — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II Полисный период (XI—IV вв. до н. э.)

  • 1. Гомеровский период, или Темные века, или Предполисный период (XI— IX вв. до н. э.), —родоплеменные отношения в Греции.
  • 2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) — формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
  • 3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) — расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

III Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.).

  • 1. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). — Восточные походы Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
  • 2. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.) — Функционирование эллинистических обществ и государств, расцвет экономики и культуры.
  • 3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). — Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства — Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, — означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации, которое составляет содержание курса “История Древней Греции”.

Заключение:

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.

Этот путь развития для древних греков оказался тупиковым. В отличие от древневосточных стран, где монархические режимы и соответствующая им социальная структура оказались устойчивыми прежде всего потому, что именно они смогли обеспечить благоприятные условия для организации земледелия путем создания ирригационной системы, в Ахейской Греции примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель.

Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне.

В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка — греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э. но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации — эллинистическом — он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II—I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) —наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра. Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение — афинская демократия).

Тема 2. АНТИЧНАЯ ГРЕКО-РИМСКАЯ КУЛЬТУРА

Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения.

Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума).

Однако не стоит забывать, что эта демократия существовала только для граждан и зижделась на жесточайшей эксплуатации рабов. Помимо этого существовала еще большая прослойка неграждан, также стоявших вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении.

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

План

1.Периоды исторического и культурного развития Древней Греции. Характерные особенности искусства.

2. Мифология и религия в Древней Греции.

3. Древнегреческие праздники.

4. Древнегреческая архитектура.

5.

Причины расцвета культуры Древней Греции

Древнегреческая скульптура.

6. Живопись, вазопись и орнамент в Древней Греции

7. Литература и театр в Древней Греции.

8. Обучение и научные достижения древних греков.

 

Ключевые слова и понятия: Кносский дворец, космологичность,антропоцентризм, состязательность, агон, курос, кора, искусство светотени, Гомер, дидактическая поэзия (Гесиод «Труды» и «Дни»), лирическая поэзия (Сапфо), Эзоп, Софокл.

 

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

– эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н. э.),

– гомеровский (XI–X вв. до н. э.),

–архаический (VIII–VI вв. до н. э.),

– классический (V–IV вв. до н. э.),

– эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской).

 

Религия античной Греции имеет две главные характеристики: политеизм (многобожие); антропоморфизм .

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Древнегреческие праздники:Олимпийские игры (борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы);Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону; Истмейские игры в честь бога Посейдона; Немейские игры, прославляющие Зевса; праздник в честь богиня Афины;Дионисии (в честь бога Диониса); праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов.

 

 

Архитектура

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма – простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип – амфипростиль.

Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

 

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны).

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. В верхнем помещении, при наличии двух этажей, располагался гинекей – женская часть дома. Основное помещение – андрон – предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения – народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Скульптура

Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Предыдущая123456789101112Следующая


Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 94;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является (*ответ*) классический период  архаический период

Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является
(*ответ*) классический период
 архаический период
 гомеровский период
 эпоха эллинизма
Письменность, построенная на основе фиксации исключительно звукового ряда речи, называется
(*ответ*) алфавитом
 клинописью
 иероглифами
 линейно-слоговым письмом
По своему государственному устройству Древний Крит являлся
(*ответ*) теократией
 демократической республикой
 деспотией
 сакральной монархией
Под культурой эллинизма принято подразумевать культуру
(*ответ*) государств, образовавшихся после распада империи Александра
 Древней Греции
 грекоB –эллинов, проживающих в разных частях света
 Древней Греции и Рима
Под словом триумф в Древнем Риме подразумевался (подразумевалось)
(*ответ*) торжественный въезд полководцA –победителя в Рим
 успешно прошедший спектакль
 чествование победителей спортивных состязаний
 успех оратора в сенате
Понятие ордер в древнегреческой архитектуре обозначало
(*ответ*) систему строгого соотношения между несомыми и несущими частями здания
 типовую городскую постройку
 вид наиболее распространенной храмовой постройки
 определенную эстетику оформления храма
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были созданы в
(*ответ*) архаический период истории Древней Греции
 гомеровский период истории Древней Греции
 крито-микенскую эпоху
 эпоху эллинизма
Поэтическое произведение, посвященное истории создания Рима, называется
(*ответ*) «Энеида»
 «Анналы»
 «Метаморфозы»
 «Илиада»
Принципиальную роль в движении за Реформации сыграл
(*ответ*) Мартина Лютера
 Эразма Роттердамского
 Томаса Мора
 Альбрехта Дюрера.
Произведение «Разговор разочарованного со своей душой» было написано в
(*ответ*) Древнем Египте
 Древней Греции
 Ассирии
 Древней Индии
Реалистический портрет как художественный жанр был создан в
(*ответ*) Древнем Египте
 Древней Индии
 Вавилонии
 Древней Греции
Ренессанс – это
(*ответ*) период в европейской культуре, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов Античности.
 процесс обновления любой культуры
 кризисные этапы в истории культуры
 период утверждения рационализма во французской культуре
Реформация – это
(*ответ*) широкое общественное движение в странах западной и центральной Европы XVI века, связанное с борьбой за обновление католической церкви
 реформаторская деятельность Петра I
 реформа православной церкви, проведённая патриархом Никоном.
 общественно-политическая деятельность французских просветителей.
Римским императором, настоявшем на признании христианства одной из официальных религий Древнего Рима, был
(*ответ*) Константин
 Диаклетиан
 Октавиан Август
 Нерон

Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

Культура Древней Греции

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей.

Причины расцвета культуры Древней Греции

В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

Главная задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Принято считать, что греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция

Добавить комментарий