Предпосылки возникновения социологии

Страница 8 из 31

Предпосылки возникновения социологии.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах происходило то, что присуще нашей стране сегодня: богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста, вспыхнули восстания лионских и селезских ткачей, возникло движение лудитов, чартистское движение и т.д. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Изменение мировоззренческих установок фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Само зарождение социологии было ответом на эти изменения. Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественно-научными дисциплинами, с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественно-научные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые модели натуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм и т.д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и естественно-научный схематизм, отражающий уровень развития естествознания.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в XVII в. впервые в теориях “социальной физики” возникает идея о том, что общество – это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.

Таким образом, появление социологии носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями развития социальной жизни, подготовлено всей историей развития научного знания.

<< Предыдущая — Следующая >>

Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм общественного сознания в концепции К.Маркса называется: надстройка

Социология О. Конта включает в себя разделы: социальная статика и социальная динамика

Социология стала признаваться в качестве самостоятельной науки: в 40-е годы XIX века

Рандомизация – это: процедура отбора признаков для исследования, когда каждый признак или их комбинация имеет равные шансы на попадание в выборку

Репрезентативность социологической выборки не зависит от _______ выборки: величины

Работа Т.

4. Предпосылки возникновения социологии.

Парсонса «Система современных обществ», в которой охарактеризованы социальные подсистемы общества и их функции – это пример исследования: теоретического

Работа П. Сорокина «Голод и революция», в которой установлена причинно-следственная связь между экономической ситуацией и падением нравственных устоев – это пример исследования: социального

Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» – это пример исследования: теоретического

Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» – это пример исследования: эмпирического

Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это: идентичность

 

 

 

1.Социологическая наука изучает: человеческое общество

2.Структура социологического знания определяется: задачами и функциями социологии

3.Социология права это: часть правоведения, анализирующая социальные условия возникновения, развития и действия права в обществе

4. Социология как частная социологическая теория изучает: право как социальный институт во взаимосвязи с другими социальными институтами (экономикой, политикой, культурой, образованием и т.д.)

8. Социология в России стала развиваться как самостоятельная наука: с периода «хрущевской оттепели»

1234Следующая ⇒


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

вариант 5

Выполнил студент гр. Ф-207

Гайсина (Каримова) Э.И.

Уфа, 2011.

Содержание:

Введение

Социология наука об обществе. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

Тема данной работы состоит из двух пунктов:

1) Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии

2) Социальная структура общества

Актуальность данных тем обусловлена тем, что главная задача социологов –видение общества в качестве целостного социального организма, социальной структуры и социальных изменений. Такие жизненные проблемы, как ядерная война, уничтожение природной среды, эпидемиологические заболевания, социальные изменения и реформы не могут пройти мимо внимания социологов. Социология должна предвидеть изменения в жизни и обществе и помочь в регулировании социальных процессов.

Объектом исследования в первом пункте выступает социология, как наука, а во втором – социальная структура общества.

Целью данной работы является рассмотрение социологии, ее становление, предпосылки возникновения, а во втором – социальная структура общества и ее элементы.

Для написания данной контрольной работы использовались труды таких зарубежных и отечественных ученых, а так же данные интернет-ресурсов.

Глава 1 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии.

Социология(от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.

Социология возникает в конце ЗО-х — начале 40-х годов XIX в.

Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в ЗО-х — 40-х годах XIX в.

В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология.

Предпосылки возникновения социологии

Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества». Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии.

Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов.

В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов.

Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов). Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.).

Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А.

Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Основные этапы становления социологии.
1.

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма
Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности.

Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.
3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога 3. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.).

Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».

Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.


Родоначальники социологии: О.Конт

Огюста Конта (1798-1857) часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Основной целью Конта было отделение новой социологической науки от метафизики и теологии с ее методами и принципами и создание науки об обществе на основах точного научного знания, подобно естественнонаучному. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что означало «наука об обществе».

Конт родился во Франции в 1798 г. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы такие методы как наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, названый им позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, это структура общества, а вторая — законы развития и изменения социальных систем, это динамика общества. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика — теория прогресса.

Закон трех стадий — основа социальной динамики – 3 стадии развития истории:

  • 1. Теологическая или фиктивная стадия, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.).
  • 2. Метафизическая стадия, охватывающая XIII-XIX вв.
  • 3. Позитивная стадия – с XIX в.

Главные черты социологии:

  • 1. Систематизированный, целостный подход к исследованию социальных процессов;
  • 2. Освобождение от всякого рода ненаучных и метафизических форм познания;
  • 3. Опора на эмпирические данные наблюдений и эксперимента;
  • 4.

    Социология и изучение общества. — Предпосылки возникновения социологии.

    Результативность научных достижений подобно естественнонаучным;

  • 5. Систематизация предшествующего знания и определение собственного предмета исследования новой социальной науки.

Основные работы:

  • 1. «Популярный астрономический трактат» (1845)
  • 2. «Система позитивной политики или социологический трактат» (1851-1854)
  • 3. «Курс позитивной философии» (в русском переводе «Курс положительной философии» (1899-1900).

Роль Конта в истории социологии: обращение к положительному (позитивному) знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все это оказало сильное влияние на развитие обществоведения и на современную науку.

← предыдущая лекция

следующая лекция →

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя по­пытки социологического анализа проблем общественной жизни пред­принимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «нача­ло» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Ш. Мон­тескье). Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализ­ма в первой трети XIX в. Именно капитализм поставил проблемы обще­ства и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Термин «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Кон-том в 1838 г., т.е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении и сейчас — науку об обществе. Но если до 1830-х гг. про­блемы общественной жизни вплетались в общую ткань мировоззрения, пс выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине XIX в. произошло коиституирование социологии как отдельной науки.

Рассуждая о его причинах, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального перио­да буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революцион­ный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество. С решением этой задачи и свя­зывают возникновение социологии отдельные отечественные ученые.

Принимая такие представления лишь как частично объясняющие возникновение социологии, необходимо отметить, что существовала логика развития как самого общества, так и науки о нем. Причины по­явления новой науки разумно было бы искать не только за ее преде­лами, но и в ней самой. Имелись достижения естествознания, которые нельзя рассматривать автономно, поскольку они влияли на все науч­ные концепции того времени, а следовательно, требовали своего при­менения и к социальным процессам, стало быть послужив сильным толчком для возникновения социологии. Расширялись знания об об­ществе, потребность в которых возрастала.

Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следу­ет искать не только в самом капиталистическом обществе, его потреб­ности обладать объективным научным знанием о собственных социаль­ных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание мирового рынка, и возник­новение схожих политических структур в ряде стран, и процесс форми­рования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание целостного социального мира, постольку возни­кала необходимость его изучения, что требовало особой науки.

Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в начальных социологических построениях (О. Конт, Г. Спенсер) боль­шое внимание уделялось широким социальным проблемам. Первых «настоящих» социологов, тех, кто провозгласил принципы новой на­уки, интересовало прежде всего общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине XIX в. теоре­тические построения и концепции.

Теоретические предпосылки возникновения социологии

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации — кон­сервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на об­щество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консерватив­ной ориентации (Жозеф де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассмат­ривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Либеральная ориентация (Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общест­ва. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась не­маловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознатель­ная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела».

Сформировалась идеология индивидуализма, в которой былазыра-жена одна из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно определить так: что лучше для человека, то луч­ше для общества. В целом оба направления сыграли определенную роль в возникновении и развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и об утопическом социализме, о воздействии его идей, о лич­ном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя А. Сен-Симона на основателя социологии О. Конта. Семь лет он служил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего патрона. В книге «Очерк науки о человеке» Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее лее надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики».

В противовес спекулятивным философским построениям Сен-Симон ре­комендовал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний».

Здесь, прервав рассуждения об идейно-теоретических предпосылках социологии, нужно кратко остановиться на естественно-научных дости­жениях, обусловивших ее возникновение. В первой половине XIX в. на­иболее развитыми отраслями естествознания были астрономия, матема­тика, физика, прежде всего такой ее раздел, как механика (отсюда появление «механической» модели общества, в которой оно сравнива­лось с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию).

Поскольку ученые получали точное знание, устанавливали научные факты благодаря наблюдению и эксперименту, постольку именно эти методы привлекали внимание исследователей общества.

Не случайно об этом говорит А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в фи­лософских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом историческо­го и современного материала. Особое значение имели взгляды па проблему социального неравенства и классовых различий. С конца XVIII в. стало вхо­дить в употребление понятие «класс», нетождественное распространенно­му тогда понятию «сословие». Затем у французских историков периода Ре­ставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляется термин «классовая борьба».

Получает важное значение понятие гражданского общества, осно­ванного на демократической форме его существования. Великий не­мецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не мо­жем не принимать в расчет, когда говорим о появлении социологии) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречи­выми, часто антагонистическими интересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым исторический прогресс имеет объективный, цикличе­ский и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом существен­ное, и то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические исследования, связанные с социальной ста­тистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась i ех-ника массовых статистических опросов, закладывались основы демогра­фии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середи­не XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.

Итак, к 1830—1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возник­новения социологии. Требовалось новое осмысление социальных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки — социологии.

§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии Огюст Конт

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Не­которые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, только в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значитель­ной части трудов западных социологов XIX — начала XX в.).

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах ц исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпириче­ски и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстракт­ных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно ре­шать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее соци­альной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социаль­ной физикой привели Конта к выделению в ней социальной ста­тики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, со­циальная динамика — как развитие и переход от одного состояния со­циальной мысли и общества к другому.

Основным методом в социологии является, по Кошу, наблюде­ние социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально со­здаваемых условий.

Предпосылки и условия возникновения социологии

Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных на­родов. Рассуждения о методах социологии — один из наиболее раци­ональных аспектов системы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматривае­мых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тре­мя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, — писал Конт, — означает, что единст­венным источником истинной науки о мире является опыт. Позити­визм — что предметом ее являются только факты… Физикализм — …что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физи­ка, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание»1. Можно ус­тановить, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук.

Работы Конта имели большое значение для последующего разви­тия социологии. Не случайно современные западные социологи например, А. Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу. В работах Копта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал зна­чительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельству­ют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спе­кулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыс­лителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Возникновениесоциологиикакнауки (2)

    Реферат >> Социология

    ВОЗНИКНОВЕНИЕСОЦИОЛОГИИКАКНАУКИ С древнейших времен человека … с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологиикакнауки. Анализ общества, поведения человека … достаточно четко был определен предмет социологиикакнауки, но и заложены основы …

  2. Возникновениесоциологиикакнауки (3)

    Реферат >> Социология

    … Введение……………………………………………………………………………3 1. Возникновениесоциологиикакнауки………………………………………..4 2. Западноевропейская … предпосылкам возникновениясоциологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона и их последователей. 1. Возникновениесоциологиикакнауки С …

  3. Социологиякакнаука (17)

    Лекция >> Социология

    Лекция 1. Социологиякакнаука. Социология и ее место в системе современных наук. Предмет и объект социологии. Возникновениесоциологиикакнауки. Структура социологического знания. Методы …

  4. Социологиякакнаука в обществе

    Реферат >> Социология

    … и внутренних перестроек. Говоря о возник­новениисоциологиикакнауки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне …

  5. Понятие и сущность социологиикакнауки (1)

    Реферат >> Социология

    Источники возникновениясоциологиикакнаукиСоциологиянаука об обществе, общественных явлениях и общественных взаимодействиях. На развитие социальных наук влияет …

Хочу больше похожих работ…

a) в первой трети XIX века

b) в период античности

c) в Новое время

21. Согласно Платону, общественную стабильность обеспечивает(-ют) …

a) социальное разделение

b) социальное равенство

c) политические свободы

d) религиозный плюрализм

22. Возникновению социологии способствовала _________ революция.

a) промышленная

b) социалистическая

c) национально-освободительная

d) сексуальная

23. Согласно О. Конту на позитивной стадии эволюции формируется ______ общество.

a) промышленное

b) военное

c) феодальное

d) справедливое

24. Основоположником теории позитивизма является…

a) М. Вебер

b) О. Конт

c) Г. Спенсер

d) Э. Дюркгейм

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 3-е изд., стер.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014. Гриф УМО;

2. Социология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко.

– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО;

3. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО.

Тема 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.

Основатель социологии Огюст Конт придерживался принципа «порядок и прогресс», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию — как источник знаний об обществе, которая необходима для оптимизации отношений между людьми. Новая наука должна была рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.

Становление социологии как науки об обществе ведется с середины ХIХ века и связывается с именами Герберта Спенсера, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений изучения истории социологии.

Крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию. Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, затем образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.

Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию — специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин «аномия». Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе — важнейшем направлении общественной мысли в XX в, речь о котором пойдет в следующей теме.

Семинар

Цель: разбираться в структуре социологических теорий основных представителей теоретической социологии изучаемого периода

Вопросы для обсуждения

1. Огюст Конт и его «позитивная философия».

2.

Органицизм и эволюционизм Герберта Спенсера.

3. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма.

4. «Понимающая» социология Макса Вебера.

Тематика рефератов

1. Социологический проект Огюста Конта.

2. Социальный прогресс и социальная гармония в учении Огюста Конта

3. Основные положения эволюционной теории Г. Спенсера.

4. Георг Зиммель — основатель исследований социального конфликта.

5. Развитие русской социологии в Х1Х веке.

6. Развитие русской социологии в начале ХХ столетия.

7. Исследование самоубийств Эмилем Дюркгеймом.

8. Теория аномии Э. Дюркгейма: основные положения.

9. Макс Вебер – ученый-энциклопедист.

10. Теория «политического господства» М. Вебера.

11. Социология религии М. Вебера: основные положения.

12. Теория социального действия М. Вебера.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем сущность позитивистского подхода О.Конта в изучении общества как социальной реальности? Какова его роль в возникновении социологии как науки?

2. Развитие социологической науки во взглядах Г. Спенсера.

3. Натуралистические школы в социологии.

4. Социал-дарвинистское направление в социологии (А. Смолл, У. Самнер, Л. Гумплович).

5. Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма.

6. Понятие аномии. Особенности возникновения и пути выхода из аномии.

7. Теория подражания Габриэля Тарда. Трактовка общества с позиций социального реализма и номинализма.

8. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето.

Тесты

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒



Добавить комментарий