Понятие социальное в социологии

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria — высказывание; признак) (филос.) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» [228. С.558]; «Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

— «общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

— собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

— категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)»

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59. С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные . Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком — как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности»


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2500 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Понятие социального факта в социологии ввел Эмиль Дюркгейм. Методология Дюркгейма основана на социальном реализме, суть которого в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая автономна по отношению к другим видам реальности, развивается по своим собственным законам и первична по отношению к индивидуальной реальности.

Общество живет по своим законам, которым индивиды подчиняются. Мы входим в мир, социализируемся, адаптируемся. Социальная реальность является первопричиной сознания, действий индивида.

По Дюркгейму социальные факты нужно рассматривать как вещи, так как они внешние по отношению к индивиду и оказывают принудительное воздействие на индивида.

Социальные факты – это факты материального характера (общество, его социальные структуры и морфологические компоненты- характеристики общества; это есть, это можно измерить и посчитать) и нематериального, духовного характера (мораль, ценности, нормы, установки, коллективное сознание, коллективные представления, верования).

Для изучения социальных фактов использовать объективные методы, аналогичные методам естественных наук (наблюдение и эксперимент).

Социология

Задача социолога при этом исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов.

Материальные и нематериальные факты находятся во взаимной зависимости. Чтобы изучить нематериальные социальные факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты, непосредственно влияющие на первые и отражающие их природу.

Социальный факт – это объективно существующее событие, свойство, отношение, связи социальной реальности и процессы их измерения. Это элементарное обобщение конечного множества признаков социального явления.

Это изучение социальной реальности и последующие выводы из этого изучения. Явления действительности называются жизненными фактами. То есть одно мнение – это жизненный факт, а общность мнений, систематизированная – это социальный факт. Жизненный факт превращается в социальный через изучение, обобщение и интерпретацию, то есть проводится научное изучение и объяснение. Но социальный факт – это истинное знание для дальнейшего теоретического осмысления жизни общества.

Ядов. Логическая последовательность действий при установлении социальных фактов (см. схему).

Эта логика установления социальных фактов присуща классической социологии, цель которой обнаружить объективную природу изучаемого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы из схемы:

  1. Научному описанию и обобщению подлежат массовые социальные события, которые относятся к общественно-значимым актам индивидуального или группового поведения и к другим продуктам деятельности людей.
  2. Обобщение массовых событий производится, как правило, статистическими средствами, что не лишает статуса социальных фактов единичные события особой общественной значимости.
  3. Описание и обобщение социальных явлений осуществляется в научных понятиях и, если это понятие социологического знания, то соответствующие социальные факты называются фактами социологическими.

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч.

Понятие социального в социологии. Социология об обществе как целостном организме.

kategoria — высказывание; признак) (филос.) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» [228. С.558]; «Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

— «общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

— собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

— категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)»

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59.

С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные . Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком — как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни.

Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности»


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2501 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Понятие «социальное» в широком смысле расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношении,т.е. к обществу в целом (тождественно понятию «общественное»); 2) в узком смысле – имеющее отношение лишь к социальной сфере общественной жизни, в которой осуществляется сохранение и воспроизводство человеческой жизни.

Социальное, с точки зрения российского социолога Г.

В. Осипова – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Понятие «социальное»

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые  характеризуют специфику социального.

Во-первых, это  общее свойство, присущее различным  группам людей и являющееся результатом  их взаимоотношений.

Во-вторых, это  характер и содержание отношений  между различными группами людей, находящихся  в зависимости от занимаемого  ими места и от той роли, которую  они выполняют в различных  общественных структурах.

В-третьих, это  есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся  в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы  к социологическому анализу. При  социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два  подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Социальное  – ключевая категория, в научной литературе понимается как:  
1) Совокупность отношений данного общества, объединенных в процессе взаимодействия индивидов и групп, совокупность общественных отношений, экономических, политических и других (понятие «социальное» в данном понимании близко к понятию общественное).
2) Социальное – эта одна из сторон общественной жизни, в данной трактовке понятие социальное было введено К.Марксом. При анализе общества, Маркс использовал два термина: А) Общественный – характеризует общество в целом, во взаимодействии его сторон. Б) Социальный, или социальные отношения, данное понятие раскрывает природу отношений людей друг к другу, их отношений к факторам и условиям жизни, обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», под которым понималось взаимодействие идет в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.)  
3) В отечественной, марксисткой социологии ряд ученых отождествляет понятие «общественное» и «социальное», объектом социологии рассматривается гражданское общество, в последствии и этот объект (т.е. социальные связи и отношения), был утрачен.
4) В западной социологии (Западная Европа и США), где особое развитие у прикладной социологии, понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский и английский), понятие «социальное» — производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.
5) В отечественной науке отсутствие четких разграничений общественное и социальное, связано с языковыми традициями, т.к. в русском языке обычно используются термины «общественное» и «гражданское». Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой.

Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.

Свойствами  социального являются:  
1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.
2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.
3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.
4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

Поиск Лекций


Термины по теме «Социальная сфера»

Термины «Человек и общество»

Общество — сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества — развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

Революция — коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Реформа — Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

Цивилизация — локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Социализация — процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Агенты социализации — люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра — деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

Самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).

 

 

Термины по теме «Социальная сфера»

Малая группа — немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

Страта — общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

Социальный статус — положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

Социальная роль — закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

Cоциальная мобильность — изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

Этнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

Род — Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

Племя — группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

Народность — историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

Нация — крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

Семья — социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

Конфликт — противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Обычай — правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

Традиции — элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

Межличностные отношения — отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

Социальная стратификация — понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

Рабство — форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

Клан — родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

Каста — замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Класс — социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

Демография — наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.

Люмпен- (-пролетариат) (от нем.

Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности).

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.

Девиация (от позднелат. deviatio — отклонение) — отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Дееспособность — способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

Делинквентность (от лат. delinquens — совершающий проступок) — В социологии и юриспруденции обозначение уголовно наказуемых деяний.

Диаспора (от греч.

Основные категории социологии. Понятие «социальное»

diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения.

Институт социальный (от лат. institutum — установление, учреждение) — приспособительное устройство общества для удовлетворения его важнейших потребностей; регулируется сводом социальных норм.

Миграция (лат. migratio — перехожу, переселяюсь) — перемещение, переселение людей из одного места в другое. Делится на внешнюю — из страны в страну (эмиграция, иммиграция), внутреннюю (из деревни в город, из района в район и др.), временную, сезонную и Т.П.

Многопоколенная семья — семья, включающая детей, родителей и прародителей.

Нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро) — семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).

Социальное — общественное, порожденное взаимодействием больших масс людей.

Социальное расслоение — процесс (и его результат) образования слоев среди населения.

Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Цивилизация — 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству», 2) высший этап развития человечества, 3) культурно-географическое образование, например восточная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизация, охватывающая планету.

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

СОЦИАЛЬНОСТЬ

пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объ-ему с содержательной и функциональной «нагруженностью» терминов «история», «культура» и т.п.; 2) относимо к предметностям классической и неклассической социологии; 3) отражает взаимообусловленность индивидного («атомарного», «ядерного») бытия людей, с одной стороны, и над-индивидуальных структур социальной статики и социальной динамики — с другой. Неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования /читай: совместное, коллективистское по форме воспроизводство дискретной социальной реальности. — А.Г./ конституирует амбивалентность социально-гуманитарного познания. В границах последнего различимы познание социального (анализ общественных структур и закономерностей различной степени общности, т.е. опосредованно-общественного) и гуманитарное познание (конкретно-индивидуальное описание феноменов социальной жизни, т.е. непосредственно-личного).

В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) центрированной на репертуары «стягивающего» взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм С. была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний 20 ст. (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.).

Понятие «социальное» и его изучение в социологии

А.А. Грицанов

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

СОЦИАЛЬНОСТЬ

это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности(взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

В научных трудах К.Маркса и Ф.Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия «общественный» и «социальный». Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической, когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях». Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общество, традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития, социологии было введено понятие «социетальное», используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений. В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитие социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по биосоциологии

СОЦИАЛЬНОСТЬ

(франц. — sotcio) — общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни. Общее понятие пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объему с содержательной и функциональной насышенностью терминов “история” и “культура”;

2) относимо к предметной области классической и неклассической социологии;

3) отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной реальности — с другой. В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) совокупность взаимосвязей и взаимодействий людей. социальность — несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием; Именно социальность определяет фундаментальную, отличительную особенность общества, всех его систем, уровней, социальных структур, слоев, классов, индивидов, групп и общностей и отличающихся общественным характером взаимосвязей и взаимозависимостей жизнедеятельности людей. Она воплощает в себе общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. В социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любом его части (в экономике, политике, культуре и т.д), на любом этапе его развития. В классических своих трактовках социальность выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов; б) противостоящей им (как коллективистское начало); в) центрированной на репертуары “стягивающего” взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм социальности была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний прошлого века (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.).

Оцените определение:

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Добавить комментарий