Содержание
Стандартизация в РФ
Предыдущая1234567Следующая
Законодательная и нормативная базы стандартизации. Цели и задачи стандартизации.Характеристика национальных стандартов.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Законодательные и нормативные основы стандартизации.
До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.
С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.
К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:
— основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;
— документы международных организаций по стандартизации;
— Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.
Стандартизация осуществляется в целях:
— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных — ситуаций природного и техногенного характера;
— обеспечения научно — технического прогресса;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— рационального использования ресурсов;
— технической и информационной совместимости;
— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико — статистических данных;
— взаимозаменяемости продукции.
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.
Результат стандартизации – нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Основными задачами стандартизации являются:
— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
— установление метрологических норм, правил, положений и требований;
— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; и другие.
Виды стандартов
Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию;
стандарты на услуги;
стандарты на процессы (работы);
стандарты на методы контроля;
стандарты на термины и определения.
Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.
Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.
Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.
Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.
Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.
Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».
Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.
Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Предыдущая1234567Следующая
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
- Lt;question>Что представляет собой стандартизация?
- R2: Национальная стандартизация, проводимая на уровне одной страны — участницы Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации
- Time 0:00:00. стандартизация — форма развития и проведения стандартизации в масштабе государства без государственной формы руководства
- V1: Стандартизация
- Американская стандартизация — цифры, факты, проблемы
- Библиографический список. 1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ
- ВВЕДЕНИЕ. Гулиев, Н. А. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие / Н
- Введение. по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Введение. Представлены порядок выполнения контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
- Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
- Глава 7. Стандартизация услуг
Поиск на сайте:
Стандартизация в РФ
Предыдущая1234567Следующая
Законодательная и нормативная базы стандартизации. Цели и задачи стандартизации.Характеристика национальных стандартов.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Законодательные и нормативные основы стандартизации.
До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.
С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.
К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:
— основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;
— документы международных организаций по стандартизации;
— Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.
Стандартизация осуществляется в целях:
— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных — ситуаций природного и техногенного характера;
— обеспечения научно — технического прогресса;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— рационального использования ресурсов;
— технической и информационной совместимости;
— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико — статистических данных;
— взаимозаменяемости продукции.
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.
Результат стандартизации – нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Основными задачами стандартизации являются:
— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
— установление метрологических норм, правил, положений и требований;
— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; и другие.
Виды стандартов
Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию;
стандарты на услуги;
стандарты на процессы (работы);
стандарты на методы контроля;
стандарты на термины и определения.
Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.
Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.
Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.
Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2.
стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.
Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.
Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».
Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.
Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Предыдущая1234567Следующая
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
- Lt;question>Что представляет собой стандартизация?
- R2: Национальная стандартизация, проводимая на уровне одной страны — участницы Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации
- Time 0:00:00. стандартизация — форма развития и проведения стандартизации в масштабе государства без государственной формы руководства
- V1: Стандартизация
- Американская стандартизация — цифры, факты, проблемы
- Библиографический список. 1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ
- ВВЕДЕНИЕ. Гулиев, Н. А. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие / Н
- Введение. по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Введение. Представлены порядок выполнения контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Глава 1. Метрология как наука об измерениях.
СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ
Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
- Глава 1. Метрология как наука об измерениях. Данное пособие предназначено для студентов университета «Дубна», у которых метрология, стандартизация и сертификация не являются основной специальностью
- Глава 7. Стандартизация услуг
Поиск на сайте:
3.1.Общая характеристика системы
и направления ее реформирования
Национальная система стандартизации Российской Федерации – это
совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер,
осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной вла-
сти по стандартизации и направленных на разработку и применение норма-
тивных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей
и государства.
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» на-
чалось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа [16]:
1-й этап – начальный (2002 г.) – создание Государственной системы
стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия на-
званного закона;
2-й этап – переходный (2003–2010 гг.) – преобразование Государствен-
ной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с из-
менением правового статуса системы с государственного на добровольный;
3-й этап – заключительный – окончание формирования национальной
системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной орга-
низацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольно-
го применения.
1. Начальный этап.Государственная система стандартизации начала
формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоя-
тельности России.
2.2. Государственная система стандартизации рф.
Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов,
нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял
четырехуровневую систему, включавшую:
1) техническоезаконодательство;
2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех-
нико-экономической и социальной информации;
3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;
4) стандарты предприятий и технические условия. Техническое законо-
дательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой
совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательст-
ва был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступле-
ния в силу ФЗ «О техническом регулировании».
Нормативные документы 2-го уровня были представлены:
государственными стандартами Российской Федерации;
межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в дей-
ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве го-
сударственных стандартов Российской Федерации;
Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме-
нование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы
в соответствии с ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.
С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и
правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию кото-
рых в соответствии с законодательством входило установление обязательных
требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах
Госстроя России и т. д.
В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли.
Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых ми-
нистерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике.
ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандар-
ты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных ор-
ганизаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование
займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категорияне
потеряет практического значения.
3. Заключительный этап.К 2010 г. действующая национальная сис-
тема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее,
заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Ее будет возглавлять
негосударственная организация. В связи с окончанием формирования фонда
ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут
содержать только рекомендуемые требования.
Изменение статуса системы не означает, что государство не будет уча-
ствовать в деятельности национальной системы.
Его регулирующая роль за-
ложена в ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей
и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандарти-
зации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов
и стандартов организаций – определит сосуществование двух систем исходя
из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссий-
ском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.
Национальная система стандартизации включает:
национальные стандарты:
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан-
дартизации;
общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль-
ной информации.
Локальная система стандартизации базируется на стандартах организа-
ций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-
технических, инженерных обществ и других общественных объединений, ус-
тановленных Законом РФ «О стандартизации».
⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒
Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Росстрой РФ.
По закону «О техническом регулировании» Росстандарт России в области стандартизации решает следующие вопросы:
q утверждает национальные стандарты;
q принимает программу разработки национальных стандартов;
q организует экспертизу проектов национальных стандартов;
q обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
q осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
q создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
q организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
q участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
q утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
q представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.
Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации. Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.
Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты. ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России или Госстроя России.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Росстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах экономических районов).
К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Росстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Стандартизация в РФ
Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Росстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации.
Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.
Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях.
⇐ Предыдущая12
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?;
Читайте также: