Петр лавров основные идеи

ЛАВРОВ Пётр Лаврович (псевдонимы — Миртов, Кедров, Стоик и др., всего более 60) [2(14).6.1823, село Мелехово Великолукского уезда Псковской губернии — 6.2.1900, Париж], российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества; полковник (1858). Дворянин.

Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842), ученик М. В. Остроградского. Преподавал математику там же (1844-66), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855-66; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 года публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики.

В юности Лавров познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, П. Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. В 1841 году опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в том числе «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, книга 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!…», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) Лавров провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.

Реклама

В конце 1850-х — начале 1860-х годов Лавров активно участвовал в общественной жизни: в 1861 избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ Е. В. Путятина. Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой — цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий». Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность — изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Сам Лавров, придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 Лавров сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х годов, хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.

Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1-5, 1861-63). С 1863 фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва 3-го отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии). Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).

В апреле 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, Лавров арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением», сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров написал одно из своих главных произведений — «Исторические письма» (опубликованы в 1868-69 в газете «Неделя», отдельное издание — 1870; 5-е легальное издание — 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них Лавров провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют большую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде — больше, чем повторяющееся. Лавров считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила — «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова — идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей «освобождённостью от физического труда» во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».

В 1870 году Лавров с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, эмигрировал во Францию, вступил в одну из секций Интернационала 1-го, был свидетелем Французской революции 1870, а также Парижской коммуны 1871 (обобщил её опыт в книге «18 марта 1871», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873-77) и газету с тем же названием (1875-76). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «равноправности против монополии». Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача — «облегчить и ускорить неизбежный переворот» и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, Лавров доказывал, что «революционное насилие возможно до определённого минимума», что без тщательной предварительной подготовки заговорили стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал Лавров, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, так как оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества — крестьянскую общину и мирское самоуправление.

Под псевдонимами Лавров продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и др., но главной темой теоретических изысканий Лаврова по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание», 1872, № 2), «Очерки систематического знания» (там же, 1873, № 6), книги «Опыт истории мысли» (т. 1, вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (т. 1, часть 1-2, 1888-94), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; изданы посмертно под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).

На рубеже 1870-80-х годов политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 году он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» Лавров отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х годов он пришёл к выводу о необходимости первоочередного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х годов Лавров сблизился с «Народной волей». В 1881 году участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста «Народной воли»». Один из редакторов «Вестника «Народной воли»» (1883-86). Разделяя социалистические цели «Народной воли», Лавров отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.

Лавров полемизировал с российскими марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.

В 1889 году Лавров представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Интернационалу 2-му. В 1892-96 участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873-1878 годы» (выпуск 1-2 и 3-4, Женева, 1895-96; в России с цензурными изъятиями опубликован в 1907, полностью — в 1925) — один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 века предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь «Народной воли»», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.

Похороны Лаврова на кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Источн.: Материалы для биографии П. Л. Лаврова. П., 1921. Вып. 1; Лавров. Годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. / Отобрал, снабдил примечаниями и вступительным очерком Б. Сапир. Dordrecht; Boston, [1974].

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. П., 1917-1920. Вып. 1,2, 5-9; Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т. 1-4; Философия и социология. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Богатов В. В. Философия Лаврова. М., 1972; Pomper Ph. Р. Lavrov and the Russian revolutionary movement. Chi., [1972]; Семенкова Т. Г. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Володин А. И., Итенберг Б. С. П. Л. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Васильев А. В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П. Л. Лаврова. М.; Мариуполь, 1995; Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в.: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский. СПб., 2006.

Р. А. Арсланов.

23. П.Л. Лавров и его историко-философские взгляды.

(1823 – 1900)

В 1856 году познакомился с Герценым и начал с ним переписываться. Это определило во многом его взгляды. Позже знакомиться с организаторами первых народнических кругов.

Лавров дал «формулу прогресса» — т.е. развитие личности в умственной, физической и нравственной сторон – это движущая сила прогресса, т.е. личность двигает историю, а народ идет за ней (пишет он в «исторических письмах». Лавров выступает в этих письмах, как позитивист.

С точки зрения Лаврова, историк имеет только факты, а связь между ними устанавливает субъективно каждый сам. Отрицает объективность знания в целом.

Интеллигенция – просветительская позиция в обществе В России, они и есть критические личности, т.е. они двигают историю. У него нет ни слова о пролетариате в работах.

Основной чертой его мозаичного миросозерцания был позитивистический агностицизм. Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»).

Поэтому первой задачей революционных деятелей является выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости».

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лавров сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х гг. Революционный подъем 1870-х гг. привел к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России.

Биография

По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, — был профессором математики в Артиллерийской академии. В 1860-х гг.

Шпаргалка: Лавров Петр Лаврович

принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Каракозова Лавров был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение — «Исторические письма».

В 1870 г. он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873—1877 гг. редактирует журнал «Вперёд» и одноименную двухнедельную газету (1875—1876) — органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 гг. редактирует вместе с Тихомировым «Вестник Народной воли». Лавров умер в Париже, где и похоронен. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

П.Л. Лавров (1823- 1900) и И. К. Михайловский (1842-1904). Развиваемое ими направление социологической мысли получило название этико-субъективной социологии. В центре ее внимания были разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленностей его развития. Значительное внимание представители этого направления уделяли разработке теории общественного прогресса. Под прогрессом понималась в первую очередь переработка культуры, а точнее — переработка традиционных, склонных к застою общественных форм в «цивилизацию» с гибкими, динамичными структурами и отношениями. «Цивилизация» истолковывалась как сознательное историческое движение, которое осуществляется, прежде всего, критической мыслью конкретных личностей.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) — представитель субъективного направления в социологии — рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных — питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития («историческая жизнь»). Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Содержательную сущность исторического процесса составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс. Родоначальник отечественной социологии. Социология — это наука о солидарности сознательных особей.

Лавров вводил в своё понимание истории проблему «нравственности», понимаемой им как научно обоснованную систему ценностей, иерархии наслаждений: «есть та,(нравственность) которая опирается лишь на естественные потребности, на логическую критику и на рациональные убеждения человека». Таким образом, роль науки заключается не только в познании объективных законов, но и в создании научно обоснованного нравственного идеала, в соответствии с которым должна измениться действительность. Противоречия между личностью и обществом порождаются или отсутствием у личности чувства собственного достоинства и идеи справедливости, т.е. идеи равноправности всех людей на всестороннее развитие, или несправедливым, безнравственным устройством общества. В первом случае общество обязано развивать личность, во втором личность нравственно обязана перестроить общество на принципах «общественной солидарности и справедливости».

По Лаврову, ведущей силой, органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм. В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения.

П. Л. Лавров

По его мнению, историческая жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личностей, прогресс начинается с личности, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным. Таким образом, общество проходит следующие фазы прогрессивного развития: появление критически мыслящих и способных к состраданию одиночек; единичные организованные групповые выступления в защиту обездоленных; образование политических партий, ставящих перед собой задачу изменить существующий строй.

Движущей силой социального развития и политической борьбы Лавров называл интеллигенцию, поскольку считал, что именно ее представители способны к критическому мышлению.

Солидарность- способ духовной связи людей, основанный на общих привычках, интересах и убеждениях, эмоций.

Выделяя три вида солидарности — основанную на привычке, основанную на сходстве аффектов и интересов и, наконец, покоящуюся на единстве убеждений (как сознательную солидарность), — Лавров делает вывод, что только с момента появления сознательной солидарности имеет место начало исторической жизни человечества. Только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Считая объективные методы исследования пригодными лишь для естественных наук, Лавров предлагал использовать в социологии субъективистский подход. На первый план ученый ставил не групповые формы организации социума, а личность, которая действует в обществе под влиянием субъективных побуждений, а не ориентируется на внешние факторы среды.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) придерживался во многом аналогичных взглядов. Он утверждал, что социолог не может беспристрастно строить свою науку — науку об обществе, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. Личность и общество, по Михайловскому, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности.

Будучи сторонником субъективного телеологизма Михайловский считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других, каждый обладает лишь малой частицей навыков и знаний. Специализация ведет к обеднению личности, оскудению человеческой жизни. «Специализированный» человек не существует как целостная личность, он живет во фрагментарном мире. Развитие по «органическому» пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец ноги». По мнению Михайловского, общество должно пойти по пути развития «над- органического», где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а «кооперацией простого сотрудничества».

Михайловский полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственного и справедливого. Объективизм — это позиция чистого разума, субъективизм — нравственный суд свободной воли, причем одно не исключает, а дополняет другое. Формула прогресса Михайловского включает субъективно-этический момент, поскольку справедливым и разумным считается только то, что приближает личность к ее всестороннему развитию и целостности.

 

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒



1. Понятие социологии П.Л.Лаврова. Ее задачи и методы.

Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое рещение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им в множестве работ. Вот оно вкратце.

— “Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть ее законы”. “Она ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности и процессов, совершающихся при количественном изменении этих форм”[1] [1] “Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития”.

Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. дано только там, где дана солидарность. “Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах…Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей”.[2] [2]

Таков объект социологии. Спрашивается теперь, что же нужно понимать под явлением солидарности. Вопрос этот приходится ставить потому, что термин “солидарность” принадлежит к числу самых избитых и неопределенных[3] [3]. Лавров дает ответ и на этот вопрос: “Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей”[4] [4] Иначе это “общность привычек, интересов, аффектов или убеждений”[5] [5].

Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия[6] [6].

Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии[7] [7].

Таков в основных чертах предмет изучения социологии по Лаврову.

Спрашивается теперь, с каких же точек зрения явления солидарности изучаются этой дисциплиной? Какие задания в этом отношении она ставит? Какими методами она их изучает?

Ответ на эти вопросы приводит прежде всего к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.

К любому явлению мыслитель может подходить с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения сущего (теоретической), во-вторых, с точки зрения должного (практической). В первом случае он изучает интересующие его явления такими, каковы они есть. Он ничего не порицает и ничего не восхваляет – он наблюдает, изучает, исследует явления, оставляя в стороне всякие оценки. Такова основная задача всякой науки. Во втором случае он подходит к явлениям совершенно иначе, имея определенный идеал должного или определенную цель. Здесь он выступает как субъект оценивающий.

Лавров, Пётр Лаврович

Он рассматривает, какие явления и процессы согласуются с этим идеалом, какие ему противоречат, каковы те средства, которые легче и успешнее всего ведут к реализации идеала в жизни, какие условия препятствуют этой реализации. Все согласное с идеалом или целью, все ведущее к их осуществлению – будет фактом положительным, “,благом”; все несогласное с ними или мешающее их осуществлению будет явлением отрицательным, “злом”.

Лавров ставил социологии обе эти задачи. Больше того: он сливал их воедино и считал неразрывными. Правда – Истина, с его точки зрения, неотделима от Правды – Справедливости. “Именно здесь (в социологии) приходится констатировать характеристическую особенность учения о солидарности, или социологии, от всех других наук. Она не только ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности или процессов, совершающихся при количественном и качественном изменении этих форм, но столь же неизбежно и практическую задачу осуществить эти понятия формы, во-первых, в той мере, в какой их объективное понимание делает это осуществление возможным, во-вторых, и в той, в какой они составляют субъективный элемент убеждений данной личности, усвоившей социологическое понимание. Пред развитым человеком убеждение, им усвоенное, ставит непобедимую дилемму: или ты не понял и не стремишься понять истины социологии, или общей целью твоей жизни и деятельности должно быть осуществление или подготовление тех форм солидарности, для которых ты принял объективно, что их осуществление или подготовление возможно. Понимание задач социологии не только теоретически уясняющими, но и практически обязательными обусловливает возможность суда над собственными действиями”. Раз дело обстоит так, то неизбежным выводом отсюда является так называемый “субьективный метод”, как метод дополнительный к объективному, столь же неизбежный, как первый, столь же законный и столь же плодотворный. “Объективность”, обязательная для научности исторического (и социологического) труда в одной его части, сменяется столь же неизбежною, а потому столь же научною субъективностью в другой его части. Было бы недостойно ученого исказить текст Маркса или варварства “кровавой недели”, или даже намеренно умолчать о них в виду извращения фактов; но никакие усилия быть беспристрастным не могут устранить эту неизбежность для историка оценить субъективно сравнительную важность того или другого из этих фактов, хотя бы тем приемом, что историк уделяет одному из них более места, чем другому, упоминая о них”. Эта субъективность неизбежна, по меньшей мере, в трех областях;

1) “в оценке сравнительной важности того или иного явления или элемента культуры”,

2) “в признании того или другого элемента культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи”

3) общая возможность иметь место в данную эпоху” (хотя они и не имели места в силу случайных причин)

Чисто субъективные процессы (например, психические) можно изучать объективно; и обратно, “явления вполне объективные (например, исторические и социологические) для научного их понимания требуют от исследователя определенной ступени общего личного развития, след., чисто субъективных условий, без которых это понимание невозможно”[8] [8].

Итак, резюмируем сказанное. Согласно концепции П. Л. Лаврова:

1) социология есть наука о солидарности сознательных особей, ее формах, фазисах ее развития и условиях, укрепляющих, ослабляющих и изменяющих солидарность;

2) социология ставит себе как чисто теоретические задачи, сводящиеся к познанию очерченных явлений, так и задачи практические, состоящие в выработке идеальных форм общежития, в указании средств, наиболее успешно осуществляющих их в жизни, и в самом осуществлении этих идеалов.

Правда – Истина и Правда – Справедливость неразрывны. Поскольку в области первой неизбежен и законен чисто объективный метод познания, постольку в области второй столь же неизбежен и законен субъективный метод оценки -явлений в ряде случаев, указанных выше.

Таковы вкратце взгляды Лаврова на предмет, задачи и методы социологии. Пойдем дальше и посмотрим, как развернул Лавров это определение в целую систему социологической науки.

2. Проблемы, изучаемые социологией с точки зрения П. Л. Лаврова

Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова с одной стороны, с другой – те основные проблемы, которые должны были концентрировать на себе его внимание. Раз задачей социологии является изучение солидарности, то развертывание социологической теории,- конкретное построение здания социологической науки – должно было сводиться к разрешению следующих проблем:

1) где, когда и при каких условиях возникают явления солидарности:

2) каковы основные ”морфологические формы” последней и морфологические формы соответственных обществ, каков генетически-исторический порядок смены выделенных форм солидарности:

3) какая форма из этих форм является наиболее важной для мира людей, и каково основание этой важности:

4) каковы динамические агенты (“факторы, силы”), вызывающие появление солидарности, с одной стороны, и смену ее форм, — с другой;

5) каков механизм этой смены, данный в историческом процессе, и каков предел, к которому стремится развитие форм солидарности.

Такова программа построения социологической науки, и таковы же основные проблемы, которые логически вытекали из вышеочерченного понимания социологии. И, действительно, именно эти проблемы являются главными пунктами социологии Лаврова, именно они всего усерднее разрабатывались последним, именно они составляют “становой хребет” его системы. Это не значит, что в своих социологических работах Лавров ограничился изучением только этих проблем. Напротив, сама широта и сложность их неизбежно заставляли его затрагивать десятки и сотни других вопросов, требующихся для решения первых. Но эти десятки и сотни проблем, иногда чрезвычайно интересно решавшихся П. Л. Лавровым, носят характер вопросов “вспомогательных”. Они играют роль “лесов”, хотя и ценных сами по себе, но нужных прежде всего для построения здания социологии. Последнее же образуют именно указанные вопросы, взятые в своей совокупности.


Поиск Лекций


П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

Лекция по теме: «Субъективная социология. Социологические воззрения П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского»

План

1. Субъективное направление в русской социологии.

1.1. Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.

1.2. Основные черты субъективной социологии.

1.3. Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.

2. П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

2.1. Субъективный метод.

2.2. Теория солидарности.

2.3. Теория личности.

2.4. Теория факторов социального действия.

2.5. Теория прогресса и социальной эволюции.

2.6. Критика социологической теории П.Л. Лаврова.

3. Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.

3.1. Предмет и метод социологии.

3.2. Теория разделения труда и кооперации.

3.3.

ЛАВРОВ, ПЕТР ЛАВРОВИЧ

Теория борьбы за индивидуальность.

3.4. «Герои и толпа».

3.5. Формулы прогресса.

3.6. Критика социологической теории Н.К. Михайловского.

4. Воззрения Н.И. Кареева.

4.1.

 

Субъективное направление в русской социологии.

Субъективная социология – самобытное, специфически русское направление в отечественной социологии.

Время существования: рубеж 60-70-х гг. XIX века — 20-х гг. XX века.

Другие названия:

— субъективная школа или этико-социологическое направление

— субъективный метод

— русская социологическая школа (С.Н. Южаков).

Основоположники: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков.

Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.

Интеллектуальные истоки: позитивизм О.Конта, этика Э. Канта, антропологизм Л. Фейербаха, идеология русского социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

Субъективная социология зародилась в годы героической революционной борьбы (Кареев).

Ее задачей являлось теоретическое обоснование главной цели народнического движения – перехода российского общества к социализму.

Народническая идеология Субъективная социология
представлена всем разнообразием народнической мысли научная теория как стройная система знаний со своим пониманием предмета социологии, своими задачами, с особым понятийным аппаратам и методом
это совокупность различных течений, объединенных общей большой целью с идеологией народничества ее сближает реальная социальная практика, положенная в центр ее научных разработок

Основные черты субъективной социологии.

Объект социологии – субъективный фактор, т.е. все то, что составляет содержание внутреннего мира человека.

Предмет социологии – исследование солидарности сознательных существ.

Личность – основной двигатель прогресса, субъект истории и социальных отношений.

Объективные процессы признаются вторичными в общественной жизни.

Психологизм – оперирование в объяснении общества психологическими факторами.

Социология:

Теоретическая –рассмотрение явлений с точки зрения сущего, как они есть.

Практическая –рассмотрение явлений с точки зрения должного, какими они должны быть.

Задачи субъективной социологии:

1) теоретическое обоснование цели дальнейшего развития общества, т.е. выяснение природы и закономерностей социального прогресса, изучение условий зарождения солидарности, причин ее усиления или ослабления и особенностей ее конкретно-исторических форм

2) определение средств для достижения цели: выявление законов построения справедливого общежития, включая выработку норм поведения людей и их оценку с точки зрения нравственного идеала

Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.

Заслуги:

} Пропаганда в России достижений западной науки (трудов Конта, Спенсера, Маркса).

} Глубокая критика биологизма во взглядах на общество западных ученых (органицистских взглядов Спенсера, Дюркгейма, социал-дарвинизма Гумпловича и др.): исследовать человека и общество с помощью тех же методов, что и остальную природу, нельзя.

} Предварение идей М. Вебера, Г. Зиммеля, представителей символического интеракционизма: понимание и интерпретация мотивов социальных действий.

Недостатки

} Неокантианская социология: слабое место – в слиянии науки и политики.

} Марксистская социология: критика за идеализм в трактовке исторического процесса.

} Представители других ветвей народничества (М.А. Бакунин др.): революционной силой обладают лишь массовые стихийные народные движения, а не просветительские идеалы.

} Различные социологические направления: субъективный метод слабо аргументирован и не является адекватным способом познания душевного мира человека и социальных отношений.

 

П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

Петр Лаврович Лавров (1828-1900)

Основные работы:«Очерки вопросов практической философии» (1859), «Исторические письма» (1869-1870), «Задачи понимания истории» (1898), «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903) и др.

Социология —наука, «изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящаяся открыть ее законы».

Основа социологического анализа фактов солидарности — потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективно.

Люди образуются в общества, когда они оказываются солидарными в своих интересах, привычках, обычаях, т.е. вне солидарности нет общества.

Субъективный метод.

Применяется в социологии, психологии, этике. Термин «субъективный метод» Лавров заимствовал у О. Конта и рассматривал данный метод с точки зрения антропологизма:

} Для человека, кроме осознаваемого мира, нет ничего, и человек понимает мир только через собственные способы познания. Субъективное имеет место в том случае, когда к восприятию мира примешивается наше отношение к объектам.

} Результатом применения субъективного метода будет «получение истины субъективной», т.е. зависящей от природы человека. Субъективная истина составляет содержание как человеческих эстетических и нравственных убеждений, так и содержание тех наук, которые изучают нравственные и эстетические оценки.

Социология = объективный + субъективный методы

Применяя объективный метод, социолог лишь анализирует, изучает проблемы, как они есть, безоценочно.

В рамках субъективного метода исследователь имеет определенный идеал должного (нравственный критерий), в соответствии с которым он оценивает все явления и определяет цели деятельности личности и общества.

Теория солидарности.

Солидарность — «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей».

Цель солидарности – быть «орудием борьбы за существование общества».

Виды солидарности

1) Бессознательная солидарность, или солидарность обычая:

  • это связь между особями, которая устанавливается фатально, сама собой, т.е. это продолжение животных инстинктов;
  • основание для солидарности – привычка (обычай).

2) Аффективная (прочувствованная) солидарность:

· опирается на интересы;

· это солидарность общих настроений различного рода: приподнятое или подавленное состояние духа, энтузиазм или варварство толпы и т.п.

· Виды солидарности

3) Историческая, или сознанная, солидарность:

· это «упроченное чувство близости между особями одной и той же группы»;

· основывается на личном убеждении индивидов;

· ее носитель – интеллигенция;

· лишь эта солидарность является прогрессивным двигателем истории;

· ее идеальный тип – социалистический идеал.

Смена форм солидарности – процесс взаимодействия культуры, цивилизации и мысли

Культура – это «совокупность внешних форм человеческого общежития и психических приемов», обычаев и привычек, «зоологический элемент» общества, который стремиться передаваться из поколения в поколение как нечто неизменное.

Ключевая функция культуры – приспособление особей к окружающей среде.

Только когда культура перерастает в цивилизацию, происходит адекватное человеческой природе изменение.

Цивилизациявнутренний и высший, духовный план истории, подлинно человеческое бытие, соответствующее требованиям науки, искусства, нравственности.

Сердцевина цивилизации – мысль.

Мысль«перерабатывает культуру» и тем самым ведет к усилению или ослаблению солидарности общества «путем внесения в формы его жизни большей доли сознания».

Два уровня мысли:

} Некритическая (ненормальная)

} Критическая: итог ее эволюции — выработка научно-философского миросозерцания и научной универсалистической нравственности.

Теория личности.

В вопросе о соотношении личности и общества Лавров придерживается номиналистической традиции: источником социальной динамики является личность.

«Вне личности нет никаких принципов, нет прогрессивных форм, нет прогресса вообще».

Проблему о «природе» общества Лавров решает двояко: с одной стороны, он признает за обществом сверхличностную реальность, но с другой стороны, считает, что оно не может быть внеличным, т.е.

иметь сугубо внешние для личности цели.

Общество – это совокупность социальных (культурных) форм, которые являются продуктом творчества личностей и реально существуют лишь в личностях.

=> Личности имеют право и обязанность стремиться в соответствии со своими потребностями к изменению данных форм, к замене патологических форм здоровыми.

Социально-психологические типы, или субъекты социальных действий:

1) Пасынки цивилизации – это эксплуатируемое большинство общества, лишенное благ цивилизации.

2) Дикари высшей культуры – частично цивилизованное меньшинство общества, руководствующееся модой («человек-масса»). Они только участвуют в цивилизации, составляя самое сильное препятствие прогрессу, поскольку стремятся сохранить свое привилегированной положение.

3) Интеллигенция, или критически мыслящие личности – группы личностей, «способных наслаждаться развитием», вырабатывать идеал и стремиться его воплотить. Они вносят новые ценности, постоянно борются с культурными формами, являются источником общественного прогресса. Но сами по себе отдельные личности бессильны, а поэтому они должны организовываться в группы.

Народы:

} Исторические(смогли создать в своей среде интеллигенцию)

} Неисторические(это неисторические племена и народы, не сумевшие создать солидарность, основанную на критическом убеждении (пасынки цивилизации и культурные дикари)

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий