Сколько групп реализует психическая деятельность человека

Психическая деятельность — это идеальная субъективно осо­знаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность — совокупность нейрофизиологических процессов, обес­печивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятель­ность). Таким образом, психическая деятельность осуществляет­ся с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД — и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодр­ствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Пред­ставление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность _ это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечиваю­щих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощу­щение, восприятие, мышление, представление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

Ощущение — осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения — это базисный эле­мент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д.

Восприятие — формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Или в формировании нового образа, встречаемого впервые. В основе опознания лежат системы временных связей.

Представление — формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память — это способность орга­низма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании ин­формацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление — процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией.

Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т. е. форма отражения действительности, проявляется в целесообраз­ном адекватном поведении, направленном на удовлетворение био­логических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление — отвлечен­но-понятийная форма мышления, развивающаяся со становле­нием второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с по­мощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логи­ческое мышление — форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логиче­ских звеньев.

Внимание — состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью к психической или физической деятель­ности и сопровождающее саму деятельность. Появление внима­ния обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.

Выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание — это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раз­дражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают ин­теллектуальное внимание.

Воля — степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решитель­ность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Делят по интенсивности, по длительности, положительные, отрицательные. Основные эмоции – радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.


Лекция добавлена 03.06.2012 в 03:16:48

Личность как триединство. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” — бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом.

Особенности психической деятельности человека

Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая таким образом объем “Я”.

Третья структура личности — “Сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

anonymous

Психика, психическая деятельность

Понятие «психика» (от греч.

А) для восприятия человеком любых запахов

psyche – душа) обозначает свойство высокоорганизованной материи (человека), проявляющееся активным и постоянным отображением окружающей действительности и объективной реальности. Психика возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляет в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика не материальна, но независимо от материи и вне материи психическая деятельность функционировать не может. К числу важнейших и фундаментальных понятий не только медицинского, но и философского масштаба относятся больная и здоровая психика.

Лаконичной и общепризнанной характеристики психики до сих пор не существует вследствие ее сложности, неоднозначности, различий в подходах, методологии и интерпретации научных исследований.

Обобщающие свойства психической деятельности заключаются в следующем:

— активное и адекватное отображение окружающей действительности;

— последовательное формирование и функциональное развитие психических возможностей на основе нейрофизиологических процессов;

— исторически сложившиеся потребности и способности, становление такого фундаментального понятия психической деятельности, как сознание;

— возникновение в сознании идеальных образов, мировосприятие, формирование целостной картины действительности, познание причинно-следственных связей объективной реальности, моделирование решений;

— отделение себя от остальной действительности, противопоставление «Я» — «не Я», формирование личности и индивидуальности;

— определенная автономность (самостоятельность) психики;

— способность прогнозирования, планирования, предвидения, предвосхищения событий;

— ориентация в окружающем мире, регулирование деятельности, обеспечивающей приспособляемость к меняющейся обстановке, адаптации к ней;

— способность к сосуществованию с себе подобными в коллективе (группе, семье);

— способность к овладению новыми навыками, знаниями, умениями, обучаемости, накоплению опыта и проверке его практикой;

— самокритичность как важное свойство и условие успешной биологической и социальной адаптации.

4. Психика и деятельность

Неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по

Неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам называется
(*ответ*) установкой
Общение, которое приносит удовольствие, захватывает, нравится человеку, называется
(*ответ*) аффилиативным общением
Организм, согласно теории , находится в постоянном среднем состоянии напряжения и стремится вернуться в это состояние в случае отклонения в результате действия внешних или внутренних факторов
(*ответ*) К. Гольдштейна
 Д.Уотсона
 З.Фрейда
 К.Роджерса
Организм, согласно теории , находится в постоянном среднем состоянии напряжения и стремится вернуться в это состояние в случае отклонения в результате действия внешних или внутренних факторов
(*ответ*) К.Гольдштейна
Основными факторами, определяющими уровень мотивации достижения в каждой конкретной деятельности, являются
(*ответ*) значимость достижения успеха
(*ответ*) надежда на успех
(*ответ*) субъективная вероятность достижения успеха
 желания и способности
Особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, когда человек не обдумывает последствия своего поступка, не взвешивает все «за» и «против», называется
(*ответ*) импульсивностью
Осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности называется
(*ответ*) целью
Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут иметь место в случае неисполнения деятельности, называется
(*ответ*) негативной мотивацией
Подчинение личности давлению группы называется
(*ответ*) конформизмом
Потребности характеризуются
(*ответ*) модальностью
(*ответ*) остротой
 простотой
 сложностью
Потребности характеризуются
(*ответ*) модальностью
 простотой
 динамичностью
 сложностью
Предмет желаний и стремлений, созданный воображением, мысленно представляемое называется
(*ответ*) мечтой
Проблемам мотивации и мотивам посвящены монографии следующих отечественных исследователей:
(*ответ*) В.Г.Асеева
(*ответ*) В.К.Вилюнас
(*ответ*) А.Н.Леонтьева
 Л.С.Выготского
Производные от истинных потребностей динамичные напряжения некоторых сфер в системе личности, которые требуют разрядки и побуждают личность к достижению определенных целей называются
(*ответ*) квазипотребностями
 мотивами
 действиями
 желаниями
Производные от истинных потребностей динамичные напряжения некоторых сфер в системе личности, которые требуют разрядки и побуждают личность к достижению определенных целей, называются
(*ответ*) квазипотребностями
(*ответ*) метапотребностями
 установкой
 мотивацией
Проявлением процессуально-содержательной мотивации могут быть:
(*ответ*) эстетическая мотивация
(*ответ*) познавательная мотивация
(*ответ*) игровая мотивация
 негативная мотивация
Психическими образованиям и относящимися к формам потребности, являются
(*ответ*) влечения
(*ответ*) желания
 адаптация
 восприятие
Психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие человеком решения, называются
(*ответ*) мотиваторами
 индикаторами
 критериями
 адаптерами

Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

Психика, поведение и деятельность

Важнейшая функция психики − регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение − это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т. е это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т. е. понимает смысл действия. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Основные понятия деятельности человека

Деятельность − это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Таблица 4

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело сактивностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение,которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок − действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность.Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности − ее социальная, общественно-историческая природа.Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации,в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. Вроли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Мотив − это то, ради чего осуществляется деятельность,он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Предыдущая234567891011121314151617Следующая


Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 472;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Первый шаг в изучении психической деятельности человека сделал отечественный физиолог И.П. Павлов, открыв условные рефлексы.

Психическая деятельность — идеальная, субъективно осо­знаваемая, деятельность организма, которая осуществляется с помощью нейрофизиологических процессов.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — совокупность нейро­физиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсоз­нательное усвоение поступившей информации и обучение в процессе индивидуального развития всем видам деятельности, в том числе и приспособитель­ному поведению организма во внешней среде.

Следовательно, психическая деятельность осуществляется на основе ВНД. Различие между ВНД и психической деятельностью состоит прежде всего в том, что пси­хическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВИД протекает и в период сна (как неосознаваемая пере­работка информации), и в период бодрствования (как осознавае­мая и подсознательная переработка).

Низшая нервная деятельность — совокупность нейрофизио­логических процессов, обеспечивающих осуществление безуслов­ных рефлексов и инстинктов.

Таким образом, материальной базой психической деятельно­сти являются физиологические процессы во взаимодей­ствии со следами памяти.

Прообразом психической деятельности человека является рассудочная деятельность животных – элементы пси­хической деятельности. Она направлена на удовлетворение биоло­гических потребностей: поиск пищи, воды, полового партнера, защитного укрытия и т.п. Живот­ное способно найти правильный выход из новой для него ситуации, используя предыдущий опыт. Например, предвидение лисицей местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не вид­но (она двигается в это время за непрозрачной перегородкой).

Различают несколько форм психической деятельности. К ним относят: ощу­щение, восприятие, мышление, представление, внимание, чув­ства (эмоции) и волю.

Ощущение — отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхностей предметов, звук, вкус и др.). Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.

Восприятие(от лат. perceptio — восприятие) — формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Это воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в головном мозге.

В основе опознания лежат системы временных связей. Предме­ты, явления воздействуют на рецепторы сенсорных систем, информация от них по нервным путям до­ходит до соответствующих зон коры. Далее в ассоциативных зонах коры поступающая информация сличается с хра­нящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У челове­ка оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к по­явлению понятия.

Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы или явления, то формируется но­вый образ. В этом случае тоже происходит сличение поступаю­щей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.

На основе восприятия формируются представления. Представление это воспроизведение следов бывших восприятий. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков. Представление — формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Происходит извлечение информации из памяти. Память — способность орга­низма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании ин­формацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление является высшей формой познавательной деятельности, направленной на установление связей между предметами и явлениями и на раскрытие их сущности в виде понятий, суждений и умозаключений. Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Мышлениеэто оперирование закодированной информацией, процесс приобретения новой информации, осуществление дру­гих видов психической деятельности. Мыслительная деятель­ность человека связана с языком как со средством общения, накопле­ния информации, приобретения навыков и передачи их от человека к человеку. Слово — основное орудие мышления человека. Мышление животных имеет конкретный характер, человека — конкретный и абстрактный.

Различают несколько видов мышления:элементарное (конкретное), абстрактное и словесно-логическое (дискурсивное).Элементарное (конкретное) мышле­ние является формой отражения действительности, которая свойственна челове­ку и животным. Это – мышление в действии, которое про­является в целесообразном адекватном поведении или в оценке предмета, явления. Физиологическую основу элементарного мыш­ления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление – одна из отвлеченно понятийных форм мышления, основанных на второй сигнальной системе. Центральным для процесса абстрактного мышления является употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения при­знаков, их абстрагирования и нового синтеза; в результате обра­зуются понятия и на основе последних — обобщения. Абстрактное мышление свойственно только человеку, потому что оно совершается на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Словесно-логическое мышление опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия. Словесно-логическое (дискурсивное) мышление основано на рас­суждении, состоящем из последовательного ряда логических зве­ньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Оно также свойственно только человеку.

Практикуют несколько подходов к исследованию мышления:физиологический, кибернетический и социологический. Ученые-физиологи изучают нейрофи­зиологические механизмы мысли­тельных актов. Индивидуальные особенности ума человека определяются как его генетической программой, так и опытом социализации. На умственную деятельность человека влияет его темперамент, потому что от темперамента зависит скорость реагирования.

Главные структу­ры сознания и мыслительной деятельности это ассоциативные зоны коры переднего мозга с ближайшими подкорковыми образованиями и ретикулярной формацией ствола. Ретикулярная формация обеспечивает энергетическую сторону деятельности коры большого мозга, оказывая этим активирующее влияние на кору.

Для сознания необходим промежуточный уровень активности ЦНС, т.к. оно становится невозможным как при сильном снижении тонуса коры переднего мозга, так и при заметном его повышении (последнее бывает, например, в состоянии ярости). Есть данные о том, чтоведущее значение для проявле­ния высших психических функций имеют лобные доли полушарий. При их поражении в большинстве случаев у людей наблюдаются расторможенность, раздражительность, психическая неустойчивость, эйфория, полная или частичная утрата способности к прогнозированию, повышенная конфликтность, персеверация (настойчивость в повторении действия).

Поскольку лобные доли имеют двусторонние связи с лимбической системой, участвующей в контроле эмоций, они оценивают информацию и выбирают ту, которая наиболее важна в данный момент. Также кора лобных долей взаимодействует с корой всех других долей полушарий большого мозга. Прогностическая деятельность коры лобных долей связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятель­ностью височной коры. В лобной доле доминирующего у данного человека полушария находится центр речи. Доминирующее полушарие обеспечивает единство мыслитель­ных процессов, совершающихся в обоих полушариях. При этом наи­более успешная мыслительная деятельность человека протекает при взаимодействии всех отделов коры большого мозга, высо­ком эмоциональном подъеме, активном внимании и, конечно же, в со­стоянии сознания.

Внимание это состояние активного бодрствования, когда организм готов к психической или физической деятельнос­ти.

Появление внимания свидетельствует о начале осознаваемой адаптивной деятельности организма, проявляющейся в отборе необходимой информации. Физиологическая ос­нова внимания – ориентировочный рефлекс. При этом возбуждение концентрируется в определенных участках коры, в то время как остальные ее участки находятся в состоянии торможения.

Различают непроизвольное и произвольное (во­левое) внимание. Непроизвольное внимание — это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раз­дражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Оно возникает само собой, под действием сильного, контрастного или нового раздражителя, либо раздражителя, вызывающего заметный эмоциональный отклик. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит именно произвольному вниманию. В про­цессе общественной деятельности человек приобретает способ­ность управлять своим вниманием.

Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

Ведущая роль в этом при­надлежит лобным долям. Высшей формой произвольного внимания считают интел­лектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенап­равленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры.

Важной характеристикой сознания и деятельности является воля – способность сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все силы на достижение поставленных целей. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Важнейшими волевыми качествами личности являются решитель­ность, выдержка, смелость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция также является одной из формпсихической деятельности, так как с помощью эмоций регулируются психические и соматические процессы, и без эмоций невозможна ВНД.

Кроме рассмотренных форм многие ученые выделяют также как особые формы психической деятельности: сознание, память, воображение, вы­работку условных рефлексов на подпороговые раздражители, речь и сон. С этой точкой зрения согласны не все исследователи. Например, В.М. Смирнов и С.М. Будылина считают, что сон не является психической деятельностью, потому что во время сна сознание выключено. Сон — состояние покоя организма, при котором выключено сознание и механизмы под­держания естественной позы, снижена чувствительность сенсорных сис­тем. Поскольку нейрофизиологические процессы во время сна не осоз­наются, сон не является формой психической деятельности. Во время сна протекает высшая и низшая нервная деятельность. Выс­шая нервная деятельность во время сна заключается в усвоении посту­пившей при бодрствовании информации, в возникновении сновидений. Низшая нервная деятельность выражается в регуляции вегетативных фун­кций, в поддержании некоторого тонуса скелетной мускулатуры, регуля­ции температуры тела. Высшая нервная деятельность и, естественно, низшая нервная деятельность протекают во сне на уровне подсознания, потому что организм не осознает себя в окружающей среде.

Сновидения — также не форма психической деятельности, а нереальные образы и явления, возникающие во сне и воспринимаемые как реальная действительность, однако таковую они не отражают. Известно, что явле­ния, которые человек видит во сне, в данный момент не существуют. При этом организм не оценивает реальную действительность, посколь­ку сознание во время сна и сновидений, выключено.

Память это свойство мозга приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки, в то время как психическая деятельность — это процесс.

Речь также не является особой формой психической деятельности, однако без нее она невозможна. Речь представляет собой совокупность мышления как одной из форм психической деятельности и физической де­ятельности организма — письменной и устной речи. Письменная и устная – внешняя речь. Вы­деляют также и внутреннюю речь. Обычно человек, прежде чем произнести или написать слово, произносит его в уме. Внутреннее выражение речи – мышление – и является одной из форм психической деятельности. Мышление возможно только на уровне сознания. При от­сутствии сознания мышление невозможно.

Сознание само по себе также не является особой формой психической деятельнос­ти, но его наличие является основой всех форм психической деятельности. Со­знание — высший уровень идеального, субъективного, адекватного отражения мозгом реальной действительности. Если организм осознает себя и окружающую действительность, т.е. находится в сознании, то он может осуществлять все виды психической деятельности.

К психической деятельности относится и неосознаваемая деятельность мозга, когда вырабатываются условные рефлексы на слабые стимулы, субъективно не воспринимаемые организмом. Многие исследователи относят неосознаваемую деятельность к ВНД, поскольку она не осознается, в то время как психическая деятельность это осознаваемая деятельность организма, осуще­ствляемая с помощью ВНД.

Воображение как психический процесс создания новых образов рядом ученых также не относится к особым видам психической деятельности, т.к. воображение – результат мышления, т.е. основ­ного вида психической деятельности. Создание новых образов невозможно без мышления.

Физиологические основы психической деятельности представлены различными структурами головного мозга. Наиболее распространены такие методы исследования мозга как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов (ВП). В последние годы они дополнены компьютерной обработкой элементов электроэнцефало­грамм (ЭЭГ) и ВП.

Повседневная деятельность организма требует различной активности ЦНС. Ме­тод ЭЭГ, позволяющий изучать суммарную электрическую актив­ность, помогает также оценить по изменениям ритмов ЭЭГ пси­хическую деятельность человека.

При интеллектуальной деятельности наблюдаются изменения определенных ритмов ЭЭГ. Например, когда человек получает инструкцию о предстоящей деятельности, изменения ЭЭГ наблюдаются во многих областях коры большого мозга, но преимущественно – в лобной области. Когда человек сосредотачивает внимание на конкретной задаче, которую ему сейчас предстоит решить, изменения ЭЭГ регистрируются в правой затылочной и теменной областях, а также в левой височной области. В процессе интеллектуальной деятельности, когда, например, человек решает конкретную арифметическую задачу. Изменения ЭЭГ наблюдаются в левой теменной и левой височной областях коры, а также в задних отделах правого полушария.


⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 588 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Добавить комментарий