Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в

Понятие постмодерна. Основные концепции культуры постмодернизма. Стили и направления.

123

Вопрос №9

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве.

Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.

Стили постмодернизма:

· Хай-тек —(англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

· Деконструктивизм —направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

· Бионика (био-тек) — название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Направления постмодернизма:

· Поп-арт — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления

· Оп-арт –или «Оптическое искусство» художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

· Концептуализм —литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

· Перфоманс —форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

· Хеппенинг —форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.

· Флюксус —международное арт-движение 50-х—60-х годов, значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. Это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип — абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр.

· Бодиарт —одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

· Гиперреализм (фото-реализм) —течение в современном искусстве (живописи, скульптуре и кинематографии) второй половины XX – XXI века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения.

· Паблик арт — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

· Стрит-арт —направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия

· Лэнд-арт —направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом

· Кинетическое искусство —направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства.

· Видео-арт —направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.

· Акционизм —форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.

· Нео-поп-арт —направление, возникшие в 80-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм. Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени (Майкл Джексон, Мадонна, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и др.).

· Неореализм– направление, возникшее в конце 50-х начале 60-х годов, благодаря группе европейских художников, как реакция на Ташизм и Абстрактный Экспрессионизм. Провозгласили «новые перспективы подхода креальности». Их произведения часто создавались из непривычных материалов, чтобы точнее передать общественные реалии

· Неоконцептуализм —направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов.

123

Постмодерн — это эпоха, которая сменяет эпоху модерна и разворачивается «после времени современности». Постмодернизм же является философской рефлексией на ситуацию постмодерна.
Термин «модерн» (современный) употребляется начиная с V в., означая новую христианскую эпоху, сменившую старую, римскую, языческую. Однако в науке принято считать эпохой модерна ту культурную ситуацию, которая была связана с эпохой Просвещения. Главным пафосом Просвещения стало восприятие собственной культуры как новой, основанной на разуме и отказавшейся от оснований прежней средневековой культуры, культивирующий религиозное чувство. Иными словами, культура Нового времени и есть культура модерна. Однако в XIX в. эта культура начинает испытывать кризис, который проявляется в крушении ее основных идеалов, и прежде всего — идеалов разума, что и вызывает потребность отказаться от ее основных постулатов. Невозможность и нежелание воспроизводить данную культурную матрицу отразил знаменитый аформизм Ф. Ницше о смерти Бога, который означал крушение идеалов прежней эпохи. Этот отказ от прежней культуры воплотился в постклассической философии, первыми представителями которой стали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Желание оттолкнуться, отказаться от доминирующих идеалов воплощается и в искусстве модернизма, в противовес классическому искусству, отказавшемуся от отображения реальности и социально-политической ангажированности, а также абсолютизирующего новые художественно-выразительные средства.
Однако необходимо осознавать, что, в отличие от модерна, постмодерн не демонстрирует декларативного отказа от принципов предыдущей эпохи, а принимает как равное и принадлежащее прошлому и формирующееся рядом с ним.

Именно поэтому можно говорить о принципиальной внеисторичности постмодерна, отказавшегося от логики эпохи Нового времени, тяготеющей к новому и новейшему. Основным принципом постмодерна стал лозунг «Приемлемо все!».
Переход к «постмодернистской» культуре особенно интенсивно проявляется со второй половины 70-х гг. XX в., когда начинают прослеживаться внутренние смысловые «черты смены парадигмы» культуры. Они проявляются в следующих тенденциях:
1. В исчерпанности проекта Просвещения, одухотворенного верой в прогресс и человеческий разум, иллюзорности упования на науку и технику как оптимальное средство цивилизационного развития.
2. В новой социально-экономическая ситуации, связанной с процессами глобализации и обострении глобальных проблем.
3. В сосуществовании в едином пространстве семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих культурных традиций, т.е. невозможности единого взгляда на мир.
4. В представлении о том, что современный мир — это тотальная множественность — классовая, расовая, этническая, культурная, которая воплощается в принципе «мультикультурализма». Эта эклектичность, совмещение в конкретных культурных контекстах различных национальных традиций приводит к ситуации, когда, как писал Ж.-Ф. Лиотар, по радио слушают регги, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в «Макдоналдс», на обед — в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и одеваются в стиле ретро в Гонконге. Интерес к множеству ранее не изучавшихся, маргинальных объектов и феноменов — таких, как этнические меньшинства, различные субкультуры, разнообразные типы сексуального поведения и идентичности, поп-музыка и телевизионные новости, семиотика современных торговых центров (моллов), комиксы о супермене, фильмы ужасов, реклама, урбанистическая утопия Диснейленда, «феномен Барби» — характерен для междисциплинарной сферы исследований культуры, связанной с созданием Бирмингемского центра культурных исследований. Кроме того, разнообразные «меньшинства» или те, кто к таковым себя причисляет, получили академическую трибуну для выражения своих взглядов (поэтому иногда «культурные исследования» называют «дискурсом меньшинств»). Зачастую именно с этим направлением связывают рост популярности принципа «политической корректности».
5. В деградации культуры, где начинают доминировать халтура, китч, культура телесериалов и дайджестов, рекламы и мотелей, шоу и голливудских фильмов, паралитературы с ее одноразовыми рыцарскими романами и любовными историями, популярные жизнеописания, кровавые истории, научная фантастика, а эстетическое производство встраивается в товарное производство.

Постмодернизм как направление современной культурологии

6. В индустриализации, модернизации, урбанизации, усиливающейся дезинтеграции локальных общин, коллапсе западных колониальных империй и развитии новых форм империализма и неоколониализма, развитии массовых коммуникаций и повсеместном распространении массовой культуры, возникновении новых форм экономически и идеологически мотивированной миграции и возрождении национализма, расового и религиозного притеснения.
7. В изменении субъекта культуры, который обретает принципиально новые черты, связанные с теми социокультурными обстоятельствами, в которых он пребывает.

Эти условия характеризуются:
? увеличением количества информации, изоляция от которой практически невозможна; обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем, возможно, и мышления;
? cоответственно изменению количественных параметров информации — изменяются и способы ее существования, где полиграфический вариант фиксации текста замещается цифровым, а логоцентричная книжная культура — экранной; это самым непосредственным образом отражается на особенностях мышления, где сознание предстает как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не на интеллектуальное постижение идеи.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Постмодерн как феномен культуры

Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в. всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.

Постмодернизм означает «после модернизма», т.е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х гг., в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Постмодернизм это один из этапов развития современной Европейской культуры; сформировался в 70 -80-е гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо проявляется идея «усталости» от прежних ценностей эпох Возрождения и Просвещения. Характерные черты постмодернизма

• Ориентация постмодернизма культуры и на «массу», и на «элиту» общества.

• Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох.

• Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.

• Стилевой плюрализм.

• Влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, экологию и т.д.).

•Использование приема игры при создании произведений культуры.

Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться.

В постмодернистской культуре все приходящее, и нет таких проблем, которые бы объединяли поколения в единый человеческий род.

Стираются границы между искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн есть прежде всего ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, прерывание, рассеивание».

Постмодернизм – проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности.

Ничто великое, могущее довлеть над человечеством, не впускается в культуру.

Новизна – это одновременно и вызов требованиям законопослушания, и утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам.

«Новое» рассматривается как главная ценность культуры настоящего, способ оценки прогрессивности настоящего. «Новое», «новизна» это все то, что дает возможность испытать неведомое ранее наслаждение.

Непослушание – вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Реклама: «Жить без границ», «Делай как хочешь!», «Ваш мир не должен знать границ!» и т.д.

Постмодернисты отработали несколько приемов, с помощью которых можно творить новизну Бесконечно. Среди них – постоянная деконструкция форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка и обезображивание как отдельных элементов, так и произведения в целом.

Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими для человеческого существования понятиями как Бог, душа, совесть и т.д.

Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный ими культурный смысл «нового», «новизны» развращает людей и общество.

Семинар 9. Культура и глобальные проблемы

Современности.

Постмодернизм как феномен культуры XX века

Цели и задачи занятия:определение глобального кризиса, признаки постмодернизма в культуре XX века.

Основные понятия и категории темы: глобализация, постмодернизм, дискурс.

План семинара

1. Культура и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и причины их возникновения. Римский клуб направления его исследований.

2. Постмодерн как феномен культуры. Характеристика постмодернизма в культуре. Картина мира и система ценностей в культуре постмодернизма.

Вопросы для конспектирования

Группа А

1.

К каким результатам в развитии человечества привели прагматическая направленность мышления и общее развитие мировой культуры?

2. В чем выражается смысл процесса глобализации происходящего в современном мире?

3. Укажите на положительный характер процесса глобализации и его негативную характеристику.

4. В последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на множестве ключевых положений. Приведите примеры.

 

Группа В

5. ХХ век выделил в культуре направления постмодерна. Что такое постмодерн?

6. Постмодерн критикует проекты эпохи Возрождения и Просвещения. В чем смысл такой критики?

Группа С

7. «Новое» одна из главных ценностей постмодернизма. В чем специфика постмодернистского понимания «нового»?

8. Избавится от власти дискурса одна из задач постмодернизма. Как это понимать?

9. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты.

 

Темы для докладов

1. Аксиологическая реальность в эпоху Постмодерна.

2. Глобальные процессы в развитии современной культуры.

3. Проблема Человека в культуре постмодерна.

4. Футурология наука о будущем. Перспективы развития.

 

Литература

7. Американское общество на пороге XI века: Итоги, проблемы, перспективы // Мат. конф. – М.,1996.

8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. – М., 1991.

10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. – СПб., 1998.

1. Ортега –и- Гассет, Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика философия культуры. – М.,1991.

2. Постмодернизм и культура //Вопр. филос. – 1993. – №5.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Тоффлер, А. Футорошок/ А. Тоффлер. – СПб., 1997.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. – М., 1989.

Тест 2. Для самопроверки

 

(необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных)

1. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности?

О Идеациональный.

О Материальный.

О Духовный.

О Идеалистический.

 

2. Как называется общество, для которого характерны плюрализм в экономике и политике, культура, развернутые и обогащенные структуры гражданского общества и правового государства?

О Постиндустриальное.

О Открытое.

О Утопическое.

О Индустриальное.

 

3. Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности?

О Культурный комплекс.

О Культурный ландшафт.

О Культурный круг.

О Культурное поле.

 

4. Как называются качественные достижения и широта достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи и включающих в себя все виды, формы и уровни общественного сознания?

О Мировая культура.

О Классическая культура.

О Духовная культура.

О Материальная культура.

 

5. Как называется специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями?

О Кич.

О Халтура.

О Подделка.

О Эрзац.

 

6. Как называется устойчивая этническая общность, возникшая на основе языковой, территориальной, социально-экономической, культурной общности, особенностей психического склада в процессе образования внутреннего рынка?

О Народность.

О Народ.

О Национальность.

О Нация.

 

7.

Как называют одну из разновидностей элитарной культуры, основу которой составляют системы учений и практик, предназначенных для узкого круга посвященных?

О Бытовая культура.

О Эзотерическая культура.

О Контркультура.

О Нетрадиционная культура.

 

8. Как называется идейное течение и общественное групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун получившее наибольшее развитие в 60—70-х гг. ХХ в., совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противопоставляющих современной культуре?

О Конформизм.

О Контркультура.

О Бытовая культура.

О Субкультура.

 

9. Какой термин предлагают ученые для обозначения предполагаемого в ближайшем будущем состояния западного общества и его культуры?

О Технологическое общество

О Индустриальное общество.

О Информационное общество.

О Открытое общество.

 

10. Что понимается в культурологии под термином «идентификация»?

О Опознание личности человека, совершившего правонарушение.

О Отнесение себя к той или другой социальной страте.

О Отождествление себя с той или другой исторической личностью.

О Ощущение своей принадлежности к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей.

 

11. Что такое субкультура?

О Автономное целостное образование внутри господствующей культуры.

О Самостоятельная культура города.

О Автономное образование внутри официальной культуры.

О Культура одной социальной группы.

 

12. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь?

О Психологический.

О Этнографический.

О Социологический.

О Исторический.

 

13. Когда начали использовать в литературе понятие «контркультура» обозначения молодежного движения на Западе?

О В 5О—60-е годы.

О В 70—80-е годы.

О В 60—70-е годы.

О В 80—90-е годы.

 

14. Какая из приведенных черт адекватно отражает восточный тип культуры?

О Гедонизм.

О Бесстрастность.

О Рационализм.

О Сенсуализм.

 

15. Какой характер носят глобальные проблемы современности?

О Метафизический.

О Объективный.

О Субъективный.

О Механистический.

 

16. Кто из философов критиковал западную культуру как «культуру декаданса»

О Ф. Ницше.

О А. Камю.

О Ж.-П. Сартр.

О М. Фут.

 

17.

Постмодернизм» как направление современной европейской культуры и особый тип мировоззрения

Чем можно объяснить появление массовой культуры?

О Активизацией нигилистического отношения к классическому наследству.

О Кризисом элитарной культуры в начале ХХ в..

О Переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества.

О Удешевлением предметов культуры.

 

18. Как называются уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения?

О Гражданская культура.

О Национальная культура.

О Государственная культура.

О Политическая культура.

 

19. Кому из известных отечественных философов принадлежат слова: «В культуре есть начало аристократическое и начало демократическое. Без начала демократического, без подбора качеств высота и совершенство никогда не были бы достигнуты. Но вместе с тем культура распространяется вширь, к ней приобщаются все новые социальные слои. Этот процесс неизбежный и справедливый»?

О С. Булгакову.

О Н. Бердяеву.

О П. Флоренскому.

О Г. Флоровскому.

 

20. Один из виднейших отечественных интеллигентов ввел в оборот понятие «экология культуры», которое сразу же было принято научным и культурным сообществом. Назовите его:

О Д. Лихачев.

О Г. Гачев.

О С. Аверинцев.

О Э. Ильенков.

 

Контрольные вопросы к курсу Культурология

1. Особенности культурологического знания.

2. Проблема предмета культурологических исследований.

3. Проблема метода в культурологических исследованиях.

4. Идеи культурологии в античной натурфилософии, европейской этнографии и культурфилософии.

5. Зарождение и развитие культурологического знания в отечественной этнографии и философии.

6. Генезис и сущность понятия культуры.

7. Понятие цивилизации: история вопроса и развитие различных точки зрения на проблему «культура-цивилизация»

8. Менталитет и ментальность. Их взаимосвязь и развитие.

9. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности.

10. Сущность культурной картины мира и ее выражение в языке, мифологии и художественном творчестве.

11.

Различные точки зрения на строение культуры.

12. Природа и культура.

13.Человек и культура.

14. Общество и культура.

15. Руссоисткая и фрейдисткая интерпритация соотношения природного и культурного начал в человеке.

16. Проблема взаимосвязи социогенеза и культурогенеза.

17.Специфика мифологии, религии, искусства и науки как элементов познавательной сферы культуры.

18. Преобразовательная сфера культуры.

19. Нормативный институт культуры.

20. Коммуникация и общение как культурный феномен.

21.

Семиотическая сфера культуры.

22.Типология культуры. Основание типологической классификации культур.

23. Культурно — историческая типология в учении Джамбиста Вико и Освальда Шпенглера.

24. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского.

25. Закономерности развития культуры в учении марксизма.

26. История культуры в концепции А.Д. Тойнби и К. Ясперса.

27. Культура как символическая система в учении Э. Кассирера.

28. Культура как игра в учении Спенсера и Й. Хейзинга.

29. Учение П.А. Сорокина о социодинамике культуры.

30.Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева.

31. Формы проявления кризиса европейской культуры. Причины и сущность кризиса.

32. Идея господства «массового» человека как причина кризиса в концепции Х. Ортеги — и — Гассета.

33.Интерпретация идеи европейского культурного кризиса в учении Л. Мемфорда и Э. Тоффлера.

34.Массовая культура.

35. Особенности российского культурного кризиса.

36. Современные представления о направленности культурного развития человечества.

37. Национальное и общечеловеческое в культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тексты для конспектирования

Малиновский Б. К.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной стороны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем еще не обнаружились признаки, позволяющие идентифицировать его новую качественную определенность. Нечеткость, расплывчатость, неопределенность — явные признаки переходного состояния. Французский философ Ж.- Ф.Лиотар назвал это состояние «ситуацией постмодерна». Термин «постмодерн» прижился, оказался достаточно удачным для характеристики современной эпохи.
Постмодерн (буквально: то, что после модерна) — это не новая эпоха, не новая культура и не новая система базовых ценностей. Это состояние человеческого общества и человеческой культуры после того, как модерн завершился. Его сравнивают с похмельем после длительного упоения процессом модернизации, на алтарь которого положены сотни миллионов человеческих жизней, затрачено колоссальное количество физической и психической энергии, а результаты оказались более чем сомнительными .
Постмодерн лучше всего понимать как период осмысления пройденного, подведения итогов, переоценки основных ценностей модерна, прежде всего базовой из них — рациональности. Переходный период от модерна к новому состоянию мира и человека необходим и для того, чтобы гарантировать дистанцированный, со стороны, взгляд на модерн. Именно поэтому в содержании постмодерна большое место занимает критический анализ философских и нравственных оснований модерна.
Кризис модерна связывается прежде всего с самодискредитацией разума, кризисом аутентичности человека, который как бы потерялся в мире, созданном им самим. Французский философ-постмодернист Ж.Деррида очень метко подметил, что человек позднего модерна живет в действительности, полной «неразрешимостей». Он не знает многое из того, что встречается ему на каждом шагу, и тем не менее, это не мешает ему преуспевать в жизни. Мир модерна состоит из неизвестных величин, знать о которых необязательно. Делай свое дело — и не думай больше ни о чем. Однако как показали теоретики постмодерна, комфортность существования при минимуме рассуждений, в мире, состоящем из неизвестного и неразрешимого — очень непростое дело. Мир, на поверку, оказывается очень бесприютным, не приспособленным для простых человеческих чувств, несмотря на внешние удобства, создаваемые с помощью науки и техники.
Проект модерна был, по сути своей, тоталитарным. В его основании лежало стремление создать глобальный мировой порядок, в котором не было бы места хаосу, спонтанности, иррациональности. Он был величайшей из утопий, когда- либо проектируемых в истории мысли. Один из теоретиков постмодерна, Ж.-Ф.Лиотар, говорит о модерне как эпохе «метарассказов», то есть последовательно сменявших друг друга глобальных схем (напоминавших больше «прокрустово ложе»), в которые пытались втиснуть все многообразие мировой культуры. Всего Лиотар выделяет три таких «метарассказа»: проект Просвещения; гегелевский идеализм; марксизм. После того, как потерпел крах последний из названных проектов — марксизм, стала очевидной невозможность любой попытки насильственной организации человеческого счастья. История показала, что человеческая действительность принципиально не может быть «схвачена» в рациональном дискурсе. В ней всегда присутствует «иное», то, что никогда не может быть артикулировано, но, тем не менее, реально существует и обладает ценностью для человека. Замалчивание этого невысказанного, «иного» — это и есть признак тоталитарности проекта модерна. Именно поэтому для иллюстрации его сущности Т.Адорно и М.Хоркхаймер используют образ Аушвица.62 Характерный для «проекта Просвещения» ценностный набор — примат формы над содержанием, вытекающий из этого эстетизм и отсутствие четких моральных установок — они назвали фашистским, имея в виду не регрессию к крови и почве, а тот культ силы, который в целом характерен для эпохи модерна.
Наконец, исчерпанность модерна, по мнению постмодернистской критики, проявилась еще в одном существенном обстоятельстве: он перестал обеспечивать тот минимум солидарности и справедливости, который необходим для нормального функционирования сообщества. Солидарность означает степень общности, близости людей, объединенных в той или иной общественной форме. Она может обеспечиваться внешними, часто принудительными способами, или вытекать из кровнородственных связей, основываться на духовной близости людей. Второй способ солидаризации гораздо крепче, однако он характерен для небольших социальных общностей.
Солидарность, понимаемая еще и как ощущение «Мы», — очень важный социологический фактор, сигнализирующий о монолитности основных социальных форм — государства и гражданского общества. Ослабление солидарных связей делает общество беззащитным перед экономическими и политическими кризисами, атрофирует волю и способность к сопротивлению внешней агрессии. Кризис солидарности означает нарастание раскола между основными социальными группами и девальвацию единой системы общезначимых ценностей.
В условиях модерна солидарность опиралась на общие правила экономической деятельности, общие политические цели, единые стандарты образа жизни. Это было возможным потому, что общество модерна было более или менее гомогенным (однородным), и, следовательно, социальные правила, нормы и духовные ценности были ясными и понятными для всех.
Солидарность тесно сопряжена с другим важным условием социального бытия — справедливостью. Если первая является социологическим феноменом, то вторая имеет нормативную природу, относится к компетенции практического разума. Это означает, что она более чувствительна к различиям, менее универсализируется. Минимум справедливости в обществе гарантируется правом. Однако право опирается на «усредненную» норму справедливости, поэтому, чем разнороднее общество, тем больше в нем ощущается дефицит справедливости.
Справедливость и солидарность тесно связаны и, чаще всего, солидарное общество является одновременно и справедливым обществом. Поэтому кризис солидарности, наступивший в результате плюрализации общества, означает одновременно и кризис справедливости.
Критика модерна составляет только первую, негативную часть постмодернистской стратегии. Вторая, позитивная часть, представляет попытку дать свое понимание общества и человека, в ситуации, когда модерн, а вместе с тем — и «история»» завершились.
Главная отличительная черта современного общества — это культурный плюрализм. Он проявляется в сосуществовании в одном пространстве и времени множества разнородных ценностных сфер: политических устройств, хозяйственных моделей, правовых систем, религиозных конфессий, образов жизни, предпочтений моды и т.д. Этот культурный плюрализм является «парадоксальным» результатом длящегося половину тысячелетия процесса «расколдовывания» действительности через её рационализацию. В этом процессе удивительным образом переплелись целевая и ценностная рациональности, что привело, в конце концов, к феномену гетерогенной плюральности мира. Мир никогда не был однородным и монолитным, в нем всегда присутствует многообразие и разнообразие. Но оно, через большую или меньшую цепочку опосредований всегда редуцируется к некоему смысловому единству, онтологическому центру. Так было всегда. В рамках культуры это единство обеспечивается мировоззрением — мифологическим, религиозным, научным. В различных сферах культуры существуют свои, специфические средства обеспечения единства многообразного: центры власти, научные парадигмы, конвенциональные нормы. Культурный плюрализм принципиально отвергает даже намеки на необходимость таких центров консолидации.
В социальном плане постмодерн означает неприятие авторитета любых обобщающих структур — от государственных до корпоративных, от великих идей и этических систем до правил поведения за столом. Налицо децентрализация общественной жизни, атрофия традиционных интегрирующих инстанций: государства, профсоюзов, Церкви.
«Отказ в доверии» этим инстанциям объясняется тем, что их стабилизирующая роль опиралась на явное или скрытое насилие: правовое, духовное, экономическое. Мультикультурное общество не приемлет насилия, считая его инструментом подавления различного, нестандартного, оригинального. Главная ценность этого общества — справедливость. В условиях плюрального мира справедливость состоит не в обеспечении «средней нормы» справедливости, а в том, чтобы соблюсти интересы всех, не ущемляя при этом никого.

Не принудить всех к равенству перед некой метаинстанцией (законом), а дать всем возможность быть собой.
Постмодерное общество, таким образом, это общество равных притязаний при отсутствии обязательного для всех закона.
Несправедливость, против которой восстает постмодерн, многогранна. Она проявляется не только в том, что человек преследуется по политическим, религиозным или этническим основаниям. Даже принятие определенной картины мира, научной парадигмы, навязывание образа жизни, моды и т.п., есть насилие, творящее несправедливость. Принимая, в качестве господствующего, что-нибудь определенное, сообщество тем самым вытесняет «за скобки» все остальные возможные проекты. К примеру, о человеке можно говорить с точки зрения антропологии, физиологии, социологии, юриспруденции, философии. Каждый из указанных дискурсов имеет право на существование, но как быть с попытками какого-либо из них монополизировать право на истину о человеке? Они оцениваются в постмодерне как несправедливые по отношению к другим.
То же самое можно сказать о навязывании определенной модели хозяйствования или «единственно правильного» типа политического устройства.
Справедливость состоит во внимании к различному. Человек в ситуации постмодерна обладает гораздо большей чувствительностью, чем его предок из эпохи модерна. Он более восприимчив к различиям, нюансам, оттенкам. То, что казалось вполне нормальным и допустимым сто лет назад, воспринимается современным индивидом весьма болезненно и оценивается как несправедливость. Уважение к сложности сознания другого, недопустимость упрощений, приведений к общему знаменателю и есть настоящая справедливость, в отличии от единственного, пусть даже очень аргументированного решения.

Понятие постмодерна. Основные концепции культуры постмодернизма. Стили и направления.

Ведь агрессивность, как правило, базируется на упрощенной картине мира.
Если постмодерн принципиально отвергает привычные способы социального интегрирования, это означает, что для него актуальна проблема общественной стабильности и социального порядка. Как обеспечить единство общества, не прибегая при этом к традиционному насилию? Американский философ Р.Рорти так определил сущность этой проблемы: «…мы либо вырабатываем ощущение самотождественности через отношение к чему-то нечеловеческому (Богу, Истине, чему-то, что было бы и без людей) , либо мы обретаем смысл жизни и нравственную идентичность в своем отношении с другими людьми. Первое называется объективностью, второе — солидарностью».63
Таким образом, общество постмодерна вынуждено по-новому ставить и решать старую, классическую проблему — социальной солидарности, которая в философии известна как проблема соотношения целого и его частей. Для модерна был характерен первый (из указанного выше Рорти) способ солидаризации общества. Отличие постмодерна в том, что он пытается совместить перспективу солидарности и перспективу справедливости. Это есть ничто иное, как попытка объединения нормативного и теоретического подходов в объяснении сущности общественной жизни. Со времен Канта, который заявил о дуализме практического и теоретического разума, такие попытки предпринимались неоднократно, но всегда терпели неудачу. Решение, предложенное теоретиками постмодерна, также оказалось безуспешным: они, в конце концов, пожертвовали солидарностью в угоду справедливости.
Модель современного общества, представленная в работах Лиотара, Рорти, Дерриды, Вельша и других ведущих теоретиков постмодерна, можно обобщенно охарактеризовать как «хао-космос». Это общество, в котором отсутствует единый смысловой и властный центр. Онтологией мира объявлен хаос, который и призван организовывать человек, внося в этот хаос свое собственное начало, формируя свой собственный космос. Действительность превращается в игровое поле, в театр, где режиссеры, в роли которых выступают религиозные пророки, национальные лидеры, партийные вожди, — а иногда просто сумасшедшие мессии — ставят свои «спектакли», в которых реально страдают реальные люди.64 Для человека это оборачивается трагедией утраты идентичности, пребыванием без корней, без близких по духу и образу жизни людей.
В современном обществе имеют место различные типы реакции на этот страх перед миром. Самый распространенный из них -этнический. Именно этническая группа обеспечивает убежище от враждебного или равнодушного мира. В ней легко провести различие между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым, справедливым и несправедливым, однако различия эти будут действовать только внутри, группы. Действенность и авторитет правил не распространяется за пределы данной смысловой общности.
Противостояние «Мы — Они», характерное для древнего мира, возрождается в форме «неотрайбализма» (от англ, tribalism -племенной)- этнического сепаратизма, который в многонациональных государствах выливается в кровавые межэтнические столкновения. Популярный современный политолог и футуролог Самуэль Хантингтон прямо утверждает, что преобладающим типом политики в современном мире становится этническая политика, и она же является основной причиной столкновений и конфликтов65. Реалии современной мировой политики, к сожалению, подтверждают этот прогноз, но здравый смысл подсказывает, что балансирование на грани войны и мира не может считаться нормальным состоянием, как об этом говорят сторонники теории «хао-космоса». Современный мир как никогда нуждается в единстве, и поэтому теоретические и практические попытки его обрести не прекращаются.

Общая характеристика постмодернизма.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

Постмодернизм — (лат. post — «после», фр. moderne — «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции.

Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь,

Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой вой­ны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. Возникнув как художественное явление в 1914 году в США (сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а позже в дизайне, видеоклипах), постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. Его теоретическое осмысление несколько запоздало. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Возникновение постмодернизма вызвано также и изменениемэпистемологической ситуации, связанной с критикой классической философскойпарадигмы неклассической философией (марксизм, психоанализ, структурализм).Результатом этой критики был распад субъекта как центра системыпредставлений (репрезентаций), постмодернизм не только фиксирует, но и максимально заостряет эту ситуацию, создавая «скандальный», с точки зрения классических мыслительных навыков, тип философствования — философствованиебез субъекта.

В постмодернистской философии остается без внимания важнейшаякатегория нового мышления — время. Именно поэтому неудачной выглядитпопытка постмодернистов опереться на Хайдеггера Вот знаменитое место из книги «Бытие и время» Хайдеггера, шокирующеерационалистически-механическое мышление: «Времяпроявление не означает«смены» экстатических состояний. Будущее не позднее бывшего, а последнее неранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как будущее,пребывающее в прошлом и настоящем». Интересно, что к такому же пониманию времени как исполненного,завершенного целого пришел Павел Флоренский.

Постмодернизм как явление культуры 20 века

Для него это былаочевидность,овладевшая им еще в детские годы: «Четвертая координата — времени — сталанастолько живой, что время утратило свой характер дурной бесконечности,сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности. Я привык видетькорни вещей. Эта привычка зрения проросла потом все мышление и определилаосновной характер его — стремление двигаться по вертикали и малую заинтересованность в горизонтали» «. Особенности искусства постмодернизма. В современные исследования постмодернизма оцениваются не однозначно. Одни видят в нем примеры кризиса, распада, кошмара, примеры утраты веры в истории, другие рассматривают П. позитивно считают П. связан как преодоление философий модерна>восстановить права человека. Он есть реакция, притом реакция негативная, критическая, на модернизм и просвещенческий разум, составляющий его ядро. 1) Шаг рассмотреть пути понимания модернизма. Модерном- мы называем- стилем(смешенным стилем). Новое время начинается с 17 века — появилась идея прогресса, модернизм связан с идеей просвещения. Постмодернизм — отрицает просвещение (критическое прочтение нового времени). В новое время утверждается новая модель истории, от простого к сложному. Степень от модернизма в постмодернизм две точки зрения: 1. Категорическое отрицание модернистических ценностей. 2. Трактовка постмодерна как способность преодоления этих ценностей. Постмодернизм рассматривается как редактирование модерна.(редакт. ценностей). В постмодернизме есть оппозиционность, и преемственность. Характерные черты постмодернизма:1. Он не делится на массу и элиту. 2. Искусство существует в слиянии во вне художественной сфере искусства (наука, политика, информация). 3. Стилевой плюрализм. 4.Широкая черта художественной литературы, предшествие эпох. 5. Иронизм под традициями прошлого. 6. Использование игры при создании искусства. В постмодернизме преобладает творчество. — Использование чужих мыслей и творчества. — Для постмодернистического творчества не равно творению. Произведение — искусство — зритель!! (акцент на нем). Как художественное явление постмодернизм возникший в США, а теория в западной Европе в 60 годы. Теоретики Дридо, Лакон, Делез. В их трудах постмодернизм рассказывается как иррационализм, и их он отрицает. Постмодернизм делится на несколько периодов:1. Попарт. 2. Возвращение некоторых художественных прочтений. 3. Семидесятые годы 20 века постмодернизм и модернизм(отрицающие и развивающие). Усиление к моргенальности (нецентральная), вообще другое прочтение. Постмодернизм сложился на основе филологической эстетики 20 века. Основатель Эдмунд Гусер. Постмодернистическая методология осмысления и постижение культуры и искусства. Акцент на человека интеллектуального распознавать код искусства. Р.Бархд работает над интеллектуальным структурализмом. Структуралистическая деятельность состоит из трех ступеней: 1. Кусок действительности. 2. Расчлененность. 3. Соединенность. В процессе, когда рождается новое искусство наш интеллект получает интеллектуальное наслаждение, получая смысла образующий момент. Членение . Подвижные фрагменты целого, как сочетание несут суть, суть это парадигма. Монтаж — это не составление назначенного, а в том составлении как мне хочется. Прием монтажа становится одним из основных в постмодернизме прием реконструкции и деконструкции это диалог с текстом (главный смысл в сносочках) постмодернестическое произведение не имеет основной идеи и вывода, а оставляет множество лазеек смыслов. Художник строит произведение как преодоление случайности очень важно понятие качества с понятием цены. Р. Бархд «Концепция в смерти автора» самый главный отличительный момент постмодернизма от модернизма это то что отсутствует вера в прогрессию показ сомнения это и есть идеал в постмодернизме. Очень важное заявление в постмодерне это комбинирование элементов. Постмодернизм это движение рефлексивное, способность мыслить, и связаны с анализом. Постмодернизм это установка внутренняя (психологическая, направление, мышление).Постмодернизм . Эстетика.1. Стиль как отсутствие стиля, эклектика разносторонних черт разных стилей.2. Пр-е искусства строиться на игре разных смыслов, в основе нет ничего постоянного, образ- только иллюзия, замена симулякром- его двойником3.

В основе морфологического деления лежит принцип сложного интеллектуального смыслопорождения.4. Искусство в культуре тотально, все может быть искусством, и в то же время им не являться.5. Разрушение связи создания пр-я автором: есть или только автор без пр-я или пр-е без автора. И интерпретатор и зритель становятся соавторами и могут активно менять первоначальный замысел.6. Пр-е рассматривается как процесс, самодинамика, процесс не обладающий устойчивыми содержанием и формой, не содержащий худ. образа. Шедевров нет. Музейные экспонаты лишены процессуальности, и поэтому не представляют ценности.7. Иск-о воплощает принцип хаоса мира, нарушение гармонии проявляемое в понятии деконструкции.8. Сущность иск-а вне красоте. Красота относительна. В пр-е иск-а ценно только то воздействие, к-ое может возникнуть от чего угодно.9. Иск-ом может быть сам ч-к, только мир, вне ч-ка или отношение между миром и ч-ом.10. Иронизм по отношению к воспринимаемому.11. Случайность и иррациональность формообразования (магичность).12. Творческий процесс непредсказуем, много направлен и не всегда связан с созданием принципиально нового.13. Строиться на признание отсутствие идеала, как критерия восприятия и оценки.14. Эстетическое отношение- результат степени чувственности вне рациональных критериев

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:


Социокультурное содержание модернизма.

В период начала XX века развивалась основная линия модернизма — переход от понимания человека как существа, к пониманию его как единственного и неповторимого «я». Это становится источником этических и эстетических суждений, соответствует переходу от религии к светской жизни, от самоограничения к свободе. Обожествление «я» — становится источником модернизма. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, выражающего «я». Модернизм как социокультурная парадигма изменил повседневную жизнь человека.

Постмодернизм

Вырабатываются новые способы чувственного восприятия и новые стили поведения. Высшей ценностью провозглашается эстетический эксперимент, поиск самовыражения.

Модернизм, как явление культуры имел еще одну особенность — элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество. Модернисты считали, что культура с ее культом разумного начала и моральной дисциплины ведет в неправильном направлении. Опираясь на новейшую философию и литературу, они утверждали, что неразумные, абсурдные импульсы не только выведут искусство из тупика, но и сделают насыщенной и живой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей, норм и запретов цивилизации.

Постмодернизм — широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Эстетика постмодернизма, существенно отличаясь от классической антично-винкельмановской западно-европейской эстетики, выдвинула ряд новых принципиальных положений; утвердила плюралистическую эстетическую парадигму, что ведет к расшатыванию и внутренние трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.

Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы — желания (Делез, Гаттари), либидозных пульсаций (Лакан, Лиотар), соблазна (Бодрийяр), отвращения (Кристева).

Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Новый взгляд на прекрасное как сплав чувств, концептуального и нравственного, обусловлен его интеллектуализацией, вытекающей из концепции экологической и алгоритмической красоты, ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую норму постмодерна, а так же и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличит, признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Добавить комментарий