Теория приобретенных прав действует в

Теория приобретенных прав (the theory of vested or acquired rights). Joseph Henry Beale (1861 –1943). Теория разработана датским голландским юристом Хубером (Huber), но дальнейшую разработку получила в работах юристов стран общего права: Дайси в Англии; и Джозеф Биль (Beale) США, судья ВС США – Оливер Венделл Холмс. Дайси оказал влияние на американских авторов. Основана на идее территориальности. Судья не может признать иностранное судебное решение и применить иностранное право. Его собственное право применимо во всех случаях. Однако тут нет противоречия. Судья признает права, возникшие на основе иностранного права и иностранных судебных решений. На основе теории создана система относительно жестких коллизионных норм, каждая из которых регулировала значительную область права (деликты, договоры, собственность). Restatement of [the law of] conflict of laws. 7.

Слайд 7 из презентации «Теории в международном частном праве»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Теории в международном частном праве.ppt» можно в zip-архиве размером 921 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Теория государства и права» — Ограниченная. Конфедерация. Внутренние. Функции государства. Психологическая теория. Признаки государства. тема лекции: Государство и право. Буржуазное государство. Политическая система. Неограниченная. курс: «Правоведение». Фома Аквинский. Органическая теория. Договорная теория (теория естественного права).

«Основное положение теории Дарвина» — Тема урока: «Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира». Цель урока: Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Чарльза Дарвина.

«Теория света» — 1985 год. Человек научился добывать огонь, получать свет. Двойственность природы света называется корпускулярно – волновым дуализмом. Физический диктант (ответы). Зрение? окружающий мир. Физический диктант. Свет – поток определённых и неделимых порций энергии (кванты, фотоны). Электромагнитная природа света.

«Экономическая теория» — Теория «поиска ренты». Разработка институционального проекта. Теория общественного выбора. Получение ренты. Сговор экономических субъектов. Отсутствие приемственности в получении ренты. Административные барьеры в экономике. Схема разрушения административного барьера. Административный барьер. Неоинституциональная экономическая теория.

«Теория игр» — Основная теорема матричных игр. Все ли матрицы имеют седловую точку? «Игра на уклонение». Пусть игрок 1 имеет всего m стратегий, а игрок 2 – n стратегий. Теорема. Смешанные стратегии. Пример применения. Пусть дана . Игры с седловой точкой. Может ли у матрицы быть несколько седловых точек? Теорема 2. Пусть и существу-ют .

«Клеточная теория» — Основной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов является: Клетка. Центрифугирование. История создания клеточной теории. Увеличение до нескольких сотен тысяч раз. Роберт Броун описал ядро в растительных клетках. Все клетки живых организмов имеют: Сходное строение. В 1665 году Роберт Гук: Увидел, зарисовал и назвал клетку клеткой.

Международное право

8 презентаций о международном праве

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ (ШКОЛЫ) ПРАВА

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

 

Естественно–правовая теория правасложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима.

В этой школе различали:

1) естественное право,основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти;

2) позитивное право,которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищеви др.

Историческая школа прававозникла в начале XIX в.на территории Германии.

Согласно этой школе нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику.

Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухтаи др.

Психологическая школа права,сложившаяся в конце XIX – начале XX вв.

Основоположник – Л. И. Петражицкий,различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется.

Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.

Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рей–снер.

Нормативистская теория права– теория,

которая была создана в начале XX в.

Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцеви др.

Социологическая теория правасформировалась в начале XX в. в европейских странах.

Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.

Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцеви др.

Материалистическая теория правабыла

представлена в работах В.

Доктрина приобретенных прав

И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельсаи их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВА

 

Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

Свойства принципов права:

1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

2) наличие основополагающего характера;

3) фиксирование в законодательстве;

4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

5) устойчивость;

6) системность;

7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;

б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;

г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

 


⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 922 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Под приобретенными имеются в виду права, которые иностранцы приобрели на основании законов государства-предшественника. К ним относятся иностранные частные капиталовложения, различные виды движимого и недвижимого имущества, наследства, концессии и пр. В основе Д.п.п. лежит естественно-правовая концепция, в соответствии с которой люди могут менять свою государственную принадлежность, но их взаимоотношения и собственность должны оставаться неизменными. Так, например, в соответствии с Д.п.п. в случае завоевания какой-либо страны или территории или в случае цессии территории права и титулы, включая пожалования, сделанные прежним правительством, которые были действительны и охранялись законом раньше, должны оставаться в силе и после перемены территориального суверена. Вопрос о приобретенных правах часто возникает в связи с актами государств о национализации, включая национализацию иностранных компаний. Согласно Д.п.п. государство независимо от своей обязанности в отношении имущественных прав собственных граждан должно уважать и сохранять права иностранцев, а в необходимых случаях предоставлять им адекватную, эффективную и быструю компенсацию за национализированное имущество. В рамках т.н. «международного права цивилизованных наций» приобретенные права уважались в отношениях между демократическими государствами, что дало основание Постоянной палате международного правосудия констатировать, что защита приобретенных прав составляет общепризнанный принцип международного права. До определенного времени это мнение разделялось большинством западных правоведов. Категорически отказались признавать приобретенные права Советский Союз, др. коммунистические, а тж. многие развивающиеся государства.

ДОКТРИНА ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ

Д.п.п. была отвергнута в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Было признано неоспоримым суверенное право государств на любые меры в отношении иностранной собственности на своей территории, вплоть до ее конфискации и национализации без какой-либо компенсации.

Основные теории происхождения права

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 36Следующая ⇒

 

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII — XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII — начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты:

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма — уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм.

В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX — XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А.

Теория приобретенных прав

Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Достоинства:

обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:


1.Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека. Многообразие теорий правопонимания обусловелена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и психологическими особенностями.
Основные теории права: Естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория права зародился еще в античности. В средние века естественное право выводилось из Божественной воли, логическую форму данная теория получила позже в трудах Гоббса, Локка, Радищева.
Естесственно – правовая теория
1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права.
2. Источник прав человек усматривался не в гос.ве и не в законе, а в самой человеческой природе (разум, мораль,воля)
Достоинства е-п теории:
1. Указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответсвие с правом, как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.
2. Провозглашение прав человека естественными являлось препятствием для административного произвола.
Недостатки е-п теории:
1.Провозглашая дуализм права, происходит путаница между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим.
2.Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.
3.Усилия человека напрасны перед действием естественного права.
4.Провозглашение ценностей естеств. права абсолютными, что ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.
Историческая теория (школа права) сформировалась в конце 18 века, представители Гуго, Пухта, Савиньи
Основные положения исторической теории:
1.право-историческое явление, не вводится по указанию, а возникает и развивается постепенно.
2.право-это правовые обычаи, исторически сложившиеся правила поведения, влекущие юрид. последствия.
Достоинства исторической школы:
— было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.
— подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель на может творить нормы права по своему усмотрению
— значение правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения
Недостатки:
— данная теория переоценивает роль правовых обычаев, т.к. многие из них соблюдаются из удобства или по подражанию
— отрицаются за юристом творческие роли, в то время как создание законов является творческим процессом
— рассмотрение права как духа конкретного народа, отрицание возможности заимствований из права других народов.
Нормативистская теория права полно сформулирована в ХХ веке, представители Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Основные положения по Гансу Кельзену:
1. право это система норм, как пирамида, где на самом верху находится основная норма принятая законодателем, каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юр. силы
2. право-сфера должного, а не сущего.
3. в основании пирамиды норма находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания, которые также включаются в понятие права.

Англо-американская доктрина международного частного права.

Достоинства:
— подчеркивается нормативность, иерархия правовых норм по степени их юр. силы
-нормативность органически связана с формальной определенностью права
-признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие
Недостатки:
-увлеченность формальной стороной права, что влечет игнорирование прав личности, нравственных начал юр. норм и т.п., недооценивается связь права с эконом., полит., духовными факторами.
-преувеличивается роль государства
Материалистическая теория права Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов
Основные положения:
1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса
2. содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером производственных отношений, носителями котор. явл. собственники, держащие в руках гос.ую власть.
3. право — социальное явления, в кот. классовая воля получает гос.-нормативное выражение.
Достоинства:
— право это закон, выделены критерии правомерного и противоправного
— показали обусловленность права соц-экон. факторами, влияющими на него
-обратили внимание на связь права с гос.вом, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Недостатки:
-преувеличена роль классовых начал в ущерб общечеловеческим принципам
-излишне связывали право с материальными факторами
Психологическая теория права: Петражицкий, Росс, Рейснер
Основные положения:
1. Психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, гос.во
2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а из психологических закономерностей (эмоций).
3. Все правовые переживания делятся на позитивные (исходящие от государства), и интуитивные (личные)
Достоинства:
-обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими и политическими
-акцентирует внимание на роли правосознания в правовой системе общества
Недостатки:
-преувеличена роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (эконом, полит, культурным)
-отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Социологическая теория права: представители Эрлих, Жени, Муромцев, Паунд
Основные положения:
1. разделяют право и закон, но не как в естественном праве (право воплощается в реализации законов)
2. право это юр.действия, практика, правопорядок, применение законов. Право это реальное поведение субъектов правоотношений (живое право)
3.формулируют живое право прежде всего судьи в процессе деятельности, выступая субъектами правотворчества.
Достоинства:
— оно обращает внимание на реализацию права
— фиксирует приоритет общественных отношений, как содержания права
— согласуется с ограничением гос.ого вмешательства в экономику
Недостатки:
— если под правом понимать реализацию законов, тот теряются четкие границы между правомерным и неправомерным
— в силу переноса правотворческой деятельности на судей, увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвол

 


Читайте также:


Происхождение права, так же как и происхождение государства является дискуссионным в науке, но протяжении длительного времени сформировались различные теории, характеризующие данный процесс.

Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права. В своей аргументации теория ссылается на положения Библии, где утверждается, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. В основе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром, его нельзя ставить под сомнение. Вторым по значению идет естественный закон, который отражает вечный закон в людях и находит выражение в позитивном праве.

Оценить данную теорию довольно сложно, поскольку она опирается на вопросы веры, тем не менее, теологическая теория распространена и по сей день среди ученых западных католических университетов, мусульманских правоведов.

Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и т.п.) гласит, что кроме установленного государством права существует и естественное, присущее человеку от рождения, социально-оправданное и дарованное природой (Богом). Естественные права личности неотчуждаемы, неприкосновенные, являются основным условием жизни индивида. Естественные права приоритетны по отношению к позитивному, задачей государства является их обеспечение и защита.

Теория естественного права не объясняет происхождение права, указывая, что естественные права личности, определяющие позитивное правовое регулирование есть у человека с рождения, снимает, по существу, проблему происхождения права. Однако значение данной концепции сложно переоценить, ее идеи легли в основу теории современного правого государства.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г. Гуго и др.) сложилась в XIX веке в противовес естественно-правовой теории, ее представители утверждали, что право не создается законодателем и появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Задача правоведов состоит в том, чтоб уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель – переработать их в законодательство. Право первоначально существует в форме обычаев, за тем в деятельности юристов и нормативных актах, никогда не теряя связи с народным сознанием. Именно народный дух и отражающие его правовые обычаи способствовали различиям между правовыми системами государств.

Указанная концепция имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненным достоинством является указание на объективную природу права, на правовой обычай как исторически первую форму права, на особенности менталитета как фактор становления права. Меж тем, историческая школа права гиперболизирует значение народного духа, игнорирует правовую рецепцию, восприятие правовых норм посредством завоевания, насаждения, например, в колониях, недооценивают эволюцию права.

Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, советские теоретики). Согласно данной концепции право неразрывно связано с государством, и, так же как и государство, зависит от экономического базиса общества. Право возникает с появлением государства, и также как и оно носит классовый характер, то есть выражает волю экономически господствующего класса. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемых, утверждали сторонники данной теории. Необходимость в праве обусловлена переходом к производящей экономики, появлением частной собственности и процессом классообразования, именно тогда появляются правила, регламентирующие порядок экономических и вслед за ними политических отношений, обеспеченные государственным принуждением.

Долгое время в отечественной юридической науке данная теория считалась единственно верной. Теория имеет ряд достоинств:

во-первых, нельзя отрицать роль экономических отношений в правогенезе, регулирование обмена между людьми – одна из сфера, которая требует появления права;

во-вторых, верна мысль о том, что усложнение общественных структур требует более совершенных нормативных регуляторов, первобытные обычаи перестают справляться с задачей упорядочения общественных отношений;

в-третьих, во многих ранних памятниках права мы видим признаки отражения воли одного класса (приравнивание рабов к вещам, различный штраф за убийство смерда и боярина и т.п.).

Однако теория имеет и ряд существенных недостатков: она гиперболизирует роль экономических факторов, недооценивает внешнеполитическое влияние, особенности культуры, религии и т.п. Кроме того, теория в большей степени отражает правогенез западной цивилизации, но Востоке появление и развитие правовых норм не имело столь непосредственной корреляции с типом экономических отношений. Недооценивает теория и роль общесоциальных интересов в формировании социальных норм.

Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс и др.). По мнению представителей данной концепции, право зарождается не для упорядочения отношений внутри родовой общины, а для регулирования конфликтов между родами. Внутри родовой общины ее члены не нуждались в праве, конфликты разрешались старейшинами, каждый отдельный индивид не осознавал себя самостоятельным субъектом права (не выделял себя из общества), а, следовательно, не имел частных, отличных от общих, интересов. Родовая община обеспечивала ему пропитание и защиту. Между родовыми же группами в рамках племени случались конфликты, и их урегулирование было в интересах племени. Именно из договоров о примирении между родовыми группами, заключаемых при помощи народного собрания, старейшин, возникает первое примирительное право. Постепенно повторяющиеся типичные ситуации и их примирительное разрешение становятся правилом.

Несомненные достоинства теории заключаются в том, что она основана на многочисленных исторических фактах. Примирительные устные договоры имели место быть, о чем свидетельствует анализ памятников обычного права, более того в их содержании достаточно большое количество норм уголовно-правового характера, с указанием санкция за правонарушения, что свидетельствует в пользу данной теории. Однако представители теории недооценивают регулятивную роль права. Примирительная теория сформировалась и получила распространения на западе, где социальные институты, в том числе право, развивались эволюционным путем преимущественно «снизу», образование подобных институтов на востоке могло существенно отличатся. Следовательно, теория имеет право на существование, но характеризует отдельные аспекты правогенеза и не является универсальной.

Регулятивная теория распространена в азиатских странах, что обусловлено обращением к особенностям возникновения государства и права в странах Азии, где жесткие климатические и географические условия обусловили высокую роль государства на ранних этапах его становления.

Суть теории заключается в том, что право возникает для установления и поддержания единого порядка в масштабах всей страны. На любом этапе человеческого развития есть вопросы, требующие регулирования. На ранних этапах необходимо было регулировать территориальные споры, порядок природопользования, половые отношения, порядок охоты и т.п. С развитием производства возникает необходимость в регулировании землепользования, сельскохозяйственного производства, товарообмена, строительства крупных сооружений (ирригационных, фортификационных). Одним словом, по мере развития общественных отношений все большие сферы жизни вовлекаются в правовое регулирование.

Несомненным достоинством теории является то, что она согласуется с историческими фактами, ходом исторического развития. Первые памятники права содержат регулирование основных вопросов, актуальных для развития общества и государства на тот исторический момент. Несомненна и роль государства в разрешении конфликтов, установлении общих правил поведения. Однако регулятивная теория имеет и недостатки: она излишне максимизирует регулятивные возможности права, очень долгое время право практически не регулировало, например, компетенцию главы государства, государственного аппарата. Длительное время и экономика развивалась по законам саморегулирования, государства с помощью права устанавливало лишь общие правила мер и весов, товарообмена и защищало от экономических правонарушений. Кроме того, помимо права есть и иные социальные регуляторы, которые упорядочивали более значимые для человека общественные отношения (мораль, религия).

Контрольные вопросы:

1. Какими признаками характеризуется власть в первобытном обществе? Чем отличается от государственной власти?

2. В чем особенности социальной организации первобытного общества? Чем отличаются различные формы социальной организации?

3. Какие институты управления существовали в первобытном обществе? Можно ли их называть «аппаратом управления» на подобие «государственного аппарата»?

4. Что представляет собой протогосударство? В чем особенности организации власти на этапе разложения первобытнообщинного строя?

5. В чем особенности социального нормативного регулирования в первобытном обществе?

6. Какие пути происхождения права выделяются в юридической науке? Охарактеризуйте на примере Российского государства?

7. В чем особенности восточного, западного и синтезного пути возникновения государства?

8. В чем своеобразие афинской и римской форм возникновения государства?

9. Каковы предпосылки для возникновения государства?

10. В чем причины многообразия теорий происхождения государства и права?

11. Каковы основные закономерности возникновения государств выделяются в современной науке?

12. Каковы основные теории происхождения права?

Темы докладов, рефератов:

1. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

2.

Теория приобретенных прав

Причины многообразия теорий происхождения государства.

3. Социальная структура и институты публичной власти в догосударственом обществе.

4. Причины возникновения государства.

5. «Восточный» и «западный» путь возникновения государства.

6. Теоретические проблемы происхождения древнерусского государства.

7. Нормативная система первобытного об­щества.

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989.

3. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. М., 2008.

5.Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России // Государство и право. 2003. № 5. С.5-34.

6. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2001. № 9. С. 85-91.

7. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4. С.173-180.

8. Иванников И.А.Леон Петражицкий о роли психики в становлении права // Журнал российского права. 2011. № 8.

9. Клочков В. В. Диалектика как методология изучения теории государства и права: риторические проблемы и неопровержимые теории // Философия права. 2005. № 2. С. 18-22.

10. Мамут Л.С. Государство как публичновластным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 88-100.

11. Мещерякова М.А., Нанба С. Б.Проведение сравнительно-правовых исследований: проблемы методологии // Журнал российского права. 2012. № 2.

12. Павликов С. Г. К вопросу о происхождении российского государства // Государство и право. 2012. № 2. С. 102-109.

13. Поляков А.В. В поисках интегрального типа правопонимания // История государства и права. 2003. № 6. С.7-8.

14. Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. 2001. № 5. С.216-234.

15. Протасов В. Н. К вопросу о «специальной» теории государства и права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 28-33.

16. Сигалов К.Е. Синергетическая организация права: теория и реальность // История государства и права. 2011. № 19.

17. Стрельников К. А. Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 2-4.


⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 18142 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Добавить комментарий