Религия в культуре

.

Религия — это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым.

Сущностью религии является вера в Бога. Она реализует себя: — в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов); — в объединениях верующих; — в мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются: — мировоззренческая, создающая религиозную картину ;

— компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости; — воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы; — коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура — это составная часть общей. В религиозную культуру входят:

— религиозная мораль;

— религиозная философия;

— религиозное искусство;

Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей. растворение человека в мире; полное отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм, т.

4.1.3. Религия в культуре современности

е. поклонение неодушевленным предметам;

анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Несмотря на свои, порой фантастические очертания, миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения.

anonymous

Наука как компонент духовной культуры

Стр 1 из 2Следующая ⇒

 

Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука — это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это — и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука — это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Вся современная цивилизация, подавляющая часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы — особенно в настоящую эпоху — существенно определяет и содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

Что же такое наука, и какое место в ней занимает естествознание? Постараемся ответить на эти вопросы. Начнем с выработки общего представления о науке как некоторой важной части духовной культуры.

Для этого необходимо, прежде всего, прояснить, что такое культура. Культура — одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Под культурой в самом широком смысле этого слова принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории в отличие от природных процессов и явлений. Главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит, культура — это опредмеченный мир человеческой духовности.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает (выработанные предыдущими поколениями людей) формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, распредмечиваем ее для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Понятие культуры очень широкое. Оно охватывает по сути бесконечное множество самых разнообразных вещей и процессов, связанных с деятельностью человека и ее результатами. Многообразную систему современной культуры в зависимости от целей деятельности принято подразделять на две большие и тесно связанные области материальную культуру и духовную культуру.

Понятие материальная культура характеризует результаты и средства материальной жизни людей, которая связана с производством предметов, вещей, обеспечивающих природно-биологическое существование человека, удовлетворяющих исходные потребности людей — в пище, одежде, жилье и др.

Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека. Духовные потребности это потребности в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. Существование духовных потребностей в конце концов и отличает человека от животного. Духовные потребности удовлетворяются в ходе не материального, а духовного производства, в процессе духовной деятельности.

Продуктами духовного производства являются идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды и программы, религиозные воззрения и др. Все эти продукты духовной деятельности воплощаются в своих особых материальных носителях. В качестве таких носителей выступают: язык (универсальный и исторически первый материальный носитель мысли), книги (в древности папирусы, рукописи), произведения искусства (картины, архитектурные сооружения, скульптуры и др.), ленты кинокартин, видеокассеты, графики, чертежи и др.

В народе говорят: не хлебом единым жив человек. Другими словами, жизнь человека состоит не только и не столько в удовлетворении материальных (т.е. в конце концов биологических) потребностей, сколько в активности его внутреннего, духовного мира. Потребляя продукты духовной культуры (когда мы читаем книгу, смотрим в музее картину или в кинотеатре кинофильм, слушаем музыку и т.д.), мы обогащаем, развиваем свой внутренний, духовный мир (мир знаний, образов, ценностей, переживаний). При этом мы создаем условия для совершенствования не только духовной, но, в конце концов, и материальной деятельности. Более того, человек в ходе своей жизни может не только потреблять продукты духовной культуры, созданные другими людьми; он может — и призван к этому — создавать новые элементы духовной культуры.

Человек по своей сути не потребитель, а творец культуры. Вершиной духовной деятельности человека является его собственное участие в создании новых элементов духовной культуры.

Культура и религия (стр. 1 из 3)

В таком случае человек становится ТВОРЦОМ культуры, а его деятельность творческой. В творчестве новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека.

Какие же основные компоненты духовной культуры? Анализ системы духовной культуры как целого позволяет выделить следующие основные компоненты духовной культуры: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, философия и, наконец, наука. Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества свои определенные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты — систему знаний и систему оценок.

Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Наука занимает особое и важнейшее место в духовной культуре которое определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, т.е. в материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование. Познание начинается в практике, в материально-производственной деятельности человека и заканчивается в ней.

Часто понятия наука и познание отождествляются. Но такое отождествление является упрощением. Ведь познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем, некоторый познавательный момент несомненно (был всегда и сейчас) свойственен и ненаучным формам духовной культуры — искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и даже религии.

Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

По предмету изучения:

Естественные изучают объективную реальность независимо от человека

В обществ. И гуманит. Все зависит от человеч фактора

По практической значимости делят:

 

12Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Содержание.

Введение…………………………………………………………..…….……….3

1. Понятие, происхождение и сущность религии……………….…………….4

2. Место религии в культуре……………..…………………………….……….7

3. Культура и различные типы религий….…………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….…….19

Список использованной литературы…………………………………………20

Введение.

Религия — первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.

Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности в течение многих столетий было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания. Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. Культура — благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.

Весьма заметное явление современной культурной ситуации — религиозный ренессанс, несмотря на то, что ни один европейский философ ХIХ века, кроме Ф. Шеллинга, не подозревал, что в будущем религия сохранит себя. Конечно русские религиозные мыслители, напротив исходили из представления о возрождении религиозного сознания. Большинство футурологов ХХ столетия были убеждены, сто сакральная зона культуры окажется потесненной. Никто не мог помыслить, что в конце минувшего столетия вопросы веры займут огромное место в зоне культуры.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении культуры и религии.

Задачи: 1) Рассмотреть сущность и происхождение религии.

2) Рассмотреть структуру религии.

3) Определить место религии в  культуре.

4) Рассмотреть культуру основных  мировых религий.

1. Понятие, происхождение и сущность религии.

Для установления взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия». Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культуру оно вводится в период крушения Римской империи – первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Цицерон выводил данный термин из глагола relegere, что в дословном переводе означало идти, возвращаться, обдумывать, снова читать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым для Цицерона было слово «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния продуманной системой точки зрения, религия – это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым образом. Это понимание религии впоследствии перешло в христианство.

В культурах Востока смысл термина «религия» связан со словами: din, dharma, chiao: din – слово, переводимое с аравийского как власть.

Отсюда рождение власти Аллаха в исламе; dharma – слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, добродетель, долг, справедливость, закон, истина. Все это нашло отражение в буддизме; chiao – китайской слово, обозначающее учение.

Причиной такого множества толкований термина «религия» является многообразие форм религиозных верований. Одно из наиболее признанных определений религии принадлежит Джонстоуну: «Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным».

Религия наделена особым предназначением в культуре.

По выражению А. Тойнби религия выступала «куколкой» зарождающихся цивилизаций, во многом определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

Религия часто выступает как направляющая сила. Данная трактовка возникла в XIX в. Ее основоположником является И.Кант. В основе лежит утверждение о том, что религия является прежде всего регламентирующим фактором человеческого бытия и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию продолжил Макс Вебер, по мнению которого религиозная вера создавала «психологическую устремленность, которая указывала индивиду направление и нормы жизни, поведение и убеждение в его правильности». Религия дает человеку возможность осознавать смысл своего бытия. А.Тойнби рассматривал религию как движущую силу и основу всякой культуры. А.Энштейн выделял признак религиозности человека как способность задаваться вообще вопросом смысла жизни. Этой же версии придерживался и К.Г.Юнг, который утверждал, что предназначение религиозных символов заключается в возможности придавать смысл человеческой жизни.

Рассмотрим структурные элементы религии. Религия в структурном отношении явление сложное. Она включает в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Все эти элементы имеют связь с культурой. Религиозное сознание не может существовать автономно в духовном мире субъекта, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом. Религиозная деятельность – часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность разделяют на внекультовую и культовую.

Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность – производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты). Духовно-практическая религиозная деятельность – миссионерство, преподавание богословских дисциплин, пропаганда в средствах массовой информации. Духовно-теоретическая внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении.

Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждающие эмоции. Религиозно-культовая деятельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений. Она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельности находит путь к умиротворению, гармонии, радости. Религиозные отношения выражают, прежде всего, отношения субъекта к Богу.

Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Они могут быть ориентированы на нерелигиозные сферы деятельности, например, экономическую (банки), политическую (религиозные партии). Но главными элементами религиозных организаций являются те, которые связаны непосредственно с религиозной деятельностью.

Можно выделить следующие формы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация и культ.

Наиболее распространенной формой является церковь. Церковь (греч.– Божий дом), то есть обитель Бога. В современном понимании церковь – это форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Организация служителей культа, то есть духовенства, держится на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.

В более узком смысле церковь – это место, в котором происходят ритуальные действия. Церковь – особым образом организованное пространство, которое в корне отличается от повседневного. В нем мирянин осознает себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма – это знаковое, ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.

Секта (от греч.

Религия в системе культуры.

– учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-либо религии, неудовлетворенная существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи, ведущие подчас к замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании ее единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд моральных и ритуальных запретов и ограничений. Иногда секта может превратиться в церковь (учение секты ессеев легло в основу христианства) или в деноминацию.

Деноминация(от лат. – переименование) – промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникнуть на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, которая, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.

Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии.

Культ – крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы, общества. (Не путать культ как важнейший вид религиозной деятельности и культ как форму религиозной организации).

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами и являются, но вопрос о соотношении религии и культуры не решается однозначно. Например, католические теологи не считают, что религия есть часть культуры. По их мнению, религия автономна от культуры, но может на нее воздействовать.

Другая точка зрения принадлежит православным богословам. Они полагают, что культура является следствием религии. Культура – боковые побеги культа (П.Флоренский). Многие современные культурологи считают, что культура– более широкое понятие, и религия является важнейшей ее составляющей.

Отдельно надо сказать о понятии «религиозная культура». Религиозная культура предоставляет собой особое качество, характеризующее совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности, центром которой является культ. В данном случае культурные ценности формируются в рамках религиозного сознания, задаются им. Религия активно влияет на многие составляющие культуры, вследствие чего появляются религиозная философия, религиозная мораль, религиозное искусство.

2. Место религии в культуре

Чтобы определить место и значимость религии в современной культуре, необходимо рассмотреть взаимодействие религии с наукой, моралью, искусством. В истории культуры отношение «религия – наука» представлено как взаимосвязь, взаимодействие веры и истины.

Вера и истина, имея единый латинский корень, в религиозном сознании отождествлялись. В христианстве считается, что Бог есть высшая добродетель, истина и красота. Но в процессе исторического развития культуры произошло размежевание между верой и истиной. Хотя и первая, и вторая стремились объяснить миропорядок, но каждая со своей точки зрения. Проблема веры и знания – одна из острейших в гуманитарном знании. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В период ускорения христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, позднее университетов.

Но есть и другие стороны отношений веры и знания. Католическая инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно, преследовала Галилея.

Их открытия рушили представления о геоцентрической системе мироздания. Наука вошла в противоречие с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Переворот в представлениях о мире произвела современная космонавтика. Церковь должна была принять эти открытия и дать им свои объяснения, что весьма затруднительно, поскольку религия консервативна, ее догматика незыблема, а наука динамична, устремлена вперед.

Наука сыграла существенную роль в секуляризации культуры. Секуляризация – характерный признак современности. Секуляризация – это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие государства, развитие капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии.

Под воздействием этих факторов сформировалась светская культура. Понятие светской культуры не есть отрицание религии. Светская культура ассимилирует элементы религиозной культуры. Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

Светская культура, в которой религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции – обряды, праздники, их нравственный смысл и значение. Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы. В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы веры. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества. На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность. Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. Нравственное начало – стержень духовной культуры. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь.

Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки. Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Именно на их основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Страницы:1234следующая →

План работы:

Введение

1. Сущность и место религии в обществе

2. Соотношение культуры и религии

3. Религия в первобытных культурах

4. Гносеологические основания для перехода от политеизмак монотеизму

5. Христианство и традиции европейской культуры

6. Культура в буддизме

7. Философия и искусство в исламском мире

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос данной контрольной работы – «Культура и религия». Помимо личных познаний и материалов учебного курса «Культурология», нижеизложенный текст опирается на монографии: «Первобытная культура» Э. Б. Тайлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и «История религии» А. Меня.

Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя — «Первобытная культура». Тайлор принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего – религиозной жизни первобытного человечества. А исследования представляют тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой – эволюционистской научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

Джеймс Фрезер (1854-1941) — известный английский религиовед и этнолог. В своих исследованиях Фрезер собрал огромный материал, позволивший с помощью сравнительного метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выделить земные истоки религиозного миропонимания. Его ключевой труд «Золотая ветвь» принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Первое издание «Золотой ветви» в двух томах появилось на свет в Лондоне в 1890 году, а на русском языке впервые было издано в Москве в 1928 году.

Александр Владимирович Мень родился 22 января 1935 года в Москве. В 1958-1960 годах учился на заочном отделении Ленинградской духовной семинарии. В 1968 году окончил Московскую духовную академию.

Религия в культуре

Свою первую книгу «Сын человеческий», в которой на основе исторических и археологических данных рассказывалась история земной жизни Христа, Александр Мень начал еще в юные годы. Затем он издал ещё множество трудов, среди которых почётное место занимает «История религии». Последняя работа протоиерея Александра Меня — семитомный «Словарь по библиологии». В 1990 году он принял участие в создании Российского библейского общества, взялся за основание Православного Университета, учредил общество «Культурное возрождение», первый среди священников провел серию религиозных передач на радио и телевидении.

Цель настоящей контрольной работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии. Руководствуясь точкой зрения, что культура — это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры, её колыбель. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия — система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума. Фактора, служившего на различных этапах формирования общества, то прародителем, то толчком к расцвету, то тормозом для культуры. Института, так или иначе присущего всем народам, но разворачивающегося в обособленных культурных средах, что и определило в конечном итоге многообразие религий.

1.Сущность и место религии в обществе

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе – духовной культуры.

В обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, в ходе которой вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов поведения.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в формировании для человека определенной картины мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своего бытия, принял активное участие как в материальной, так и духовной жизни общества. Она ещё называется функцией «значений». Ведь знание человека: зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как всё это наполнено для религиозного человека определенным смыслом.

Таким образом, основная роль религии состоит в придании человеческим нормам и ценностям характера абсолютного.

Неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат бытия, возникновения новых социальных институтов или смены общественных формаций. А реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура.

2. Соотношение культуры и религии

Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.

Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Посему, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

3. Религия в первобытных культурах

Исследования племён, сохранивших до нашего времени первобытный уровень развития, позволили обрисовать общую модель,свойственного древнему человеку архаического сознания. Основана она на видении мира целостным, взаимозависимым. В традициях и верованиях народов, сохранивших черты архаического прошлого, отмечается одна важнейшая особенность, отличающая их мышление от современного. Так, допускается, что одно и то же существо может в одно время пребывать в двух или нескольких местах. Животные и люди воспринимаются в таком единстве, что даже возможность перехода из одного облика в другой считается вполне очевидной. А все явления в большом и малом, земном и космическом, преходящем и вечном связаны между собой, обладают способностью к передаче своих свойств и к перевоплощению.

В ходе длительной эволюции архаического сознания, его рационализации, в культуре появляются и закрепляются представления о сверхъестественном. В их основе, по мнению Э. Б. Тайлора, лежат “верования в одушевление всей природы, которые достигают высшей своей точки в олицетворении её… Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевлёнными существами, которые живут наподобие людей или животных…”[1] Он же ввёл в научный оборот термин “анимизм” (от лат. anima — душа, дух). Это — вера в духов и души, управляющих людьми, предметами или явлениями окружающего мира. Исследуя анимистические представления, в работе “Первобытная культура” Тайлор выдвигает гипотезу, согласно которой появление “тонкого, невещественного образа”, составляющего “причину жизни и мысли”, независимо и нераздельно владеющего личным сознанием и волей своего телесного обладателя, то есть “души”, вызвано двумя причинами: во-первых, “они [первобытный люди] старались понять.., что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти» Во-вторых, они задавались вопросом: “что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях”. Душа “способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантам, как призрак, отделённый от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.”[2] Тайлор доказывает, что анимистические представления в дальнейшем трансформировались в первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм и магию.


Урок 21 Роль религии в развитии культуры
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что религия всегда питала духовную культуру нашей страны.

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Задачи:
1.Обучающая — создание общего представления о традиционных религиях России и о религиозных праздниках, храмах, религиозных символах.
2.Развивающая – доказать, что религии были хранительницами высоких нравственных ценностей, были противодействием ненависти, зла.
3.Воспитывающая — формирование умения высказывать точку зрения. Воспитание интереса к культуре Отечества
Формы и методы обучения: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом, проблемное задание.
Основные понятия, термины Атеизм, религия, традиционные религии, национальные религии
Планируемые образовательные результаты: Учащиеся должны знать основные сведения о мировых и национальных религиях; объяснять различия между мировыми и национальными религиями; иметь представление о храмах.
Планируемые образовательные результаты: Предметные результаты: узнают, что на протяжении веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм, буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость. Религии всегда были заслоном от зла, противодействием ненависти.
Метапредметные результаты: делать выводы, сравнивать
Личностные результаты: сделают вывод о том, что религия всегда питала духовную культуру нашей страны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
План урока: 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме. Викторина
3. Постановка цели и мотивация
5. Первичное усвоение новых знаний.
Религиозные праздники в России
Религиозные храмы
Архитектурные особенности храмов
6. Первичное закрепление.
Работа в группах. Записи в тетради.
7. Итоги урока. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Стр.84 — задание
Ход урока
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
I. Организационный момент Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Слушают. Готовятся к работе. Включаются в учебную деятельность.
II Актуализация знаний
Вопросы
1.Что означает понятие «Религия? — связывать
2.Какие религии вы знаете? православие, ислам, иудаизм, буддизм
3. Символом Благовещенья является ? голуби4. Назовите страну, основной религией которой является иудаизм. Израиль 5. Коран – священная книга …мусульман 6.Что венчает мечеть — полумесяц7. Рождество – это чей праздник рождения?Иисуса Христа 8.Символом Святой Троицы является ? Береза
9. Аллах – это бог…в исламе 10. Библия состоит из двух частей: Новый завет и завет…Ветхий
11. Что является символом иудаизма? –шестиконечная звезда
12.Символм пасхи является – куличи и крашенные яйца Первичный ответ на викторину, после окончания урока вторичный ответ на викторину, рефлексия
IV. Целеполагание и мотивация Работа по таблице:
Что я знаю? Что я узнал? Что я хотел бы узнать?
— Ребята, ответьте на первый вопрос таблицы: «Что вы знаете об этом?»
— Запас ваших знаний об этом недостаточен, поэтому, чтобы пополнить его, этому вопросу мы и посвятим наш урок.
-Итак, сформулируйте тему нашего урока.
— Отвечаем на второй вопрос из таблицы: «Что вы хотели бы узнать по этой теме?» Работая с викториной – можете выявить пробелы в ваших знаниях, в помощь вам даны опорные слова — Атеизм, религия, традиционные религии, национальные религии
Последнюю колонку мы заполним после урока. Таблица – приложение
Отвечают на вопрос: «Что я знаю.
Формулируют тему урока с помощью опорных слов, составляют вопросы, над которыми будут работать на уроке.
V. Первичное усвоение новых знаний 1.Религиозные праздники в России
Посмотреть слайды презентации и выписатб: праздники и символы праздников.
Рождество-колядованиеСвятки-колядованиеКрещение-купание в проруби
Масленица-сжигание чучела зимы, блины
Благовещение- выпускают голубей
Пасха- пекут куличи и красят яйца
День Святой Троицы-ветви березы
Посмотреть слайды презентации и выписать в тетрадь: праздники и символы праздников.

Рождество-колядованиеСвятки-колядованиеКрещение-купание в проруби
Масленица-сжигание чучела зимы, блины
Благовещение- выпускают голубей
Пасха- пекут куличи и красят яйца
День Святой Троицы-ветви березы
2.Религиозные храмы
Посмотреть слайды презентации 16-20 и ответить на вопросы: Как называются храмы? Сопоставь религию и название храма. Что венчает храмы?

Религия в современной культуре

Назови символы религиозные символы. 1.Синагога, церковь, мечеть, ступа
2. Синагога иудаизм, церковь- православие, христианство, мечеть ислам, пагода-буддизм.
3.Крест и полумесяц, шестиконечная звезда
3.Архитектурные особенности храмов Купола, крест, полумесяц,
VI. Первичное закрепление знаний Отчет о проделанной работе, зачитывают ответы на вопросы 1.Синагога, церковь, мечеть, ступа
2. Синагога иудаизм, церковь- православие, христианство, мечеть ислам, пагода-буддизм.
3.Крест и полумесяц, шестиконечная звезда
VII. Итоги урока. Рефлексия Тема нашего урока намного шире, чем то, что вы узнали. Какова роль религии в развитии культуры?
Делают вводы:
1.Что, традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм, буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость. Эти религии всегда были заслоном от зла, противодействием ненависти.
2.Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей.
Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
3.Обсудим вместе: Нужны ли атеисту знания о религиях?
Обогатят ли они его духовный мир?
4.Работа с последней колонкой таблицы Зачитать текст стр.84 и сделать выводы.
Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей.
Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
1.Обсуждение, словарь понятий.
2.Что еще предстоит узнать
Рефлексия 1.Что означает понятие «Религия? — связывать
2.Какие религии вы знаете? православие, ислам, иудаизм, буддизм
3. Символом Благовещенья является ? голуби4. Назовите страну, основной религией которой является иудаизм. Израиль 5. Коран – священная книга …мусульман 6.Что венчает мечеть — полумесяц7. Рождество – это чей праздник рождения?Иисуса Христа 8.Символом Святой Троицы является ? Берез
9. Аллах – это бог…в исламе 10. Библия состоит из двух частей: Новый завет и завет…Ветхий
11. Что является символом иудаизма? –шестиконечная звезда
12.Символм пасхи является – куличи и крашенные яйца VIII. Домашнее задание Что еще предстоит узнать (заполнение таблицы)
Подумай и ответь:
в каких прочитанных тобой книгах, просмотренных театральных постановках, кинофильмах идёт речь о милосердии, справедливости, терпимости, честности, зависти, предательстве? К уроку 21 Роль религии в развитии культуры
1)Словарь
Атеизм — в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. Атеизм  — неверие, безверие, безбожие; неверование в бытие Бога
Атеист — сторонник атеизма; человек отрицающий существование Бога, богов, или любой другой высшей сущности, управляющей миром.
Атеист — человек, принципиально не верящий в Бога. Атеизм  — неверие, безверие, безбожие; неверие в бытие Бога».
Религия происходит от латинского religere, на русский язык переводится – связывать
2)Религии являются своего рода ключом к постижению мировой культуры. Знание чужой религии позволяет лучше понять другого человека. А знание своей — помогает осознать собственное историческое наследие…
1.Что означает понятие «Религия?
2.Какие религии вы знаете?
3. Символом Благовещенья является ?4. Назовите страну, основной религией которой является иудаизм. 5. Коран – священная книга …6.Что венчает мечеть –
7. Рождество – это чей праздник рождения?8.Символом Святой Троицы является?
9. Аллах – это бог…10. Библия состоит из двух частей: Новый завет и завет…11. Что является символом иудаизма?
12.Символом пасхи является?
3)Таблица результативности
Тема урока Работа с учебником Ведение рабочей тетради Практическая деятельность Творческая деятельность Совместная работа с родителями

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Добавить комментарий