Социологическая концепция о конта базируется на принципах

Возникновение позитивистской социологии: концепция О. Конта

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Конт впервые предложил термин «социология» в четвёртом томе своей работы «Курс позитивной философии».

Рационалистическая философия 18 века рассматривала общество как продукт сознательного творчества людей. Однако французская революция (1789 г.) отвергла эту точку зрения как опасную в политическом отношении. И в итоге обществоведческая мысль пришла к выводу, что общественные явления – это не продукт человеческих рук, а чисто естественные явления, возникающие и развивающиеся подобно организму. Поэтому Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органической парадигмы.

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества (позитивное — реальное, полезное, достоверное, точное, организующее). Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Все науки Конт делил на теоретические (социология) и практические. Социологию считал наукой абстрактной, подобно физике. В результате классифицировал науки по убывающей общности и возрастающей сложности: математика-астрономия-физика-биология-социология. Так Конт пришёл к выводу, что социология находит своё обоснование в биологии и рассматривается как подотдел органической физики. В приведенной выше классификации социология «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них.

Аналогия социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния социальной мысли и общества к другому. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз, согласно которым человек, общество и человечество по Конту проходят 3 стадии:

1. теологическая (фетишизм, политеизм, монотеизм) – разум стремится найти начальные или конечные причины явлений, стремится найти «абсолютное знание».

2. Метафизическая – разум посредством абстракций пытается объяснить внутреннюю природу явлений, способ их образования и предназначения. Эта стадия является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности.

3. позитивная (реальная, научная)- разум исследует законы. Только эта стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество.

Все три стадии предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

На 3-ей стадии формируется истинная (позитивная) наука, цель которой – познание не фактов (это материал), а законов. Условие существования науки – существование неизменных естественных законов.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта — порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй — социальной динамике.

Прогресс для Конта оказывается прежде всего развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Конт выстраивает своего рода иерархию системы человеческого совершенствования в соответствии с видами общественного прогресса (те же самые 4 ступени: материальное, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование).

Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Конт имеет в виду законы духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Но Конт не игнорирует вообще проблематику труда. Он, в частности, пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей, а в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных народов.

Работы Конта имели большое значение для последующего развития социологии. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли — об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 26; Нарушение авторских прав


Социология как социальная физика

Чтобы перейти от кризисного общества к «социальному порядку», необходимо знание. Знание составляют законы, основанные на фактах. Если мы хотим выйти из кризиса, надо найти эти законы. «Рациональным предвидением будущего развития человеческого сообщества можно назвать основной дух позитивной политики», — полагает Конт.

Как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов.

Сущность и принципы построения платежного баланса

Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи (как, например, общительность человека вообще, семья как ячейка, разделение труда, кооперация и т.п.). Основной закон социальной статики — связь разных аспектов жизни (например, политическое устройство неотделимо от экономических и культурных факторов). Именно социальная динамика изучает законы развития общества, главные из которых — закон трех стадий и закон прогресса.

Теологической стадии соответствует преобладание военной силы (как в случае феодализма). Революции и протестантская реформа соотносятся с метафизической стадией. Индустриальное общество характерно для позитивной стадии, где, по Конту, есть «бесконечная свобода сознания». Он рассуждает о средневековье, Реформации, революции, воспитании, природе женщины и о множестве других проблем. Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах: 1. Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; 2. Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»; 4. Социальная физика — необходимая предпосылка рациональной политики. Беда, когда политика находится в руках адвокатов и литераторов, ничего не знающих о функционировании общества. Изменить социальные явления, как и природные, можно только при условии, что мы знаем законы.

Как же можно узнать эти законы? К ним можно прийти, полагает Конт, тремя путями: наблюдением, экспериментом и сравнительным методом. Изучение социальных фактов начинается с прямого и вписанного в теорию трех стадий наблюдения. Эксперимент в социологии не так прост, как в физике или химии. Все же патологические случаи, меняющие нормальный ход событий, в каком-то смысле заменяют эксперимент. Исторический метод образует единственно прочный фундамент, на котором реально основывается политическая логика

 

По его мнению, кризис общества может быть преодолен только с помощью истинной философской доктрины: постепенное распространение научного мышления приведет к полному торжеству позитивизма, что, в свою очередь, предопределит изменение социальных институтов. Сама эта идея идет из эпохи Просвещения – распространение знаний, истинной науки – неизбежно приведет к социальному благополучию.

 



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

Тема: Значение идей классических социологических теорий для

современной социологии

 

Вариант № 10

 

 

Выполнил: ст. гр. ЭКФ-15-1

А.С. Костомаров

Проверил: к.с.н.

Пельменёва С.П.

 

 

Чита

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Значение идей классических социологических теорий для

современной социологии …………………………………………………….….. 5

1 Социологические теории Огюста Конта ………………………………….….

5

2 Взгляды и идеи Герберта Спенсера …………………………………….……. 8

2.1 Структурный функционализм Г. Спенсера ……………………..… 10

3 Социологические теории и взгляды Карла Маркса …………………..…… 11

3.1 «Марксизм» …………………………………………………..…….. 13

4 Теории Макса Вебера ……………………………………………..…………. 14

4.1 «Понимающая социология» Вебера ……………………..….…….. 18

5 Принципы, идеи Эмиля Дюркгейма ………………………………….…….. 18

5.1 «Социализм» Дюркгейма ………………………………..………… 21

Заключение ………………………………………………………….………….. 23

Список используемых источников …………………………………..……….. 25

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук.

Мировосприятие, прежде всего, у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за переделом власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию, право на религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.

Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества.

Возникновение позитивистской социологии: концепция О. Конта

Но они принципиально разошлись в предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому, гуманному общественному устройству.

Проект социологии был результатом соединения 4-х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

— идея общества;

— идея естественного закона;

— идея прогресса;

— идея метода (познавательный инструмент).

Честь фактического «открытия» социологии принадлежит нескольким выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также французы Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и англичанин Герберт Спенсер.

 

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИ­Х ТЕОРИЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социологические теории Огюста Конта

Огюст Конт (Comte) — французский социолог и философ, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания — это “истинно доступные нашему уму и полезные для нас” знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости.

О. Конт родился 19 января 1798 г. в семье служащегося, занимавшегося сбором налогов. В 1817 он становится секретарем и «приемным сыном» известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона, с которым сотрудничает в подготовке к изданию сочинений в течение семи лет.

По оценкам современников, О. Конт отличался фотографической памятью. Основные сочинения – шеститомный “Курс позитивной философии” (1830-1842); “Система позитивной политики”; “Дух позитивной философии” – он написал, полагаясь исключительно на свою память. Среди других работ: “Рассуждения о позитивизме в целом”, “Позитивистский катехизис”, “Призыв к консерваторам”, “Субъективный синтез”.

О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке, и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого общения и восприятия окружающего мира в целом. Социолог-проповедник новой позитивистской религии, призывал утвердить в человеческих отношениях порядок и прогресс. Идеалы позитивизма рассматривались Контом как высшая и единственная самоценность: им был составлен список «позитивистского чтения», включавший порядка 100 произведений (предполагалось, что вся остальная литература вообще не имеет значение для судеб человечества). Тем не менее, несмотря на социальную отчужденность, нетерпимость к другим научным теориям и мнениям, подчас граничащую с фанатизмом, позитивистские идеи Конта были подхвачены и получили развитие в трудах ученых-обществоведов не только во Франции, но и в России, Великобритании и других странах мира.

После его смерти было опубликовано четырехтомное “Завещание Огюста Конта”.

Огюст Конт считал, что только та наука имеет право на существование, которая приносит практическую пользу, и настаивал на исследовании взаимосвязей социальных фактов. О. Конт предложил изучать социальную реальность с помощью методов естественных наук – наблюдения, эксперимента, сравнительного анализа. Согласно закону классификации наук, разработанному О. Контом, каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Развитие общества, как указывает ученый, является проявлением «Закона трех стадий». Он считает, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: от теологической к метафизической, а от нее к позитивистской.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество — особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам.

Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения:

— Во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе, прежде всего, для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

— Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О.

Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое, французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

 

 


Читайте также:


О. Конт как основатель социологии.

Предыдущая12345678Следующая

Впервые слово «социология», обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук.

Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О.

Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

 

Социология Г. Спенсера.

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Первый труд – «Социальная статика».

Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта.

2. Социологическая концепция Огюста Конта

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный.

Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой концепциипонятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного.

По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

 

К. Маркс как социолог.

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.

В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности — бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

 

Предыдущая12345678Следующая



12. Основные разделы социологии, выделенные О. Контом  (*ответ к тесту*) социальная

12. Основные разделы социологии, выделенные О.

Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера

Контом
 (*ответ к тесту*) социальная статика
 социальная аналитика
 социальный контроль
 (*ответ к тесту*) социальная динамика
13. Э. Дюркгейм сформулировал
 технологию антикризисного развития общества
 концепцию социального действия
 (*ответ к тесту*) методы социологизма
 направление натурализма в социологии
14. Общество, по Э. Дюркгейму, основанное на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом
 (*ответ к тесту*) архаическое
 индустриальное
 гражданское
 постиндустриальное
15. Одна из центральных проблем в творчестве Э. Дюркгейма
 (*ответ к тесту*) социальной солидарности
 проблема собственности
 социальных изменений
 социального порядка
1. _ основывается на систематическом изучении писем, автобиографий, мемуаров и прочих «личных» носителей информации
 качественный контент-анализ
 количественный контент-анализ
 статистический анализ
 (*ответ к тесту*) документально-биографический метод
2. Тип анкетного вопроса, требующий от респондента только самостоятельного формулирования ответа, называется _
 (*ответ к тесту*) открытым
 полузакрытым
 закрытым
 полуоткрытым
3. Анализ как неопросный метод предполагает изучение данных _
 интервью
 анкетирования
 телефонного опроса
 (*ответ к тесту*) исторических документов

Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

©Автор курса: Громов Игорь Александрович
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Мирошников Александр
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Предпосылки возникновения социологии как науки

1) Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.
2) Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.
3) Труды Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Кондорсе, Сен-Симона, Монтескье и других мыслителей.

Монтескье пытался понять историю как законообразный процесс, сообразный развитию природы. Это учение связано с идеей детерминизма, т. е. причинной обусловленности событий и социальных явлений. Ш. Монтескье также пытался решать политические проблемы – выдвинул идею разделения властей.

Сен- Симон обратил внимание на то, что методологию естественных наук можно применять в социальных науках для объяснения явлений и фактов социальной жизни.

Эту новую науку Сен-Симон и его ученый секретарь Огюст Конт назвали «социальной физикой».

История социологии – это рефлексия социологии на саму себя, ее самосознание. Традиционно история социологии излагается от О.Конта, заложившего ее основное направление – позитивизм. Долгое время позитивизм монопольно определял развитие социологии, методологию и технику социологических исследований. Однако в конце 19 века произошел кризис позитивизма, появилось множество новых теорий.

С точки зрения позитивизма, социология должна строиться по образу и подобию естественных наук. Позитивисты выделяют три фундаментальные предпосылки позитивизма:

1) социальные явления с точки зрения любой альтернативной задачи качественно те же ,что и природные явления ( Э.Дюркгейм «Социальные факты должны изучаться как вещи»,т.е. как природные явления )
2) методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы в социальных исследованиях.
3) задача социологии, по Конту, состоит в разработке системы эмпирических обоснований теоретических обобщений для прогнозирования социальных явлений.

Социологическая концепция Огюста Конта

1814 год — О.Конт поступает в Высшую Политехническую школу, где изучает математику и точные науки.

1816 год — отчислен и отправлен под надзор полиции.

1817 год – Становится секретарем Сен-Симона, однако в скором времени из- за разногласий в вопросах авторства и выдвижения концепций, прекращает сотрудничество с Сен-Симоном.

Давал частные уроки, репетиторствовал, жил на средства меценатов, занимался научной деятельностью. Все его попытки получить преподавательскую должность в университетах не увенчались успехом.

В 30 -40 е годы был написан шеститомный «Курс позитивной философии». Последние тома посвящены структуре социологии.

В 40 е годы занимается организаторской и проповеднической деятельностью, проповедуя позитивизм как моральное, религиозное общественное учение. В 1851-1854 годах пишет работу «Система позитивной политики или социальный трактат об основах религии человечества»

Предшественником О.Конта можно назвать Аристотеля с его ориентацией на эмпирические исследования, наблюдения. Большое влияние на Конта оказал либеральный дух в политэкономии, однако Конт не был никогда либералом, относился критически к либеральным ценностям.

На представления Конта о прогрессе повлиял Жак Тюрго — французский экономист, общественный жеятель. Он предвосхитил разделение Контом культуры на три фазы:

1) спекулятивная
2) религиозная
3) научная

Конт ценил Ж.де Местра и Ж. Кондорсе. Ж.де Местр — сторонник королевской власти, мыслитель консервативных, традиционалистских взглядов. Во время революции во Франции был советником русского императора Александра I. Ж. Кондорсе – сторонник революции, прогресса, гражданских свобод.

Социологическая концепция Огюста Конта

Не смотря на эту противоположность, Огюст Конт рассматривал их как взаимодополняющих, его лозунг –«Порядок и прогресс». И, конечно же, большое влияние на О.Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт отрицал это влияние. О. Конт многое у него заимствовал: даже выражение «позитивная философия» использовалось Сен-Симоном. У Сен-Симона также можно найти тезисы, близкие Конту:

1) Наука о человеке — социальная физика, базирующаяся на наблюдении.
2) Ее методы сходны с естественными науками.
3) Общество как социальная система

Но Огюст Конт — не просто продолжатель идей Сен-Симона. Между ними есть теоретические и социально-практические расхождения, видение будущего развития науки и человека:

1) Сен-Симон делает акцент на проблемах социального прогресса, но придает большое значение социальному порядку.
2) Огюст Конт – сторонник жесткой социальной иерархии, субординации в обществе, в то время как Сен-Симон обосновал исчезновение государства со временем.

Конт стремился объединить противоречивые традиции своего времени — идею прогресса (свобода, равенство, братство) и идею традиционализма ,рационализм Просвещения со средневековым католицизмом и его ролью в жизни европейцев. Религия по Конту вечна как сам человек. Человек- существо не сколько рациональное, сколько эмоциональное и верующее. Конт считал, что для обновления религии нужны новые интеллектуальные обоснования.

Стремление создать новую науку об обществе- один из симптомов недовольства философией эпохи Просвещения .Но если одни мыслители противопоставляли рационализму старые религиозные догмы (как Де Местр), то другие искали выход в научном исследовании социальных явлений. Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.

Важный момент, определивший понимание Контом общественной жизни-отторжение рационалистской философии 18 века, которая рассматривала социальную жизнь, социальные институты как продукт осознанной деятельности людей (Ж.Ж.Руссо, теория общественного договора). Он считал такие идеи опасными для государства. Парадокс состоял в том, что воспитавшись под влиянием Просвещения, он не мог всецело встать на теологические позиции. Поэтому в социологии Конта нашла отражение следующая мысль о происхождении государства: общественные явления естественны, возникают и развиваются подобно естественным организмам. Признание общества частью природы приводило к идеи закономерности общественного развития. Человек не может изменить общественную жизнь по своему произволу. Конт противопоставляет духу отрицания созидательный и позитивный дух. «Категория позитивного» становится наиболее общей и главной в мировоззрении Конта. Основное достижение Конта- «Закон трех стадий развития человечества. Конт исходил из трех состояний нашего знания:

1) Теологическая (фиктивная) стадия. На ней человек объясняет процессы, происходящие в жизни, действием сверхъестественных сил.
2) Метафизическая (абстрактная ) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях.
3) Научная (позитивная) стадия. Человечество, признав невозможность полного познания мира, отказывается от решения глобальных проблем. Люди стали исследовать вещи ,которые находятся в пределах их досягаемости.

Огюст Конт хотел ответить не на вопрос «почему?»а на вопрос «как?» происходят явления. Хотя многие его последователи пытались ответить на вопрос «почему?».

Суть позитивной науки – рассматривать все явления как подчиненные естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести человечество к прогрессу. Закон трех стадий Конт хотел сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим и спекулятивным подходам к пониманию истории.

Иерархия положительных знаний и роль социологии

Огюст Конт пытался определить место и роль социологии в системе естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту –теоретическая, прикладная наука.

Теоретические ,в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ).Абстрактные науки – основные. У Конта появился получился ряд наук , расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел.

Применение позитивного метода в жизни

Развитие общества подчиняется природным законам . Социология – часть естествознания.

1879 год- Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология». Это было связано с тем, что бельгийский исследователь А.Кетле свел социальную физику к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология теоретическая наука.

Конт придавал большое значение сравнительному методу. Сравнительный метод можно использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод) Этот метод оставался господствующим вплоть до 30 х годов 20 го века.(Вебер, Ковалевский и др.)

В своем понимании исторического развития человечества, которое составляет основу его социального учения , Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов»и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы- суть необходимое отношение ,вытекающее из природы вещей ,у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.

Добавить комментарий