Политическая власть

СЕМИНАР 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Власть как системообразующий фактор политической системы

Содержание

2. Основные концепции политической власти

3. Формы и механизм политической власти

4. Понятие легитимности и принцип деления власти

1. Власть как системообразующий фактор политической системы

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им есть политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она — источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, — кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”. Самым приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-нибудь или чем-либо, решающе влиять на доли, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и тому подобное.

Политическая власть — способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Большинство ученых считают, что источником власти является политическое господство, которое появляется как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть — источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше — закрепить свое господство.

Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”:

— Во-первых, политическая власть возникла раньше государственной.

— Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть — всегда политическая.

— В-третьих, государственная власть специфическая: только она владеет монополией на принуждение, правом выдавать законы и тому подобное. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами влияния: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т.д.

Государственная власть — высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат, владеет монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу . Это значит, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть — суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.

В целом проблема теоретического анализа политической власти заключается в выяснении трех вопросов:

— сущность власти (кому она служит?);

— содержание власти (в чьих руках находится?);

— форма власти (как она организована, какими является аппарат и методы ее осуществления).

Характеристика политической власти нуждается в рассмотрении вопроса о ее субъекте и объекте.

Субъект политической власти — им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мысль, что понятие “субъект власти” и “носитель власти” не тождественны. Субъект власти — это социальные группы, в первую очередь господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти — государственные и другие политические организации, органы и учреждения, образованные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое деление является относительным. Бытует и другая классификация властных субъектов. Согласно ей субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:

1. Первичным субъектом при республиканском, демократическом правлении является народ — носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородное: основными субъектами власти являются большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; не основными — небольшие этнические группы, религиозные общества и тому подобное.

2. Вторичные субъекты носителей власти — малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов и тому подобное. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных сообществ и их отношений.

Объект политической власти — это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни — экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и общество в целом.

2. Основные концепции политической власти

На сегодня в научной литературе существует свыше 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и в то же время недостаточной изученности проблемы.

Нормативно-формалистическая концепция . Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus — законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона — основной регулирующей нормы.

Органистическая концепция . Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть — это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти . Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite — лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие — высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство — основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.


В структуру современных производительных сил общества не входит (ят)

123456

(-) технология производственных процессов, (-)Производственно-экономическая инфраструктура

(-) Научное знание, (+)Отношения распределения продуктов производства.

 

Государство, власть и властные отношения составляют ядро

(-)экономической сферы (+)политической сферы(-)духовной сферы (-)семейно-бытовых отношений

 

321. К производственным отношениям относятся…

(-)отношения между поколениями (+)отношения распределения продуктов производства

(-)межличностные отношения (-)межнациональные отношения

 

Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу

называются __________________ революцией

(-) культурной, (-)Политической, (+) Технической, (-) Научной

 

333. Общество — это…

(-)совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

(+)продукт взаимодействия людей

(-)коллективное бессознательное

(-)единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех

 

334. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется…

(-)нацией (+)массой (-)народом (-)этносом

 

335. Относительно независимо от природы духовно – материальное образование, порождённое разнообразными формами совместной деятельности людей, называют…

(-)расой (-)формацией (+)техносферой (-)обществом

 

336. Общество — это…

(-)совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

(+)продукт взаимодействия людей(-)коллективное бессознательное

(-)единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех

 

337. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется…

(-)нацией (+)массой (-)народом (-)этносом

 

338. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является…

(+)семья (-)сословие (-)класс (-)народность

339. Современная производственная сила общества включает в себя:

(-)отношения потребления (-)кредитные организации (-)отношения распределения (+)научное знание

340. Социальная сфера общества включает в себя…

(+)общности людей (-)государственные структуры

(-)средства производства (-)транснациональные корпорации

 

341. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

(-)игрой (+)трудом (-)деятельностью (-)поведением

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

342. В линейно-стадиальных концепциях истории абсолютизируется ________________исторического развития

(-)повторяемость (-)многообразие формальное (+)непрерывность (-)прерывность

 

343. В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в…

(-)античной философии (+)философии Просвещения (-)средневековой философии (-)современной западной философии

 

344. В постиндустриальном обществе на первый план выходит…

(-)производство товаров массового сырья (-)сельское хозяйство (+)сфера услуг, образования и науки

(-)машиностроение и металлургия

 

345. Идея равнозначности экономических ,технических,,природных и др. условий в развитии общества,высказывают представители…

(-)географического детерминизма (-)демографического детерминизма

(-)субъективного идеализма (+)теории факторов

 

346. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса…

(-)духовное развитие человека (+)уровень развития производительных сил общества

(-)развитие научного знания (-)наличие правового государства

 

347. Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы, понимал историю…

(-)Д. Вико (+)Гегель (-)Ф.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Аквинский

 

348. К субъективному фактору исторического процесса относится…

(+)деятельность выдающихся исторических личностей(-)промысел Бога

(-)проявление исторических закономерностей (-)влияние космических излучений

349. Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах…

(-)М.Вебера (+)М.Маркса (-)О.Шпенглера (-)О.Конта

 

350. “Осевое время”, охватывающее период между 800 и 200 гг. до н.э., является, по мнению К. Ясперса…

(+)началом единой мировой истории человечества(-)переходом от модерна к постмодерну

(-)момент начала распада общечеловеческой культуры на культуры локальные (-)началом антропогенеза

 

351. Общественный прогресс связывает с достижениями науки…

(-)либерализм (-)антисциентизм (+)сциентизм (-)прагматизм

 

Основным критерием исторического развития, с точки зрения марксизма, является …

(-)духовное совершенство человечества (-)расширение человеческой свобода

(-)развитие научного знания (+)развитие продовольственных сил

 

352. Основоположником формационного подхода к истории был…

(-)М. Вебер (+)К. Маркс (-)И. Кант (-)Г. В. Ф. Гегель

353. По мнению сторонников _______ научно технический процесс способствует росту этического нигилизма

(-)либерализма (-)Сциентизма (+)антисциентизма (-)догматизма

 

354. Полное отрицание преемственности предыдущим этапом развития есть…

(-)скепцецизм (-)прагматизм (-)эволюционизм(+)нигилизм

 

 

355. Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXIв. был выдвинут…

(-)Сорокиным (-)О.Шпенглером (-)Н.Данилевский (+)С.Хантингтоном

 

356. Техническая революция ,связанная с использованием силы пара и электричества ,называется …

(+)промышленной (-)биотехнологической (-)неолитической (-)информационной

 

356. Традиционное общество это…

(+)доиндустриальное общество (-)массовое общество (-)восточное общество (-)информационное общество

 

357. Утрата объектов или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется…

(-)круговоротом (+)регрессом (-)случайностью (-)прогрессом

 

Ученые, которые за основу периодизации истории не брали географическую. Среду — это

(+)Т. Мальтус (+)А. Тойнби (-)Фома Аквинский (-)Ш. Монтескье

 

359. Цивилизационный подход к истории предполагает …

(-)европоцентризм

(-)установление общих закономерностей развития общества

(+)признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

(-)деление истории на формационные этапы

 

360. Э. Тоффлер предложил футурологическую модель…

(-)«закат Европы» (-)«массового общества» (+)«третьей волны» (-)«столкновение цивилизаций»

 

Эсхатология – это

(-)учение о сознании (+)христианское учение о конце истории (-)учение о познании (-)философское учение о первоначалах мира

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

В плюрально-циклических концепциях истории абсолютизируется

(-)непрерывность исторического развития (-)идея прогресса

(+)прерывность развития(-)единство мировой истории

 

Вторая половина 20 века-это время развертывания революции.

(-)неолитической (+)научно-технической(-)промышленной (-)биотехнологической

 

364. Масса в постиндустриальном обществе….

(+)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

(-)формируется с помощью коммутативных технологий

(-)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

(-)предполагает обязательный личный контакт индивидов

 

Мировая история в целом есть

(-)простая последовательность событий

(-)процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социо исторических организмов

(-)лишь теоретическая конструкция

(+)процесс возникновения, развития и гибели множества социо исторических организмов

 

366. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

(-)К.Маркс (-)К.Ясперс (+)Д.Белл(-)Н.Беодяев

 

367. Особенностью современного научно-технического прогресса является…

(-)широкое использование электрической энергии (+)создание новых технологий на базе научной теории (-)массовое машинное производство (-)автоматизация производства

 

368. Современная футурология анализирует перспективы…

(-)развития общечеловеческих ценностей (-)сближение мировых религий

(+)технологической революции (-)введения мировой валюты

 

369. Современный этап в развитии культуры …

(-)расцветом локальных культур

(+)созданием глобальной коммуникационной сети

(-)медленными темпами смены систем ценностей

(-)отсутствием опоры на традиции

 

123456



Похожие главы из других работ:

Власть как социальный феномен

2. Власть как один из способов организации общественных отношений и форм социального регулирования. Концепция власти

Итак, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле…

Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь

1.1 Власть как общественное явление. Понятие и происхождение политической власти

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «судебная власть»…

Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь

1.2 Структура политической власти. Механизмы функционирования политической власти

Как любое отношение, определенное взаимодействие политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне — властвующие, их принято обозначать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган…

Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа главы муниципального образования

1.2 Формирование имиджа властных структур

Управление на муниципальном уровне осуществляется через муниципальные органы власти. Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти…

Отличительные признаки политической власти

4. Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе

В современных российских условиях для политической власти характерны следующие тенденции. Первая из них заключается в усилении интенсивности процессов демократизации. Они проявляются в замене форм власти…

Политическая борьба и формирование властных институтов в еврейском государстве в эпоху Давида и Соломона

2. Политическая борьба и формирование властных институтов в эпоху Давида

давид соломон властный институт Если учитывать сведения из еврейских летописей, то войны Давида с филистимлянами можно объяснить и как политическую и как династическую борьбу за передел территорий Палестины…

Политическая власть

Глава 1. Понятие политической власти, основные подходы изучения политической власти

Политическая власть и механизм ее функционирования

2.1 Понятие политической власти

Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах…

Политические партии в России

§2. Понятие политической партии и особенности ее положения в политической системе России

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти…

Понятие власти. Специфика политической власти

1. Понятие власти. Специфика политической власти

Власть занимает центральное место в политической науке.

Политическая власть (стр. 1 из 3)

В современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций…

Понятие и виды власти

Глава 1. Понятие власти. Структура и признаки политической власти

Понятие и виды власти

1.1 Понятие власти. Специфика политической власти

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях…

Понятие легитимности власти. Разница понятий легитимность и легальность власти

1. Понятие «власть» и сущность политической власти

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии»…

Ресурсы власти

5. Проблема использования и контроля ресурсов политической власти в политической практике

Контроль над ресурсами политической власти создает для субъекта, обладающего ими, потенциал власти. Власть данного субъекта как непосредственный результат обладания соответствующими ресурсами политической власти обнаруживает себя…

Средства массовой информации в политической жизни современного общества

2. Средства массовой коммуникации в системе отношений общества и власти история

Без коммуникации общество являло бы собой скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество…

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы.
2.Легитимность власти.
3.Разделение властей как теория и принцип.

I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны.

Политическая власть

В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
(к содержанию)

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Совет 1: Что такое политическая власть

Политика (от греческого «искусство управлять государством) – 1) сфера властных отношений, т.е. отношений по поводу власти, её организации, распределения между различными группами интересов, выработки направления деятельности государства и его институтов; 2) способ организации общественной жизни с целью интеграции разнородных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества;

3) деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

Политикав узком смысле слова – наука о способах достижения государственных целей; в более широком смысле – деятельность людей, наделенных обществом соответствующими полномочиями для принятия и проведения в жизнь решений в интересах членов общества.

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы:

  1. Определение целей, задач, путей развития общества.
  2. Организация общества по достижению поставленных целей.
  3. Распределение материальных и духовных ресурсов.
  4. Согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса.
  5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

  6. Обеспечение безопасности и стабильности общества.

Власть– способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Признаки политической власти:

  1. Легальность использования силы в пределах государства.
  2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти.
  3. Публичность, т.е. всеобщность и безличность.
  4. Моноцентричность. Наличие одного центра принятия решений.
  5. Многообразие ресурсов.

Лоббизм – деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций и групп, и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц, с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.

Легитимность власти – признание власти большинством населения, выполнение гражданами её решений, распоряжений.

Три типа легитимного господства:

1)Традиционное – обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и святость существующих традиций. Традиционные нормы имеют обязательную силу по отношению, как к населению, так и к правящей элите.

2)Легальное господство основывается на признании добровольного установления норм, регулирующих отношения власти. При таком типе законам подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Проводником основных принципов легального господства является бюрократия. Наиболее полно легальное господство воплощено в правовом государстве.

3) Харизматическое господство опирается на авторитет личности, которой приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованная Богом, природой, Судьбой.

Государство— основной институт политической организации и политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов; определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Только государство имеет монопольное право на легальное насилие, на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.

Теории происхождения государства:

  • Теологическая теория – согласно которой, возникновение государства – промысел Божий. Обосновывали эту теорию Фома Аквинский, Франциск Ассизский. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть «от Бога».
  • Патриархальная теория – автором является Аристотель. По мнению автора, государство возникло в результате разрастания семей, в процессе которого семья разрастается в род, род – в племя, а племя эволюционирует в государство.
  • Договорная теория – авторами являются Т.Гоббс, Дж. Локк. Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а конкретное состояние общества. Таким образом, договорная теория рассматривала государства как искусственный продукт сознательной деятельности людей.
  • Классовая теория – по мнению автора данной теории К.Маркса, государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном уровне достигли такого развития, что привело к появлению прибавочного продукта. Прибавочный продукт давал возможность знати сосредоточить в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслоилось на имущих и неимущих. Чтобы поддерживать господство одного класса над другим, был необходим специальный аппарат принуждения. Им и стало государство.

Признаки государства:


⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 94 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Власть – это одно из фундамен­тальных начал человеческого общества, которое существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Власть выступает одним из способов организации общественных отношений, одной из форм со­циального регулирования. Власть и политика неразделимы и взаимоо­бусловлены. Власть, несомненно, представляет собой средство осу­ществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных ас­пектов политической жизни общества. Иначе говоря, политика оказы­вается причиной власти, власть – причиной политики.

В общесоциологическом плане властьэто доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельно­го человека, социальной общности, политического института), то есть способность и возможность управлять и распоряжаться действиями других лю­дей, подчинять их своей воле. Это волевое отношение между людьми.

Почему один человек подчиняется другому? Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Другой человек может быть или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником и имеет право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчине­ния одного человека другому лежит неравенство: неравенство естес­твенное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.д.). Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия. Власть же, основан­ная на социальном неравенстве, утрачивает персонифицированную форму и является социальным институтом.

Сила любого социального института, института власти заклю­чается в том, что нормы всегда подкрепляются санкциями в отноше­нии тех, кто не соблюдает предписанные правила. Санкциями могут быть моральное осуждение, порицание, наложение какого-либо взыс­кания, наконец, воздействие силой. Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним уп­равлять, а другим подчиняться, когда вводятся санкции по отноше­нию к тем, кто нарушает эти правила.

Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской (власть отца), экономической (власть денег), религиозной (власть церкви), военной (власть армии) и т.д. Если экономическая, правовая, семейная, военная власти регулируют какие-то отдельные стороны человеческой жизни, то политическая пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Политическая властьэто реальная способность определенной со­циальной группы, индивида проводить свою волю в политике и право­вых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов с помощью закона, авторитета и принуждения.

Важно показать, что политическая власть должна обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем, утверждать право как основу общественных отношений, выпол­нять хозяйственно-созидательную функцию.

Основными признаками политической властиявляются:

· отношения господства-подчинения, связанные с возможностью применения санкций;

· авто­ритетность (влияние силой нравственного воздействия и убеждения);

· наличие системы социальных интересов людей (требований людей к объективным условиям своего существования);

· наличие аппарата уп­равления (совокупность механизмов и средств управления);

· учет со­циального опыта и традиций.

· общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет на это право.

Таким образом, политическая власть есть организа­ционное и регулятивно-контрольное средство или способ существова­ния политики. Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Атрибутами(постоянными, неотъемлемыми свойствами)власти являются:

· дееспособность –реальная возможность управлять обществом;

· принудительность – принуждение и возможность наказания;

· целенаправленность –наличие определенных целей и активной деятельности в их достижении;

· регламентированность – система регламентаций, т.е. узаконений, уложений (Конституция, законы, традиции и т.д.);

· легитимность – правомочность власти. В политологию этот термин ввел М.Вебер, который утверждал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке;

· легальность – деятельность власти на основе существующих и последовательно принимаемых законов, на основе всеобщего согласия;

  • политическое влияние –авторитетность власти, основанная назаконе и доверии. Авторитетная политическая власть – более стабильная норма влияния власти, по сравнению с принудительным влиянием. Результатом действий авторитетной политической власти выступает дисциплинированность членов общества и высокая эффективность принимаемых политических решений;
  • эффективность –способность политической власти удовлетворять интересы граждан, обеспечивать необходимое количество материальных и духовных благ, их качество. Существует определенная взаимозависимость между эффективностью, авторитетом и легитимностью.

Функциями политической властивыступают:

· формирование политической системы общества;

· организация политической жизни общества;

· организация политических отношений (отношений между государством и обществом, общественными группами и классами, политическими институтами, партиями и т.д.).

Власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.

Формами проявления власти являются:

1. Господство– расчленение общества на господствующие и подчиненные группы и выделение, обособление особого аппарата управления.

2. Руководство– осуществление своей воли прямым или косвенным воздействием на руководимые объекты.

3. Управление– непосредственное воздействие хозяйственных, государственных, общественных и иных организаций на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.

Различия между руководством и управлением состоят в следующем:

  • руководство может осуществляться социальной группой, партией, а управление – профессиональным аппаратом;
  • руководство может осуществляться косвенным путем, а управление –только непосредственным.

4. Организация– создание упорядоченности в деятельности и объединение людей, которые осуществляют совместную деятельность.

5. Контроль– система наблюдения и проверки выполнения воли одних людей другими. Контроль подразделяют на формальный, осуществляемый главным образом государственными учреждениями, и неформальный, обычно это общественное мнение.

Что представляет собой сильная власть? Сила власти выражается в духовно-государственном авторитете, в ее уважаемости, в признании ее достоинства, в ее способности импонировать гражданам, быть волевым центром страны.

Одно из наиболее распространенных обыденных представле­ний о власти – понимание ее как принуждения. Да, власть требует подчинения. Но люди, выполняя требования власти, не жертвуют своей свобо­дой. Они вместо того, чтобы быть игрушкой стихийных сил, подчиняются самим се­бе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Нередко власть понимается как насилие. Это неправомерно, поскольку опора на на­силие свидетельствует об ущербности власти, а не о ее силе. Власть имеет смысл единства силы и авторитета. В действительнос­ти существует множество иных способов ненасильственного властно­го влияния. Важно выделить средства или методы власти.

Человечество за всю историю своего существования выработало только два основных метода воздействия: метод принуждения и метод поощрения.

Методы политической власти также разделяются на эти два вида и включают в себя:

· право;

· авторитет;

· волю;

· принуждение;

· контроль и управление;

· убеждение;

· наси­лие;

· внушение;

· поощрение и др.

Чем выше стабильность и порядок, управляемость общества, тем в большей мере применяются методы ненасильственного, добровольного характера.

Далее рекомендуется охарактеризовать различные виды власти, выделяемые на основе критерия функций власти:

· экономическую;

· политическую;

· гражданскую;

· семейную;

· духовную;

· государственную;

· военную;

· лич­ную власть.

Особенно следует отметить взаимосвязь и взаимовлия­ние политической и экономической власти в обществе.

В основе эко­номической власти лежат способ производства и отношения собствен­ности, ее различные формы, а следовательно, материальные ресурсы, богатство, которые являются мощным средством не только удовлетво­рения экономических потребностей социальных групп, личности, но и рычагом воздействия на политическую власть.

Следует остановиться на характеристике военной власти. Она базируется на жестких отношениях между людьми, что придает ей дисциплину и порядок. В силу этого в экстремальных си­туациях политическая власть вынуждена использовать военную для наведения общественного порядка.

Выделяются также различные типы и виды власти по ряду других объективных критериев:

· по степени институционализации выделяется правительственная, школьная, городская власть и др.;

· по субъекту власти – классовая, партийная, народ­ная, президентская, парламентская;

· по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть одной груп­пы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);

· по социальному типу правления – монархическая, республикан­ская;

· по режиму правления – демократическая, авторитарная, тота­литарная, бюрократическая.


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 757 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Добавить комментарий