Таблица законы диалектики в природе и обществе

Содержание

Законы и категории диалектики

Предыдущая1234567891011Следующая

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

2.Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры— к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

3. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Категория диалектики— наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Онтология как философское учение о бытии.

Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб­станции — самостоятельной сущности, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии).

Категория материи и ее атрибутов

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход — материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и произ­водны от нее.

Характерными атрибутами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

Философское понятие природы

Природа — это интуитивно ясное и в то же время трудно опре­деляемое в силу его многозначности понятие. В предельно широ­ком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное мно­гообразие его конкретных проявлений. Очевидно, что в этом смыс­ле понятие природы совпадает в своем содержании с такими науч­ными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека. Правда, развивающееся естествознание внесло свои коррективы, указав на факт не всегда оправданного отожде­ствления данных понятий. Например, в естествознании космос является синонимом астрономического понятия «Вселенная», раз­личающего ближний (доступный освоению космическими аппа­ратами) и дальний (мир звезд и галактик) космос.

В современной культуре наряду с понятием «природа» исполь­зуется категория «образ природы» (в естествознании ее аналогом выступает понятие — «картина природы», обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конк­ретной науке). В образах зафиксирован «лик» самой природы, в котором она являет себя человечеству. Образ природы задает ис­ходные параметры описания и объяснения природного мира, он увязывает в единое целое вырабатываемые в обществе представ­ления о природной среде и способах ее освоения. Поэтому такой образ — не просто Мозаика взглядов и ценностей, а целостное обра­зование, вырастающее на некоем едином духовном стержне куль­туры. В нем фиксируются представления о значимости и ценнос­ти природной среды для жизни общества и отдельного человека, о характере социоприродных отношений и возможных моделях вза­имодействия человека и природы.

Несмотря на то, что природа является связующим элементом философии природы и экологии, предметы их различаются. Все-таки основным объектом экологической проблематики является экологическая система, которая представляет собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных веще­ственно-энергетическим взаимодействием. Философия природы рассматривает проблему социоприродного взаимодействия в бо­лее широком контексте, изначально встраивая человека в струк­туры природного мира.

Предыдущая1234567891011Следующая



Главная > ДИАЛЕКТИКА и ФИЛОСОФИЯ > СОВРЕМЕННАЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ > Современная диалектическая философия

Современная диалектическая философия.
— 04.07.09 г. (Редакции: 27.12.06 г., 06.09.07 г., 04.07.09 г.)

>> Очевидным является современный этап развития диалектической философии – современная диалектическая философия, но в настоящей статье и на сайте вообще имеется в виду авторское учение с одноименным названием. Его не следует путать с авторской Новейшей философией (см. «О: о различении диалектической философии»).

Современная диалектическая философия – современная актуализация философии в бытии, это современное постижение в новой сфере познания. 
    Современная диалектическая философия (после диалектической философии Гегеля) есть второй (и последний) этап развития диалектической философии в бытии (когда завершение приходит к бытию).
    Современная диалектическая философия — вневременное знание, объективна и имеет определенное предназначение, в отличие от бездуховных и безценностных наук.

Современная диалектичная философия – современная профессиональная и целенаправленная актуализация диалектической философии, начатая Гегелем в связи с объективными предпосылками этого и её предназначениями.

Основанием современной диалектической философии является Воспроизведение, как область познания, которое базируется не на феноменологии духа, а на её продолжении и на феноменологиях идеи (согласно Гегелю, «дух всегда есть идея», а обратное – неверно).
    Можно сказать, что современная диалектическая философия есть синтез, тезисом которого является диалектическая философия Гегеля, а антитезисом – Воспроизведение. С другой стороны, можно сказать, что современная диалектическая философия является средним термином, существенным в двух крайних –  Воспроизведение и Новейшая философия.

Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия, используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно и то же, но они различны и непрестанно соотносятся друг с другом, создавая новые знания (которая, поэтому, отлична от философии Гегеля)*.

Современная диалектическая философия, включающая Воспроизведение, служит познанию Мира, исследованию идеи, духа и общественного сознания и созданию актуальных областей познания и отраслей познания (см.

«Области, направления познания, науки»), а также истинных философских наук (реальных и диалектических) и осознанию гуманного развития общества.

Отличительным признаком современной диалектической философии, как непосредственного представления философии в бытии, является наличие внутреннего собственного движения (познания), обусловленного ее областью и, в первую очередь, диалектикой (собственно в силу действия последней и имеется название «диалектическая философия»). Иными словами, современная диалектическая философия непосредственно обладает внутренним движением (по определению Гегеля, «движет себя вперед»), и, поэтому, используя выражение Гегеля, ее «познание катится вперед от содержания к содержанию». И нет мистики в самостоятельном движении и развитии современного диалектического познания, более того, оно не спонтанно и не  синтезируется, как науки, а само проявляется, выявляется, в частности, в результате развития диалектических методов познания (точнее – в силу диалектики – высшего разумного движения).

Познание в современной диалектической философии осуществляется в квадраде познания с применением системы диалектического познания и системы методов диалектической философии.
    Современная диалектическая философия обладает совершенным методологическим аппаратом, включающим познание в его диалектической системе и на основе системы методов диалектической философии.
    Познание в современной диалектической философии отличается от познания в диалектической философии Гегеля тем, что рассматривается, прежде всего, положение значенийиИзначальность (та, которая определяет отсутствие единства различенности и неразличенности; отсюда – знания Новейшей философии, превосходящие понятия бытия и единства различности и неразличности философии Гегеля).

Современная диалектическая философия использует не только категории, достигнутые гегелевской философией, но и их обобщения (напр., негативизация), а также совершенно новые категории (напр., определение). Если в диалектической философии Гегеля используются начало, бытие, определенность, понятие, отрицание, снятие, опосредствование, триада, а также тождество «субъект-объект» и понятие единства различности и неразличности, то в современной диалектической философии не в меньшей мере применяются, соответственно, изначальность, миросоздание, значение, определение, негативизация, положенность, средний термин, квадрада, а также тождество «познающее-познаваемое» и определение отсутствия единства различенности и неразличенности. Более того, в современной диалектической философии дополнительно определены противоречие противоречия, воспроизведение, определение, субъективизация и категориальности.

Особыми достижениями современной диалектической философии считаются определение отсутствия единства различенности и неразличенности, значений, Изначальности и первополагаемых процессов миросоздания, в системе которого рассматривается все существование, положение  теоретической философии и многое другое.

Современная диалектическая философия служит основанием Новейшей философии, ее диалектическим ядром.
    Современная диалектическая философия развертывается в соответствующих областях диалектического познания и диалектического постижения, в областях познания Новейшей философии и в Отделах Высшей диалектики, а в совокупности себя познания и его результатов и в целокупности ее с диалектическими трансцендентальными, историческими, естественнонаучными и общественнонаучными исследованиям образует Новейшую философию и наполняет ее области познания.
    Именно на основе современной диалектической философии актуализированы новые области познания, в т.ч. специальные, например, такие как теофилософия (Новейшей философии) и эзотеология.

Современная диалектическая философия есть основа нового (винтального) познания, отличного от современного рационалистического познания. На базе современной диалектической философии предлагается актуализировать познание нового образа**.
    В определенном смысле современная диалектическая философия является познанием, альтернативным современному научному познанию, но не в антагонистическом смысле, а в смысле предложения новых путей и методологии познания, а также гуманного (а не технологического, экономического) осознания общественного развития.

Однако главное то, что современная диалектическая философия (как диалектическая философия) есть защита против мракобесия, оккультизма, материализма и атеизма.

Ибо  диалектическая философия – путь к Логике, к царству чистой мысли, по словам Гегеля, чье содержание есть изображение Бога, к пониманию Его Провидения, к Нему. Поэтому 
 1) К. Маркс, согласно его собственным словам, хотел перевернуть (гегелевскую) диалектику, но… сгнил советский диалектический материализм (что не случайно),
 2) на философию Гегеля всегда были нападки, и клевещут на нее материалистические науки, в лучшем случае, называют идеализмом. Но они отрицают себя, говоря, что развиваются, а диалектическая философия есть,
 3) в современном мире диалектика оказывается нужна тем, кто хочет хоть как-то защититься знаниями от окружающего усиливающегося зла.
    И окончательно главное теперь – спасение.

Законы и категории диалектики

И, в основном, к тем, которые так или иначе внемлют ему, обращена диалектическая философия. Такова ее современная суть.

Для того чтобы отмежеваться от методологических и познавательных заблуждений материализма и наук, в современной диалектической философии актуализирован собственной комплекс понятий и определений, формируемых в процессе диалектического постижения и на основе новой философской дисциплины – диалектической терминологии.

По темам современной диалектической философии и ее применения имеется ряд научных публикаций.

* Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, т.н. диалектической философией Гегеля, в то время как современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии
** Для современной диалектической философии идея, сознание, бытие и другие категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга. Поэтому диалектическая философия отрицает монизм, дуализм и плюрализм, а для определения ее собственного философского воззрения актуализировано соответствующее новое определение. В этом смысле современная диалектическая философия особенна и не имеет аналогов.

Примечание.
Диалектическая философия по отношению к современности начала XXI в. позиционируется  в текстах в ряде значений, каждое из этих значений имеет свой смысл:
— диалектическая философия в XXI в. – исследования,
— современная диалектическая философия – учение,
— диалектическая философия на современном этапе развития – текущее ее развитие, которое будет продолжаться и после авторской фиксации учения современной диалектической философии.

См. «Диалектическая философия», «О философии Гегеля», «О знаниях»,
«Некоторые особенности СДФ»,
«СДФ: Знания и помыслы»,
«СДФ и российская диалектика»,
«СДФ и национальный модернизационный проект РФ»,
«Модернизация логики», «Новые логики»,
«Диалектическая философия: главные современные достижения».

Дополнение.
    Некоторые вопросы о диалектике и ответы на них:
— диалектика — не наука,
— о различении диалектической философии,
— практические направления СДФ,
— о современной диалектике и сайте,
— о всех трех диалектиках кратко.


Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/7016.html

Похожие главы из других работ:

Диалектика и метафизика как философские концепции развития

3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля

Мировоззрение марксистско-ленинской партии есть диалектический материализм. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы…

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии

Диалектика, как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука…

Диалектика как философская концепция развития

1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия…

Диалектика как философская концепция развития

2. Основные принципы и законы диалектики

Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии…

Диалектика: принципы, законы, категории

Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. В своем происхождении, историческом развитии и соотношении…

Диалектический анализ понятия «любовь»

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Существует взаимная и неразделенная любовь. Они одновременно находятся в единстве и борьбе. Но каждая из них проходит свое саморазвитие и все-таки, я думаю, что они взаимодополняют друг друга…

Закон как философская категория

2. Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны

Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они, в сущности, выражены, описаны тесной взаимосвязью категорий. Например…

Закон как элемент научного знания

1. Понятие научного закона: законы природы и законы науки

научный закон категория познание Научное знание выступает как сложно организованная система, которая объединяет всевозможные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы…

Законы диалектики

2. Основные законы диалектики

Основными являются три закона диалектики: это 1. Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости)…

История философии

6. Диалектика. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможное и действительное. Закон. Типология законов. Динамические и статистические закономерности

Диалектика.

Законы диалектики — просто и понятно

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики: Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод…

Марксистская диалектика и исторический материализм

2. В чем сходство и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля?

Диалектика Гегеля Большим постижением всей философской мысли стала философия Гегеля (1770-1831). Рассматривая соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному…

Основные законы диалектики

3.

Основные законы диалектики

3.1 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия) «Движение и развитие в природе…

Основные законы диалектики

1. Основные законы диалектики

Проблема бытия в философии

3. Законы и категории бытия (законы и категории диалектики).

Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того…

Философия Гегеля

2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития…

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПГУ

Контрольная работа

По философии

На тему:

Учение о диалектике

Выполнила:

студентка 2 курса

гр. 08ЗЭП61

Спицына Н.И.

Пенза, 2010

Введение

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия между ними быть не может.

1. Диалектика как учение о саморазвитии мира

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.[1] Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира. В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий. К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса? «Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, — писал Маркс, — ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод».[2] Поэтому, по мнению К.Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности — это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования — субъективную.

Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод — метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем — вне связи друг с другом.[3] Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика — во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими. Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный исследовательский прием, но за ним должен следовать другой — выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути.

Законы диалектики.

Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности. Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, будто бы годные на все времена и для всех народов. В итоге догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности. С другой стороны, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратиля, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие. Говоря о диалектике, мы определили ее, прежде всего, как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики — всеобщая связь и развитие.[4]


Из определения речь (язык в действии) ясно, что речь теснейшим образом связана с языком. Камнем предкновения 🙂 в вопросе о соотношении языка и речь является вопрос о том, разные это явления или это различные стороны одного явления?

Язык и речь обычно противопоставляют по следующим основаниям:

а) Как общее и единичное

Речь соотносят с категорией «единичное», поскольку речь это конкретные индивидуальный в своём роде текст.

Диалектика. Основные законы диалектики

Каждый текст созданный на том или ином языке единичен и в известном смысле не повторим (даже одна фраза воспроизведенная дважды будет иметь разный тембр, громкость, темп…

Язык соотносят с категорией «общая». Это то общее, что имеется в общем во всех текстах на разном языке. В разных текстах встречаются одинаковые слова, формы, действуют одни и те же правила грамматических соединений слов. Если каждый текст содержал только индивидуальные особенности, то их никто бы не понял. Язык, таким образом, существует не где-то отдельно от речи, как думал Соссюр, а в самих текстах, в самой речи. Он как бы растворён в речи. Какое бы лингвистическое явление мы не взяли (слог, звук, фраза), в нём всегда будет одновременно присутствовать языковая и речевая сторона.

б) Как код и текст

Язык соотносится с категорией «код» (код — система знаков, комбинируя которые можно получить текст).

Речь соотносится с категорией «текст» (текст — устное или письменное речевое произведение)

В рамках этого противопоставления процесс порождения речи называют кодированием, а процесс восприятия речь — декодированием.

в) Как сущность и явление

Язык соотносят с категорией «сущность», а речь с категорией «явление» (явление — то, что явлено, явно, наяву, т.е. то, что мы можем непосредственно воспринимать органами чувств).

Речь это явление языка: мы её слышим, если она устная, видим если она письменная. Сущность — внутренняя стороная явления, это закон, по которому существует данное явление, управляющий данным явлением. Сущность не познается нами непосредственными наблюдениями (её нельзя потрогать, попробовать…), она постигается только умозрительно, путём анализа явления.

Язык — сущность речи, т.е. это закон, по которому существует речь. Язык не дан нам в непосредственных наблюдениях. Этот закон, эту сущность, мы постигаем умозрительно, путём анализа речи. Благодаря языку, т.е. этой абстрагирующей работе сознания, мы понимаем, вопринимаем речь. И в том же смысле речь невозможна без языка (для кошки, например, речь — лишь набор звуков). С другой стороны сущность не существует без явления. Язык существует в текстах, как бы растворён в них. И в этом смысле язык невозможен без речи. Так называемая «идеальная форма» существования языка (в головах людей), вторична, по отношению к речь, является результатом абстрагирующей работы сознания. Мы изучаем, скажем, иностранные языки, путём анализа текста.

Итог (Вывод): язык и речь представляют собой не разные явления, а разные стороны одного явления. Одно не существует без другого, но в то же время противостоят друг другу. Такое единство противоположностей в философии принято называть ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ. Тако взгляд на проблему соотношения языка и речи, с тем или иными вариациями, характерен для большинства отечественных языковедов.

Т.П.Ломтев в статье «Язык и речь» писал, что «… любая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, другой — к речи.» Немецкие языковеды, вслед за Вильгельмом фон Гумбольдтом, часто подчеркивают другую сторону это противоположности языка и речи, а именно статистический и динамический аспекты: язык есть одновременно и деятельность и произведение. То есть получается, что языковой и речевой моменты (стороны) присутствуют и в деятельности, и в произведении.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1232; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Попов М. В. Социальная диалектика. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2014.

Общественные процессы, идущие в странах бывшего союза дружественных республик, обнажают такие социальные противоречия, которые не могут быть поняты иначе, чем в глубокой диалектической связи между собой и историей их возникновения и развития. Но для такого понимания необходим диалектический метод, проникающий в саму сущность общественного процесса с его сложнейшими взаимодействиями общественного бытия и общественного сознания. Поэтому в последние годы предпринимаются попытки овладения таким методом и представления проблем общественного развития в целостной систематической форме. Здесь отметить работы Х. А. Барлыбаева, И. А. Гобозова, Л. Е. Гринина, Ю. И. Семенова.

Успешной попыткой такого рода является основательная работа профессора кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ М. В. Попова «Социальная диалектика» (СПб.: Издательство Политехнического университета, 2014 г. 468 с.). Научный интерес данного исследования состоит в том, что он впервые в нашей социальной философии органично соединяет рассмотрение всеобщих (логических) категорий с их использованием в сфере социальных процессов. В нескольких специальных разделах он показывает, как действуют такие категории в историческом движении общества, как они используются в понимании исторических процессов. В свете такого рассмотрения становится понятной мысль о том, что прав был старик Гегель: категории буквально врываются в науку из реальных отношений. В наше время бурных перемен это особенно заметно и актуально. И действительно, такая абстрактнейшая категория как «изменение» кажется всем понятной из естественного языка. А К. Поппер даже доказывает, что это простое понятие абсолютизируют философы-«историцисты» от Гераклита и Аристотеля до Гегеля и Маркса. Но вот профессор М. В. Попов показывает глубинную логическую противоречивость этой категории и ее роль в социальных исследованиях, диалектику изменчивости и тождественности предметов и процессов, их текучести, развития и прогресса. И в результате выясняется сложная система взаимосвязей между, казалось бы, давно и прочно усвоенными экономическими и философскими категориями: «производство», «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «базис и надстройка», «общественное бытие и общественное сознание», «классы» и т. д. Возникает стройная система общественных отношений. При сравнении предложенного исследования со старыми учебниками по философии можно увидеть существенное различие.

Законы диалектики как всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Там категории брались изолированно, в лучшем случае показывалось взаимодействие трех-четырех категорий, а в данной работе все категории логично взаимосвязаны, вытекают одна из других и влияют друг на друга. Там они брались без рефлексии с всеобщими (логическими) философскими категориями, а здесь – в тесной связи с этими категориями. Достигается эта логическая взаимосвязанность за счет более тщательных и глубоких определений как известных философских категорий, так и традиционных понятий экономической теории, социологии, политики.

Подлинной новацией рассматриваемой работы является раздел «Становление формаций». И раньше исследовались и освещались вопросы конкретно-исторического становления и развития формаций. Но делалось это, как правило, в исторической форме. Поэтому мы знали историю становления разных формаций в различных странах, а из них составлялась общая картина. В данной работе проведен категориальный анализ понятия формации и показана логика перехода одной формации в другую как процесс качественного преобразования базиса и надстройки и их взаимодействия между собой. Конечно, анализ ведется, прежде всего, на историческом примере России XIX–XX вв.

Отправной мыслью автора является положение о том, что «общественное бытие определяет не только общественное сознание, но и определяющим образом влияет и на все остальные сферы общества – на политику, на формирование и деятельность государства, на идеологию». Противоречивость этого влияния обусловливает борьбу противоположных сил в обществе и муки становления формаций. Причем становление каждый раз происходит по-разному, в соответствии с национально-историческими особенностями обществ. Категории, в том числе и «становление», помогают не упускать из виду главную линию развития событий: сам переход одной формации в другую. Такой переход составляет, как правило, особый исторический период, более или менее длительный. Это периоды острой политической и идейной борьбы, завершающиеся снятием перехода: установлением нового общественного строя в результате революций. При этом новый строй не гарантирован от попятных движений, от контрреволюций и переходных периодов к ним. Так что общественная жизнь в переходные периоды постоянно находится в напряжении, в упорной борьбе противоположных сил. Интересны и размышления автора о противоречивости экономического базиса в СССР и следствиях этой противоречивости.

Как бы оглядываясь на проведенный анализ и осмысляя свой метод исследования, автор в конце работы заключает: «К сделанным выводам мы пришли потому, что брали экономический базис формации как способ производства, а не только как производственные отношения без производительных сил… Но в способе производства следует видеть и экономические причины для его прехождения, которое может реализоваться, если с прехождением не будет вестись необходимой борьбы» (с. 466).

Думается, что этот методологический подход даст в руки исследователей еще один важный инструмент для анализа сложнейших социальных процессов. Но язык и стиль книги сделает ее интересной и полезной и для аспирантов, и для студентов, и для всех, интересующихся важными общественными проблемами.

Добавить комментарий