Составление проекта федерального бюджета это функция

Порядок составления бюджета. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень — местные бюджеты.

Бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, сущность которой проявляется в ее функциях.

Распределительная функция.

Содержание этой функции реализуется в процессе формирования централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления и перераспределения ВВП или использование бюджетного фонда.

Таким образом, распределительная функция имеет две непрерывно связанные стадии:

— образование доходов бюджета;

— использование средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Денежные средства выделяются бюджетополучателям – организациям производственной и непроизводственной сферы, перераспределяются по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды. В основном бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Источники доходов и направления расходов утверждаются в бюджете ежегодно.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально–экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана–прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Документы, необходимые для рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

1) предварительными итогами социально–экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2) прогнозом социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год;

3) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

4) планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

5) прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

6) прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

7) основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;

8) проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9) проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

10) проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год;

11) проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

12) расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

13) международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год;

14) проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год;

15) проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

16) перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию и др.

Рассмотрение и утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

 

 


Читайте также:


1. Государственныйбюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ).

По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);
  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;
  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);
  • обслуживание го­сударственного долга;
  • предоставление дотаций пред­приятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö        Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

—       Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства.

В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

—       Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

—        Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15.

49. Порядок составления федерального бюджета рф Составление проекта федерального бюджета

Меры по управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Составление проекта федерального бюджета

Составление проектов бюджетов

 

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов – это сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.

Составление бюджета основано на:

1) Бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;

4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;

5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен).

Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается, разрабатывается в целях:

1) информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года; первый – это год, на который составляется бюджет; а следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план корректируется каждый год с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

 

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая


Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 76;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Примерпорядкасоставленияпроектазакона
* Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития страны, субъектов РФ, муници­пальных образований и отраслей экономики, а также подготовка свод­ных финансовых балансов, на основании которых органы исполнитель­ной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов:
основывается на основных направлениях бюджетной и налоговой поли­тики соответствующей территории на очередной финансовый год и БюджетномпосланииПрезидентаРФФедеральномуСобранию, которое направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на оче­редной финансовый год;
• может осуществляться только Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления. При этом непосредственным составлением проектов бюджетов занимаются Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
регулируется положениями конституционного законодательства РФ, а
также раздела VI БК РФ. С учетом комплексного характера бюджетов, составление их проектов осуществляется на основе специальной системы нижеследующих эко­ номических и экономико-правовых документов.
Так, О.Н. Горбунова, А.Д. Селюкова и Ю.В. Другова указывают, что «в Бюд­жетном кодексе при рассмотрении вопросов об исполнении бюджета, регламенти­рующих составление отчета об исполнении бюджета, и в вопросах контроля за бюд­жетной деятельностью допущена неточность (Горбунова О.Н., Селюкова А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М: ТК Велби, 2002. С. 163 — 164).
Перспективныйфинансовыйплан — документ, не требующий законо­дательного утверждения, но составляемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, муни­ципального образования и содержащий данные о прогнозных возможно­стях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных рас­ходов бюджета.
Основныецели разработки перспективного финансового плана:
информирование законодательных (представительных) органов о пред­полагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социаль­ной сферы;
комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатывае­мых реформ, программ, законов;

выявление необходимости и возможности осуществления в перспекти­ве мер в области финансовой политики;
• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на 3 года, из кото­рых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие 2 года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для составления перспективного финансового плана является бюджет страны на текущий год. В последующем он ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, му­ниципального образования.
3. Прогнозсоциальноэкономическогоразвитиятерритории — документ, ко­торый разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории (всей Российской Федерации, если речь идет о федеральном бюджете, территории субъекта РФ или муниципального образования) за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
Балансфинансовыхресурсов это баланс всех доходов и расходов Россий­ской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяй­ствующих субъектов на определенной территории.

Составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей тер­ритории и является основой для составления проекта бюджета.
5,Планразвитиягосударственногоилимуниципальногосектораэкономики
включает в себя:
• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности фе­деральных казенных предприятий;
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности го­сударственных или муниципальных унитарных предприятий;
программу приватизации (продажи) государственного или муниципаль­ного имущества и приобретения имущества в государственную или му­ниципальную собственность;
сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядите­лям бюджетных средств.

Особенности составления проекта федерального бюджета

Долгосрочныецелевыепрограммы разрабатываются органом исполни­тельной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверж­дению соответствующим законодательным (представительным) орга­ном, представительным органом местного самоуправления.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к утверждению и финансированиюзасчетбюджетныхсредствилисредствгосударствен­ноговнебюджетногофонда, должны содержать:
• технико-экономическое обоснование;
прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) резуль­татов реализации указанной программы;
• наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по
годам; %/ другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
Примерпорядкасоставленияпроектазаконаофедеральномбюджете.
В настоящее время он регламентируется положениями ст. 184 БК РФ, согласно которым:
подготовка проекта федерального бюджета Правительством РФ должна начинаться не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финан­сового года;
непосредственную разработку проектировок основных показателей фе­дерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год организует Минфин РФ;
проектировки основных показателей на среднесрочную перспективу раз­рабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на оче­редной финансовый год на основе среднесрочной программы Правитель­ства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны и прогноза Сводного финансового баланса по территории России.
В целом процесс формирования проекта федерального бюджета состоит из двух этапов. Напервомэтапе:
осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирова­ния экономики страны на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели;
на основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные параметры федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классифика­цией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расхо­дов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и МРОТ, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложе­ния о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;

%/ в 2-недельный срок со дня принятия Правительством РФ основных ха­рактеристик федерального бюджета Минфин РФ:
— направляет бюджетные проектировки федеральным органам испол­нительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
— уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на оче­редной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определен­ной законодательством РФ.

Навторомэтапе:
происходит распределение федеральными органами исполнительной вла­сти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной фи­нансовый год в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств;
одновременно уполномоченный орган исполнительной власти форми­рует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финанси­рованию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году; согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу;
с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансово­му году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономи­ческого развития страны на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза ее социально-экономического развития на средне­срочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюдже­тов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в оче­редном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представлен­ные Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального за­кона о федеральном бюджетедля внесения его в Государственную Думу.

Законодательство содержит правило, согласно которомувпроектеза­конаобюджетедолжнысодержаться основные характеристики: об­щий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефи­цит бюджета. Кроме того, в проекте должны быть указаны: И прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; $/ нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
верхний предел государственного или муниципального долга по состо­янию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные БК РФ, с ука­занием в том числе предельных объемов обязательств по государствен­ным или муниципальным гарантиям;

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной си­стемы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расхо­дов соответствующего бюджета;
источники финансирования дефицита бюджета;
верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
предел государственных внешних заимствований РФ;
объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федераль­ного бюджета;
пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам — участникам Содружества Незави­симых Государств);

предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на
привлечение внешних заимствований. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год со­ставляются:
прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
план развития государственного или муниципального сектора эконо­мики;
структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и т. д. Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и соответ.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Проект бюджета составляется на базе прогноза социально-экономического развития России в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В случае, в случае если проект бюджета субъекта Российской Федерации (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа).

В случае, в случае если проект бюджета посœелœения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа посœелœения бывают предусмотрены выработка и утверждение среднесрочного финансового плана посœелœения.

Составление проекта бюджета основывается на:

— Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

— прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

— базовых направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет.

Прогноз социально-экономического развития посœелœений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Прогноз социально-экономического развития посœелœения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией посœелœения и местной администрацией муниципального района.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в т.ч.

8.3. Составление проектов бюджетов

их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется соответственно Министерством экономического развития РФ, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным местной администрацией органом (должностным лицом) местной администрации.

Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) — это документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Значения показателœей среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и базовых показателœей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу.

Утвержденный среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) должен содержать следующие параметры:

— прогнозируемый общий объём доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);

— объёмы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целœевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;

— распределœение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

— нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);

— дефицит (профицит) бюджета;

— верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в т.ч. их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.


Читайте также

  • — Основы составления проектов бюджетов

    Бюджетное планирование — это осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности: финансовых ресурсов государства. Бюджетное планирование как часть народнохозяйственного планирования основывается на показателях социально-экономического… [читать подробнее].

  • § 2. Стадия составления проекта бюджета

    В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе феде­ральный бюджет. Непосредственное составление проекта феде­рального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Вместе с финансовыми органами субъектов РФ и муниципаль­ных образований Минфин собирает необходимые для составле­ния проектов бюджетов сведения, которые получает от финан­совых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. Минфин РФ ор­ганизует разработку проектировок основных показателей феде­рального бюджета на среднесрочную перспективу* и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год.

    * Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Россий­ской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Рос­сии. Составление проектов бюджетов субъектов Федерации и му­ниципальных образований — исключительная прерогатива ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Непо­средственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов РФ и муници­пальных образований.
    Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муни­ципального образования наряду с основами составления проек­тов бюджетов, определенными БК РФ, устанавливается соответ­ственно законом субъекта Российской Федерации и правовыми актами органа местного самоуправления. Например, права и обязанности городской Думы г. Калининграда, мэрии, админи­страций районов города определяются Положением о бюджет­ном процессе в г. Калининграде от 19 января 1996 г.
    Порядок и сроки составления проекта федерального бюдже­та, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.
    Стадия составления проекта федерального бюджета начина­ется с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Бюджетное по­слание должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (ст. 170 БК РФ).
    Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Фе­дерации, субъектов Федерации, муниципальных образований и отдельных отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на базе которых разрабатываются проек­ты бюджетов, и основных направлений бюджетной и финансо­вой политики на очередной финансовый год. Изменение про­гноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
    Из предложенных вариантов прогнозов Правительство РФ выбирает план-прогноз функционирования экономики Россий­ской Федерации на очередной финансовый год, содержащий основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета. Параллельно рассматриваются предло­жения о пределах минимального размера оплаты труда и мини­мального размера государственных пенсий, о порядке индекса­ции заработной платы работников бюджетной сферы и государ­ственных пенсий в очередном финансовом году и на средне­срочную перспективу.

    Затем Минфин РФ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределе­ния по конкретным получателям средств федерального бюджета*, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

    * Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Следующий этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономи­ческой классификациями расходов, а также разработка предло­жений о проведении структурных и организационных преобра­зований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет рас­ходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными ис­точниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия соответствующих нормативных пра­вовых актов или об их поэтапном введении. В этот же период формируются перечень и объемы финансирования федеральных целевых программ, обеспечиваемых за счет федерального бюд­жета.
    Разработка и согласование федеральными органами испол­нительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, других документов должны завер­шаться не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. В срок с 15 июля по 15 августа года Прави­тельство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год, а также уточ­ненные параметры прогноза социально-экономического разви­тия России на среднесрочную перспективу, проект федераль­ного бюджета и проекты бюджетов государственных внебюд­жетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы и утверждает проект федераль­ного закона о федеральном бюджете для внесения его на обсуж­дение в Государственную Думу.

    В содержательном плане проекты бюджетов должны учиты­вать Бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития, основные характеристики бюджетной и налоговой политики* и прогноз сводного финансового балан­са соответствующей территории на очередной финансовый год**. Все эти документы должны быть подготовлены до начала со­ставления проекта бюджета.

    * Согласно ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития терри­тории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составле­нию проекта бюджета.
    ** Баланс финансовых ресурсов — это баланс всех доходов и расходов Россий­ской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составля­ется на базе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соот­ветствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. Проекты бюджетов базируются на исходных макроэкономи­ческих показателях, в том числе: объеме валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, предполагаемых темпах роста валового внутреннего продукта в будущем году, уровне инфляции.

    Одновременно с проектом бюджета на очередной финансо­вый год должны составляться прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансо­вый год, адресная инвестиционная программа на очередной фи­нансовый год, план развития государственного или муници­пального сектора экономики*, структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних за­имствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета, программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год, оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год, другие документы и материалы.

    * Планы развития государственного или муниципального сектора экономики включают перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципаль­ных унитарных предприятий, программы продажи либо приватизации государ­ственного или муниципального имущества, приобретения имущества в государ­ственную или муниципальную собственность. Кроме того, названные планы должны включать сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих в соответствии с главными распорядителями бюджетных средств.

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к планам развития государственного или муници­пального сектора экономики. Одновременно с проектом бюджета разрабатывается пер­спективный финансовый план, который представляет собой до­кумент, формируемый на основе среднесрочного прогноза со­циально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий дан­ные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации до­ходов, привлечению государственных или муниципальных заим­ствований и финансированию основных расходов бюджета. Данный документ разрабатывается на три года, законодательно не утверждается и применяется в целях информирования участ­ников бюджетного процесса о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, ком­плексного прогнозирования финансовых последствий плани­руемых реформ, программ и законов, оценки принимаемых мер в области финансовой политики, своевременного выявления долгосрочных негативных тенденций и принятия соответствую­щих мер.

    На основе вышеназванных прогнозов органами исполни­тельной власти разрабатываются долгосрочные целевые про­граммы, играющие большую роль в подготовке проектов бюд­жетов*, которые утверждаются соответствующими законодатель­ными органами. Любая долгосрочная целевая программа фи­нансируется за счет бюджетных средств или средств государст­венного внебюджетного фонда.

    * Содержание  долгосрочных  целевых  программ   включает  технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанных программ, другие документы и материалы, необходимые для их утверждения. При составлении проекта бюджета учитываются нормативы финансовых затрат на оказание государственных или муници­пальных услуг, которые используются при расчете финансиро­вания государственного заказа на предоставление государствен­ных или муниципальных услуг, выполняемого государственны­ми, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами. Они разрабатываются федеральными органами исполнительной власти исходя из количества затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципаль­ных услуг. На основе данных показателей, а также заданий на предоставление указанных услуг уже на стадии составления про­екта бюджета предусматривается выделение средств конкретно­му главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению.

    Порядок составления проекта федерального бюджета

    В целом проекты бюджетов всех уровней должны отвечать требованиям, предъявляемым к бюджетам БК РФ и другим бюджетным и налоговым законодательством*. Они должны учи­тывать действующее на момент начала разработки проекта бюд­жета налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней, перечень и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой, нормативы финансовых затрат на предоставление госу­дарственных или муниципальных услуг и нормативы минималь­ной бюджетной обеспеченности.

    * Речь идет об учете минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муни­ципальных услуг и т.д. Если при составлении проекта того или иного бюджета на­мечается исключение из будущего бюджета отдельных видов пенсий, компенсаций, других трансфертов или изменение ре­жима их применения, то инициатор этих изменений обязан од­новременно представить проекты изменений и дополнений пра­вовых актов, являющихся основанием для получения соответст­вующих трансфертов населением.
    Проект закона о бюджете на очередной год независимо от уровня принимаемого бюджета должен включать обязательные характеристики доходов и расходов бюджета, государственного или муниципального долга, пределы предоставления Россий­ской Федерацией государственных кредитов иностранным госу­дарствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам — участникам Содру­жества Независимых Государств), предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

    /> 

    Добавить комментарий