Перспективы развития научного комплекса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал г. Перми

Кафедра Экономики и менеджмента

Оценка _______________________

Подпись преподавателя _________________

«___» __________ 20__г.

Научный комплекс и его современное состояние

Курсовая работа

по Национальной экономики

Груздева Татьяна Евгеньевна

студента курса 5, группа НЭ- 43

Специальность: национальная экономика

Руководитель:

Доброва Н. М.

Пермь 2011

Содержание

1). Введение……………………………………………………………………………………

2). Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние……………………………

3). Глава 1.1. Сущность и классификация науки…………………………………………

4). Глава 1.2. Наука в системе государственных приоритетов…………………………

5). Глава 1.3. Современное состояние научного комплекса……………………………

6). Глава 1.4. Организационные формы управления научным комплексом………….

7). Глава 2. Финансирование научного комплекса………………………………………

8). Глава 2.1. Механизм финансирования расходов на науку. Оценка результатов научной деятельности………………………………………………………………………

9). Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки………………….

10). Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России…………………..

11). Заключение……………………………………………………………………………

12). Список литературы…………………………………………………………………..

Введение

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Российский научный комплекс является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. В этой работе я попытаюсь наиболее точно отразить состояние нашей научной отрасли, показать ее основные проблемы и достижения, указать основные места концентрации наукоемких производств, в общем, и отдельно по конкретным отраслям. В нашей стране основные достижения в области наукоемкого производства были достигнуты на поприще военно-промышленного комплекса и в области космического ракетостроения.

Наши отечественные достижения в основном связаны с этими двумя направлениями производства техники и технологий. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране поставила военно-промышленное производство в очень тяжелое экономическое положение. Конверсия предприятий ВПК приводит к структурным изменениям в экономике в целом, что вносит свои изменения на экономическую карту страны практически ежедневно. В связи с распадом бывшего СССР Россия потеряла доступ к одному из крупнейших космодромов мира – Байконуру. Теперь это территория Казахстана и Россия вынуждена арендовать этот крупнейший в мире космический порт. Все эти проблемы, несомненно, сказываются на общем состоянии российской науки. Остаточное финансирование со стороны государства негативно сказывается в первую очередь на благосостоянии деятелей науки.

Не исчезла проблема “утечки мозгов” за границу. Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас условиях определяется многими факторами. Среди основных из них можно выделить следующие:

— слабую интеграцию с мировым рынком;

— недостаточную заинтересованность производственных организаций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;

— отсутствие механизма передачи результатов академической науки в отраслевую;

— практическое отсутствие государственной и иных видов поддержки предпринимателей в науке;

— низкие темпы обновления основных фондов;

— низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разработок;

— низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспечения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.

Но, тем не менее, отечественный научный комплекс продолжает жить и даже развиваться! Есть крупные достижения в различных областях и отраслях науки. Это еще раз указывает на огромный умственный потенциал нашей страны. Россия была, есть и будет великой научной державой мира. Научный комплекс является двигателем отечественных отраслей промышленности. Внедряются и осваиваются научно-исследовательские разработки в различных областях промышленности. Дальнейшее развитие научно-исследовательской базы будет залогом того, что и в следующем тысячелетии Россия будет являться крупнейшей сверхдержавой на политической карте мира.

Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние.

Глава 1.1 Сущность и классификация науки.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен.

Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства. Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью. Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска.

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т. п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Следовательно, наука и другие отрасли интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоничное развитие человеческой личности, способной успешно решать различные задачи во всех сферах человеческой деятельности.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания.

Авангардная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов: в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

— укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и, в первую очередь, в приоритетных ее направлениях;

— создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции;

— интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

— согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

— разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой. Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

По своей природе процесс развития науки бесконечен, в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно определить все его формы и взаимосвязи.

Страницы: следующая →

123456Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики

    Курсовая работа >> Экономика

    … развития научной мысли и научногокомплекса России 2.2 Современноесостояниенаучного потенциала России 2.3 Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями …

  2. Научно–технический потенциал России и егосовременноесостояние

    Контрольная работа >> Экономика

    его высоком уровне и актуальности. В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного … Холодной войны научныйкомплекс имел явный … научных и инженерно-технических кадров. С учетом мирового опыта и особенностей современногосостояния

  3. Современноесостояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    Современноесостояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области 1. Состояние … продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к … обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на … совместно с научными учреждениями разработать …

  4. Современноесостояние хлебопекарной промышленности Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика

    … эффект дают собственные научно-исследовательские и … диверсифицировать производство, изменять его структуру и ассортимент, … покупателей цены. Современноесостояние хлебопекарной промышленности в … организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под …

  5. Современноесостояние образования

    Контрольная работа >> Педагогика

    … , учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация … общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и … а) Определить основные характеристики современногосостояния образования; выделить негативные тенденции …

Хочу больше похожих работ…

скачать

Реферат на тему:

Наука в России

План:

    Введение

  • 1История науки в России
  • 2Российская наука накануне октябрьской революции
  • 3Советский период
  • 4Современная наука
    • 4.1События
    • 4.2Государственная политика
  • Литература
    Примечания

1. История науки в России

Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1725 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет. В XVII—XIX веках возникли также университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.

К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. В России появились школы выдающихся математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва — А. А. Маркова, М. В. Остроградского, физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова, химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна, врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

2. Российская наука накануне октябрьской революции

В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.

Организационная модель российской науки к 1917 году состояла из Петербургской академии наук, университетов, специальных учебных институтов, научных обществ, немногочисленных лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных и межведомственных ученых комитетов и комиссий.

Академия наук являлась высшим научным учреждением страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии.

В 1916 году в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.

Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа функционировали, как правило, при университетах, объединяя ученых, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300.

Научные ячейки при министерствах и ведомствах (Горный ученый комитет, Геологический комитет и т. д.) обслуживали практические нужды этих ведомств.

Заводская наука в дореволюционной России находилась на стадии зарождения. Лишь на немногих крупных предприятиях имелись лаборатории и конструкторские бюро.

Дореволюционная наука характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость научных учреждений России от передовых стран по линии приборов, лабораторного оборудования и химических реактивов. Если в целом научный потенциал дореволюционной России по качественным параметрам (общий уровень развития естественнонаучной и научно-технической мысли, глубина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступал потенциалу западных стран, то по количественным показателям заметно уступал. Технико-экономическая и культурная отсталость страны ставила узкие рамки научно-техническому развитию. Промышленность не предъявляла никаких запросов ученым и не испытывала потребность в них.

Большая часть научных учреждений и вузов России были сосредоточены в Москве и Петербурге. Помимо столиц научными центрами являлись также Харьков, Киев, Дерпт, Одесса, Варшава, Томск. Университетов в России в это время было в 2 с лишним раза меньше, чем в Германии. Полное отсутствие промышленных научно-исследовательских учреждений обусловило отставание прикладных исследований и инженерно-технических разработок. Слабая связь российской науки с производством не была преодолена, хотя в период первой мировой войны в этом отношении были сделаны известные шаги в химической, электротехнической и некоторых других отраслях промышленности.

Особенно вопиющим было отставание России по численности ученых. В России численность научно-педагогических работников в 1913 году составляла 11,6 тыс., в США в 1910 почти втрое больше — 33,6 тыс. В России было 414 химиков, почти в 15 раз меньше, чем в США, в 8 раз меньше, чем в Германии и Англии, в 2,5 раз меньше, чем во Франции. Геолог В. А. Обручев сравнил численность штатов Геологического комитета с ситуацией, при которой Швеция имела бы всего 1 геолога [1].

Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании. Однако сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки. В 1911 году В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали […] рядом, как равные по силе со своими товарищами из-за океана» [1]. К началу XX века стало очевидным, что масштабы и темпы научной деятельности не соответствовали требованиям XX века и потенциальным возможностям страны. Университетская профессура в «Записке о нуждах просвещения в России» (январь 1905), ставшей широко известной как «Записка 342 ученых» (первоначально подписали 16 академиков, 125 профессоров, 201 доцент, в дальнейшем — всего 1500 человек), вынуждена была декларировать: «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку» [1]. Отчеты Академии наук 1900—1912 гг. состояли в основном из жалоб академиков на хронический недостаток ассигнований на науку. «Августейший президент» академии великий князь Константин Константинович в письме министру народного просвещения от 14.07.1911 пишет: «положение академических учреждений (из-за недостатка ассигнований и штатов) стало совершенно критическим».

После революции 1905 года царизм идет на уступки в области просвещения и науки. После 1905 г. общественность стала оказывать большее влияние на решение научно-организационных вопросов. Были открыты новые частные вузы (количество которых удвоилось с 1905—1911 гг.), высших женских курсов, лабораторий и институтов. Увеличилось количество научных учреждений.

Многим русским ученым того периода были присущи демократические взгляды, они рассматривали науку как форму служения интересам народа. В 1911 году министр народного просвещения Л. А. Кассо предпринял меры «для оздоровления высшей школы», уволив 131 ученого и преподавателей из Московского университета (половина его профессорско-преподавательского состава). Испытывая страх перед возможной революцией, 8-й съезд объединённого дворянства, состоявшийся в 1912 году, вынес решение, что «ни одно новое высшее учебное заведение не должно быть создано, так как такое создание приближает страну к революции». Министерство народного просвещения отклоняло ходатайства местных органов самоуправления и общественности об открытии университетов в Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах. В 1912 году на «особом журнале» заседаний Совета Министров «Об открытии новых учебных заведений» Николай II начертал: «В России вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию как мое руководящее указание».

3. Советский период

Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть ученых работали в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.

Организационная модель российской науки была сформирована в 1917—1930 гг. и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 гг. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны.

Научный комплекс и его современное состояние

В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки.

Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Самое значительное место в академическом секторе занимала «Большая академия» (АН СССР). Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии. В середине 50-х появилось первое региональное отделение Академии наук — Сибирское отделение. В 1987 г. были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчетные организации, инженерные центры.

В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры. Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были: сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ.

В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих научные исследования и разработки: научно-исследовательские институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. д. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы. В частности, Ленинградский институт водного хозяйства (сейчас — Санкт-Петербургский морской технический университет) был создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского института и опытного производства.

Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жестко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.

Заводской сектор науки объединял инженерно-технические подразделения промышленных предприятий и производственных объединений. Основная направленность их деятельности состояла в развитии и совершенствовании обслуживаемого ими производства. В тот же сектор включались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, находящиеся на самостоятельном балансе в составе промышленных предприятий и производственных объединений.

Одна из особенностей советской науки являлась её глубокая идеологизация. Наука должна была быть марксистско-ленинской, материалистической. В этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической.

Наибольших успехов советская наука достигла в области естественных наук, где идеологический контроль был минимальным. За работы, выполненные в этот период нобелевские премии получили физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря деятельности И. В. Курчатова, А.Д. Сахарова, С. П. Королева и других ученых в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин (см. Идеологический контроль в советской науке).

Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки советского периода [2]:

  • cильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности;
  • неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада;
  • ведомственная разобщенность научного сообщества;
  • преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки;
  • проведение исследований по всему фронту работ;
  • базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции;
  • монополия в государственной форме собственности;
  • относительная изолированность от мирового научного сообщества;
  • планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.

Точкой отсчета процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса науки следует считать 1987 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала.

Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.

4. Современная наука

В настоящее время[когда?] в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть (порядка полумиллиона) кандидаты и доктора наук.[источник?]

В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками.[3] Около 70 % этих организаций принадлежат государству[3][4].

В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования.[5] При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских ученых в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия)[6].

В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.[7]

С 2000 по 2007 годы число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».[8]

В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей.[9]

Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом (см.

Утечка мозгов).

4.1. События

В 2010 году российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года[10].

4.2. Государственная политика

Правительство утвердило федеральные целевые программы: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 600 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

В декабре 2006 года были внесены изменения в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Изменения направлены на изменения правового положения РАН и отраслевых академий.

Ожидается принятие закона, согласно которому Российская академия наук практически потеряет самостоятельность и будет подчиняться президенту и правительству России.[источник не указан 452 дня]

8 апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.[11]

Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 году выделяется 3 млрд руб., в 2011 — 5 млрд руб. и в 2012 — 4 млрд руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых[12].

7 июля 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 899 «в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности» определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

  • Безопасность и противодействие терроризму.
  • Индустрия наносистем.
  • Информационно-телекоммуникационные системы.
  • Науки о жизни.
  • Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
  • Рациональное природопользование.
  • Транспортные и космические системы.
  • Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика[13].

Тем же указом определён и Перечень критических технологий Российской Федерации.

Литература

  • Э. В. Островский История и философия науки. М: Юнити 2007
  • Волобуев П. В. Русская наука накануне Октябрьской революции // Вопросы истории естествознания и техники. — 1987. — N 3.
  • Вернадский В. И. Довольно крови и страданий // Век ХХ и мир. — 1990. — N 1.
  • Организационная структура российской науки. М: ЦИСН, 2000

Д. И. Менделеев. Первый рукописный вариант периодического закона. 18 февраля 1869 года

Почтовые марки СССР, 1951 год: выдающиеся русские учёные

Затраты на исследования и разработки в России в 2000—2007 годах, в $млрд[]

1

Виноградова Е.В.

Человечество уже давно ломает голову над возможными сценариями будущего обще­ства, где, естественно, стремится учесть и эко­номические и социально-политические факто­ры, факторы взаимоотношения общества и окружающей среды, и, конечно же, рассматриваются главные направления прогресса науки и техно­логий. Интересен в этом плане проект, предло­женный Р. Миллером и его соавторами, на ор­ганизованной ОЭСР в конце 1997 г. конферен­ции по теме: «Технологии XXI в., согласование экономических, социальных и экологических целей».

Результат поиска

[1] Здесь рассматриваются два сцена­рия — рыночный и «нового общества». Первый, естественно, рассматривает господство частно­го сектора рынка и конкуренции. При этом вари­анте государство выполняет роль «ночного сто­рожа», занимаясь только вопросами обороны, юридического и административного регулиро­вания. Второй сценарий предусматривает веду­щую роль общественного сектора, государства с присущими ему достоинствами и недостатками. Правда, авторы считают, что, скорей всего, ни один из предложенных сценариев в чистом виде не осуществится, скорее всего, произойдет неко­торое усреднение обоих вариантов.

Говоря об ориентирах общественной жиз­ни России, можно сказать, что для нашего обще­ства важнейшими ориентирами являются раз­витие науки (ибо отменить научно-технический прогресс нельзя) и, соответственно, образова­ния, т. е. необходимо взять курс на создание интеллектуально-человеческого потенциала (ИЧП) страны, ибо этот потенциал или челове­ческий капитал создается в системе образования. И путь к социально-экономическому прогрессу, к решению проблем создания комфортных усло­вий жизни для всего общества лежит в решении этих двух задач, а не так, как сейчас: не благо­денствия одних за счет обнищания и деградации других, т. е. лежит в активизации человеческого фактора на всех уровнях социальной жизни.

Узкое место в решении этой непростой, но главной задачи — управление наукой и обра­зованием. Чиновник наш — бюрократ и невеж­да, да к тому же и взяточник, управлять образо­ванием и наукой не может, да и не хочет. Количество чиновников здесь не перерастает в каче­ство их работы. Здесь как раз обратно пропор­циональная зависимость — чем меньше чинов­ников, тем реальней найти виновного за провал работы. Да и учить надо управленческой дея­тельности всерьез и надолго в сфере образова­ния. Примером глобализированной компании. который выстроен на основе коммуникативных и информационных технологий, является ком­пания Seamens — продавец этих современней­ших технологий.

В компании работает 400 тыс. работников в 190 странах. И главным ресурсом этой компании всегда были и остаются люди. Руководители предприятия видят компанию не столько как материальное производство, сколь­ко как сообщество, как живой социальный ор­ганизм, «требующий воспитания, защиты, моти­вации».

И чтобы постоянно оставаться лидером современного менеджмента ИЧП, эта компания сделала своим принципом — учеба; для них она является постоянным процессом. Учеба нужна, чтобы стать выше всех своих конкурентов, выше в интеллектуальном плане, где идет борьба «не всех против всех», а борьба с самим собой ![2]

И в компании Seamens выработаны прин­ципы коллективной работы. И все филиалы этой компании работают по этим же принципам! Сам создатель этой компании Вернер фон Сименс по­стоянно подчеркивал, что люди — основа успеха.

Подробно останавливаясь на принципах эффективной работы известной во всем мире компании Seamens , хочется подчеркнуть — это то, чего нам сейчас очень не хватает. Как уже было сказано, — хорошего управления и уважения к личности каждого работника, воспитан­ного тобой. И, конечно же, высоких профессио­нальных качеств работников, их постоянной ра­боты над собой, повышения своих знаний и сво­ей квалификации. И ничего, собственно, нового компания Seamens нам не открыла. У нас в Рос­сии (и дореволюционной, и советской) были эти принципы в хождении на многих предприяти­ях. Существовали даже предприятия коммуни­стического труда, где существовал принцип кол­лективной ответственности за результаты своей работы, существовали школы повышения ква­лификации, школы политической и экономиче­ской учебы и другие формы воспитания в тру­довых коллективах. Зачем же этот опыт преда­вать забвению?

Когда-то давно (XVII в.) Р. Декарт выска­зал идею о том, что современная наука должна развиваться по единому плану и единому мето­ду. Кажется, что сейчас настало время осущест­вления этой идеи, ибо сама логика развития со­временной науки в условиях глобализационно-модернизационных процессов общественной жизни того требует. Да и сами эти процессы не­возможны без смены каких-то важнейших жиз­ненных ориентиров.

Насчет же главных направлений в науч­ных изысканиях по принципу Р. Декарта, то здесь нужно сказать, что России нужно выработать стратегический план развития науки, основных направлений, на которых сосредоточить главные силы нашего научного потенциала.

Так о каких стратегических научных при­оритетах развития науки идет речь, говоря о России?

Во-первых, Россия имеет значительные запасы сырьевых ресурсов, поэтому здесь надо сосредоточить научные исследования в области методов добычи и транспортировки природных ресурсов. Ученые уже сейчас считают, что гораз­до дешевле и целесообразнее построить в Рос­сии несколько сверхмощных атомных электро­станций, чтобы снабжать электроэнергией и на­селенные пункты России и экспортировать элек­троэнергию за рубеж, а не прокладка дорогосто­ящих трубопроводов в страны Европы и Азии.

Во-вторых, в перечне национальных при­оритетов России выработать стратегию государ­ственной политики в области науки, и, следова­тельно, и образования, ибо успех любого обще­ства зависит он уровня образованности и про­фессиональной квалификации людей, отсюда необходимость инвестирования в образование для повышения количественного и качественно­го роста интеллектуально-человеческого потен­циала (ИЧП) России. и это должно стать важ­нейшим приоритетом государственной полити­ки нашего общества, главной заботой президен­та и главы Правительства.

Но финансировать науку при неэффек­тивном управлении образованием и наукой бес­полезно. «Реформирование» же, проводимое ве­домством во главе с Фурсенко, привело лишь к резкому ухудшению состояния этих важнейших сфер жизни общества. Хотя управленцев в этой сфере немало, доля их растет, а эффективность падает. И очень серьезная задача стоит перед ву­зами по перестройки учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал повышению исследовательской активности студентов, усво­ения ими навыков исследовательской работы, развитию творческого мышления, желания об­учающегося «увидеть проблему» и попытаться ее разрешить.

Одной из направлений улучшения науч­ной деятельности в вузах — это, все таки соз­дание НТК (научно-технических комплексов на базе вузов, государственных академий наук. И хотя государственная программа «Научные ка­дры» на 2003-2006 гг. провалилась, это не зна­чит, что программа плохая. Просто под нее под­ключить политическую волю с соответствую­щей мотивацией и для исполнителей.

Список литературы

  1. Наука и общество на рубеже веков: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр. Науч.-информ. Исследование по науке, образования и техноло­гиям. Отд. Науковедения. — М., 2000. — С. 28.
  2. Маркусова В.А. Науковедческая оцен­ка состояния развития науки в России, Китае и др.странах… / Науковедческие исследования. 2008. — Сб. науч.трудов. — М., 2008. — С. 33

Библиографическая ссылка

Виноградова Е.В. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 66-67;
URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=895 (дата обращения: 16.06.2018).


ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ В РФ

⇐ Предыдущая38394041424344454647Следующая ⇒

 

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ, ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и др.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются:

– на общеобразовательные (основные и дополнительные);

– профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

– дошкольного образования;

– начального общего образования;

– основного общего образования;

– среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

– начального профессионального образования;

– среднего профессионального образования;

– высшего профессионального образования;

– послевузовского профессионального образования. Научная(научно-исследовательская)деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

– принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

– выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

– формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

– финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

– установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и научно-технической деятельности и использование ее результатов;

– содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

– организация научно-технического прогнозирования;

– формирование рынков научной и научно-технической продукции;

– управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

– реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

– охрана прав интеллектуальной собственности;

– установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

 

 


⇐ Предыдущая38394041424344454647Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Организация науки. Научные учреждения и сообщества

Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» под научной организацией признает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5).

Они подразделяются па научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации. осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочии определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научною творчества.

Органы государственной власти РФ, ее субъектов утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, научных организаций субъектов РФ, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества и т.д.

Согласно действующему законодательству Правительство РФ устанавливает порядок проведения научных исследований и использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензирует отдельные виды научной и научно-технической деятельности; вводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ. ограничения па право использования отдельных научных и научно-технических результатов, т.е. распространяет на них режим секретности; вводит сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и научно-технической деятельности.

Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Все они имеют государственный статус, т.е. являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями.

Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета. В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.

Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

Основными целями и задачами РАН являются организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний в различных областях, способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России; всемерное содействие развитию науки в РФ, повышение общественного престижа научной деятельности; изучение и анализ достижений мировой науки с целью использования их в интересах РФ; участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; подготовка научных кадров высшей квалификации и т.д.

РАН объединяет в своем составе крупнейших ученых нашей страны (академики, члены-корреспонденты, а также иные сотрудники ее научных организаций). В ее систему входят институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, музеи, заповедники, иные организации, призванные проводить и обеспечивать исследования по важнейшим направлениям фундаментальной и прикладной науки.

Как самоуправляемая организация она действует на основе собственного Устава1См.: Устав Российской академии наук. Утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. // СЗ РФ.

2007. № 48 (ч. 2). Ст. 6005., который принимается общим собранием РАН и утверждается Правительством РФ. Ее высшим органом управления является общее собрание академии, которое решает все основные вопросы ее деятельности. Между общими собраниями управление академией осуществляет ее Президиум — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии, который подотчетен ее общему собранию.

РАН имеет свою структуру, в которую входят отделения, региональные отделения, региональные научные центры.

Отделение РАН является ее основным структурным подразделением, объединяющим ученых одной или нескольких смежных отраслей науки. Оно объединяет институты и другие ее (РАН) научные организации по профилю отделения. Основной задачей отделения является развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях, объединенных в отделение академии.

В отличие от отделений, региональные отделения академии представляют собой объединение членов академии, научных сотрудников институтов и других подведомственных академии организаций, расположенных в соответствующем регионе. Основной целью регионального отделения является организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем и задач, способствующих успешному развитию региона и РФ в целом.

Региональный научный центр РДН объединяет членов академии, работающих в соответствующем регионе, научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Основной целью такого центра является организация и проведение научных исследований, прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития этого региона.

Перечень рассмотренных научных объединений РАН дан в ее Уставе.

Являясь ведущим научным учреждением страны, РАН тесно взаимодействует с другими научными организациями и учреждениями, в том числе с отраслевыми академиями наук.

Они являются самоуправляемыми организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки. Их уставы утверждаются Правительством РФ.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно- исследовательскими организациями. Названные организации занимаются, как правило, исследованиями но прикладным направлениям науки.

Во главе отраслевых научно-исследовательских организаций стоит директор, назначаемый учредителем, т.е. соответствующим органом исполнительной власти. Назначение осуществляется по результатам голосования, проводимого учеными советами соответствующих организаций, учреждений.

Значительный вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено большое число ученых нашей страны. Преподаватели и научные сотрудники вузов участвуют в развитии наиболее важных направлений фундаментальной и прикладной науки, внедряя научные исследования в образовательный процесс. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.

Научная работа в вузах осуществляется в тесном контакте с научными организациями и учреждениями, что позволяет более четко координировать научную работу ученых, направлять совместные усилия на развитие науки.

Формами организации науки являются Государственные научные центры Российской Федерации (ГНЦ) и наукограды Российской федерации.

Образование ГНЦ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. «О государственных научных центрах РФ». Правовой статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая находится в ведении федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук и ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная или научно-техническая деятельность которой получила международное признание. Цель таких научных образований состоит в создании условий и объединения усилий, направленных на сохранение в стране ведущих научных школ, развития научного потенциала и т.д.

Вопросы организации и деятельности наукоградов урегулированы Указом Президента РФ от 7 ноября 1997 г.

«О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий». ФЗ от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда РФ». Согласно вышеназванным правовым актам наукоград представляет собой муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющий собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда осуществляется Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

14.8. Наука в современной России

Распад СССР и проводимые в России преобразования экономических и государственных структур радикально изменили положение науки в обществе, социальные условия ее развития. В результате превращения бывших республик СССР в политически самостоятельные государственные образования прекратила свое существование в качестве единой системы достаточно мощная советская наука, были нарушены сложившиеся внутри нее научные коммуникации, разорваны многие научные связи1. Следующим ударом уже непосредственно по российской науке (которой досталось свыше 70% научного потенциала СССР) было резкое сокращение государственного финансирования науки, размеры которого не обеспечивали проведения научных исследований и оплаты труда ученых на прежнем уровне.

Приватизация и спад производства свели к минимуму общественную потребность в научных исследованиях и разработках, а ликвидация многих промышленных министерств сделала бесхозной обслуживавшую их отраслевую науку.
Наступил глубокий и затяжной кризис науки. Значительное сужение возможностей для проведения исследований, для нормальной научной жизни, падение заработной платы ученых вызвали ощутимый отток научных кадров, переход в другие, более высоко оплачиваемые сферы деятельности внутри страны, а также эмиграцию. Обретенная гражданами свобода выезда за рубеж обернулась для страны катастрофической «утечкой умов».

Наука и научный труд стали терять свой ранее достаточно высокий социальный престиж, что создало проблемы с пополнением науки новыми, молодыми кадрами. На повестку дня встал вопрос о спасении российской науки и реформировании ее социальной организации, с тем чтобы адаптировать ее к условиям рыночной экономики. К сожалению, эта задача не выполнена и до сих пор. Если в прежнем виде науку сохранить невозможно, то надо было предотвратить падение научного потенциала ниже такого уровня, который мог бы послужить стартовой площадкой для последующего подъема.
Меры, предпринятые государством с этой целью, свелись к избирательной приоритетной поддержке конкретных научных направлений, школ, организаций и отдельных ученых. Сохранению научного потенциала должно было способствовать создание федеральных научных центров, получающих дополнительные ассигнования и некоторые экономические льготы, учреждение научных фондов для финансирования на конкурсной основе исследовательских программ, стипендий выдающимся ученым и научной молодежи (для претендентов на эти стипендии также предусмотрен конкурс).
С другой стороны, действующие научные организации сами искали альтернативные источники финансирования, а научные сотрудники — работу по совместительству. Хотя все эти действия кардинального решения проблем, стоящих перед российской наукой, не дали, они помогли несколько замедлить процесс ее распада и деградации. Чтобы переломить эту тенденцию, науке требуются ресурсы и такая модель ее организации, которая в большей мере соответствует новым социальным условиям:
(1) многообразие источников финансирования;
(2) значительный простор началам самоорганизации;
(3) интегрированность в мировую науку;
(4) наличие инновационной системы и рынка новых технологий;
(5) продуманная государственная научно-техническая политика и т.д.
Будущее российской науки зависит от решения многих социальных проблем и само представляет собой социальную проблему, в поисках оптимальных вариантов решения которой важная роль принадлежит экономике и социологии науки.

Этим и определяются исследовательские задачи социологии науки в период российских реформ. Именно разработки социологии науки должны дать научно обоснованные рекомендации и ориентиры по формированию оптимальной модели организации науки, адаптированной к условиям рыночной экономики, определению путей трансформации структуры науки, созданию в стране инновационной системы, рынка новых технологий, преодолению прежней относительной изоляции и интеграции России в мировую науку и т.д. Необходимо и развитие прикладных социологических исследований науки, требующихся для решения конкретных управленческих задач.
Но главное, без чего российская наука может окончательно погибнуть: политической власти в стране нужно встроить науку в общую систему государственных и жизненно важных приоритетов развития страны, обеспечить ей достойную государственную поддержку, в том числе финансово-материальную, ресурсную, информационную, организационную, структурную и др. Иначе разговоры об инновационном векторе развития современной России, ведущиеся на самом верху государственной власти уже не один год, будут простым сотрясением воздуха, или, как это описано у знаменитого сказочника, еще одним шитьем наряда голому королю из ничего разного рода мошенниками. Чубайс — российская классика такого рода «портных», но и кроме него их предостаточно. Однако наступят и иные времена…

1 Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

Социология учебник В.К. Батурина
Оглавление

Добавить комментарий