Государственная система стандартизации в России. Реферат. Основы права.

Стандартизация в РФ

Предыдущая1234567Следующая

Законодательная и нормативная базы стандартизации. Цели и задачи стандартизации.Характеристика национальных стандартов.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Законодательные и нормативные основы стандартизации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:

— основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;

— документы международных организаций по стандартизации;

— Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

Стандартизация осуществляется в целях:

— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных — ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечения научно — технического прогресса;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико — статистических данных;

— взаимозаменяемости продукции.

Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.

Результат стандартизации – нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; и другие.

Виды стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию;

стандарты на услуги;

стандарты на процессы (работы);

стандарты на методы контроля;

стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

 


Предыдущая1234567Следующая


Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. Lt;question>Что представляет собой стандартизация?
  2. R2: Национальная стандартизация, проводимая на уровне одной страны — участницы Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации
  3. Time 0:00:00. стандартизация — форма развития и проведения стандартизации в масштабе государства без государственной формы руководства
  4. V1: Стандартизация
  5. Американская стандартизация — цифры, факты, проблемы
  6. Библиографический список. 1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ
  7. ВВЕДЕНИЕ. Гулиев, Н. А. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие / Н
  8. Введение. по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
  9. Введение. Представлены порядок выполнения контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
  10. Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
  11. Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
  12. Глава 7. Стандартизация услуг



Поиск на сайте:





Стандартизация в РФ

Предыдущая1234567Следующая

Законодательная и нормативная базы стандартизации. Цели и задачи стандартизации.Характеристика национальных стандартов.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Законодательные и нормативные основы стандартизации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:

— основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;

— документы международных организаций по стандартизации;

— Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

Стандартизация осуществляется в целях:

— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных — ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечения научно — технического прогресса;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико — статистических данных;

— взаимозаменяемости продукции.

Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.

Результат стандартизации – нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; и другие.

Виды стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию;

стандарты на услуги;

стандарты на процессы (работы);

стандарты на методы контроля;

стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2.

стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

 


Предыдущая1234567Следующая


Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. Lt;question>Что представляет собой стандартизация?
  2. R2: Национальная стандартизация, проводимая на уровне одной страны — участницы Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации
  3. Time 0:00:00. стандартизация — форма развития и проведения стандартизации в масштабе государства без государственной формы руководства
  4. V1: Стандартизация
  5. Американская стандартизация — цифры, факты, проблемы
  6. Библиографический список. 1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ
  7. ВВЕДЕНИЕ. Гулиев, Н. А. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие / Н
  8. Введение. по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
  9. Введение. Представлены порядок выполнения контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
  10. Глава 1. Метрология как наука об измерениях.

    СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ

    Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью

  11. Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
  12. Глава 7. Стандартизация услуг



Поиск на сайте:





 

3.1.Общая характеристика системы

и направления ее реформирования

Национальная система стандартизации Российской Федерации – это

совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер,

осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной вла-

сти по стандартизации и направленных на разработку и применение норма-

тивных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей

и государства.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» на-

чалось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа [16]:

1-й этап – начальный (2002 г.) – создание Государственной системы

стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия на-

званного закона;

2-й этап – переходный (2003–2010 гг.) – преобразование Государствен-

ной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с из-

менением правового статуса системы с государственного на добровольный;

3-й этап – заключительный – окончание формирования национальной

системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной орга-

низацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольно-

го применения.

1. Начальный этап.Государственная система стандартизации начала

формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоя-

тельности России.

2.2. Государственная система стандартизации рф.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов,

нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял

четырехуровневую систему, включавшую:

1) техническоезаконодательство;

2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех-

нико-экономической и социальной информации;

3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

4) стандарты предприятий и технические условия. Техническое законо-

дательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой

совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательст-

ва был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступле-

ния в силу ФЗ «О техническом регулировании».

Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в дей-

ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве го-

сударственных стандартов Российской Федерации;

Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме-

нование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы

в соответствии с ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.

С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и

правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию кото-

рых в соответствии с законодательством входило установление обязательных

требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах

Госстроя России и т. д.

В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли.

Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых ми-

нистерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике.

ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандар-

ты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных ор-

ганизаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование

займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категорияне

потеряет практического значения.

3. Заключительный этап.К 2010 г. действующая национальная сис-

тема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее,

заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Ее будет возглавлять

негосударственная организация. В связи с окончанием формирования фонда

ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут

содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет уча-

ствовать в деятельности национальной системы.

Его регулирующая роль за-

ложена в ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей

и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандарти-

зации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов

и стандартов организаций – определит сосуществование двух систем исходя

из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссий-

ском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

национальные стандарты:

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан-

дартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль-

ной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организа-

ций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-

технических, инженерных обществ и других общественных объединений, ус-

тановленных Законом РФ «О стандартизации».

 

 

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒



Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Росстрой РФ.

По закону «О техническом регулировании» Росстандарт России в области стандартизации решает следующие вопросы:

q утверждает национальные стандарты;

q принимает программу разработки национальных стандартов;

q организует экспертизу проектов национальных стандартов;

q обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

q осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

q создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

q организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

q участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

q утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

q представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.

Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации. Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.

Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты. ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России или Госстроя России.

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Росстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах экономических районов).

К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Росстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Стандартизация в РФ

Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Росстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации.

Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях.

 

⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Добавить комментарий