Возрождение — Википедия


Библиотека > Культура Возрождения > Основные этапы развития культуры Возрождения


Введение

Возрождение — эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Главная особенность Возрождения — целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.

Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей — Шекспира, Микеланджело.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

Раннее Возрождение

Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах — XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век — Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества — купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери — произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте — Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. по мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки — латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII — XIV века; Раннее Возрождение — XV век; Высокое Возрождение — конец XV — первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — конец XVI века.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, — Донателло, Мазаччо, Боттичелли — проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки — появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.

Высокое Возрождение

В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства — интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников — Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.

Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса — в Испании, в центре которой — человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов.

В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры — мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка — канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы — прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ — нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном — этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной.

Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией — по названию вымышленной Т. Мором страны — называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями.

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы — Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.

Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века — Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи — “романизм” — обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность — групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов — Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.

Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени — Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

Высший взлет литературы Позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман “Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский”, в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. “Дон Кихот” пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало. Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, “Назидательные новеллы”, стали своеобразным описанием современных автору нравов.

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические черты Возрождения отразились в творчестве главы римской школы Дж.Палестрины.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Заключение

Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народного искусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира.

Профессиональная музыка в эпоху Возрождения проникается новым гуманистическим мироощущением, перестает быть чисто церковным искусством и испытывает влияние народной музыки. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, распространившийся из Италии на все европейские страны. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров — сольных песен, оперы, ораторий.

Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Характерная черта культуры Возрождения — тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса — универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.

Список литературы

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. — М., 1996.
История искусства зарубежных стран / под ред. Доброклонского М.В. в 3 т. — М., 1962.
Краткий словарь по эстетике / под ред. Овсянникова М.Ф. — М., 1983.
Культурология / под ред. Радугина А.А. — М., 1996.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб., 1994.
Малая Советская энциклопедия. В 10 т. — М., 1930.
Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1991.
Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. — СПб., 1998.
Энциклопедический словарь / под ред. Введенского Б.А. в 2 т. — М., 1963.

 Непорочное зачатие  / Вазари 

Вторая половина XV века для итальянского искусства Ренессанса становится переходным периодом.

В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.

Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

 

 Святая Вероника / Якопо Понтормо 

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют.

Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение

Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения —Тинторетто, Бассано, Веронезе.

 

 Мадонна с длинной шеей / Пармиджанино 

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры.

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».
Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

 

 Солонка Франциска I / Бенвенуто Челлини 

Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини»), исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии.
Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.

 

 Аллегория Мудрости и Силы / Веронезе 

Италия XVI века насчитывает огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г.), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства.
В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.

 


 

 

Спящая Венера. Джорджоне. 1505—1510 гг.

Искусство позднего Возрождения, т. е. в период с 30-х годов до конца XVI столетия, представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений.

Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и потому старалась использовать его в своих целях.

Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями.

Поэтому на виду оказались те художники, которые связали своё творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своём творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома.

Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучать природу и её законы, а внешне усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и главным образом Микельанджело.

Многие из них были хорошими рисовальщика ми, среди них было немало крупных портретистов (Понтормо, Бронзино), поскольку портрет теснее других живописных жанров связан с натурой, но их картины, независимо от сюжета, надуманы, искусственны, фальшивы по замыслу и по исполнению (Вазари, Цуккари).

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Эти художники не останавливались перед деформацией человеческого тела, отсюда характерна возможность появления таких странных картин, как «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанино).

Недаром престарелый Микельанджело сказал однажды, видя как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками».

Маньеристы представляли модное течение, но не они определяли художественную сущность позднего Возрождения.

Продолжали работать в реалистических традициях Возрождения такие мастера, как престарелые Микельанджело и Тициан.

Особенно плодотворными оказались завоевания венецианской живописи, расширившей возможности реалистической передачи окружающего мира и человека при помощи цвета и света.

Такие венецианские живописцы, как Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594) и другие, продолжали разрабатывать дальше традиции реалистического искусства.

Крупным мастером этой эпохи, последовательно продолжавшим линию реалистического искусства, был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500—1571). «У нас нет других книг, чтобы научить вас искусству, кроме книги природы»,— заявляет Челлини.

Его большая бронзовая статуя Персея изображает прекрасное человеческое тело, изваянное с глубоким знанием анатомии.

Золотые и серебряные ювелирные изделия Челлини (в том числе золотая солонка Франциска I) были столь виртуозно обработаны и изящны по форме, что благодаря их влиянию на современников целый период в развитии этих видов искусства был назван эпохой Челлини.

Составленная им «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джонаини Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» необычайно ярко рисует жизнь этого беспокойного художника.

Неистовые страсти Челлини, с одинаковым пылом трудившегося над своими произведениями и нападавшего на своих многочисленных действительных и мнимых врагов, его суеверия, откровенное стремление к славе, наивное хвастовство, неистребимая жажда жизни и беззаветная любовь к искусству— всё это делает Челлини одним из наиболее типичных представителей этого бурного и противоречивого времени.

Наименее знаменитыми в то время, но весьма важными для последующего этапа в развитии реалистического искусства Западной Европы были художники небольших городов Северной Италии (Брешии, Кремоны и др.).

Расписывая провинциальные церкви, вдалеке от модных течении и больших художественных центров, они порою порою, порою даже неумело нащупывали те пути, какие привели в конце века к творчеству такого выдающегося живописца, как Караваджо (1573—1610).

В свои композиции, преимущественно на религиозные сюжеты, они часто включали простонародные типы, так что библейские и евангельские сцены становились почти жанровыми картинами (семья художников Бассано, Лелио Opси и др.).

Караваджо и его последователи — «караваджисты» отвергали подражательное, условное искусство, обращаясь к изображению народного быта и природы. Школа Караваджо оказала значительное влияние на живопись не только в Италии, но и во Франции, Испании, Фландрии и Голландии.

Наконец, ещё одно направление сложилось в Болонье, где братья Карраччи в 1534г.

Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение

основали свою «Акадомию вступивших на правильный путь», чтобы противопоставить зашедшему в туник «маньеризму» искусство, основанное на более глубоком изучении великих мастеров.

Программа Карраччи была эклектической, но она основывалась но на простом повторении внешней манеры великих художников «золотого века», а на академическом изучении их общих принципов.

На позднее Возрождение приходятся также значительные перемены в системе воспитания и образования художников.

Необходимость усвоить математику и анатомию, стоять на уровне гуманистической образованности, а также высокое развитие художественной культуры — всё это привело к выделению больших художников из общей массы цеховых мастеров.

Процесс этот, начавшийся ещё в пору Высокого Возрождения, завершился к середине XVI в. Так появляется граница между «искусством» и «ремеслом», которой раньше не существовало.

Вместе с тем должны были измениться и условия формирования художников.

Прежнее ремесленное ученичество ужо не могло удовлетворить возросшим потребностям, создаются «академии».

Первой была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. и специальным указом герцога тосканского выделенная из цеха, второй — болонская академия братьев Карраччи.

По образцу этой последней в XVII в. начали возникать «академии художеств» во всех столицах Западной Европы, начиная с Парижа.

автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Глава 5. Позднее Возрождение

5.1. Характерное для упадка

К Позднему Возрождению относят вторую — последнюю четверти XVI в., а некоторые исследователи – и первую четверть XVII в.

При угасании Высокого Возрождения на первый план выдвигалась Реформация (вкупе с Контрреформацией), сосредоточенная на религиозных вопросах. Художественное творчество затмили ожесточенные идейно-политические и вооруженные столкновения между католиками и протестантами, а заодно между нациями, придерживавшимися разных вероисповеданий. Однако Возрождение мгновенно не кануло в Лету и еще сотню лет оставалось весьма влиятельным процессом «второго плана».

Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения. Хотя сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства. Ведь они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь. Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV в. Франция и Испания, закончив собственное объединение, набросились на богатые города и государства Италии. И те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого пламени превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие мастера жили и работали в Италии. Но поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения итальянцев намного меньше, чем прежде. Зато очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и др.

Расцветавшие абсолютные монархии и борющиеся между собой христианские конфессии понимали, какое большое значение имело искусство в глазах общества, поэтому старались использовать его в собственных интересах. Постановления Тридентского собора (1545-1563) прямо указывали на стремление католической церкви присвоить себе контроль над художественным творчеством. Поэтому особого внимания удостоились те деятели искусств, которые, как и во времена Проторенессанса, связывали свое творчество с обслуживанием религиозных нужд, выражали настроения подавленности и внутреннего надлома или одухотворяли аскетизм и раболепие перед Всевышним.

Для Позднего Возрождения характерно рассудочное отношение к творчеству – гармонию старались привести в соответствие с многочисленными теоретическими трактатами и надуманными идеалами. При этом острые темы исчезали, мощь и богатство содержания улетучивались.

5.2. Угасающее искусство

Искусство Позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. В результате получалось «нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий». Его отличительные особенности – произвольное сочетание античных и христианских мотивов, нарочитая живописность, утрированность и вычурность форм, капризное усложнение и скучивание элементов.

Позднее Возрождение привело к четкому разделению мастеров на творцов и ремесленников. «Чистое» искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первым таким учреждением была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою «Академию вступивших на правильный путь» для глубокого изучения творчества великих мастеров.

По образцу этой академии в XVII-XVIII вв. создавались «Академии художеств» во всех европейских столицах.

Многие художники этого времени получили название «маньеристов» (живописцы А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.), потому что они нарочито копировали «манеру» великих мастеров — в первую очередь Микеланджело, давшего пример крайне свободного отношения к принципам и формам классического искусства.

Маньеризим был очень модным течением. Художественные студии маньеристов стали чем-то вроде современных фотоателье, поскольку изготовляли портреты заказчиков быстро и массово.

В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанино), «Покойник в гробу» (Я. Понтормо), «Аллегорические Апеннины» (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, какие причудливые формы примет подобное творчество в XX-XXI вв.

Разумеется, не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи Тициана — венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие.

А друг и ученик Тициана венецианский архитектор Андреа Палладио (1508-1580) стал родоначальником раннего классицизма (палладианства). Он создал разнообразные вариации сочетания ордерных элементов и показал, как гармонично встраивать здания в окружающую среду, природную и городскую.

Самым известным маньеристом-реалистом стал скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Целый период в развитии ювелирного искусства был назван «эпохой Челлини». Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Все это делает его похожим на большинство тех необузданных индивидов, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения.

Среди архитекторов Позднего Возрождения славился Джакомо да Бароцци, прозванный Виньолой (1507-1573). Он строил церкви, дворцы и виллы для пап и иезуитов.

Позднее Возрождение в Италии.

В его творчестве отмечают элементы Высокого Возрождения, барокко и классицизма. Его книга «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) сделала его выдающимся теоретиком.

Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они сформировали реалистическое искусство XVII в. и эпохи Просвещения. «Караваджисты» передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения.

Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). В его творчестве пейзаж стал самостоятельным жанром. Даже в его знаменитой картине «Падение Икара» (1558) от самого Икара остался только всплеск на воде, все остальное — пейзаж. Дескать, герой погиб, а жизнь продолжается, как ни в чем не бывало.

5.3. Джордано Бруно

Самым радикальным и последовательным мыслителем Позднего Возрождения является Джордано Бруно (1548-1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Он развивал идеалы итальянского гуманизма в духе Платоновской Академии Флоренции. Наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника, философские учения Н. Кузанского, Пифагора, Платона, Лукреция.

Джордано Бруно родился в маленьком городке Нола, близ Неаполя, в бедной семье. В 1563 г., то есть в 15 лет он поступил послушником в доминиканский монастырь. С юношеским максимализмом Д. Бруно высказывал свои взгляды по различным проблемам, нарочно противопоставляя себя окружающим, был непримиримым спорщиком. Его заподозрили в ереси, и восемнадцатилетний Джордано, нарушив монашеский обет, подобно Лермонтовскому «Мцыри» бежал из монастыря. А в 20 лет он бежал и из Италии. Около 30 лет скитался по Европе, называя себя правдоискателем и «академиком никакой академии». Бруно везде яростно спорил и нигде не находил пристанища, оставаясь нищим, голодным, но не сломленным.

В результате такой бурной жизни Джордано приобрел довольно разнообразные знания и выработал самостоятельный взгляд на мир — целостный и весьма поэтичный. Природа представала в учении Бруно единым живым существом, наделенным душой и разумом. Кроме этого единого существа Джордано ничего не признавал в качестве самостоятельно существующего: ни Бога, ни дьявола, ни человека, ни пылинки. Все сущее для него только частичка, преходящая клеточка (монада) вечно живого и бесконечного Единства. Такой взгляд философы называют «гилозоистическим пантеизмом».

Бруно предельно гиперболизировал гипотезу Н. Кузанского о бесконечности и единстве Вселенной. Критикуя учение Коперника, Джордано писал, что и Солнце не является центром Вселенной, что нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся в непрерывном движении. Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной более совершенных существ.

Основные работы Д. Бруно  — диалоги «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Д. Бруно написал также несколько сатирических поэм и сонетов, грубо высмеивая священников.

Инквизиция, естественно, разыскивала Д. Бруно, и, в конце концов, заманила его в ловушку. Один из друзей философа предал его за символическое вознаграждение, почти как Иуда Христа.

Семь лет тяжелого заключения и беспрерывных пыток не сломили Джордано. Он продолжал спорить, дерзить и насмехаться. Инквизиторы истощили свои силы и приговорили непреклонного узника к сожжению. Узнав это, Бруно произнес свою знаменитую фразу: «Вы с большим страхом произносите свой приговор, чем я выслушиваю его».

Героическая смерть Джордано Бруно на костре стала символом стойкости ученых перед лицом невежества и деспотизма. К сожалению, очень многие не находили в себе подобного мужества и каялись как это сделал Великий Галилей Галилео. Наверное, поэтому наука, зачастую оказывалась служанкой безнравственных типов.

5.4. Предвозвестники Просвещения

В течение XVI в. передовая мысль перемещался из Италии в другие страны. Да и целом, Ренессанс медленно затухал, уступая место межконфессиональным дискуссиям. Все больше ученых-гуманистов посвящало себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни.

Одним из первых и самых знаменитых классиков подобного жанра был французский философ Мишель де Монтень (1533-1592). Его знаменитые трехтомные «Опыты» (1580-1588) сделались на века образцом нравоучительной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII в. Приводя великое множество разнообразных фактов, исторических и бытовых подробностей, Монтень преподает читателям уроки того, что называется «умением жить» в человеческом обществе, и в первую очередь, в обществе светских людей. Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые традиции и правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему этических норм. Это не только завершающая фаза Позднего Ренессанса, но и образец раннего Просвещения.

Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло в Англии. Именно там в конце XVI в. начинали Френсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Первый – как создатель современного эмпирического метода познания (индукции – движения мысли от частного к общему). Второй – как величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения. И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной классике и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее.1 Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмившая гуманистические блуждания во внутреннем мире индивида.

Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего «Дон Кихота». Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель переносил животворные ростки Возрождения на испанскую почву.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни. Это было одновременно прощание со Средневековьем с его рыцарскими идеалами и прощание с эпохой Возрождения с ее культом прекрасной незнакомки, а заодно пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам.

Сам Сервантес умер в нищете, и его могила была забыта.

Зато в богатстве, почете и славе закончил свои дни другой испанский писатель – Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо 1562-1635). Он был современником Шекспира и, как тот, предпочитал создавать драматические произведения чрезвычайно модного любовно-приключенческого и военно-исторического жанра в стиле «новой комедии». Де Вега сочинил свыше 2 000 пьес, а также множество романов, стихотворений и романсов. Его творчество открывает и украшает «золотой век» испанской классической литературы.

В период Позднего Возрождения работали и другие известные деятели. Среди них:

— немецкий художник Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (1497-1543), который в серии картин «Образы Смерти» представил Смерть неким Робином Гудом, который карает богатых и знатных и выручает бедных и обиженных;

— французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), автор популярного пятитомного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», ставшего своеобразной энциклопедией французского быта XVI в.;

— математик, врач и предсказатель Джироламо Кардано (1501-1576), создавший карданный механизм (устройство трансформации механических движений) – незаменимую часть  современного автотранспорта;

— создатель первой научно-исследовательской академии Бернардино Телезио (1508-1588);

— создатель знаменитой коммунистической утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568-1639).

5.5.

Исторические итоги

На протяжении всей эпохи Возрождения история оставалась любимым предметом всех ученых и деятелей культуры. Правда, в центре их внимания оставались биографии и поучительные примеры. Только Бруни и Макиавелли сумели возвыситься до истории государств, став примером для подражания. При этом исторические труды очень тяжко и медленно очищались от баснословных и сказочных элементов, заполонивших средневековую историографию.

Для Позднего ж Возрождения характерно появление великого множества историков, пытавшихся создать целостную картину итальянской и даже всемирной истории. Среди них своей правдивостью и глубокомысленностью выделяется ученик и друг Макиавелли Франческо Гвиччардини (1483-1540), доказывавший историческую неизбежность объединения Италии (в форме аристократической федерации) и критиковавший своих соотечественников за действия, противоречащие социальным закономерностям. За Гвиччардини шла целая плеяда разных историков, итожащих эпоху Возрождения.

Неоднократно упоминаемый и цитируемый в данном реферате Джорджо Вазари (1511-1574), будучи в свое время очень популярным флорентийским художником-маньеристом и востребованным архитектором, вошел в историю благодаря своим «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в пяти частях (1549-1550, 2-е полное и иллюстрированное издание 1568). Именно это произведение принесло ему всемирную славу и статус выдающего историка современности — родоначальника искусствоведения. Заслужено! Ибо именно он впервые системно и очень детально изложил историю Ренессанса и ренессансной культуры, доказав, что Возрождения действительно особенная эпоха, достойная собственного названия и отдельного рассмотрения. Название, предложенное Вазари («Rinascimento»), стало общеупотребительным. 178 биографий самых видных деятелей Возрождения до сих излагаются на основе Вазариевых «Жизнеописаний». Однако ради справедливости нужно отметить пристрастность этого историографа: он всячески умалял всех, кто ему не нравился, и перехваливал своих соотечественников и любимцев, а так же отвел слишком много места собственному творчеству, раздавая себе чрезмерно лестные оценки.

Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях стал последней – итоговой стадией эпохи Возрождения. В то же время он оказался своеобразным преддверием эпохи Просвещения. Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.

 

.

Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях («Мученичество св. Лаврентия», 1555, церковь Джезуити, Венеция; «Положение во гроб», 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты («Даная», 1553-54, Прадо; «Венера и Адонис», 1554, там же; «Венера перед зеркалом», ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж)

Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И.

Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», ок. 1565-70, Эрмитаж; «Пастух и нимфа», ок.

Поздний ренессанс

1570, Музей истории искусств, Вена; «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж; «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.

Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.

Это интересно:

Культура в годы первой русской революции
Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые п …

Культ юродивых как принадлежность православия
Прямое отношение к культу святых имеет культ «блаженных и юродивых», составляющий принадлежность православия, — в католицизме имеются лишь намеки на него. Во всяком случае, культ блаженных и юродивых имеет прямую опору в христиа …

Мстёра
В коллекции произведений современных художественных промыслов, хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра Мстёры. Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем пос …

Добавить комментарий