Правовой документ

Юридический документ: понятие, виды

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридический документ – это материальный (бумажный) носитель правовой информации, Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические документы можно подразделить на пять основных групп:

Нормативные документы

Ненормативные документы (решения индивидуального характера).

Правореализационные документы

Документы, фиксирующие юридические факты

Документы, фиксирующие факты-доказательства

Деньги и ценные бумаги

Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые документы, как источники, формы права. Это документы, которые содержат такие идеальные объекты как нормы права. К ним относятся нормативно-правовые акты и нормативные договоры.

Ненормативные документы. К ненормативным документам относятся правореализационные акты, не имеющие правоприменительного характера, ненормативные договоры, правоприменительные акты. Правореализационные акты, не имеющие правоприменительного характера — это такие односторонние юридические документы, посредством которых граждане и юридические лица реализуют свои субъективные права и обязанности (например, заявления, жалобы, претензии, доверенности, завещания и т.п.). Ненормативный договор— это юридический документ, выражающий волю двух или более субъектов, порождающий, изменяющий или прекращающий правоотношения в различных сферах общественной жизни (например, гражданско-правовой договор купли – продажи, мены, дарения и др., брачный контракт, соглашения об уплате алиментов, контракт о прохождении военной службы и т.п.). От правореализационных актов, не имеющих характера правоприменения ненормативные договоры отличаются тем, что они выражают волю не одного субъекта, а двух или более, т.е. носят характер соглашения. Правоприменительный акт — это документ, содержащий решение индивидуального характера, имеющее властно-обязательный характер, влекущий правовые последствия, т. е. устанавливающий, изменяющий или прекращающий субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д. ), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.).

Интерпретационные акты — правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Прежде всего, интерпретационные акты — это акты правовые. Следовательно, они обладают всеми признаками таковых (напомним, что правовыми актами являются также нормативные и правоприменительные акты). Они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации. По другим же признакам интерпретационные акты отличаются от иных правовых актов.

Интерпретационный акт — результат толкования правовых норм. Другие же акты — результат иной деятельности: правотворчества или правоприменения. Эти виды правовой деятельности имеют различное назначение, процедуру, нормативное закрепление. Нормативный акт содержит нормы права, правоприменительный — индивидуальные правовые предписания. Интерпретационный же акт лишь толкует, разъясняет указанные акты. Субъектами официального толкования являются высшие судебные органы. Издаваемые ими интерпретационные акты называются постановлениями.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Многочисленность и разнообразие таких документов требуют различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

— документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения — участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.);

— документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);

— документы, фиксирующие факты — волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д. );

— документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п. );

— документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально-ответственного лица другому и т. д.).

Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

Необходимо отметить, что вышеупомянутые документы, служат для того, чтобы быть доказательствами юридических фактов, которые они фиксируют. Однако в данном случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сами по себе не являются юридическими, но служат для доказательства таковых.

К ним относятся различного рода процессуальные документы, как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия, допроса очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

С определенной долей условности все юридические документы могут быть разбиты на четыре большие группы:
— нормативные акты;

— акты правоприменения;

— договоры;

— иные виды юридических документов.

К нормативным актам относятся правовые акты, в которых закреплены нормы права (общеобязательные правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством), такие как Конституция РФ, Федеральные законы, подзаконные акты и т.п. Акт применения права— это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц (постановление по делу об административном правонарушении, протокол, определение, приговор, приказ и т.п). Договор-это соглашения, заключаемое между двумя или более равноправными субъектами, порождающий, изменяющий или прекращающий правоотношения (международный, федеративный, гражданско-правовой, административный, трудовой, брачный). К иным видам юридических документов можно отнести индивидуальные правовые акты, не носящие правоприменительного характера, но представляющие собой акты реализации прав и обязанностей участников правоотношений (предложения, заявления, жалобы, претензии и т.п.).

 


Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1282;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Как верно отмечается в литературе, все обстоятельства, затрагивающие так или иначе общественные отношения, с точки зрения права подразделяются на юридически значимые, порождающие юридические последствия, и юридически безразличные, т.е. такие, которые не порождают каких-либо правовых последствий (см. [188. С. 599]). Юридически значимые обстоятельства условно называются «юридическими фактами» (впервые данный термин встречается в работах Савиньи).

Существует разнообразное определение юридических фактов (далее – ЮФ). «Жизненные факты определенного вида (или же комплексы таких фактов, именуемые сложными юридическими фактическими составами), с которыми право связывает либо возникновение, либо изменение, либо прекращение субъективных прав и соответствующих юридических обязанностей, называются юридическими фактами», – пишет Н.Г. Александров [188. С. 599].

По мнению Ю.М. Козлова, ЮФ – это «обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения» [214. С. 81].

В.Б. Исаков полагает, что «под юридическими фактами в науке и практике понимается социальное обстоятельство (событие, действие), вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений» [18. С. 429].

Каждое из указанных и иные определения ЮФ имеет соответствующие достоинства и недостатки. Так, Н.Г. Александров отмечает, что ЮФ могут порождать, либо изменять, либо прекращать ПО. Но ведь один и тот же факт (например, смерть человека) может одновременно служить основанием возникновения, изменения и прекращения ПО.

В определении Ю.М. Козлова не совсем верно ЮФ связаны только с возникновением ПО. Как известно, они (ЮФ) обладают также правоизменяющей и правопрекращающей функцией. В то же время, на наш взгляд, автор совершенно справедливо подчеркивает тот момент, что не всегда появление ЮФ автоматически влечет за собой возникновение (изменение и прекращение) ПО. Поэтому правильнее говорить, что ЮФ должны или могут порождать, порождают в конкретных правовых ситуациях субъективные права и обязанности.

В.Б. Исаков не совсем верно, на наш взгляд, к ЮФ относит только «социальные обстоятельства» (см. также [257. С. 11]). Природные явления, например, никак не назовешь социальными.

Большинство авторов считает, что ЮФ являются лишь тогда, когда они предусмотрены гипотезами норм права. Это не совсем точно. Действительно, многие обстоятельства становятся ЮФ тогда, когда они в общей форме закреплены в гипотезе нормы права. Однако некоторые жизненные обстоятельства становятся ЮФ тогда, когда они подпадают под действие принципов права, либо юридическое значение определенным обстоятельствам придается договорами, иными соглашениями, актами применения права. ЮФ – это конкретные, индивидуальные обстоятельства реальной действительности, существующие в определенной среде (природной, экономической, политической, духовной и т.п.), в соответствующем пространстве и времени. Поэтому сами нормы права и нормативные акты, имеющие общий характер, не могут служить фактическими основаниями ПО; нормы права и нормативные акты – это нормативно-правовые условия (предпосылки) возникновения, изменения и прекращения ПО. Данный тезис служит еще одним из аргументов против выделения общих ПО, которые, по мнению ученых, защищающих данную концепцию, вытекают якобы прямо из закона (нормативного правового акта).

В литературе нередко указывается на то, что к ЮФ относятся только явления материального мира. Вряд ли с этим можно согласиться, особенно когда речь идет о сложных ЮФ и фактических составах. Так, при расследовании уголовного дела следователь, прокурор и другой компетентный субъект ЮП обязаны исследовать не только объективные (соответствующие действия, результаты и т.п.), но и субъективные (цели, мотивы, установки, интересы, формы вины, способности и т.п.) аспекты состава преступления. Поэтому точнее, видимо, нужно говорить о том, что юридическими являются такие факты, которые объективированы вовне, внешне выражены в реальной ситуации.

ЮФ приводят в действие диспозицию и санкцию нормы права, иные правовые предписания, определяют границу возможного и должного поведения сторон в ПО.

Классификация ЮФ возможна по различным критериям (подробнее об этом см., например, [101. С. 167 и след.; 203; 215. С. 26 и след.; 216. С. 20; 217; 218; 258]).

По последствиям они подразделяются на правообразующие (приказ о назначении на должность), правоизменяющие (приказ о переводе на другую должность), правопрекращающие (приказ об увольнении с должности). Один и тот же ЮФ (например, смерть человека) может быть одновременно основанием возникновения одних ПО (наследственных), изменения других (ПО собственности) и прекращения третьих ПО (семейных, трудовых и т.п.).

По волевому признаку ЮФ делятся на события и деяния (действия или бездействие). К событиям относятся, как правило, обстоятельства, во многом не зависящие от воли и сознания человека (землетрясение и т.п.). Все факты-события в свою очередь в литературе классифицируются по различным основаниям: а) по происхождению – на абсолютные (природные стихийные бедствия) и относительные (их появление в определенной степени зависит от человека – к последним можно отнести рождение человека, некоторые пожары и т.п.); б) в зависимости от наступающих последствий – на события обратимые и необратимые, вызывающие экономические и политические, материальные и другие последствия; в) по времени (протяженности) – на моментальные и длительные; и г) в зависимости от повторяемости – на события типичные, периодически повторяющиеся и нетипичные, уникальные факты-события и т.д. (см., например, [215. С. 40]).

Деяния – это такие факты, которые зависят от сознания и воли людей. Известно, что деяниями в юриспруденции считаются как активные действия, так и бездействие субъектов (например, неисполнение компетентным должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного акта суда является преступлением – ст. 315 УК РФ). Поэтому неточными в литературе являются те классификации ЮФ, где выделяются только юридические действия, но не обращается внимание на юридически значимое бездействие (ср. [101. С. 169; 215. С. 27 и след.; 216. С.

4) Понятие и формы юридической техники

20]).

Действия по своей природе могут быть правотворческими и правоприменительными, праворазъясняющими и др.; по способу совершения – реально-преобразующими и социально-коммуни­кативными, вербальными и т.д.

Все деяния обычно подразделяются на две группы – правомерные и неправомерные. Правомерные – такие деяния, которые не нарушают требований юридических предписаний (нормативно-правовых, праворазъяснительных и т.п.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки (подробнее см. [257. С. 12-23; 258]). Юридические акты специально нацелены на возникновение, изменение и прекращение ПО (приговор суда, приказ об увольнении и т.п.). Юридические акты классифицируются на правотворческие и правоприменительные, судебные и следственные и т.д.

Юридические поступки – это деяния, которые приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершившего (создание произведений искусства, изобретения и т.п. порождают авторские ПО).

Неправомерные – такие деяния, которые нарушают юридические предписания. Они могут быть уголовными, административными, дисциплинарными и т.п. (подробнее см. главу о правонарушениях).

«Весьма распространенная на практике разновидность юридических фактов – событий, – пишет В.Б. Исаков, – сроки», которые «могут выступать только как элементы фактического состава… Отличительная черта срока – определенность его начального и конечного моментов» [215. С. 435-436].

Нам думается, что в зависимости от происхождения, их природы и т.п. сроки могут рассматриваться не только в виде фактов-событий, но и в качестве фактов-действий, результатов сознательно-волевой деятельности. Например, п. 1 ст. 180 АПК РФ (решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия) был сформулирован субъектом правотворческой практики.

В литературе выделяются также материальные (порождают материальные ПО) и процессуальные (способствуют возникновению процессуальных ПО), оформленные (документально зафиксированные) и неоформленные (устные), визуально-наблюдаемые (открытые) и латентные (скрытые), позитивные (правомерные действия, акты и т.п.) и негативные (неправомерные действия, ошибки и т.п.) и иные ЮФ.

Особое место среди ЮФ, по мнению некоторых авторов, занимают правовые состояния (наличие гражданства, иждивенцев и т.п.) и факты-правоотношения (см. [215. С. 36 и след.]).

Действительно, состояния, как показывают современные исследования, занимают особое место в системе ЮФ (составов), в ЮП и ПСО (см., например, [219. С. 37-54; 261]).

Все факты-состояния можно классифицировать на юридические и неюридические. В свою очередь, юридические факты-состояния подразделяются в науке на факты, характеризующие: а) физиологические признаки личности (пол, возраст, состояние здоровья и т.п.); б) общие социальные признаки личности (национальность, гражданство и т.п.); в) семейно-бытовые отношения (состояние в браке, наличие иждивенцев и т.п.); г) трудовую деятельность и способы получения доходов (рабочие, учащиеся и т.п.); д) общественную или политическую деятельность (избрание депутатом, членство в политической партии); е) отношение к закону и правопорядку (судимость и т.п.) (см. [215. С. 36]).

Правовые состояния можно классифицировать по предмету правового регулирования – на «отраслевые» (конституционные, административные, трудовые и т.п.) и «межотраслевые» (состояния необходимой обороны и крайней необходимости, состояние беременности и т.п.); по субъектам (носителям) – присущие государству в целом, отдельным органам, должностным лицам, политическим партиям, иностранцам; по связи с правом – на правомерные и неправомерные; по структуре – на простые и сложные; по степени зрелости – на развитые и неразвитые; по распространенности – на типичные и нетипичные; по продолжительности функционирования – на длительные и кратковременные и др.

(см. [219. С. 48-54]).

О.А. Красавчиков, В.Б. Исаков и некоторые другие авторы в качестве специфических ЮФ выделяют факты-правоотношения. Например, наличие трудовых ПО между отдельными гражданами может явиться в некоторых социально-правовых ситуациях (например, муж назначен на должность руководителя государственного учреждения, а жена работает в данном учреждении главным бухгалтером) причиной для изменения (прекращения и т.п.) определенных ПО. Следует лишь отметить, что факты-отношения и факты-состояния могут выступать как в качестве самостоятельных ЮФ, так и в качестве фактических (юридических) составов. Это положение верно и применительно к юридическим актам, правонарушениям и другим обстоятельствам реальной жизни.

По специфике связи с механизмом формирования поведения В.Н. Синюков выделяет факты-цели, факты-мотивы, факты-результаты деятельности, факты-объекты ПО, факты-стимулы, факты-интересы (см. [216. С. 20]). В этом ряду можно выделить юридические презумпции и фикции (см. [259; 260]).

Он также обособляет все ЮФ по способам их внешнего выражения: факты, выраженные средствами обычного языка; факты-числа; факты-процентные отношения; факты-формулы; факты-символы (различные знаки, показания измерительных приборов и т.п.) и факты-сигналы (звуковые, зрительные и т.п.) (см.[216]).

Возможна классификация ЮФ и по другим основаниям (их содержанию, связи с субъектами ПО и т.д.).

Таким образом, анализ основных признаков и видов ЮФ позволяет сформулировать следующее их определение. Юридические факты – это конкретные обстоятельства реальной действительности, с появлением или отсутствием которых юридические предписания (нормы и принципы права, индивидуально-конкретные акты и т.п.) связывают определенные юридические последствия, в том числе возникновение, изменение и прекращение ПО между персонально определенными субъектами права.


⇐ Предыдущая100101102103104105106107108109Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 612 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Юридические документы: понятие и виды

Понятие правовых документов

В современном мире документы играют значительную роль. Ранее документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию. Появление компьютеров документы не отменило. Напротив, новая форма документов (электронная) сделала документооборот более эффективным.

Как бумажные, так и электронные документы по содержанию могут иметь разный характер: текстовый, графический, видеографический, фотографический, изобразительный, звуковой.

Юридические документы (синоним: правовые документы) чаще всего существуют на бумаге.

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Значение юридических документов

Значение юридических документов состоит в следующем:

  • с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и т.д.) становятся объективированными и доступными для других субъектов права;
  • они позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, прочности их правового положения;
  • благодаря им юридическим действиям придается официальный характер.

Юридическая информация содержится не только в документах. Немалая ее часть документально не оформляется, а просматривается в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее собственность, но документ при этом не составляется. Или инспектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) жезлом показывает, что проезд по определенной части магистрали в данный момент запрещен. Неподчинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия «юридический акт» и «юридический документ» не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значительное место.

Можно попытаться установить удельный вес юридических документов в зависимости от сферы правового регулирования. Тогда получится, что их большая часть будет обнаружена в правоохранительной сфере. Удельный вес юридических документов снижается в сфере политики. В социальной области, возможно, их будет еще меньше (хотя здесь в основном идет распределение государственных средств, и поэтому юридические документы не теряют своей значимости).

В сфере экономики многое происходит без юридического документооборота (например, граждане часто заключают договоры в устной форме). Это общий взгляд на проблему. Вообще же юриспруденция — это не математика, и точные подсчеты здесь делать трудно. Однако это не означает, что надо вообще от них отказаться.

Признаки юридических документов

Признаков юридических документов несколько:

  1. они содержат юридически значимую информацию;
  2. изготавливаются в процессе юридической деятельности;
  3. основанием их издания является законодательство, волеизъявления граждан и организаций;
  4. они издаются (составляются) в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях);
  5. порождают юридические последствия, т.е. имеют обязательный характер (например, издание приказа о зачислении в вуз на дневное отделение дает право на приобретение льготного проездного билета и ни один кассир в метро не может отказать в оформлении такого билета);
  6. должны быть составлены по всем правилам юридической техники (структура, реквизиты и т.д.);
  7. могут иметь как документальную, так и электронную форму.

    Например, наличие чека устанавливается его предъявлением, но наличие акции может отражаться в электронном виде;

  8. предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера. В приведенном выше примере необходимость при каждой поездке доказывать, что гражданин имеет статус студента, способна поглотить массу человеческой энергии, которой уже, возможно, не останется для учебы.

Виды правовых документов

Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования (правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности). Проводя их классификацию, лучше ориентироваться на указанные выше стадии правового регулирования.

Юридические документы делятся на четыре вида:

нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юридических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права;

интерпретационные акты (или акты толкования). Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;

документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т.п.).

Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

  • фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);
  • фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и проч.);
  • фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии);

Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правительства РФ, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов РФ, их отделов и управлений и т.п.); документы правоохранительных органов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.

Система правовых актов представлена на схеме.

Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота

Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране.

Вот почему государство, будучи не безразличным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает ответственность за следующие правонарушения, связанные с юридическими документами:

  • подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (ст.

    Понятие и виды юридических документов

    19.23 КоАП РФ);

  • умышленная порча или утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ);
  • подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
  • изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ);
  • изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);
  • фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);
  • служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292 УК РФ);
  • приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ);
  • фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета).

Вопросы для контроля

1. Какие составляющие содержит в себе текст большинства документов?

2. Укажите специфические черты изложения официально-делового стиля.

3. Какой порядок адресования документа и каковы составные части адресата (получателя)?

4. Какие требования предъявляются к тексту и заголовку документа?

5. Какие документы можно составлять без заголовка?

6. Как разрешить ситуацию, в случае если письмо крайне важно разослать более чем четырем адресатам?

7. Какой порядок оформления приложений к документу?

8. Составные элементы и порядок оформления реквизитов: дата͵ индекс, ссылка на дату и индекс входящего документа. Приведите примеры.

9. Охарактеризуйте понятие ʼʼподпись документаʼʼ.

10. Как располагаются подписи, в случае если документ подписывают несколько лиц одной должности; разных должностей?

11. Как ставится оттиск печати на документе?

12. Каким реквизитом оформляется внутреннее согласование документа? Из чего оно состоит, где располагается, на каком экземпляре проставляется? Дайте определœение этому реквизиту и приведите пример.

13. Как оформляется внешнее согласование документа? Приведите примеры.

14. Как оформляется ʼʼгриф утверждениеʼʼ, в случае если документ утверждается каким-либо распорядительным актом (к примеру, приказом)? Приведите пример.

15. Объясните назначение реквизита ʼʼрезолюцияʼʼ. Его составные элементы, где он располагается?

16. Какие отметки и где проставляются на документах во время работы с ним?

17.В соответствии с каким правовым документом размещают реквизит ʼʼГосударственный герб РФʼʼ на бланке организации?

1.Понятие юридического значения документа 2.Юридически значимые реквизиты документа 3.Юридическое значение электронного документа 4.Заверение копий документов

1.Юридическое значение — это свойство официального документа͵ сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Отсутствие необходимых реквизитов или неправильное их оформление может привести к тому, что документ не будет иметь юридического значения (к примеру, нет подписи или да- ты).

Юридический документ: понятие, виды

В случае если же в нем не будет заголовка к тексту или отметки об исполнителœе, то это приведет лишь к определœенным трудно- стям в работе с документом, но не повлияет на его юридиче- скую силу.

2. Обязательными реквизитами, обеспечивающими юридическое значение документов, являются:

· наименование организации (должностного лица) — автора до- кумента;

· наименование вида документа;

· дата документа;

· регистрационный номер;

· гриф утверждения документа;

· текст;

· подпись;

· печать.

Подпись является обязательным реквизитом любого документа. Должностное лицо, проставляя подпись в документе, берет на себя ответственность:

· за всœе возможные последствия исполнения (введения в дейст- вие) документа.

· за достоверность документа.

Право подписи предоставляется определœенным липам и должна быть закреплено:

· в уставе предприятия:

· в положении о предприятии (о структурном подразделœении);

· в инструкции по делопроизводству;

· в должностной инструкции работника;

· в приказе о распределœении обязанностей.

Документы организации подписывает директор или его замес- тители.

Документы структурных подразделœений подписывают их руко- водители.

По ряду вопросов правом подписи могут обладать другие ра- ботники, к примеру ведущие специалисты предприятия. Подпись ставится на первом экземпляре документа͵ при необ- ходимости — на других экземплярах, к примеру при заключе- нии договора.

Дата документа — один из важнейших реквизитов документа. Отсутствие даты на документе делает его недействительным. Печать — юридически значимый реквизит и применяется в целях заверения подписи должностного лица на наиболее важ- ных (или финансовых) документах. Печать свидетельствует:

· о принадлежности документа к указанной на печати организации

· о подлинности документа.

Печать проставляется на документах, издание которых влечет за собой:

· какие-либо правовые последствия, к примеру создание, реорга- низацию предприятия;

· материальные последствия, к примеру передачу материальных ценностей, удостоверение права организации или отдельного лица на что-либо.

Гриф утверждения — некоторые документы приобретают юри- дическое значение только с момента их утверждения руководи- телœем или вышестоящим органом.

Гриф утверждения — это реквизит официального документа͵ при- дающий нормативный или правовой характер его содержанию. Обязательному утверждению подлежат:

· уставы, положения о предприятиях (филиалах);

· штатные расписания;

· акты проверок, акты приема-передачи;

· должностные инструкции;

· сметы, бизнес-планы, отчеты и т. п.

Регистрационный номер является дополнительной гарантией подлинности документа. Он свидетельствует о том, что доку- мент прошел всœе стадии обработки, зарегистрирован и тем са- мым является официальным документом предприятия.

3. Для придания юридического значения электронному документу используется электронная цифровая подпись. Электронный документ признается юридически значимым только при положительном результате проверки подлинности электронной цифровой подписи.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа͵ предназначенный для защиты данного электронно- го документа от подделки, полученный в результате крипто- графического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позво- ляющий идентифицировать владельца сертификата ключа под- писи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

ЭПП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителœе при соблюдений следующих условий:

· сертификат ключа подписи, выданный удостоверяющим цен- тром действует в момент подписания электронного документа;

· подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в

электронном документе;

· электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Благодаря этой технологии получается электронный документ:

· имеющий юридическое значение;

· подтверждающий авторство документа;

· подтверждающий отсутствие искажения информации в доку- менте.

4. Для того чтобы копия бумажного документа имела юридическое

значение подлинника, ее крайне важно заверить в установленном порядке.

С этой целью проставляется реквизит «отметка о заверении копии», который содержит:

· заверительную надпись «Верно»;

· должность лица, заверившего копию;

· его подпись;

· дату заверения;

· печать (для наиболее важных или внешних документов).

Заверение проводится самим предприятием или при необхо- димости нотариусом.

В соответствии с нормативными правовыми актами или по со- глашению сторон бумажный документ, имеющий печать, при преобразовании в электронный документ может заверяться электронной цифровой подписью должностного лица. Предприятиям разрешается заверять:

· копии документов, представляемых гражданами при приеме на работу, учебу;

· копии документов для решения социальных проблем работников. На предприятии копии заверяются:

· руководителœем организации;

· должностным лицом (начальником отдела кадров).


Юридически значимый документооборот

Юридически значимый документ — это документ, используемый в качестве подтверждения деловой или иной деятельности, содержание которого безусловно воспринимается как подлинное.

Подписание документа в бумажном виде (счёт-фактура, универсальный передаточный документ (УПД), ТОРГ-12, Акт выполненных работ, оказанных услуг и другие) вступает в силу и налагает на одну или обе стороны обязательства только после подписания сторонами оригинала и заверения печатью. Подобный документ имеет юридическую силу и является юридически значимым.

В случае же электронного документооборота (ЭДО), в роли подтверждения значимости выступает корректно оформленный документ, подписанный с обеих сторон электронной подписью. Простая (неквалифицированная) электронная подпись хотя и придает документу официальность и юридическую силу, но не придаёт ему без дополнительно статуса неопровержимого доказательства.

То есть, неквалифицированная электронная подпись в электронном документообороте имеет статус именно собственноручной подписи на документе. В отличии от неё, используемая в юридически значимом документообороте квалифицированная электронная подпись — это аналог комбинации подпись — оригинальная печать организации.

правовой документ

Она по умолчанию делает документ юридически значимым и легитимным в отношениях с контрагентами и государственными органами.

Юридически значимый электронный документооборот обладает полной законной силой в случае:
  • Использования квалифицированной ЭЦП;
  • Соответствие электронного документа закрепленным в законе регламентам обработки и форматов документов;
  • Подтверждения и хранения фактов передачи документов;
  • Однозначного подтверждения целостности и подлинности документов.
Выгода от использования юридически значимого документооборота:
  • Отсутствие необходимости держать бумажный архив, Снижение затрат по расходным материалам , на доставку документов курьерскими компаниями.
  • Экономия сил и времени сотрудников при обработке, формировании электронных документов.
  • Исключение необходимости в дополнительных штатных единицах для обработки бумажных документов.
  • Оперативность реагирования на внештатные ситуации за счет мгновенной доставки и возможности согласования электронного документа в режиме он-лайн, а также возможности всегда найти документ в сквозной сетке во всей историий создания и случаях корректировок.
  • Невозможность подделки или подмены электронного документа недобросовестным контрагентом за счёт системы шифрования и единой базы электронного документооборота.
Или, говоря языком цифр:

Пример: у организации 10 контрагентов с которыми ЮЗДО осуществляется регулярно в количестве 10 документов, 5 раз в месяц (без учета корректировочных документов). Порядка 500 документов.

В компании имеются следующие сотрудники имеющие дело с ЮЗДО.

Делопроизводитель – составляет и утверждает формы документов. Проверяет их на соответствие ФЗ.

Бухгалтер – принимает документы от контрагентов, проводит проверку на корректность и наполненность, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Сотрудник коммерческого отдела – Отвечает в компании за продажи в компании, своевременное получение первичных документов, контролирует соблюдение коммерческих условий договора.

Сотрудник IT отдела – поддерживает работоспособность системы электронного юридически значимого документооборота.

Факторы, влияющие на расходы Бумажный ЮЗДО Электронный ЮЗДО
Бумажный носитель – Расходные материалы рубли/месяц 500 0
Хранение содержание архива, рубли/месяц 100 0
Процент документов требующих корректировки/замены 10% 2%
Затраты на корректировку. Расходные материалы рубли/месяц 50 0
Услуги транспортной компании для доставки документов, рубли/месяц 1000 0
Часовая ставка сотрудника коммерческого отдела рубли/час * 300
Часовая ставка бухгалтера рубли/час* 300
Часовая ставка IT специалиста рубли/час** 500
Часовая ставка делопроизводителя рубли/час* 300
Время обработки одного документа делопроизводителем (мин) 15 5
Время обработки документа бухгалтером (мин) 30 5
Суммарное время отработки одного документа (мин) 45 10
Суммарное время работы делопроизводителя и бухгалтера с документами с учетом корректировок (человеко-часов в месяц) 412,5 85
Время на поддержание IT- специалистом ПО (часов в месяц) 0 20
Привлечение к обмену данными контрагентов сотрудником коммерческого отдела (часов в месяц) 0 30
Итого:
Затраты на работу бухгалтера и менеджера рубли/месяц 12 3750 25 500
Затраты на работу IT специалиста рубли/месяц 0 10 000
Затраты на работу сотрудника коммерческого отдела рубли/месяц 0 9 000
Итого, рубли затраты на ЮЗДО 125 400 46 150
Выгода в месяц, рубли 79 250
Выгода в год, рубли 1 146 600

*соответствует заработной плате в 50 000 рублей в месяц.
** соответствует заработной плате в 90 000 рублей в месяц.

В данный момент в системе LERADATA реализованы и доступны для обмена следующие типы сообщений юридически значимого документооборота в форматах, соответствующих действующему законодательству РФ.

Тип электронного документа Описание
Торг — 12 Электронная накладная по форме ТОРГ-12 содержит перечень отгруженной продукции, что что позволяет оперативно получать данные в удобной форме.
Счёт-фактура Документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной приемки товара. В системе реализованы электронные типы документов исправленный счет-фактура, корректировочный счет-фактура.
Акт выполненных работ, оказанных услуг Акты выполненных работ – это первичный документ отражающий срок, стоимость и виды выполненных работ.
Универсальный передаточный документ Документ, объединяющий в себе свойства счёт-фактуры, товарно-транспортной накладной ТОРГ-12 и акта выполненных работ, оказаных услуг В системе реализовансистеме реализован Универсальный корректировочный документ (УКД), позволяющий вносить изменения в ранее согласованный с контрагентов УПД.

Неструктурированный электронный документ Документ любого формата WORD, PDF, JPEG и другие, подписанный квалифицированной ЭЦП.
Достаточно часто контрагенты используют для обмена с контрагентами договора, протоколы разногласий к договорам, акт сверки взаимных расчетов, спецификации, сертификаты и другие документы.

Другие продукты LeraData для эффективного бизнеса

Оформление юридических документов занимает значительное место в нашей практике. Данная юридическая услуга включает в себя составление проекта необходимого документа, соответствующего, как нормам действующего законодательства, так и интересам клиента. Это может быть отдельный документ (например, исковое заявление в суд), либо пакет документов.

Мы оформляем следующие документы:

  • договора купли-продажи, поставки, подряда, оказания услуг, аренды или другие договора, необходимость в заключении которых у Вас возникла;

  • авторские, лицензионные договора, соглашения, дополнительные соглашения к договорам и прочие;

  • учредительные документы (устав, учредительные договора и пр.), контракты с директором предприятия, а также документы, регулирующие деятельность обособленного подразделения юридического лица;

  • документы, регулирующие внутренние процессы предприятия: положения, правила, должностные инструкции, приказы, иные локальные нормативные акты организаций и предпринимателей, а также проекты трудовые договора, договора о полной материальной (индивидуальной, коллективной) ответственности;

  • иски, апелляционные (кассационные) жалобы, отзывы, возражения;

  • разовые обращения, заявления, жалобы, письма, ответы или другие процессуальные документы;

  • претензии (в том числе с расчетом штрафных санкций), ответы на претензии.

Сроки и стоимость оформления юридических документов:

Необходимый Вам документ оформляется юристами АБ «Ваше Право» в двухдневный срок с момента получения от Вас всех необходимых документов и информации. Исключения составляют документы, требующие детального анализа или сбора дополнительных сведений.

Стоимость услуг по оформлению юридических документов формируется после анализа особенностей и обстоятельств Вашего вопроса в индивидуальном порядке.

Ниже представлена стандартная стоимость оформления юридических документов. Обратите внимание, стандартная стоимость может изменяться в каждом конкретном случае.

Составление проекта договора – 100-300 грн.

Составление иска или возражений на иск – 500-700 грн.

Составление апелляционной (кассационной) жалобы или возражений на них без представления интересов в суде – 700-1000 грн.

Стоимость подготовки жалоб на налоговое уведомление-решение – 1000 грн., в стоимость включен анализ правомерности уведомления-решения.

Стоимость подготовки повторных жалоб на налоговое уведомление-решение – 800 грн.

Составление разовых документов – 50-100 грн.

Составление претензии с расчетом штрафных санкций – 500 грн., без расчета штрафных санкций – 300 грн.

Юридическая экспертиза документов:

В случае, если у Вас уже имеются готовые проекты документов и Вы сомневаетесь в их соответствии требованиям законодательства и Вашим интересам, наши адвокаты готовы осуществить их юридическую экспертизу (проверку).

Юридическая экспертиза документов требуется во всех случаях, когда Вы подписываете соответствующие юридические документы, например, в случаях:

  • направления документов в суд. Обращаясь в суд с исковым заявлением, привлеките юриста для его подготовки. Если Вы составили иск сами, пусть адвокат проведет его юридическую экспертизу.

  • сделки с квартирой. Если Вы покупаете квартиру, адвокат должен проверить документы по этой квартире. В противном случае существует риск остаться без квартиры и без денег.

  • подписания договора. Заключая с кем-либо договор купли-продажи, оказания услуг и иные договоры, поручите подготовку договора адвокату. Если же другая сторона договора предлагает Вам свой вариант договора, представьте этот договор на экспертизу адвокату. Адвокат внесет в него коррективы, соответствующие Вашим интересам

  • иные случаи, когда Вы подписываете важные документы.

Наши адвокаты и юристы в сжатые сроки профессионально проверят представленные Вами документы на предмет соответствия нормам законодательства и Вашим интересам, предоставят Вам юридическое заключение и рекомендации.

Стоимость юридической экспертизы документов составляет от 500 грн.

Формы предоставления Адвокатским Бюро «Ваше Право» услуги по оформлению юридических документов и юридической экспертизы документов:

  • ОН-ЛАЙН.

    Вы направляете нам по электронной почте запрос на подготовку документа с изложением его назначения, Ваших пожеланий и всех необходимых деталей. Далее мы согласовываем сроки и стоимость, наш юрист готовит документ и отправляет Вам по электронной почте.

  • ТЕЛЕФОН. Аналогично, с использованием телефона.

  • ВИЗИТ.

    Юридическая техника

    Вы приходите в офис нашего агентства и заказываете подготовку документа.

  • ВЫЕЗД. В необходимых случаях адвокат выезжает к Вам для подготовки документов.

О форме и порядке оплаты Вы сможете узнать обратившись к нашим адвокатам и юристам.

 

Обращайтесь, мы рады встрече с Вами и готовы Вам помочь!

Наше агентство также готово предоставить Вам услуги по представительству интересов в государственных и правоохранительных органах.

О других юридических услугах гражданам Вы можете узнать здесь, а для предприятий и ФЛП — на этой страничке.

Мы будем признательны Вам за оценку нашего сайта :). Спасибо!

 

 

Добавить комментарий