Принципы обучения

.

Дидактические принципы (принципы обучения)основные положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного процесса. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса.
Одним из первых научно-педагогических трудов, в котором были обоснованы принципы обучения, была книга великого чешского педагога 17 века Я.А.Коменского «Великая дидактика». Существует условное подразделение принципов на классические и современные. Рассмотрим классические принципы обучения.
1. Принцип сознательности и активности
Принцип состоит в том, что сущность человеческого образования составляют осмысленные знания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности, т.е. сознательное усвоение материала требует умственной активности. Осмыслить, значит понять, объяснить, уметь планировать, проверять себя и искать решения. Направления осуществления принципа (в ФК и С):
• формирование стойкого интереса к цели занятий.
• самоанализ действий учащихся
• воспитание творческого отношения к занятиям.

2. Принцип наглядности обучения.
Принцип означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В ФК и С обучение начинается с создания определенного представления об изучаемом упражнении. Наглядность может быть прямой и косвенной.
Прямая наглядность реализуется посредством показа упражнения (двигательного действия), его образным описанием.

§ 2. Принципы обучения

К показу предъявляются следующие требования: показывать надо все упражнение или его части (это должен быть образец того, что должен воспроизвести учащийся); необходимо акцентировать внимание на частях; использовать имитационный показ; каждое упражнение имеет наиболее выгодные зоны обзора (спереди, сверху, сбоку); показ должен быть технически грамотным и четким, показ следует комментировать, сопровождать вопросами; можно прибегнуть к демонстрации ошибок; использовать образные описания, например, «работать руками, как птица взмахивает крыльями», «приземлиться мягко, как кошка».
Помимо так называемого «живого показа» в обучении применяются опосредованные приемы – таблицы, модели, диаграммы, фото – и видеозаписи – это косвенная наглядность.
3. Принцип систематичность и последовательности.
Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логичного построения процесса обучения, содержания обучения, а также обеспечения преемственности материала.
Для реализации принципа в ФК и С необходимо учитывать:
• определенную систематизацию материала;
• обеспечение регулярности занятий; рациональное чередование нагрузок и отдыха.
4. Принцип доступности и индивидуализации.
Принцип требует, чтобы учебный процесс строился с учетом индивидуальных (характер, темперамент, склонности, интересы, уровень развития) и возрастных особенностей учащихся. Принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Л.В.Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности (обучение в зоне ближайшего развития), т.е. на уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого, что тоже отвечает принципу доступности.
Для реализации принципа в ФК и С необходимо:
• учитывать различия в отношении учащихся к тренировкам;
• потребность в упражнениях для усвоения и закрепления;
• различие возможности учащихся выдерживать физические и психические нагрузки;
• использовать различные методы обучения; наличие материальной базы.
5. Принцип прочности и прогрессирования.
Принцип означает необходимость вооружения учащихся ЗУН, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, умело применяются на практике. Для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение к изучаемому предмету.
Правила (особенности применения) принципа в ФК и С:
• обеспечить достаточное количество и периодичность повторений
• необходимо постоянное повышение требований к занимающимся, постановка новых задач, (формы повышения требований: прямолинейная, ступенчатая, волнообразная. 
6. Принцип научности.
Научность обучения обеспечивается содержанием образование, объективными научными фактами, теориями, законами; отражает современное состояние науки.
Действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню научно – технического и социального прогресса; учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики.
7. Принцип связи теории с практикой.
• эффективность обучения направляется и проверяется практикой;
• эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от организации учебно – воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на производственную (педагогическую) практику;
• чем лучше поставлены производительный труд и профориентация, тем успешнее идет адаптация обучаемых к условиям современного производства;
• чем больше приобретаемые обучаемыми знания в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его сознательность.

Современные принципы обучения

1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).
3. Создание оптимальных условий для обучения.
4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
5. Наглядность и развитие теоретического мышления.
6. Системность и систематичность обучения.
7. Опережающее обучение.
8. Переход от обучения к самообразованию.
9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
11. Положительный эмоциональный фон обучения.
12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
14. Компьютеризация обучения.
15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей
16. Инновативность обучения.

Обучение-это процесс взаимодействия учителя и уч-ся, направленный на решение задач образования и развития личности ученика. В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Они отражают основные требования к организации педагогической .деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы обучения в нач.школе:1)научности-явл-ся ведущим ориентиром при приведении сод-ия обр-ия в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Проявляется при разработке учеб.планов, учеб.программ и учебников. 2)доступности и посильности-обучение и воспитание уч-ся, их деят-ть должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллект-ых, физ-их и нервно-эмоц-ых перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физ.и псих.здоровье;3)систематичности и посильности-направлен на закрепление ранее усвоенных зунов, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Реализуется в процессе планирования; 4)Сознательности и активности — отражает активную роль воспитанника в пед.пр-се. Активность шк-ов д/б направлена на сам процесс самостоятельного добывания знаний;5)наглядности-в пед.процессе основан на закономерностях познания окр.действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. 6)прочности-только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта уч-ся обеспечат их прочность.7)связи теории и практики; 8)народности-обращекние к традициям и достижениям национальной культуры.

 

Понятие о методах обучения. Условия оптимального выбора методов обучения. Классификация методов обучения (по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, методов целостного педагогического процесса).

Обучение-это процесс взаимодействия учителя и уч-ся, направленный на решение задач обр-ия и развития лич-ти ученика. Метод-способ проф.взаимодействия учителя и уч-ся, направленный на решение задач обр-ия. МО-это система спланированных конкретных действий педагога; явл-ся способом реализации целей и задач обр-го пр-са.

Класс-ия по источнику знаний:1)словесные методы (рассказ, объяснение,беседа, дисскусия, лекция. Источник знаний-слово). Л-систематическое, последовательное, монолог-ое изложение уч.материала учителем, как правило, теорет-го характера. Р- Б- 2)наглядные методы (иллюстрации, демонстрации. Источник знаний – наглядность в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов). НМ д/ны обеспечить восприятие предмета обучения; сформ-ть представление о нем, создавать условия для освоения существенных хар.наблюдаемого явления. 3)практические методы(Источник знаний-практ.деят-ть уч-ся) Обеспечивают не только закрепление и применение знании й, но и фор-ют опыт, умение, служит интеллект-му, физ-му и нрав-му развитию.

Упражнение-многократное выполнение уч.действий с целью отработки учеб.навыков.

Требования к упр:уяснение учеником целей, операций, рез-ов; исправление ошибок выполнения; доведения выполнения до степени гарантирующей устойчивые рез-ты. Лабораторная работа-провыедение уч-ся в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практ.работа-выполнение заданий по обработке материалов изготовления предметов, работа на пришк-ых участках, в мастерских и т.д.с целью применения знаний в выработке умений и навыков.

Классиф-ия по характеру познавательной деят-ти: 1)объяснительно-иллюстративный-учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает; 2)репродуктивный-учитель организует фор-ет умения, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения; — традиционное обучение 3) проблемное изложение-учитель ставит проблему, показывает пути ее решения, а ученик усваивает логику решения; 4) частично-поисковый-включает учеников в решение проблемы поставленной учителем на отдельных этапах; 5)исследовательский-ученики под рук-ом учителя решают проблемы, проводят эксперимент.-методы проблемного обучения. ОбучениеS↔SПознават.деят-ть.

Методы целостного пед-го пр-са (методы обучения и воспитания): 1)методы фор-ия сознания лич-ти (рассказ, объяснение, беседа, лекция, уч.дисскусии, работа с книгой, метод примера); 2)методы орг-ии деят-ти и фор-ия опыта общ-го поведения (упр.,приучение, создание воспитывающих ситуаций, пед.требования, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); 3)методы стимулирования и мотивации деят-ти и поведения (соревнования, познават.игра, поощрения, наказания, дискуссия, эмоц.воздействие); 4)методы контроля эффект-ти пед.процесса (устный и письменный опрос,сам.контр.и лаборат.работы, машиннфый контроль, самопроверка, спец.диагностика.)

 


Читайте также:

b. особенности темперамента
I. Особенности организации когнитивного опыта
II. ЛЕ БОН И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ ДУШИ
II. Мотивационная характеристика темы.
II. Особенности организации метакогнитивного опыта
II.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Особенности политических конфликтов в России
III. Гигиеническое оценка условий воспитания и обучения.
III. Характеристика ремесленной деятельности
IX. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
IX.4.2. Специфические психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры

Читайте также:


1. Понятие “принцип обучения”

Принципы обучения — это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному про­цессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением су­ществующих в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения о том, что “принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдви­гает на их основе принципы…”.

Сколько существует принципов обучения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных работах приводятся сведе­ния почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепри­нятой классификации принципов. Одним из возможных подхо­дов к классификации принципов обучения является содержа­ние базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся Дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обу­чения в этом случае может быть представлена в виде приводи­мой ниже таблицы.

Все перечисленные принципы тесно между собой связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение Поставленных целей обучения. В то же время можно выделить Принципы (или группы принципов), которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. В наши дни к ведущим методическим принципам относится принцип коммуникатив­ности, следование которому обеспечивает практическую на­правленность занятий, ориентирующих на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения.

Принципы Обучения

Дидактические: Сознательность, Активность, Наглядность, Прочность, Доступность и посильность, Межпредметная координация, Межкультурное взаимодействие, Профессиональ­ная компетент­ность препода­вателя.

Лингвисти­ческие: Системность, Концентризм, Разграничение лингвистичес­ких явлений на уровне языка и речи, Функциональ­ность, Стилистическая дифференциа­ция, Минимизация языка.

Психологи­ческие: Мотивация, Поэтапность в формировании речевых навы­ков и умений, Учет индивидуально-психологи­ческих особен­ностей личности учащихся, Учет адаптаци­онных процес­сов.

Собственно методические: Коммуникатив­ность, Учет родного языка учащихся, Устное опереже­ние, Взаимосвязан­ное обучение ви­дам речевой дея­тельности, Профессиональ­ная направленность обучения, Аппроксимация, Ситуативно-тематическая организация обучения, Учет уровня вла­дения языком.

Среди дидактических принципов важное значение прида­ется реализации на занятиях принципов сознательности и на­глядности, а среди психологических — принципу мотивации обу­чения, поскольку овладение языком будет малоэффективным без учета интересов учащихся и целенаправленного воздействия на мотивационно-побудительную сферу деятельности обучаю­щегося, которая определяет его поведение.

Принципы обучения иностранным языкам

Принципы обучения — это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному про­цессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность.

Принципы обучения историчес­ки конкретны, отражают общественные потребности людей, изменяются и совершенствуются под влиянием общественного прогресса и развития базовых для методики дисциплин. Систе­ма принципов, будучи открытой, допускает включение новых принципов и переосмысление уже существующих. Например, принцип коммуникативности получил новое содержание в свя­зи с ориентацией обучения языку на широкое образование лич­ности путем развития ее индивидуальности в диалоге культур и на формирование “вторичной языковой личности”; принцип межкулътуриого взаимодействия связан с развитием новых на­учных направлений — лингвострановедения и культуроведения, принцип учета уровней владения языком получил развитие в свя­зи с созданием Государственного образовательного стандарта и разработкой “Шкалы уровней владения языком”.

Дидактические принципы

Эти принципы отражают основные положения теории об­разования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Они ис­пользуются в преподавании разных дисциплин и не зависят от предмета обучения. В то же время применение дидактических принципов в каждой конкретной дисциплине имеет свои осо­бенности, отражающие специфику изучаемого предмета.

Принцип сознательности относится к числу ведущих дидак­тических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Сле­дование этому принципу предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. Изве­стный методист Б.В. Беляев подчеркивал, что навыки и умения вырабатываются значительно быстрее в тех случаях, когда про­цесс их образования подвергается осмыслению в процессе ов­ладения языком. Ведь владение языком означает способность самостоятельного выбора формы в соответствии с содержани­ем высказывания, что предполагает наличие знаний о способах оформления высказывания средствами изучаемого языка. Такие знания приобретаются в результате сообщения учащим­ся правил, инструкций, комментария, поясняющего значения лексико-грамматических единиц. Реализация принципа сознательности на занятиях по язы­ку предполагает, что сначала происходит осознание особенно­стей языковых единиц и правил их оформления, а затем в ре­зультате тренировки вырабатывается автоматизм их примене­ния в речи. Важно, однако, чтобы правила и инструкции были практи­чески необходимыми для овладения системой языка, ибо со­знательность на занятиях по практике языка не означает изуче­ние теории языка ради самой теории.

Реализация этого принципа в обучении означает также со­знательное отношение обучающегося к самому процессу обу­чения, что предполагает овладение приемами самостоятельной работы, Сформулируем некоторые правила реализации принципа сознательности на занятиях по языку.

1. Используйте различные приемы, помогающие осмысле­нию вводимого материала и действий с ним (правила, инструк­ции, объяснение, перевод), избегая при этом многословных пояснений и перевода там, где в них нет необходимости.

2. Формируйте приемы самостоятельной работы с языком, так как самое главное в работе — научить учиться.

3. Отмечайте продвижение учащихся в овладении языком, что повышает мотивацию обучения.

4. Помогайте учащимся там, где это возможно, самостоя­тельно прийти к умозаключению о способах формирования и употребления единиц языка в речи. Для этого используйте ин­дукцию (подведение учащихся от наблюдения над фактами язы­ка к выводу, обобщению). При этом опирайтесь на средства наглядности, запись на классной доске.

Принцип активности предполагает речевую активность уча­щихся в ходе урока, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка. Основными источниками актив­ности являются цели, мотивы, желания и интересы. Для их под­держания преподаватель использует и различные приемы обу­чения, в том числе ролевые игры, задания проблемного харак­тера, средства наглядности. Знания, умения и навыки формируются в процессе активной умственной работы учащих­ся, в основе которой лежит сочетание речевой деятельности и мышления.

Рекомендуется использовать следующие правила, помога­ющие учителю более полно реализовать принцип активности на занятиях.

1. Вовлекайте каждого учащегося в активную речемыслительную деятельность за счет сокращения своей речевой актив­ности.

Принципы обучения

Имейте в виду, что задания проблемного характера и ролевые игры способствуют реализации принципа активности па занятиях.

2. Обращайте внимание на работу всех учащихся, а не толь­ко наиболее активных. Предлагайте малоактивным учащимся задания, для них посильные. Знайте, что обучение в сотрудни­честве способствует активизации учебного процесса.

3. Используйте для поддержания интереса к изучению язы­ка соответствующие приемы обучения. Подводите итоги за­нятий на каждом уроке, демонстрируя успехи, достигнутые в ходе обучения (что учащиеся могут сказать, прочитать, напи­сать и т.д.).

4. Учитывайте возраст учащихся и их интересы, предлагая задания, стимулирующие эмоциональную и речевую актив­ность. Чаще используйте игры, соревнования, средства нагляд­ности.

Принцип наглядности — один из ведущих в обучении. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чув­ственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Существуют два направ­ления использования наглядности — в качестве средства обу­чения и средства познания. В первом случае специально подо­бранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютер­ные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими еди­ницами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций обще­ния. Во втором случае средства наглядности выступают в ка­честве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка. Принцип наглядности можно трактовать как специально организованный показ языкового и экстралин­гвистического материала с целью его лучшего понимания, ус­воения и использования в речевой деятельности.


Эмпирическое обоснование принципов, преимущественно выводившееся ранее непосредственно из практики, теперь все более заменяется полным теоретическим обоснованием, проводимым по схеме: практическая задача — научная проблема — замысел решения — гипотеза — способы ее проверки — теоретическая интерпретация результатов — принцип.

Принципы обучения в современной дидактике рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и процесс обучения в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Каждый принцип регулирует разрешение конкретных педагогических проблем, способствует общей гармонии и согласованности.

Говоря о системе принципов обучения, следует отметить, что система, как известно, предполагает центральный системообразующий принцип, каковым в современной концепции обучения выступает принцип развивающего и воспитывающего обучения, тесно связанный с принципом социокультурной и природной обусловленности обучения, а для профессионального образования ­с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их воплощения. Систему цементируют взаимная обусловленность и взаимопроникновение принципов: каждый из них действенен только при условии действия всех остальных, проявляется в них и вбирает их в себя.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения— ведущий принцип педагогического процесса связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), определяя их соподчиненность. Все остальные принципы выступают по отношению к нему как рекомендации о средствах и условиях достижения главной цели ­всестороннего гармоничного формирования и развития личности обучаемого.

Для системы профессионального образования вторым важным принципом, реализующим цели, является принцип фундаментальности образовании и его профессиональной направленности.Он требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, успешного общего развития и развития профессиональных способностей личности.

Принцип социокультурного соответствияотражает требование соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры, которая представляет собой источник развития личности.

К принципам, раскрывающим предметную основу учебной деятельности, относятся:

• принцип научности,который требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической педагогики, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип требует исключения околонаучных концепций, выведенных на основе житейских знаний, эзотерики, что лишает учащихся правильной ориентации в достоверных научных знаниях, дискредитируют науку. Соблюдение принципа научности означает, что сообщаемая студентам информация должна быть доказательна;

• принцип систематичности и системности знаний.Систематичность в настоящее время рассматривается не только как последовательность и преемственность, когда каждое последующее знание базируется на предшествующем и продолжает его, но и как системность, как отражение в сознании не только понятия или даже закона, а теории и целостной научной картины мира.

К принципам, характеризующим внутренние условия продуктивного овладения знаниями, относятся следующие принципы:

• принцип сознательности и активности учащихся в обучении,который выражает суть деятельностной концепции: невозможно научить, если он не захочет научиться сам;

• принцип наглядности,регулирующий восхождение познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому, от наглядности чувственно­-конкретной к наглядности абстрактной и символической (схемы, диаграммы, графики);

• принцип доступностиВ современном его понимании регулирует соотношение популярности, понятности с познавательными трудностями, не выходящими за пределы «зоны ближайшего развития»;

• принцип прочности,согласно которому обучаемый должен прочно запомнить исходные положения, ведущие идеи, логику доказательства, использовать их на практике;

• принцип положительной мотивации и эмоционального климата обучениярегулирует благоприятный психологический климат в учебной группе.

В начале 80-х годов ХХ века отечественным педагогом М.Н.Скаткиным был предложен в добавление к имеющимся дидактическим принципам принцип перехода обучения в самообразование.

В педагогике понятия «самообразование», «самообучение», «самовоспитание» выступают как особые виды деятельности обучаемых.

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Современный педагогический процесс направлен на то, чтобы выпускник школы и тем более вуза в дальнейшем сам учился и совершенствовал себя. В этом состоит настоятельное требование времени, и именно на это ориентирована система непрерывного образования.

В определенном смысле образование можно считать подготовкой к самообразованию, к самообучению, а воспитание к самовоспитанию. Самообразование – это система внутренней самоорганизации по освоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение– это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами, убеждениями.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования, обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания человека в течение всей его жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.


Читайте также:


Принципы организации учебного процесса

Предыдущая32333435363738394041424344454647Следующая

Учебный процесс

 

 

Принцип самоорганизции

Принцип развития

Принцип самодеятельности

 

       
   
 

Принцип

ролевого

участия

Принцип ответственности

Принцип

психологического

обеспечения

Принцип коллективизма

Принцип ответственности требует от в с е х участников учебного про­цесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результата­ми деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.

Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и учени­ки функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффектив­ный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, го­товы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявля­ют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставлен­ных учебных целей.

Принцип психологического обеспечения означает, что учебная дея­тельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого со­зданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и вы­сокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и уме­ний.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса до­полняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают га­рантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.

Глава тринадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ

«Воспитание — великое дело: им реша­ется участь человека «.

В.

Г. Белинский

Воспитание как общественное явление — сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения под­растающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-про­изводственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производи­тельных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание возникло из практической потребности приспо­собления, приобщения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспе­чивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших.

Воспитание — категория вечная и необходимая.

3. Принципы обучения педагогике

Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существуетпока живет само общество. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преем­ственности общества, подготовки его производительных сил и раз­вития человека.

Воспитание на каждом этапе общественно-исторического разви­тия по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия сво­его времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет ос­воения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные от­ношения, систему общения и общественно-необходимую деятель­ность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независи­мо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

Комментарии

Воспитаниеэто целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологи­ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­ствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими тре­бованиями.

Воспитание в локальном значения — это решение какой либо кон­кретной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле целенаправленная воспитательная де­ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­циально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего раз­вития человека.

Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпол­агает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллек­туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в общест­ве.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности— это воспитание че­ловека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающе­го свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умею­щего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­ния, предотвращать проявления напряженности и непонимания в об­ществе.

Приобщение человека к культуре — это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности — это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, разви­тие его как настоящего патриота своего народа и своей страны, пре­вращение его в борца с социальной несправедливостью и неравенст­вом.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формиро­вание у человека способностей к позитивному самоизменению и само­совершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­мореализации, самоутверждении- это такое воспитание человека, кото-

рое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и со­циально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останав­ливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­моразвития.

Комментарии

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по за­дачам, принципам, формам и методам.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осу­ществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитате­лей и воспитанников.

При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.

Функции воспитания, побуждения к самовоспитанию, профилак­тическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение кон­кретных задач; перевоспитания.

Содержание воспитания— совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя это совокупность приложенных им уси­лий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника — это объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспита­тельных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя- это его реак­ции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые уличности ‘- это знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспи­тания.

Мотивы- побудительные силы личности, сформированные в резуль­тате воспитания.

Поведение особенности действий и поступков, совершаемых лич­ностью в ходе и в результате воспитания.

«Воспитание является искусством, а не ремес­лом — в этом корень учительского дела».

Л.Н. Толстой

13.2. Модель процесса воспитания

Комментарии

Конфессиональное (религиозное) воспитание это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религи­озным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и про­поведях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание — это воспитание людей в духе предан­ности одному лицу, осуществляющему управление государством, бес­прекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитание — это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание- это формирование идейных убеж­дений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффек- > тивно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание- э т о формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нрав­ственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитаниецеленаправленный процесс формирова­ния творчески активной личности, способной воспринимать, чувство­вать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание- это организованная педагогическая де­ятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обес­печение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государ­ства.

Интернациональное воспитание- целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенст­ва и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание — это процесс формирования полити­чески сознательного молодого человека, любящего свою Родину, зем­лю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание — это деятельность по формированию у под­растающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, ак­тивного и сознательного соблюдения им норм нравственности и мора­ли, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание — это формирование у детей экологичес-

кого сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и го­товности к активной природоохранительной деятельности, помогаю­щего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к н е й отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных бо­гатств.

Комментарии

Воспитание детерминируется социально-экономическими и полити­ческими условиями развития общества, потребностями жизни идеятель-ности людей, достижениями современного научно-технического прогрес­са, все более возрастающими требованиями к качествам личности вос­питанников.

Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспита­ния все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного использования достижений других наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­вития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием полити­ческих явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает воз­можность принимать во внимание в процессе воспитания молодого по­коления психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Этмологиятюзволяет правильно учитывать в воспитании националь­ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт и традиции воспитания.

Физиология человека позволяет правильно понять и использовать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показывать их роль, значение в его процессе.

Экономические науки,изучая закономерности развития производ­ственных отношений, дают возможность правильно представлять и учи­тывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие форми­рования человека и общества, а также проблем воспитания в различ­ных исторических условиях.

Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания психологические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.

Предыдущая32333435363738394041424344454647Следующая



Добавить комментарий