Российский социолог основатель плюралистической многофакторной концепции

К концу XIX в. в российской социологии об­наружилась несостоятельность географиче­ского детерминизма, биологического и пси­хологического редуктивизма. Стало очевид­но, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, выразителем которого был выдающийся русский ученый М.М.Ковалевский (1851 — 1916). Его творческое наследие обширно и многогранно. Назовем лишь его главные труды по социологии: «Совре­менная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х томах, написанные в послед­нее десятилетие его жизни. Как социолога М.М.Ковалев­ского интересовали следующие проблемы: связь социоло­гии с историческими науками; сравнительно-историче­ский метод исследования; многофакторный подход к изу­чению общества; социальные закономерности и, обще­ственный прогресс.

Ковалевский был лично знаком с Марксом, который побудил его к анализу экономического развития общества. Но верный идее многофакторности развития общества, он не абсолютизировал эту сторону. Он не принял идею Марк­са о классовой борьбе как средстве решения социальных проблем. Ему гораздо ближе были идеи гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфлик­ты мирным путем. Поэтому и понятие социального про­гресса для Ковалевского было связано с расширением со­лидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию разви­тия общества. Цель социологии «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и раз­вития порядка в разные эпохи в их преемственной и при­чинной связи между собой». В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и пси­хологией.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридиче­ским процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами оди­наковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один сравнительно-исторический метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Ковалевского не может удовлетворить хотя и правильная, но слишком узкая сфе­ра исследования общественных явлений. Он считал, что необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Ковалевский видел основную ценность этого метода не в открытии новых фактов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.

Общественные явления Ковалевский пытался объяс­нить путем анализа их происхождения. Свой метод Кова­левский назвал «генетической социологией». С этих пози­ций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникно­вения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация за­висит от разделения труда, которое в свою очередь вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина обра­зования классов, социальных групп, сословий — экономиче­ский и биологический факторы, а главная причина возник­новения государства коренится в психологическом факторе.

Для Ковалевского социальный прогресс является ос­новным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Со­держание прогресса Ковалевский отождествлял с расши­рением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социаль­ного единства. Прогресс «раскрывает законы, управляю­щие ростом человеческой солидарности», — писал Кова­левский. Главным признаком прогресса является расши­рение сферы замиренности. Важнейший социальный за­кон есть закон «роста человеческой солидарности», а не закон трех стадий О.Конта. Закон солидарности более универсален и относится к обществу в целом. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам идут гармония и дружба людей. Даже между тру­дом и капиталом, по его мнению, «разобщенность не рас­тет, а уменьшается». Ковалевский признавал, что револю­ции двигают общество вперед, но это движение происхо­дит «в противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, а революция не есть историческая необходи­мость, а есть следствие ошибок правительства. Нормаль­ный исторический процесс основан на гармонии, соответ­ствии всех сторон общества, а если эта гармония наруше­на, тогда появляется почва для революции.

Литература

Антология русской классической социологии. М.: 1995.

Виленская Э.С.Н.К.Михайловский и его идейная роль в народниче­ском движении. М.: 1979.

Голосенко И.А. История социологии как научная проблема // Социс. — 1976. — №1.

Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произведения. В 2-х то­мах. — Т. 2. М.: 1956-

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против соци­ал-демократов // Полн.собр.соч. — Т. 1.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. философ­ские произведения. В 2-х томах. — Т. 2. М.: 1956.

Социологическая мысль в России. Л., 1976.

Хорос В,Г. Народническая идеология и марксизм. М.: 1972.

Контрольные вопросы

Какие основные направления социологии получили развитие в Рос­сии до начала XX в.?

В чем суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Кто его основные представители?

Что характерно для марксистского направления в социологии в Рос­сии конца XIX в.? Каков вклад Г.В.Плеханова и В.И.Ленина в критику социологии народников?

Что такое психологическая школа в российской социологии и в чем заслуга ее основных представителей?

В чем основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевско­го?

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒



(форма обучения очная)

(проводится в форме семинара-диалога)

1. Позитивизм и психологизм в социологической мысли России.

2. Антипозитивизм в отечественной социальной философии и социологии.

3. Марксистская социология в России.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите социально-экономические, теоретико-методологические и мировоззренческие предпосылки возникновения и развития социологии в России.

2. Охарактеризуйте особенности отечественной социологической мысли.

3. Рассмотрите многообразие школ и направлений в отечественной социологии конца XIX — начала XX вв.

4. Покажите состояние социологической науки в СССР.

5. Рассмотрите состояние и тенденции развития современной социологии в России.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к семинару

Изучение темы следует начать с выяснения социально-экономических, теоретико-методологических и мировоззренческих предпосылок возникновения и развития социологии в России. Характеризуя особенности социальной мысли в России, важно учитывать, что она развивалась как составная часть мировой науки. Рассматривая эволюцию идейных основ русской социологии, необходимо показать основные этапы ее развития, обратить внимание на существующие периодизации. Далее следует рассмотреть основные направления и школы в отечественной социологии конца XIX — начала ХХ вв., когда эта наука в России достигла значительных успехов в своем развитии. При изучении состояния социологической науки в СССР следует показать процесс идеологизации общественных наук, отождествление общей социологии с историческим материализмом, а также характерные для этого периода дискуссии по проблемам обществознания. В заключение следует показать состояние и тенденции развития социологической науки в современной России.

Изучение первого вопроса семинара целесообразно начать с выяснения общности теоретических и мировоззренческих корней российской и западноевропейской позитивистской социологии. При этом следует подчеркнуть, что увлечение позитивизмом в России не было простым заимствованием западных идей. Напротив, такие социологи, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский сложились как позитивисты во многом до знакомства с идеями О. Конта, Г. Спенсера и др. В этом контексте целесообразно подробнее остановиться на характеристике этико-субъективной школы, которая как достаточно самостоятельная и новационная по уровню и способу решения проблем не уступала западным научным школам. Изучая натуралистические ориентации российской социологии, необходимо рассмотреть идеи географического детерминизма (Л.И. Мечников) и органической школы (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). Далее следует охарактеризовать психологическую ориентацию в отечественной социологии конца XIX – начала ХХ вв. (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов), показать, что проблемы функционирования и развития общества решались ее представителями исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Следует подчеркнуть, что российский органицизм и психологизм подготовили почву для успешного критического усвоения достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).

При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что антипозитивизм в отечественной социологии развивался преимущественно в рамках неокантианской социально-философской традиции и являлся одним из ведущих течений теоретической мысли России конца XIX – начала ХХ вв. Следует показать, что антипозитивизм выражался в критике тенденции конструирования социологического знания по модели биологических наук и проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о «борьбе за существование» и «естественном отборе». Рассматривая социологические взгляды представителей отечественного антипозитивизма (А.С.

История развития социологической мысли в России (4)

Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.Н. Хвостов), необходимо показать, что они своей основательной критикой позитивизма и натурализма хотя и не преодолели имевшую глубокие корни в русской науке «позитивистскую традицию», однако способствовали переходу русского позитивизма на новую ступень развития. В заключение следует дать характеристику тем явлениям в отечественной социологии рассматриваемого периода, которые выходили за пределы простой антитезы «позитивизм – антипозитивизм», остановившись подробнее на теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и плюралистической социологии М.М. Ковалевского.

Переходя к изучению третьего вопроса, следует выяснить причины широкого распространения социологических идей К. Маркса в России, показать, что экономический материализм развивался на российской почве в духе социального реализма и экономического редукционизма. Необходимо учитывать, что первые аналитики марксизма в России рассматривали его как способ поиска путей эволюции страны в контексте глобальных тенденций исторического процесса. С особенностями отечественной марксистской социологии целесообразно ознакомиться при изучении взглядов главных представителей т. н. «ортодоксального» (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и «легального» марксизма (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев). При этом представляет интерес мысль Н.А. Бердяева о том, что для понимания судьбы марксизма в России необходимо видеть его изначальную двойственность. С одной стороны, марксизм являлся доктриной, обосновывавшей ведущую роль экономики и социальных структур в обществе; с другой – выступал теорией не только сущего, но и должного, описывающей идеальное общество, где человек должен обрести подлинную свободу. Эти две стороны марксизма вступали в неразрешимое противоречие, и попытки его разрешить определили эволюцию этого учения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения и развития социологии в России.

2. Каковы главные особенности отечественной социологической мысли?

3. В чем заключается «субъективный метод» в социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского?

4. Охарактеризуйте главные положения плюралистической социологии М.М. Ковалевского.

5. Каковы состояние и тенденции развития социологической науки в современной России?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



A.Г. Зиммель.

B.Р. Дарендорф.

C.Ю. Хабермас.

D.М. Вебер.

24. Назовите автора ʼʼинтегральной социологииʼʼ – учения (парадигмы) о социокультурном типе, обозначающим будущее состояние общества, в котором на базе всеобщей неэгоистической любви и дружбы произойдет взаимно обогащающее взаимодействие культур, верований, социальных институтов, типов личности, образов жизни различных народов.

A.Э. Мэйо.

B.Л. Гумплович.

C.К. Маркс.

D.П. Сорокин.

25. Кто из российских социологов является основателем плюралистической многофакторной концепции социального развития?

A.П. Сорокин.

B.М. Ковалевский.

C.Н. Кондратьев.

D.Л. Петражицкий.

26. Назовите немецко-американского социолога, который внёс существенный вклад в разработку ʼʼсоциально-бессознательногоʼʼ.

A.З.

Протокол заседания кафедры № 1 от 31.08.11 г.

Фрейд.

B.Э. Фромм.

C.А. Токвиль.

D.Л. Петражцкий.

27. Какое из приведённых выражений соответствует понятию ʼʼкризис легитимностиʼʼ˸

1.ʼʼстепень развитости интеллектуальных способностей человека, измеряемая по специальной методикеʼʼ, обозначаемая IQ;

2.резкое падение способности общества к саморегуляции из-за нарушения взаимодействия между социальными группами, из-за утраты возможности выполнять свои функции социальными институтами;

3.состояние общества, в котором утрачена вера в справедливость и законность институтов власти, установленного социального порядка?

A.1.

B.2.

C.3.

D.ни одно.

28. Назовите американского социолога, разработчика ряда математических методов и моделей в социологии˸ панельный анализ, метод кросс-табуляции, метод латентно-структурного анализа и т.д.

A.П. Лазерсфельд.

B.С. Стауффер.

C.Л. Гутман.

D.Т. Парсонс.

29. Подберите следующим определениям˸

1.терпимое отношение людей, различных социальных групп друг к другу в процессе взаимодействия;

2.наделение человека сверхъестественной личными качествами, приписывание общественному или политическому деятелю исключительной непогрешимости, одарённости которые позволяют ему обрести высокий авторитет в глазах своих многочисленных последователей.

3.особое положение личности по отношению к другим членам социальной группы, которое позволяет ему успешно регулировать, контролировать и направлять их деятельность

Соответствующие названия˸

а) харизма, б) толерантность, в) лидерство;

Укажите правильную комбинацию ответов˸

A.1 – а, 2 – б, 3 – в.

B.1 – б, 2 – а, 3 – в.

C.1 – в, 2 – а, 3 – б.

D.1 – а, 2 – в, 3 – б.

Особенности исторического развития российской социологии

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества.

Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап.

На этом этапе сформировалось программное поле российской социологии.

Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов: первый этап – 60—90-е гг. xix в., второй – начало xx в. – 1918 г., третий – 20—30-е гг. xx в., четвертый – с 50-х гг. xx в. до наших дней.

1-й этап (1860–1900 гг.).Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов). Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса. На этом этапе основой социологической мысли стали позитивистская теория О. Конта, идеи которого в России хорошо знали и разрабатывали. В 1846 г. Серно-Солоневич, размышляя о составе социальных наук, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний появления новой науки, которая будет исследовать законы развития общества как естествознание исследует природу? В результате в середине 60-х гг. XIX в. в российской литературе появляется термин «социология», который рассматривался как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.

Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.

На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можно выделить следующие:

1) географическое (Л. И. Мечников)– прогресс общества обуславливается прежде всего природными, в частности, водными ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были ореолом их обитания;

2) органицизм (А. И. Стронин)– общество представляет собой сложный организм, который функционирует на основе природных законов;

3) психологизм (П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский)– исходным пунктом социальности являются психофизические отношения, а в центр изучения ставится личность;

4) марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.

В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Г.

П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо-Данилевский и др.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

3-й этап (1920—1930-е гг.).На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: П. А. Сорокин («Основы социологии» в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.), Н. А. Бухарин («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской социологии», 1922 г.), М. С. Салынский («Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», 1923 г.) и др.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.

Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии.

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889–1968 гг.).

Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера.

Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности.

П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.

Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т.

1.5. История развития социологической мысли в России (10)

И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.

В середине 1960-го г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер.

Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня.

По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР.

На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.

В больших количествах проводятся социологические исследования.

В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы.

 

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая


Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 285;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основные направления школы российской социологии. Видные российские социологи.

Предыдущая12345678Следующая

1-й этап (1860–1900 гг.).Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов). Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса. На этом этапе основой социологической мысли стали позитивистская теория О. Конта, идеи которого в России хорошо знали и разрабатывали. В 1846 г. Серно-Солоневич, размышляя о составе социальных наук, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний появления новой науки, которая будет исследовать законы развития общества как естествознание исследует природу? В результате в середине 60-х гг. XIX в. в российской литературе появляется термин «социология», который рассматривался как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.

Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.

На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можно выделить следующие:

1) географическое (Л. И. Мечников)– прогресс общества обуславливается прежде всего природными, в частности, водными ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были ореолом их обитания;

2) органицизм (А. И. Стронин)– общество представляет собой сложный организм, который функционирует на основе природных законов;

3) психологизм (П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский)– исходным пунктом социальности являются психофизические отношения, а в центр изучения ставится личность;

4) марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.

В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо-Данилевский и др.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

3-й этап (1920—1930-е гг.).На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии.

социологоя. Промежуточный тест 1 Обзор попытки 1

В 20-х годах издается обширная социологическая литература: П. А. Сорокин («Основы социологии» в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.), Н. А. Бухарин («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской социологии», 1922 г.), М. С. Салынский («Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», 1923 г.) и др.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.

Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии.

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889–1968 гг.).

Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера.

Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.

Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.

На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.

В больших количествах проводятся социологические исследования.

В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы.

Предыдущая12345678Следующая



Вопрос 5. Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители.

Социология в ее позитивистском варианте Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы).

Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России.

Социологии теоретически отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Пережитки крепостничества тормозили развитие капитализма, и позитивистская социология с первых ее шагов выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление и т.п. Социология многим представлялась надежным помощником в деле критики всех социальных архаизмов. Не случайно большинство отечественных социологов выступали в оппозиции к царскому режиму. Таким образом, на формирование социологии в России сразу же наложили свое влияние традиции российского освободительного движения и публицистическо-гуманистическая ориентация русской литературы на «страдающий народ».

Первый этап, который в своем развитии прошла российская социология (конец 60-х – конец 80-х гг.ХIХ в.), характеризовался своеобразным исследовательским азартом и отсутствием окончательной разработанности, критериев научности знания. Широкое распространение получил натурализм, пытавшийся решать все социальные вопросы, опираясь на биологию.

Господствующей методологией на этой стадии, безусловно, был позитивизм, который выступал в виде следующих подходов: органицизм (П.Ф. Лилиенфельд, А.И Стронин и др.), географическая школа (Л.И. Мечников и др.), субъективная школа (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков и др.); психологическая социология (Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев); генетическая социология М.М. Ковалевского; историческая социология (В.О. Ключевский). Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в.

Среди основных направлений выделяются:

– натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);

– субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);

– психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);

– плюралистическая (М.М.Ковалевский).

 

 

Вопрос 6. О. Конт – основоположник социологии. Позитивистский проект науки об обществе.

Огюст Конт (1798–1857) жил в г. Монпелье, Франция. В 1817–1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.

Французское общество в этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного развития науки и техники шли поиски справедливого общественного устройства.

Основной заслугой О. Конта следует считать то, что он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии».

Получив математическое и естественное образование, он считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук. По мнению О. Конта, необходимо отделить науку от метафизики и теологии. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не могут устанавливать законы развития природы и общества, можно лишь постичь различные взаимосвязи фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины их возникновения. Дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.

При изучении общества и общественных явлений необходимо использовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения подлинного «позитивного» знания.

История развития социологической мысли в России (10)

Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследователя.

По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призванная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.

Первоначально в его трудах социология даже называлась «социальной физикой». В качестве основных методов новой науки были предложены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-исторический метод.

По мнению О. Конта, все науки делятся на абстрактные (изучающие законы, категории, явления: астрономия, физика, химия, биология, социология) и конкретные – применяющие законы к частным областям, например медицина. В своей «всеобщей классификации» наук он ставил социологию выше всех остальных наук, в том числе математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии для общества сравнивал с ролью религии.

Принципиально важно, что О. Конт думает не только об объяснении того общества, которое есть сейчас, но и о том, каким оно должно быть и что надо для этого делать. Таким образом, уже тогда была заложена одна из важнейших функций современной социологии – прогностическая и преобразующая. Можно сказать, что он на новой основе продолжает идеи предшественников – философов французского Просвещения, которые также рассуждали о том, каким должно быть справедливое, здоровое общество, но не обладали необходимым «позитивным» знанием.

О. Конт верил, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. По его мнению, чтобы вылечить больное общество, надо создать точную науку об обществе и открытые ею законы преподавать в школах и университетах, чтобы люди научились правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

Под обществом О.

Конт понимал все человечество или какую-либо его часть, связанную consensus omnium – всеобщим согласием (солидарностью). Вместе с тем: «…общественная гармония не может установиться там, где господствует конкуренция и эксплуатация.», отсюда, консенсус может быть достигнут путем развития разделения труда – на основе роста всеобщей заинтересованности друг в друге. Из минусов разделения труда (корпоративность, разрушение единства) вытекает необходимость политической власти правительства как выразителя «общего духа». Государство – орган социальной солидарности и подчинение ему– священный долг каждого, считает О. Конт. Посредником между индивидом и обществом выступает семья, но семейные связи имеют совсем другую природу, чем социальные.

Учение О. Конта состояло из социальной статики, описывающей отношения между социальными институтами, исоциальной динамики, раскрывающей законы развития социальных систем.

Социальный прогресс понимался им как развитие по восходящей линии. Первичными факторами прогресса являются духовное и умственное развитие человека, вторичными – климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, О. Конт обосновывал, в частности, объективность появления социологии. В сформулированном им законе интеллектуальной эволюции человечества, или законе трех стадий, в историческом развитии выделено три этапа.

Первая, теологическая, стадия – с начала человеческой истории до конца европейского Средневековья люди воспринимали все вокруг, в том числе и общество, как проявление воли Бога. С Ренессанса началась метафизическаястадия, на протяжении которой люди считали общество, скорее, естественным явлением, чем сверхъестественным. Т. Гоббс, например, писал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной человеческой души. Третья, научная, или позитивная, стадия берет начало с периода расцвета науки, промышленности, развития общественной жизни. Обществу требуется новая идеология, выполняющая интегрирующую роль, которую несет в себе позитивная философия – «социология».

 

Предыдущая12345678910111213Следующая

Добавить комментарий