Социальный прогресс

В философии идея прогресса разрабатывалась главным образом применительно к истории общества.

История социально-философской мысли содержит многообразие подходов к раскрытию сущности социального прогресса, и это многообразие в немалой степени зависит от того, какой критерий берется за основу этого прогресса – степень развития человеческого разума (А.Тюрго, Ж. Кондорсе), сознание свободы (Г. Гегель), сосуществование различных культур (О. Шпенглер, П. Сорокин) или цивилизаций (А. Тойнби), ненасилие (М. Ганди), экзистенция как необъективируемая человеческая самость (К. Ясперс), этические ценности (Б. Рассел), достижения науки и техники (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Ж. Фурастье, Д. Белл, З. Бжезинский, Г. Кан) и т.п.

Наличие многообразных подходов к раскрытию сущности и критериев социального прогресса показывает, что нет недостатка в предлагаемых решениях. Однако и в настоящее время среди философов продолжается дискуссия по отмеченной проблеме, и до сих пор нет единого ответа на главный вопрос: каков общесоциологический критерий социального прогресса?

Социальный прогресс как качественно изменяющееся, восходящее, поступательное движение истории от изначальных, неразвитых форм общественной жизни к более развитым, от менее совершенных к более совершенным формам существования людей имеет всеобщие, природные и собственно социальные основания.

Всеобщим основанием прогресса общества является присущая всем уровням организации материи закономерная направленность развития. Как закономерный результат межуровневого (генерального) прогресса, человеческое общество несет в себе изначальный импульс развития и его изначальную закономерную направленность.

Природным основанием социального прогресса и его условием выступает развитие органического и неорганического мира в целом. Именно системное развитие природы, её структура в известном смысле предопределяет исторический прогресс. Это не означает, что социальный прогресс в готовом виде содержится в поступательном развитии природы. Направленный характер развития общества возникает вместе с появлением специфической природы социального. Общество развивается, преобразуя природу. Человек движется по пути, уже проторенному процессом закономерного развития материи: идя «вперед», от низших ступеней развития к высшим, развитие подготавливает обратный процесс «движения назад» преобразующей деятельности человечества. Вследствие качественной бесконечности материи социальный прогресс может быть бесконечным.

Собственно социальные основания общественно-исторического прогресса кроются в самой сущности человеческого существования. Человечество, преобразуя природу, само социально совершенствуется, подчиняя своему контролю не только слепые силы природы, но и основные факторы общественного развития. Объективная необходимость социального прогресса, заложенная в сущности человеческого существования, является обобщенной объективной потребностью общества и индивидуумов в существовании и развитии. Социальная жизнь не угнетает и не подавляет биологическую, а, включая и подчиняя её себе, делает возможным её всестороннее развитие. Прогрессивная направленность человеческого существования состоит в бесконечном развитии человека и человеческого общества путем преобразования окружающего природного и социального мира.

Отмеченные три основания социального прогресса предоставляют возможность определить его сущность. С позиции данного подхода можно дать такое определение:

Социальный прогресс — поступательное развитие общества от низ­ших ступеней к высшим.

В широком смысле, по мнению Ю.П. Боровкова, сущность социального прогресса состоит в обогащении от эпохи к эпохе творческих, преобразовательных сил человека и общества в целом, в освоении и использовании стихийных сил природы и в овладении социальными силами для бесконечного развития самого себя.

Социальный прогресс — закономерное явление. Эта закономерность проявляется через действие двух законов:

1. Закон прогрессивного развития общества.

2. Закон ускорения темпов общественного развития.

Закон прогрессивного развития общества. В пределах определенной общественно-экономической формации имеются стадии: зарождение, развитие и распад. Между стадиями возникает несоответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (появляются новые экономические уклады, но им препятствует ста­рые производственные отношения). Совершается социальная революция. А это есть скачок в поступательном движении развития общества.

Закон ускорения темпов общественного развития. Ускорение темпов социального развития проявляется по двум направлениям:

1. Ускорение смены общественно-экономических формаций во времени.

Общество возникло 300 тысяч лет назад. Из них первобытный строй существовал — 90 тыс. лет, рабовладельческий — 4 — 5 тыс. лет, феодальный строй — 1,5 тыс. лет, буржуазное общество — несколько столетий.

2. Каждая последующая формация в одно и то же время успевает сделать больше, чем предшествующая. Динамику развития материального производства можно проследить в истории становления, функционирования и смены общественно-экономических формаций.

Так, в условиях первобытного общества производительность труда за 10 тыс. лет повышалась на 1-2%; рабовладельческого строя — за 100 лет она повышалась на 4%, при феодализме — за 100 лет на 8%. Последующие общественно-экономические формации характеризуют высокие темпы роста производительности труда.

Содержание данных законов позволяет определить основные харак­теристики социального прогресса, его движущие силы и критерии.

Социальный прогресс характеризуется:

1. Степенью овладения обществом стихийными силами природы, т.е. уровнем материально-технического развития;

2. Степенью овладения обществом стихийными силами общественного развития, т.е. степенью освобождения от социального гнета;

3. Уровнем гармонического развития человека, степенью духовного и физического развития.

Эти характеристики, взятые в единстве, и определяют направленность общественного развития.

Движущими силами развития общества являются народные массы. Именно народные массы (трудящиеся) борясь с природой, совершенс­твуют орудия труда, они накапливают знания о мире, устанавливают более совершенные производственные отношения.

Таким образом, корни социального прогресса необходимо искать в первую очередь в сфере материального производства, в области эко­номики, т.е. в определяющей сфере общественной жизни.


⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 968 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Стремление основной массы людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития.

Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.

В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности. Совершенствование средств труда и производственных процессов влечет за собой совершенствование главного элемента производительных сил — рабочей силы.

Содержание

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Новые средства труда вызывают к жизни новые производственные умения и постоянно революционизируют существующее общественное разделение труда, приводят к увеличению общественного богатства.

Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, образ жизни, культура и быт.

Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомненный прогресс.

Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.

Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.

Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя:

а) уровень развития производительных сил общества;

б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;

в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;

г) ступень и уровень развития свободы личности.

Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.

Необратимость общественного прогресса — закономерность реального исторического процесса.

Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.

Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).

Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

тип развития соц. сферы, процесс происходящих в ней изменений, при к-рых она или отдельные ее элементы, отдельные соц. явления переходят на более высокую — в соответствии с объективными критериями — ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим соц. явлениям позитивных характеристик. Конкретнее — П.с. характеризуется преодолением или, по крайней мере, смягчением соц. противоречий и конфликтов, упрочением соц. связей и, следовательно, соц. сплоченности, улучшением условий жизни все более широких масс. П.с. находит проявление прежде всего во всемирно-историч. масштабе — при смене обществ. формаций, каждая из к-рых приносила с собой прогрессивные соц. сдвиги по сравнению с предшествующей, хотя эти сдвиги и были в ограниченном диапазоне и характеризовались существенной неполнотой и противоречивостью. Лит.: Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980; Марксизм и проблемы социального прогресса. М., 1986; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Ю.Е. Волков.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Прогресс социальный

последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах социального развития. В Предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «…Азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные (подчеркнуто нами.-Лег.) эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. // Избр. пр.: В 3 т. М., 1986. Т. 1. С. 536-537). Общий механизм П. с. во всех общественных формациях состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Эти новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

В антагонистических обществах возникновение и удовлетворение новых общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов и подчинения одних классов и социальных групп другим. Насилие в этих условиях оказывается неизбежным спутником прогресса. Общественный прогресс осуществляется подчас с помощью бесчеловечного подавления трудящихся классов, угнетения целых народов и регионов миpa, искусственного сохранения их в состоянии отсталости, варварства и дикости. Там, где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия П. с. прекращается. В этих случаях история конкретных обществ и регионов мира характеризуется тупиковой линией развития, возникают периоды упадка. П.

Социальный прогресс

с. в мировой истории совершается зигзагообразно. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизаций. В XIX в. развитие капитализма приводит к возникновению контактов между всеми регионами мира, все народы земли в той или иной степени вовлекаются в орбиту современной цивилизации. Однако неравномерность капиталистического развития различных стран приводит к обострению борьбы воротил бизнеса за систематические переделы сфер влияния, дешевые источники сырья и наиболее выгодное помещение капитала. Эти обстоятельства стали решающими факторами возникновения первой и второй мировых войн, наиболее ярко выразивших социальный регресс и антигуманную природу капиталистического способа производства. Великая Октябрьская социалистическая революция прорвала сплошной фронт капиталистической эксплуатации. В результате возник новый тип П. с., в основе которого лежит тенденция к преодолению социальных антагонизмов и утверждению социального равенства, основанного на уничтожении классов. Социалистическая организация общественных отношений позволяет решить наиболее важные социальные проблемы, достающиеся в наследство от прежних формаций. Устраняется безработица, социальное и национальное угнетение, преодолевается культурная отсталость социальных слоев, регионов и народов. Решаются вопросы утверждения социальной справедливости в отношении обеспеченности наиболее важными жизненными благами, доступа к образованию и ценностям культуры. Широкие массы трудящихся вовлекаются в процессы индустриализации, НТР, культурного прогресса. Однако и при социализме П. с. чрезвычайно противоречив и тоже заключает в себе элементы регресса. Догматические представления о социализме связаны с идеей автоматического осуществления П. с. при условии отсутствия эксплуататорских классов. Эти представления,во многом обусловливающие бюрократические методы и формы использования власти при социализме, неизбежно приводят к застою, кризисным явлениям в экономической, социальной и духовнонравственной жизни социалистическою общества. В качестве тормоза П. с. выступают ослабление связи теории с практикой, чрезмерная централизация системы управления народным хозяйством, всевластие бюрократических интересов, расхождение между словом и делом, догматизм в идеологии. Перестройка всей совокупности сложившихся общественных отношений представляет собой разрешение накапливающихся в социалистическом обществе противоречий общественного развития. Она выявляет действительные возможности П. с. в новых условиях. Вместе с тем в конце XX в. изменяются международные условия П. с. Гонка вооружений ставит мир на грань термоядерной катастрофы. Возникает реальная угроза гибели человечества и современной цивилизации. Этой тенденции противостоят силы П. с., отстаивающие политику разрядки международной напряженности и устранения угрозы войны. Непременным условием выживания человечества становится разрыв с милитаризмом и признание сложных и неоднозначных путей развития народов. Выявляются более многообразные перспективы П. с. как во всем мире, так и в отдельных его регионах. Новое политическое мышление основывается на необходимости признания противоречивого, но во многом целостного и взаимозависимого мира. Концепция П. с., разрабатываемая в рамках нового политического мышления, признает необходимость постоянного диалога между представителями различных идеологических ориентации в качестве важнейшего компонента современной политической реальности. Условием П. с. является понимание приоритетности общечеловеческих интересов над классовыми и национальными. Современное понимание П. с. обретает новое содержание в связи с необходимостью перехода к политике «разоружения для развития» и разрешения глобальных проблем, стоящих перед всем человечеством.

Оцените определение:

Источник: Социологический справочник

Похожие главы из других работ:

Н.И. Кареев: основные области социалогического творчества

4. Теория прогресса в социологической концепции Н. И. Кареева

Как и большинство социологов своего времени, Кареев строгий эволюционист. Суть исторического процесса, по Карееву, заключается во взаимодействии личности и среды…

Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Раздел 1. Идея прогресса в истории социальной мысли

Идея социального прогресса не нова. К данному вопросу обращались многие мыслители — от Гераклита и Эмпедокла до К. Маркса и Ф. Энгельса Спиркин А.Г. Философия. М., 2002. С. 720..

20.1. Социальный прогресс: содержание , критерии , показатели

В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя…

Признаки социального института в христианстве

1.1 Признаки социального института

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Выделяют следующие признаки социальных институтов: установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение…

Прогресс и регресс в нравственности

3. Причины прогресса нравственности

Существует несколько гипотез объясняющих прогресс нравственности: 1) В терпимых обществах энергия людей направлена на сотрудничество, а не на борьбу между собой. Поэтому более нравственные общества экономически более эффективны…

Прогресс и регресс в нравственности

4. Проблема прогресса нравственности

На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости. Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики…

Современные методы социального прогнозирования

1.3 Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования

Основой формирования прогнозов служат статическая информация и информационный массив — концепция определенных на научной основе характеристик и факторов, комплексно характеризующих объект прогнозирования…

Социальный прогресс

Глава 1. Сущность социального прогресса

Социальный прогресс

2.1 Концепции социального прогресса

общество изменение социальный прогресс Социология началась с попыток разгадать «смысл» истории и установить законы социальных изменений. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили своей целью достигнуть понимания того…

Социальный прогресс

2.2 Движущие силы социального прогресса

Суть любого процесса действительности — развитие диалектических систем, образующих этот процесс.

Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество — природа»…

Социальный прогресс и социальная модернизация общества

1. О. Конт и другие классики социологии о сущности и функциях социального прогресса в развитии общества

Огюст Конт (1798-1857), разработав трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии), считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии…

Социальный прогресс и социальная модернизация общества

2. Реформистские и революционные виды социального прогресса в прошлом и настоящем

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того или иного социального развития зависит прежде всего от способа социальных изменений…

Статистическая отчетность

Роль технического прогресса в организации наблюдения

Развитие экономических реформ в России ставит перед государственной статистикой новые задачи в области методологии и организации статистического наблюдения…

Структура социальных взаимодействий

1.1 Признаки социального действия

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то…

Управление социальным развитием организации

1.4. Показатели и критерии социального развития

Количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций и направлений социальной Динамики, применяемые в планировании для оценки соответ-ствия реально сложившегося положения научно обоснован-ным требованиям…

Факторы и этапы формирования социального института

1.2 Признаки, функции, структура и критерии классификации социальных институтов

К числу общих признаков социального института можно отнести: — выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения…

Противоречивый характер социального прогресса

Думается, что представленные противоположные позиции по проблеме прогресса имеют свои основания. Сам реальный прогресс объективно противоречив. Всякое социальное изменение можно оценивать с разных позиций и в разном отношении — «всему дана двойная мера». Действительно, развитие производства, науки, инноваций, техники, компьютеризация, урбанизация и т.д. — все они несут с собой великие блага для человечества. Но вместе с тем с этими изменениями связаны и многие негативные явления, возникающие в процессе их реализации. Примером этого могут служить многочисленные глобальные проблемы, с которыми сегодня столкнулось человечество.
С противоречивым характером социального прогресса связана и его относительность.

Социальный прогресс и развитие общества

Понятие прогресса всегда принципиально ре- лятивно — как в историческом плане, так и с точки зрения субъекта, который оценивает то или иное социальное изменение. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России сегодня многими нашими соотечественниками оценивается уже не как прогрессивное явление, а как отрицательный фактор исторического процесса. Далее, идеалы прогресса всегда выступают как нечто должное, отличное от сущего. А понимание этого должного и путей его достижения может принципиально расходиться у различных социальных классов, групп и отдельных личностей.
Но, несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пессимизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность, но это принципиально другая его значимость — не та эпохально универсалистская и все подчиняющая в социальном мире, а совсем другая, скромная и не претендующая на главенство во всем. Теперь признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет всего лишь некое эвристическое значение и определенный оптимистический социальный смысл, без которого человеку было бы еще тяжелее понимать и оценивать свое истинное положение в этом мире. Прогресс, его ценности и идеалы (Благо, Добро, Справедливость, Красота и т.д.) должны по-прежнему являться ориентирами социальных изменений — как для человечества, так и для каждого нормального человека. Без этих ценностей и идеалов навсегда теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют определенное интегративное значение — ведь под знаменем прогресса всегда объединялись различные социальные силы — далеко не всегда, правда, передовые.
Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются также в утверждении общечеловеческих ценностей и естественных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интересам всех (или, по крайней мере, большинства) людей.

Так, вероятно, мало кто будет возражать против наличия социального прогресса в увеличении продолжительности жизни, в отказе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод человека, утверждении гражданского общества и т.д. А между тем это и есть реальные проявления определенного социального изменения — как в сторону прогресса, так и в противоположную сторону — к регрессу. В этом плане самой неполной и ошибочной будет точка зрения некоего рафинированного движения общества — либо только со знаком плюс, либо только со знаком минус. Вот такой трактовки социальных изменений не место в современной социологии. В связи с этим более правильно использование не понятия «прогресс», а понятие «социальное движение», имеющего в виду одновременно и положительные и отрицательные изменения в обществе.
К критериям прогрессивных процессов, правда со множеством оговорок, следует отнести и качественное улучшение основных факторов социальных изменений:
(1) окружающей среды;
(2) структуры народонаселения;
(3) экономического фактора;
(4) повышения уровня и качества жизни человека;
(5) степени распространения инноваций во всех сферах жизнедеятельности общества;
(6) улучшения социокультурных условий жизни человека и т.д.
Помимо отмеченных, можно было бы назвать и многие другие,
более конкретные критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий прогресса связан все же в первую очередь с его гуманистическим смыслом. Всякое социальное изменение является прогрессивным, если оно приводит к возвышению самого человека, способствует его дальнейшей самоактуализации и имеет своим результатом повышение уровня благосостояния и качества жизни личности.
1 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 169.

Социология учебник В.К. Батурина
Оглавление

Добавить комментарий