Природные условия и ресурсы центрального района

Центральный экономический район охватывает территорию. Кировоградской и. Черкасской областей

Выгодность экономико-географического положения района заключается в его центральности, равноудаленности от столицы и морских портов, близости к агропромышленного. Подолья и индустриального. Приднепровье зан. Район, находящийся на границе лесостепи и степи, имеет исключительно благоприятные для сельскохозяйственного производства агроклиматические ресурси.

Вместе с тем, характерным признаком региона долгое время была периферийность территории. Черкасская традиционно тяготеет в. Киев, а. Кировоградская область исторически развивалась как составная. Приднепровье. Обе об бластов, будучи удаленными от центров притяжения, постоянно играли роль периферии, природного и человеческого ресурса для развития центра. Выделение этих соседних областей в отдельный экономических район долж но способствовать активизации их развития, формированию конкретной региональной политики на преодоление депрессивности региона время регион имеет низкие экономические показатели (доля в. ВВП страны 3,5%) при высоком потенциале и принадлежит к самым отсталым территорий странаїни.

Природные условия и ресурсы

Большая часть территории района — волнистая равнина, расчлененная оврагами, балками и реками. Климат умеренно континентальный, теплый, на юге — недостаточно увлажнен, благоприятный для развития багатогал отраслевых сельского хозяйства. В структуре природно-ресурсного потенциала важнейшими являются земельные ресурсси.

Земельные угодья характеризуются высоким плодородием и распаханностью. Почвы преимущественно черноземы время, в районе высокий уровень эродированности земель, который местами достигает 50%. Это затрудняет хозяйственное использования территорії.

Водными ресурсами район обеспечен недостаточно, хотя здесь протекают. Днепр,. Южный. Буг, много малых рек. Есть незначительные запасы лечебных вод

Наиболее типичные — степные ландшафты. Леса занимают незначительные площади в. Черкасской области

Среди минеральных ресурсов района важное место принадлежит залежам бурого угля (часть. Днепровского буро-угольного бассейна): оно добывается вблизи городов. Александрия и. Ватутино (объемы видобу утку незначительны и не превышают 0,5 млн т.

Небольшие запасы торфа имеют местное значение. В восточной части. Кировоградской области находятся залежи урановых руд. В юго-западной части района, в. Побужье, разведано хромитов и никелевые р руды. Ведутся подготовительные работы к эксплуатации. Кировоградского железорудного районону.

Есть здесь и залежи графита (Заваливське месторождение), значительные запасы строительных материалов — гранита, габбро, лабрадорита, каолинов, огнеупорных глин. Кировоград перспективная также на алмазы

Население региона

Размещено по территории неравномерно, плотность его уменьшается с севера на юг, а средний ее показатель составляет 51 особу/км2, сельского — 23 особи/км2

Длительные негативные демографические процессы привели к значительному сокращению населения. Естественный прирост здесь — 7% в и значительно ниже среднего в Украине. Усложняют ситуацию и постоянные миграции населен ния за пределы региона. Длительные негативные демографические процессы привели к деформации возрастной структуры населения (1/3 населения — пенсионеры) и рост демографической нагрузкиння.

Уровень урбанизации невысок, доля городского населения в общей численности населения района составляет 58%. В регионе 28 городов, среди которых преобладают малые. Крупнейшие города района -. Черкассы,. Кировог град,. Александрия,. Умань,. Смилла.

Экономически активное население — 1,1 млн человек. Основная доля трудовых ресурсов района занята в материальном производстве, однако уровень занятости невысок — не превышает 65%. Уровень безработицы — 10% — один из наивысших в Украине, а уровень доходов населения — низкий, что создает социальную напряженность в регионні.

Этнический состав населения достаточно однороден Украинский составляют почти 90%

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(РГОТУПС)

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономика, финансы
и управление на транспорте

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экономическая география транспорта

Тема: Центральный экономический район

Выполнила: Преподаватель:
студентка 4 курса

Букина С.П. Соколова Т.Г.
уч. шифр 0413-Э-1028

Москва, 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………….…………………………………..3

1. Общая характеристика размещения производительных сил центрального экономического района…………………………….……………………….4

2. Экономико-географическое положение центрального экономического района………………………………………………………………………..7

3. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленного производства………………………………………………………………..12

4. Транспортная система центрального экономического района………….22

Список литературы…………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны. Решение любой глобальной проблемы в сфере экономики России находится в тесной связи с решением проблем транспортного комплекса. Развитие транспортной системы оказывает влияние на такие важнейшие процессы в экономике, как оптимизация структуры экономики народного хозяйства регионов Российской Федерации, формирование товарных рынков в регионах и общероссийского рынка в целом, развитие процесса интеграции нашей страны в мировую хозяйственную систему, реформирование социального комплекса и многие другие.

Центральный федеральный округ располагает развитой транспортной системой. Отмечается высокая плотность железных и автомобильных дорог, значительно превышающая средние показатели по России. Крупными железнодорожными транспортными узлами системы стали Москва, Орел, Курск, Белгород, Ярославль, Брянск, Смоленск.

От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Высокой плотностью дорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Воронежская, Белгородская области. Москва является не только портом пяти морей, но и крупнейшим воздушным портом. В пределах округа развит и трубопроводный транспорт, представленный системой нефте- и газопроводов.

Целью курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики производительных сил центрального экономического района (ЦЭР) с учетом размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения района транспортными коммуникациями.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитой производственной и социальной инфраструктурой он значительно превосходит другие федеральные округа страны. На долю округа приходится почти 25% валового регионального продукта, около 25% сельскохозяйственной и 20% производства промышленной продукции страны.

Центральный федеральный округ стал базовым регионом.

Какие природные условия центрального района России?

В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура: развитая финансово-кредитная система, транспортные и информационные услуги, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В территориальном разделении труда страны округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических реформ, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике округа и страны.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых, овощных, масличных культур, молочно-мясном животноводстве.

Главные причины выдающегося экономического значения Центра
заключаются в особенностях его исторического развития. Современный
Центр вырос из древнейшего ядра Русского государства, сложившегося
вокруг Москвы. Здесь, на исконных русских землях, уже много веков назад
образовался густо населенный хозяйственно развитый край. Ведущее
экономическое положение Центральной России сохранялось и позже.

На всех этапах развития Центра большое место в определении его
судьбы занимало географическое положение этого района. Благодаря
ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое
центральное географическое положение в центральное транспортное, ведь
еще в давние времена здесь пересекались главные торговые пути. И в
настоящее время положение Центра посреди наиболее густо заселенной и
хозяйственно освоенной части страны, в крупнейшем узле транспортных
путей, на «перекрестке» важнейших экономических связей между
различными районами оказывает очень большое влияние на весь ход
развития этого района. Огромное влияние на развитие областей ЦЭР
оказывает и наличие столичного региона. Москва имеет с областями района
развитые экономические, культурные, научные, транспортные, снабженческие и другие связи.

ЦЭР занимает первое место в стране по степени развития хозяйства,
представленного крупной современной промышленностью, высокоразвитым
сельским хозяйством, транспортом, торговлей и прочими отраслями
материального производства. Для сферы материального производства
характерна высокая степень концентрации производства важнейших видов
продукции, кооперирования и комбинирования, развития инфраструктуры
наряду со значительной оснащенностью техническими средствами и
высококвалифицированными кадрами. Район специализируется на
машиностроении, химической, нефтехимической, текстильной

промышленности. В межрайонном обмене участвует 4/5 продукции
машиностроения, 1/2 химической и 3/4 текстильной промышленности, что
свидетельствует о высоком уровне развития этих отраслей. ЦЭР также занимает ведущее место в России по производству молока, мяса, яиц, овощей,
картофеля, льна-долгунца. Народнохозяйственная роль ЦЭР определяется не
только значительным объемом промышленного производства и высоким качеством продукции, но и наличием мощной научной, проектно-
конструкторской и опытно-экспериментальной базы. В науке и научном
обслуживании занята 1/3 численности всех работников этой отрасли страны.
Итак, стартовые условия развития хозяйства:

• старопромышленный характер района;

• концентрация высококвалифицированных кадров;

• столичное положение;

• бедность природными ресурсами;

• роль района, как главной научно-технической базы страны.

2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России — Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствами — Украиной и Белоруссией.

Площадь округа — 652,8 тыс.

км2 ; это составляет лишь 3,8% территории Российской Федерации.

Выгодное экономико-географическое положение округа обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние связи.

Центральный экономический район России включает город Москву и 12
областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую,
Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую
и Ярославскую.

Район занимает территорию 485,1 тыс. км2 (2,8% площади России), но
при этом концентрирует 20,4% населения России (30383 тыс. чел. на 1 января
1993 г.), 23% городов, 18% поселков городского типа и существенную долю
промышленного производства (удельный вес области в общем объеме
промышленности за 2002 год составил 16,8%, в том числе добывающей —
1,3%, обрабатывающей — 20%).

По численности населения, количеству городов и поселков, разнообразию типов и облика населенных пунктов Центр занимает особое место в нашей стране. Здесь живет 30,3 млн. чел., или 20,4% населения России; по плотности населения (62,6 чел./км) ЦЭР также занимает первое место среди районов. Внутри самого Центра четко различаются густонаселенные промышленные, насыщенные многочисленными городами и поселками районы Волго-Окского междуречья и периферийные западные и южные части. На севере района плотность составляет 15-20 чел./км , на западе и юге — 50-70 чел./км . Наименее плотно заселена Костромская область, а максимальная плотность — в Московской.

Центр — район древнейшего славянского заселения, историческое ядро
русской народности. И в настоящее время район отличается весьма однородным национальным составом: здесь повсеместно преобладает русское население. Небольшие национальные группы есть на востоке Рязанской области (татары) и северо-востоке Тверской (карелы). На западе живут белорусы и украинцы.


Содержание

Введение

Административный состав района

Особенности экономико-географического положения

Место района в хозяйственном комплексе страны

Оценка природных ресурсов и условий района

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

Развитие внешних связей района

Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

Карта Центрального экономического района

Заключение

Список литературы

Введение

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. В связи с этим весьма актуальным является рассмотрение его экономико-географического положения.

В современных условиях становления рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика — область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

При региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономике России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков.

Целью данной контрольной работы является изучение особенностей экономико-географического положения Центрального экономического района.

Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:

изучить административный состав района;

рассмотреть особенности экономико-географического положения;

выявить место района в хозяйственном комплексе страны;

провести оценку природных ресурсов и условий района;

дать характеристику населению и трудовым ресурсам района;

рассмотреть развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района;

выявить отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг;

рассмотреть специализацию, уровень развития сельского хозяйства района;

выяснить территориальную структуру хозяйства район а (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

выявить проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

Основой написания контрольной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, таких как Артемов К.Н., Карпов В.Д., Пронин Е.А., Ленский Л.Л., Маслова А.Р., Пронцев Т.Р.

Административный состав района

В состав Центрального экономического района входят Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская области и город Москва.

Площадь района составляет 485.1 тыс.

кв.км. или около 2.8% территории РФ. Он занимает ведущее место среди регионов России по общему объёму промышленной продукции, по уровню развития промышленного производства и доле отраслей обрабатывающей промышленности.

Особенности экономико-географического положения

Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение.

Природные условия и ресурсы Центрального района

К Москве подходят 11 железнодорожных линий, 15 автомобильных дорог, многочисленные трубопроводы, воздушные трасы, каналы и электронные линии. [1]

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Оценка природных ресурсов и условий района

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки — Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса (на севере и северо-западе района).

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Центральный район — самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население — 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область). [2]

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России — крупнейший административно — политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация — около 12 млн. человек). На территории центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения — 83%. [3]

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва — грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево — автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний — Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле.

Тракторный завод размещается во Владимире.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района.

Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения — Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность — Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются — Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.


Центрально-Черноземный экономический район

Состав района: (5 субъектов): Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл. Площадь — 167,7 тыс. км2, население — 7,7 млн чел. (5,3 % от РФ).

Условия развития хозяйства. Специализация района связана с собственными ресурсами железных руд (1-е место в стране). Ограничения определяются дефицитом воды и недостатком энергетических мощностей. В природном отношении территория благоприятна для выращивания многих сельскохозяйственных культур.

Население. Коэффициент естественной убыли населения несколько ниже показателей Центрального района и достигает 6— 8%о. Плотность населения сравнительно высокая — 46 чел/км2. При этом почти нет дифференциации по территории. Район один из немногих, которые можно назвать мононациональными. Доля русских составляет от 92 % в Белгородской обл. до 98 % в Тамбовской обл.

Промышленность. Черная металлургия. Расположенная в районе Курская магнитная аномалия (КМА)— крупнейший железорудный бассейн в стране (руда содержит до 60 % железа). Выделяются Курско-Орловский район (Михайловское месторождение) и Старооскольский район (Лебединское и Стойленское месторождения).

Обогащенная руда в значительной степени отправляется за пределы района, а также на местные предприятия Липецка и Старого Оскола (построен завод прямого восстановления железа из руд). Среди других отраслей промышленности можно выделить машиностроение (станкостроение— Воронеж, Липецк, тракторостроение — Липецк, с/х машиностроение — Воронеж, Тамбов, Мичуринск, Курск; тяжелое машиностроение и авиастроение). Химия: пр-во синтет. каучука и шин в Воронеже, синтет. волокон в Курске, красители в Тамбове, моющие средства в Шебекине.

Агропромышленный комплекс. В районе возделывают сахарную свеклу (1-е место в стране), подсолнечник (3-е место), зерновые, картофель, овощи, плодовые и ягодные культуры. В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство и свиноводство. По пр-ву мяса на душу населения район занимает 1-е место в стране (около 55 кг), по пр-ву молока — на 2-м месте после Волго-Вятского. Почти вся продукция перерабатывается в пределах района. Имеются мукомольные, молочно-консервные комбикормовые, сахарные и крахмалопаточные предприятия, заводы по производству растительного и животного масла. Крупнейший в стране Алексеевский эфирокомбинат стал выпускать известнейший брэнд подсолнечного масла «Слобода».

Центральный экономический район

Состав района: (13 субъектов федерации) — г. Москва, Московская, Ярославская Костромская, Ивановская, Владимирская Рязанская, Тульская, Орловская, Брянская Калужская, Смоленская, Тверская области По числу субъектов федерации — это самый большой район, выделяется он также и по численности населения.

Площадь — 483,0 тыс. км2, население — 29,0 млн чел.

В районе нет значительных запасов полезных ископаемых, которые могли б определить развитие его экономики.
Население. Центральный район лидирует по плотности населения (более 60 чел/км2), но при этом существуют значительные различия. Макс, концентрация населения достигается в пределах Московской агломерации (без учета Москвы — 140 чел/км2), в то время как в Костромской области средняя плотность всего 13 чел/км2. Доля городского населения составляет 83,1 %. В районе сформировалась крупнейшая в России Московская агломерация. Москва как бы препятствовала росту других городов, поэтому крупных городских поселений в районе немного: Ярославль (620 тыс. чел.), Рязань (530 тыс. чел.), Тула (520 тыс. чел.). Основная национальность всех субъектов — русские. Кое-где отмечается компактное проживание других народов: в Тверской области — карел, в Рязанской области — мордвы и татар, в приграничных с Белоруссией районах Смоленской и Брянской областей — белорусов.
Хозяйство. Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и большого количества научно-исследовательских и проектных институтов всегда определяло развитие в районе наукоемких и трудоемких отраслей, в том числе ВПК.
Третичный сектор. Москва, несомненно, является крупнейшим банковским центром страны. Здесь сосредоточены правления всех крупных банков России, имеется большая филиальная сеть. Все это приводит к тому, что данная отрасль выходит на передовые позиции и в районе. Доходы, получаемые от финансовых операций, опережают все другие направления хозяйствования. Дополнительным ресурсом, приводящим к усилению роли Центра, является выполнение государственных функций Москвой. Размещение в городе Президентской администрации, Правительства, Федерального Собрания влечет концентрацию различных производств, фирм и управляющих структур.
Промышленность. Машиностроение — основная отрасль промышленности района. В свое время здесь получили развитие автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, электротехника, электроника, авиастроение. В районе появились первые локомотивостроительные и вагоностроительные предприятия, затем число их увеличивалось. В Центре сосредоточено много заводов, выпускающих оборудование для различных отраслей промышленности (швейной, химической, энергетической, строительных материалов, деревообрабатывающей).

Среди отраслей химии, работающих на собственных ресурсах, следует назвать пр-во фосфорных удобрений. На привозных нефти и газе (в районе имеется 3 НПЗ) работают заводы по производству пластических масс, химических волокон и нитей, синтетического каучука, азотных удобрений, моющих средств. Черная металлургия представлена предприятием полного цикла в Туле, чугунолитейным в Косой Горе (Тульская обл.), а также рядом передельных заводов в Москве, Электростали, Орле.

Текстильная промышленность переживает спад производства, вызванный массовым импортом более дешевой продукции из-за рубежа, нехваткой сырья, оставшегося за пределами России, исчезновением государственных заказов, привел к остановке многих предприятий. Большинство других отраслей обеспечивают внутренние потребности Центрального экономического района: электроэнергетика, пищевая промышленность, цветная металлургия, строительный комплекс.
Сельское хозяйство. Климатические условия в сочетании с разными почвами позволяют выращивать в северных районах зерновые с коротким периодом вегетации, кормовые культуры, картофель. В южных районах вызревает озимая пшеница, на черноземных почвах высаживают много картофеля, по самому югу сахарную свеклу. В животноводстве представлено молочно-мясное скотоводство. В районе много птице- и свинофабрик. Значительное развитие получил пригородный тип хозяйства, сочетающий овощеводство, картофелеводство с молочно-мясным скотоводством и свиноводством.
Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой. От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны. Через Москву проходят несколько автомобильных дорог федерального значения. Москва— крупнейший авиационный узел страны. Через Центральный район проходят нефте- и газопроводы. Московский речной порт может принимать грузы, идущие через систему каналов из 5 морей.
Центральный экономический район — крупный туристический район страны.

Волго-Вятский экономический район

Состав района: (5 субъектов федерации) — Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская обл., Кировская обл.

Площадь — 265,4 тыс. км2, население — 8,2 млн чел. (5,5 % от РФ).

Условия развития хозяйства . Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с 5-ю другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет р. Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км2 в Чувашии до 13 чел/км2 Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75 %. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8 % и 47,5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8 %, что является одним из самых высоких показателей в Европейской части страны).

По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн чел, или 70 % от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью более 2 млн чел.

Промышленность . Выделяются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.

В конце 1980-х гг. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают 2 крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района.

1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района

Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен-долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.


Центральный экономический район России

Административный состав района

В состав Центрального экономического района входят Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская области и город Москва.

Площадь района составляет 485.1 тыс. кв.км. или около 2.8% территории РФ. Он занимает ведущее место среди регионов России по общему объёму промышленной продукции, по уровню развития промышленного производства и доле отраслей обрабатывающей промышленности.

Особенности экономико-географического положения

Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития.

Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение. К Москве подходят 11 железнодорожных линий, 15 автомобильных дорог, многочисленные трубопроводы, воздушные трасы, каналы и электронные линии. [1]

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Оценка природных ресурсов и условий района

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые.

В пределах Центральной России берут начало известные реки — Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса (на севере и северо-западе района).

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Центральный район — самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население — 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область). [2]

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России — крупнейший административно — политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация — около 12 млн. человек). На территории центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения — 83%. [3]

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва — грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево — автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний — Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения — Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность — Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются — Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф.

Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях и торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте.

На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г. [4]

Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Агропромышленный комплекс Центрального района — один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительные посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района — радиально кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действует четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.

Развитие внешних связей района

Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.

Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

В этом районе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы.

Московская агломерация является одной из самых загрязненных. Загрязнение атмосферы загрязнение вод суши утрата продуктивных земель загрязнение почв деградация лесных массивов снижение природно-рекреационных качеств ландшафта.

Москва и окружающее ее кольцо малых и средних городов Волжско-Окского междуречья с высокой плотностью городского населения, мощной промышленностью и развитым транспортом сформировали зону чрезвычайно сильного по мировым масштабам антропогенного пресса на среду обитания человека.

Лишь в пределах Москвы насчитывается более 1200 промышленных предприятий, более 10 ТЭЦ, несколько тысяч котельных. Для поддержания жизнедеятельности города в холодное время года ежесуточно используется около 60 млн. куб. м. газа, 400 вагонов угля, 500 вагонов мазута и т.д. [5]

В результате в атмосферу Москвы за год выбрасывается более 1млн. т окислов азота и серы, многие тысячи тонн угарного газа, твердых частиц и т.п.

Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в районах, расположенных в центральной и юго-восточной частях города. При этом главными показателями бедствия являются продолжающееся загрязнение воздуха, вод, шумовой режим и перенасыщение почв химическими веществами.

К концу 90-х гг. главными загрязнителями окружающей среды Москвы и

Подмосковья становятся транспорт и энергетика. На долю автотранспорта (парк которого насчитывает около 1 млн. автомобилей) приходится 2/3 объема атмосферного загрязнения.

Крупным источником загрязнения территории и почв Центрального района и Московского региона являются промышленные и бытовые отходы. Практически все виды отходов пригодны для использования в хозяйстве в качестве вторичного сырья, однако, промышленная переработка отходов — уязвимое место всей российской экономики.

Общепринятым показателем экологического благополучия является обеспеченность ее жителей питьевой водой.

Однако здесь важен не только, а иногда и не столько количественный объем потребления воды — более 750 л в сутки на человека. По имеющимся оценкам, общий перерасход воды лишь в жилищно-коммунальном секторе достигает как минимум 50% из-за неисправностей и низкого качества санитарно-технического оборудования в жилых домах и, главное, — неэффективного ее использования.

Масштабы радиационного загрязнения Российской территории, связанного с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, огромны. Согласно официальным данным, загрязнение почв с плотностью более 1 Ки/кв.км.

Зарегистрировано во всем Центрально экономическом районе. Наиболее сильно пострадала Брянская область, особенно с точки зрения концентрации загрязнении. В некоторых наиболее сильно пострадавших административных районах (Гордеевском, Злынковском, Клинцвском, Климовском, Красногорском, Новозыбковском, Стародубском) отмечались уровни в 20, 30, 40 Ки/км. кв. и более. Главный критический радионуклид — цезий 137 (более 90% загрязненной территории).

За усредненными показателями скрываются цифры гораздо более серьезные: в отдельных пунктах фиксируются максимальная плотность загрязнения 100 КИ/ км. кв. и более. Другой опасный загрязнитель — стронций 90 — встречается небольшими “пятнами».

Центральный район России

В состав Центрального района входят: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Положение района – центральное, поэтому оно является выгодным в транспортном и других отношениях исторического развития. Центральный район является древним ядром Русского государства.

Центральный экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России – город Москва.

Район имеет равнинно-холмистый рельеф, климат – умеренно-континентальный, почвы – лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки – Волга, Западная Двина, Днепр и др.

Промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, песка, леса.

Центральный район является густозаселенной частью Российской Федерации. Территория около 486 тыс. км 2; население по данным 1999 г. около 29,5 млн человек – приблизительно 20 % населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения – свыше 60 человек на км 2(наиболее плотно заселена Московская область).

Для этого района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров.

Москва – это столица России, крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны. На территории Центрального района свыше 250 городов.

Высокоразвитый индустриальный район страны, промышленность специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции.

Главные отрасли специализации – многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс – станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение.

Транспортное машиностроение – производство автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центральному району по производству приборов, средств автоматизации, систем управления принадлежит ведущее место в России.

Химическая промышленность – важная отрасль специализации района. Это производство фосфатных удобрений, азотных удобрений, производство соды, серной кислоты, синтетического каучука, химических волокон, фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность – старейшая отрасль промышленности, в последние годы испытывает острейший кризис. Производятся в районе льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Центральному району принадлежит первое место по развитию науки, специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Существует топливно-энергетический комплекс, местным топливом является бурый уголь и торф.

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии.

Агропромышленный комплекс – один из крупнейших в РФ по производству молока, овощей, мяса, картофеля, льна и сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.


Добавить комментарий