Положение россии по отношению к другим странам

Географическое положение России

 

  1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).
  2. Геополитическое положение России.
  3. Транспортно-географическое положение России.
  4. Оценка РФ на макро уровне.
  5. Геополитические приоритеты на современном этапе.

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км2).

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точкаматерика – на гребне главного Кавказского хребта – 41012 северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

2. Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район (—).
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

3. Транспортно-географическое положение России.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

4. Оценка РФ на макроуровне.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

  • “Макро уровень” — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.
  • “Мезо уровень” — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).
  • “Микро уровень” — положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

  • Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
  • Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
  • Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).
  • Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
  • Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

 

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам, с которыми он так или иначе взаимодействует. У любого географического объекта есть его географическое положение. То есть географическое положение может быть описано для страны, региона, природного комплекса, материка, парка и др.

У каждой страны есть границы с другими странами. Количество соседних стран, протяженность границ с ними, вид границы (сухопутная, морская, речная) являются важной составляющей описания географического положения страны. Кроме того рассматриваются не только непосредственно граничащие страны-соседи, но и страны, находящиеся через одно и более государств. Поэтому выделяют соседей 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка.

Так, например, Россия непосредственно граничит с 16-ю государствами. Самая протяженная граница у нас с Казахстаном. Далее идут Китай, Монголия, Украина, Финляндия, Белоруссия и другие. С Японией и США у России только морские границы.

Чем больше у страны соседей, тем лучше для ее развития, т. к. это позволяет устанавливать разнообразные социально-экономические связи.

Географическое положение — это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения.

Насколько нам повезло: плюсы и минусы географического положения России

В каждом виде дается акцент на конкретной особенности.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам.

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития.

Геополитическое положение — это оценка отношений с другими странами, в основном безопасности. Описание геополитического положения отвечает на вопрос, являются ли отношения с другими странами дружескими или вражескими.

Транспортно-географическое положение описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран.

Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.

1.1 Характеристика экономико-географического положения России

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются:

  • транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;
  • промышленно-географическое — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;
  • агрогеографическое — положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;
  • рыночное (или сбыто-географическое) — положение относительно рынков сбыта продукции;
  • демографическое (или демогеографическое) — положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
  • рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и туризма.

Экономико-географическое положение России — это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение. Компоненты экономико-географического положения — транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовались тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской — в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский (XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран.

Географическое положение России, размеры территории, государственные границы.

Россия фактически вернулась к границам XVII — начала XVIII в.

Россия (Российская Федерация) — самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток.

Протяженность России с запада на восток — 9 тыс. км. Крайняя западная оконечность находится недалеко от г. Калининграда (19о38’ в.д.), а крайняя на материке восточная точка — мыс Дежнева (169о40’ з.д.). Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).

Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к западному полушарию.

Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км. Северная материковая оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр (77о43’ с.ш. и 108о14’ в.д.). Самая же северная точка РФ (81о49’ с.ш.) расположена на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта (41о12’ с.ш.).

Здесь же, на Кавказе, расположена самая высокая точка РФ — г. Эльбрус (5642 м.)

Протяженность территории России обусловила и разнообразие рельефа: европейская часть страны имеет совсем иной вид, чем азиатская, велики и различия по регионам. 70% России занимают равнины, среди которых особенно выделяются Восточно-Европейская равнина (в пределах которой встречаются небольшие, до 250-400 м., возвышенности) в западной части России, и Западно-Сибирская равнина — к востоку от Урала. Разделены они Уральским хребтом, большую часть которого составляют горы высотой 800-1200 метров. Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, расчлененное густой сетью речных долин. Горные области с сильно пересеченным рельефом преобладают на востоке (Алданское нагорье, Верхоянский хребет, Становое нагорье) и на юге республики (Северный Кавказ, Алтай, Саяны и др.), а также вдоль тихоокеанского побережья.

Рельеф напрямую связан с геологическим строением земной коры, которое также является весьма неоднородным. Так, Восточно-Европейской равнине приблизительно соответствует Русская, а Западно-Сибирской — Сибирская платформа. Между ними расположена более молодая Урало-Алтайская платформа, образовавшаяся в палеозое. С юга к Русской платформе примыкает более молодая область Северного Кавказа, для которой характерна весьма значительная сейсмическая активность. К востоку от Сибирской платформы расположена Приморско-Чукотская область, имеющая мезозойское складчатое основание. Это — молодая по геологическому времени область с преобладанием возвышенностей.

Горным районам Камчатки и Тихоокеанского побережья соответствуют пояса новейшей складчатости и вулканизма, что обусловило сейсмическую и вулканическую активность региона и наложило существенный отпечаток на всю жизнь Камчатки и Дальнего Востока. Стоит отметить, что геотермальные источники, напрямую связанные с вулканизмом, представляют солидный резерв дешевой энергии.

 

.

В макрорегионах США

Ход работы:

  1. Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, атлас (стр. 40 — 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:

 

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

  1. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.

 

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2.Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |


Реферат: Политико-географическое положение России

Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:

1) территориально расширилось геополитическое влияние США;

2) расширился блок НАТО;

3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;

4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) снизился военный потенциал России.

В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.

Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:

— транспортно-географическое положение;

— промышленно-географическое положение;

— рыночное положение;

— демографическое состояние;

— рекреационно-географическое положение.

По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.

Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.

В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:

1) 21 республику;

2) 6 краев;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономная область (Еврейская);

6) 10 автономных округов;

7) 1867 районов;

8) 1091 городов;

9) 329 городских районов;

10) 1922 поселков городского типа;

11) 24444 сельских администраций.

Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.

Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.

В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:

1) Центральный округ – Москва;

2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;

3) Приволжский округ – Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;

5) Уральский округ – Екатеринбург;

6) Сибирский округ – Новосибирск;

7) Дальневосточный округ – Хабаровск.

Причинами социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в. в России являются большие расходы на содержание армии и военизированных формирований, значительные внутренние и внешние долги, война в Чеченской республике, ошибки в проведении экономических реформ и отток капитала за границу. В результате сократился в два раза объем ВВП страны, в 2,5 раза – объем промышленного производства, на 1/3 – уровень производительности труда, в 1,3 раза – объем сельскохозяйственного производства. В стране сократился уровень жизни и усилилось расслоение населения по доходам.

В наибольшей мере от экономического кризиса пострадали старопромышленные отрасли европейской части России, где наибольший удельный вес занимают отрасли обрабатывающей промышленности.

К положительным элементам экономических реформ можно отнести:

— появление новых форм собственности;

— внедрение рыночных отношений;

— закрытие нерентабельных производств;

— сокращение объемов производства ВПК;

— сокращение численности вооруженных сил.

Социально-экономический кризис отразился на уровне социально-экономического развития России.

Для оценки уровня социально-экономического развития используют ряд показателей. К ним относят:

1) величину ВВП;

2) уровень производительности труда;

3) уровень потребления на душу населения;

4) отраслевую структуру хозяйства;

5) удельное топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкость экономики.

6) уровень образованности населения;

7) среднюю продолжительность жизни в регионе.

Российская внешняя политика в конце XX в. стала более определенной, нацеленной на перспективу и учитывающей геополитические факторы. Но остаются серьезные проблемы, связанные с возможностями ее реализации. Они обусловлены такими обстоятельствами, как: несовпадение представлений в нашей стране и за рубежом о будущем России, в т.ч. о ее позициях в миропорядке; риски новой изоляции страны; появление альтернативных геополитических моделей, не учитывающих или ущемляющих интересы нашего государства.

Для реалистической оценки возможностей российских геополитических проектов, заложенных во внешней политике страны во второй половине 1990х годов, нужно еще раз проанализировать особенности современной ситуации. Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменениями в мировом геополитическом порядке, геоэкономическими процессами. После распада СССР геополитический статус России снизился. На постсоветском пространстве, не исключая и части территории самой РФ, начали утверждаться внешние центры силы. Дезинтеграционные процессы поставили под вопрос геополитическую субъектность России.

Нынешнее политико-географическое положение нашей страны в мире может рассматриваться с двух точек зрения. В первом случае Россия оценивается как географический центр глобальной системы (хартленд) и интеграционное ядро Евразии. Распространено и представление о России как о своеобразном «мосте» между Европой и Азией (это имеет и философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о «посреднике» между Западом и Востоком).

Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал центра Евразии, но с ограниченными возможностями использования, что ведет к ее превращению в региональную державу с тенденцией к дальнейшему снижению — геополитического статуса. Экономическая слабость (по данным ИМЭМО на 1998 г., наша страна производит лишь 1,7% мирового ВВП), отсутствие государственной воли и общественного консенсуса по поводу путей развития не позволяют реализовать модель хартленда в ее новой трактовке: Россия как интеграционное ядро Евразии.

Качественно изменяется геополитическая структура постсоветского пространства, которое теряет свой изначальный «россоцентризм». СНГ, куда входят все бывшие советские республики, кроме трех балтийских, действует очень неэффективно. Главные факторы, сдерживающие его распад, — зависимость многих постсоветских государств от российского топливного сырья, другие экономические соображения, в меньшей мере — культурноисторические связи. Однако как геополитический и геоэкономический центр Россия явно слаба. Тем временем с постсоветскими республиками активно взаимодействуют европейские страны, в особенности Германия, Турция с ее попытками восстановить единство тюркского мира «от Адриатики до Великой Китайской стены», Китай (Центральная Азия), США (Прибалтика, Украина, Грузия) и др. На статус новых региональных держав претендуют Узбекистан и Украина, в которой западные геостратеги видят естественный противовес России и ее «имперским амбициям» относительно территорий бывшего СССР (идея Бжезинского).

Постсоветские государства включаются в целый ряд геополитических союзов, альтернативных СНГ (европейская, тюркская, исламская и другие виды интеграции). Их роль недооценена в России, где еще сильно убеждение, что «никуда они от нас не денутся». На границах РФ возникают новые региональные системы сотрудничества. В некоторых из них она принимает посильное участие — балтийская, черноморская, каспийская, азиатскотихоокеанская системы, но в ряде случаев объединение идет без ее присутствия.

Активно взаимодействуют страны Центральной Азии. Здесь регулярно проходят встречи «тройки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и «пятерки» (те же плюс Туркмения и Таджикистан), формулирующих свои особые интересы. Как альтернативу СНГ в данном регионе рассматривают собственный Центральноазиатский союз, тюркскую интеграцию (включая Турцию) или в объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Характерное событие — встреча в Душанбе (декабрь 1999 г.) глав правительств Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, посвященная развитию Центральноазиатского сообщества в XXI в.

Важное геополитическое явление — консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (объединение названо ГУАМ); в 1999 г. к процессу присоединился Узбекистан (отныне — ГУУАМ). Этот блок задуман как геополитический противовес российскому влиянию в постсоветском пространстве. Здесь очень активна Украина, чьи руководители неоднократно обменивались визитами с главами стран, составивших ГУУАМ. Официальный Киев при поощрении Запада пытается играть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает: в Восточной Европе идеи союза любой конфигурации, но без России, — это, как правило, проекты союза против России, значит, перспективы воссоздания средневекового БалтоПонтийского пояса («санитарного кордона» вдоль западной ее границы) должны вызывать у нашего государства озабоченность.

Уже решается важная задача преодоления странами СНГ транспортной зависимости от России. Например, центральноазиатские государства «прорубают окно» к Индийскому океану. Построена железная дорога Теджен — Серахс — Мешхед, соединяющая Туркмению с Ираном, что дает странам региона выход к этому океану (что в перспективе полезно и России, особенно в случае строительства транспортного коридора «Север — Юг» по относительно короткому маршруту казахский Ералиев — Красноводск — Кизыл56 Атрек — Иран). Рассматриваются варианты альтернативной коммуникационной оси, соединяющей Туркмению и Узбекистан через Афганистан с Пакистаном. Реанимирована идея Великого шелкового пути (ВШП), который почти полностью выводит южных соседей РФ изпод ее влияния на коммуникации. Маловероятно, что через Россию будет осуществлен транзит каспийской (азербайджанской) нефти: многообещающими сейчас считаются нефтепроводы, выходящие в Грузию (Супса) и Турцию (Джейхан). Только экспорт нефти из Казахстана может идти через порт Новороссийск. Кроме того, закономерно и введение Туркменией виз для россиян. Повод к таким акциям дала сама наша страна, обвинив Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских сепаратистов и инициировав процесс установления визового режима с этими странами.

Фактически это означает их выход из СНГ.

В итоге участники СНГ «разбегаются», переориентируясь на другие геополитические центры. Лишь ось Москва — Минск остается геополитически устойчивой: она скрепляет единство Евразии на пророссийском базисе и препятствует созданию БалтоПонтийского пояса. Россия явно идет по пути к утрате геополитической роли центра Евразии. Исходя из этого обстоятельства, многие западные исследователи уже полагают, что основные глобальные процессы определяются отношениями Америки, Европы и АзиатскоТихоокеанского региона (АТР).

Добавить комментарий