Сущность права

Основные подходы к пониманию сущности права. Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о его понятии и происхождении, но вместе с тем имеет самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, а происхождение – причины его возникновения, то сущность говорит о том, что есть право само по себе и в чем его смысл. Сущность – это как бы скрытая, невидимая сторона права, его суть, без которой нет права как такового.

Уяснение вопроса о сущности права, как и уяснение вопроса о его понятии, тоже представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует его единообразное решение. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права, так же как и вопрос о сущности государства, рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с надклассовых, общесоциальных позиций.

Классовый подход к пониманию сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивает классовый характер права, и сущность права видит именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Надклассового,общесоциального подхода к пониманию сущности права придерживаются различные немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т. д., – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Современные трактовки сущности права. Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современная отечественная теория государства и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право – это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения[6]. По мнению других, право по своей сущности – это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений[7]. С точки зрения третьих сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей[8]. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право – это мера свободы (а также справедливости), гарантированная государством[9]. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.

Опять же не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, обратим внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права) и сущность права в юридическом смысле (сущность позитивного права), есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право – явления не совпадающие.

Сущность естественного права, как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправданно с точки зрения социальных условий жизни людей, признается и одобряется обществом.

Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективное право – это основанная на нормах объективного права, дозволенная ими возможность, свобода определенного поведения конкретных участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений. Даже тогда, когда государство признает естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу.

Следовательно, сущность субъективного правабудет составлять установленная или признанная государством в нормах объективного права свобода (мера свободы) поведения участников соответствующих общественных отношений.

Что же касается сущности объективного права, то едва ли правильно видеть ее в свободе или мере свободы. Регулируя общественные отношения при помощи норм объективного права, государство, разумеется, определяет в этих нормах свободу поведения участников общественных отношений, устанавливая меру, границы этой свободы. Но это совсем не означает, что данная свобода составляет сущность объективного права. Дело в том, что государство, определяя в нормах объективного права свободу поведения участников общественных отношений, не всегда ее гарантирует, что характерно для государств с псевдодемократическими режимами. Более того, в государствах с собственно антидемократическими режимами в исходящих от государства нормах зачастую закрепляется произвол, который не совместим с правом. Такое объективное право может только условно считаться правом, фактически им не являясь. Однако независимо от того, содержит объективное право подлинное право (свободу) или не содержит его, гарантирует его или не гарантирует, оно во всех случаях выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений, создающего в обществе определенный порядок. Этот порядок может создаваться как в интересах всего общества, так и в интересах какой-либо его части. Поэтому сущность объективного правасостоит, как представляется, в том, что оно есть государственный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок.


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Тема 14. Понятие, сущность, и основные характеристики права

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Трактовка права в дореволюционной российской и советской юридической науке.

Современные направления правопонимания в отечественной юриспруденции.

Право как нормативный регулятор общественных отношений.

Сущность права. Основные концепции сущности права. Общесоциальный и классовый подход к определению сущности права.

Содержание права: волевой, нравственный и интеллектуальный аспект. Объективное и субъективное в праве. Определение права.

70. Сущность права.

Признаки права. Право публичное и частное.

Bнyтpигocyдapcтвeннoe и международное право.

Принципы права: общесоциальные, политические и правовые. Социальное назначение и функции права. Социальная ценность права. Инструментальная и гуманистическая ценность права.

Право и законность. Право и социальная структура общества. Право и национальная структура общества. Особенности выражения в праве интересов народа, нации.

Право и экономика. Право и политика. Право и государство. Право и культура. Типология права.

Право и правовая надстройка. Право и правовая система.

 

Тема 15. Право в системе социального регулирования

Система социального регулирования: понятие, элементы.Понятие и основные виды социальных норм.

Право и иные социальные нормы: сходство, различие, взаимодействие. Право и мораль (религиозная и светская). Нравственное содержание права.

Право и обычаи, традиции.

Право и нормы общественных объединений.

Право и религиозные нормы.

Юридическо — технические нормы, их роль и место в правовом регулировании.

Тенденции развития социального регулирования.

 

Тема 16. Формы (источники) права

Понятие форм (источников) права и их виды. Характеристика основных форм.

Нормативный акт, правовой обычай, юридический прецедент, правовой обычай, нормативный договор. Соотношение сущности и формы права.

Нормативный правовой акт: — понятие и виды. Закон: понятие, виды, роль в демократическом государстве. Подзаконные нормативные акты. Локальные нормативные акты. Правоположения юридической практики.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Коллизии в действии нормативных актов.

 

Тема 17. Правотворчество

Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение. Место и роль правотворчества в правовом регулировании общественных отношений. Объективное и субъективное в правотворчестве.

Содержание, цели и субъекты правотворческой деятельности. Принципы правотворчества. Формы правотворчества. Правотворческая компетенция.

Виды правотворчества: правотворчество государства, санкционированное и делегированное правотворчество. Непосредственное правотворчество народа. Референдум.

Понятие и стадии правотворческого процесса. Законотворческий процесс. Высшая юридическая сила закона. Закон и ведомственные нормативные акты. Локальное норматворчество. Научные основы правотворческой деятельности. Нормотворчество местного самоуправления и его органов.

Правотворчество в Российском государстве. Правотворчество в разных правовых системах.

Юридическая техника: понятие и виды. Средства и приемы юридической техники. Язык нормативных актов.

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, значение. Способы систематизации нормативно-правовых актов: инкорпорация, кодификация, консолидация. Использование компьютерных технологий и программ при учете и систематизации нормативных актов.

 

Тема 18. Нормы права

Нормативность как свойство права. Понятие правовой нормы, ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность нормы права, обязательность, системность, неоднократность действия, неперсонифицированность адресата.

Роль и место нормы права в механизме правового регулирования.

Основные виды правовых норм. Специализация и структура правовых норм. Норма – предписание, логическая норма.

Гипотеза, диспозиция, санкция. Характеристика и виды элементов правовой нормы. Отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта.

 


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 47 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„ организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки:

1) волевой характер

2) общеобязательность

3) нормативность (состоит из норм)

4) связь с государством (создается гос-м, охраняется)

5) формальная определенность

6) системность (система права)

7) регулятор общественных отношений

8) Право – мера (масштаб) свободы и поведения

9) Выражает ту или иную волю

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.

В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права— произвол и беззаконие.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).

Государственное принуждение — это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию.

Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право — результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права — государством».

От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.

Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху.

Сущность права

Подобная узкая трактовка искажает смысл права.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника — формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право — «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением естественного Права в закон.

Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и происходит в настоящее время в нашей стране.


⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Исторический мировой опыт государственно-правового развития, долголетние исследования государственно-правовых реалий во многих странах различными научными школами породили широкое разнообразие подходов в изучении государства права.

Существуют теории (агностицизм), которые отвергают саму возможность познания права и государства. Если же стоять на точке зрения познаваемости мира, признавать его объективность и способность человека достигать истины, то основное расхождение между различными методологическими школами сведется к водоразделу эмпирического и рационального, исторического и логического.

Подходы: Эмпирическое и рациональное. Эмпирическое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Рациональное связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

Логический и исторический подходы связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории. Логическое показывает степень понимания исторического, историческое лежит в основании логического.

Специфика предмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу.

Философской (мировоззренческой) основой теории права и государства выступает диалектика – т.е. учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

Сущность права.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой, вытекающей из их существа и также внешней по отношению к ним); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

Законы диалектики находятся в неразрывной связи с логическими средствами познания, имеющими интегральное значение в исследовании правовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить от менее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализа единая правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права, правонарушения, юридические факты и т.д.), каждая из них детально рассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении во всем богатстве их специфики и восстановленном целостном единстве многообразного проявления правовой действительности.

В общей цепи познавательного процесса диалектика пользуется выработанными категориями как инструментами проникновения в природу изучаемого явления: качество и количество, форма и содержание, сущность и явление имеют для теории права и государства первостепенное значение.

Важнейшей категорией диалектики является материя. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычленить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализм, – выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства с экономическим базисом общества.

В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип – принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительность государственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутренне закономерному, необходимому процессу развития. Историзм сегодня рекомендует рассматривать право и государство не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического типа другим, как правило более совершенным и прогрессивным, при этом ни один из исторических типов не может рассматриваться в качестве законченного образца.


⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Выбор методологического подхода к исследованию оказывав самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность всœе исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов — ди­намичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, в связи с этим одним из наиболее приемлемы подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всœеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления.

10.2 Сущность права

Базовым за­коном этого учения выступает закон единства и борьбы противопо­ложностей, а основополагающим принципом — принцип всœеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета крайне важно рассмотреть всœе его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и всœе это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактно­го к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимо­действия.

Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положе­ниями о постоянстве происходящих изменений, крайне важно сти замены всœего устаревающего новым является наиболее прогрессив­ным и используется в подавляющей части всœех проводимых иссле­дований. По существу, выбор и использование принципов и мето­дов диалектического подхода к исследованию в сочетании с мето­дологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.


Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения права.

Сущность права — это воля гражданского общества, направленная на регулирование наиболее важных общественных отношений с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в деятельности различных субъектов общественной жизни.

 

В основе любого общественного явления, в том числе и права, лежит социальная воля, т. е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность права — значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через право в своей деятельности.

До недавнего времени в российском правоведении доминировал классовый подход к сущности права. В соответствии ним право понимается как возведенная с помощью государства в закон воля экономически господствующего класса. Этот класс через право создает порядок общественных отношений, соответствующий его частным интересам. По отношению к другим социальным группам право выступает как противоположная их интересам, навязываемая из вне сила.

Данный подход достаточно правильно отражает существенные черты права ранних исторических периодов.

С точки зрения противоположного классовому общесоциального подходаправо по сущностивыражает волю всего гражданского общества. Его целью является достижение баланса, гармонии интересов индивидов и их объединений, установление нормальных способов разрешения конфликтов между ними, обеспечение в итоге стабильного общественного порядка. Право при этом подходе выступает как социальное явление, в котором объективно заинтересованы все основные социальные группы общества.

Данный подход в большей степени выражает существенные черты права современного цивилизованного общества.

Дуалистический подход к сущности правапытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Право выражает как волю экономически господствующего класса, так несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений.

В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности.

 

36. Принципы современного права.

Принципы права — ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.

 

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов.

Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Различают общие принципы, реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены к конституции Российской Федерации.

Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы, которые охватывают несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.

37. Источники (формы права): исторические разновидности.

Источники права — официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.

 

Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм. Традиционно различают три основных вида источников права:

правовой обычай — санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;

судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел;

нормативный акт — определенного вида документ правотворческого органа государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.

Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются и сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового права. Судебный прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). В России и других европейских странах, относящихся к романо-германской системе права, основным источником права являются нормативные акты.

В странах мусульманской системы права особую роль в качестве источников права играют религиозные тексты и акты толкования религиозных норм учеными-правоведами.

В последнее время в качестве самостоятельного источника права выделяют договоры нормативного содержания. Примером такого источника может служить Федеративный Договор, заключенный между центральными органами государственной власти России и республиками, краями, областями, автономными образованиями в 1992 году.

38. Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в России.

 

Нормативные акты — официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

 

Нормативные акты отличаются от других источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов) тем, что:

принимаются только теми государственными органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией,

всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения — юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются,

находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи;

имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица.

В целом нормативные акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.

В России законы принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием, а также законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты принимаются Президентом Российской Федерации и различными звеньями органов исполнительной власти.

Помимо нормативных актов, источниками права в Российской Федерации признаются в ограниченных случаях правые обычаи (ст. 5 Гражданского Кодекса РФ), договоры нормативного содержания (в том числе международные), акты референдумов (как всероссийских, так и региональных).

 

 

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая


Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 227;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий